Научная статья на тему 'Промысел соболя на краю пропасти'

Промысел соболя на краю пропасти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SABLE HARVESTING ON THE WAY TO DECAY

Sable resources in Russia currently restored to the level responding to habitat capacity. The animal harvesting and international fur trade gained the high level. However, international agreement on humane traps can leave hunters without job and deprive a country dividends from sable fur.

Текст научной работы на тему «Промысел соболя на краю пропасти»

ПРОМЫСЕЛ СОБОЛЯ НА КРАЮ ПРОПАСТИ

А.А. Синицын

ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, Киров, sable@sinizin.kirov.ru

К настоящему времени ресурсы соболя в России восстановлены до уровня, соответствующего ёмкости угодий. На высокий уровень поднялась добыча и международная торговля шкурками соболя. Однако международное соглашение о гуманных капканах может оставить охотников без работы, а страну лишить дивидендов от соболиной пушнины.

На протяжении нескольких веков соболь по праву считался одним из национальных символов России. Вплоть до начала XVIII века меха на Руси (беличьи, куньи, собольи) служили эквивалентом стоимости товара и обращались наравне с деньгами, при этом главной платёжной единицей был мех соболя, не имеющий себе равных по качеству и носкости. Погоня за собольим мехом была основной причиной освоения Урала и Сибири. Торговля «мягким золотом» превратила Московию в великую империю. Собольи шкурки в большом количестве поставлялись в Западную Европу и Китай. Повышенный спрос на его шкурки провоцировал нещадный промысел соболя, что привело к резкому снижению его численности уже в XVIII веке, а к началу XX столетия численность ценного пушного зверька была катастрофически подорвана. Лишь чрезвычайные охранные меры, принятые ещё царским правительством и развитые в советское время, способствовали восстановлению его запасов и даже позволили впоследствии возобновить промысловую охоту. Соболь как пушной вид в настоящее время - основа промысла таёжного охотничьего населения азиатской части страны, а для малочисленных коренных народностей он является определяющим в их существовании. Там, где другие отрасли производства утратили значение в экономике региона, охота на соболя оказывается единственным материальным источником для существования людей. Этот вид занял главное место в охотничьем хозяйстве и стал ведущим объектом в пушном промысле большинства районов Сибири, составляя в денежном выражении до 80% стоимости всей добываемой пушнины.

Достигнутый к концу 1980-х гг. уровень численности и использования запасов вида позволял добывать и заготавливать ежегодно до 300 тыс. соболей. На Ленинградский пушной аукцион за год выставлялось около 150 тыс. его шкурок. При средней цене около 180 долларов за шкурку годовой оборот международной торговли соболями превышал 22 млн. долларов. В период перестройки экономического уклада России и развала охотничьего хозяйства страны в 1993 г. экспортные поставки шкурок соболя резко сократились и составили менее 75 тыс. шкурок на сумму около 4,7 млн. долларов. Постепенное налаживание закупок пушнины в новых условиях и некоторый рост экономики страны способствовали рыночной организации путей прохождения пушнины от охотника до экспорта. После долгой «паузы» в 1990-х гг., начиная с 2000 г., происходил постепенный рост международных торгов соболями. Так, в 2000 г. закупка и продажа его шкурок на петербургских аукционах увеличилась до 182,8 тыс. штук. За 2006 г. ОАО ВО «Союзпушнина» выставляла на аукционах более 465 тыс. шкурок соболей, из них более 391 тыс. продала на сумму около 56 млн. долларов. В последующие годы на петербургские аукционы за сезон поступало от 330 (2008 г.) до 470 (2011 г.) тыс. шкурок соболя. Рекордные продажи пришлись на 2011 г., когда было реализовано почти 460 тыс. (98%) выставленных на аукционы соболиных шкурок на общую сумму более 71 млн. долларов. За последние 10 лет соболь стал пользоваться повышенным спросом, на аукционы в г. Санкт-Петербург пришли новые покупатели (Китай), при этом средняя цена шкурки соболя достигла 158 долларов, а на февральском аукционе 2012 г. она превысила уже 175 долларов. Кроме того, начиная с 2000 г., шкурки соболя выставляются на торги пушного аукциона в Копенгагене. Это дополнительно около 50 тыс. штук в год. Максимальная продажа соболя там отмечена в 2004 г. - 47260 из 49544 выставленных шкурок.

Таким образом, в начале XXI столетия можно свидетельствовать о высокой численности соболя и констатировать возрождение аукционной торговли соболиными мехами в России. Исходя из данных о продаже соболей на всех аукционах, а также учитывая пушнину, которая уходит в Китай, минуя таможню на Дальнем Востоке, можно заключить, что в результате промысла из популяций вида за сезон стабильно изымается около 500 тыс. зверьков. Увеличение пресса промысла соболя требует определённого управления им в целях рационального использования запасов вида. Это обязывает наше государство, охотхозяйственные ведомства, скупщиков пушнины и экспортёров обращать серьёзное внимание на проблему сохранения ресурсов соболя на высоком эксплуатационном уровне. Но в настоящее время у России имеется более эффективная валюта - нефть, газ и другие полезные ископаемые, за счёт которых экономика государства пока держится на плаву. Запасы же их не безграничны и неминуемое сокращение добычи приведёт к экономической нецелесообразности использования невозобновимых ресурсов. Приток нефтедолларов в экономику прекратится. Тогда как пушнина, являясь возобновимым ресурсом, при условии рациональной эксплуатации запасов соболя, обеспечивает занятость охотников - людей специфической профессии, доходность значительной доли сельского населения от Урала до Камчатки, а монопольная торговля соболями может приносить России дивиденды бесконечно долго.

