Научная статья на тему 'Промышленные объекты в границах охотничьих угодий: эколого-социальные аспекты воздействия'

Промышленные объекты в границах охотничьих угодий: эколого-социальные аспекты воздействия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
239
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОХОТПОЛЬЗОВАТЕЛИ / УБЫТКИ / МЕТОДИКА / КОМПЕНСАЦИИ / HUNTING RESOURCES / INDUSTRIAL ENTERPRISES / IMPACT / HUNTING USERS / LOSSES / METHODS / COMPENSATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Величенко В.В.

В статье рассматривается вопрос влияния индустриальных проектов, затрагивающих целостность охотничьих угодий, на состояние численности охотничьих зверей и птиц охотничьих ресурсов. На основании анализа сравнительных данных о численности охотничьих ресурсов в различных экономических зонах Республики Саха (Якутия) формулируется вывод об отсутствии закономерного снижения численности с ростом промышленного присутствия. В статье обращается внимание на отсутствие законодательных основ обязательной компенсации убытков охотпользователям, чьи угодья подвержены воздействию антропогенных факторов, связанных с деятельностью промышленных предприятий. В настоящее время компенсацию потерь от утраты охотничьих ресурсов получают только охотпользователи из числа коренных малочисленных народов Севера. В статье предлагается не только усовершенствовать методологию оценки убытков охотпользователей, но и разработать механизм, благодаря которому компенсационные выплаты будут направляться самим охотпользователям для проведения воспроизводственных мероприятий, направленных на рост численности охотничьих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial objects in the limits of hunting grounds: ecological and social aspects of impact

The article discusses the impact of industrial projects affecting the integrity of hunting grounds on the state of the number of hunting animals and birds, i.e. hunting resources. Due to the analysis of comparative data on the number of hunting resources in various economic zones of the Republic of Sakha (Yakutia), the conclusion is formulated that there is no regular decrease in the number with an increase in the industrial presence. The article draws attention to the lack of a legislative framework for mandatory compensation of losses to hunters whose lands are subject to anthropogenic factors associated with the activities of industrial enterprises. Currently, only hunting users from among the indigenous peoples of the North receive compensation for the losses from the loss of hunting resources. The article proposes that the methodology for estimating the losses of hunting users should be improved, and that a mechanism, by which compensation payments will be sent to the hunting users themselves for reproduction activities aimed at increasing the number of hunting resources, should be developed.

Текст научной работы на тему «Промышленные объекты в границах охотничьих угодий: эколого-социальные аспекты воздействия»

It

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

УДК 639.1.05

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ В ГРАНИЦАХ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ: ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

БЭТ: 10.24411/1728-323X-2019-15149

В. В. Величенко, в. н. с., к. б. н.,

Ipes-08@mail.ru,

Научно-исследовательский институт прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия

В статье рассматривается вопрос влияния индустриальных проектов, затрагивающих целостность охотничьих угодий, на состояние численности охотничьих зверей и птиц — охотничьих ресурсов. На основании анализа сравнительных данных о численности охотничьих ресурсов в различных экономических зонах Республики Саха (Якутия) формулируется вывод об отсутствии закономерного снижения численности с ростом промышленного присутствия.

В статье обращается внимание на отсутствие законодательных основ обязательной компенсации убытков охотполь-зователям, чьи угодья подвержены воздействию антропогенных факторов, связанных с деятельностью промышленных предприятий. В настоящее время компенсацию потерь от утраты охотничьих ресурсов получают только охотпользовате-ли из числа коренных малочисленных народов Севера.

В статье предлагается не только усовершенствовать методологию оценки убытков охотпользователей, но и разработать механизм, благодаря которому компенсационные выплаты будут направляться самим охотпользователям для проведения воспроизводственных мероприятий, направленных на рост численности охотничьих ресурсов.

The article discusses the impact of industrial projects affecting the integrity of hunting grounds on the state of the number of hunting animals and birds, i.e. hunting resources. Due to the analysis of comparative data on the number of hunting resources in various economic zones of the Republic of Sakha (Yakutia), the conclusion is formulated that there is no regular decrease in the number with an increase in the industrial presence.

The article draws attention to the lack of a legislative framework for mandatory compensation of losses to hunters whose lands are subject to anthropogenic factors associated with the activities of industrial enterprises. Currently, only hunting users from among the indigenous peoples of the North receive compensation for the losing from the loss of hunting resources.

