А.Т. Волков П.М. Гуреев Е.Н. Дуненкова С.Ю. Ляпина Н.П. Масленникова С.И. Онищенко В. С. Устинов
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
Аннотация. Промышленную политику следует рассматривать как компонент институционального регулирования инновационного развития. В последние годы начата реализация масштабных приоритетных национальных проектов, которые являются характерным примером осуществления государством отраслевых программ средствами и методами настоящей промышленной политики, так как, помимо большого социального значения, они оказывают существенный экономический эффект, стимулируя развитие смежных отраслей и страны в целом. Все эти проекты можно назвать началом проведения полномасштабной промышленной политики.
Ключевые слова: промышленная политика, инновационное развитие, модели промышленной политики, механизмы и инструменты промышленной политики.
Промышленная политика - комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и экономики в целом на национальном и мировых рынках, формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей, корректировки негативных последствий действия механизма рынка.
Промышленная политика должна содействовать формированию отечественной промышленности, характерной для развитых индустриальных стран и вместе с тем отражающей особенности российской экономики. Задачами промышленной политики являются:
- эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и требуемого качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
- создание высокотехнологичных рабочих мест;
- занятие российскими производителями существенных позиций на мировом рынке.
Особенности промышленной политики зависят от сложившихся условий ее формирования и реализации, исторических традиций страны, уровня ее промышленно-экономического развития, положения на мировом рынке продукции, в том числе наукоемкой. В рамках такого подхода специалисты определяют два основных типа промышленной политики: "жесткую" и "мягкую". "Жесткая" промышленная политика характерна для начала - середины XX века, ее базовым элементом выступали инженерные проекты, инициированные или поддержанные государством и имеющие общенациональное значение.
В последующие годы развитие ТНК, перенос производства из развитых в развивающиеся страны и глобализация в целом нарушили в развитых странах прямой
© А.Т. Волков, П.М. Гуреев, Е.Н. Дуненкова, С.Ю. Ляпина, Н.П. Масленникова, С.И. Онищенко, В.С. Устинов, 2013
инновационный цикл "НИОКР - финансирование - производство - сбыт". К началу 1990-х гг. в Европе и США не было реализовано ни одной крупной инициативы в области промышленного развития регионов. Неэффективность государственного управления и необходимость развития конкурентной рыночной среды стала причиной появления новых форм взаимодействия между государственным и частным секторами, в частности, государственно-частного партнерства в виде контрактов, договоров, концессий, сформировав тем самым условия для "мягкой" промышленной политики.
Инструментами "мягкой" промышленной политики являются меры организационного, финансово-экономического и нормативно-правового регулирования и стимулирования, определяющие развитие экономики. Функции государства сосредоточились на обеспечении конкуренции и контроле соблюдения антимонопольного законодательства, антидемпинговых расследованиях, составлении прогнозов НТП и стимулировании предпринимательской активности на своей территории.
Ряд специалистов (в частности, Комогорцев, Ферова [1]) предлагает следующую классификацию типов промышленной политики в зависимости от особенностей развития конкретной страны:
- экспортно-ориентированная промышленная политика (так называемая "азиатская" модель);
- промышленная политика, ориентированная на импортозамещение;
- инновационная промышленная политика.
В качестве примера успешного использования экспортно-ориентированной промышленной политики, как правило, приводят Японию, в которой развитие шло в несколько этапов, в зависимости от выбора приоритетных направлений: лёгкая промышленность; нефтехимия, судо- и автомобилестроение; приборостроение и электроника; высокотехнологичные отрасли вычислительная техника, роботостроение. Однако и другие страны, в частности, страны азиатско-тихоокеанского региона использовали тот же тип промышленной политики и приступали к модернизации, используя сходные стартовые позиции: сначала - "тигры" (Республика Корея (1950-е гг.), Тайвань (1960-е гг.), Сингапур, Гонконг), затем - "драконы" (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины),
Промышленная политика, ориентированная на импортозамещение, предполагает обеспечение потребностей внутреннего рынка путем создания и развития национального производства. Результатом становится нормализация внутреннего спроса, создание новых рабочих мест, снижение социальной напряженности, преодоление "голландской болезни", укрепление научного потенциала страны. Доказали свою эффективность следующие инструменты промышленной политики: укрепление курса национальной валюты, оптимизация налогового режима для поддерживаемых отраслей, облегченный режим кредитования, поддержка и субсидирование НИОКР.
Опыт развитых стран позволяет выделить ряд недостатков, характерных для промышленной политики, ориентированной на импортозамещение: слабая инфраструктура сдерживает развитие бизнеса, ощущается недостаток высококвалифицированных кадров; инвесторы отдают предпочтение краткосрочным инвестициям и не заинтересованы в инвестициях в инновации или в развитие профессионального образования; бизнес-сектор имеет слабую инновационность и сосредотачивает усилия на зарубежных проектах с хорошо прогнозируемыми результатами в ущерб освоению отечественных разработок с потенциально высокой степенью риска.
