Научная статья на тему 'Проникновение в тундру животных таёжного и лесотундрового комплексов'

Проникновение в тундру животных таёжного и лесотундрового комплексов Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проникновение в тундру животных таёжного и лесотундрового комплексов»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2471: 4761-4763

Проникновение в тундру животных таёжного и лесотундрового комплексов

В.И.Перфильев

Второе издание. Первая публикация в 1967

Основой для настоящего сообщения послужили материалы, собранные в 1960-1963 годах на Хромо-Алазейском междуречье. Касаются они главным образом особенностей проникновения представителей фауны лесного комплекса в тундровую зону. На обследованной территории зарегистрировано 33 вида птиц и 11 видов млекопитающих, свойственных таёжной зоне. Существование большинства из них в тундре связано с кустарниковой растительностью, особенно с приречными ивняками. К этой группе относятся: чирок-свистунок Anas crecca, широконоска Anas clypeata, свиязь Anas penelope, луток Mergellus albellus, горбоносый турпан Melanitta deglandi, фифи Tringa glareola, азиатский бекас Gallinago stenura, гаршнеп Lymnocryptes minimus, восточная чёрная ворона Corvus corone orientalis, кукша Perisoreus infaustus, глухая кукушка Cuculus optatus, сибирский Lanius cristatus и серый L. excubitor s.l. сорокопуты, дрозд Наумана Turdus naumanni, белобровик Turdus iliacus, черноголовый чекан Saxicola torquata s.l., чечётка Acanthis flammea, овсянка-крошка Ocyris pusillus, пеночки весничка Phylloscopus trochilus, зарни-чка Ph. inornatus и таловка Ph. borealis, сибирская завирушка Prunella montanella, а из млекопитающих - лось Alces alces, бурый медведь Ursus arctos, заяц-беляк Lepus timidus, горностай Mustela erminea, ласка Mus-tela nivalis, полёвки экономка Microtus oeconomus, узкочерепная Micro-tus gregalis, Myodes rutilus и лесной лемминг Myopus schisticolor.

Вторую группу составляют виды, имеющие более слабую связь с кустарниковой растительностью, это — длинноносый крохаль Mergus ser-rator, пустельга Falco tinnunculus, полевой лунь Circus cyaneus, обыкновенный бекас Gallinago gallinago, болотная сова Asio flammeus, белая Motacilla alba и жёлтая M. flava s.l. трясогузки, ласточка-воронок Deli-chon urbicum, береговая ласточка Riparia riparia, а из млекопитающих — северная пищуха Ochotona hyperborea.

Наиболее крупные представители лесной фауны — лось и бурый медведь — нередко заходят далеко в тундру, а в некоторые годы доходят до побережья моря. 12 июля 1961 мы наблюдали лосиху с лосёнком в районе горы Огоньер, в 35 км южнее Хромской губы (71°40' с.ш.). Спустя

* Перфильев В.И. 1967. Проникновение в тундру животных таёжного и лесотундрового комплексов IIЛюбите и охраняйте природу Якутии. Якутск: 267-269.

три дня в районе озера Тебелях (71°40' с.ш.) был отмечен одиночный молодой лось. В Приалазейской тундре летом 1963 года мы обнаружили место зимовки лося на реке Куобах-Юрех (правый приток Алазеи). По утверждению охотников, взрослая самка провела на этой речке не менее двух зим. Мы встретили её в 50 км севернее реки Куобах-Юрех.

Бурого медведя в Хромо-Индигирской тундре мы встречали дважды. Первый раз 3 июля 1961 в низовьях реки Лапчи (71°30' с.ш.). Крупный, видимо, старый медведь «рыбачил» у берега виски, соединяющей озеро Арылас и реку Лапчу. Мы видели, как он переплыл виску и скрылся за едомами. Рыбак Н.Н.Слепцов, очевидно, этого же медведя встречал в устье реки Лапчи в августе. На следующий год, 10 сентября 1962, мы наблюдали медведицу с медвежонком в южной тундре по реке Берелях. Последний срок встречи медведицы в тундре позволяет предполагать возможность залегания в берлогу этого зверя севернее предела леса.