Однако, уже более 15 лет западные чиновники ведут разговоры о «капканной» революции. Суть её заключается в том, что охотники должны перейти на так называемые гуманные орудия лова. Известно, что наша страна (под сильным давлением ЮНЕСКО) в апреле 1998 г. подписала соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским союзом, Канадой и Российской Федерацией. По этим стандартам время умерщвления, например, волка не должно превышать 5 минут, соболя - 2 минуты, а горностая и того меньше - 45 секунд. При используемых в настоящее время способах добычи звери остаются живыми порой сутками даже при сильных морозах. Зверь попадает в такие капканы чаще всего лапой, и до момента, пока он умрёт, проходит действительно большой период времени. Конечно, жалко зверя - долго мучается. Но, мучения зверей происходят и при добыче их с по-

мощью огнестрельного оружия. Тем более страдают раненые звери. Абсурд этих положений заключается в том, что если встать на такую гуманную точку зрения «зелёных», то надо вообще запретить охоту.

После обсуждения соглашения в Госдуме, в 2008 г. произошла его ратификация. Подписывая соглашение, Россия договорилась об отсрочке его вступления в силу на четыре года. За это время планировалось разработать отечественные гуманные капканы и начать их массовый выпуск. Такое задание от центрального правительства получили и учёные, и производственники. В последние годы основные разработки ВНИИОЗ были направлены на совершенствование имеющихся типов капканов и разработку новых ловушек, соответствующих международным стандартам по отлову диких животных. В тесном сотрудничестве с международными организациями проводились испытания новых моделей капканов на промысле основных видов пушных зверей, совершенствовались конструкции и способы установки ловушек, издавались методические пособия по применению новых капканов, были попытки налаживания их производства. Однако дальше экспериментальных образцов дело пока не пошло, серийное производство не налажено. Правда в продаже появились модели других авторов и производителей, но, по единодушному мнению специалистов, эти орудия лова малоэффективны, ими сложно пользоваться. Предполагается, что гуманные капканы будут стоить недёшево - не менее 350-450 рублей. Где наши профессиональные охотники, которые и так еле выживают сегодня, возьмут средства на их покупку? Как правило, на своём путике они имеют по 400-500 ногозахватывающих капканов. Да и принцип постановки на пушного зверька гуманных капканов сильно отличается от тех, с которыми сибирские

промысловики привыкли работать. Психологически им будет очень трудно разом перейти на новые способы добычи зверей.

С целью сохранения и рационального использования вида в России во ВНИИОЗ была разработана и с 2002 г. включена в НИР Программа «Соболь» (научные исследования и практические мероприятия по сохранению соболя в России). Основные задачи Программы направлены на неистощительное ведение соболиного хозяйства, в том числе разработку гуманных капканов. В реализацию конкретных ТЗ включилось большинство научных сотрудников-соболятников ряда сибирских НИИ биологического профиля и государственных заповедников таёжной зоны Сибири. За 8 лет исследований были подготовлены практические рекомендации по конкретным вопросам рационального освоения ресурсов соболя. Из-за отсутствия специального дополнительного финансирования институту не удалось в полной мере реализовать все намеченные Программой задачи. Уже к 2009 г. во ВНИИОЗ были разработаны несколько типов гуманных капканов, проведены испытания и получены сертификаты на них. Однако наладить промышленное производство и внедрить их в промысел без государственной поддержки оказалось невозможным.

А «час икс» наступает уже в июле 2012 г.! И уже на декабрьском аукционе не должны появляться шкурки соболей, как и других 12-ти пушных видов, обозначенных в соглашении и добытых негуманным способом. Но промысел соболя в сибирской тайге не остановиться. У охотников возникнут трудности с реализацией пушнины. Закупки сократятся, поскольку её не будут брать на европейском рынке. Тогда весь соболь пойдёт в Китай по смешной цене. И опять от этого пострадают в первую очередь охотники.

Практика современного ведения соболиного хозяйства в стране, особенно в отдельных регионах, свидетельствует о том, что в этом деле необходимо срочно наводить порядок в интересах сохранения и эксплуатации промысловых ресурсов соболя на достигнутом в конце ХХ века достаточно высоком уровне. Решать эту сложную задачу надо государству законодательным путём, направленным в первую очередь на защиту интересов охотника - главной фигуры в освоении и сохранении ресурсов соболя. Охотники должны стать полноправными владельцами своих промысловых угодий на длительный срок. Им необходимо предоставить право самостоятельной эксплуатации ресурсов соболя, вменив при этом строгую ответственность за их сохранность. Никакие специализированные вооружённые отряды не смогут сохранить соболя, так как это сделает охотник - хозяин своих угодий. Государство же в лице компетентных органов на законодательной основе должно оградить охотников от непрошенных «гостей», гарантировать и всемерно поддерживать их права. Сейчас охотники выступают в роли арендаторов угодий и промысловых участков, как правило, на сезон промысла. Они всецело зависят от произвола владельцев хозяйств, располагающих лицензиями на эксплуатацию охотничьих ресурсов. Не уверенные в долгосрочном пользовании арендованными угодьями охотники не заинтересованы в бережном использовании ресурсов соболя. Но даже при желании вести добычу соболей с учётом нормального воспроизводства популяции охотники, без поддержки государства в сохранении таёжных угодий при условиях современного антропогенного наступления на природу, в первую очередь промышленного освоения минеральных ресурсов Сибири, не смогут удержать ресурсы вида на высоком уровне. Чтобы не потерять соболя на международном пушном аукционе, Правительству России совместно с купцами необходимо срочно наладить производство гуманных капканов и обеспечить ими всех промысловых охотников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.