Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ'

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
986
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Константинова А.С., Панченко О.Л.

В статье рассматривается одно из актуальных направлений современного туризма - промышленный туризм. Отмечается, что данный вид туризма имеет свою предысторию и сегодня пользуется определенным спросом среди туристов. На основании теоретического анализа выявлены функции промышленного туризма; основные характеристики; сложности в его организации. Отмечается высокий потенциал промышленного туризма в России, указывается на отсутствие четкой методики его организации, что составляет основную проблему для туристических компаний и промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Константинова А.С., Панченко О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL TOURISM: PECULIARITIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

The article discusses one of the topical ways of modern tourism - industrial tourism. It is noted that this type of tourism has its own history and today is in certain demand among tourists. Based on theoretical analysis, the functions of industrial tourism are revealed; Main characteristics; difficulties in its organization. The high potential of industrial tourism in Russia is noted, the lack of a clear methodology for its organization is indicated, which is the main problem for tourism companies and industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ»

Научная статья УДК 327

Политические науки

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Константинова А.С., Панченко О.Л.

askonstantinova@stud.kpfu.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматривается одно из актуальных направлений современного туризма - промышленный туризм. Отмечается, что данный вид туризма имеет свою предысторию и сегодня пользуется определенным спросом среди туристов. На основании теоретического анализа выявлены функции промышленного туризма; основные характеристики; сложности в его организации. Отмечается высокий потенциал промышленного туризма в России, указывается на отсутствие четкой методики его организации, что составляет основную проблему для туристических компаний и промышленных предприятий.

Ключевые слова: промышленный туризм, туристская индустрия, туристический объект, туристическая привлекательность региона

Для цитирования: Константинова А.С., Панченко О.Л. Промышленный туризм: особенности и перспективы развития в России // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 3. С. 82-91.

Введение

Современная туристская индустрия во всем мире динамично развивается. Прежде всего, это связано с разработкой и внедрением инновационных технологий, повышением уровня и качеств жизни населения ряда территорий и стран, что сопровождается появлением новых направлений туризма на международном туристском рынке. Туристская отрасль в Российской Федерации также претерпевает изменения, которые связаны с активным становлением внутреннего туризма, что влечет за собой развитие туристской инфраструктуры, появление квалифицированного рабочего персонала и освоение новых видов туризма.

Одним из видов туризма, которые сегодня активно развиваются во всем мире, является промышленный туризм, в основе которого не только знакомство с производственными процессами предприятий различной сферы промышленности, возможность развития и продвижения создаваемой продукции, формирование новых рынков сбыта благодаря взаимодействию с потенциальными партнерами, но и привлечение новых молодых специалистов в отрасль посредством организации профориентационных экскурсий.

Нынешнее состояние данного вида туризма отлично от того, каким он был в советский период России и какой он сейчас в зарубежной практике. Оценка современного состояния промышленного туризма во всем мире и в Российской Федерации в частости, играет значительную роль для его дальнейшего формирования и развития. На данный момент времени, в российской практике представлено незначительное количество информации о ключевых особенностях,

связанных с организацией промышленного туризма. Именно поэтому, встает вопрос о необходимости анализа характерных и уникальных особенностей данного вида, изучения этапов его организации, а также выделение возможных проблем и перспектив развития. В связи с этим, анализ современного состояния промышленного туризма и выявление указанных особенностей является актуальной темой для исследования.

Целью статьи выступает обозначение ключевых особенностей развития промышленного туризма на территории Российской Федерации.

Обзор литературы

Промышленный туризм как направление выделился относительно недавно, поэтому степень изученности особенностей его организации и перспектив развития недостаточна. Тем не менее, данный вид туризма приобретает все больший интерес в научных кругах, что обуславливает появление в зарубежной практике работ таких авторов, как Ф. Котлер, Дж. Пейн, И. Ансофф, рассматривающих теоретические аспекты формирования промышленных туров и способов их организации. Тенденция изучения промышленного туризма появляется и в работах отечественных авторов, среди которых следует отметить А. Дуровича, И. Коробейникова, Е. Шестакова, рассматривающих вопросы развития промышленного туризма в регионах Российской Федерации на основе их туристско-рекреационного потенциала.

