Научная статья на тему 'ПРОПАГАНДА ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДАГЕСТАНА В 1960-Е ГГ. И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ'

ПРОПАГАНДА ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДАГЕСТАНА В 1960-Е ГГ. И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / РАВНОПРАВИЕ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / РАДИО / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич

Проблема обеспечения гендерного равноправия в современном Российском государстве, особенно в его мусульманских регионах, представляет огромный научный интерес и имеет большое практическое значение. В этом контексте перед обществоведами стоит задача обобщения опыта предшествующих десятилетий как в целом по стране, так и по отдельным регионам, в частности такому специфическому и многонациональному, как Дагестан. В данной статье впервые в региональной историографии предпринята попытка комплексного анализа деятельности средств массовой информации Дагестана по обеспечению гендерного равноправия в 1960-е гг. Особое внимание уделено обеспечению прав дагестанок на обучение в общеобразовательной школе, высших и средних специальных учебных заведениях, их равноправному участию в общественно-политической, социально-культурной жизни, преодолению ущемления прав женщин в семейно-бытовой сфере. Анализ материалов периодических изданий республики, их сопоставление с документами Центрального государственного архива Республики Дагестан позволили воссоздать объективную научную картину рассматриваемой темы, при разработке которой автор опирался на принципы научной объективности и историзма, использовал сравнительно-исторический, описательный, системный методы исследования. В результате сделан вывод, что, несмотря на трудности и ряд нерешенных проблем в деятельности газет, журналов, радио и телевидения республики, как объективного, так и субъективного характера, в регионе отмечалось явное усиление позитивных тенденций и благоприятных результатов в обеспечении гендерного равноправия в дагестанском обществе, что, в частности, находило отражение в улучшении санитарно-бытовой культуры городских и сельских населенных пунктов, семей дагестанцев. В то же время к концу анализируемого десятилетия обозначенная общественно-политическая и социально-культурная проблема в одном из самых многонациональных регионов страны была далека от своего полного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF GENDER EQUALITY BY THE MASS MEDIA OF DAGESTAN IN THE 1960S AND ITS RESULTS

The issue of gender inequality in Russia’s Muslim regions is of great scientific interest and practical significance, and sociologists need to generalize the experience of the previous decades. Such multinational region as Dagestan provides a lot of useful data on the matter in question. This article describes the first attempt of the regional historiography to analyze the activities of Dagestan mass media to promote gender equality in the 1960s, e.g., in secondary schools, universities, socio-political life, culture, and family life. The author analyzed newspaper publications and documents from the Central State Archive of the Republic of Dagestan. The materials provided an objective scientific picture of the social landscape. The author relied on the principles of scientific objectivity and historicism and used comparative-historical, descriptive, and systematic research methods. All mass media obviously experienced some difficulties in covering the gender issues. However, the analysis revealed some positive trends and results in the struggle for gender equality in Dagestan, e.g., in the sanitary culture of urban and rural settlements. Still, this socio-political and socio-cultural issue remained unresolved by the end of the 1960s.

Текст научной работы на тему «ПРОПАГАНДА ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДАГЕСТАНА В 1960-Е ГГ. И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

© 2023. Мирзабеков М. Я.

Пропаганда тендерного равноправия

(С« МНИ

ЕС

с

оригинальная статья

Пропаганда тендерного равноправия средствами массовой информации Дагестана в 1960-е гг. и ее результаты

Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич

Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, Россия, Махачкала

Scopus Author ID: 57373856800

yash831@mail.ru

о р

п

с

а р

я

ЕС

С С

с =

Поступила в редакцию 24.01.2023. Принята после рецензирования 18.03.2023. Принята в печать 27.03.2023.

Аннотация: Проблема обеспечения гендерного равноправия в современном Российском государстве, особенно в его мусульманских регионах, представляет огромный научный интерес и имеет большое практическое значение. В этом контексте перед обществоведами стоит задача обобщения опыта предшествующих десятилетий как в целом по стране, так и по отдельным регионам, в частности такому специфическому и многонациональному, как Дагестан. В данной статье впервые в региональной историографии предпринята попытка комплексного анализа деятельности средств массовой информации Дагестана по обеспечению гендерного равноправия в 1960-е гг. Особое внимание уделено обеспечению прав дагестанок на обучение в общеобразовательной школе, высших и средних специальных учебных заведениях, их равноправному участию в общественно-политической, социально-культурной жизни, преодолению ущемления прав женщин в семейно-бытовой сфере. Анализ материалов периодических изданий республики, их сопоставление с документами Центрального государственного архива Республики Дагестан позволили воссоздать объективную научную картину рассматриваемой темы, при разработке которой автор опирался на принципы научной объективности и историзма, использовал сравнительно-исторический, описательный, системный методы исследования. В результате сделан вывод, что, несмотря на трудности и ряд нерешенных проблем в деятельности газет, журналов, радио и телевидения республики, как объективного, так и субъективного характера, в регионе отмечалось явное усиление позитивных тенденций и благоприятных результатов в обеспечении гендерного равноправия в дагестанском обществе, что, в частности, находило отражение в улучшении санитарно-бытовой культуры городских и сельских населенных пунктов, семей дагестанцев. В то же время к концу анализируемого десятилетия обозначенная общественно-политическая и социально-культурная проблема в одном из самых многонациональных регионов страны была далека от своего полного решения.

Ключевые слова: женщина, равноправие, культура, образование, газеты, журналы, радио, телевидение, Дагестан

Цитирование: Мирзабеков М. Я. Пропаганда гендерного равноправия средствами массовой информации Дагестана в 1960-е гг. и ее результаты. СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 3. С. 285-296. https://doi.org/10.21603/ 8^зспр^2023-25-3-285-296

full article

Promotion of Gender Equality by the Mass Media of Dagestan in the 1960s and its Results

Mirzabek Ya. Mirzabekov

Dagestan Research Center of Russian Academy of Sciences, Russia, Makhachkala

Scopus Author ID: 57373856800

yash831@mail.ru

Received 24 Jan 2023. Accepted after peer review 18 Mar 2023. Accepted for publication 27 Mar 2023.

Abstract: The issue of gender inequality in Russia's Muslim regions is of great scientific interest and practical significance, and sociologists need to generalize the experience of the previous decades. Such multinational region as Dagestan provides a lot of useful data on the matter in question. This article describes the first attempt of the regional historiography to analyze the activities of Dagestan mass media to promote gender equality in the 1960s, e.g., in secondary schools, universities, socio-political life, culture, and family life. The author analyzed newspaper publications and documents from

a

0

01 Л

м

о

от

А

W

0

ОТ

А

1

S

Г

и I Д

и

I О

S<

К

У

Л

от н

У

от

а о

от

0 м Д

1 м от I

о о н S от С

о о

СП pt

Promotion of Gender Equality

the Central State Archive of the Republic of Dagestan. The materials provided an objective scientific picture of the social landscape. The author relied on the principles of scientific objectivity and historicism and used comparative-historical, descriptive, and systematic research methods. All mass media obviously experienced some difficulties in covering the gender issues. However, the analysis revealed some positive trends and results in the struggle for gender equality in Dagestan, e.g., in the sanitary culture of urban and rural settlements. Still, this socio-political and socio-cultural issue remained unresolved by the end of the 1960s.

