Научная статья на тему 'Промышленность республики Калмыкия в системе регионов Южного федерального округа: современное состояние'

Промышленность республики Калмыкия в системе регионов Южного федерального округа: современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1315
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намысов Савр Викторович, Чупрова Т. В.

Рассматриваются основные проблемы развития промышленного сектора регионов Южного федерального округа. Проведен анализ состояния приоритетных отраслей Республики Калмыкия: рассчитаны индексы промышленного производства, определены задачи развития нефтедобывающей промышленности. Предложены основные направления устойчивого экономического роста промышленного комплекса республики. Библиогр. 4. Ил. 2. ББК 65.052.253-932

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Намысов Савр Викторович, Чупрова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KALMYK INDUSTRY IN THE SYSTEM OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT REGIONS: PRESENT-DAY SITUATION

The basic problems of the development of an industrial sector of regions of Southern federal district are examined. The state of the priority branches of Republic of Kalmykia is analyzed: the indices of the industrial production are calculated, the tasks of the oil-extracting industry development are set. The main directions of steady economic growth of the industrial complex of the Republic are offered.

Текст научной работы на тему «Промышленность республики Калмыкия в системе регионов Южного федерального округа: современное состояние»

ББК 65.9(2)30

С. В. Намысов, Т. В. Чупрова

Калмыцкий государственный университет Элиста

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед экономикой России, является восстановление реального сектора промышленности. Без его активной поддержки невозможно будет осуществить развитие производства в стране и, следовательно, добиться существенного улучшения материальных основ жизни большинства населения.

В 90-е гг. XX в. в России произошел значительный спад производства, общий объем которого уменьшился почти в 2 раза. С падением объемов производства и уменьшением спроса изменилось соотношение отраслей в российской экономике и в результате произошла стихийная структурная перестройка. В стране начался процесс деиндустриализации экономики. Структурные изменения произошли, с одной стороны, за счет падения объемов промышленного производства, а с другой - роста объема финансовых услуг и разновеликого роста цен на товары и услуги.

В структурном балансе России за последние годы вырос удельный вес электроэнергетики, топливных отраслей и металлургии, составляющих экспортный потенциал страны. Особенностью структурных сдвигов в стране является снижение производства в отраслях с высокими технологиями (энергетика, средства информации и др.). Результатом явилась разбалансирован-ность экономики, приведшая к ее реструктуризации.

Промышленность стала энергоемкой и ресурсоемкой, тяжелой по структуре. Крайне неэффективными оказались стратегия накоплений и идеология «преимущественного роста производства средств производства». Спад производства в 90-е гг. был неизбежен. Однако и в ходе последующих реформ 90-х гг. продолжались процессы, развивались тенденции, негативно влияющие на промышленность.

В условиях рыночного хозяйствования и реформирования экономики вряд ли стоит ориентироваться только на саморегулирующийся механизм рынка. Без государственного регулирования, без государственной поддержки трудно рассчитывать на положительный эффект реформирования.

Промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса, повышению приспособляемости к объективным требованиям глобализации мировой экономики. Ядром промышленной политики является оптимальное решение инновационноинвестиционных проблем экономического роста. Эти два аспекта тесно связаны. Внедрение изобретений, новых технологий и инноваций требует немалых капиталовложений. Ограниченность последних, в свою очередь, диктует необходимость динамично расширять масштабы инноваций сообразно требованиям научно-технического, производственно-экономического, управленческого и информационного прогресса [1].

В 2005 г., по данным КалмыкияСтат, рост выпуска продукции в добывающих, обрабатывающих и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды производствах составил 99,6 % к соответствующему периоду 2004 г. (по РФ - 104,0 %, по Южному федеральному округу (ЮФО) - 108,9 %). Среди регионов, входящих в ЮФО, Республика Калмыкия по темпам роста промышленного производства опередила только Астраханскую область, Кабардино-Балкарскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания (рис. 1).

80

Российская Федерация ЮФО

Республика Калмыкия Астраханская область Волгоградская область Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Краснодарский край Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Северная Осетия - Алания Ростовская область Ставропольский край

90

100 110 1104 '

120

□ 108,9

□ 101,7

□ 99,6

I 103 4

□ 118,1

□ 93,9

□ 106,7

□ 104,5

Рис. 1. Индексы промышленного производства ЮФО в 2005 г. по основным видам деятельности, % к 2004 г. [2]

130

140

] 135,5

Индекс физического объема продукции в 2005 г. составил 99,6 %. Значительный спад наблюдается в текстильном и швейном производстве, обработке древесины и производстве изделий из дерева (табл.).

