Научная статья на тему 'ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОНЦЕССИОННЫМ СОГЛАШЕНИЯМ ДЛЯ ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ'

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОНЦЕССИОННЫМ СОГЛАШЕНИЯМ ДЛЯ ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ГОРОДА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ИМУЩЕСТВО / КОНТРОЛЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Е. В.

В статье акцентировано внимание на проходящих экономических процессах, связанных с заключением договоров концессии в городе Перми и Пермском крае. Отмечается, что за последний год было заключено два десятка таких соглашений. На основе изучения информации о концессиях в городе Перми показано, что не все соглашения являются выгодными. В статье отмечается актуальность анализа заключенных соглашений. Несмотря на то, что все соглашения проходят пристальный контроль различных структур, не всегда проявляется экономический или социальный эффект. Работа базируется на теоретическом методе исследования. Проведены анализ и оценка нескольких соглашений, заключенных в 2022 г., и эффект от которых можно будет ожидать через 25-30 лет. Замена электротранспорта в городе Перми необходима, но не за счет выплат жителей муниципального образования. В статье проведен анализ расходной части бюджета города Перми и расходной части бюджета Пермского края на 2023 г. в рамках оплаты по концессионным соглашениям. На основе обобщения полученных данных в статье сделаны выводы, которые могут учитываться органами местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рожков Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERIM RESULTS ON CONCESSION AGREEMENTS FOR THE CITY OF PERM AND THE PERM REGION

The article focuses on the ongoing economic processes associated with the conclusion of concession agreements in Perm and the Perm Territory. It is noted that two dozen such agreements have been concluded over the past year. Based on the study of information on concessions in Perm, it is shown that not all agreements are beneficial. The article notes the analysis relevance of concluded agreements. Despite the fact that all agreements are closely monitored by various structures, the economic or social effect does not always manifest. The work is based on the theoretical method of research. Several agreements concluded in 2022 have been analyzed and evaluated and the effect of which can be expected in 25-30 years. Replacement of electric transport in Perm is necessary, but not at the payment expense of the municipality residents. The article analyzes the expenditure part of the Perm budget and the expenditure part of the budget of the Perm Territory for 2023 as part of payment under concession agreements. Based on the generalization of the data obtained, the article draws conclusions that can be taken into account by local governments.

Текст научной работы на тему «ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОНЦЕССИОННЫМ СОГЛАШЕНИЯМ ДЛЯ ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ»

УДК 332.025 JEL Q38, Q001 DOI 10.26425/1816-4277-2023-3-71-79

Промежуточные результаты по концессионным соглашениям для Перми и Пермского края

Рожков Евгений Викторович

Аспирант

ORCID: 0000-0002-0886-5928, e-mail: yevgeniy.1975@internet.ru Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

В статье акцентировано внимание на проходящих экономических процессах, связанных с заключением договоров концессии в городе Перми и Пермском крае. Отмечается, что за последний год было заключено два десятка таких соглашений. На основе изучения информации о концессиях в городе Перми показано, что не все соглашения являются выгодными. В статье отмечается актуальность анализа заключенных соглашений. Несмотря на то, что все соглашения проходят пристальный контроль различных структур, не всегда проявляется экономический или социальный эффект. Работа базируется на теоретическом методе исследования. Проведены анализ и оценка нескольких соглашений, заключенных в 2022 г., и эффект от которых можно будет ожидать через 25—30 лет. Замена электротранспорта в городе Перми необходима, но не за счет выплат жителей муниципального образования. В статье проведен анализ расходной части бюджета города Перми и расходной части бюджета Пермского края на 2023 г. в рамках оплаты по концессионным соглашениям. На основе обобщения полученных данных в статье сделаны выводы, которые могут учитываться органами местного самоуправления.

Ключевые слова

Бюджет города, региональный бюджет, расходы, концессионные соглашения, имущество, контроль, развитие

Для цитирования: Рожков Е.В. Промежуточные результаты по концессионным соглашениям для Перми и Пермского края//Вестник университета. 2023. № 3. С. 71—79.