Keywords: woman, equality, culture, education, newspapers, magazines, radio, television, Dagestan

Citation: Mirzabekov M. Ya. Promotion of Gender Equality by the Mass Media of Dagestan in the 1960s and its Results. SibScript, 2023, 25(3): 285-296. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-285-296

К m m D к I

к ta

<

с

^

к

к >

к

с

2; <

о

Е-

<

и D С

к

к и о

œ

Введение

На современном этапе рост интереса к гендерной проблематике в исторической науке обусловлен необходимостью обеспечения равноправия женщин в экономической, общественно-политической, социально-культурной, семейно-бытовой и иных сферах жизнедеятельности. Существенный вклад в разработку женской тематики на общероссийском материале внесли труды Н. Л. Пушкаревой [Пушкарева 2002; 2007; 2012]. В связи с тем, что в XX в. средства массовой информации в обеспечении гендерного равноправия стали играть все более возрастающую роль, различные аспекты их деятельности на разных этапах послеоктябрьской истории стали вызывать интерес исследователей, что, в частности, нашло отражение в работе Т. М. Горяевой [Горяева 2000].

В региональной историографии отмеченная научно-исследовательская тема затрагивалась в трудах по проблемам истории культуры [Абилов 1959; 1973; Ахмедов 1989; Каймаразов 1971; 2021; Каймаразова 2022], а также в ряде научных публикаций по гендерным проблемам [Гаджиева 2018; Гимбатова 2014; Каймаразов, Каймаразова 2020а; 2020Ь; 2020с; 2021; Каймаразов и др. 2021; Мирзабеков 2021а; 2021Ь; 2022; Нагиева 2019; Сефербеков 2021; 2022].

Анализируемая нами проблема не осталась незамеченной для западной историографии [Бернстейн 2018; Делалой 2018]. Но поскольку в исследованиях зарубежных авторов проблемы гендерной истории в послеоктябрьский период в стране рассматривались преимущественно на материалах центральных архивов Российской Федерации [Бернстейн 2018: 34], деятельность средств массовой информации по обеспечению гендерного равноправия мусульманки в них не получила освещения.

Методы и материалы

В статье применяются принципы научной объективности и историзма, сравнительно-исторического, описательного, системного методов исследования, а также

источниковой базы исследования. При подготовке статьи автором были широко использованы достоверные традиционные источники исторической науки (нормативные и делопроизводственные документы центральных и местных органов государственной власти, статистические источники и др.). Источниковая база исследования определена, прежде всего, документами фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД). Особую ценность представляют следующие фонды: Дагестанский республиканский комитет Коммунистической партии РСФСР (П-1, Совет Министров ДАССР (Р-168), Комитет РД по статистике (Р-22) и др.

В работе нашли отражение публикации журналов «Советский Дагестан», «Женщина Дагестана», газет «Дагестанская правда», «Ленинский путь», «Ленинское знамя» и др., в которых получили освещение проблемы гендерного равноправия в дагестанском обществе в 1960-е гг. При их вовлечении в научный оборот автор старался избегать идеологических штампов и непомерных ожиданий по формированию новой всесторонне развитой личности в обществе.

Результаты

Позитивные изменения в дальнейшем повышении образовательного и культурного уровня населения Дагестана, достигнутые в 1960-е гг., усиливали интерес дагестанок к периодическим изданиям. Работники редакций газет и журналов республики были призваны удовлетворять все возрастающие запросы читателей в объективной и разнообразной информации, отражающей многообразие палитры дагестанской действительности.

В анализируемое десятилетие неуклонно расширялась сеть периодических изданий республики, увеличивались их тиражи, улучшалось полиграфическое оформление республиканских газет и журналов. В 1970 г. тираж журналов и газет, выходящих в Дагестане, превысил 500 тыс. экз.1

Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 43. Л. 30.

Пропаганда гендерного равноправия

(С« МНИ

В регионе неуклонно увеличивалась подписка на газеты и журналы, в том числе и на республиканские (табл.2). Эта работа в республике особенно интенсифицировалась во второй половине 1960-х гг., что было обусловлено дальнейшим повышением образовательного уровня городских и сельских тружеников. Тенденция увеличения подписки прослеживалась практически у всех республиканских газет и журналов. Наиболее подписываемыми изданиями в республике являлись газеты «Дагестанская правда», «Комсомолец Дагестана», журнал «Женщина Дагестана».

Табл. Подписка на областные газеты и журналы в Дагестане (данные на 1 января, тыс. экз.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tab. Subscription to regional newspapers and magazines in Dagestan (January 1, thousand copies)

Наименование газет и журналов 1969 1970

Женщина Дагестана 103,7 105,2

Дагестанская правда 75,4 79,9

Комсомолец Дагестана 42 42,1

Красное знамя 35,5 36,6

Альманах Дружба 30,2 31,1

Блокнот агитатора и политинформатора 29,5 28,4

Ленинское знамя 21,6 22,5

Коммунист 17,1 17,7

Ленинский путь 16,4 17,4

Советский Дагестан 10,9 14,6

Радиотелепрограмма 8,7 14,9

В 1959 г. был создан Союз журналистов Дагестана, призванный помогать работникам печати во всестороннем отображении тех жизненных процессов, которые «воплощали основную тенденцию движения советского общества вперед». Союз насчитывал в своих рядах более 140 профессиональных журналистов [Даниялов 1966: 310].

Параллельно развертывалась работа по усилению роли и влияния радио в информировании населения

республики о событиях внутри страны и на международной арене, повышении их общественно-политической активности и культурного уровня.

В 1970 г. в Дагестане насчитывалось 164,3 тыс. трансляционных радиоточек, тогда как в 1960 г. - 115,2 тыс.3 В республике функционировало около 300 радиоузлов, 41 городская и районная радиостанции осуществляли местное вещание4. В 1969 г. в Махачкале был сдан в эксплуатацию Дом радио, который позволял обеспечить высококвалифицированное вещание5.

В 1960 г. был сдан в эксплуатацию Махачкалинский телецентр, началась регулярная трансляция передач Махачкалинской студии телевидения6. К началу 1962 г. в домах жителей Махачкалы, Буйнакска, Дербента, Хасавюрта, Каспийска и других населенных пунктов было установлено свыше 6 тыс. телевизоров7.

В последующие годы технические возможности республиканского телецентра продолжали расширяться, увеличивался охват населения региона телевизионным вещанием. В 1970 г. в Дагестане было построено 20 телевизионных ретрансляторов, смонтирован полученный из Чехословацкой Социалистической республики новый мощный телевизионный передатчик на Х канале, который явился завершающим звеном радиорелейной линии программ Центрального телевидения и интервидения8. В начале 1971 г. телевидением было охвачено более 75 % населения самого многонационального региона страны9.

В анализируемый период СМИ оказывали все возрастающее влияние на все стороны жизнедеятельности советских людей, в том числе на дальнейшее повышение их образовательного и культурного уровня, преодоление негативных тенденций и явлений в семейно-бытовой сфере. В постановлении июньского (1963 г.) пленума ЦК КПСС отмечалось: «Выступления печати, телевидения и радио должны увлекать и убеждать глубиной проникновения в жизнь, аргументированностью доводов, свежестью мысли и слова»10. И в последующие годы ЦК КПСС неоднократно рассматривал вопросы совершенствования деятельности СМИ, принимая специальные решения по повышению эффективности деятельности их редакций.

2 Там же.

