ПРОМТ-ИНЖИНИРИНГ КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В.Б. Алферьева-Термсикос, аспирант
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-1-10-15
Аннотация. В статье рассмотрены способы внедрения технологии промт-инжиниринга в учебный процесс общеобразовательной школы, профессионального колледжа и вуза для формирования процессуального компонента информационной культуры обучающихся, т.е. способности формулировать точные запросы в поисковых системах. В общеобразовательной школе данная технология может быть внедрена через проектную и исследовательскую деятельность. На ступени начального общего образования промт-инжиниринг включает такие виды деятельности, как промт-анализ, разработка персонализированной промт-библиотеки, промт-расширение; на ступени основного общего и среднего общего образования в рамках продолжения освоения данной технологии обучающиеся могут выполнять промт-компрессию, промт-оптимизацию, кросс-промтинг. В профессиональных колледжах и вузах промт-инжиниринг становится частью научно-исследовательской деятельности студентов, когда они осваивают такие виды деятельности, как промт-стилизацию, промт-локализацию, коллаборативный промтинг, промт-визуализацию. Таким образом, технология промт-инжиниринга позволяет подготовить обучающихся (от начальной школы до вуза) к вызовам современного информационного общества.
Ключевые слова: промт-инжиниринг, информационная культура, технологии искусственного интеллекта, поисковые системы, анализ информации, систематизация информации, визуализация данных, поисковый запрос, алгоритмы поиска информации.
Современной тенденцией в образовании, связанной с его цифровизацией, является внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) для облегчения доступа к информации. Преподавателям и обучающимся (от начальной школы до вуза) необходимо ориентироваться в разнообразных базах данных сети Интернет, что им позволяют генерируемые ИИ алгоритмы поиска. Однако успех использования данных технологий во многом зависит от умений формулировать качественные запросы. Способность формулировать целенаправленные и точные тезисы для поисковых систем на основе ИИ является важной составляющей процессуального компонента информационной культуры, представляющей собой совокупность знаний, умений и навыков по поиску, обработке, критической оценке и использованию информации в учебной и повседневной деятельности с целью непрерывного личностного развития.
Релевантность предоставляемой информации напрямую связана с качеством исходного запроса, т.е. некорректно сформулированный тезис могут привести к получению избыточных или даже ошибочных данных, что может вводить обучающихся в заблуждение. Данный навык необходимо развивать уже на ступени начального общего образования для того, чтобы младшие школьники смогли максимально эффективно использовать доступные технологические инструменты. Эффективным педагогическим средством формирования процессуального компонента информационной культуры является технология промпт-инжиниринга [5,
с. 427], позволяющая оптимизировать процесс поиска данных таким образом, чтобы он максимально соответствовал информационным нуждам пользователя.
Промпт-инжиниринг (prompt
engineering) как педагогическая технология представляет собой процесс целена-
правленного конструирования текстовых запросов-подсказок («промтов»). Данный подход в обучении направлен на оптимизацию взаимодействия с системами ИИ, что позволяет улучшить точность и релевантность запрашиваемых пользователями данных.
В общеобразовательной школе данная технология может быть внедрена через проектную и исследовательскую деятельность. Например, на уроках информатики или интегрированных занятиях школьники могут практиковать составление и коррекцию поисковых запросов, что способствует развитию критического мышления и навыков самостоятельной работы.
На ступени начального общего образования промпт-инжиниринг может быть реализован в рамках следующих направлений, способствующих формированию информационной культуры обучающихся:
- Промт-анализ - анализ и интерпретация результатов, полученных в ответ на запросы, с последующей выработкой выводов и предложений. Это помогает развить критическое мышление и способность принимать обоснованные решения на основе данных.