The article proposes that the methodology for estimating the losses of hunting users should be improved, and that a mechanism, by which compensation payments will be sent to the hunting users themselves for reproduction activities aimed at increasing the number of hunting resources, should be developed.

Ключевые слова: охотничьи ресурсы, промышленные предприятия, воздействие, охотпользователи, убытки, методика, компенсации.

Keywords: hunting resources, industrial enterprises, impact, hunting users, losses, methods, compensation.

Введение. Республика Саха (Якутия) обладает значительными запасами возобновляемых и невозобновляе-мых природных ресурсов. В первой группе мы отметим лишь некоторые из них: лесные, рыбные и охотничьи ресурсы. При этом особо выделим охотничьи ресурсы, под которыми современный законодатель подразумевает млекопитающих (копытные, медведи и пушные звери) и птиц, представленных большим перечнем видов [8].

Список невозобновляемых природных ресурсов Якутии настолько обширен, что в данной статье мы отразим лишь некоторые полезные ископаемые: уголь, алмазы, нефть, природный газ, золото, строительные материалы (песок, щебень). Перечисленные выше невозобновля-емые природные ресурсы выбраны нами, поскольку имеют непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу, а именно — к вопросу воздействия добывающих предприятий на состояние охотничьих ресурсов.

Бурное развитие добывающих отраслей в республике сопровождается расширением и совершенствованием транспортной инфраструктуры. При этом одинаково значимое внимание уделяется как развитию железнодорожного, так и автомобильного транспорта, что влечет за собой увеличение протяженности железнодорожных магистралей и автомобильных дорог с твердым покрытием.

Все вышеперечисленное должно говорить об одном — реализация масштабных индустриальных проектов приводит к сокращению площадей охотничьих угодий, что должно повлечь за собой снижение численности охотничьих ресурсов. Рассмотрим настоящую гипотезу на примерах.

Результаты и обсуждение. В нашем распоряжении имеются официальные данные мониторинга численности охотничьих ресурсов Якутии за два временных среза, отстоящих друг от друга во времени. Первый период охватывает 2003—2005 годы, второй период это 2016—2018 годы. Если в начале 2000-х годов промыш-

ленное освоение вышеперечисленных регионов только начиналось (за исключением алмазодобывающей промышленности, добычи угля и золота), то последние годы характеризуются настоящей экспансией горнодобывающих и нефтегазодобывающих предприятий. Особенное развитие данные отрасли получают в Западной и Южной Якутии, на примере которых мы и попытаемся проиллюстрировать нашу гипотезу.

Достаточно сказать, что одним из масштабных инвестиционных проектов, оказывающих воздействие на охотничьи ресурсы, наряду с введенной в эксплуатацию трассой нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), является магистральный газопровод «Сила Сибири». В пределах Республики Саха (Якутия) трассы нефте- и газопровода пересекают Ленский, Олекминс-кий, Алданский и Нерюнгринский районы. В зоне их потенциального влияния оказалась обширная территория Якутии (21,4 %) и значительная часть ее населения (28,8 %), в том числе коренные малочисленные народы Севера. Трассы пересекают границы многих охотпользователей, в том числе местностей (территорий) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Как же реагируют на усиление воздействия промышленности охотничьи ресурсы? В таблицах 1 и 2 приводится сравнительная динамика из-

Таблица 3

Динамика численности охотничьих ресурсов в Республике Саха (Якутия) по данным зимних маршрутных учетов за 2015-2018 гг.

Вид животного Численность охотничьих ресурсов по годам, тыс. особей

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Соболь Лось 220 75,0 265 83,0 251,2 90,0 295,7 129,0

менения численности соболя в некоторых районах двух экономических зон.

Представленные данные показывают, что за исключением Олекминского района, в остальных наблюдается рост численности соболя.

В отношении некоторых видов копытных динамика несколько иная, но в целом, тенденция к постепенному нарастанию численности свойственна для многих видов охотничьих ресурсов. Причем это характерно не только для выбранных нами районов, но и для всей республики в целом [5—7]. Приведем лишь несколько примеров из Обоснования проекта лимитов и квот добычи копытных животных, бурого медведя, соболя и рыси на территории Республики Саха (Якутия) в сезон охоты 2018/2019 годов [2].