Индексы производства продукции Республики Калмыкия в 2000-2005 гг.,

% к 2004 г. [3]

^идпройзводства 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Итого 105,9 111,2 99,6 108,8 95,0 99,6

Добыча полезных ископаемых 102,6 108,5 87,7 109,9 95,3 98,9

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 102,5 108,5 87,7 110,0 95,3 98,9

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 147,6 97,5 93,3 42,8 90,6 93,7

Обрабатывающие производства 121,9 130,1 81,1 104,1 92,1 103,7

Производство пищевых продуктов 115,7 136,9 72,8 107,5 63,0 123,6

Текстильное и швейное производство В 7,7 раза 85,3 64,7 208,1 121,4 77,1

Обработка древесины и производство изделий из дерева 87,8 165,9 57,6 120,9 155,9 66,7

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 122,3 92,5 130,5 97,2 125,9 102,1

Производство кокса, нефтепродуктов - - В 14,4 раза 23,0 83,8 120,3

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 75,1 188,2 45,3 95,3 108,0 110,8

Прочие производства 79,2 108,2 160,3 94,4 150,4 58,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 146,2 103,3 В 5,0 раз 107,5 102,8 100,2

Благодаря сохранению благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры рынка топливно-энергетических ресурсов и росту внутреннего спроса индекс физического объема производства добычи полезных ископаемых составил 98,9 % к соответствующему периоду 2004 г. Спад произошел за счет снижения добычи топливно-энергетических полезных ископаемых.

Объем отгруженных товаров собственного производства, работ по добыче полезных ископаемых, выполненных собственными силами, составил 1 060,58 млн руб.

В 2005 г. в Республике Калмыкия добыто 244,29 тыс. т нефти, включая газовый конденсат. Снижение добычи по сравнению с 2004 г. составило 1,3 % (рис. 2).

300'

250'

200'

н

й 150 100 50 0'

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 2. Добыча нефти, включая газовый конденсат, в 1998-2005 гг.,

тыс. т [4]

Вследствие низкого прироста объема разведанных запасов нефти сохраняется неблагоприятная ситуация с развитием сырьевой базы нефтегазового комплекса. Большинство предприятий не вкладывают финансовые средства в развитие производства, геологоразведочные работы.

Основными факторами, тормозящими рост добычи нефти, являются:

- ориентация нефтяных компаний на пассивную стратегию развития в условиях исчерпания возможностей роста добычи на старых месторождениях;

- снижения добычи нефти ЗАО «НК1 «Калмпетрол», ЗАО «НК «Калмистерн»;

- увеличения налоговой нагрузки;

- увеличения транспортных тарифов;

- снижения привлекательности экспорта нефти железнодорожным транспортом.

Нынешняя ситуация в нефтедобывающем комплексе республики во многом определена

неэффективным управлением крупных нефтяных компаний, в частности ОАО «Калмнефть». В настоящее время на предприятии проводятся процедуры финансового оздоровления.

Важными задачами развития нефтедобывающей промышленности являются:

- значительное увеличение финансирования геологоразведочных работ, в основном за счет собственных средств нефтедобывающих предприятий;

- сохранение и расширение позиций российского нефтяного комплекса на мировых рынках на основе долгосрочных контрактов;

- государственная поддержка участия российских нефтяных компаний в международных энергетических проектах за рубежом.

Выполнение предприятиями условий лицензионных соглашений, инвестирование средств в обновление основных фондов, расширение производства, проведение геологического изучения позволят значительно увеличить объем добычи углеводородного сырья на территории Республики Калмыкия.

Финансовая государственная поддержка, какой бы эффективной она ни была, не исчерпывает всех проблем предприятий, работающих в рыночных условиях. Объем производства промышленных предприятий республики и выпускаемый ими ассортимент продукции позволяют выполнять только основные виды заказов бюджетной сферы (мягкий и твердый инвентарь, продукты питания). Сложившиеся экономические связи Республики Калмыкия с соседними и другими регионами России предопределяют приоритетные направления развития отрасли промышленности. Это постепенное удовлетворение внутреннего потребительского рынка промышленных товаров продукцией собственного производства с одновременным вытеснением продукции соседних регионов (зачастую некачественной) и выход калмыцких производителей на российский рынок. Для решения поставленных задач уровень технической оснащенности промышленных предприятий республики следует привести в соответствие с современными технологиями.

1 Нефтяная компания.

Определяющим фактором устойчивого экономического роста промышленного комплекса республики является его структурная перестройка. Суть перестройки состоит в том, чтобы наряду со свертыванием и ликвидацией производств, не соответствующих требованиям рыночной экономики, развивать современные конкурентоспособные производства.

Устойчивое расширение сбыта продукции как главного признака экономического роста возможно только при повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции. Из этого вытекает необходимость поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов и мобилизации инвестиционных ресурсов на внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и современного высокопроизводительного оборудования, повышение качества продукции, увеличение доли продукции конечного потребления.

Задача состоит в том, чтобы обеспечить поддержку производств, перспективных для завоевания твердых позиций на внутреннем и внешнем рынках, сформировать на этой основе новую прогрессивную структуру промышленности республики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сулакшин С. О задаче разработки промышленной политики в России. Россия в условиях трансформаций. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 328 с.

2. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 400 с.

3. Калмыкия в цифрах: Стат. сб. / Территориальный орган федеральной службы гос. статистики по Республике Калмыкия. - Элиста: АПП «Джангар», 2007. - 316 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 648 с.

Статья поступила в редакцию 20.12.2006

KALMYK INDUSTRY IN THE SYSTEM OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT REGIONS: PRESENT-DAY SITUATION

S. V. Namysov, Т. V. Chuprova

The basic problems of the development of an industrial sector of regions of Southern federal district are examined. The state of the priority branches of Republic of Kalmykia is analyzed: the indices of the industrial production are calculated, the tasks of the oil-extracting industry development are set. The main directions of steady economic growth of the industrial complex of the Republic are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.