Научная статья на тему 'Промышленные округа как модель государственной поддержки инновационного и инфраструктурного развития региона на примере Нижнекамского промышленного округа'

Промышленные округа как модель государственной поддержки инновационного и инфраструктурного развития региона на примере Нижнекамского промышленного округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова В. В., Уразаев Р. И., Шайхутдинова Ф. Н.

В условиях выбора Россией инновационного пути развития в Республике Татарстан, как и в других регионах России, наблюдается активизация инвестиционной и инновационной деятельности: от создания новаторской идеи до внедрения и промышленного использования. На примере Нижнекамского промышленного округа рассматривается модель государственной поддержки без прямого финансирования из бюджета инновационного и инвестиционного развития локальной территориальной зоны в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленные округа как модель государственной поддержки инновационного и инфраструктурного развития региона на примере Нижнекамского промышленного округа»

В. В. Авилова, Р. И. Уразаев, Ф. Н. Шайхутдинова

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОКРУГА КАК МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕКАМСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ОКРУГА

В условиях выбора Россией инновационного пути развития в Республике Татарстан, как и в других регионах России, наблюдается активизация инвестиционной и инновационной деятельности: от создания новаторской идеи до внедрения и промышленного использования. На примере Нижнекамского промышленного округа рассматривается модель государственной поддержки без прямого финансирования из бюджета инновационного и инвестиционного развития локальной территориальной зоны в регионе.

Стимулирование инвестиционной активности приобретает в современных условиях первостепенное значение. Долгосрочный устойчивый экономический рост и инновационно-технологическое развитие возможны только при масштабном притоке инвестиций. В то же время по-прежнему недостаточно крупных и долгосрочных инвестиционных проектов, особенно в регионах. Одна из причин такой ситуации - это нехватка готовых инвестиционных площадок. Многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергетических мощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций. Для активизации притока инвестиций в современных условиях инвестору необходимо предоставить площадку с подготовленной инфраструктурой, что называется, под ключ. Именно такой подход начинает преобладать во многих регионах Российской Федерации: это Липецкая, Белгородская область, Татарстан, другие территории, на это нацелена сейчас и инвестиционная политика Российского Правительства [1].

Необходимо отметить и такой фактор современной экономики, как острая конкуренция регионов за инвестиционные ресурсы. Если в 2004 г. максимальный и минимальный объем инвестиций на душу населения различались более чем в 150 раз [2], то по результатам 2006 г. расслоение усилилось - различие составило 250 раз, на долю восьми субъектов Российской Федерации, составляющих 10 процентов территории страны и с численностью 24 процента от общей численности населения страны, приходилось 47 процентов внебюджетных инвестиций в основной капитал, объем иностранных инвестиций в этих же регионах составляет 82 процента. По объему валового регионального продукта на душу населения минимальное и максимальное значение среди российских регионов различалось в 2004 году в 35 раз, в 2006 - в 43 раза.

Необходимым условием для привлечения инвестиций является наличие благоприятного инвестиционного климата. Поэтому в условиях, когда возможности регионов по предоставлению тех или иных льгот унифицированы российским законодательством, возможности создания зон промышленной сборки, особых экономических зон и бюджетные ресурсы для создания инфраструктуры в них также ограничены, особую актуальность приобретает поиск новых моделей построения инвестиционно привлекательных площадок для инвесторов.

Как известно [3], концепция понятия инвестиционной привлекательности включает

в себя так называемые объективные возможности региона, т.е. инвестиционный потенциал. Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регионе.

Инновационный и инфраструктурный потенциалы являяются важными составляющими инвестиционного потенциала, то есть факторами, прямо влияющими на инвестиционную привлекательность региона. Динамика составляющих инвестиционного потенциала приведена в таблице 1, динамика рейтинга Республики Татарстан по инвестиционному потенциалу - на рисунке 1.

Таблица 1 - Динамика рейтинга составляющих инвестиционного потенциала Республики Татарстан

Составляющая/год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Трудовой 11 14 14 16 10 9 10

Потребительский 6 6 8 9 9 9 9

Производственный 7 3 4 5 7 7 7

Финансовый 11 6 9 7 8 6 7

Институциональный 9 10 10 8 7 7 6

Инновационный 5 6 9 10 10 10 10

Инфраструктурный 34 34 35 36 35 35 32

Природно-ресурсный 36 37 37 37 34 34 36

Т уристический - - - - - 7 6

совокупный инвестиционный потенциал

Рис. 1 - Динамика инвестиционного потенциала Республики Татарстан

Кроме того, в условиях, когда экспорто-сырьевые факторы роста ослабевают, единственный способ поддержания темпов экономического роста - переход на инновационный тип развития [4]. Поэтому наиболее перспективными с точки зрения инвесторов представляются модели, создающие условия для инновационного развития на подготовленных инвестиционных площадках.

