ПРОНАТАЛИСТСКАЯ ПОЛИТИКА С ПОЗИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Аннотация. В статье раскрыта сущность пронаталистской политики, уточняется ее понятие в контексте политической социологии. Показана связь пронаталистской политики с существующими демографическими и социологическими понятиями и теориями, рассмотрены основные подходы к ее определению. Для выхода из негативной демографической динамики в РФ необходима разработка и планомерное проведение пронаталистской политики, направленной на повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи и брака.
Ключевые слова. Пронаталистсткая политика, демографическая политика, формы и виды про-наталистской политики, репродуктивное поведение, воспроизводство населения.
Gokova О^.
PRO-NATALIST POLICY FROM THE STANDPOINT OF POLITICAL SOCIOLOGY
Abstract. This article reveals the essence of the pro-natalist policy, clarifies its concept in the context of political sociology. The connection of the pro-natalist policy with the existing demographic and sociological concepts and theories is shown, the main approaches to its definition are considered. To overcome the negative demographic dynamics in the Russian Federation, the development and systematic implementation of a pro-natalist policy aimed at raising the birth rate, strengthening the institution offamily and marriage.
Keywords. Pro-natalist policy, demographic policy, forms and types of pro-natalist policy, reproductive behavior, reproduction of the population.
Говоря об истории возникновения такого направления демографической политики, как пронаталист-ская, необходимо отметить, что натализм как политическая и государственная доктрина появился только в конце XIX века во Франции. Появление натализма часто связывают с резким снижением рождаемости во Франции (в 1896-1897 гг. смертность превысила рождаемость) и с поражением во франко-прусской войне 1870-1871 гг., после которой отмечалось численное преобладание немцев. Однако, рассматривая историю пронаталистской политики в широком смысле, необходимо принять во внимание две особенности, характерные для конца XIX - начала XX вв. - масштаб войн и возрастающая роль всеобщего избирательного права во всей Европе.
В действительности, начиная с американской гражданской войны 1861-1865 гг., масштаб конфликтов изменился, в них стали использовать миллионы бойцов, поскольку пехота стала играть решающую роль в сражениях. В политической сфере демографическое восприятие населения страны было связано также с предоставлением избирательного права сначала только мужскому населению, а затем и женщинам. Таким образом, именно в это время формируется отношение общества к демографическим проблемам, в особенности к проблеме рождаемости.
Демографическая политика неоднородна, по характеру и направленности ее можно подразделить на три основных вида, представленных на рисунке 1.
ГРНТИ 04.51.35 © Гокова О.В., 2017
Ольга Владимировна Гокова - старший преподаватель кафедры региональной экономики и управления территориями экономического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Контактные данные для связи с автором: 644090, Омск, Лицкевича пл., д. 1 (Russia, Omsk, Lickevic sq., 1). Тел.: +7 905 096-37-41. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 12.10.2017 г.
1. Популяционистская политика направлена на увеличение численности населения не только благодаря повышению рождаемости, но и посредством миграционного притока населения. Она включает:
а) пронаталистскую политику, направленную на увеличение рождаемости и численности населения в развитых (страны Европы, Северной Америки, Австралия, Япония) и некоторых развивающихся (Иран, Бразилия, Аргентина и др.) странах мира;
б) активную иммиграционную политику, направленную на увеличение численности населения посредством миграционного притока населения, основанную на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих мигрантов (Австралия, Новая Зеландия, Канада и др.).
2. Рестриктивная политика, направленная на сокращение темпов прироста населения и даже на снижение численности населения путем уменьшения частоты рождений (антинаталистская политика) и/или ограничением иммиграции (Китай, Индия, Бангладеш, Пакистан и др.).
3. Политика стационарного оптимума населения, направленная на стабилизацию численности населения (Сингапур, Южная Корея и др.).
Рис. 1. Виды демографической политики
С 1960-х годов во многих европейских странах уровень рождаемости значительно снизился и опустился ниже уровня простого воспроизводства населения (для простого воспроизводства поколений суммарный коэффициент рождаемости, т.е. количество рождений на одну женщину, должен составлять 2,15). Так, в 1970 году в 11 странах Европейского экономического сообщества суммарный коэффициент рождаемости превышал отметку в 2,15. В 1990 году количество таких стран сократилось до 9, а в 2015 году только во Франции (1,96), Ирландии (1,92), Швеции (1,85) и в Великобритании (1,8) показатели были близки к уровню простого воспроизводства населения. В 12-ти из 28-ми стран ЕС в 2015 году на одну женщину приходилось менее 1,5 рождений [1; 7].