© Рожков Е.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BecmnuK ynrnepcumema № 3, 2023

Interim results on concession

agreements for the city of Perm and the Perm region

Evgeniy V. Rozhkov

Postgraduate Student ORCID: 0000-0002-0886-5928, e-mail: yevgeniy.1975@internet.ru

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation

Annotation

The article focuses on the ongoing economic processes associated with the conclusion of concession agreements in Perm and the Perm Territory. It is noted that two dozen such agreements have been concluded over the past year. Based on the study of information on concessions in Perm, it is shown that not all agreements are beneficial. The article notes the analysis relevance of concluded agreements. Despite the fact that all agreements are closely monitored by various structures, the economic or social effect does not always manifest. The work is based on the theoretical method of research. Several agreements concluded in 2022 have been analyzed and evaluated and the effect of which can be expected in 25—30 years. Replacement of electric transport in Perm is necessary, but not at the payment expense of the municipality residents. The article analyzes the expenditure part of the Perm budget and the expenditure part of the budget of the Perm Territory for 2023 as part of payment under concession agreements. Based on the generalization of the data obtained, the article draws conclusions that can be taken into account by local governments.

Key words

City budget, regional budget, expenses, concession agreements, property, control, development

For citation: Rozhkov E.V. (2023) Interim results on concession agreements for the city of Perm and the Perm region.

Vestnik universiteta, no. 3, pp. 71—79.

© Rozhkov E.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальная экономика, как отрасль экономических знаний, утраченная в эпоху централизованного государственного отраслевого управления, в настоящее время формируется в основном экономиками российских городов [1].

Муниципалитеты наравне с регионами, формируя свои расходные части бюджетов, все больше обращают внимание на экономию средств и привлечение дополнительных инвестиций на решение текущих задач. Партнерство частного сектора и властей реализуется разными способами, в т.ч. концессией [2].

Одним из способов привлечения инвестиций является заключение концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115—ФЗ (далее — ФЗ № 115).

Концессионные соглашения — особенный тип договоров, при заключении которых совершается предоставление муниципального или государственного имущества частному инвестору с целью его реконструкции и последующей эксплуатации [3].

Например, в 2020 г. в нашей стране было подписано 3100 концессионных соглашений с объемом инвестиционных обязательств в 1,7 трлн руб., что составляет 1,6 % Валового внутреннего продукта (далее — ВВП) России 2019 г. И из 3100 договоров — 1 % заключен на федеральном уровне, 5 % на региональном и 94 % на муниципальном уровнях [3].

При заключении договоров (соглашений) в первую очередь учитывается, что муниципалитету, государству выгодно сотрудничество с частным партнером, т.к. может произойти экономия бюджетных средств [4].

Актуальность вопроса об экономии бюджета города и региона благодаря заключенным концессионным соглашениям бесспорна. При проведении анализа годового бюджета возможность балансировки бюджета видится только в ежегодной экономии денежных средств. Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в выявлении экономической необходимости внедрения новых подходов при формировании городского и регионального бюджетов (учитывая имеющиеся концессионные соглашения).

Цель данной работы — выявление новых возможностей при формировании бюджетов (города и региона). Задача исследования — определение основных направлений решения имеющихся проблем сбалансированности бюджетов с учетом новых методов их формирования.

В ходе работы над статьей автором был применен общенаучный метод познания, анализа и сравнения. Практическая значимость статьи заключается в обращении к опыту существующего порядка формирования бюджета на уровне муниципального образования (в 2022 г.) и возможности его увеличения (доходной и расходной частей) в 2023 г. и 2024 г. Новизна исследования обосновывается в проекте социально-экономического развития Перми, который автор статьи представлял на конкурсе по выбору мэра города Перми в 2021 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Правоотношения — это такие отношения, участники которых урегулированные нормами права, связаны друг с другом корреспондирующими правами и обязанностями, возникшими в отношении определенного блага [5].