Мировой экономический опыт богат многообразием поиска оптимальных форм организации взаимодействия и управления производственными структурами. Одним из наиболее жизнеспособных европейских вариантов являются промышленные округа в Италии, внимание к изучению и внедрению опыта которых в России усилилось после визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Италию 4-7 ноября 2003 г. и подписания Меморандума в форме совместного заявления сторон, содержащего оценку проделанной к настоящему времени работы и задачи на перспективу [5].

Существующие в Италии промышленные округа представляют собой исторически сложившиеся территориальные зоны, характеризующиеся высокой концентрацией малых и средних предприятий с выраженной производственной специализацией. Крупные итальянские компании, представляющие признанные торговые марки, выносят часть своих мощностей в существующие промышленные округа или создают новые для производства инновационных продуктов и технологий, прежде всего через укрепление сети субподрядчиков на территориях, уже характеризующихся определенной производственной специализацией.

Межфирменная промышленная кооперация и техническое сотрудничество внутри округа сочетается с высокой конкуренцией на коммерческом уровне, т.е. на стадиях сырьевого обеспечения собственного производства и сбыта готовой продукции. Благодаря этому, ускоренно развиваются новые технологические разработки, непрерывно повышаются собственные стандарты качества и модернизируется производство с целью наилучшего соответствия запросам рынка.

Наличие тесных связей со специализированными центрами подготовки специалистов, университетами, «технологическими парками» и исследовательскими центрами, расположенными на территории округа, позволяет промышленным предприятиям обеспечивать свои потребности в высококвалифицированной рабочей силе, что оказывает стимулирующее воздействие на возникновение и развитие инноваций на территории округа.

Целью настоящей статьи является рассмотрение модели промышленного округа как фактора повышения инвестиционной привлекательности региона, повышающего инвестиционную привлекательность региона через такие составляющие инвестиционного потенциала, как инфраструктурную и инновационную, на примере создания и функционирования в Республике Татарстан Нижнекамского промышленного округа.

Президент Республики Татарстан М.Шаймиев в составе российской делегации также принимал участие в упомянутом выше визите Президента России В.Путина в Италию. Опираясь на положения Меморандума, Совет Безопасности Республики Татарстан в 2004 г. принял решение о создании в зоне ответственности ОАО "Нижнекамскнефтехим" промышленного округа, реализованное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.11.2004 № 509.

В состав учредителей вошли ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Татнефтехимин-вест-холдинг", "Инвестиционное агентство г. Нижнекамска и Нижнекамского района" и "Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана".

Развитие мировой экономики в течение последних десятилетий наглядно демонстрирует, что благосостояние государства во многом определяется эффективной инновационной политикой. А ключевым фактором конкурентоспособности предприятий выступает широкое внедрение результатов научно-технического прогресса.

Результаты исследований инновационной составляющей инвестиционного потенциала Республики Татарстан, проведенного по заказу Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества агентством «Эксперт-РА» на период создания Нижнекам-

ского промышленного округа, то есть 2003/2004 гг, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели, используемые при расчете инновационной составляющей инвестиционного потенциала и их значения для Республики Татарстан в 2003/04гг., меры по улучшению ситуации

Место среди регионов России Значение для Республики Татарстан в 2003г. Среднероссийское значение на 1 регион в 2003 г., либо доля республики в общероссийском (показателе), % Оценка параметров и тенденций Направления деятельности по улучшению ситуации

Инновационный потенциал 10 X 2,260 Высокий уровень развития с позитивной тенденцией Разработка и реализация республиканской Инновационной программы.