3 ЦГА РД. Ф. Р-464. Оп. 7. Д. 141. Л. 1; Дагестан за 50 лет: стат. сб. Махачкала: Даг. кн. отд-ие изд-ва «Статистика», 1967. С. 61.

4 Гамидов М. Трибуна для миллионов. Дагестанская правда. 07.05.1970.

5 Гамидов М. Праздник радио. Дагестанская правда. 07.05.1969.

6 Аджиев А. Могучее средство воспитания. Дагестанская правда. 07.05.1963.

7 Хидер А. Телевидение в Дагестане: перспективы и проблемы. Дагестанская правда. 08.10.1970.

8 Там же.

9 ЦГА РД. Ф. П-1. Оп. 155. Д. 70. Л. 621.

10 Материалы пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1963 г. М.: Политиздат, 1963. С. 74.

а

0

01 Л

м

0

01

А

03

0

03 А

1 S

Г

м I Д

м

I О

S<

К

У

Л

04

н

У О4

а о

оз

0 м Д

1 м оз I О О

н S 0= С

о о

lb

cript

Promotion of Gender Equality

К m m D к I

к ta

<

с

^

к

к >

к

с

2; <

CD

£

<

U D С

К

к о О œ

В рассматриваемое десятилетие в Дагестане, наряду с другими аспектами жизнедеятельности городского и сельского населения, важным направлением деятельности редакций периодических изданий являлись вопросы дальнейшего повышения их образовательного и культурного уровня, вовлечения их в общественно-политическую и социально-культурную жизнь республики. В этом контексте в Дагестане, как и в других мусульманских регионах страны, важнейшим направлением деятельности редакций периодических изданий оставались вопросы искоренения патриархальных пережитков в семейно-бытовой сфере, обеспечения прав женщин на продолжение образования в высших и средних специальных учебных заведениях, их равноправного участия в общественно-политической и социально-культурной жизни городов и сельских населенных пунктов, отраслях материального производства, повышения санитарной культуры населенных пунктов и санитар-но-бытовой культуры дагестанских семей.

Эти материалы в газетах и журналах республики публиковались под рубриками Преграды - с пути!, Пережиткам шариата - бой!, Пережиткам - бой!, Старое похороним, новое подымем!, Религиозным пережиткам - бой! и др. Редакция журнала «Женщина Дагестана» на национальных языках систематически публиковала те или иные федеральные и республиканские нормативно-правовые акты, отражающие права женщин в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в социально-культурной и семейно-брачной сферах.

Особой активностью в борьбе с пережитками прошлого отличалась редакция республиканской газеты «Дагестанская правда». Так, в статье юриста Я. Кафарова, опубликованной в номере газеты от 23 января 1965 г. под рубрикой Преграды - с пути! указывалось: «В республике имеют место браки, заключенные по воле родителей, а не по любви и обоюдному согласию молодых. Практика рассмотрения бракоразводных дел Верховным судом Дагестанской АССР показывает, что именно такие браки бывают непрочными и недолговечными, а дети не получают правильного воспитания. Принуждение женщины выйти замуж вопреки воле, в частности, путем уплаты калыма, похищения, преследуется в уголовном порядке»11. Далее автор статьи приводил примеры выдачи замуж несовершеннолетних девушек, которые зачастую в последующем заканчивались разводами. Аналогичные статьи и материалы в газете были нередки и в последующие годы.

Активно и последовательно против ущемления прав горянок выступал и журнал «Женщина Дагестана» на кумыкском языке. В статье «Усилим борьбу с остатками старины» речь шла о даче калыма, выдаче замуж несовершеннолетних. Автор писал: «Как бы мы не хотели, факты дачи калыма не редки. Хуже всего, что против этих фактов не выступает молодежь. Мы любим добрые народные традиции и обычаи, поддерживаем их. Однако нельзя поддерживать старые вредные, несовместимые с законами страны нормы шариата и адата»12.

В журнале широкий отклик нашла статья М. Шам-халова «Счастье на дороге не валяется». В обсуждении статьи участвовали представители органов власти, общественных организаций, рядовые читатели, которые отмечали необходимость изжития из жизни традиций и обычаев, которые отнимают у дагестанок право устраивать жизнь по-новому. В статье «Действительное и мнимое счастье» приводился пример из жизни З. Магомедовой -заведующей библиотекой сел. Куба Лакского района. Отмечалось, что она имела прекрасную семью, которая держалась на любви и взаимном уважении супругов. Автор статьи подчеркивал, что данная семья впервые в селении выступила против устройства свадьбы по старым адатам, с дачей калыма.

В феврале 1965 г. группа девушек из сел. Эрпели Буйнакского района на страницах газеты «Ленин елу» (Ленинский путь) выступила с открытым письмом «Решительно выступаем против калыма». В письме отмечалось: «Мы считаем, что давно пора покончить с калымом, своеобразной формой продажи девушек. Живя в такое время, можно ли идти на поводу у старого обычая?»13. Этот призыв покончить с калымом был поддержан обкомом партии, который призвал республиканские газеты опубликовать обращение эрпелинских девушек и начать его обсуждение. На страницах газет развернулось обсуждение проблем, поднятых в письме молодых эрпелинок. Так, под рубрикой «Эрпелинские девушки правильно говорят» в газете «Ленин елу» (Ленинский путь) в марте 1965 г. была опубликована подборка материалов из сел. Уллубийаул Ленинского района: Слушайте и нас; Хватит молчать; Слушать надо, но...; Надо быть таким; Кого больше любишь?

К проблеме дачи калыма за невесту периодические издания республики возвращались и в последующие годы. Однако эта работа велась компанейски и не давала ожидаемых результатов. Факты дачи и приема калыма за невесту оставались у дагестанских народов широко распространенным явлением и в последующий период.

11 Кафаров Я. Преграды - с пути. Дагестанская правда. 23.01.1965.

12 Мамашева Б. Усилим борьбу с остатками старины. Женщина Дагестана. 1967. № 3. С. 23.

13 Решительно выступаем против калыма (Открытое письмо эрпелинских девушек). Дагестанская правда. 17.03.1965.

Пропаганда тендерного равноправия

Искоренение калыма было напрямую связано с разработкой и утверждением в жизни дагестанцев новых советских традиций и обычаев, которые были призваны способствовать укреплению семейно-брачных уз. В этом плане властные структуры и общественные формирования, учреждения культуры особые надежды возлагали на проведение комсомольско-молодежных свадеб, которые в республике начали практиковаться на рубеже 19501960-х гг. К пропаганде активно подключились газеты и журналы республики. Их редакции к этой социально значимой работе привлекали авторитетных ученых, знатоков традиций и обычаев народов Дагестана, в числе которых были доктора исторических наук, активные лекторы дагестанского отделения просветительской и пропагандистской организации - Всесоюзное общество «Знание» - Р. М. Магомедов, С. Ш. Гаджиева, А. Р. Шихсаидов, Г. Ш. Каймаразов и др.