В последние годы тема промышленного туризма нашла отражение в ряде работ исследователей. Так, перспективы развития промышленного туризма в России рассмотрены авторами И. А. Ангелиной и В. Г. Антонец, Е. В. Зобовой, Л. А. Яковлевой, О. А. Кацук, Е. В. Малюженко, А. А. Кабаргиной, Л. Н. Дерка-чевой, Ю. Н. Никулиной, Л. В. Докашенко и С. С. Поляниной [2, 5, 6, 9, 10]. Региональные особенности развития промышленного туризма отражены в работах авторов А. В. Кульчитцкого, О. Н. Челпановой, В. И. Сальник, М. О. Кучер, Л. М. Гайсиной, В. Б. Барахниной, Р. В. Габдулхаковой, Р. Т. Тимаковой, С. Г. Пьянковой, Н. Д. Алексеевой, К. А. Уняминой [1, 3, 7, 8, 11, 12]. Промышленный туризм как форма профориентации современной молодежи представлен в статье Е. А. Гришиной и Д. Э. Удалова [4].

Появление научных трудов, связанных с изучением практических и теоретических особенностей промышленного туризма, говорит о возрастающем интересе к данному направлению. К настоящему моменту исследования не систематизированы, информация разрозненна. Фактически отсутствуют методические рекомендации по созданию промышленных туров и экскурсий, не обозначены характерные особенности промышленного туризма, отсутствуют указания по взаимодействию между предприятиями промышленной отрасли и туристическими организациями, нет представления о подготовке квалифицированных кадров, способных организовывать, продвигать и осуществлять подобные туры и экскурсии. Таким образом, вопросы развития промышленного туризма остаются непроработанными, что обусловливает актуальность темы статьи.

Методология исследования

В рамках изучения темы исследования и достижения поставленной цели используются следующие общенаучные методы - анализ и синтез (для формирования представления о развитии промышленного туризма в зарубежной и отечественной практиках), классификация и обобщение (для выявления особенностей организации промышленного туризма). В статье применены методы теоретического анализа, сравнительного анализа, ретроспективного анализа практик промышленного туризма в России и за рубежом.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показал проведенный ретроспективный анализ, первые практики организации промышленных туров относятся к концу 19 века наряду с активным развитием промышленного сектора в Европе и США. Среди множества промышленных предприятий, первым заводом, распахнувшим свои двери туристам в 1866 году, считается ликероводочный завод Jack Daniel's. Несколькими десятилетиями позже, использование промышленных экскурсий в рамках рекламных кампаний применялось европейскими заводами, среди которых можно отметить компанию «Peugeot» и пивоварни «Kronenburg». Однако, в силу малой осведомленности о подобных экскурсиях и незначительному уровню организации, интерес туристов к подобным экскурсиям был невысок.

В начале XX века сфера промышленности претерпевает серьезные изменения, внедряются новые изобретения и технологии, используемые ранее, а также материально-технические средства становятся объектом интереса лишь с точки зрения культурно-исторических ценностей. Возникает вопрос о необходимости сохранения этих ценностей. Именно с появлением в Великобритании в 60-е годы XX века Международного комитета по сохранению индустриального наследия, связывают появление промышленного туризма как отдельного направления.

На сегодняшний день следует отметить высокий уровень развития промышленного туризма в странах Европейского континента (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды), который достигается посредством включения в промышленные туры городов и территорий промышленной деятельности, взаимодействие с местным населением и государственными учреждениями, участвующими в реализации данного направления [14, 15].

Рассматривая опыт развития промышленного туризма в России, необходимо указать предпосылки к появлению указанного вида туризма. Первые промышленные экскурсии в России осуществлялись еще на мануфактуры и рудники в конце XVIII - первой половине XIX века.

В советское время перед туристами открывают свои двери кондитерские фабрики в Москве («Красный Октябрь», «РотФронт»), текстильные фабрики в Санкт-Петербурге и появляются первые музеи производств, в экспозицию которых включается история развития предприятия.

На современном этапе промышленный туризм в России получил новый виток развития, что связано с разработкой федеральных программ, направленных на развитие данного вида туризма, с изменением подходов в деятельности

промышленных предприятий относительно открытости производственных цехов не только для партнеров и потенциальных инвесторов, но и для небольших туристских групп, а также формированием потенциального портрета потребителя и его основных характеристик. В рамках данного исследования целесообразно выделить группы потенциальной целевой аудитории, представляющих наибольший интерес для развития промышленного туризма в России.

