Научная статья на тему 'Промышленные кластеры: определение, сущность и особенности формирования'

Промышленные кластеры: определение, сущность и особенности формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2341
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленные кластеры: определение, сущность и особенности формирования»

Промышленные кластеры: определение, сущность и особенности формирования

Д.С. Березовский,

ассистент кафедры экономики и инноватики

Современная экономика определяется глобализацией, определяющими процессами которой являются интернационализация, создание общемировых коммуникационных систем, сетевая логистика, интеграцией социально-экономического пространства.

Обусловленная новыми реалиями постиндустриализма в про-мышленно развитых странах, в современном менеджменте ставка делается не на конкуренцию, а на сотрудничество как основу развития бизнеса.

Интеграция бизнеса - объективный процесс, обусловленный стремлением организации найти наиболее эффективные способы производства и реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности, а также обеспечить будущее развитие и ускоренный рост на основе объединения потенциала интегрируемых хозяйственных единиц. Конструирование эффективных механизмов кооперации и партнерства на данных уровнях представляет собой наиболее сложную проблему, требующую методологических и практических решений.

Названы причины использования интеграционно-сетевого алгоритма в управлении организациями: динамизм внешнего окружения; необходимость адаптации организационных систем к новому турбулентному пространству; сложность и многомерность производства и бизнеса; расширение пространства деятельности компании с освоением национального и мирового рынков товаров, услуг и информации; возрастание роли информации и межорганизационного знания с использованием сетевых коммуникаций.

Экономисты Б.А. Ернзкян и В.А. Акинфеева делают вывод, что интеграционно-сетевая система является реакцией на недостатки рыночной и иерархической форм координации мирового хозяйства1.

1 ЕрнзкянБ.А, Акинфеева Е.В. Региональные кластеры как сетевые структуры: особенности формирования и перспективы развития // Микроэкономика. 2009. № 3. С. 161-174.

Становление теории интеграции на макро- и мезоуровне прошло несколько этапов. В середине ХХ века изучение интегрированных объединений базировалось на теории трансакционных издержек американского экономиста Р. Коуза. В конце ХХ века на западных рынках характерными становятся взаимоотношения между компаниями, которые отличаются комбинированием ресурсов, сложным согласованием целевых установок, ориентированных на создание конкурентоспособного продукта, обменом информацией, знаниями и т. п.

Анализируя теоретические представления о сетевых организациях, следует отметить общие предпосылки их развития. Американский социолог М. Кастельс сделал вывод о глобальном воплощении сетевого принципа развития коммуникаций на уровне общества - организации, и в целом обозначил одну из главных проблем современности -поиск идентификации организации в информационном обществе. Под межсетевым образованием М. Кастельс понимал переплетение организаций, которые «... отличаются от традиционных картелей..., так как касаются конкретных сроков, рынков, продуктов и процессов и не исключают конкуренции во всех областях.»2.

Сетевые структуры сводятся к мультидивизиональным структурам, целью которых является взаимодополнение способностей и ресурсов организаций-участников.

К. Прахалад и В. Рамасвами делают вывод, что стратегическое сотрудничество организаций с потребителями, поставщиками и конкурентами обеспечивает создание дополнительной ценности. Они отмечают, что партнерство становится одним из важнейших методов «парадигмы совместного создания ценности» как процесса «...непрерывного экспериментирования, снижения риска, сжатия времени, минимизации инвестиций и максимального усиления влияния на рынок»3.

Американский экономист Р. Кантер отмечает: «Эта связь между ранее независимыми организациями. может облекаться во множество форм и обладает потенциалом для дополнительного сотрудничества»4. Американский экономист Д. Кривенс пишет: «Тесное сотрудничество между поставщиками и производителями служат примерами взаимовыгодного сотрудничества между отдельными независимыми компаниями. Все в большей степени создание конкурентного

2 Кастельс М. Инфоромационная эпоха. Экономика, общество и культура; пер. с англ.; под научн. ред. проф. О.И. Шкаратана. М. : Изд-во ГУ — Высшая школа экономики, 2000. С. 165.

3 Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями; пер. с англ. — М. : Олимп-бизнес, 2006. С. 259.

4 Кантер Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления); пер. с англ. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес, 1999. С. 236.

преимущества зависит от наличия взаимовыгодных связей с другими компаниями...»5.

На современном этапе развития экономики основным направлением взаимодействия организации как открытой системы с основными рыночными субъектами, базовой предпосылкой долговременных конкурентных преимуществ становятся кластеры - образования из юридически независимых организаций, эффективно решающих производственные, сбытовые и инновационные задачи с целью создания потребительской ценности.