Были существенные различия и особенности в проведении комсомольско-молодежных свадеб в городах и районах республики. Вот как описывает такую свадьбу Р. М. Магомедов в сел. Кубачи Дахадаевского района: «В день свадьбы девушка с подругами, жених с друзьями приходят в сельский Совет. После регистрации брака невеста с подругами идет к себе домой, а жених с друзьями к себе. Затем одновременно в двух домах начинается празднество. Из дома жениха к дому невесты направляется делегация с подарками для невесты от родителей жениха. Через два-три часа после начала свадьбы от жениха к невесте направляется свадебное шествие. Торжества в ее доме называются невестиной свадьбой. На следующий день с утра люди собираются в доме жениха. До вечера здесь должны побывать все жители села. По установленному порядку до середины дня на свадебное пиршество приглашались люди старшего возраста, после них - молодежь. К вечеру все направлялись к невесте и вели ее в дом жениха. На третий день приносили в дом жениха те подарки, которые невесте дали ее родители и которые были преподнесены ей ранее родителями жениха. В доме жениха собирались женщины. Они же вели невесту к роднику за водой. На всем пути следования к роднику и обратно продолжалось веселье. Часам к четырем дня из дома жениха свадебное шествие направлялось к аульской площади. Картина эта представляла собой зрелище изумительной красоты. Танцующие пары, женщины и дети в нарядных платьях, веселые и радостные. У некоторых из них -блюда с пловом, сладостями, фруктами. На площадь собиралась масса народу. Накрывался громадный стол со сладостями, полукругом расставлялись скамейки

для гостей, место для танцоров застилалось коврами и паласами. Здесь, на площади, устраивалась, так сказать, заключительная часть свадьбы. До наступления темноты не смолкали звуки зурны и барабана, не утихали песни и пляски. И все это в честь счастливых молодоженов»14.

Семейно-брачные отношения являлись наиболее консервативной сферой общественного бытия, трудно поддающейся трансформации, поэтому попытки культурно-просветительных учреждений, газет и журналов республики внести в эту область перемены не давали ожидаемых результатов, практически всегда заканчивались неудачей. Свадьбы в городах и районах республики продолжали проводиться по традиционным канонам.

Этого нельзя было сказать о новых гражданских праздниках и других торжественных событиях, таких как Новый год, День Победы, День призывника и др. Целенаправленную работу по внедрению их в жизнь широких масс населения, в том числе женщин, проводили периодические издания, культурно-просветительные учреждения республики. Так, на страницах журнала «Советский Дагестан» первый секретарь Ботлихского райкома партии Р. Сагитов рассказал об опыте проведения в районе Дня призывника: «31 августа 1965 г. в районном центре - сел. Ботлих - был проведен "День призывника". С докладом выступил районный военный комиссар. Затем слово было предоставлено участнику Великой Отечественной войны Гази Омарову, а после - демобилизованным воинам и самим призывникам. Много было сказано хорошего о воинском долге, о готовности нашего народа беречь Родину, "как зеницу ока". В заключении коллектив Рахатлинской участковой больницы дал концерт художественной самодеятельности, было исполнено много патриотических песен»15.

Редакции периодических изданий Дагестана пристальное внимание уделяли обучению горянок в старших классах общеобразовательных школ, продолжению ими образования в вузах и средних специальных учебных заведениях. Например, в статье «Почему мало девочек в старших классах», опубликованной в номере республиканской газеты «Дагестанская правда» от 5 января 1961 г., вскрывались причины плохого вовлечения девочек в старшие классы в Агульском районе.

Проблема обучения горянок в «Дагестанской правде» находилась в центре внимания редакции газеты и в последующие годы. Этим материалам была посвящена специальная рубрика Знание - всем горянкам. К примеру, 8 мая 1962 г. под этой рубрикой в газете на целой странице под заголовком «Это дело нашей

а

О от Л

м

О от

А

03

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 от А

1 К

Г

м I Д

м

I О

К<

К

У

Л

от н

У

от

а о

от

0 м Д

1 м от I

о о н к

от С

о о

14 Магомедов Р. М. Достояние всех. Советский Дагестан. 1965. № 1. С. 59.

15 Сагитов Р. Начало большого дела. Советский Дагестан. 1965. № 2. С. 42.

lb

cript

Promotion of Gender Equality

К m m D к I

к ta

<

с

^

к

к >

к

с

2; <

О

Е-

<

U D С

К

к о о

œ

гордости, нашей чести» было рассказано об опыте работы общеобразовательных школ Гумбетовского района по обучению горянок, акцентировано внимание читателей на существующих проблемах в этой социально значимой работе. На страницах газет и журналов республики часто публиковались очерки, материалы о женщинах-горянках: передовых учительницах, ученых, работниках культуры, искусства и других категориях работниц, вносящих существенный вклад в повышение образовательного и культурного уровня, стоящих на страже здоровья тружеников города и села.

Газета «Дагестанская правда» рассказала об артистке Кумыкского музыкально-драматического театра Зумруд Атагишиевой: «Атагишиева - воспитанница театра. Она окончила студию при театре, прошла актерскую школу в массовках, эпизодических ролях, поездках по дальним аулам. З. Атагишиева от природы артистична; она играет с увлечением, тактом, искренне. Героини ее легко переходят от лирического дуэта к комедийным, озорным эпизодам. Артистка обладает хорошим голосом и музыкальностью. Она нередко выступает по радио. Часто ее голос можно услышать в сопровождении симфонического оркестра радиокомитета»16.

Однако в рассматриваемый период определенная часть населения, особенно сельского, продолжала неприязненно относиться к такого рода деятельности горянок. Они считали, что женщина должна заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. На этой почве возникали трения между супругами и встречались факты распада семей. Редакции газет и журналов республики выносили такие факты на общественный суд и осуждали носителей патриархальных взглядов на женщину. Так, в рубрике Преграды - с пути! «Дагестанская правда» (6 мая 1963 г.) опубликовала статью «Почему умолкла Зумруд?». В ней осуждалось поведение супруга Зумруд Атагишиевой, который запретил ей выступать на сцене Кумыкского музыкально-драматического театра. На этой почве дело доходило даже до рукоприкладства. Семья Зумруд Атагишиевой распалась.

Против неправильного, как говорилось в те годы, «байского», отношения к женщине, против патриархальных пережитков в семье была направлена и статья 1963 г. известной дагестанской труженицы сельского хозяйства, Героя Социалистического Труда Ханум Магомедовой «Нет, не могу молчать!». Статья была опубликована в даргинской республиканской газете «Ленинна байрах» (Ленинское знамя). В ней поднимался вопрос о месте горянки в общественной, социально-культурной и семейной жизни, о ее правах и об отношении к ней мужчины,

о мужской чести и достоинстве. Статья была перепечатана всеми республиканскими газетами. На их страницах развернулось обсуждение затронутых Х. Магомедовой вопросов, отмечалась необходимость изжития фактов и примеров неправильного отношения к горянке, что связывалось с усилением ее роли в общественно-политической и социально-культурной жизни дагестанского общества.

Активное обсуждение статьи Х. Магомедовой «Нет, не могу молчать!» прошло и на страницах газеты «Дагестанская правда». В подборке материалов «Защитим свое достоинство!» было рассказано о случае, как муж хотел выгнать жену из дома. Но жена отстояла свои права, развелась с ним и стала одна воспитывать детей. В этой же газете под названием Это - подлость было рассказано, как в отсутствии жены муж сошелся с другой и бросил семью. В статье «Не смириться с пережитками» было показано, как на фоне огромных перемен в экономической и социально-культурной жизни сел. Икра Касумкентского района сохранились факты неправильного отношения к женщине, которые негативно отражались на микроклимате в ауле17. В статье «Прочь проклятое наследие!» от 6 сентября 1963 г. было рассказано о фактах выдачи замуж несовершеннолетних девушек, многоженстве, перекладывании на женщин всей работы по домашнему хозяйству и других пережитках, которые негативно сказывались на обеспечении равноправия дагестанки в семье и обществе.