Численность соболя по результатам ЗМУ 2018 года на свойственных угодьях республики увеличилась и составляет 295,7 тысяч особей, в то время как в 2017 году численность составляла 251 тысяч особей (табл. 3).

Состояние популяции вида во всех районах республики сохранилось на достаточно хорошем уровне, обеспечивающем возможность их хозяйственного использования в значительных объемах.

Лось на всей территории Республики Саха (Якутия) является одним из основных объектов любительской и спортивной охоты. В качестве мясной продукции и охотничьего трофея он представляет огромную ценность для населения и охотников республики. Поэтому этот вид охотничьих ресурсов всегда подвергался и продолжает подвергаться сильному прессу охоты. Несмотря на это, по данным зимнего маршрутного учета 2018 года численность лося в Якутии составила 129,1 тыс. особей. Для сравнения специалисты приводят данные авиаучетных работ 2001—2002 гг., когда численность лосей в республике составляла только 42,7 тыс. особей (табл. 3).

Вышеприведенные данные показывают если не повсеместный рост, то во всяком случае, от-

Таблица 1

Сравнительная динамика численности соболя в некоторых районах Западной экономической зоны РС (Я)

Районы Численность, тыс. особей Изменение численно-сти, %

В среднем за 2003-2005 гг. В среднем за 2014-2016 гг.

Мирнинский Олекминский 13,44 4,57 17,96 3,42 133,6 74,8

Таблица 2 Сравнительная динамика численности соболя в некоторых районах Южной экономической зоны РС (Я)

Районы Численность, тыс. особей Изменение численно-сти, %

В среднем за 2003-2005 гг. В среднем за 2014-2016 гг.

Алданский Нерюнгринский 7,95 8,83 23,48 14,59 295,3 165,2

сутствие общей тенденции снижения численности основных видов охотничьих ресурсов в условиях интенсификации промышленного освоения. Это вполне объяснимо, если принять во внимание обширность территорий Якутии, нивелирующей воздействие, на первый взгляд, маштабных индустриальных проектов.

Совсем иную картину мы наблюдаем на ограниченных по площади участках угодий, закрепленных за конкретными охотпользователями. Здесь изъятие части охотничьих угодий даже под небольшие по площади промышленные предприятия может оказать, и оказывает совсем иное, порой критическое воздействие. Эффект снижения численности здесь проявляется с особой силой, поскольку помимо изъятия части охотничьих угодий воздействие усиливается фактором беспокойства за счет прокладки постоянных и временных дорог (зимников), которые повышают доступность угодий в том числе и для несанкционированных охот.

Данное обстоятельство вызывает необходимость пересмотра некоторых методологических подходов к оценке воздействия факторов антропогенной группы на охотничьи ресурсы.

Ранее мы упомянули, что для представителей КМНС разработана специальная методика, утвержденная приказом Минрегионразвития РФ № 565 от 9 декабря 2009 г. [4]. Данная методика не лишена недостатков, и работы по ее совершенствованию ведутся, но она работает, и многие охотпользователи из числа коренных народов уже получают соответствующие компенсации.

Вопрос остается открытым для остальных охотпользователей, не являющихся представителями КМНС, которые лишены возможности получения компенсаций. Для оценки потерь вышеназванной категории охотпользователей используется «Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденная Приказом Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 с изменениями, оговоренными в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17 ноября 2017 г. № 612.

При этом исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам в отношении добывающих предприятий, проводится согласно п. б, который предусматривает расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популя-

ций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

В данном случае Методика рекомендует проводить расчет потерь охотничьих ресурсов по формуле, которая имеет вид:

Ун.т (-^факт + (-^фа

Н

доп

■ 0)- Т,

где Мфакт — фактическая численность охотничьих ресурсов данного вида, обитающих на соответствующей территории воздействия, особей; Ндоп — норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в процентах; Т — такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.; ? — период воздействия, лет;

В результате расчетов по данной формуле потери охотничьих ресурсов складываются из потерь фактической численности ресурсов, обитающих на оцениваемой территории и хозяйственной продуктивности, т. е. количества охотничьих ресурсов, которое охотпользователь может законно изъять по нормативам, определенным Приказом Минприроды РФ № 138 (Мфакт -Ндоп).

В таком варианте определяется размер вреда, причиненного охотничьим ресурсам, которые являются государственной собственностью. Из сказанного следует, что в данном случае оцениваются потери не охотпользователя, а государства, и компенсации за причиненный вред охотничьим ресурсам в настоящее время перечисляются в бюджет [1].

