DOI: 10.38197/2072-2060-2022-236-4-329-344
промышленный
туризм как инструмент
устойчивого
развития уральского
макрорегиона industrial tourism as a tool for sustainable
development of the ural macroregion
ТИМАКОВА роза темерьяновна
Профессор кафедры туристического бизнеса и гостеприимства ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», д.т.н., профессор
ROZA T. TIMAKOVA
Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Tourism Business and Hospitality, Ural State University of Economics
ПЬЯНКОВА СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА
Профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», д.э.н., профессор
SVETLANA G. PYANKOVA
Doctor of Economics, Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics
АННОТАЦИЯ
Вопросы развития промышленного туризма на территории Уральского макрорегиона имеют историческую основу. Именно на Урале был сформирован комплекс крупнейших в стране предприятий тяжелого машиностроения, металлургических, оборонного значения, энергетических и пищевых. В настоящее время инновационное развитие промышленных предприятий и сохранившиеся исторический объекты промышленного наследия являются точкой притяжения в регион деловых туристов и путешественников со всего мира и из разных уголков нашей страны. Брендированность региона, определяясь промышленным потенциалом, является ключевым фактором активизации промышленного туризма, который, в свою очередь, способствует формированию мультипликативного эффекта для поступательного развития Уральского макрорегиона, определяемого маркетинговыми, имиджевыми, экономическими, социальными, ресурсными, экологическими и симбиотическими индикаторами. Важную роль в продвижении промышленного туризма играют проекты, развиваемые на предприятиях и корпорациях. ABSTRACT
The issues of the development of industrial tourism in the territory of the Ural macroregion have a historical basis. It was in the Urals that a complex of the country's largest heavy engineering, metallurgical, defense,
energy and food enterprises was formed. Currently, the innovative development of industrial enterprises and the preserved historical objects of industrial heritage are a point of attraction for business tourists and travelers from all over the world and from different parts of our country to the region. The branding of the region, determined by the industrial potential, is a key factor in the activation of industrial tourism, which in turn contributes to the formation of a multiplicative effect for the progressive development of the Ural macroregion, determined by marketing, image, economic, social, resource, environmental and symbiotic indicators. An important role in the promotion of industrial tourism is played by projects developed at enterprises and corporations.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Промышленный туризм, индикаторы, мультипликативный эффект, Уральский макрорегион, промышленное наследие. KEYWORDS
Industrial tourism, indicators, multiplicative effect, Ural macroregion, industrial heritage.
И стоки промышленного (индустриального) туризма в нашей стране закладывались во второй половине XX столетия, когда передовые предприятия делились своим опытом и достижениями с представителями трудовых коллективов других предприятий. Для формирования преемственности трудовых традиций промышленные и пищевые производства посещали с ознакомительными целями школьники, учащиеся, студенты.
Т.А. Танкиева, М.В. Пономарева [1] отмечают, что в последние десятилетия интерес к промышленному туризму растет как к способу диверсификации региональных экономик и одному из инструментов развития территорий.
332
Промышленный туризм оказывает экономическое, социальное и экологическое воздействие, включая оптимизацию отрасли, удовлетворенность туристов, рост доходов, продвижение имиджа, расширение занятости, популяризацию знаний и улучшение состояния окружающей среды [2]. Рост спроса на индустриальный туризм привел к тому, что в ряде стран (Франции, Испании, Португалии) были разработаны и внедрены стандарты в области качества обслуживания, в 2015 г. был введен стандарт ISO 13810 «Tourism services — Industrial tourism — Service provision», на основе которого был утвержден идентичный стандарт в РФ — ГОСТ Р ИСО 138102016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг».
В конце 90-х годов прошлого столетия в результате перехода от плановой к рыночной экономике судьба предприятий промышленной индустрии сложилась по-разному: от полной или частичной остановки производственных циклов до модернизации и трансформации в современные предприятия, что опосредованно способствовало появлению нового вида туризма — промышленного. При этом согласно ГОСТ Р ИСО 13810-2016 посещения действующих предприятий и осмотр объектов промышленного наследия — это две различные и взаимодополняющие реалии промышленного туризма, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему: изучение исторического наследия промышленного плана и собственно экскурсионное обслуживание на действующих предприятиях. Происходит коммерциализация самого процесса, и организованные группы туристов целенаправленно посещают предприятий с познавательной целью — для ознакомления с технологиями, оборудованием,
конечным продуктом. Наряду с этим туристам интересна историческая подоплека: посещение объектов промышленного наследия с точки зрения исторической, архитектурной, социальной, технологической или научной ценности.
