УДК 330
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ
А. С. АБЕЛЯН, кандидат экономических наук, доцент, проректор по науке и инновациям Е-таИ: [email protected] Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир
В статье предложены возможные механизмы реализации промышленной политики с выделением институтов развития как относительно новой институциональной модели. Отмечается, что для преодоления потерь и достижения высоких темпов развития необходимы кардинальные изменения предприятий промышленности (в том числе машиностроения), существенная их трансформация на основе модернизации, обеспечивающей не единичное, разовое преобразование, а комплекс изменений, новое качество деятельности. Одновременно возникает потребность в обновлении теоретико-методологической базы модернизации.
Ключевые слова: промышленная политика, модернизация, социальный капитал, структура, государство, рынок.
Современное состояние и тенденции развития промышленности остаются важнейшим фактором экономического роста, что органически сочетается с исторической стадией постиндустриальной парадигмы развития. Результаты отказа от промышленной стратегии отчетливо видны на примере ядра отечественного машиностроения - станкостроения, катастрофически сократившего объемы производства. В настоящее время внутреннее производство металлообрабатывающих станков меньше импорта в десятки раз, а зависимость от зарубежных поставок машинно-технической продукции давно превысила критический уровень.
Очевидным становится, что при отсутствии промышленной стратегии невозможно обозначить долгосрочные инвестиционные приоритеты. По-прежнему главный получатель инвестиций - организации - экспортеры топливно-сырьевых товаров
и продукции с низкой степенью технологической переработки и как следствие - минимальной добавленной ценностью. С потерей станкостроения будет утрачен важнейший элемент отечественной базы производства других видов машин и оборудования.
Промышленная политика - это экономическая политика с позиций товарного производства, составной элемент государственного строительства, направленный на трансформацию отечественной экономики в одного из мировых лидеров по параметрам технологичности, производительности и качества.
В настоящее время отчетливо проявились структурные особенности отечественной промышленности:
- узость сегмента, производящего конкурентоспособные, торгуемые на мировом рынке товары;
- высокая концентрация занятых в отраслях с невысокой конкурентоспособностью, устойчиво развивающихся только в условиях относительно закрытых рынков.
Наличие двух секторов, значительно различающихся по технологическому уровню и рентабельности, является главной характерной чертой так называемой периферийной экономики. Она возникает в условиях, когда государство не берет на себя ответственности за формирование основных экономических и финансовых макропропорций, решение структурных проблем. С несколько упрощенной кейнсианской точки зрения, промышленная политика ассоциируется с вмешательством государства в экономику с целью ее стабилизации. С точки зрения смешанной экономики, промышленная политика корректирует провалы рынка, а с точки зрения директивно управляемой экономики -означает замену рынков централизованным плани-
рованием как наилучшим механизмом координации размещения ресурсов.
Однако в рамках новой экономики ни одна из этих позиций не отражает адекватно роли и значения промышленной политики. Это актуализирует проблему разработки взвешенного подхода, сближающего альтернативные позиции и учитывающего, что промышленная политика должна отвечать следующим требованиям:
- динамичность;
- своевременная корректировка хода развития в соответствии с изменениями внешней среды;
- соблюдение принципов самоорганизации.
Важным условием успешной промышленной
политики является четкое соблюдение системного подхода к ее формированию и реализации.
Именно такой подход позволяет решать задачи не только устойчивого развития, что возможно в рамках системного подхода, но и обеспечить качественное развитие, переход на более высокую ступень развития. Необходимо отметить, что ситуационное регулирование как основной принцип управления при системном подходе реализуется в принципе самоорганизации при системно-синергетическом подходе.
Аргументы за проведение современной промышленной политики в отечественной экономике могут быть представлены в следующем виде:
- преодоление дефектов рыночного регулирования и определение общегосударственных приоритетов;
- государственная поддержка инновационной деятельности;
- поддержка государством высокотехнологических отраслей, приносящих внешние эффекты другим отраслям;
- регулирование процессов прямых иностранных инвестиций с целью недо-
пущения негативного их влияния на экономическое развитие;
- преодоление изъянов рыночной координации отраслей посредством госгарантий по инвестициям в сопряженные отрасли;
- формирование кредитной политики государства как катализатора концентрации капитала бизнесом на приоритетных направлениях развития.
Практика показывает, что существуют бесспорные недостатки рыночного регулирования, которые могут быть преодолены проведением государственной промышленной политики (рис. 1).
Встраивание в мировой рынок может быть основано только на повышении производительности труда и капитала с формированием следующих активов:
- мобильная рабочая сила, наделенная современными ключевыми компетенциями;
- инновационные технологии;
- доступ к мировому рынку;
- контроль за конкурентными рыночными позициями и т. д.