В последующем, откликаясь на запросы общества, редакция «Дагестанской правды» ввела новые рубрики (Для вас женщины, О женщинах и для женщин), в которых был продолжен разговор о преодолении в жизни дагестанок старых традиций и обычаев, об утверждении в жизни новой современной культуры. Так, в номере газеты от 10 сентября 1967 г. под этой рубрикой на целой странице были опубликованы следующие материалы: Я та, что к солнцу поднялась...; Рядовая армии искусства; Первая коммунистка села; Если хочешь быть красивой...; Уголок хозяйки; Женщина и хулиган.

В периодических изданиях республики находили отражение и вопросы культуры поведения различных категорий молодежи в общественных местах. В «Дагестанской правде» со статьей «Поговорим о культуре поведения» (26 мая 1968 г.) выступил доктор исторических наук Ильяс Керимов и затронул вопросы поведения в обществе - культуры одеваться, соблюдения чистоты в общественных местах, умеренного потребления алкогольных напитков и т.д.

' Абдуразаков Т. Трудиться и жить по-коммунистически. Дагестанская правда. 10.01.1962. ' Магомедов А. Не смириться с пережитками. Дагестанская правда. 06.09.1963.

Пропаганда тендерного равноправия

Отклики на эту статью в газете публиковались под рубрикой Личность, коллектив, общество. В статье К. Тагирова отмечалось: «Весьма ценно, что в газете "Дагестанская правда" открылась рубрика "Личность, коллектив, общество". В связи с этим мне хочется остановиться на некоторых вопросах, затронутых в статье И. Керимова "Поговорим о культуре поведения", в частности, о хороших манерах. Хотелось бы напомнить о некоторых привычках и нормах поведения человека, которые многим известны, но в то же время не вошли еще, как говорится, в плоть и в кровь»18. Автор осуждал факты проявления невоспитанности и бескультурья отдельных людей в обществе, на общественных и иных мероприятиях. Продолжая разговор о культуре поведения, газета в номере от 25 июня 1968 г. опубликовала подборку материалов: Молчать о зле - значит способствовать злу; Подумай, молодой человек!; Нужна отповедь. В них читатели отмечали необходимость дальнейшего повышения внутренней культуры и культуры поведения молодежи в общественных местах, на различных общественных мероприятиях.

На страницах газет и журналов республики одной из важнейших тем в условиях осуществления восьмилетнего среднего всеобщего обучения подрастающего поколения становилась проблема воспитания детей, взаимосвязи и взаимодействия родителей и образовательных учреждений в решении этой социально значимой задачи. В «Дагестанской правде» материалы на воспитательную тему публиковались под рубрикой Дети, родители, школа, которой редакция отводила целые страницы. В номере газеты от 13 октября 1965 г. говорилось: «Прошел сентябрь - первый месяц нового учебного года. Что он дал? Все ли дети сели за парты? Не остался ли кто вне школы?! А если да, то почему, кто в этом виноват? А как организовать режим школьника, оборудовать специальный уголок, чтобы ваши дети могли спокойно готовить уроки, чтобы все необходимое было у них под рукой, чтобы детский организм правильно развивался и не портилось зрение, не искривлялся позвоночник, чтобы было удобно, просто, красиво, чтобы вся обстановка приучала к порядку и дисциплине? А как вы воспитываете своих детей, в чем затрудняетесь? На помощь вам могут прийти и другие родители, умные хорошие книги и учителя. Обо всем этом мы попытаемся рассказать на наших страницах, посвященных воспитанию и обучению детей»19. Ответы на интересующие их вопросы читатели получали из материалов рубрики,

посвященной вопросам всеобщего обучения: Как быть?; Лед тронулся; Неохваченные; Уголок школьника.

В 1960-е гг. в Дагестане была развернута целенаправленная работа по повышению санитарной культуры населенных пунктов, санитарно-бытовой культуры сельских семей. К этой работе активно подключились и средства массовой информации республики. В газетах было опубликовано обращение интеллигенции Хунзахского района с призывом усилить внимание к строительству объектов культуры в сельских населенных пунктах и повышению их культуры. В них публиковались отклики на это обращение, освещался ход строительства социально-культурных учреждений в различных районах республики.

В апреле 1964 г. областные газеты опубликовали письмо депутата Верховного Совета СССР, главного врача Ботлихской районной больницы З. Магомаевой. В письме женщины-врача содержался призыв усилить работу по поднятию санитарной культуры сельского населения.

В том же месяце в «Ленин елу» была опубликована статья депутата Верховного Совета ДАССР, председателя Избербашского горисполкома У. А. Джабраиловой «Темный угол светлого мира». Этой статьей «Ленин елу» начала обсуждение вопросов, затронутых в письме З. Магомаевой под рубрикой За культуру быта. В «Дагестанской правде» письмо З. Магомаевой, проблемы улучшения быта обсуждались в материалах под рубриками Культуру быта - в каждое селение, семью; Культура быта - в каждый город, село, семью; Новое - в быт [Мирзабеков 1998: 238].

В обзоре Ахтынской районной газеты «Новый мир», опубликованном в «Дагестанской правде», отмечалось: «Во многие дома ахтынцев пришли газ, водопровод. Все крупные населенные пункты были электрифицированы. За последние четыре года в селениях района было построено 9 клубов, более 450 новых домов. Появились новые дошкольные учреждения, 9 магазинов, 4 гостиницы, 4 столовые, бани, цеха и приемные пункты районного комбината бытового обслуживания, 5 мостов, спортивный зал. Над селами района виднелся лес антенн, здесь было много телевизоров»20.

Из номера в номер газета печатала материалы, повествующие о том, как менялся облик селений Хрюк, Зрых, Хнов, Джаба. Особое внимание уделяла районная газета сел. Луткуну, которое первым в республике начало борьбу за звание «Село коммунистического труда».

а

О от Л

м

О от

А

03

0 от А

1 К

Г

м I Д

м

I О

К<

К

У

Л

от н

У

от

а о

от

0 м Д

1 м от I

о о н к

от С

о о

18 Тагиров К. О хороших манерах. Дагестанская правда. 11.06.1968.

19 Дагестанская правда. 13.10.1965.

20

Обзор Ахтынской районной газеты «Новый мир». Дагестанская правда. 06.03.1969.

lb

cript

Promotion of Gender Equality

К m m D к I

к ta

<

с

^

к

к >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

с

2; <

CD

£

<

U D С

К

к О

о

œ

Статьи «Наше родное село», «Ахты строится», «Новым обрядам и традициям широкую дорогу», а также письма из колхозов и совхозов района о коммунально-бытовом строительстве, многообразной работе клубов, библиотек показывали широту духовной жизни жителей района. Газета не ограничивалась освещением только нового, передового, она вскрывала и недостатки в жилищном, культурно-бытовом строительстве и благоустройстве населенных пунктов. Тепло писала газета о передовых работниках клубов, домов культуры, библиотек, об активистах художественной самодеятельности. Добрым словом она отзывалась об усилиях врачей, специалистов сельского хозяйства, являвшихся организаторами и проводниками изменений в культуре сел района. С большим уважением газета рассказывала о ковровщицах, портных и других категориях тружениц, которые делали много для улучшения быта трудящихся.