Горностай широко распространён в тундре вплоть до арктической подзоны. В Хромо-Индигирской тундре он встречен нами повсеместно в южной кустарниковой подзоне (до 70°40' с.ш.), в Алазейской тундре отмечен в качестве обычного вида в подзоне типичной тундры (до 70° с.ш.). Ласка в тундре как по реке Алазее, так и по реке Хроме найдена в арктической подзоне. Особенно далеко на север она проникает в междуречье Хромы и Индигирки (южная часть Хромской губы, 70°40' с.ш.).

Лесной лемминг довольно широко распространён в тундре Хромо -Алазейского междуречья. В Хромо-Индигирском междуречье найден в качестве обычного вида в южной части типичной тундры. Здесь же отмечено его наиболее северное нахождение (71°10' с.ш.). В тундре по реке Алазее лесной лемминг наблюдался вплоть до Логашкиной протоки (70°30' с.ш.). По данным Н.Н.Соколова и Б.Н.Сидорова, лесной лемминг в этом районе ими не обнаружен.

Полёвка-экономка отмечена в южной и типичной подзонах тундры Хромо-Индигирского междуречья (71°20' с.ш.). Широко распространена она и в тундре по реке Алазее, где встречена вплоть до арктической подзоны (начало Логашкиной протоки).

Узкочерепная полёвка встречена в тундре на ограниченных участках речных долин и берегов озёр. Наиболее северное нахождение этой полёвки зарегистрировано на юго-восточном побережье Хромской губы (71°50' с.ш.). Причём в арктической тундре она обычна, а местами, по -видимому, достигает сравнительно высокой численности. В Алазейской тундре узкочерепная полёвка отмечена в качестве обычного вида близ Логашкиной протоки.

Красная полёвка отмечена в качестве обычной во всех трёх подзонах Хромо-Индигирской и в южной и типичной подзонах Алазейской тундры. Сведения о распространении красной полёвки в тундре, кроме сообщения по Обскому Северу (Смирнов 1959). где она приводится в качестве

синантропного элемента фауны, в настоящее время отсутствуют. До последнего времени самым северным пунктом нахождения красной полёвки на северо-востоке Якутии считались окрестности Походска (Огнёв 1950).

Из птиц по дальности проникновения в тундру в первую очередь следует отметить азиатского бекаса, белобровика, овсянку-крошку, вес-ничку, чечётку, белую трясогузку, береговую ласточку. Большинство из них отмечены нами в качестве обыкновенно гнездящихся птиц типичной подзоны тундры, береговая ласточка и белая трясогузка - севернее, в арктической тундре. На значительном удалении от речных долин (более 10-15 км) в открытой тундре мы находили гнёзда овсянок-крошек и весничек. Причём уменьшение числа яиц в кладках этих сугубо лесных видов нами не наблюдалось.

Необходимо несколько слов сказать о птицах, обнаруженных в не -свойственных им местообитаниях. Ласточка-воронок встречена в типичной тундре. Гнездовая колония этих птиц найдена на вершине горы Таас-Кигилях. Гнёзда находились под карнизами гигантских «грибов» — столбов выветривания (кигиляхи, или кисиляхи). Судя по количеству надстроек на гнёздах, можно предполагать, что воронки гнездятся здесь уже несколько лет.

Щёголь Тпща етуЬНгориБ — типичный обитатель равнинной тундры с мелкими озёрами и болотами, найден на гнездовье на вершине высокого холма вблизи горы Таас-Кигилях. 27 июня 1963 у реки Россохи (левый приток Алазеи) на берегу небольшого озера на травянистой кочке найдено гнездо веснички с 7 сильно насиженными яйцами. Второе гнездо веснички было найдено на берегу Алазеи в местечке Силлибит 28 июня с 6 сильно насиженными яйцами. Устроено оно было сбоку травянистой кочки на вершине высокой едомы, совершенно лишённой кустарниковой растительности.

Дрозд-белобровик встречен севернее 70° с.ш., где он гнездился в низкорослом прибрежном ивнячке. Белая трясогузка встречена на гнездовье у Хромской губы. Гнёзда здесь она устраивает на байджерахах и на обрывистых берегах рек и озёр.

Литератур а Огнёв С.И. 1950. Звери СССР и прилежащих стран. М., 7.

Смирнов В.С. 1959. Полёвка-экономка и красная полёвка в тундре // Материалы по фауне Приобского севера и её использованию. Тюмень: 364-365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.