Научная статья на тему 'Промышленная политика России'

Промышленная политика России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ПРОИЗВОДСТВО / MANUFACTURING / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукушкин Игорь Григорьевич, Клепиков Дмитрий Николаевич, Вдовенко Зинаида Владимировна

Вопросы модернизации промышленного сектора экономики и формирования политики промышленного развития носят ярко выраженный характер. Политика промышленного развития должна включать инновационную, структурную и инвестиционную составляющие, а также промышленную политику предприятий, территорий, Субъектов Федерации на основе согласования интересов общества-государства-бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY RUSSIA

Industrial development policy should include innovative, structural and investment components, as well as industrial policies of enterprises, territories Subjects of the Federation on the basis of reconciling the interests of society-state business.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика России»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_

УДК 330.33

И.Г. Кукушкин, Д.Н. Клепиков, З.В. Вдовенко*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125047, Москва, Миусская площадь, дом 9

kafekonom@muctr.ru

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Вопросы модернизации промышленного сектора экономики и формирования политики промышленного развития носят ярко выраженный характер. Политика промышленного развития должна включать инновационную, структурную и инвестиционную составляющие, а также промышленную политику предприятий, территорий, Субъектов Федерации на основе согласования интересов общества-государства-бизнеса.

Ключевые слова: методология, производство, промышленная политика, управление, инновации

Глубокая зависимость индустриальной системы прогрессивному. В дореформенной России

от государства и характер взаимоотношений с органами государственной власти, т.е. соотношение уравновешивающихся элементов (сторон) власти с целями общества является основополагающим условием равновесия в системе государство -общество и определяет перманентное изменение и развитие, приспособление к требованиям изменений во внешней среде. В индустриальном обществе, ученые рассматривали промышленную систему в отрыве от государств, а в современном информационном обществе индустриальная система является неотрывной частью государственной системы. [1].

Роль государства в выстраивании политики промышленного развития заключается не в управлении предприятиями, а в регулировании промышленного сектора национальной экономки, т. е. в выстраивании долговременной политики промышленного развития через разработку приоритетных ориентиров для достижения оптимальности через обеспечение

продовольственной, энергетической и

экономической безопасности. Реализация такого подхода требует системного многовариантного сценарного исследования существующих мировых тенденций макроэкономического развития и последствий, принимаемых государственных решений, что невозможно без применения инструментов моделирования. [1]. Построение моделей, их верификация становятся обязательными этапами и инструментами принятия государственных решений [4].

Рассмотрим основные тенденции, оказывающие значительное влияние на промышленное развитие в индустриально развитых странах, для которых на современном этапе развития характерны быстрые темпы научно-технологических изменений, связанных с бурным развитием наукоемких производств на базе формирования новых отношений. Изменения в промышленном секторе экономики происходят в пространстве с различными временными промежутками и, каждый научно-технический цикл, включает последовательные фазы зарождения, становления, распространения, зрелости, старение, и затем весь процесс вновь повторяется по спирали [2].

В середине 70-х гг. прошлого столетия в развитых странах начался процесс перехода от традиционного технологического уклада к -

становление нового уклада сдерживалось дефицитом производственно-технологических ресурсов [3, 4].

Основными негативными факторами,

влияющими на переход к инновационному развитию в России, как нам видится, являются: отсутствие или недостаточность современных механизмов институциональных преобразований в экономике и политике, наличие процессов, бюрократизации в органах государственной власти, коррупции, невосприимчивости ко всему новому на всех уровнях руководства и управления [1].

Важнейшим импульсом, оказывающим значительное влияние на развитие промышленного сектора в индустриально развитых странах, начиная со второй половины прошлого века, стало существенное расширение сети государственных научно-исследовательских институтов, увеличение доли бюджетного финансирования и усиление госрегулирования в сфере науки. В среднем в странах ОЭСР ^^a^sahon for Economic Cooperation and Development (OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики] она составляла в конце 1990-х гг. около 10 %. [2].

Для экономик большинства развитых стран важным моментом процветания является определение приоритетов развития, разработка новейших технологий и внедрение их в производство, развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики. Например, в США четко определены «национальные приоритеты» развития, включающие: обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний; укрепление единства между фундаментальными науками и национальными целями; развитие партнерства государства, промышленности и академических организаций по расширению капиталовложений в фундаментальные и инженерно-технические науки и др. [1].