Развитие промышленного туризма позволяет использовать промышленное наследие, уделяя особое внимание повторному использованию в качестве культурных элементов заброшенных заводов в заброшенных промышленных или деловых центров [3].
Мультипликативный эффект реализации стратегии развития промышленного туризма, по мнению В.Г. Анто-нец [4], оценивается как с точки зрения расходов туристов на территории региона, так и аккумулированием доходов всех предприятий, задействованных в реализации: промышленных, туристских, смежных отраслей. Прибыль предприятий в дальнейшем направляется на реинвестирование в последующих циклах кругооборота. Происходит увеличение поступлений в бюджет разных уровней региона.
Наряду с этим мультипликативный эффект для развития регионов при активном развитии промышленного туризма определяется следующими индикаторами:
— маркетинговый (продвижение турпродукта, отдельных предприятий и региона);
— имиджевый (узнаваемость территорий и отдельных предприятий, брендирование регионов, поддержание имиджа старопромышленных регионов);
— экономический (приток денежных ресурсов на территорию региона, повышение эффективности деятельности всех задействованных игроков (предприятия-партнеры, предприятия туриндустрии и сферы гостеприимства, ин-
334
фраструктурные и транспортные предприятия, предприятия банковской сферы и др.));
— социальный (диверсификация рынка труда, увеличение числа рабочих мест, обеспечение занятости населения, рост средней заработной платы в регионе, развитие индустриальной культуры, патриотическое воспитание, формирование интереса у молодежи к инженерным специальностям);
— ресурсный (рациональное перераспределение ресурсов (материальных, информационных, трудовых и др.), развитие туристкой инфраструктуры);
— экологический (любые факторы в живой и неживой природе отличаются пределами воздействия, популяризация экологического воспитания, бережное отношение к окружающей среде);
— симбиотический (комплексное развитие делового, семейного, приключенческого, культурного туризма).
В настоящее время согласно Целям устойчивого развития происходит переориентация индустрии туризма на развитие постиндустриального туризма, катализатором которого является цифровой маркетинг на фоне глобальной цифро-визации экономики страны [5].
Совет по развитию промышленного туризма, учрежденный Федеральным агентством по туризму (ФАТ) при участии Уральской ассоциации туризма (УАТ) в 2017 году, курирует эффективность использования индустриального наследия отдельных предприятий и регионов, что возможно в результате просветительской работы, разработки предложений в нормативно-правовые акты для регулирования требований допуска на промышленные объекты, формирования карты промышленного туризма для его продвижения.
На территории РФ находятся 85 регионов, отличающихся своей туристической привлекательностью. Идентичность Уральского региона на постсоветском пространстве определялась слоганом «Урал — опорный край державы», что, по мнению Р.Т. Тимаковой, О.Т. Ергуновой [6], выражало концепцию бренда региона и способствовало выделению территории на фоне других регионов. Промышленная концепция развития Уральского макрорегиона способствует развитию делового и промышленного туризма. На территории Урала находятся исторические объекты с момента зарождения горнозаводского края в начале VIII века.
Уральский макрорегион территориально включает в себя следующие субъекты Российской Федерации: Республику Башкортостан, Курганскую область, Оренбургскую область, Пермский край, Свердловскую область, Челябинскую область, Удмуртскую Республику. Указанные субъекты обладают своими особенностями и направлениями развития промышленного туризма. Перспективы развития промышленного туризма на Урале связаны не только с действующими направлениями производства, но и с историко-культурной ценностью индустриального наследия. По данным Е.В. Алексеевой [7], индустриальное наследие Урала включает в себя:
— действующие производства, производственные комплексы, инфраструктуру и технологии;
— специфическое культурное наследие горнозаводской цивилизации, включающее типичную планировку и архитектурные решения городских поселений, возникших вокруг заводов;
— измененные в процессе горнозаводской деятельности природные территории;
33
— особые характеристики развития транспортной инфраструктуры;
— социально-общественную структуру и сложившиеся системы управления;
— характерную социальную и административную структуры;
— развитую систему производственного обучения и передачи технологий и профессиональных знаний молодому поколению;
— особый «уральский» характер;
— отражение региональной идентичности в предметах быта, нематериальном наследии, творчестве.
