Научная статья на тему 'ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ПО ОКАЗАНИЮ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ СОГЛАСНО АЛГОРИТМУ ABCDE С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ КЛИНИКИ ДИМЕДУС'

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ПО ОКАЗАНИЮ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ СОГЛАСНО АЛГОРИТМУ ABCDE С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ КЛИНИКИ ДИМЕДУС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алгоритм ABCDE / виртуальная клиника Димедус / промежуточная аттестация / обратная связь / ABCDE algorithm / Dimedus virtual clinic / intermediate certification / feedback

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косцова Надежда Григорьевна, Денякина Виктория Марковна

Формирование навыков оказания экстренной помощи представляет собой крайне важный образовательный аспект, который может поспособствовать спасению жизни человека, а также предупредить развитие осложнений. Правильное и своевременное выполнение всех необходимых действий зачастую играет решающую роль. Цель. Описать промежуточную аттестацию бакалавров сестринского дела по оказанию экстренной помощи согласно алгоритму ABCDE с использованием виртуальной клиники ДИМЕДУС. Материалы и методы. Участниками были студенты-медики по направлению подготовки «Сестринское дело» (n=40), которые прошли систему обучения алгоритму ABCDE в несколько этапов. Заключительным этапом исследования стало прохождение промежуточной аттестации бакалавров сестринского дела по оказанию экстренной помощи согласно алгоритму ABCDE с использованием виртуальной клиники Димедус по сценарию «ПСА Анафилактический шок. ОСКЭ по экстренной помощи». Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS-14, Statistica–10. Результаты. Были выявлены наиболее частые ошибки на каждом из этапов алгоритма при его прохождении: «вводные действия» 40% не позвали помощника, этап «B – breathing» 43,3% не выполнили правильную подачу кислорода, не указав необходимую концентрацию кислорода, а 50% не отметили нужную скорость подачи кислорода, на этапе «C – circulation» 20% не выполнили оценку частоты пульса на лучевой артерии, 16,7% не произвели оценку пульса одновременно на лучевой и сонной артерии, на этапе «D – disability» 16,7% не выполнили проверку реакции зрачков на свет, на этапе «E – exposure» 16,7% не произвели осмотр спины с поворотом на бок и 13,3% не про пальпировали тыл стоп и голени на предмет наличия отеков. Заключение. Виртуальная клиника Димедус дает возможность одновременно проверить последовательность выполнения кейса «Оказание экстренной медицинской помощи с использованием алгоритма ABCDE» на визуальном и автоматизированном уровне симуляционного обучения, с элементами использования VR-технологий и AR-технологий, предоставляя подробный отчет о прохождении сценария с правильно выполненными действиями, и с действиями, которые не были выполнены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косцова Надежда Григорьевна, Денякина Виктория Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMEDIATE CERTIFICATION OF BACHELOR OF NURSING IN EMERGENCY CARE ACCORDING TO THE ABCDE ALGORITHM USING THE DIMEDUS VIRTUAL CLINIC

The formation of emergency care skills is an extremely important educational aspect that can contribute to saving a person's life, as well as prevent the development of complications. Proper and timely execution of all necessary actions often plays a crucial role. The aim. Describe the intermediate certification of Bachelor of Nursing in emergency care according to the ABCDE algorithm using the virtual university clinic DIMEDUS. Materials and methods. The participants were medical students in the field of Nursing (n=40), who passed the ABCDE algorithm training system in several stages. The final stage of the study was the passing of the intermediate certification of Bachelor of Nursing in emergency care according to the ABCDE algorithm using the virtual clinic Dimedus according to the scenario "PSA Anaphylactic shock. OCE for emergency assistance." Mathematical and statistical data processing was carried out using the program SPSS-14, Statistica–10. Results. Frequent errors of the algorithm execution were revealed at all stages: introductory actions 40% did not call an assistant, stage B breathing – did not perform oxygen supply 50%, did not use a mask and did not indicate flow rates 43.3%, at stage C – circulation, 16.7% rhythm determination and radial artery pulse assessment were not performed, 20%, at the D – disability stage, 16.7% of the reaction to light was not checked, at the E exposure stage, 16.7% of the back with a side turn was not examined, and 13.3% of the feet and lower legs were not scalped for edema. Conclusion. The Dimedus Virtual Clinic is an excellent tool for passing the intermediate certification of bachelors in the field of Nursing. It makes it possible to simultaneously check the sequence of execution of the case "Emergency medical care using the ABCDE algorithm" at the visual and automated level of simulation training, with elements of using VR and AR technologies, while providing a detailed report on the passage of the scenario with the correct actions performed and with actions that were not performed.