В соответствии с ФЗ № 115 нет разделения на виды заключаемых между государством и частным сектором концессионных соглашений [6].

Но в зарубежной практике принято выделять несколько видов концессий: концессия, предполагающая строительство (реконструкцию); концессия, предполагающая восстановление (реконструкцию), эксплуатацию и передачу; концессия, предполагающая проектирование [7].

Еще одним аспектом по выбору концессионного соглашения является то, что успешные проекты при этом позволяют повысить уровень удовлетворенности пользователей общественной услуги и повышают степень доверия граждан к власти [8].

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА ГОРОДА ПЕРМИ

Проблемой муниципального бюджета в основном является низкая обеспеченность собственными доходами, а также порядок межбюджетных отношений. И сбор местных налогов не является достаточным для покрытия затрат муниципального образования.

Финансовым органом города Перми, осуществляющим управление в сфере финансов, налоговой политики и бюджетного процесса, исполнения бюджета города, является Департамент финансов. Бюджетный процесс в городе Перми — это регламентированная правовыми актами деятельность.

Доходная часть бюджета города Перми на 2022 г. составляет 43,6 млрд руб., в т.ч. налоговые доходы — 16 млрд руб., неналоговые доходы — 5 млрд руб., безвозмездные поступления (из других бюджетов) — 20 млрд руб. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, год от года уменьшаются с 0,886 млрд руб. до 0,715 млрд руб., а также доходы от реализации государственной и муниципальной собственности снижаются: в 2021 г. — 0,159 млрд руб., в 2022 г. - 0,073 млрд руб., в 2023 г. - 0,060 млрд руб. [9].

Доходная часть бюджета города Перми на 2023 г. составляет 43,747 млрд руб. Доходная часть бюджета города Перми на 2024 г. составляет 40,5 млрд руб.

БЮДЖЕТ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Формирование бюджета Пермского края осуществляет региональное Министерство финансов.

Доходная часть бюджета Пермского края на 2022 г. составляет 182,817 млрд руб., на 2023 г. — 214 млрд руб., на 2024 г. — 188,801 млрд руб.

Расходная часть бюджета Пермского края на 2022 г. составляет 198,264 млрд руб., на 2023 г. — 241 млрд руб., на 2024 г. — 192,810 млрд руб.

Долгосрочное формирование расходной части бюджета муниципального образования города Перми и расходной части бюджета Пермского края связаны с долгосрочными ежегодными расходами по заключенным концессионным соглашениям и реализацией инвестиционных проектов. С 2020 г. действует Федеральный закон «О защите и поощрении инвестиций», в соответствии с которым крупные инвестиционные проекты получают закрепленные налоговые условия на 20 летний срок, а вложения инвесторов в энергетическую, социальную, транспортную, цифровую и коммунальную инфраструктуру подлежат компенсации государством за счет поступивших в будущем налоговых платежей. Для поддержки инвестиционных проектов правительством усовершенствован механизм специальных инвестиционных контрактов. Сегодня инвестиции в инфраструктуру требуют значительных объемов финансовых вложений, которые окупаются на протяжении многих лет [10].

Принято считать, что причиной принятия ФЗ № 115, явилась неспособность бюджетов публично-правовых образований содержать и улучшать состояние объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства [11].

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С каждым годом в Пермском крае все больше заключается концессионных соглашений. Концессионные соглашения, заключенные в 2022 г., представлены в табл. 1.