Число инновационно активных предприятий, ед. 106 4,215 Очень высокий уровень со стабильной тенденцией Публичное поощрение инно-вационно-актив-ных предприятий

Численность исследователей (без совместителей), чел. 14683 1,710 Постепенное снижение численности Стимулирование выхода результатов работ на российский и международные рынки

Текущие затраты на научные разработки, млн. руб. 2190,3 1,359 Средний уровень с тенденцией к росту Конкурсное стимулирование из бюджета инновационных разработок

Объем инвестиций в науку, млн. руб. 243,7 1.756 Повышенный уровень со значительным ростом Привлечение иностранных и российских инвесторов, создание внебюджетного инновационного фонда

Для повышения инновационного потенциала региона необходимо, в соответствии с

результатами упомянутого обследования, как реализация программных мероприятий, в частности республиканской Инновационной программы, направленной на повышение отдачи инновационного потенциала, так и поощрение инновационных разработок, инновационно-активных предприятий, стимулирование выхода результатов инновационных разработок на мировые рынки и привлечение инновационных технологий из-за рубежа. В настоящее время Россия располагает рядом современных технологий, имеет достаточную базу фундаментальной науки и политехнического образования. Однако этого недостаточно для эффективного освоения новейших направлений научно-технического прогресса, возможности экстенсивного развития с использованием наукоемких продуктов и технологий, наработанных в СССР, практически исчерпаны.

На сегодняшний день разработку и освоение инноваций в Российской Федерации в целом и в Татарстане в частности осуществляют не более 10% предприятий. Причем лишь несколько отраслей республиканской экономики демонстрируют опережающие показатели инновационной активности: нефтехимия, машиностроение и приборостроение. В то же время в республике существуют необходимые предпосылки для активизации инновационной деятельности. В Татарстане сосредоточена весомая часть научного, образовательного и промышленного потенциала России в области химии, нефтехимии, машиностроения, приборостроения и кибернетики.

В последние годы наблюдается активизация государственного стимулирования инновационной деятельности: от создания новаторской идеи до ее скорейшего внедрения и промышленного использования новшества. Реализуется Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 12 марта 2004 года.

Целью Программы является обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества жизни населения республики на основе создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, импоротазамещения на внутреннем рынке.

В целях создания условий по устойчивому экономическому росту, повышения эффективности производства в Татарстане создан Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, аккумулирующий и направляющий инвестиционные средства на реализацию инновационных проектов; ряд отраслевых инновационных центров и технопарков на базе ведущих университетов Татарстана, один из крупнейших в Европе инновационный технопарк «Идея». Технопарк должен стать связующим звеном между вузами, научными лабораториями и промышленным производством, создать льготные начальные условия развития новых предприятий, обучения сотрудников и предоставлять ресурсы для ускоренной реализации инновационных проектов.

При создании Нижнекамского промышленного округа предусматривалось создание в этом регионе профильного технополиса, специализирующегося на малой нефтехимии. При этом в округе появляется необходимая «цепочка» инновационного развития (Казанский государственный технологический университет - технопарк «Идея» (г. Казань) - технопарк малой нефтехимии в Нижнекамском районе - ОАО «Нижнекамскнефтехим» -предприятия и организации Республики Татарстан). Технопарк «Идея» в этой системе был задействован в качестве звена по отбору, подготовке, коммерциализации, патентованию и кадровому обеспечению проектов Казанского государственного технологического университета. Такая «цепочка» необходима для формирования в г. Нижнекамск на базе ОАО «Нижнекамскнефтехим» эффективно действующего промышленного округа как благопри-

ятной среды для реализации инновационных проектов, специализирующихся на нефтепереработке и нефтехимии.

Осуществление масштабных инновационных мероприятий требует привлечения иностранных инвестиций не просто в качестве источника финансирования проектов, но, в первую очередь, для внедрения современных зарубежных технологий. При создании Нижнекамского промышленного округа внешнеэкономическому, международному аспекту его деятельности уделялось особое внимание. В соответствии с «Меморандумом по вопросам создания промышленных округов на территории Российской Федерации с использованием итальянского опыта», вся деятельность по созданию в России промышленных округов велась в рамках специальной Рабочей группы российских и итальянских экспертов под эгидой Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства производственной деятельности Итальянской Республики, активным участником которой были представители Республики Татарстан. Презентация вновь созданного Нижнекамского промышленного округа была проведена во время 7-го заседания Рабочей группы по созданию промышленных округов, прошедшего в г. Нижнекамске в мае 2005 года. Участниками заседания с итальянской стороны, помимо государственных органов власти Италии - Министерства производственной деятельности, Министерства иностранных дел, Министерства охраны окружающей среды и экологии, были такие известные финансовокредитные учреждения как САЧЕ, СИМЕСТ, банк «Интеза», а также широко известные компании нефтехимической, машиностроительной и сельскохозяйственной отраслей - Ба-лестра, Текнимонт, Евробой, Мерлони, Федерлиньо, Алкам, ЧЕЗИ и др. Кроме того, проект Нижнекамского промышленного округа был представлен на Московском Салоне инноваций и инвестиций, где завоевал золотую медаль.