По мнению экспертов, в новом тысячелетии, над мировой экономикой нависли угрозы. Последствия экономического спада мирового финансового кризиса 2007 года ощущаются до сих пор. Так, в 2010 году высокие темпы роста производительности труда сопровождались восстановлением мировой экономики. Тем не менее, в странах ОЭСР имеют место незначительные изменения темпов

восстановления экономики. Страны БРИИКС (Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Народная Республика Китай и Южная Африка), в меньшей степени пострадали от глобального спада, а производительность в 2009-2012 гг., продолжала расти на более чем 6% в год, по сравнению с 1,5% в год, в странах ОЭСР. В Китае рост внутреннего валового продукта (ВВП) на одного работника за рассматриваемый период в среднем составил 9% в год [5].

На современном этапе развития общественных отношений в условиях перехода к информационным технологиям имеют место глубокие преобразования в мировом масштабе в различных секторах экономики.

В условиях нестабильности, растущей глобализации развивающиеся страны стремятся к получению преимуществ на базе привлечения сегментов, связанных с фундаментальными исследованиями, современными прорывными технологиями, проектированием. Внедрением инноваций в промышленное производство и т.д., что способствует созданию добавленной стоимости и рабочих мест. Так как нематериальные активы, базирующиеся на знаниях, особенно уязвимы, что влечет за собою соперничество стран в привлечении и сохранении таких активов с помощью национальных исследовательских экосистем, поощряющих прямые иностранные инвестиции. Особое внимание уделяется привлекательности национальных исследовательских систем, включая возможности трудоустройства иностранных исследователей, мероприятия по укреплению имиджа, программы мобильности, образовательные программы, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) и

др. [1].

Государственная политика в отношении научно -исследовательских и опытно-конструкторских работ связана с использованием экономических и политических инструментов для изменения и усиления частных стимулов к созданию новых технологий. Распределение НИОКР по видам экономической деятельности показывает структуру научной и промышленной специализации. В настоящее время для большинства стран ОЭСР характерно ограниченное число направлений развития бизнеса, так, например, широко представлены следующие виды промышленного производства: химикаты, топливо, фармацевтические препараты, другие химические вещества и минералы, которые являются основным видом деятельности в сфере НИОКР в 8 из 27 стран, по которым имеются данные [5]. Изготовление оборудования для информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) особенно развито в Финляндии и Корее, в то время как информационные услуги преобладают в Ирландии, Польше и Португалии. В Чешской Республике, Франции, Германии, Италии и Испании развиты виды деятельности, связанные с космическими технологиями, производством и транспортировкой оборудования и

автотранспортных средств.

Государственная политика развития

промышленности играет важную роль в оказании влияния на направления инновационной деятельности. Ассигнования государственного бюджета на инновации или расходы на НИОКР, указывают на приоритеты политики для решения различных социально-экономических задач, таких как: оборона, экономическое развитие, финансирование науки, создание и

функционирование научно-исследовательской базы. В 2012 году правительства стран ОЭСР инвестировали 0,8% ВВП в виде прямого финансирования из бюджета, либо, внутри страны, либо, за границей. В относительном выражении расходы на НИОКР из бюджета в Финляндии и Корее составили более 1 % ВВП [5].

Необходимо отметить существует широкий разброс национальных приоритетов и различий в отношении вложения бюджетных средств в развитие инновационных систем. Например, США направляет значительную долю средств из бюджета на оборону, в то время как Ирландия и Корея делают значительный акцент на экономическое развитие. Большинство стран, особенно Швейцария, направляют основную долю расходов бюджета на поддержку развития университетского образования. Кроме того развитие НИОКР отражается в показателях запатентованных изобретений. Ведущее место при патентовании в США и ИК принадлежит медицинским технологиям, в то время как патентование высокотехнологичного оборудования доминирует в Германии и Японии. Цифровые коммуникационные технологии характерны при патентовании в Канаде, Корее и Китае. Патентование высоких технологий, в большей степени, характерно для стран БРИИКС, нежели для стран ОЭСР [5].