Очевидно, что государственное вмешательство может минимизировать потери перехода от использования старого набора ресурсов, близких к исчерпа-
Недостатки рыночного регулирования
Существование внешних эффектов
Экстерналии, связанные с квазиинновациями
Наличие высококонцентрированных отраслей
Ориентация на двусторонние взаимодействия; неприспособленность к согласованию многосторонних взаимосвязанных решений
Инструменты нейтрализации потерь от экстерналий
Государственное вмешательство для нейтрализации потерь инноваторов (госзащита прав инноваторов на результаты их деятельности; субсидирование НИОКР)
Субсидии, протекционистские меры, предоставление венчурных капиталов для
развития новых нетрадиционных отраслей
Государственное регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий
Участие государства в многостороннем согласовании экономических решений
Рис. 1. Промышленная политика как инструмент снижения потерь от недостатков рыночного регулирования
нию, к новому, создание которого требует не только определенного времени, но и серьезной поддержки государства с позиции мобилизации ресурсов для развития современной экономики. Представляется, что это направление деятельности органов власти становится одной из важнейших задач современной государственной промышленной политики.
Конгламерационный характер развития процессов производства, обращения, потребления и оборота финансов может привести к фрагментарной интеграции российской экономики в глобальный рынок. Предназначение промышленной политики видится в повышении открытости экономики, с одной стороны, и необходимости сохранения ее целостности за счет синхронизации темпов развития основных экономических процессов - с другой.
Современная промышленная политика России обладает, по мнению, автора, целым рядом принципиальных особенностей:
- государственная промышленная политика в настоящее время формируется как национальная, когда равноправными участниками ее разработки и реализации являются государство, бизнес, наука, общественные организации, формирующиеся институты гражданского общества;
- объектом промышленной политики становится новый комплекс процессов, составляющими которого являются промышленное производство, а также опосредующие его экономические процессы;
- субъектом промышленной политики является государство современного типа, идентифицируемое как абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан;
- происходит все большее размывание отраслевых границ за счет диверсификации в новые виды товаров, активизации деятельности по кооперации с хозяйствующими субъектами из других отраслей. Это привело к формированию экономики отраслей, тесно связанных между собой. В свою очередь такой результат предопределил переход к конкурентной политике, политике структурного «перепроектирования» промышленности с целью создания конкурентоспособной промышленности;
- определяющая роль в процессе «перепроектирования» принадлежит формированию нового технологического ядра - конвергенции технологий, связанной с реализацией принципиально новых возможностей за счет перекрестного использования данных технологий.
Ныне, когда инновационное развитие экономики признано важнейшим приоритетом, результатом реализации промышленной политики должно стать создание высокотехнологичного, интеллектуального ядра промышленности.
Диагностика состояния промышленности с точки зрения ее технико-экономической и финансовой составляющих, нормативно-правовой базы, научно-технического и инновационного потенциала, выявление ресурсных возможностей, а также учет ее территориальных особенностей позволяют определить цели и задачи промышленной политики.
Стратегия достижения целей обусловливает необходимость выделения этапов формирования и реализации промышленной политики:
- стабилизационного;
- долгосрочного.
Представляется обоснованным, что реализация политики как «industrial policy» невозможна в рамках кратко- и среднесрочных программ промышленного развития.
Стабилизационный этап промышленной политики должен включать следующие технологические шаги:
- создание условий для восстановления и развития производства на наиболее социально и экономически значимых промышленных предприятиях;
- наполнение бюджета территории;
- формирование стартового капитала для дальнейшей модернизации промышленности.
Долгосрочный этап промышленной политики, включающий модернизацию промышленности, должен обеспечить формирование инновационного, конкурентоспособного промышленного регионального комплекса, обеспечивающего улучшение социально-экономических условий жизни населения (рис. 2).
Успешность проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации (рис 3).
Проектный подход. Реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба. В рамках проекта как инструмента промышленной политики соединяются административные, финансовые, структурные, технологические и рыночные ресурсы.
Кластерный подход - это не только средство достижения таких целей промышленной политики, как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощный инструмент регионального развития. В
Тенденции научно-
технического и технологического развития
Государственная промышленная политика
Федеральная
Систематизация предложений отраслевых союзов
Субъектов Федерации
Диагностика состояния промышленности
1 1 Г Г 4
Технико- Нормативно- Научно- Ресурсные Учет
экономическое правовая техническии возмож- территориаль-
и финансовое база инновационный ности ных
потенциал особенностей
Цели, задачи, принципы промышленной политики
Систематизация отечественного и зарубежного опыта проведения государственной промышленной политики
Этапы достижения целей и решения указанных задач
Формы
♦¿♦Индикативные
планы и программы.