Развитие туристической привлекательности и туристского потенциала регионов оценивается на основе оценки критериев, которые рассчитываются на основе данных Федеральной службы государственной статистики и системы мониторинга СМИ «ПрессИндекс» [8-11]:
1. Количество турфирм, гостиниц и иных средств размещения, предприятий общественного питания и их способность обеспечить услугами поток туристов.
2. Уровень доходов от туристских и гостиничных услуг, а также их доля в валовом региональном продукте.
3. Уровень развития санаторно-курортной сферы и ее вклад в экономику региона.
4. Уровень туристского интереса, количество туристов и ночевок.
5. Уровень развития въездного туризма, популярность у туристов из других стран.
6. Уникальность и аттрактивность туристских объектов, наличие объектов федерального и международного значения.
7. Уровень безопасности региона для туристов, в том числе уровень преступности.
8. Количество поисковых запросов в сети Интернет, а также упоминаемость региона в средствах массовой информации в качестве направления туризма.
На основе Национального рейтинга по развитию туризма субъектов РФ три региона имеют относительно высокие показатели развития туризма (Республика Башкортостан, Свердловская и Челябинская области), средние показатели развития туризма — в Пермском крае, Удмуртской Республике, Оренбургской области, низкие — в Курганской области (табл. 1) [8-11].
О 20 40 60 80 100 120
Рис. 1. Оценка уровня развития туризма в Уральском макрорегионе1
1 Составлено авторами по [Рейтинг субъектов Российской Федерации по развитию туризма, Национальный туристический рейтинг — 2019, 2020, 2021].
338
Наиболее развиты направления туризма в субъектах Российской Федерации, относящихся к Уральскому макрорегиону: деловой, конгрессно-выставочный, этнотуризм, активный туризм. Промышленный туризм является наиболее перспективным направлением развития, так, в Уральском регионе уже накоплен значительный опыт промышленного туризма: первые производственные экскурсии начали проводиться в 2007 году; более 70 заводов обладают собственными музеями и музейными комплексами, 120 предприятий организуют экскурсии в свои производственные цеха [12], создан Центр компетенций по развитию промышленного туризма на базе Магнитогорского металлургического комбината, активно проводятся форумы иделовые мероприятия, направленные на развитие промышленного туризма. Промышленные туры в регионе возможны по разным направлениям: производство продуктов питания, транспортные и логистические системы, металлургия, энергетика, оборонное производство, цветные металлы, атомная энергия, освоение космоса и др. Кроме того, регион обладает колоссальным объемом уникальных объектов индустриального наследия, которые в настоящий момент не музеефицированы, заброшены или используются не по назначению.
На сегодняшний день, по мнению Д.А. Шершова [13], в регионе сложились как внешние, так и внутренние предпосылки для интенсивного развития промышленного туризма. Промышленное направление туризма становится популярным по всему миру, в том числе и в России. Ограничения, вызванные политической ситуацией, тоже способны положительно повлиять на развитие промышленного туризма, не только привлекая инвесторов, но и способствуя освоению
новых технологий и повышению интереса молодого поколения к обучению и профессиональной самореализации в своем регионе.
Новый поворот в выборе предпочтений россиян в пан-демийный период определяется таким трендом в туризме, как «новизна впечатлений», что отмечают 30% опрошенных. В этих условиях промышленный туризм начинает занимать нишу между посещением музеев (культурный туризм) и посещением природных достопримечательности (экологический туризм) [14]. Кроме того, внедрение цифровиза-ции позволило организовывать экскурсии на те объекты, которые считаются объектами повышенной опасности. Так, на территории Свердловской области имеется возможность посещения стратегического объекта — Белоярской АЭС. «Рос-атом» в рамках соглашения с Ростуризмом (2021 г.) сформировал офис ПСР (производственная система «Росатома»), работа которого в концепции принципов бережливого производства направлена на разработку туристских маршрутов по «бережливому Золотому кольцу» и развитию так называемого «атомного» туризм. Формирование в 2021 году Свердловского научно-промышленного кластера (НПК) двойного назначения металлургии и металлообработки является индикатором диверсификации промышленного потенциала оборонного промышленного комплекса (ОПК) в области и, соответственно, увеличения посещений предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назначения, с деловыми целями и в дальнейшем в концепции промышленного туризма.