- Разработка персонализированной промт-библиотеки, которая представляет собой структурированный набор подсказок и шаблонных запросов, необходимых для эффективного взаимодействия с поисковыми ресурсами. Промт-библиотека -это структурированное цифровое хранилище текстовых шаблонов и клише, позволяющих упростить процесс поиска информации. Данный информационный ресурс, созданный на базе персонального сайта, должен содержать, во-первых, интуитивно понятный пользовательский интерфейс, во-вторых, тематические разделы (например, по предметам. В процессе наполнения промт-библиотеки информационным контентом младшие школьники учатся формулировать лаконичные тезисы, соответствующие содержанию поискового запроса, а также учатся применять собственные упрощённые сценарии взаимодействия с алгоритмами ИИ [4, с. 156]. Таким образом, внедрение персонализированной промт-библиотеки в учебный про-
цесс начальной школы позволяет развить у младших школьников навыки навигации в виртуальной среде.
- Промт-расширение - дополнение поискового запроса контекстом или инструкциями. Процесс формулировки уточняющих тезисов к основному запросу создаёт условия для глубокого анализа и критического осмысления информации. Данная деятельность Промт-расширение подразумевает разделение первоначального запроса на множество подвопросов, ответы на которые позволяют обратить внимание на различные аспекты исследуемой темы. В процессе формулировки поискового вопроса младшие школьники учатся определять ключевые аспекты в той или иной области, которые могут потребовать дополнительной детализации, что позволяет выявить потенциальные связи между различными компонентами составляемого запроса. Промт-расширение подразумевает оценку полученных данных и корректировку запросов: обучающимся необходимо проанализировать результаты поисковой деятельности, с помощью педагога определить их релевантность. В процессе совместной с преподавателем разработки данного информационного ресурса младшие школьники на практике учатся фокусироваться на важности различий в формулировках и их воздействии на результаты поиска, поэтому обучение промт-расширению в начальной школе развивает умение обучающихся работать с текстовыми данными, адаптироваться к изменяющимся параметрам информационного поиска и увеличивать эффективность получения информации.
Таким образом, внедрение технологии промт-инжиниринга в образовательный процесс на ступени начального общего образования способствует всестороннему развитию младших школьников, включая формирование процессуального компонента информационной культуры, который проявляется в их умении пользоваться поисковыми системами, тем самым закладывая основы для успешного обучения в старших классах и последующей профессиональной деятельности.
На ступени основного общего и среднего общего образования в рамках продолжения освоения технологии промпт-инжиниринга обучающиеся могут выполнять следующие виды деятельности:
- Промт-компрессия - сжатие содержания поисковых запросов без потери их информативности. Преподаватели разрабатывают интерактивные упражнения, направленные на практическую отработку навыков правильной формулировки запросов и выделения ключевых слов. Используются игровые элементы, чтобы мотивировать обучающихся к исследованию и практическому применению этих навыков. Для реализации пром-компрессии педагог может использовать различные инструменты, например, программные среды для обработки естественного языка (КЬР) такие как КЬТК или Spacy, которые позволяют автоматизировать и тем самым ускорить анализ текстов. Инструменты семантического поиска, учитывающие контекст, такие как ElasticSearch или Solr, применяются для улучшения точности поиска данных.
- Промт-оптимизация - усовершенствование запросов для получения более точных и целенаправленных результатов. Навык позволяет учащимся формировать конкретные и эффективные стратегии поиска информации. Промт-оптимизация заключается в том, чтобы формулировать такие запросы-подсказки, которые максимально соответствуют задаче (с учётом контекста и специфики необходимой информации); это включает выбор правильных ключевых слов, уточнение формулировок, использование логических операторов и понимание функционирования используемых информационных систем [3, с. 513].
- Кросс-промтинг - интеграция информации из различных источников для создания комплексных и многоуровневых запросов, что способствует развитию навыков синтеза и системного мышления. Данный процесс представляет собой своеобразный интеллектуальный вызов, требующий анализа функционирования информационных систем. Ключевая задача заключается в разработке запросов, кото-
рые могут извлечь данные с максимальной точностью за счёт использования многообразных информационных средств. Достижение данного результата возможно благодаря обучению интерпретации и систематизации информации из разнородных источников, таких как научные статьи, данные социальных сетей, нормативные документы, официальные отчёты, мультимедийные ресурсы и т.д.