Текст научной работы на тему «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ПО ОКАЗАНИЮ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ СОГЛАСНО АЛГОРИТМУ ABCDE С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ КЛИНИКИ ДИМЕДУС»

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

УДК 614.2

DOI 10.24412/2312-2935-2024-2-192-215

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ПО ОКАЗАНИЮ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ СОГЛАСНО АЛГОРИТМУ ABCDE С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ КЛИНИКИ ДИМЕДУС

Н.Г. Косцова, В.М. Денякина

ФГАОУВО «Российскийуниверситет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», Москва

Формирование навыков оказания экстренной помощи представляет собой крайне важный образовательный аспект, который может поспособствовать спасению жизни человека, а также предупредить развитие осложнений. Правильное и своевременное выполнение всех необходимых действий зачастую играет решающую роль.

Цель. Описать промежуточную аттестацию бакалавров сестринского дела по оказанию экстренной помощи согласно алгоритму ABCDE с использованием виртуальной клиники ДИМЕДУС.

Материалы и методы. Участниками были студенты-медики по направлению подготовки «Сестринское дело» (n=40), которые прошли систему обучения алгоритму ABCDE в несколько этапов. Заключительным этапом исследования стало прохождение промежуточной аттестации бакалавров сестринского дела по оказанию экстренной помощи согласно алгоритму ABCDE с использованием виртуальной клиники Димедус по сценарию «ПСА Анафилактический шок. ОСКЭ по экстренной помощи». Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS-14, Statistica-10. Результаты. Были выявлены наиболее частые ошибки на каждом из этапов алгоритма при его прохождении: «вводные действия» - 40% не позвали помощника, этап «B - breathing» -43,3% не выполнили правильную подачу кислорода, не указав необходимую концентрацию кислорода, а 50% - не отметили нужную скорость подачи кислорода, на этапе «C -circulation» 20% не выполнили оценку частоты пульса на лучевой артерии, 16,7% - не произвели оценку пульса одновременно на лучевой и сонной артерии, на этапе «D -disability» 16,7% не выполнили проверку реакции зрачков на свет, на этапе «E - exposure» 16,7% не произвели осмотр спины с поворотом на бок и 13,3% не про пальпировали тыл стоп и голени на предмет наличия отеков.

Заключение. Виртуальная клиника Димедус дает возможность одновременно проверить последовательность выполнения кейса «Оказание экстренной медицинской помощи с использованием алгоритма ABCDE» на визуальном и автоматизированном уровне симуляционного обучения, с элементами использования VR-технологий и AR-технологий, предоставляя подробный отчет о прохождении сценария с правильно выполненными действиями, и с действиями, которые не были выполнены.

Ключевые слова: алгоритм ABCDE, виртуальная клиника Димедус, промежуточная аттестация, обратная связь

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

INTERMEDIATE CERTIFICATION OF BACHELOR OF NURSING IN EMERGENCY CARE ACCORDING TO THE ABCDE ALGORITHM USING THE DIMEDUS VIRTUAL CLINIC

N.G. Kostsova, V.M. Denyakina

Federal state autonomous educational institution of higher education «Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba», Moscow

The formation of emergency care skills is an extremely important educational aspect that can contribute to saving a person's life, as well as prevent the development of complications. Proper and timely execution of all necessary actions often plays a crucial role.

The aim. Describe the intermediate certification of Bachelor of Nursing in emergency care according to the ABCDE algorithm using the virtual university clinic DIMEDUS. Materials and methods. The participants were medical students in the field of Nursing (n=40), who passed the ABCDE algorithm training system in several stages. The final stage of the study was the passing of the intermediate certification of Bachelor of Nursing in emergency care according to the ABCDE algorithm using the virtual clinic Dimedus according to the scenario "PSA Anaphylactic shock. OCE for emergency assistance." Mathematical and statistical data processing was carried out using the program SPSS-14, Statistica-10.

Results. Frequent errors of the algorithm execution were revealed at all stages: introductory actions 40% did not call an assistant, stage B breathing - did not perform oxygen supply 50%, did not use a mask and did not indicate flow rates 43.3%, at stage C - circulation, 16.7% rhythm determination and radial artery pulse assessment were not performed, 20%, at the D - disability stage, 16.7% of the reaction to light was not checked, at the E - exposure stage, 16.7% of the back with a side turn was not examined, and 13.3% of the feet and lower legs were not scalped for edema. Conclusion. The Dimedus Virtual Clinic is an excellent tool for passing the intermediate certification of bachelors in the field of Nursing.