Если за рубежом в основном предлагаются туры на пищевые производства (сыроварни, винодельни, пивоварни, кондитерские предприятия) и автоконцерны, то в нашей
340
стране в качестве объектов посещения значатся ГЭС, заводы, пищевые предприятия, фермы по выращиванию животных и птиц, развлекательные (конные клубы). Лидерами являются предприятия народного художественного промысла, предприятия пищевой промышленности с инновационными и исторически традиционными технологиями и предприятия оборонно-промышленного комплекса — 6070% от всех посещений. Такие посещения популярны среди семей с детьми. Туристы удовлетворяют свои потребности познавательного, прагматического и эстетического характера. Партнеры при реализации проектов в рамках промышленного туризма получают возможность диверсификации своего бизнеса за счет проведения мастер-классов, оказания экскурсионных услуг и услуг питания, продажи продукции собственного производства и сувенирной продукции; формирования положительного имиджа в результате демонстрации инновационных технологий, экологической и техногенной безопасности для окружающих, осведомления о вкладе предприятия в экономику региона.
В тоже время имеются сдерживающие факторы для развития индустриального туризма: сложность в организации экскурсий и планировании маршрутов, вопросы безопасности при нахождении на территории объектов, закрытость ряда предприятий (коммерческая тайна, государственная тайная, требования Роспотребнадзора и Технадзора), недостаточность ресурсов для продвижения, недостаточная транспортная доступность, слаборазвитая инфраструктура, недостаточное знание спроса потенциальных туристов.
Таким образом, в настоящее время наметилась устойчивая тенденция интереса профессионального туристского сообщества в продвижении промышленного туризма, поддержи-
ваемого Агентством стратегических инициатив, органами государственной власти, Уральской ассоциацией туризма и промышленными предприятиями. Инфраструктура действующих промышленных предприятий и объектов исторического наследия на территории Уральского макрорегиона, начиная с Демидовских и Строгановских заводов до современных предприятий, позволяет определить кластерный подход к формированию интерактивной карты объектов промышленного туризма на национальном туристическом портале Russia. Travel и коллаборацию заинтересованных участников.
Библиографический список
1. Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Исследование предпочтений потребителей и проблем развития промышленного туризма в старопромышленном регионе (на примере Тульской области) // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 1 (49). С. 165-183. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-49-1-6.
2. Zhang W.,Hu XL. A study on industrial tourism's effects under the background of deindustrialization // Proceedings of the 10th euro-asia conference on environment and corporate social responsibility: tourism, society and education session, pt I. 2014. P. 186-190.
3. Moral-Moral M., Fernandez-Alles M.T. Perceptions of the local resident to industrial tourism as sustainable development model // Revista de estudios regionales. 2019. Vol. 114. P. 45-69.
4. Антонец В.Г. Эффективность промышленного туризма и его влияние на социально-экономическое развитие региона // Сборник научных работ серии «Экономика». 2021. № 21. С. 5-14. DOI: 10.5281/ zenodo.4889688.
5. Kuzior A., Lyulyov O., Pimonenko T., Kwilinski A., Krawczyk D. Postindustrial tourism as a sustainable development // Sustainability. 2021. Vol. 13 (15): 8145 DOI: 10.3390/su13158145.
342
6. Тимакова Р.Т., Ергунова О.Т. Маркетинг и брендинг городов в стратегии регионального развития // В книге: Государство, право, общество — Россия и мировое сообщество: актуальные проблемы современности. Пензенский гос. университет межотраслевой научно-информационный центр. Пенза, 2020. С. 21-61.
7. Алексеева Е.В. Индустриальное наследие: понятия, ценностный потенциал, организационные и правовые основы / Е.В. Алексеева, Т.Ю. Быстрова. — Екатеринбург: TATLIN, 2021. — 164 с.
8. Рейтинг субъектов Российской Федерации по развитию туризма // Министерство культуры Российской Федерации — URL: https:// culture.gov.ru/press/news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu20171006160552/ (дата обращения: 27.03.2022).
9. Национальный туристический рейтинг — 2019 — URL: http:// russia-rating.ru/info/17205.html (дата обращения: 27.03.2022).
10. Национальный туристический рейтинг — 2020 — URL: http:// russia-rating.ru/info/18797.html (дата обращения: 27.03.2022).
11. Национальный туристический рейтинг — 2021 — URL: http:// russia-rating.ru/info/20156.html (дата обращения: 27.03.2022).
12. Ошуркова И. Экскурсия к станку. Промышленные предприятия откроют двери для туристов // Российская газета. URL: https:// rg.ru/2017/10/08/reg-urfo/promyshlennye-predpriiatiia-budut-ustraivat-ekskursiidlia-turistov.html (дата обращения: 31.03.2022).