Государственная поддержка, как прямая, так и косвенная, может играть ключевую роль в инвестировании НИОКР и инноваций, в частности, малым и средним предприятиям. В последнее десятилетие расходы государственного бюджета на НИОКР в бизнес малых и средних предприятий в большинстве стран увеличились от 40% до 80%, и, в 2011 году составили более 85% в Словацкой Республике, Эстонии и Венгрии. Вместе с тем в Японии, Люксембурге, США и Швеции более 80% государственной финансовой поддержки

оказывается фирмам с численностью более 250 сотрудников.

Главным финансовым инструментом политики научно-технологического развития в промышленном секторе экономики развитых стран является использование средств государственного бюджета. Доля затрат на научные исследования в ВВП незначительна, однако тенденция последних лет стабильна. В большинстве стран предлагаются различные финансовые стимулы для поощрения фирм к участию в инновационной деятельности и НИОКР, которые колеблются от 20 до 40 процентов [5].

В подавляющем большинстве стран, крупные фирмы, как правило, имеют больший выигрыш от таких схем, чем малые и средние предприятия. Государственная поддержка инноваций, как правило,

распространена в производстве, чем в сфере услуг, хотя разница весьма мала в большинстве стран.

В Люксембурге, Нидерландах, Финляндии и Швейцарии доля фирм обрабатывающей промышленности, получающих государственную поддержку инноваций, превышает на 20-30 процентов долю государственных ассигнований в консалтинговые компании. Только в России государственная поддержка инноваций выше в сфере услуг (сервисные фирмы), основной деятельностью, которых является предоставление услуг НИОКР для других [5].

Поддержка технологического развития информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является частью политики промышленного развития. В последнее десятилетие рост темпов патентования нанотехнологий составил около 5,2 % в год. Дания стала страной с самыми высокими показателями специализации в области биотехнологий. Наблюдается рост специализации в этой области в Австралии, Израиле, Нидерландах, Сингапуре и Испании. Для нанотехнологий индекс специализации в период 2008-2011 гг. вырос и достиг следующих значений: Сингапур - 3,8, Россия - 1,7 и Корея - 1,5.

Передача знаний, в частности

коммерциализация, в современном мире является центральной целью государственных научных исследований. Политические инициативы в рыночной экономике играют ключевую роль в цепочке сотрудничества промышленность - наука по НИОКР.

В настоящее время все больше интегрированных и стратегических направлений политики, что способствует коммерциализации, на последующих этапах результатов научных исследований, проведенных с участием государства в финансировании, путем укрепления и профессионализации подразделений по передаче технологий, а также вовлечении студенческой элиты процесс в коммерциализации.

Государство является обязательным участником инновационного процесса и выполняет одну из важнейших квалификационных функций,

требующей высокий интеллектуальный и научной уровень развития, стратегическое мышление руководства страны. Активная роль государства при формировании отношений в промышленном секторе экономики определяется тем, что государство в лице государственных органов власти, как субъект управления и регулирования общественных отношений, является носителем национальных интересов общества и промышленного сектора экономики, которые всегда должны быть приоритетными в системе государство-бизнес-общество. [1].

По мере продвижения принципа открытости науки необходимы новые политические подходы для определения форм и методов финансирования научно-исследовательской деятельности, процедур проведения научных исследований и использования результатов научных исследований, доступность и их защита и др.

Кукушкин Игорь Григорьевич к.э.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Клепиков Дмитрий Николаевич к.э.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Зинаида Владимировна д.э.н., профессор кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Вдовенко З.В. Клепиков Д.Н., Лукьянова А.В. Индустриальная система в условиях экономической нестабильности // Транспортное дело России. 2014. № 6. С.48-51.

2. Гэлбрейт Д.К. Новое индустриальное общество. Глава XXXV. Будущее индустриальной системы «Новое индустриальное государство». (J. K. Galbraith, The New Industrial State. Boston, 1967; J. K. Galbraith. Harmondsworth: Penguin Books 1974. P. 388.)

3. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. С. 110-111.

4. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. Экономика, 2004. 632 с.

5. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2013. Innovation for growth. Z. Vdovenko*, I. Kukushkin D. Klepikov

Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow kafekonom@muctr.ru

INDUSTRIAL POLICY RUSSIA

Abstract

Industrial development policy should include innovative, structural and investment components, as well as industrial policies of enterprises, territories Subjects of the Federation on the basis of reconciling the interests of society-state business.

Keywords: methodology, manufacturing, industrial policy, management, innovation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.