It makes it possible to simultaneously check the sequence of execution of the case "Emergency medical care using the ABCDE algorithm" at the visual and automated level of simulation training, with elements of using VR and AR technologies, while providing a detailed report on the passage of the scenario with the correct actions performed and with actions that were not performed.

Keywords: ABCDE algorithm, Dimedus virtual clinic, intermediate certification, feedback

Введение. На сегодняшний день одной из наиболее приоритетных задач здравоохранения Российской Федерации является повышение качества и эффективности оказания экстренной медицинской помощи [1]. Важная роль принадлежит многочисленному сестринскому сообществу [2, 3].

Стоит отметить, что своевременное и правильное оказание медицинской помощи в полном объеме может спасти жизнь пострадавшему, а также предупредить развитие осложнений.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от

31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего

193

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

контроля качества и безопасности медицинской деятельности» каждая медицинская организация должна учитывать нежелательные события (в т.ч. потенциальные), возникшие при осуществлении медицинской деятельности, анализировать и принимать меры по их недопущению [4-6].

Формирование практических навыков оказания экстренной медицинской помощи с использованием алгоритма ABCDE требует сочетания в себе как теоретического обучения, так и наличия практических занятий для отработки навыков в симуляционном центре, где можно создать условия, приближенные к реальным. Такой метод обучения положительно влияет на формирование практического навыка.

Более того, освоение практических навыков с помощью симуляционных технологий исключает риск для жизни, здоровья пациента и стресса обучаемого, позволяет проводить занятия по индивидуальным программам, без учета режима работы клиники, дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляций до автоматизма [7].

Доказано, что приверженность подходу ABCDE повышает качество оказания экстренной медицинской помощи, способствуя сосредоточению внимания медицинских работников на критических состояниях. Таким образом, в экстренной ситуации знание всеми членами команды алгоритма оказания помощи улучшит производительность работы. Это, в свою очередь, приведет к экономии драгоценного времени [8].

Цель исследования: описать промежуточную аттестацию бакалавров сестринского дела по оказанию экстренной помощи согласно алгоритму ABCDE с использованием виртуальной клиники ДИМЕДУС.

В настоящее время происходит активное развитие цифровых технологий. Область медицины не является исключением. С каждым годом внедряются различные продукты, связанные непосредственно с виртуальной и дополненной реальностью.

Хорошими инструментами, дополняющими обучение студентов для формирования навыков оказания экстренной помощи с использованием алгоритма ABCDE, являются VR-технологии и AR-технологии.

Ярким примером использования данного вида технологии в обучении студентов является внедрение Димедуса - многопрофильной виртуальной клиники для отработки коммуникаций, диагностики и лечения в виртуальной среде (рис. 1,2).

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

Мультимодальность Димедуса состоит в том, что учебные материалы и виртуальные кейсы системы работают на мобильных и стационарных устройствах: от смартфона и планшета до интерактивного сенсорного стола и виртуальной доски.

Рисунок 1. Димедус - виртуальная клиника

Рисунок 2. Димедус - интерфейс

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Медицинского института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Участниками были студенты-медики бакалавры 4 курса по направлению подготовки «Сестринское дело» (п=40),

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

прошедшие систему обучения алгоритму ABCDE в несколько этапов: ознакомление с алгоритмом обследования пациента в критическом состоянии ABCDE, представленном в Паспорте станции «Экстренная помощь» на сайте Методического центра аккредитации специалистов в разделе «Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях», прохождение брифинга и знакомство с ситуационной задачей, отработка практического навыка обследования пациента с резким ухудшением состояния в условиях амбулаторно-поликлинической организации, с использованием оснащения укладки экстренной медицинской помощи.

Промежуточная аттестация проходила с использованием станции «ПСА Анафилактический шок. ОСКЭ по экстренной помощи» виртуальной клиники Димедус. По окончании прохождения формировался отчет, который наглядно представлял подробный результат выполнения сценария (рис. 3).

При формировании отчета студент видит дату и время прохождения станции, а также режим ее прохождения. Отчет включает в себя: 56 пунктов, результат выполнения которых представлен в процентном формате, количество правильно выполненных действий, ошибок, невыполненных действий и действий, выполненных вне порядка. Затем высвечиваются сами действия и места, в которых студент совершает ошибку.