Таблица 1

Перечень объектов в Пермском крае, в отношении которых в 2022 г. заключены

концессионные соглашения

№ п/п Объект Сфера деятельности Вид планируемых работ в рамках соглашений Предполагаемая мощность объекта

1 Теплосетевое хозяйство (Кунгурский муниципальный округ) Жилищно — коммунальное хозяйство Реконструкция 0,8 МВт

2 Лечебный корпус Пермский краевой онкологический диспансер (г. Пермь) Здравоохранение Строительство 570 коек

3 Школа (ул. Кронштадтская, г. Пермь) Образование Строительство 1050 мест

4 Школа (Пермский муниципальный район) Образование Строительство 1100 мест

5 Школа (с. Лобаново, Пермский муниципальный район) Образование Строительство 825 мест

Окончание табл. 1

№ п/п Объект Сфера деятельности Вид планируемых работ в рамках соглашений Предполагаемая мощность объекта

6 Школа (с. Култаево, Пермский муниципальный район) Образование Строительство 825 мест

7 Школа (с. Гамово, Пермский муниципальный район) Образование Строительство 825 мест

8 Школа (ул. Академика Веденеева, г. Пермь) Образование Строительство 1050 мест

9 Школа (ул. Милиционера Власова, г. Пермь) Образование Строительство 1050 мест

10 Школа (ул. Ветлужская, Пермь) Образование Строительство 1050 мест

11 Ледовая арена (г. Пермь) Спорт Строительство 250 мест

12 Многофункциональная спортивная арена (г. Пермь) Спорт Строительство 10500 мест

13 Спортивный комплекс с плавательным бассейном (г. Пермь) Спорт Строительство 251 место

14 Ледовый дворец спорта Спорт Строительство 250 мест

15 Автомобильная дорога Кунья-Губаха Транспортная инфраструктура Строительство 54 км

16 Автомобильная дорога «Северный обход г. Перми» Транспортная инфраструктура Строительство 55 км

17 Трамвайная инфраструктура и подвижной состав Транспортная инфраструктура Реконструкция / Покупка 25 км. путей 44 вагона

18 Крематорий (г. Пермь) Инфраструктура Строительство нет данных

19 Спорткомплекс «Энергия» (г. Пермь) Спорт Строительство 17 000 кв.м.

20 Система теплоснабжеия (г. Пермь) Жилищно — коммунальное хозяйство Реконструкция -

Составлено автором по материалам исследования

Как видно из данных, представленных в табл. 2, в Пермском крае за 2022 г. было заключено два десятка концессионных соглашений, что может говорить о желании органов власти за короткий промежуток времени построить большое количество объектов инфраструктуры, несмотря на дефицит бюджетов муниципальных образований и региона.

Отметим, что в транспортном законодательстве имеются дополнительные требования по реализации концессионного соглашения. Концессионер после реализации главного соглашения, связанного с реконструкцией, вправе приступить к стадии эксплуатации объекта концессии только в случае участия в дополнительной конкурсной процедуре [12].

Рассмотрим промежуточные результаты некоторых концессионных соглашений, которые были презентованы органами власти более подробно.

1. Соглашение, заключенное на 25 лет между администрацией г. Перми и ООО «Мовиста регионы Пермь». За несколько лет в проект планируется вложить 15,5 млрд руб. (табл. 2).

Как видно из данных, представленных в табл. 2, из Федерального бюджета будет оказана поддержка в объеме 4,65 млрд руб., из регионального бюджета — 0,244 млрд руб., из бюджета муниципалитета — 0,049 млрд руб., из Фонда национального благосостояния — 3,798 млрд руб., ВЭБ.РФ — 5,89 млрд руб. и самим инвестором будет вложено 0,869 млрд руб.

Таблица 2

Финансирование концессионного соглашения по трамвайной инфраструктуре и подвижному составу города Перми

Бюджет Финансирование по годам, млрд руб.

2022-2023 гг. 2024 г. 2025 г. Всего

Федеральный бюджет 2,854 1,424 0,372 4,650

Бюджет Пермского края 0,150 0,075 0,019 0,244

Бюджет города Перми 0,030 0,015 0,004 0,049

Фонд национального благосостояния 2,331 1,163 0,303 3,798

ВЭБ. РФ* 3,616 1,803 0,471 5,89

Частный инвестор 0,533 0,266 0,069 0,869

ИТОГО: 9,516 4,746 1,239 15,502

*ВЭБ.РФ - российская государственная корпорация развития, обеспечивающая финансирование социально-экономических проектов.