Таким образом, в процессе изучения технологии промпт-инжиниринга на ступени основного общего и среднего общего образования школьники получают возможность развивать навыки, необходимые для работы с современными системами искусственного интеллекта. Освоение таких видов деятельности, как пром-компрессия, промт-оптимизация и кросс-промтинг, позволяет обучающимся не только углубить свои знания в области информационных технологий, но и приобрести навыки работы с информационными ресурсами, необходимые им для дальнейшего обучения.
В профессиональных колледжах внедрение промт-инжиниринга может проходить через специальные курсы или в рамках самостоятельной исследовательской работы студентов. В вузах промт-инжиниринг становится частью научно-исследовательской деятельности обучающихся, когда они глубже погружаются в процесс создания сложных запросов для работы с академическими и научными базами данных, что позволяет им не только получить доступ к актуальной информации, но и критически оценить её достоверность.
В процессе получения среднего специального и высшего образования промпт-инжиниринг включает следующие виды деятельности:
- Промт-стилизация - адаптация содержания запросов (из промт-библиотеки ранее используемых клише) для поиска персонализированного контента, соответствующего определённой профессиональной области. Для эффективной реализации промпт-стилизации используется ряд средств и методов. Ключевыми из них являются языковые метамодели и лингви-
стические шаблоны, которые помогают структурировать запросы соответствующим образом. Информационные продукты, представляющие собой интегрированные системы, способны обрабатывать текстовые данные с учётом стилистических особенностей и заданных параметров. Речь идёт о таких инструментах, как GPT-модели и нейросетевые редакторы, которые позволяют регулировать тональность, эмоциональную окраску и сложность ответа. Методы, применяемые в промпт-стилизации, включают семантический анализ и лексическую адаптацию запросов, что обеспечивает соответствие ответов ожиданиям пользователей. Совокупность этих подходов позволяет создать динамическое взаимодействие с системами ИИ, обеспечивая не только информативность, но и персонализацию коммуникации, повышая тем самым её эффективность в образовательном контексте.
- Промт-локализация - формулировка запросов в различных языковых и культурных контекстах. Это важный аспект промпт-инжиниринга, который позволяет системам ИИ предоставлять более точные и релевантные ответы, учитывая разнообразие социокультурных факторов. Для эффективной реализации промпт-локализации необходимо использовать широкий спектр средств и методов. К основным средствам относятся лингвистические базы данных и семантические сетки, которые помогают системе лучше понимать контекстные нюансы. Существуют также специализированные платформы и инструменты, такие как автоматические переводчики и программы анализа культурных данных, которые играют важную роль в настройке запросов под различные языковые среды [2, с. 40]. Методы, применяемые в процессе промпт-локализации, включают в себя использование техник машинного перевода и анализа семантических изменений, что позволяет корректно интерпретировать и адаптировать текстовые запросы с учетом культурных различий.
- Коллаборативный промтинг - работа в командах для совместного создания и анализа запросов, что развивает навыки
сотрудничества и коллективного мышления. Методы, применяемые для организации данного вида деятельности: мозговой штурм (в дистанционном режиме обучения используются виртуальные доски с функцией видеочата), взаимное рецензирование и парное программирование. Данные способы обучения направлены на формирование у студентов способности эффективно работать в команде, анализировать различные точки зрения и вырабатывать согласованные решения. Информационные продукты, используемые в процессе коллаборативного промтинга, варьируются от образовательных платформ, обеспечивающих доступ к базам данных и научным статьям, до специализированных инструментов для разработки и анализа промптов. Радиационные модели и системы машинного обучения, такие как GPT (Generative Pre-trained Transformer), также становятся неотъемлемой частью этого процесса, позволяя учащимся экспериментировать с созданием более точных и релевантных запросов.