Кластеры обусловлены проявлением институциональной теории и ресурсной концепцией фирмы, а также системно-интеграционным и синергетическим подходами к управлению организацией.

Исследованию природы кластеров посвящены работы экономистов: В.А. Агафонова, М. Афанасьева, А. Буряка, Н.Ю. Власовой, М. Войнаренко, А. Воронова, Д.В. Грушевского, М.Ф. Дриго, Б.А. Ернз-кяна, Р.М. Качалова,К. Кетелс, Г.Б. Клейнера, А.Н. Кудинова, Ю.Г. Лав-риковой, К. ван дер Линде, Е.А. Лурье, А. Миграняна, Е.А. Монастырно-го, Л. Мясниковой, Н.Б. Нагрудной, О.В. Печуры, И.В. Пилипенко, М. Портера, А. Праздничных, С. Розенфельд, В. Прайс, О.А. Романовой, Я.П. Силиной, Н.М. Сурниной, А.И. Татаркина, О. Уильямсона, Д. Якоб-са, Д.А. Ялова, Л. Янга и др.

В 1980-х гг. экономисты М. Портер, К. ван дер Линде и другие ученые доказали, что экономический рост носит точечный характер и имеет такой пространственный феномен, как бизнес-кластеры - место концентрации хозяйствующих субъектов, конкурентоспособность которых обусловлена более низкими трансакционными издержками, диффузией инноваций, кооперацией и специализацией.

Кластерный подход - это новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона, так и государства в целом.

Отечественные и зарубежные ученые-экономисты дают различные определения понятия «кластер» (табл. 1).

Таблица 1

Систематизация определений «кластер»

Авторы Определение понятия «кластер»

М. Портер Группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга

Л. Янг Группы небольших частных компаний, расположенных рядом и вблизи крупных университетов

5 КривенсД.В. Стратегический маркетинг. 6-е изд; пер. с англ. М. : Издат. дом «Вильямс», 2003. С. 222.

Продолжение табл. 1

Авторы Определение понятия «кластер»

В. Прайс Способ использования преимущества отраслевого расположения организаций и эффективного регионального управления, предполагающий тесное взаимодействие между государством и бизнесом

Д.Якобс Географическое или пространственное объединение для совершения экономической деятельности, предполагает горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, использование общей технологии, наличие «ядра», устойчивое сотрудничество

С. Розенфельд Географически ограниченная совокупность подобных, связанных или дополнительных фирм с активными каналами для деловых сделок, инфраструктурой, трудовым рынком и услугами, которая может получить, как выгоду от общих возможностей, так и общие риски

К. Кетелс Объединение, структуру которого составляют предприятия взаимосвязанных отраслей промышленности, государственные органы власти, образовательные учреждения, финансовые и общественные организации

М. Афанасьев, Л. Мясникова Сеть независимых производств, сервисных фирм, связующих рыночных институтов и потребителей

М. Войнаренко Объединение, характеризующееся сильными взаимосвязями между его участниками, внутренней кооперацией и конкуренцией; ориентацией на рыночный спрос. Стратегия развития кластера не противоречит стратегии регионального развития

А. Воронов, А. Буряк Упорядоченная, относительно устойчивая совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию с учетом территориальной локализации отрасли

А. Мигранян Сосредоточение наиболее эффективных видов экономической деятельности, которые осуществляют успешно конкурирующие фирмы, обеспечивая конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках

Е. Монастырный Формирование на базе или имеющее в своем составе центры генерации научных знаний, центры подготовки высококвалифицированных специалистов, выпускающее продукцию с долгосрочными конкурентными преимуществами, действует на перспективных рынках или формирует новые рынки сбыта

А. Праздничных Организм, или «региональная экосистема», обеспечивающая конкурентоспособность участников кластера

Д.В. Грушевский Множество элементов (хозяйствующих субъектов), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность, комплекс процессов и явлений существующий объективно

Авторы Определение понятия «кластер»

Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов, Н.Б. Нагрудная Социально-экономическая система, образованная группой территориально соседствующих экономических субъектов взаимодействующих друг с другом путем обмена услугами, людьми, идеями и информацией и получающих в результате синергетических эффектов определенные конкурентные преимущества

Кластер - группа географически соседствующих организаций, объединенных ядром, имеющих внутри- и межотраслевые связи, обладающих единым логистическим каналом взаимодействия с внешней средой, научным центром и характеризующаяся внутренней кооперацией и конкуренцией, это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе и действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Таким образом, в состав кластера входят различные организации: производственные, информационные, финансовые, правительственные и др.