Составлено автором по материалам источника [13]

По концессионному соглашению для города Перми ожидаются следующие улучшения: новые трамваи («Львенок») в 2022 г. — 5 шт., в 2023 г. — 25 шт., в 2024 г. — 14 шт., общая сумма составит 3,635 млрд руб. (по 82,613 млн руб. — это примерно в 2 раза дороже, чем закупка 2019 г., которая была самой дорогостоящей в России); реконструкция существующего трамвайного депо за 2,9 млрд руб.; тяговые подстанции — 7 шт. за 1,358 млрд руб. и проведение строительно-монтажных работ трамвайных путей за 7,607 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая модель концессионера, представленная для бюджетов всех уровней, показывает, что сам концессионер предполагает получить в 2 раза больше, чем вкладывает (0,869 млрд руб.), а плата концедента с 2022 г. по 2047 г. составит 30,141 млрд руб. (21,576 млрд руб. — инвестиционный платеж, 8,565 млрд руб. — эксплуатационный платеж), включая выплату процентов по кредиту, взятому у Фонда национального благосостояния и ВЭБ.РФ.

Если учитывать, что сегодня 0,7 млрд руб. городского бюджета тратится ежегодно на трамвайную инфраструктуру (кроме закупки вагонов), то в соответствии с договором концессии ежегодно в течении 25 лет необходимо будет платить не менее 1,0 млрд. руб. При этом само качество закупаемых вагонов не является высоким и нет гарантий, что они могут прослужить 25 лет. А стоимость 1 поездки в трамвае в городе Перми увеличилась в 2 раза, а именно: с 2019 г. — 20 руб. и в 2023 г. (по плану) — 39 руб. Это говорит о том, что все ежегодные расходы в 1,0 млрд руб. по концессии оплачиваются пассажирами (жителями и гостями Перми), а не за счет средств городской администрации.

2. Концессионное соглашение между региональными органами власти и ООО «Стройуниверсал-Пар-ма» заключено на строительство в центре города Перми современного спортивного комплекса «Энергия», который будет включать в себя в одном 3-х этажном здании несколько спортивных залов и плавательный бассейн. Общая стоимость по концессии составляет 1,804 млрд руб. Затраты регионального бюджета оценены в 1,12 млрд руб. Данное соглашение положительно отражается на спортивной инфраструктуре города Перми (для города «миллионника» на каждые 100 000 человек проживающих на территории города должен быть 1 стадион).

3. Первое концессионное соглашение на строительство двух школ (по 1050 мест каждая) в городе Перми было заключено между Министерством образования и науки Пермского края и ООО «Сберин-фра». Строительство двух школ обойдется в 1,4 млрд руб. и 0,074 млрд руб. соответственно, а также 1,1 млрд руб. составят кредитные средства инвестора.

4. Подписано трехстороннее соглашение между региональным правительством, администрацией города Перми и ПАО «Т Плюс» о развитии системы теплоснабжения краевой столицы сроком на 25 лет. По концессионному соглашению ПАО «Т Плюс» получает 11 котельных, 44 центральных тепловых пункта, 3 насосных станции, 370 км магистральных, распределительных, квартальных теплосетей и сетей горячего и холодного водоснабжений.

Кроме того, необходимо отметить, что еще несколько лет назад (с 2005 г.) между администрацией Перми и ООО «Новогор-Прикамье» был заключен договор аренды муниципальных сетей сроком на 49 лет. И за годы пользования городским имуществом эффект для жителей города был только отрицательным [14].

