ПРОПАГАНДА И КУЛЬТУРА: ЛИТЕРАТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВА
В КИТАЕ И СССР 1960-1970-Х ГОДОВ
У. Шивэнь, магистрант
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-141-143
Аннотация. В статье рассматривается роль литературы как инструмента государственной пропаганды в Советском Союзе и Китае в 1960-1970-е годы. Подчеркивается использование литературы для закрепления идеологических позиций, мобилизации общества, формирования культурной идентичности и контроля над информацией. Анализируются механизмы воздействия литературных произведений на массовое сознание и их значимость в контексте политических изменений и управления общественным мнением. Исследование акцентирует внимание на том, как литература способствовала трансляции официальной идеологии и созданию положительного образа власти.
Ключевые слова: литература, пропаганда, СССР, Китай, 1960-е годы, 1970-е годы, цензура, общественное мнение.
Пропаганда представляет собой распространение и популяризацию политических, религиозных, научных или других идей с помощью речевых, медиальных, визуальных и иных средств. В узком смысле под пропагандой понимается политическая или идеологическая пропаганда, осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения [5]. Она может быть направлена на поддержку политической идеологии, общественного строя или конкретного лидера, и используется для управления общественным сознанием и поведением.
Литература как инструмент пропаганды играет важную роль в формировании мировоззрения и представлений о политических, социальных и культурных вопросах. Государства могут использовать литературные произведения для:
- Закрепления идеологических позиций: пропагандистская литература поддерживает идеологию государства, восхваляя его лидеров, действия и идеалы. Она помогает создать положительный образ власти и продвигать её интересы.
- Мобилизации общества: Литература может вдохновлять людей на действия в интересах государства, будь то поддержка политики, война или коллективизация.
- Формирования культурной идентичности: литературные произведения могут подчеркивать национальные, культурные или классо-
вые особенности, создавая образ «правильного» гражданина или «врага народа».
- Контроля над информацией: Государство через цензуру и контроль над издательской деятельностью может блокировать неподходящие произведения и распространять только те, что поддерживают его официальную линию [2].
Выбор периода 1960-1970-х годов обусловлен тем, что в этот период в СССР и Китае происходило усиление государственного контроля над культурой и литературой. Литература в это время служила важным инструментом для поддержки государственной идеологии и реализации механизма пропаганды, необходимой для формирования общественного мнения и контроля над населением.
Литература и пропаганда в СССР
1960-1970-е годы в Советском Союзе характеризовались Холодной войной - глобальным противостоянием между Востоком и Западом, что имело как политический, так и идеологический характер. Советское руководство стремилось усилить контроль над всеми аспектами жизни общества, включая культуру и литературу [4]. Литература стала важным инструментом пропаганды, направленным на укрепление советской идеологии и демонстрацию её превосходства над Западом [2].
Советские писатели этого времени играли ключевую роль в продвижении государственных идей. Их произведения восхваляли геро-
изм советского народа, социальные ценности и идеалы коммунизма. Примеры таких произведений включают:
- Юрий Бондарев: его роман «Горячий снег» (1969) является классическим примером литературы, воспевающей героизм советских солдат во время Великой Отечественной войны, акцентируя внимание на стойкости и преданности Родине.
- Константин Симонов: в эпопее «Живые и мертвые» (1959-1971) автор изображает героизм советских воинов в борьбе против фашизма, прославляя коллективные усилия народа.
- Анатолий Иванов: его роман «Вечный зов» (1970-1976) отражает социалистические идеалы и героизм советских людей как в годы Гражданской войны, так и в период Великой Отечественной.
Государство не только поддерживало таких писателей, но и активно поощряло их, предоставляя возможности для публикаций и награждая государственными премиями.
Литература находилась под строгим контролем: все произведения должны были соответствовать идеологии партии [3]. Любые книги, которые не проходили эту цензуру, подвергались запрету. Писатели, чьи работы не соответствовали заданной линии, могли столкнуться с репрессиями. Таким образом, цензура играла ключевую роль в формировании содержания произведений, ограничивая творческую свободу и подчеркивая важность государственной пропаганды.