Журналисты «Нового мира» с помощью работников райкома партии поставили перед собой задачу сделать Зрых селом высокой культуры и образцового порядка. Была развернута кропотливая работа, в которой участвовала вся общественность села. В селении было решено провести День культуры. Ход подготовки этого мероприятия был взят под контроль партийных работников и журналистов районной газеты. Праздник прошел организованно и интересно.

Газета и в последующем широко пропагандировала почин зрыхцев, призывала другие села последовать их примеру. Последователи нашлись. День культуры провели михрахцы и каракюринцы. Заслуживала также большого внимания пропаганда новых традиций и обычаев редакцией газеты.

В 1960-е гг. в Дагестане начали проводиться Дни здоровья. В 1965 г. в ходе подготовки Дня здоровья было посажено более 300 тыс. деревьев, свыше 300 тыс. кустарников, разбито 56 скверов и парков, благоустроено много дорог21.

Важным направлением деятельности периодических изданий по подъему культуры населения, внедрения и утверждения новых традиций считалось разоблачение религиозной идеологии, деятельности служителей культа, атеистическое воспитание населения. На VIII пленуме Дагестанского обкома партии (1963 г.) отмечалось: «Формирование нового человека с коммунистическими

чертами характера, привычками и моралью, ликвидация пережитков прошлого в сознании людей, в особенности религиозных, является одной из главных практических задач партийных организаций нашей республики»22.

Всевозрастающее влияние на население республики оказывало радио и телевидение. В 1961 г. радиовещание в Дагестане велось на русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском языках. Почти во всех районах республики было введено местное радиовещание на общественных началах. Объем местного радиовещания составлял 10 часов в сутки23. К 1970 г. общий объем радио- и телевизионных программ в Дагестане существенно возрос и составил 31 час в сутки24.

В передачах Дагестанского радио и телевидения, наряду с другими вопросами, находили отражение проблемы дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня, улучшения санитарно-бытовой культуры тружеников городов и сел республики, преодоления патриархальных обычаев и пережитков, утверждения новых духовных ценностей в жизни дагестанцев.

В 11 выпусках последних известий Дагестанского радио на русском и национальных языках (аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском), телевизионных новостях на русском языке давалась оперативная информация о строительстве социально-культурных учреждений в городах и сельских населенных пунктах, об их деятельности по формированию и удовлетворению духовно-эстетических запросов и потребностей населения, о существующих трудностях и нерешенных проблемах в этой области, изменениях в быту дагестанских семей и т.д.25 В выпусках велись такие рубрики: Новости культуры; На предприятиях службы быта; Вчера, сегодня, завтра; Интервью берут «Республиканские известия» и др.26

На республиканском радио велись специальные циклы передач: Наш современник; Студенческий радиоклуб; За культуру нашего быта; Женщины Дагестана; Молодежь Дагестана; Спрашивай - отвечаем; Литературный альманах; С микрофоном по Дагестану, сатирические радиожурналы и др. Работала студия телевизионного актера, созданная на общественных началах27. В них шел заинтересованный разговор о делах студенческой молодежи, о новостях литературы, о буднях женщин многонационального региона и т. д.

21 Кураев Н. Быту - высокую санитарную культуру. Дагестанская правда. 10.07.1965.

22 ЦГА РД. Ф. П-1. Оп. 139. Д. 11. Л. 9.

23 Аджиев А. Без бумаги и расстояний. Дагестанская правда. 07.05.1961.

24 Гамидов М. Трибуна для миллионов. Дагестанская правда. 07.05.1970.

25 Аджиев А. Газета без бумаги и расстояний. Дагестанская правда. 06.05.1962.

26 ЦГА РД. Ф. Р-219. Оп. 13. Д. 6. Л. 23, 24.

27 Аджиев А. Газета без бумаги и расстояний. Дагестанская правда. 06.05.1962.

Пропаганда тендерного равноправия

(ЕШРМНИ

Вопросы внедрения в быт сельского населения новых традиций и обычаев постоянно освещались в радиожурнале «За культуру нашего быта». В ней давались материалы об организации комсомольско-молодежных свадеб. Ярко прозвучало выступление эрпелинских девушек против калыма и савбола. Давались репортажи, радио- и телевизионные очерки, интервью с передовиками производства с праздников первой борозды, чабана и др.

Вопросы активизации участия женщин в общественно-политической и социально-культурной жизни республики освещались в телевизионном журнале «Горянка» и радиожурнале «Женщина Дагестана» на шести языках. В телевизионном журнале «Горянка» рассказывалось о деятельности женщин конкретных районов и населенных пунктов республики по повышению культуры и улучшению быта сельских тружеников, помощи и поддержке органов власти и общественных формирований и учреждений культуры в решении этой исключительно важной социально значимой задачи. Так, в номере 13 телевизионного журнала было рассказано о деятельности передовых учительниц, медицинских работников, работниц культурно-просветительных учреждений. В студии собрались бывшие ученики заслуженной учительницы РСФСР Айшат Кибичевой, ставшие учеными, общественными деятелями, работниками культуры и искусства. Они с любовью рассказывали о своей учительнице, которая открыла им дверь в большую жизнь28.

На национальных редакциях республиканского радио был организован журнал «Здоровье»: в радиоэфире выступали ученые-медики, практические работники здравоохранения с разъяснениями причин заболеваний и мер борьбы с ними. Велись цикловые передачи под рубрикой Сила и знание народу, в которых участвовали ученые республики с разъяснениями по различным вопросам науки и техники29.

Широкую популярность среди радиослушателей приобрели сатирические радиожурналы: «Истивуд» (Перец) - на лезгинском, «Стрела» - на аварском, «Капкан» - на кумыкском, «Крапива» - на лакском, «Заноза» - на даргинском языках30. В них осмеивались отжившие традиции и обычаи старины, недостатки и упущения в деятельности социально-культурных учреждений по удовлетворению духовно-эстетических запросов и потребностей городского и сельского населения, в том числе его женской половины.

Важным направлением деятельности Дагестанского радио и телевидения являлась атеистическая пропаганда. На радио была создана общественная редакция «Радиоклуб атеиста», а на телевидении - «Научно-атеистический лекторий». Они распространяли естественнонаучные знания, вели систематическую атеистическую пропаганду. У микрофона выступали ученые, работающие в научно-исследовательских институтах Дагестанского филиала АН СССР, преподаватели вузов республики, лекторы-атеисты, работники культурно-просветительных учреждений об опыте своей атеистической работы среди различных категорий населения, в том числе и женщин.

Следует отметить высокий уровень выступлений на Дагестанском радио кандидата исторических наук, доцента Даггосуниверситета В. П. Дзагуровой. Она затрагивала вопросы происхождения и сущности религии.

Редакция радиовещания республики организовывала выступления по различным проблемам научного атеизма, конкретным вопросам атеистической пропаганды. Так, в 1963 г. прозвучали следующие выступления на Дагестанском радио на антирелигиозные темы: В чем вред шариатского брака; Сопоставьте эти факты; Смелее наступать; Религия и женщина; Когда рядом друзья и др. У микрофона выступали учитель Асабской восьмилетней школы Советского района А. Магомедов, секретарь партийной организации колхоза им. XIX партийного съезда М. Умарин, научный сотрудник Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР А. Р. Шихсаидов, заместитель секретаря Табасаранского парткома Н. Рамазанов и др.

При всем этом следует отметить ограниченность тематики, шаблон выступлений, недостаточную глубину многих атеистических передач Дагестанского радио и телевидения31.