Прежде всего, целевой аудиторией могут быть школьники, начиная с 5-го класса, которые могут посещать промышленные предприятия в рамках реализации программы «Живые уроки». Для данной группы это возможность познакомиться с циклом производства промышленной продукции, расширить кругозор и получить первичные профессионально-ориентирующие знания.

Наиболее приоритетной группой являются студенты, для которых промышленные туры будут организовываться с целью не только познавательной, но и профессионально-ориентированной подготовки кадров для будущей работы на предприятиях, знакомства с технологическими и производственными процессами создания продукции промышленного сектора экономики.

Промышленные туры будут интересны и участникам промышленного производства, для получения наиболее полного представления о производимой продукции, экономическом потенциале предприятий, обмена опытом между организациями производства. Акцент на деловых туристах при реализации промышленных туров предоставляет возможность привлечь новые инвестиции и расширить круг инвесторов и потенциальных покупателей создаваемой продукции.

Наконец, целевой аудиторией могут являться люди среднего возраста, которым просто интересна сфера промышленного производства и есть желание познакомиться с ней как можно ближе, с целью получения новых знаний и расширения кругозора.

Все вышеперечисленные группы рассматриваются как потенциальные туристы, именно поэтому, в ходе разработки промышленных туров и экскурсий, как их составляющих, необходимо учитывать интересы всех указанных групп. Таким образом, промышленный туризм может развиваться в различных направлениях и выполнять несколько функций, направленных на осуществление поставленных задач, исходя из выбранного целевого сегмента. К функциям промышленного туризма следует отнести следующие:

- культурно-познавательная функция (возможность изучения и приобщения к истории развития крупнейших предприятий страны, интерес к промышленной отрасли как к одному из туристских объектов);

- профориентационная функция (использование промышленных туров и экскурсий как способа привлечь новые рабочие кадры, повысить уровень престижность профессий, связанных с промышленными предприятиями и показать молодому поколению перспективы трудоустройство в данную отрасль);

- рекламная функция (позволяет предприятиям через реализацию промышленных экскурсий сформировать положительный имидж компании и производимой продукции, а также увеличить спрос на производимые товары);

- информационная функция (возможность туристам получить достоверную и полную информацию о компании и производимой продукции, методах и процессах ее производства и расширить собственный кругозор);

- сохранная функция (развитие промышленного туризма позволяет привлечь внимание к сохранению утративших жизнеспособность предприятий, обладающих колоссальным культурно-историческим потенциалом).

Указанные функции позволяют сделать вывод о том, что промышленный туризм - это многогранное явление, которое затрагивает различные сферы деятельности человека и обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития на территории России.

Тем не менее, на данный момент времени при формировании промышленных туров и экскурсий организаторы сталкиваются с некоторыми проблемами, основными из которых являются:

1. отсутствие четких методических разработок в части организации промышленных туров и экскурсий;

2. незаинтересованность промышленных предприятий в сотрудничестве с туроператорами и турагентами, из-за нарушения организации работы на предприятиях и повышенной опасности;

3. отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность участников промышленного туризма;

4. нехватка специализированных туроператоров и квалифицированных экскурсоводов;

5. нехватка денежных средств на реконструкцию недействующих предприятий, обладающих промышленно-историческим потенциалом (заводы и фабрики времен Российской Империи и СССР).

На данный момент времени предпринимаются попытки решения указанных проблем на всех уровнях, включая государственный, региональный и местный. Так, в рамках государственных программ по туризму разрабатываются федеральные программы и проекты, направленные на развитие промышленного туризма в регионах России и формирование соответствующей методической основы его развития. Среди таких проектов - создание единой карты промышленного туризма Российской Федерации [16]. Карта позволит отразить полученный массив информации и обозначить объекты показа, описание туристских маршрутов, средства размещения, находящиеся вблизи объектов туристского интереса.

Помимо этого, существует информационный портал - «PromToшrism» основной функцией которого является обеспечение возможности установления контактов между двумя основными группами: с одной стороны крупными предприятиями промышленности, с другой - инвесторами, бизнес-партнерами, средствами массовой информации, потребителями и потенциальными сотрудниками [16].