Инвестиционная программа до 2023 г. составила более 3,5 млрд руб. Но уже в 2012 г. между городской администрацией и ОАО «Российские коммунальные системы» был подписан проект по концессионному соглашению в сфере водоснабжения и водоотведения. Инвестиционная программа составляет объем 8,0 млрд руб. (до 2054 г.).

Или напротив, т.е. к положительному моменту по заключению концессионного соглашения в 2017 г. между региональным правительством и ООО «Пермская концессионная компания» можно отнести договор на строительство моста через реку Чусовую. Срок сдачи объекта строительства в эксплуатацию — 2023 г.

На современном этапе основными задачами при использовании государственной собственности Пермского края являются: увеличение доходности объектов региона за счет применения прогрессивных форм, методов и средств управления и привлечения частных инвестиций на региональные объекты государственной собственности [14].

В научной литературе наряду с термином «государственно-частное партнерство» можно встретить термин «публично-частное партнерство», а также термины «частно-государственное партнерство» и «частно-публичное партнерство» [15].

В широком смысле публично-частное партнерство — это любые формы взаимодействия государства и бизнеса в целях решения социально-экономических задач. Можно констатировать, что только в 2015 г. полноценное развитие законодательной базы в этой области стало как на федеральном уровне (это Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), так и на региональном уровне — Закон Пермского края № 457-ПК «Об основах государственно-частного партнерства в Пермском крае» [14].

Определенно существуют методологические основы структурирования проектов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП), которые включают общие принципы, относящиеся к проектам соглашений, и специфические принципы, присущие вопросам организации ГЧП [14; 16; 17].

Или, например, по мнению Ю.В. Дубровской, воздействие ГЧП на развитие региона многообразно, и к критериям эффективности ГЧП исследователь относит: экономический, социальный и институциональный критерии [14; 18].

В принципе, к преимуществу концессионной модели относят снижение нагрузки на государственный бюджет, сокращение срока строительства, наличие права получения федеральных средств для концессен-та, распределение рисков, баланс интересов и наличие правового механизма частной инициативы [19].

К положительному моменту можно отнести соглашения между региональной властью и ПАО «ЛУКОЙЛ» на экономическое и социальное сотрудничество. На протяжении нескольких лет осуществляется поддержка Пермского академического театра оперы и балета им. П.И.Чайковского. Проводятся ремонтные работы в десятках учреждениях образования, здравоохранения и культуры региона [20].

Также к положительному примеру можно отнести социально-экономическое партнерство между Пермским краем и ПАО «Газпром». С ПАО «Газпром» направлено 187 млн руб. на реконструкцию набережной в городе Чайковском и 1,5 млрд руб. на реконструкцию стадиона «Юность» в Перми.

Кроме того, необходимо отметить, что сведения о планируемых к заключению, реализуемых и реализованных на территории нашей страны концессионных соглашениях собираются и анализируются в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» [16].

С учетом большого количества заключенных соглашений и на большие суммы, они находятся под контролем прокуратуры. В рамках надзорных мероприятий выявляются случаи ненадлежащего оформления концессионных соглашений. Так не всегда органами власти обеспечивается информационная открытость данных об их заключении [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Примеры заключенных концессионных соглашений руководством города Перми и руководством Пермского края как до 2022 г., так и в 2022 г. не показывают прямую экономическую выгоду для бюджета (пример концессионного соглашения по трамвайной инфраструктуре и подвижному составу города

Перми показал ежегодные большие выплаты). Сегодня можно констатировать, что все договоры концессии носят социальный характер, такие как строительство моста, школы, спортивного комплекса и т.д.

Договор концессии по обновлению трамвайных вагонов и электротранспортной инфраструктуры не принесет городу большой экономический эффект и носит негативный социальный характер, т.к. и стоимость трамваев, и оплата проезда за несколько лет выросла в 2 раза, что говорит о покрытии концессионных расходов за счет жителей города Перми. И, несмотря на то, что все договоры концессий проходят многочисленные согласования и экспертный контроль, контролирующим органам (в т.ч. органам прокуратуры) необходимо обратить внимание на такой факт, как официальная инфляция. По данным органов статистики, в Пермском крае инфляция составила с 2019 г. по 2023 г. 30 %, а цена закупаемых вагонов выросла на 100 % так же как и стоимость оплаты проезда увеличилась на 100 %.