Редакции Дагестанского радио и телевидения вели разнообразную работу по формированию и удовлетворению художественно-эстетических запросов телезрителей и радиослушателей. На радио и телевидении республики регулярно звучали концерты по заявкам радиослушателей и телезрителей, организовывались передачи «Музыкальное искусство стран социализма», музыкальные календари (с пояснительными текстами на дагестанских языках). Систематически передавались концертные выступления городских и сельских коллективов на республиканском фестивале искусств,

28 ЦГА РД. Ф. Р-1. Оп. 12. Д. 138. Л. 34.

29 Там же. Ф. П-1. Оп. 118. Д. 22. Л. 171.

30 Там же.

31 Обзор антирелигиозных передач Дагестанского радио. Дагестанская правда. 28.01.1964.

а

О от Л

м

О от

А

03

0 от А

1 К

Г

м I Д

м

I О

К<

К

У

Л

от н

У

от

а о

от

0 м Д

1 м от I

о о н к

от С

о о

С [root

Promotion of Gender Equality

К m m D к I

проходившем под девизом «Искусство - народу»32. Регулярно осуществлялись постановки театров республики, в которых показывались позитивные изменения в образовательном и культурном уровне дагестанок, высмеивались недостатки и упущения в преодолении старых традиций и обычаев, обеспечении равноправия женщин в семейно-брачной сфере и т.д. На высоком эмоциональном накале сцены и зала шли спектакли антифеодального, тираноборческого, героико-патриотического характера: «Ашуг Саид» Т. Хурюгского и К. Меджидова, «Сулак - свидетель» М. Хуршилова и М. Чистякова в Лезгинского театра, «Парту Патима» М. Алиева в Лакском театре, новое обращение к героической драме А.-П. Салаватова «Айгази» в Кумыкском театре, «Али с гор» З. Алиханова в Аварском театре [Султанова 2009: 38].

Редакции Дагестанского радио и телевидения уделяли пристальное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, в конце 1969 г. была создана самостоятельная редакция молодежных передач радио на русском языке, вдвое увеличен объем вещания, расширен и укреплен подготовленными кадрами состав редакции [Гамидов 1977: 152].

Заключение

Анализ деятельности средств массовой информации Дагестана по пропаганде идей и практики реализации гендерного равноправия в 1960-е гг. показывает усиление позитивных тенденций и результатов в повышении образовательного и культурного уровня дагестанок, обеспечении их равноправия в общественно-политической и социально-культурной

жизни республики,преодолении патриархальных традиций и обычаев, внедрении в жизнь дагестанских семей новых духовных ценностей и дальнейшем улучшении санитарно-бытовой культуры городов, сельских населенных пунктов. Однако на реализации директивных установок по формированию всесторонне развитой культурной личности негативно отражались сохраняющиеся в дагестанском обществе патриархальные традиции и обычаи. Также необходимо указать на то, что ввиду определяющих идеологических установок правящей коммунистической партии многие острые углы и нерешенные вопросы социально-культурного развития многонационального дагестанского общества средствами массовой информации замалчивались или им не предавалось должного значения и о них говорилось лишь вскользь. Думается, что обобщенный в работе опыт деятельности средств массовой информации по обеспечению гендерного равноправия в дагестанском обществе в 1960-е гг. будет содействовать улучшению работы их редакций в указанном направлении. Желательно продолжить научно-поисковую работу пропаганды идей гендерного равноправия в дагестанском обществе и за последующие десятилетия ХХ - начала XXI в.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

К ta

<

С

^

К

к >

к

с

2; <

z о

Ё

<

и D С

к

к о о

œ

Литература / References

Абилов А. А. Дагестанский государственный университет имени В. И. Ленина. Исторический очерк. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. 318 с. [Abilov A. A. Lenin Dagestan State University: Historical essay. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1973, 318. (In Russ.)] Абилов А. А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. 267 с. [Abilov A. A. Essays

of the Soviet culture of the peoples of Dagestan. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1959, 267. (In Russ.)] Ахмедов Д. Н. Национальная печать Северного Кавказа 1917-1937 гг. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. 136 с. [Akhmedov D. N. The National Press of the North Caucasus 1917-1937. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1989, 136. (In Russ.)]

Бернстейн С. Воспитанные при Сталине: комсомольцы и защита социализма. М.: РОССПЕЭН, 2018. 302 с. [Bernstein S. Raised under Stalin: young communists and the defense of socialism. Moscow: ROSSPEEN, 2018, 302. (In Russ.)]

Гаджиева З. Н. Основные аспекты развития экономики Южного Дагестана в 60-70-е гг. XX в. Acta Historica: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию. 2018. Т. 1. № 2. С. 41-43. [Gadzhieva Z. N. The main aspects of the economic development in southern Dagestan in the 1960-70s. Acta Historica: trudy po istorii, arkheologii, etnografii i obshchestvoznaniyu, 2018, 1(2): 41-43. (In Russ.)] https://elibrary.ru/gkszmz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! ЦГА РД. Ф. Р-219. Оп. 22. Д. 99. Л. 29; ЦГА РД. Ф. Р-219. Оп. 13. Д. 354. Л. 32.

Пропаганда тендерного равноправия

(С« МНИ

Гамидов М. Х. Без бумаги и расстояний. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. 166 с. [Gamidov M. Kh. Without paper

and distances. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1977, 166. (In Russ.)] Гимбатова М. Б. Гендерные аспекты хозяйственной специализации у народов равнинного Дагестана: традиции и новации (XX в.). Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2014. № 55. С. 69-72. [Gimbatova M. B. Gender aspects of economic specialization of the peoples of the plains of Dagestan: traditions and innovations (the XX cent.). Herald of the Daghestan Scientific Center, 2014, (55): 69-72. (In Russ.)] https://elibrary.ru/ujwdxh Горяева Т. М. Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. Документированная история. М.: РОССПЭН, 2000. 175 с. [Goriaeva T. M. Radio of Russia. Political control of Soviet radio broadcasting in the 1920s-1930s. Documented history. Moscow: ROSSPEN, 2000, 175. (In Russ.)] https://elibrary.ru/tvkiuv Даниялов Г. Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (1945-1965 гг.). М.: Наука, 1966. С. 368 с. [Daniyalov G. D.

Development of the economy and culture of Dagestan (1945-1965). Moscow: Nauka, 1966, 368. (In Russ.)] Делалой М. Усы и юбка. Гендерные отношения внутри кремлевского круга в сталинскую эпоху (1928-1953). М.: РОССПЭН, 2018. 375 с. [Delaloy M. Mustache and skirt. Gender relations within the Kremlin circle in the Stalin era (1928-1953). Moscow: ROSSPEN, 2018, 375. (In Russ.)] Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Наука, 1971. 475 с. [Kaimarazov G. Sh. Essays on the history of the culture of the peoples of Dagestan. Moscow: Nauka, 1971, 475. (In Russ.)] https://elibrary.ru/ucssdx Каймаразов Г. Ш. Региональная историческая наука о роли дагестанки в социально-культурном развитии

'"U

республики (1918-2010 гг.). Историографическое обозрение. Махачкала: Алеф, 2021. 218 с. [Kaimarazov G. Sh. о

Regional historical science about the role of Dagestani in the socio-cultural development of the republic (1918-2010). Л

Historiographical review. Makhachkala: Alef, 2021, 218. (In Russ.)] https://doi.org/10.33580/9785001288299 М

Каймаразов Г. Ш., Каймаразова Л. Г. «Раскрепощение горянки есть вопрос социалистического строительства»: ^

инициативы советской власти по вовлечению женщин Дагестана в общественно-политическую жизнь °

в начале 1930-х гг. Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2020a. № 76. С. 40-49. [Kaimarazov G. Sh., Р

Kaimarazova L. G. "No socialism is possible until the highland woman is emancipated: initiatives of the Soviet З

government to involve Dagestan women in socio-political life in the early 1930s. Herald of the Daghestan Scientific 0

В А

Center, 2020a, (76): 40-49. (In Russ.)] https://doi.org/10.31029/vestdnc76/5

гического университета. 2021. Т. 13. № 3. С. 29-47. [Kaimarazov G. Sh., Kaimarazova L. G. Dagestiani women in the system physical culture and sport in 1930s: a historical aspect of the gender stereotypes transformation.