Многие страны использовали импортозамещающую промышленную политику как переходную ступень к формированию и развитию инновационной промышленной политики, особенностью которой является наличие всех стратегических составляющих общества: развитой научной сферой, в т. ч. фундаментальной наукой, развитой системой образования и подготовленными научными кадрами.
Инструментами инновационной промышленной политики являются методы, обеспечивающие работу рыночных конкурентных механизмов: устранение барьеров для бизнеса, инвестиции в инфраструктуру, образование, создание рабочих мест, стимулирование производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью для роста экспорта и темпов экономического роста.
Промышленная политика активно использовалась всеми странами, которые добились успеха в экономическом развитии. Наглядными примерами такой политики могут являться применительно к США создание авиастроительной отрасли и автопрома, реализация инфраструктурных проектов, экономическое развитие долины реки Теннеси и штата Аляска, программа развития сельскохозяйственного машиностроения, в Японии -ускоренное развитие судостроения, электронной промышленности, реализация проектов строительства дорог, в Великобритании - программы реструктуризации угольной и газовой промышленности и др.
В последние годы в России начата реализация масштабных приоритетных национальных проектов, которые являются характерным примером осуществления государством отраслевых программ средствами и методами настоящей промышленной политики, так как, помимо большого социального значения, они оказывают существенный экономический эффект, стимулируя развитие смежных отраслей и страны в целом. Все эти проекты можно назвать началом проведения полномасштабной промышленной политики.
С середины минувшего десятилетия промышленная политика стала одним из основных направлений деятельности Правительства России, возникли предпосылки для формирования государственно-частного партнерства. Несущим элементом реализации промышленной политики в России стали отраслевые стратегии развития. С 2004 по 2011 годы были разработаны и утверждены 14 таких документов.
Инструментами долгосрочного развития являются федеральные целевые программы, важнейшие инновационные проекты государственного значения, субсидии, направленные на стимулирование технического перевооружения и увеличение объемов высокотехнологичного экспорта.
Правительством были выработаны новые, уникальные для России инструменты поддержки промышленности. Речь идет об утилизации подержанных автомобилей и субсидировании процентных ставок для автокредитов, целевом субсидировании и выделении госгарантий под реализацию программ реструктуризации предприятий. В ряде отраслей, как, например, в фармацевтической и медицинской промышленности, появилась новая программа, ориентированная на создание инновационных продуктов, во многих отраслях идет опережающая модернизация. Например, в автомобилестроении и трубной промышленности обновлено более трети производственных мощностей. Именно это позволяет им сегодня обеспечивать опережающие темпы производства.
Сегодня в мире ускорение разработок ведется за счет лучшей кооперации между центрами генерации технологий (университетами, научными центрами), центрами генерации новых продуктов и бизнесов (технопарки, инкубаторы), сотрудничеством с венчурными фондами, а также формированием предпринимательской культуры внутри компаний. То есть технологические разработки в западных компаниях все чаще делаются через привлечение результатов внешних разработок, доля собственных научных работ снижается - и в некоторых индустриях она составляет уже меньше половины объема работ. Такой подход показывает свою жизнеспособность на современном глобальном рынке, но требует других методов организации управления исследованиями и разработками, в частности, уже на уровне государства.
Эта задача сегодня уже осознается в России. Вступление нашей страны в ВТО -один из самых серьезных вызовов экономике России за последние годы. Профильные министерства и институты развития трудятся над созданием современной системы управления, в которой должны появиться все необходимые игроки. Однако одной только
государственной воли тут недостаточно. Для запуска полного цикла производства новых продуктов в этот процесс должны включиться российские корпорации, малые и средние предприятия в рамках современной промышленной политики РФ. Результатом станет качественный рост прибыли и возможностей всей российской экономики. Однако для этого этапа нам необходимы высококлассные специалисты в сфере исследований и разработок с опытом работы в глобальном бизнесе, в транснациональных компаниях - их дефицит сегодня ощущается все острее по мере осознания необходимости кооперации интересов всех участников этой сколь многообещающей, столь и глобальной системы.
В данной предпосылке сконцентрировано одно из основных противоречий российской экономики в целом, и инновационного развития в частности. Государственный уровень управления пытается принимать решения, ориентированные на развитие, но считает, что на уровне корпораций и мелкого бизнеса нет заинтересованности в этом процессе. Уровень корпораций считает, что принимаемые властными органами решения слишком сильно сдерживают и регламентируют его работу, получение государственной финансовой поддержки требует колоссального объема бумажной волокиты. Видимость борьбы с коррупцией требует бесчисленных экспертиз и согласований, что не всегда оправдано, и бизнес отказывается от участия в госпрограммах.