Библиографический список

1. Силин Я.П., Анимица Е.Г. Эволюция парадигмы региональной экономики. Journal of New Economy. 2020; 21(1): 5—28 с.

2. Хусяйнова С.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере концессионных соглашений. Современная наука. 2022; (2): 62-65 с.

3. Шарова Л.Г., Бугрова О.С. Развитие концессионных соглашений в Российской Федерации. Вестник Владимирского Государственного Университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2022; 2(32): 24-29 с.

4. Кондратенко О.В., Мусаева А.Н. Концессии как интенсивный фактор роста и развития экономики стран ЕАЭС. Вектор экономики. 2022; 3(31):1-7 с.

5. Пискунов Д.С., Фроловский Н.Г. О соотношении понятий «предмет» и «объект» договора (на примере концессионного соглашения). Власть Закона. 2021; 3(47): 173-185 с.

6. Мищенко О.А. Объекты учета, выделяемые в рамках осуществления операций по концессионным соглашениям. Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2021; 4(45): 55-59 с.

7. Лишута А.О. Законодательство о концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве в России и зарубежных странах. Colloquium-journal. 2019; 16-7(40): 120-121 с.

8. Сухомлинова Л.А., Бобракова Н.В., Плетиков А.С. Способы обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению на примере Краснодарского края. Ленинградский юридический журнал. 2021; 4(66): 99-113 с.

9. Рожков Е.В. Индикативное планирование роста доходной части бюджета муниципального образования на основе целевой программы управления муниципальным имуществом. Информационные технологии в управлении и экономике. 2021; 3(28): 62-81 с.

10. Чмут Г.А. Рост инвестиций - одна из национальных целей развития России. Финансовые исследования. 2021; 4(73): 79-89 с.

11. Боброва О.В. Роль прокуратуры в арбитражном судопроизводстве. Обозреватель. 2021; (12): 44-59 с.

12. Смирнова В.В., Правкин С.А. Правовые основы применения концессионной модели в транспортной сфере. Транспортное право и безопасность. 2022; 2(42): 70-77 с.

13. Муниципальное образование город Пермь. Проект бюджета города Перми на 2023 год. https://www.gorodperm.ru/ news/2022/11/10%2017:32:00+05/59286-id/ (дата обращения: 02.01.2023).

14. Рожков Е.В. Перспективы развития государственно-частного партнерства (на примере Пермского края). Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. 2017; (1): 284-296 с.

15. Татаркин А.И., Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства. Бизнес. Менеджмент. Право. 2009; (1): 21-23 с.

16. Симко Н.Н. Практика применения концессионных соглашений в России: нарушения в финансово-бюджетной сфере и методология финансового контроля. Chronos. 2022; 7, 2(64): 47-51 с.

17. Краснова Т.Л., Спирина Е.В. Перспективы реализации государственно-частного партнерства для развития нефтепереработки в нефтедобывающем регионе. Материалы 7-й Международной научно-практической конференции. ПГНИУ, Пермь. 2014. 76 - 79 с.

18. Дубровская Ю.В., Губайдуллина Р.В. Государственно-часное партнерство как фактор сбалансированного регионального развития. Вестник Пермского Университета. Серия «Экономика». 2015; 1(24): 35- 45 с.

19. Полити В.В., Мангушев И.Ф. Стратегические ориентиры развития перспективных форм сотрудничества в инвестиционно-строительной сфере. Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2022; (3): 28-48 с.

20. Рожков Е.В. Социально-экономическое проблемы при приватизации (на примере предприятий машиностроительного комплекса Пермского края). Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2019; (3): 20-30 с.