Выделены две главные особенности кластера:

- в институциональной теории Д. Норта кластер рассматривается как система с повторяющимися и самовоспроизводящимися связями. Кластер будет успешно функционировать только тогда, когда иерархия будет образована самоорганизующимися средами, переплетенными системой обратных связей, что позволит наполнить кластер новым активным содержанием. Таким образом, организации в кластере должны быть связаны между собой. Связи являются вертикальными (цепи покупок и продаж) и горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование технологий или институтов);

- взаимосвязанные компании способствуют формированию преимуществ, создающих стоимость. Географическая близость хозяйствующих субъектов воспринимается «как место накопления «критической массы» социального и человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов»6.

Учитывая эти две фундаментальные характеристики кластеров, а также синергетическую природу кластерного образования, отраженную в определении Г.Б. Клейнера, Р.М. Качалова и Н.Б. Нагрудной (табл. 1), уточним определение инновационного кластера: устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий, реализующих принципы

6 Артюхов С.С., Величко Г.Ф. Кластерный подход в экономике российских регионов. М. : Мысль, 2004. С. 76.

синергетики за счет концентрации социального, научного и производственного капитала.

Исходя из данного определения, структуру промышленного кластера графически можно представить следующим образом (рис. 1).

С организационно-структурной точки зрения можно выделить основные виды кластеров, каждый из которых подчеркивает основную черту его функционирования:

- региональные формы экономической активности внутри родственных секторов: региональные кластеры - сконцентрированные по географическому признаку группы независимых, самостоятельных, взаимосвязанных организаций, координирующих совместные действия, способные эффективно использовать внутренние ресурсы региона с целью создания конкурентных преимуществ участников кластера и региона в целом (М. Энрайт, И.В. Пилипенко и др.);

- виды экономической деятельности, осуществляющие свое функционирование на высоком уровне агрегации или совокупности секторов: бизнес-кластеры - отраслевые союзы, включающие компании, органы государственной власти, научные центры и некоммерческие организации;

- вертикальные производственные цепочки, включающие смежные этапы производственного процесса.

Обобщение теории и практики функционирования кластеров позволяет выделить основные предпосылки их формирования (рис. 2).

В диссертации обоснованы преимущества кластерного образования:

- адаптивность к турбулентному окружению и изменению конъюнктуры;

- концентрация на приоритетных направлениях деятельности и уникальных бизнес-процессах;

- привлечение в рамках сети лучших партнеров и исключение второстепенных;

- межорганизационная кооперация: координация производственной и коммерческой деятельности; устранение организационной разобщенности; согласование производственной программы; обеспечение бесперебойной, ритмичной работы;

- получение информации о конъюнктуре на рынках сбыта и на сопряженных, косвенно связанных рынках, что повышает качество маркетинговых решений;

- формирование сетевых ресурсов; лизинг персонала;

- снижение рисков недопоставки сырья, отгрузки продукции, финансовых расчетов;

- снижение издержек, в первую очередь трансакционных; рост доходов;

Рис. 1. Общая схема промышленного кластера

Рис. 2. Предпосылки формирования кластера

- повышение продуктивности использования человеческого капитала за счет использования квалифицированных кадров и лизинга персонала;

- формирование единого информационного поля, обмен информацией и знаниями, распространение новшеств;

- межорганизационная кооперация: координация производственной и коммерческой деятельности; устранение организационной разобщенности; согласование производственной программы; обеспечение бесперебойной, ритмичной работы;

- получение информации о конъюнктуре на рынках сбыта и на сопряженных, косвенно связанных рынках, что повышает качество маркетинговых решений;

- формирование сетевых ресурсов; лизинг персонала;

- снижение рисков недопоставки сырья, отгрузки продукции, финансовых расчетов;

- снижение издержек, в первую очередь трансакционных; рост доходов;

- повышение продуктивности использования человеческого капитала за счет использования квалифицированных кадров и лизинга персонала;

- формирование единого информационного поля, обмен информацией и знаниями, распространение новшеств.

По мере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась и обогащалась. Так, в обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов», в качестве основных характеристик кластеров выделены:

- географическая концентрация;

- специализация (кластеры концентрируются вокруг сферы деятельности, к которой все участники имеют отношение);

- множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только структурные единицы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации и т. д.);

- конкуренция и сотрудничество;

- достижение необходимой «критической массы» в размере кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития);

- вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций).

В диссертации сделан вывод, что кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта», который пронизывает всю цепочку созда-

ния стоимости. Появляется возможность координации усилий и финансовых средств для создания нового продукта и технологий и выхода на рынок через единое логистическое окно, что минимизирует трансакци-онные издержки.