Отчет о прохождении сценария

Манипуляция: ПСА Анафилактический шок, ОСКЭ по экстренной медицинской

помощи (503)

Дата прохождения: 09.12.2023 19:46:09 | Время прохождения: 00:04:10 Режим прохождения: Экзамен | Специализация: Аллергология, Неотложная помощь, Анестезиология-реаниматология

Правильные действия

Не выполнено

53

Ошибки

© 0

Выполнено вне порядка

С! о

Рисунок 3. Отчет о прохождении сценария

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

Методы статистической обработки данных: анализ средних значений, метод процентного соотношения. Статистический анализ: Точный критерий х 2 Пирсона, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, кластерный анализ. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS-14, Statistica—10.

Результаты и обсуждение. Результаты представлены в табл. 1-7.

Рассмотрим данные по наиболее частым ошибкам при прохождении промежуточной аттестации выполнения навыка с использованием алгоритма ABCDE. Больше всего ошибок совершалось на следующих этапах проведения промежуточного тестирования.

Таблица 1

Вводные действия (%)

Правильное Не выполнено U или х 2

Характеристики действие n=40 N=40

n %)

Убедиться в отсутствии опасности 96,7% (38,7) 3,3% (1,2) 29,3

Оценить сознание 73,3% 26,7% 2,74

Проверить наличие укладки 93,3% 6,7% 13,9

Позвать помощника 60% 40% 1,5

Надеть перчатки 90% 10% 9

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0%

LlLiL

и,и% Убедиться в отсутствии опасности Оценить сознание Проверить наличие укладки Позвать помощника Надеть перчатки

■ Правильное действие 96,70% 73,30% 93,30% 60% 90%

■ Не выполнено 3,30% 26,70% 6,70% 40% 10%

Рисунок 4. Вводные действия (%)

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

На этапе «Вводные действия» (рис. 4) 40% студентов не осуществили вызов помощника.

Таблица 2

Этап A - airway (%)

Характеристики Правильное действие n=40 Не выполнено N=40 U или х 2

n (%)

Проверить проходимость дыхательных путей 96,7% 3,3% 29,3

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

■ Правильное действие

■ Не выполнено

Рисунок 5. Этап A - airway (%)

Этап «А - airway» (рис. 5) не вызвал трудностей у студентов. Как результат, все быстро переходили на следующий этап.

Таблица 3

Этап B - breathing (%)

Характеристики Правильное Не выполнено U или х 2

действие n=40 N=40

n ( %)

Надеть пульсоксиметр 73,3% 26,7% 2,74

Назначить подачу кислорода 96,7% 3,3% 29,3

не менее 50% 56,7% 43,3% 1,3

8-10 л/ мин 50% 50% 1

Выполнить аускультацию легких 100% 0%

Проверить проходимость дыхательных путей 96,70% 3,30%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

Жесткое дыхание, сухие свистящие хрипы, 73,3% 26,7% 2,74

стридор

Выполнить перкуссию грудной клетки 96,7% 3,3% 29,3

Оценить экскурсию грудной клетки, 83,3% 16,7% 4,98

посчитать

Оценить положение трахеи 86,7% 13,3% 6,51

Оценить наполнение вен шеи 96,7% 3,3% 29,3

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

■ Правильное действие

■ He выполнено

Рисунок 6. Этап B - breathing (%)

На этапе «В - breathing» (рис. 6) 50% студентов не выполнили правильную подачу кислорода, не указав необходимую скорость потока кислорода, а 43,3% не отметили верную концентрацию кислорода.

Таблица 4

Этап C - circulation (%)

Характеристики Правильное действие n=40 Не выполнено N=40 U или х 2

n (%)