Для осуществления вышеуказанной функции, создателями проекта и его кураторами были разработаны методические рекомендации, позволяющие регионам страны разрабатывать и внедрять промышленные туры на рынок туристских услуг.

Сайт «PromTourism» отражает субъекты Российской Федерации, находящиеся в активной стадии развития промышленного туризма, а это 13 регионов, расположенных в разных частях страны, среди которых - Калужская область, Пермский край, Амурская область, Камчатский край, Удмуртская Республика.

Последний регион - Удмуртскую Республику, стоит рассмотреть подробнее, поскольку на сегодняшний день она является одним из успешных примеров реализации промышленного туризма на региональном и федеральном уровне. Указанный регион обладает обширными ресурсами в промышленной сфере, и на протяжении многих лет ассоциируется с производством автомобилей, военной техники, мотоциклов под маркой «Иж», а также с автоматом и создателем - Михаилом Тимофеевичем Калашниковым.

За последние несколько лет в регионе был создан туристский бренд «Удмуртия ЗАВОДит» и одноименный туристско-рекреационный кластер. В рамках этого проекта уже сейчас гости республики могут познакомиться с такими сферами промышленности как автомобилестроение, пищевая промышленность, электроэнергетические предприятия, со временем сферы будут расширятся.

Данный туристский бренд предлагает посетить заводы - выставочный центр Ижевского мотозавода «Аксион-холдинг», производственные цеха завода «Ижсталь» и музей при нём, «Концерн Калашников», автомобильный завод «ЛАДА Ижевск», Сарапульский ЛВЗ, Сарапульская конфетная фабрика, Глазов-ский ЛВЗ, находящиеся в крупных городах республики - Ижевск, Глазов, Сарапул, что дает возможность попутно познакомиться с историко-культурным наследием Удмуртской Республики: дом-музей П.И. Чайковского, городище "Иднакар", национально-культурный центр "Лудорвай" и другие [17].

С момента реализации данного проекта в Удмуртии отметили прирост внутреннего туризма. Согласно опросам, первое, с чем ассоциируется регион -это промышленные предприятия, далее культура и традиции удмуртского народа, третье - выдающиеся деятели М. Т. Калашников, П. И. Чайковский, Г. А. Кулакова. Все это говорит о том, что вектор развития внутреннего туризма в регионе выбран правильно. Разработка и продвижение туристского бренда, связанного с промышленным туризмом, позволяет не только увеличить туристский поток и создать новые экономические связи, но и познакомить с культурно-историческими и природными ресурсами - неповторимыми ландшафтами и удивительными памятниками истории и архитектуры.

Следует отметить успешные примеры развития промышленного туризма и создания на его основе туристского бренда, не являющиеся участниками проекта «РготТои1^т». Так, например, Челябинская область все больше позиционирует себя на туристском рынке как регион с крупнейшим металлургическим комплексом в России. Результатом данной стратегии стало создание туристского каталога - «Путеводитель индустриального туриста: металлургия Челябинской Области», информирующего туристов о распространении на территории региона объектов показа. Туристы могут осмотреть самые крупные и неповторимые предприятия: «Высота 239» - Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский

цинковый завод, Стан «5000» Магнитогорский-Металлургический Комбинат, Кыштымский Медеэлектролитный Завод [13].

Разработанный путеводитель и туристский маршрут стали одним из этапов реализации проекта «Стальной маршрут» в Челябинской области. Помимо этого, участниками проекта был разработан одноименный туристский бренд, который был представлен общественности на международной туристической выставке EXPOTRAVEL-2019 (г. Екатеринбург) [13].

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что в ряде субъектов Российской Федерации существует необходимая база для разработки промышленных туристских маршрутов и развития промышленного туризма как нового направления туристской отрасли.

Выводы

Изучение особенностей промышленного туризма с научной точки зрения позволяет более успешно развивать его на практике, путем внедрения эффективных методических разработок, полученных в ходе взаимодействия промышленных предприятий, туристических организаций и отраслевых органов управления.

Активное развитие промышленного туризма имеет положительный эффект как для промышленных предприятий и создаваемой ими продукции, так и для туристов, посещающих эти предприятия. Немаловажную роль данный вид туризма играет для развития регионов и городов, основной доходной частью которых являются промышленные предприятия. Кроме того, потенциальные туристские потоки будут способствовать привлечению инвестиций, позволяющих разрабатывать и реализовывать проекты по улучшению туристской инфраструктуры в регионах - строительство новых гостиниц и привлечение крупных гостиничных компаний, строительство дорог и реконструкция аэропортов, благоустройство общественных территорий, появление необычных зон отдыха, и, наконец, создание туристско-информационных центров.