♦¿♦Программы
реструктуризации.
♦¿♦Программы
развития наукоемких
отраслей.
♦¿♦Стратегическое
программирование.
♦¿♦Целевые
специальные
программы
Методическое обеспечение выбора критерия селективной поддеожки промышленных предприятий
I
Реализация промышленной политики через механизмы
Развития наукоемких Реструктуризации Компенсацио
отраслей кризисных отраслей нный
Объекты регулирования
Формирование конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего улучшение социальных и экономических условий жизни населения территории
Методы Институциональные
♦¿♦Развитие отношений собственности. ♦¿♦Правовое регулирование. ♦¿♦Административно-экономическое регулирование. ♦¿♦Административное регулирование. ♦¿♦Развитие новых организационно-правовых форм. Ресурсные (обеспечивающие) ♦¿♦Прямое финансирование. ♦¿♦Экономическое регулирование. ♦♦♦ Информа ционное регулирование
Рис. 2. Схема разработки и реализации концепции промышленной политики
С В
Н
Модель 1980-1990-х гг")
Механизм поддержки развития наукоемких
отраслей; механизм реструктуризации традиционных отраслей и компенсационный механизм
Проектный подход. Кластерный подход. Частно-государственное партнерство. Региональные институты развития
Рис. 3. Механизмы реализации промышленной политики
Направления деятельности
I
■ Региональный инвестиционный фонд.
■ Агентство по содействию в реализации региональных инвестиционных проектов.
■ Совет по частно-государственному партнерству.
■ Региональная корпорация развития
Инновационной активности
■ Венчурные фонды, гарантийные фонды.
■ Агентство по экспорту.
■ Бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриально-промышленные парки.
■ Региональный центр стратегических разработок
Создание общественного
экспертно-аналитического института по выработке и оценке приоритетов региональной промышленной политики
Рис. 4. Региональные институты развития
Краснодарском крае серьезным потенциалом кластеризации, т. е. устойчивого функционирования в системе связанных отраслей, обладают:
- машиностроение;
- сельхозпроизводство;
- сельхозпереработка.
Частно-государственное партнерство (ЧГП). Развитие отношений государства и частного бизнеса характеризуются тем, что они успешно могут быть реализованы не только на федеральном уровне, но распространяются и на более низкие уровни общественной системы - региональный и муниципальный. Такая ситуация связана с перераспределением финансовых потоков в пользу конкретных территорий, а также с целесообразностью расширения круга лиц и организаций, заинтересованных в реализации соответствующих программ.
Институты развития. Успешная реализация промышленной политики в значительной степени определяется наличием и эффективностью общественных институтов, участвующих в ее проведении.
Возрастает значение целенаправленной работы координационно-совещательных и экспертно-анали-тических органов, вырабатывающих и оценивающих стратегические приоритеты, систематизирующих информацию о возможностях новых инвестиций, поддерживающих связь между различными госучреждениями, бизнесом и общественностью (рис. 4).
Реализация такого подхода будет способствовать становлению промышленной политики не как статической системы, а системы, которая может изменяться, самодостраиваться, развиваться и в конечном итоге переходить в режим самоорганиза-
ционного функционирования.
При всех различиях в определении сути промышленной политики можно прийти к выводу, что она не может обойтись без мер государственного регулирования в трех основных областях: - формирование нового поколения специалистов и промышленных рабочих;
- обновление технологий;
- использование финансовых ресурсов.
При выработке основных векторов промышленной политики должна быть создана модель, оптимальным образом сочетающая интересы человека труда, промышленных предприятий и государства. Только тогда можно рассчитывать на развитие человеческого капитала и его эффективную отдачу. Причем его отдача возрастает в благоприятной социальной среде, которая помимо производственного комфорта включает и климат доверия, уверенность во взаимной выгоде социального партнерства - то, что в настоящее время именуется как «социальные сети». Недооценка социальной составляющей в модернизации производства, управлении и трудовых отношениях может значительно снизить темпы реализации промышленной политики, поставить под вопрос возможность улучшения социально-экономических условий жизни населения.
Список литературы
1. Ермакова Н. М. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности в условиях кризиса // Финансы и кредит. 2009. № 46.
2. Глушков А. С., Суворин В. И., Петергова А. В., Терещенко В. П. Диверсификация структуры национальной экономики на основе инновационного бизнеса: монография. М. : МГВМИ-ВИНИТИ. 2009.
3. Модернизация российской экономики: структурный потенциал / под ред. Н. Н. Ивановой. М.: ИМЭМО РАН. 2010.