Провести оценку пульса на сонной и лучевой артерии 100% 0%

Оценить частоту пульса на лучевой артерии 80% 20% 4

Про пальпировать одновременно лучевые 83,3% 16,7% 4,98

ViiUl

Надеть не менее 8-10 л/ пульсокс 50% мин

иметр

73,30% 56,70% 50% 26,70% 43,30% 50%

Жесткое Оценить Оценить

дыхание, экскурси положени

сухие ю е трахеи

свистящи грудной

е хрипы, клетки,

стридор посчитать

73,30% 83,30% 86,70%

26,70% 16,70% 13,30%

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

артерии

Измерить артериальное давление 90% 10% 9

Провести аускультацию сердца 96,7% 3,3% 29,3

фонендоскопом

Снять электрокардиограмму 93,3% 6,7% 13,9

Синусовая тахикардия 83,3% 16,7% 4,98

Обеспечить венозный доступ и забор крови 93,3% 6,7% 13,9

для анализа

Провести пробу белого пятна 73,3% 26,7% 2,74

Оценить состояние кожи 80% 20% 4

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

iLLLllll

Провеет Оценит Пропал Измерит Провеет Снять Синусов Обеспеч

I Правильное действие

s Не выполнено

и ь ьпирова

оценку частоту ть

пульса пульса одновре

на на менно

сонной лучевой лучевые

и артерии артерии лучевой артерии

100% 80% 83,30%

0% 20% 16,70%

ь и электро ая ить

артериа аускульт кардиог тахикар венозны льное ацию рамму дия й

давлени сердца доступ

е фоненд и забор

оскопом крови

для анализа

90% 96,70% 93,30% 83,30% 93,30% 10% 3,30% 6,70% 16,70% 6,70%

Рисунок 7. Этап C - circulation (%)

На этапе «C - circulation» (рис. 7) 20% респондентов не выполнили оценку частоты пульса на лучевой артерии.

Таблица 5

Этап D - disability (%)

Характеристики Правильное Не выполнено U или х 2

действие n=40 N=40

n (% /0)

Проверить реакцию зрачков на свет 83,3% 16,7% 4,98

Оценка тонуса мышц 90% 10% 9

Измерить уровень глюкозы в крови 90% 10% 9

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

■ Правильное действие

■ He выполнено 16,70% 10% 10%

Рисунок 8. Этап D - disability (%)

На этапе «D - disability» (рис. 8) 16,7% респондентов не выполнили действие «проверка реакции зрачков на свет».

Таблица 6.

Этап E - exposure (%)

Характеристики Правильное действие n=40 Не выполнено N=40 U или х 2

n (%)

Сделать поверхностную пальпацию 93,3% 6,7% 13,9

живота

Пропальпировать пульс на 96,7% 3,3% 29,3

бедренных артериях с двух сторон

Осмотреть спину с поворотом на бок 83,3% 16,7% 4,98

Осмотреть голени и подколенные 93,3% 6,7% 13,9

области

Пропальпировать тыл стоп и голеней 86,7% 13,3% 6,51

на наличие отёков

Провести термометрию 90% 10% 9

Анафилактический шок 90% 10% 9

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Правильное действие

■ He выполнено

Рисунок 9. Этап E - exposure (%)

На этапе «E - exposure» (рис. 9) 16,7% студентов не выполнили осмотр спины с поворотом на бок. 13,3% не пропальпировали тыл стоп и голеней на предмет наличия отеков.

Таблица 7

Заключительные действия (%)

Характеристики Правильное действие n=40 Не выполнено N=40 U или х 2

n (%)