13. Шершов Д.А. Индустриальный туризм в Свердловской области: классификация объектов и потенциал развития // Туризм: технологии & тренды: материалы IV студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 31 марта 2018 г. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. — С. 172-185.
14. Грошева Е.К., Чуприна А.Д., Ким А.О. Возможности создания и развития предприятия промышленного туризма в Иркутской области // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 1 (18). С. 27-30.
References
1. Tankieva T.A., Ponomareva M.V. Issledovanie predpochtenij po-trebitelej i problem razvitiya promyshlennogo turizma v staro-promyshlennom regione (na primere Tul>skoj oblasti) // ZHurnal Novoj ekonomicheskoj associacii. 2021. № 1 (49). S. 165-183. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-49-1-6.
2. Zhang W.,Hu XL. A study on industrial tourism's effects under the background of deindustrialization // Proceedings of the 10th euro-asia conference on environment and corporate social responsibility: tourism, society and education session, pt I. 2014. P. 186-190.
3. Moral-Moral M., Fernandez-Alles M.T. Perceptions of the local resident to industrial tourism as sustainable development model // Revista de estudios regionales. 2019. Vol. 114. P. 45-69.
4. Antonec V.G. Effektivnost' promyshlennogo turizma i ego vliyanie na social'no-ekonomicheskoe razvitie regiona // Sbornik nauchnyh rabot serii "Ekonomika". 2021. № 21. S. 5-14. DOI: 10.5281/zenodo.4889688.
5. Kuzior A., Lyulyov O., Pimonenko T., Kwilinski A., Krawczyk D.Post-industrial tourism as a sustainable development // Sustainability. 2021. Vol. 13 (15): 8145 DOI: 10.3390/su13158145.
6. Timakova R.T., Ergunova O.T. Marketing i brending gorodov v strategii regional'nogo razvitiya // V knige: Gosudarstvo, pravo, obshchestvo -Rossiya i mirovoe soobshchestvo: aktual'nye problemy sovremennosti. Penzenskij gos. universitet mezhotraslevoj nauchno-informacionnyj centr. Penza, 2020. S. 21-61.
7. Alekseeva E.V. Industrial'noe nasledie: ponyatiya, cennostnyj potencial, organizacionnye i pravovye osnovy / E.V. Alekseeva, T.YU. Bystrova. - Ekaterinburg: TATLIN, 2021. - 164 s.
8. Rejting sub»ektov Rossijskoj Federacii po razvitiyu turizma // Ministerstvo kul>tury Rossijskoj Federacii — URL: https://culture. gov.ru/press/news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu20171006160552/ (data obrashcheniya: 27.03.2022).
344
9. Nacional'nyj turisticheskij rejting — 2019 — URL: http://russia-rating. ru/info/17205.html (data obrashcheniya: 27.03.2022).
10. Nacional'nyj turisticheskij rejting — 2020 — URL: http://russia-rating. ru/info/18797.html (data obrashcheniya: 27.03.2022).
11. Nacional'nyj turisticheskij rejting — 2021 — URL: http://russia-rating. ru/info/20156.html (data obrashcheniya: 27.03.2022).
12. Oshurkova I. Ekskursiya k stanku. Promyshlennye predpriyatiya otkroyut dveri dlya turistov // Rossijskaya gazeta. URL: https://rg. ru/2017/10/08/reg-urfo/promyshlennye-predpriiatiia-budut-ustrai-vat-ekskursiidlia-turistov.html (data obrashcheniya: 31.03.2022).
13. Shershov D.A. Industrial>nyj turizm v Sverdlovskoj oblasti: klassifik-aciya ob»ektov i potencial razvitiya // Turizm: tekhnologii & trendy: materialy IV studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 31 marta 2018 g. — Ekaterinburg: Izdatel>stvo Ural>skogo universiteta, 2018. — S. 172-185.
14. Grosheva E.K., CHuprina A.D., Kim A.O. Vozmozhnosti sozdaniya i razvitiya predpriyatiya promyshlennogo turizma v Irkutskoj oblasti // Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij. 2021. № 1 (18). S. 27-30.
Контактная информация / Contact information
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург,
8 Марта, д. 62.
Ural State Economic University
62 March 8, 620144, Ekaterinburg, Russia.
Тимакова Роза Темерьяновна / Timakova Roza Temeryanovna
+7 (912) 24-79-974, [email protected]
Пьянкова Светлана Григорьевна / Pyankova Svetlana Grigorievna
+7-904-54-84-460, pyankovasg @usue.ru