Налицо ситуация, которая не поддается логическому объяснению. С одной стороны, данные государственного мониторинга состояния численности охотничьих ресурсов говорят об отсутствии заметного снижения численности на больших территориях, которое могло быть вызвано деятельностью промышленных предприятий. С другой стороны, промышленные предприятия выплачивают государству, как собственнику охотничьих ресурсов, компенсационные выплаты за якобы имеющий место вред охотничьим ресурсам.

В то же время конкретные охотпользователи, на территориях которых размещены конкретные промышленные объекты, деятельность которых действительно снижает численность охотничьих ресурсов, что однозначно влияет на экономические показатели промысловой охоты, не получают никаких компенсаций.

Охотпользователи осуществляют законную деятельность в сфере охотничьего хозяйства, которая в данном случае представляет собой добычу охотничьих ресурсов с последующей реализацией заготовительным организациям с целью получения дохода. Лишаясь части охотничьих угодий в

виде площадей отвода и территорий воздействия, на которых в определенный период проведение промысловой охоты становится невозможно, либо ограничено, охотпользователь лишается части охотничьих ресурсов, которые он мог бы официально добыть исходя из фактической численности и нормативов допустимого изъятия.

Численность диких животных в силу действия антропогенных факторов на оцениваемых территориях действительно снижается, а с территорий отвода животные полностью перемещаются на сопредельные территории. В то же время эти животные не погибают, поэтому реальные потери охотпользователя будут определяться только той частью охотничьих ресурсов, которые он мог бы добыть исходя из фактической численности ресурсов с учетом нормативов изъятия.

Заключение. Необходимо пересмотреть как методические подходы оценки воздействия промышленности на охотничьи ресурсы, так и весь механизм компенсации последствий снижения численности охотничьих ресурсов на конкретных территориях. Необходимо добиваться на-

правления компенсаций, или их части, на расчетные счета охотпользователей, в границах которых осуществляют свою деятельность эти предприятия.

На наш взгляд, начать нужно с названия методики, поскольку «исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», не выдерживает никакой критики, так как основной задачей является не оценка самого факта снижения численности животных, а оценка убытков государства, физического или юридического лица (охотпользователя). Правильнее, начиная с названия документа, говорить об определении упущенной выгоды, поскольку именно это позволит охотпользователям на законных основаниях претендовать на получение соответствующих компенсаций.

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Минобразования РФ № 5.8169.2017/БЧ на выполнение проекта «Исследование сукцессий экосистем Севера под воздействием антропогенных факторов».

Библиографический список

1. Величенко В. В. Вопросы эколого-экономической оценки природных ресурсов охотничьего хозяйства. — Якутск: Изд-во СВФУ им. М. К. Аммосова, 2010. — 130 с.

2. Заключение № 01 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объекту: «Материалы обоснования проекта лимитов и квот добычи копытных животных, бурого медведя, соболя и рыси на территории Республики Саха (Якутия) в сезон охоты 2018/2019 года (на период с 01 августа 2018 года по 01 августа 2019 года)». — Якутск, 2018. — 34 с.

3. Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам / Утверждена приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.

4. Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», утвержденной Приказом Минрегионраз-вития РФ от 9 декабря 2009 г. № 565.

5. Отчет на оказание услуг по обработке данных (карточек) зимнего маршрутного учета (ЗМУ) и материалов анкетного опроса на территории Республики Саха (Якутия) в 2017 году. — 34 с.

6. Отчет на оказание услуг по обработке данных (карточек) зимнего маршрутного учета (ЗМУ) и материалов анкетного опроса на территории Республики Саха (Якутия) в 2018 году. — 34 с.

7. Отчет по обработке данных зимнего маршрутного учета (ЗМУ) на территории Республики Саха (Якутия) в 2016 году (по договору № 03/2016 на выполнение работы по обработке данных послепромыслового учета охотничьих ресурсов и зимнему маршрутному учету (ЗМУ) на территории Республики Саха (Якутия) в 2016 году). — 47 с.

8. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ, от 31 мая 2010 г. № 111-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. № 398-ФЗ, от 14 июня 2011 г. 137-ФЗ).