Промышленный туризм во многих регионах может стать не только новым направлением туризма, но и оказать влияние на формирование положительного имиджа территории посредством разработки туристского бренда региона, что будет способствовать развитию внутреннего туризма и привлекать внимание иностранных туристов, посещающих Россию ежегодно.

Литература

1. Алексеева Н. Д., Унямина К. А. Потенциал развития промышленного туризма городского округа Тольятти // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2018. №4 (54). С. 62-68.

2. Ангелина И. А., Антонец В. Г. Оценка инвестиционной привлекательности развития промышленного туризма // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. №1. С. 435-438.

3. Гайсина Л. М., Барахнина В. Б., Габдулхакова Р. В. Промышленный туризм в системе маркетинга имиджа Республики Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. №5(167). С. 92-96.

4. Гришина Е. А., Удалов Д. Э. Промышленный туризм как форма профессиональной ориентации молодежи // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2020. Том. 17. №2. С. 45-51.

5. Докашенко Л. В. Полянина С. С. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона: формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, вып. 14. Издательско-полиграфический комплекс "Университет" (Оренбург), 2013. С. 93-97.

6. Зобова Е. В., Яковлева Л. А., Кацук О. А. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма в России // Проблемы развития национальной экономики на современном этапе: Сб. трудов конференции. Тамбов, 2018. С. 66-73.

7. Кульчитцкий А. В., Челпанова О. Н. Промышленный туризм в Курской области // Актуальные проблемы развития туристской индустрии: Сб. трудов НПК. Под ред. Н. Е. Горюшкиной, С. А. Никифорова. Курск, 2019. С. 160-164.

8. Кучер М. О. Перспективы развития экскурсионных программ в сфере промышленного туризма в Красноярском крае // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. №1. С. 309-312.

9. Малюженко Е. В., Кабаргина А. А., Деркачева Л. Н. Методы продвижения продукта промышленного туризма: отечественный и зарубежный опыт // Сервис в России и за рубежом. 2020. Том. 14, № 5(92). С. 51-60.

10. Никулина Ю. Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 9. С. 1-5.

11. Сальник В. И. Развитие промышленного туризма в России и Тульской области // Физкультура и здоровье: молодежная наука и инновации: Сб. науч. трудов участников X Международной научно-практической конференции. под общ. ред. С.А. Архиповой. Тула, 2021. С. 216-222.

12. Тимакова Р. Т., Пьянкова С. Г. Промышленный туризм как инструмент устойчивого развития Уральского макрорегиона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Том 236. № 4. С. 329-344.

13. Челябинская область презентовала программы промышленного туризма // Сеть городских порталов Челябинск онлайн - 74.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://74.ru/text/gorod/2019/10/10/66264151/ (дата обращения: 5.04.2022)

14. Boros, L. Industrial tourism in our World // THE ALTERNATIVE TRAVEL GUIDE. 2015. № 10. Hungary. Рр. 28-37.

15. Hodgson P. New tourism product development: market research's role. // Tourism management. 2015, March. Рр. 1-5.

16. PromTourism - портал о промышленном туризме РФ // Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://promtourism.ru/ (дата обращения: 20.03.2022)

17. VisitUdmurtia - сайт о туризме, культуре и спорте // Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://visitudmurtia.ru/tourism (дата обращения: 12.04.2022)

Original article Political Science

INDUSTRIAL TOURISM: PECULIARITIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

Konstantinova A.S., Panchenko O.L.

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article discusses one of the topical ways of modern tourism - industrial tourism. It is noted that this type of tourism has its own history and today is in certain demand among tourists. Based on theoretical analysis, the functions of industrial tourism are revealed; Main characteristics; difficulties in its organization. The high potential of industrial tourism in Russia is noted, the lack of a clear method-

ology for its organization is indicated, which is the main problem for tourism companies and industrial enterprises.

Keywords: industrial tourism, tourism industry, tourist site, tourist attraction of the region

For citation: Konstantinova A.S., Panchenko O.L. Industrial tourism: peculiarities and development prospects in Russia. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(3):82-91. (In Russ.)