References

1. Silin Ya.P., Animitsa E.G. Evolution of the Regional Economy Paradigm. Journal of New Economy. 2020; 21(1): 5—28 pp.

2. Khusyainova S.G. Prosecutor's supervision over the execution of laws in the field of concession agreements. Modern Science. 2022; (2): 62-65 pp.

3. Sharova L.G., Bugrova O.S. Development of concession agreements in the Russian Federation. Vestnik Vladimirskogo Gosu-darstvennogo Universiteta imeni Aleksandra Grigor'evicha iNikolaya Grigor'evicha Stoletovykh. 2022; 2(32): 24-29 pp.

4. Kondratenko O.V, Musaeva A.N. Concessions as an intensive factor in the growth and development of the economies of the EAEU countries. Vector of Economics. 2022; 3(31):1-7 pp.

5. Piskunov D.S., Frolovsky N.G. On the relationship between the concepts of "subject" and "object" of the contract (on the example of a concession agreement). Power of Law. 2021; 3(47): 173-185 pp.

6. Mishchenko O.A. Accounting objects allocated as part of the implementation of operations under concession agreements. Akademicheskii Vestnik Rostovskogo filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2021; 4(45): 55-59 pp.

7. Lishuta A.O. Legislation on concession agreements and agreements on public-private partnership in Russia and foreign countries. Colloquium-journal. 2019; 16-7(40): 120-121 pp.

8. Sukhomlinova L.A., Bobrakova N.V, Pletikov A.S. Methods for ensuring the fulfillment of obligations under a concession agreement on the example of the Krasnodar Territory. Leningradsky juridical journal. 2021; 4(66): 99-113 pp.

9. Rozhkov E.V Indicative planning for the growth of the revenue part of the municipal budget on the basis of the target program for managing municipal property. Information technologies in management and economics. 2021; 3(28): 62-81 pp.

10. Chmut G.A The growth of investments is one of the national development goals of Russia. Financial research. 2021; 4(73): 79-89 pp.

11. Bobrova O.V The role of the prosecutor's office in arbitration proceedings. Obozrevatel. 2021; (12): 44-59 pp.

12. Smirnova VV, Pravkin S.A. Legal basis for the application of the concession model in the transport sector. Transport Law and Security. 2022; 2(42): 70-77 pp.

13. The Municipal Entity of Perm. Draft budget of Perm for 2023. https://wwwigorodperm.ru/news/2022/11/10%20 17:32:00+05/59286-id/ (accessed 02.01.2023).

14. Rozhkov E.V. Prospects for the development of public-private partnerships (on the example of the Perm Territory). Vestnik PNRPU Socio-economic sciences. 2017; (1): 284-296 pp.

15. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Lavrikova Yu.G. Theoretical foundations of public-private partnership. Business. Management. Right. 2009; (1): 21-23 pp.

16. Simko N.N. The practice of applying concession agreements in Russia: violations in the financial and budgetary sphere and the methodology of financial control. Chronos. 2022; 7, 2(64): 47-51 pp.

17. Krasnova T.L., Spirina E.V Prospects for the implementation of public-private partnerships for the development of oil refining in the oil-producing region. Materials of the 7th International Scientific and Practical Conference. PSNIU, Perm. 2014. 76 -79 pp.

18. Dubrovskaya Yu.V, Gubaidullina R.V Public-private partnership as a factor of balanced regional development. Bulletin of the Perm University. Series "Economics". 2015; 1(24): 35- 45 pp.

19. Politi VV, Mangushev I.F. Strategic guidelines for the development of promising forms of cooperation in the investment and construction sector. Stage: economic theory, analysis,practice. 2022; (3): 28-48 pp.

20. Rozhkov E.V Socio-economic problems in privatization (on the example of enterprises of the machine-building complex of the Perm Territory). News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics. 2019; (3): 20-30 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.