Помимо этого, в рамках деятельности промышленного округа расширяется и сотрудничество между российскими и итальянскими исследовательскими, научными центрами и высшими учебными заведениями по подготовке кадров для работы в этих промышленных округах.

Как уже было отмечено, химия и нефтехимия - определяющая отрасль промышленности республики. Не случайно при выборе «округообразующего» предприятия однозначно определилось ОАО «Нижнекамскнефтехим», как одно из ведущих предприятий отрасли не только в масштабах России, но и Европы.

Предприятие выпускает химическое сырьё, пригодное для дальнейшего передела малыми и средними предприятиями. Уже на момент создания округа в данном регионе занимались переработкой пластмасс и лапролов ООО «Пластик», ЗАО «Химтраст», ОАО «Эластик», НПО «Полимер», ООО «Агропласт», ООО СП «Политруб» и другие малые предприятия. На ОАО «Нижнекамскнефтехим» уже был запущен в эксплуатацию завод по производству ударопрочного полистирола и имелись договорённости о строительстве завода вспененного полистирола, что являлось основой деятельности ряда малых и совместных предприятий. В конце 2003 года был введён в эксплуатацию завод по производству синтетических масел, изготовление тары и упаковки для которых и их сбыт также перспективны для малого бизнеса. Важное место в перепрофилировании нефтехимической отрасли с выходом на высокоэффективную цепочку производства «нефть-нефтепродукты-полимеры-промышленные изделия» отводилось нефтеперерабатывающему заводу, строительство которого также ведется в г. Нижнекамск.

Следует признать, что проект создания Нижнекамского промышленного округа успешно реализует те потенциальные возможности, которые принимались во внимание при его создании. Так, рост инвестиций в инновации малых предприятий в 2006 году вырос в

два с половиной раза по сравнению с предыдущим годом, по результатам 2007 года ожидается пятикратное увеличение инвестиций в новые производства, к концу 2007 года в Нижнекамском промышленном округе будет образовано порядка 800 новых рабочих мест, а в бюджет Республики Татарстан поступит более 200 миллионов рублей от введенных в действие производств. К 2010 году ежегодное поступление в бюджет от вновь образованных предприятий в рамках округа превысит 600 миллионов рублей [6].

Таким образом, проект создания в Республике Татарстан промышленных округов с учетом итальянского опыта является одним из успешных примеров создания условий для ускоренного инфраструктурного и инновационного развития на территории, где функционируют несколько крупных предприятий, имеется достаточный трудовой и научный потенциал, развиты транспорт и связь. Здесь удачно задействованы все три составляющих «новой экономики»: предпринимательство, инновации и инвестиции. Главная цель проекта - развитие промышленного потенциала республики с привлечением большого числа малых и средних предприятий, использование ресурса предпринимательской активности.

Литература

1. Путин В.В. Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу реализа-

ции масштабных инфраструктурных проектов в российских регионах. 11 октября 2007 года. У фа. // Официальный сайт Президента Российской Федерации

http://president.kremlin.ru/appears/2007/10/11/2300_type63378type63381_148280.shtml

2. Дмитриев М. Региональные аспекты привлечения инвестиций // Материалы V Экономического Форума «Кубань 2006», Сочи, 29 сентября 2006 г.

3. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности Республики Татарстан (2004-2005 гг.). Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». М., 2006, 27 с.

4. Греф Г. О. От макроэкономической стабилизации к инновационному развитию. Выступление на заседании Коллегии Минэкономразвития России 23 марта 2007 года.

5. «Меморандум по вопросам создания промышленных округов на территории Российской Федерации с использованием итальянского опыта».// Официальный сайт Торгового представительства Российской Федерации в Итальянской Республике, http://www.rcrussia.it/indexru.htm.

6. Гарипова Л., Шавкатов С. Нижнекамский промокруг сегодня и завтра// «Время и Деньги», Выпуск: 49(2504) от 20 марта 2007 года.

© В. В. Авилова - д-р эконом. наук, проф., зав. каф. экономики КГТУ; Р. И. Уразаев - зам. министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ; Ф. Н. Шайхутдинова - канд. хим. наук, доц. каф. экономики КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.