References

1. Alekseeva N. D., Unyamina K. A. The potential for the development of industrial tourism in the urban district of Tolyatti // Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Economy. 2018. No. 4 (54). pp. 62-68.

2. Angelina I. A., Antonets V. G. Evaluation of the investment attractiveness of the development of industrial tourism // Resort and recreation complex in the system of regional development: innovative approaches. 2016. No. 1. pp. 435-438.

3. Gaisina L. M., Barakhnina V. B., Gabdulkhakova R. V. Industrial tourism in the system of marketing the image of the Republic of Bashkortostan // Economics and management: a scientific and practical journal. 2022. No. 5 (167). pp. 92-96.

4. Grishina E. A., Udalov D. E. Industrial tourism as a form of professional orientation of youth // Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects. 2020. Vol. 17. No. 2. pp. 45-51.

5. Dokashenko L. V. Polyanina S. S. Industrial tourism as an effective tool for the development of the regional economy: the formation of a market economy: theory and practice: a collection of scientific articles, vol. 14. Publishing and printing complex "Universitet" (Orenburg), 2013. P. 93-97.

6. Zobova E. V., Yakovleva L. A., Katsuk O. A. The current state and prospects for the development of industrial tourism in Russia // Problems of development of the national economy at the present stage: Sat. conference proceedings. Tambov, 2018, pp. 66-73.

7. Kulchitsky A. V., Chelpanova O. N. Industrial tourism in the Kursk region // Actual problems of the development of the tourism industry: Sat. works of the NPC. Ed. N. E. Goryushkina, S. A. Nikifo-rova. Kursk, 2019. S. 160-164.

8. Kucher M. O. Prospects for the development of excursion programs in the field of industrial tourism in the Krasnoyarsk Territory // Resort and recreation complex in the system of regional development: innovative approaches. 2014. No. 1. pp. 309-312.

9. Malyuzhenko E. V., Kabargina A. A., Derkacheva L. N. Methods for promoting the product of industrial tourism: domestic and foreign experience // Service in Russia and abroad. 2020. Vol. 14, No. 5(92). pp. 51-60.

10. Nikulina Yu. N. Industrial tourism in world practice: features of organization and development trends // Intellect. Innovation. Investments. 2017. No. 9. S. 1-5.

11. Salnik V. I. Development of industrial tourism in Russia and the Tula region // Physical culture and health: youth science and innovations: Sat. scientific works of participants of the X International Scientific and Practical Conference. under total ed. S.A. Arkhipova. Tula, 2021, pp. 216-222.

12. Timakova R. T., Pyankova S. G. Industrial tourism as a tool for sustainable development of the Ural macroregion // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2022. Volume 236. No. 4. S. 329-344.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Chelyabinsk region presented industrial tourism programs // Network of city portals Chelyabinsk online - 74.RU [Electronic resource]. Access mode: https://74.ru/text/gorod/2019/10/10/66264151/ (date of access: 04/05/2022)

14. Boros, L. Industrial tourism in our World // THE ALTERNATIVE TRAVEL GUIDE. 2015. No. 10. Hungary. Rp. 28-37.

15. Hodgson P. New tourism product development: market research's role. // Tourism management. March 2015 Rp. 1-5.

16. PromTourism - a portal about industrial tourism in the Russian Federation // Official site [Electronic resource]. Access mode: https://promtourism.ru/ (date of access: 03/20/2022)

17. VisitUdmurtia - a site about tourism, culture and sports // Official site [Electronic resource]. Access mode: https://visitudmurtia.ru/tourism (date of access: 04/12/2022)

Авторы публикации

Authors of the publication

Константинова Александра Сергеевна, магистрант 2 курса Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: askonstantino-

va@stud.kpfu.ru

Панченко Ольга Львовна, канд. соц. наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: kadri@bk.ru

Konstantinova Aleksandra Sergeevna, 2nd

year master's student of the Institute of international relations of the Kazan Federal University. E-mail: askonstantinova@stud.kpfu.ru

Panchenko Olga Lvovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of world cultural heritage of Kazan Federal University. E-mail: kadri@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2022; одобрена после рецензирования 28.08.2022; принята к публикации 04.09.2022.

The article was submitted 21.08.2022; approved after reviewing 28.08.2022; accepted for publication 04.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.