INDUSTRIAL OBJECTS WITHIN THE LIMITS OF HUNTING GROUNDS: ECOLOGICAL AND SOCIAL ASPECTS OF THE IMPACT

V. V. Velichenko, Leading Researcher, Research Institute of Applied Ecology of the North NEFU, Ph. D., Ipes-08@mail.ru References

1. Velichenko V. V. Voprosy ehkologo-ehkonomicheskoj ocenki prirodnyh resursov ohotnich'ego hozyajstva [Issues of environmental and economic assessment of natural resources of hunting]. Yakutsk: Publishing House NEFU named after M. K. Am-mosova, 2010. 130 p. [in Russian]

Zaklyuchenie № 01 ekspertnoj komissii gosudarstvennoj ekologicheskoj ekspertizy po ob'ektu: "Materialy obosnovaniya proekta limitov i kvot dobychi kopytnyh zhivotnyh, burogo medvedya, sobolya i rysi na territorii Respubliki Saha (Yakutiya) v sezon ohoty 2018/2019 goda (na period s 01 avgusta 2018 goda po 01 avgusta 2019 goda)". [Conclusion No. 01 of the expert commission of the state environmental review on the project: "Materials for justifying the draft limits and quotas for ungulates, brown bear, sable and lynx in the Republic of Sakha (Yakutia) in the hunting season 2018/2019 (for the period from August 01 2018 to 01 August 2019) "]. Yakutsk, 2018. 34 p. [in Russian]

Metodika ischisleniya razmera vreda, prichinennogo ohotnich'im resursam / Utverzhdena prikazom Minprirody Rossii ot 08.12.2011 № 948. [The method of calculating the amount of harm caused to hunting resources / Approved by the order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated December 8, 2011. No. 948] [in Russian]

Metodika ischisleniya razmera ubytkov, prichinennyh ob'edineniyam korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii v rezul'tate hozyajstvennoj i inoj deyatel'nosti organizacij vsekh form sobstvennosti i fizicheskih lic v mestah tradicionnogo prozhivaniya i tradicionnoj hozyajstvennoj deyatel'nosti korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii", utverzhdennoj Prikazom Minregionrazvitiya RF ot 9 dekabrya 2009 g. № 565. [The method of calculating the amount of losses caused to associations of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation as a result of economic and other activities of organizations of all forms of ownership and individuals in places of traditional residence and traditional economic activities of indigenous minorities of the Russian Federation, approved by the Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated December 9, 2009, No. 565]. [in Russian]

Otchet na okazanie uslug po obrabotke dannyh (kartochek) zimnego marshrutnogo ucheta (ZMU) i materialov anketnogo oprosa na territorii Respubliki Saha (Yakutiya) v 2017 godu. [Report on the provision of data processing services (cards) for winter route accounting (ZMU) and questionnaire materials in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2017]. 34 p. [in Russian] Otchet na okazanie uslug po obrabotke dannyh (kartochek) zimnego marshrutnogo ucheta (ZMU) i materialov anketnogo oprosa na territorii Respubliki Saha (Yakutiya) v 2018 godu. [Report on the provision of data processing services (cards) for the winter route accounting (ZMU) and questionnaire materials in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2018]. 34 p. [in Russian]

Otchet po obrabotke dannyh zimnego marshrutnogo ucheta (ZMU) na territorii Respubliki Saha (Yakutiya) v 2016 god (po dogovoru № 03/2016 na vypolnenie raboty po obrabotke dannyh poslepromyslovogo ucheta ohotnich'ih resursov i zimnemu marshrutnomu uchetu (ZMU) na territorii Respubliki Saha (Yakutiya) v 2016 godu). [Report on the processing of winter route registration data (ZMU) in the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2016 (under agreement No. 03/2016 to perform work on the processing of post-harvest accounting data of hunting resources and winter route accounting (ZMU) in the territory of the Sakha Republic (Yakutia) in 2016)]. 47 p. [in Russian]

Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2009 g. № 209-FZ "Ob ohote i o sohranenii ohotnich'ih resursov, i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" (v red. federal'nyh zakonov ot 27 dekabrya 2009 g. № 365-FZ, ot 27 dekabrya 2009 g. № 374-FZ, ot 31 maya 2010 g. № 111-FZ, ot 28 dekabrya 2010 g. № 398-FZ, ot 14 iyunya 2011 g. 137-FZ). [Federal Law of July 24, 2009 No. 209-03 "On Hunting and on the Conservation of Hunting Resources, and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"] [in Russian]

6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.