Здесь отчетливо проявляется совершенно новая тенденция: резкое увеличение инновационной активности среднего и мелкого бизнеса, но, развиваясь и укрупняясь, он попадает в сферу влияния и интереса со стороны государственных органов власти со всеми вытекающими отрицательными явлениями. Использование известной позиции Генри Ицковица о «тройной спирали» позволило бы решить эти противоречия, но пока они находятся на стадии обсуждений, хотя и появился даже новый термин «ГЧП -государственно-частное партнерство».
В последний год очевиден переход от стадии стимулирования предложения, построения мягкой инновационной инфраструктуры и запуска на полную мощность работы институтов развития к стимулированию спроса на инновации со стороны бизнеса. Приняты многомиллиардные программы инновационного развития госкорпораций, вошли в рабочий режим программы, стимулирующие инновационное сотрудничество между промышленностью, наукой и вузами, отрабатывается механизм технологических платформ, наконец, одобрена Инновационная стратегия Российской Федерации до 2020 года, в которой спросу на инновации со стороны бизнеса уделено повышенное внимание. Государство, приступив к принуждению к инновациям в собственном секторе и переходя к стимулирующим мерам в секторе частном, встречает в нем немало союзников, вставших на инновационную траекторию развития в силу рыночной логики.
Изменение условий глобальной конкуренции; переосмысление в мире роли государства в экономике, особенно применительно к инновациям; критическая оценка результатов классической промышленной отраслевой политики и существенно сузившиеся «поле» для такой политики в современных условиях приводит к необходимости разработки новой промышленной политики с учетом формирующихся тенденций. Для России важными новыми факторами являются [3]:
- определение президентских технологических приоритетов модернизации (2009);
- расширение состава и вида приоритетов Внешэкономбанка (2009);
- активизация деятельности крупнейшего института развития технологической направленности (РОСНАНО);
- формирование национальных лабораторий (с 2007);
- программы инновационного развития крупных госкомпаний, технологические платформы (с 2010);
- новые заявленные приоритеты, в том числе технологической направленности (2012).
Одновременно с формированием новых тенденций в России сохраняются следующие особенности [3]:
- ориентация на интересы крупнейших игроков совместно с расширением их состава за счет научно-образовательной и технологической сферы;
- слабая конкуренция государственных институтов, в некоторых случаях -признаки монополизации взглядов на возможные подходы и оценки (политика по развитию малого бизнеса; перекрестное участие в институтах развития);
- ограниченное внимание к демонстрационным эффектам и передаче лучших практик, акцент на использовании государственных (квазигосударственных) ресурсов;
- относительная открытость для предложений, но закрытость процессов принятия решений и оценки результатов;
- персонификация, непрозрачность «обменов» при перераспределении, неформальные договоренности.
Таким образом, можно говорить о существовании в РФ вертикальной промышленной политики (по классификации ОЭСР) и постепенном движении в сторону горизонтальной промышленной политики.
Причинами сохранения текущей вертикальной политики в РФ являются следующие приоритеты:
- обеспечение стабильной занятости на крупных предприятиях;
- наличие развитых механизмов прямого взаимодействия;
- операциональность инструментов оказания давления;
- наличие модельных оценок необходимых ресурсов и последствий;
- наличие нечетких взаимных обязательств из-за персонификации отношений;
- широкие возможности для извлечения ренты «от процесса».
Примером вертикальной политики является Южная Корея, горизонтальная политика реализуется такими странами, как Израиль, Китай.
К числу основных задач структурных преобразований в мировой практике относят поддержку эффективных, конкурентоспособных производств и последовательное свертывание бесперспективных и устаревших; приоритетное развитие различных инфраструктур; стимулирование перелива основных видов ресурсов из стагнирующих отраслей в секторы роста и ускоренное развитие слаборазвитых регионов; создание структурных условий для устойчивого экономического роста; ускоренное развитие высокотехнологичного и научно-технического комплексов; обновление социальной сферы экономики; повышение удельного веса малого предпринимательства, рост частной и групповой собственности [2].
В условиях глобализации экономики проблема повышения конкурентоспособности экономики всех уровней приобретает особое значение. Кроме того, вопросы повышения конкурентоспособности в настоящее время неотделимы от инновационной составляющей. Меняется сам взгляд на сущность промышленной политики. Если раньше считалось, что основной целью промышленной политики является расстановка приоритетов и поддержка определенных отраслей или государственных программ, то в настоящее время осуществляется переход к новой экономической политике - политике знаний, инноваций, динамичности развития. Приоритетными должны быть все экономические структуры, а не избранные, при этом конкуренция поощряется, а не ограничивается. Новая экономика - это сетевая экономика, в которой взаимосвязи выполняют системообразующую функцию.