- Промт-визуализация - процесс преобразования текстовых запросов в визуальные представления, что помогает студентам профессиональных колледжей и вузов интерпретировать информацию. Применение визуальных инструментов, таких как диаграммы, графики или инфографика обеспечивают доступность и наглядность данных. Одним из ключевых аспектов в данном процессе является выбор аппликации и платформ для визуализации, которые могут эффективно поддерживать учебный процесс, например, Microsoft Excel или Google Sheets, которые предоставляют базовые возможности создания графиков и диаграмм. Продвинутый уровень обучения предполагает знакомство с более специализированными программами, такими как Tableau и Power BI, которые предлагают расширенные возможности по интерактивному представлению данных. Данные платформы особенно полезны для создания сложных визуализаций, таких как тепловые карты, гистограммы, и интерактивные панели управления. Обучающиеся могут использовать эти средства для реализации проектов, наце-
ленных на анализ данных и принятие управленческих решений в различных областях промышленности. Специальное внимание следует уделять обучению работе с языками программирования, например, Python и R, с их обширными библиотеками для визуализации, такими как Matplotlib, Seaborn и ggplot2. Эти инструменты позволяют создавать кастомизиро-ванные графики и визуализации, что способствует углубленному пониманию процесса анализа данных. Кроме того, использование программ для моделирования, таких как Autodesk Fusion 360 и SolidWorks, может значительно обогатить учебный процесс, предоставляя возможность студентам исследовать и визуализировать трехмёрные объекты и механизмы. Это наглядно демонстрирует принципы работы сложных систем и позволяет тестировать различные варианты решений в виртуальной среде [1, с. 133].
Педагогам важно осознавать, что развитие информационной культуры посредством технологии промпт-инжиниринга требует систематического и целенаправленного подхода. Необходимо разрабатывать учебные программы и методические пособия, которые позволят интегрировать данный подход в повседневную учебную практику, особенно в условиях дистанционного режима обучения. Таким образом, промпт-инжиниринг является эффективным инструментом в арсенале педагогов, направленным на формирование информационной культуры обучающихся (от начальной школы до вуза) в условиях информационного общества. Систематическое применение данной стратегии с младшего школьного возраста создаст фундамент для успешного взаимодействия с информационными ресурсами на всех этапах образовательного процесса и в дальнейшей профессиональной деятельно-
сти.
Библиографический список
1. Борлакова М.А., Борлакова Ф.А., Карабашева Х.И. Развитие информационного пространства знаний в современных условиях // Власть истории и история власти. - 2023. -Т. 9, № 5(47). - С. 131-134
2. Гусев Р.Е. Поиск, накопление и обработка научной информации // Учет и контроль. -2023. - Т. 2, № 11. - С. 39-44.
3. Заславский А.А. Три способа применения нейросетей в образовательном процессе // Педагогическая инноватика и непрерывное образование в XXI веке: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - Киров: Вятский государственный агротехнологический университет, 2024. - С. 512-514.
4. Красовская Н.Р., Гуляев А.А. К вопросу о значении искусственного интеллекта в информационном обществе // Труд и социальные отношения. - 2021. - Т. 32, № 2. - С. 150159.
5. Шайтура С.В., Герасимов В.А. Методы проведения интеллектуального анализа данных // Славянский форум. - 2022. - № 4(38). - С. 421-429.
PROMT-ENGINEERING AS A STRATEGY FOR FORMING THE INFORMATION
CULTURE OF STUDENTS
V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Postgraduate Student
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
(Russia, Ulyanovsk)
Abstract. The article considers the methods of introducing industrial engineering technology into the educational process of comprehensive schools, professional colleges and universities to form the procedural component of students' information culture, i.e. the ability to formulate precise queries in search engines. In comprehensive schools, this technology can be introduced through project and research activities. At the stage of primary general education, industrial engineering includes such activities as industrial analysis, development of a personalized industrial library, industrial expansion; at the stage of basic and secondary general education, as part of continuing to master this technology, students can perform industrial compression, industrial optimization, and cross-promting. In professional colleges and universities, industrial engineering becomes part of students' research activities when they master such activities as industrial stylization, industrial localization, collaborative industrial mapping, and industrial visualization. Thus, industrial engineering technology allows preparing students (from primary school to university) for the challenges of the modern information society.
Keywords: industrial engineering, information culture, artificial intelligence technologies, search engines, information analysis, information systematization, data visualization, search query, information retrieval algorithms.