Для России, как и для многих европейских стран, на современном этапе развития необходимо и актуально проведение именно пронаталистской политики. Сам термин «пронаталистский» (лат. pro -за и natalis - рождение) означает направленность демографической политики на содействие повышению рождаемости путем создания финансовых и социальных стимулов для населения. Проанализировав опыт проведения государственными органами власти пронаталистской политики в разных странах мира, автор выделил ее основные формы:
1) собственно пронаталистская политика - это такая система мер, которая направлена на повышение рождаемости у всех жителей страны, независимо от их национальности, расы и религиозной принадлежности. Именно такая форма пронатализма действует с 1945 года во Франции;
2) «нативизм» - политика, которая проводится в интересах коренного населения, направленная на сохранение и защиту его собственной (доколониальной) культуры и устранение элементов чужой культуры. Она проводится в том случае, когда меры государственной политики направлены только на повышение рождаемости у населения определенной национальности, обычно у титульной нации. Такая политика проводилась во Франции до 1945 года и затем до 1962 года в ее колониях, где на корен-
ное население не были распространены меры, способствующие повышению рождаемости, уже успешно применявшиеся в самой Франции [5];
3) пронатализм с элементами евгеники - когда категории населения, на которые распространяются меры пронаталистской политики, ограничиваются определенными социальными или расовыми признаками, она превращается в евгенику или даже расизм. Примером этого могут служить принятые нацистским режимом в сентябре 1935 года так называемые нюрнбергские расовые законы («Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести»), которые в демографическом аспекте исключали евреев из мер государственной поддержки стимулирования брачности и рождаемости в Германии, а также запрещали браки между евреями и «государственными подданными немецкой или родственной крови» [4; 6];
4) и наконец, в том случае, когда меры государственной поддержки касаются небольших групп населения, она перестает быть пронаталисткой политикой, так как носит ограниченный и фрагментарный характер. В качестве примера можно привести закон Папия-Поппея, приятый консулами-суффектами Квинтом Поппеем Секундом и Марком Папием Мутилом при императоре Октавиане Августе и направленный на укрепление брака, ужесточавший штрафы за безбрачие [5].
В одной стране могут осуществляться меры различных форм пронатализма. Например, требование резервирования постов во французских органах власти для многодетных отцов является проявлением «нативизма», так как иностранцы не могут в принципе занимать государственные должности и быть госслужащими. Налоговая система, включающая семейные налоговые вычеты, элитарна, так как она направлена на определенную социальную группу, т.е. на тех, кто выплачивает подоходный налог, следовательно, на наиболее состоятельных людей, так называемый «средний класс». И наоборот, выплата семейных пособий всем семьям, имеющим, по крайней мере, двух детей, способствующая повышению рождаемости, носит универсальный характер.
На основе проанализированного опыта проведения государственными органами власти данной политики в странах мира, рассмотрев ее виды и формы, опираясь на историю возникновения и развития, представляется возможным уточнить само понятие пронаталистской политики в контексте политической социологии: по мнению автора, под пронаталистской политикой понимается направление популяционистской демографической политики, представляющей собой совокупность мероприятий, реализуемых органами государственной власти и направленных на увеличение численности населения, уменьшение естественной убыли населения посредством увеличения рождаемости [3, с. 136].
Необходимо разграничить понятия пронаталистской, демографической и семейной политик. Как отмечалось выше, пронаталистская политика является подвидом популяционистской политики, которая, в свою очередь, является одним из видов демографической политики. Пронаталистская политика, в отличие от демографической политики, не включает в себя меры, направленные на снижение смертности, на увеличение продолжительности жизни и другие аспекты демографической динамики, кроме увеличения показателей рождаемости. Что касается семейной политики, то данное понятие также гораздо шире пронаталистской политики, поскольку она включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы общества [2, с. 354].
Пронаталистская политика использует различные меры, которые направлены на стимулирование рождаемости. Они заключаются в предоставлении льгот, пособий и дифференцированных в зависимости от очередности рождения детей налоговых вычетов по уходу за ребенком; в предоставлении возможности женщинам продолжать оплачиваемую работу, устроив своих детей в ясли или используя услуги няни; в возможности обучения для матерей, возвращающихся к работе после декретного отпуска; во введении пособия по уходу за детьми для отцов; в улучшении условий труда и защите работающих матерей; в предоставлении экономических стимулов для работодателей с целью приема на работу лиц, имеющих большие семьи; в улучшении доступности дошкольных и внешкольных учреждений для детей; в возможности иметь гибкий график работы и доступность услуг по уходу за ребенком.
Все перечисленное играет очень важную роль в стимулировании рождения второго и последующих детей. Необходимо отметить, что пронаталистская политика опирается на существующий демографический терминологический аппарат (рисунок 2).
,----------------------------1 г
Рис. 2. Пронаталистская и антинаталистская политика в системе демографических категорий
Проведенное исследование приводит к выводу, что для выхода из негативной демографической динамики в Российской Федерации необходима разработка и планомерное проведение пронаталистской политики, направленной на повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи и брака, сохранение семейных ценностей, поддержание крепких связей между поколениями семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева М.А. История семейной политики во Франции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://istina.msu.ru/media/publications/articles/102/c59/5242483/odemos-avdeeva.pdf (дата обращения 04.11.2015).
2. Антонов А.И. Социология семьи. М.: ИНФРА-М, 2007. 640 с.
3. Гокова О.В. Сравнительный социально-экономический анализ проведения молодежной пронаталистской политики в Германии и Франции // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 135-145.
4. Gesetzzum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehrevom. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.documentarchiv.de/ns/nbgesetze01.html (дата обращения 06.05.2017).
5. Lépinard E., Lieber M. The Policy on Gender Equality in France. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2015/510024/IP0L_IDA(2015)510024_EN.pdf (дата обращения 02.03.2017).
6. Reichsbürgergesetzvom. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.verfassungen.de/de/de33-45/reichs-buerger35.htm (дата обращения 06.05.2017).
7. Total fertility rate, 1960-2014 (live births per woman). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Total_fertility_rate,_1960%E2%80%932014_(live_ births_per_woman)_YB16.png (дата обращения 15.06.2017).