Литература и пропаганда в Китае
В 1960-1970-е годы Китай находился под влиянием Великой культурной революции (1966-1976), политической кампании, инициированной Мао Цзэдуном. Главной целью революции было укрепление власти Мао и устранение элементов капитализма и традиционной культуры. В этот период литература стала важнейшим инструментом государственной пропаганды, формируя новое поколение граждан, преданных революционным идеалам [1].
Одним из способов пропаганды стали революционные оперы (Уап§Ьапх1), такие как
«Легенда о красном фонаре». Эти произведения активно продвигались партией и описывали героические образы рабочих и воинов, сражающихся за идеалы социализма. Кроме того, роман С^^^Ш» («Золотая дорога»), написанный китайским писателем Хао Жаня в 1970-х годах, излагал идеи социалистической трансформации сельской жизни, подчеркивая борьбу между традицией и революцией.
Маоистская литература формировала у молодежи образ идеального гражданина, готового на самопожертвование ради коммунизма. Произведения часто описывали героизм простых людей, борющихся с врагами социалистической системы. Таким образом, литература в Китае в 1960-1970-х годах стала мощным инструментом для воспитания новых поколений, приучая их к мысли о служении партии как высшей цели жизни.
И в Китае, и в СССР литература служила ключевым инструментом для продвижения государственной идеологии. В обоих странах литература использовалась для укрепления власти и формирования коллективного сознания, восхваляя идеальные качества граждан, преданных делу партии.
Методы контроля литературы различались: в СССР это осуществлялось через цензуру и Союз писателей, в то время как в Китае контроль часто сопровождался массовыми репрессиями. Темы литературных произведений также отличались: в СССР преобладали темы Великой Отечественной войны и социалистического строительства, тогда как в Китае акцент делался на борьбу с классовыми врагами и прославление Мао Цзэдуна.
Таким образом, литература в СССР и Китае в 1960-70-х годах стала важным инструментом государственной пропаганды, несмотря на свою художественную природу. Она формировала общественное сознание, воспитывала идеологически преданных граждан и поддерживала государственную власть. Созданные произведения служили не только для обращения к эмоциям общества, но и для явной поддержки государственной идеологии.
Библиографический список
1. Галенович Ю.М. «Культурная революция» в Китае: Борьба в китайском руководстве. Май 1966 г. - апрель 1969 г.: Спец. вып.: [В 4 кн.]. «Культурная революция» в Китае. Декабрь 1967 г. - апрель 1969 г. Ч. 2. Специальный выпуск. - Москва: [б. и.], 1974-, 1977. - 236 с.
2. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник НГУЭУ. - 2020. - №4.
3. Стародубова О.Ю. Художественная литература как средство пропаганды военного прошлого в годы Великой Отечественной войны (методология проблемы) // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития Росси. - 2015. -№2 (8). - С. 37-38.
4. Цукасов C.B. Время зрелости: Пресса развитого социализма и ее эффективность. - М.: Мысль, 1978. - 228 с.
5. Чжоу Тайцзи, Чжу Ли. Баоецзитуань: чжунго баое синьсянь сян тан-си. Корпорация печати: исследования и анализ нового явления прессы Китая // Вестник Хуачжунского технологического университета. Серия Общественные науки. - 1995. - № 4. - С. 61-63.
PROPAGANDA AND CULTURE: LITERATURE AS A STATE INSTRUMENT IN CHINA AND THE USSR 1960-1970s
Wu Shiwen, Graduate Student St. Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article examines the role of literature as an instrument of state propaganda in the Soviet Union and China in the 1960s and 1970s. The use of literature to consolidate ideological positions, mobilize society, form cultural identity and control information is emphasized. The mechanisms of the impact of literary works on the mass consciousness and their significance in the context of political changes and the management of public opinion are analyzed. The study focuses on how literature contributed to the transmission of official ideology and the creation of a positive image ofpower.
Keywords: literature, propaganda, USSR,, China, 1960s, 1970s, censorship, public opinion.