В рамках перехода к горизонтальной политике большую роль играет развитие кластерного подхода, который отвечает как инновационной модели развития экономики, так и формирующимся траекториям развития, то есть горизонтальным и вертикальным сетям, которые присутствуют в экономике в настоящее время.
Успешность проведения промышленной политики будет во многом зависеть от поведения региональных властей, поскольку на федеральном уровне у России нет возможности охватить всю территорию страны с целью эффективного регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную активность. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, а также отраслям нового технологического уклада, что будет способствовать быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке. Промышленная политика должна быть ориентирована не только на внутренние проблемы России, но и на сдвиг в развитии глобальной экономики. Под воздействием глобализации российская промышленность трансформируется в следующих направлениях [1]:
- освоение новых форматов торговли - взрывной рост торговых сетей, развитие новых форм проникновения на рынки (интернет-торговля, каталожная торговля, франшиза и т.п.). Это требует развития промышленного дизайна, брендинга, качественного изменения информационной среды на рынке;
- достижение российским бизнесом размеров, соответствующих по масштабу глобальному рынку. Российские промышленные предприятия могут при этом использовать разнообразные стратегии: интеграция в разного рода холдинги и вертикально интегрированные компании; консолидация на основе сетевого принципа;
- обеспечение быстрого технологического роста производства, позволяющего российским предприятиям конкурировать с глобальными производителями;
- переход к новому классу технологий управления бизнесом - "управление стоимостью" вместо "управления фондами".
Разработка новой промышленной политики должна осуществляться согласованно на трех уровнях.
На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируется федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики (включая их ресурсное обеспечение), организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики (прямые и обратные связи), уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.
На региональном уровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.
На микроуровне осуществляется государственное регулирование благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.).
Формирование промышленной политики на всех уровнях является важнейшей составляющей современного этапа реформирования в России.
Литература
1. Комогорцев А.В., Ферова И. С. Модели промышленной политики в контексте современных траекторий развития экономики. - 2005.
2. Реус Н. И. Мировая практика государственного управления структурными преобразованиями на современном этапе // Вестник МГТУ. 2010. № 1, том 13, с. 31-36.
3. Симачев Ю. Промышленная политика 2000-х: группы интересов и изменение доступа. - Екатеринбург, 2012 // www.iacenter.ru.
Д. Ф. Гарипова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация: в статье предложены авторские методические разработки в области управления рисками инновационных проектов промышленных предприятий: подходы к выявлению рисков инновационных проектов, модель постановки проблем в области управления рисками инновационных проектов, комплекс рискоснижащих мероприятий на различных этапах реализации инновационного проекта сценарии управления рисками инновационного проекта предприятия.
Ключевые слова: инновационный проект, управление, идентификация рисков, проблемы управления рисками, сценарии реализации.
Реализация инновационной деятельности предполагает наличие высокого уровня неопределенности и широкого спектра риска, снижающих результативность и эффективность вложения средств в инновационные проекты. Неопределенность и высокий уровень риска обусловливают снижение уровня доходности и деловой активности предприятий машиностроения, затрудняют генерацию эффективных управленческих решений, замедляют сроки их реализации, а также приводят к ухудшению общего экономического состояния предприятий.
Нейтрализация рисков и снижение неопределенности возможно за счет активизации инновационной деятельности предприятий машиностроения при совершенствовании мер и механизмов стимулирования генерации, передачи и использования новых знаний, механизмов поощрения внедрения нововведений в области применения новых технологий и оборудования, сырья и материалов, способов и стимулов разработки новых прогрессивных конкурентоспособных видов продукции, развитии кооперационных связей между отдельными хозяйствующими субъектами.
В связи с этим требуется разработка, апробация и внедрение методического инструментария управления рисками различных видов на основе внедрения эффективных инновационных проектов и мероприятий.
Инновационная деятельность и связанные с ней риски представляют собой многогранное и многоаспектное явление, проявляющееся в сложности и многообразии связей между участниками проектов, противоречивостью целевых их установок, широком влиянии большого числа факторов внутренней и внешней среды, отличиях в степени толерантности реципиентов к уровню риска, трудностью оценки вероятности и прогнозирования последствий наступающих рисковых событий [1, с 176].
Исследование показало, что применительно к риску инновационных проектов можно выделить следующие его наиболее важные функции, через которые происходит его внешнее проявление: аналитическая, инновационная, регулятивная и защитная.
Предложено уточнить существующие трактовки риска инновационных проектов следующим образом: «Риск - уровень финансовых, материальных, временных, трудовых и иных потерь конкретного участника проекта, выражающийся в возможности недостижения поставленной цели отдельного участника, неопределённости прогнозируемого результата, уровне готовности к принятию риска на себя». Данное понимание позволяет акцентировать внимание на противоречивости целей отдельных
© Д.Ф. Гарипова, 2013