Целесообразность создания кластера обеспечивается использованием инновационного потенциала, порожденного объединением. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». Это приводит к повышению конкурентоспособности региона путем наращивания ресурсного потенциала, модернизации производства, повышения качества менеджмента, наращивания объемов производства, оптимизации взаимодействия различных экономических субъектов.

Изучение мирового опыта кластеризации экономики позволяет сделать следующие обобщающие выводы:

— применение кластерного подхода является закономерным этапом в развитии экономики, а его повсеместное распространение можно рассматривать в качестве главной черты всех высокоразвитых экономик;

— спецификой кластера является получение организациями, входящими в него, синергетического эффекта, выражающегося в повышении конкурентоспособности всей системы по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами. Кластерный механизм повышения конкурентоспособности основан на эффективном сочетании внутрикластерной кооперации в процессе производства продукции с внутренней конкуренцией в рамках промышленного кластера. При этом важно подчеркнуть сетевой характер взаимодействия его участников, поскольку именно горизонтальная интеграция в данном случае способствует формированию строго ориентированной цепочки распространения новых знаний, технологий и инноваций;

— отличительной чертой кластера является его инновационная направленность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны — как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику — все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ;

— проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

Таким образом, кластеризация экономики представляет собой одну из наиболее сложных, комплексных и одновременно потенциально эффективных форм промышленной кооперации.

Выявлен и проанализирован феномен «конвергентного дрейфа»7, который отечественный экономист О.Л. Михеев характеризует как форму смешанной экономики, которая зарождается в рамках как капиталистического, так и социалистического строя.

Таким образом, современную парадигму управления можно сформулировать в терминах активизации государственных и рыночных механизмов в интересах целенаправленного формирования интегрированных систем и решения на этой основе актуальных проблем развития экономики. Государственные органы должны взять на себя инициативу по созданию таких эффективных бизнес-структур, как кластеры, что позволит правительству влиять на принятие организационных решений, инициировать разработку и реализацию социально-экономических программ.

Изучен отечественный опыт функционирования интеграционных объединений типа кластера: географические кластеры (наукограды, градообразующие предприятия), пространственные, проектные кластеры (в частности, атомная промышленность), кооперации сетевого типа.

Выделены направления государственной поддержки инновационных кластеров (рис. 3).

Катализаторами образования кластеров выступают инфраструктурные системы интеллектуального и финансового капитала -экономические зоны, наукограды, бизнес-инкубаторы, технопарки.

В качестве примеров потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмические кластеры в г. Москве и г. Самаре, информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный кластер в Санкт-Петербурге и др.

Изучение проблем развития экономики России позволило сформулировать выводы по возможности реализации кластерного подхода в решении задач инновационного развития РФ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Россия пытается использовать преимущества кластерного подхода в решении задач модернизации и инновационного развития страны. Однако она находится в начале пути, переживая этап адаптации понятия «кластерная политика» к специфике российских условий функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества.

7 Михеев О.Л. Частно-государственное партнерство в условиях смешанной экономики: теория и практика становления и функционирования : монография. М. : Анкил. 280 с.

Рис. 3. Направления государственной поддержки инновационных кластеров

2. Сегодня существует много препятствий на пути инновационного развития России: неравенство условий на товарных и финансовых рынках; количественный, затратный тип экономического роста; инертность структуры экономики; экстенсивный путь развития; сырьевая направленность экспорта. За почти двадцатилетний период реформ российский бизнес потерял доверие к рыночным партнерам и институтам.

Вследствие слабого развития отдельных рыночных институтов особая роль в формировании инновационных кластеров как возможных точек роста, способствующих повышению конкурентоспособ-

ности отдельных регионов и экономики России в целом, принадлежит государству. В этой связи на государственном уровне следует сосредоточить внимание на разработке концептуальных и методологических вопросов и соответствующего нормативно-правового обеспечения кластерной политики, а также формирования благоприятной экономической среды для функционирования интеграционно-сетевых структур, посредством механизмов государственно-частного партнерства и создания соответствующих специализированных финансовых институтов.

3. Проведение кластерной политики предполагает обеспечение четкой координации деятельности между федеральными органами государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями.

4. Важным механизмом финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров должно стать использование средств государственных институтов развития.

5. Необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры.

6. Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактных схем, но и построение трансграничных кластеров (в первую очередь с Финляндией, Норвегией и Китаем), обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (как производственными, так и управленческими), ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т. п. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.

7. Ключевую роль в инновационной ориентации кластера играют инфраструктурные системы интеллектуального и финансового капиталов (особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технопарки), которые являются катализаторами образования кластеров.

Развитие кластеров - приоритет политики модернизации российской экономики, предусмотренный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.