14(12): 2490-2501. (In Russ.)] https://doi.org/10.30853/mns20210455

Каймаразов Г. Ш., Каймаразова Л. Г. Дагестанка в системе физической культуры и спорта в 1930-е гг.: истори- И ческий аспект трансформации гендерных стереотипов. Вестник Майкопского государственного техноло- Я

Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta, 2021, 13(3): 29-47. (In Russ.)] https://doi.

org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-29-47 p

Каймаразов Г. Ш., Каймаразова Л. Г. Женское образование в Дагестане в первые десятилетия советской власти О

в региональной историографии 1920-1930-х годов. Вестник Майкопского государственного технологического S'

университета. 2020b. № 3. С. 13-28. [Kaimarazov G. Sh., Kaimarazova L. G. Women's education in Dagestan during У the first decades of the Soviet power in the regional historiography of 1920s-1930s. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo

tehnologiceskogo universiteta, 2020b, (3): 13-28. (In Russ.)] https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-13001 Т

y

Каймаразов Г. Ш., Каймаразова Л. Г. Правовое положение женщины-горянки Дагестана в конце 1920-х - первой р

половине 1930-х гг.: ожидания и реальность. История, археология и этнография Кавказа. 2020c. Т. 16. № 4. 2

С. 982-1001. [Kaimarazov G. Sh., Kaimarazova L. G. Legal status of woman-highlanders in the end of 1920s - first 2

half of 1930s: expectations and reality. History, Archeology and Ethnography of the Caucasus, 2020c, 16(4): 982-1001. О

(In Russ.)] https://doi.org/10.32653/CH164982-1001 В

Каймаразов Г. Ш., Каймаразова Л. Г., Ахмедова З. А. Трансформация образа женщины-горянки в произведениях и

Д

дагестанских художников 1920-1930-х гг.: исторический и социокультурный аспекты. Манускрипт. 2021. ^

Т. 14. № 12. С. 2490-2501. [Kaimarazov G. Sh., Kaimarazova L. G., Akhmedova Z. A. Transformation of mountain В

woman's image in works of Dagestan artists in the 1920-1930s: historical and sociocultural aspects. Manuscript, 2021, i

О

О

Каймаразова Л. Г. Социально-культурное развитие Дагестана в 1930-е гг.: гендерный аспект советской модернизации. Махачкала: Алеф, 2022. 283 с. [Kaimarazova L. G. Socio-cultural development of Dagestan in the 1930s: w gender aspect of Soviet modernization. Makhachkala: Alef, 2022, 283. (In Russ.)] https://doi.org/10.33580/9785002121434 n

С

lb

cript

Promotion of Gender Equality

Мирзабеков М. Я. Гендерный аспект социально-культурного развития Дагестана в 1917-1920-е гг. Махачкала: Алеф, 2022. 260 с. [Mirzabekov M. Ya. Gender aspect of socio-cultural development of Dagestan in 1917-1920s. Makhachkala: Alef, 2022, 260. (In Russ.)] https://doi.org/10.33580/9785001289876 Мирзабеков М. Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала: Бари, 1998. 306 с. [Mirzabekov M. Ya. The culture of the Dagestan village. XX century: history and problems. Makhachkala: Bari, 1998, 306. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/rvhpkj Мирзабеков М. Я. Отражение женской темы на страницах газеты «Красный Дагестан» в 1920-е гг. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021a. Т. 23. № 3. С. 645-651. [Mirzabekov M. Ya. Women's question in the Red Dagestan newspaper in the 1920s. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021a, 23(3): 645-651. (In Russ.)] https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-645-651 Мирзабеков М. Я. Трансформация общественного и семейного статуса дагестанки в 1920-е гг. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021b. Т. 23. № 1. С. 34-43. [Mirzabekov M. Ya. Transformation of the social and family status of Dagestani women in the 1920s. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021b, 23(1): 34-43. (In Russ.)] https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-34-43 Нагиева М. К. Трансформация роли женщины в социально-экономической и политической жизни Дагестана 1930-х гг. Научный диалог. 2019. № 5. С. 365-379. [Nagieva M. K. Changings in woman's role in socioeconomic and political life of Dagestan in 1930s. Nauchnyi dialog, 2019, (5): 365-379. (In Russ.)] https://doi.org/ 10.24224/2227-1295-2019-5-365-379 Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя, 2007. 495 с. [Pushkareva N. L. Gender

theory and historical knowledge. St. Petersburg: Aleteiia, 2007, 495. (In Russ.)] https://elibrary.ru/qytlvx Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность: Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой, 1800-2000. М.: Ладомир, 2002. 526 с. [Pushkareva N. L. Russian woman: history and modernity: Two centuries of study of the "female topic" in Russian and foreign science, 1800-2000. Moscow: Ladomir, 2002, 526. (In Russ.)] https://elibrary.ru/qoppgd Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины в XVIII веке. М.: Ломоносовъ, 2012. 203 с. [Pushkareva N. L. The private

life of a Russian woman of the XVIII century. Moscow: Lomonosov, 2012, 203. (In Russ.)] https://elibrary.ru/rroujh Сефербеков Р. И. Семейно-бытовая обрядность народов Дагестана: историографический обзор. Электронный журнал «Кавказология». 2022. № 3. С. 360-375. [Seferbekov R. I. Family and household rituals of the peoples ^ of Dagestan: a historiographical review. Electronic journal "Caucasology", 2022, (3): 360-375. (In Russ.)] https://doi.

О org/10.31143/2542-212X-2022-3-360-375

^ Сефербеков Р. И. Трансформация элементов материальной культуры: традиционная одежда сельского населеН ния Дагестана в условиях социокультурных процессов второй половины 80-х гг. XX - начала XXI в. Вестник 2 Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2021. Т. 36. № 1. С. 14-27. Ы [Seferbekov R. I. Transformation of the material culture elements: traditional clothing of the Dagestan rural population ^ in the context of socio-cultural processes in the latter half of the 80s XX - early XXI century. Herald of Dagestan State >H University. Series 2. The Humanities, 2021, 36(1): 14-27. (In Russ.)] https://doi.org/10.21779/2542-0313-2021-36-1-14-27 q Султанова Г. А. Многонациональный театр Дагестана. Очерки истории. Ч. 2: 1946-1999. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2009. 217 с. [Sultanova G. A. Multinational theater of Dagestan. Essays on history. Pt. 2: 1946-1999. Makhachkala: Ы Dagknigoizdat, 2009, 217. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/qsbxqp К С

z; <

z о

Е-

<

О D С

К

к о о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.