Вызвать СМП 90% 10% 9

> Эпинефрин 0,01 мг/кг (до 0,5 мг) в/м 10% 90% 0,1

в переднебоковую поверхность верхней

трети бедра без разведения

> Инфузия 0,9% раствора ШС1 20

мл/кг в/в струйно

> Системные ГКС с введением в

начальной дозе Дексаметазон 8-32 мг в/в

капельно

^ Сальбутамол 2,5 мг ингаляционно

через небулайзер

Потрясти за плечи 36,7% 63,3% 0,57

Определить наличие дыхания и пульса 56,7% 43,3% 1,3

Опустить кушетку 33,3% 66,7% 0,49

Начать компрессии грудной клетки с 86,7% 13,3% 6,51

Осмотреть Пропальпирова Провести Анафилактичес

спину с ть тыл стоп и термометрию кий шок

поворотом на голеней на

бок наличие отёков

83,30% 86,70% 90% 90%

16,70% 13,30% 10% 10%

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

устройством контроля качества

Вызов реанимационной бригады 83,3% 16,7% 4,98

Включить дефибриллятор, намазать 63,3% 36,7% 1,72

токопроводящий гель

Разряд 80% 20% 4

Продолжить компрессии 73,3% 26,7% 2,74

Подключить источник кислорода к 56,7% 43,3% 1,30

дыхательному мешку

Использовать воздуховод 76,7% 23,3% 3,29

Начать искусственную вентиляцию легких 80% 20% 4

Прервать компрессии для оценки ритма 40% 60% 0,66

Продолжить компрессии 16,7% 83,3% 0.2

Подготовка шприца с эпинефрином, и 73,3% 26,7% 2,74

шприца кристаллоидного раствора

Ввести 1 мл 0,1% раствора эпинефрина на 76,7% 23,3% 3,29

10 мл 0,9% раствора №С1

Ввести 20 мл 0,9-процентного раствора 76,7% 23,3% 3,29

натрия хлорида

Приподнять руку на 20 секунд 63,3% 36,7% 1,72

Продолжить искусственную вентиляцию 53,3% 46,7% 1,14

легких

Рисунок 10. Заключительные действия (%

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

■ Правильное действие

■ He выполнено

Рисунок 11. Заключительные действия (%)

На этапе «Заключительные действия» (рис. 10, 11) большинством не были выполнены реанимационные мероприятия, но, вероятно, это связано с тем, что в продолжении чек-листа они не обозначены.

Заключительным этапом исследования стало создание анонимной обратной связи на платформе Google-Forms для выявления качества усвоенного материала, желания обучаться через платформу Димедус, трудностей, с которыми сталкивались студенты в ходе выполнения алгоритма, в том числе и технических проблем.

В опросе приняли участие 74,3% респондентов женского пола и 25,7% - мужского пола. Средний возраст респондентов составил 22 года.

Программа поддерживается на устройствах Android, IOS, Windows и Oculus Quest. При прохождении промежуточной аттестации 40% анкетируемых устанавливали программу непосредственно на мобильное устройство с системой IOS. 28,6% студентов использовали MacBook фирмы Apple. При этом значительное количество респондентов приняло участие в исследовании через гаджеты с системой Android, например, 17,1% устанавливали программу на мобильные устройства с системой Android (рис. 12).

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

■ Гаджет

Рисунок 12. Гаджеты, на которые установили платформу Димедус (%) 62,9% анкетируемых не столкнулись с какими-либо трудностями при установке программы виртуальной клиники Димедус на гаджеты. Тем не менее, 22,9% студентов отметили момент, что программа открылась не сразу, а 20% обратили внимание на медленное скачивание приложения (рис. 13).

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

■ Трудности

Рисунок 13. Трудности при установке программы Димедус на устройство (%) 65,7% студентов столкнулись с трудностями при входе в приложение Димедус, из которых 45,7% отметили долгую загрузку приложения, 22,9% анкетируемых столкнулись с

ПК Ноутбук с Ноутбук с Планшет Планшет Мобильн Мобильн

системой системой с с ое ое

Windows IOS системой системой устройств устройств

Android IOS о (IOS) о

(Android)

5,70% 11,40% 28,60% 2,90% 8,60% 40,00% 17,10%

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

быстрым нагревом устройства при непосредственном заходе в приложение. У 34,3% студентов трудностей не возникло (рис. 14).

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

■ Трудности

Рисунок 14. Трудности при заходе в приложение Димедус (%)

На вопрос об уровне удовлетворенности интерфейсом программы Димедус по 5-балльной шкале, где 1 - очень плохо, 5 - очень хорошо, 45,7% респондентов поставили оценку 4 (рис. 15). Далее, анкетируемым было необходимо оценить сложность прохождения алгоритма через приложение Димедус по 5-балльной шкале, где 1 - очень легко, 5 - очень сложно. 34,3% респондентов отметили сложным прохождение программы через университетскую виртуальную клинику. 28,6% анкетируемых оценили уровень сложности на 3 (рис. 15).

Для понимания возможности дальнейшего внедрения данной технологии в программы обучения бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело» было необходимо проанализировать сложности, которые возникали при работе с интерфейсом непосредственно в самом приложении. При этом мы поделили устройства на 2 группы: смартфоны и планшеты, ноутбуки и ПК.

При прохождении программы непосредственно на мобильном устройстве у 38,2% респондентов трудностей не возникло. Тем не менее, 32,4% обучающихся столкнулись с остатком вариантов ответа на экране после перехода на следующий этап станции. 26,5% анкетируемых отметили маленький шрифт, 32,5% также указали на накладывание тайминга

[остей не Появление Быстрый "Выкидывание Долгая никло всплывающих нагрев " при заходе в загрузка окон на устройства приложение приложения

иностранном при заходе в языке при приложение заходе в приложение, выдающих ошибку

1,30% 5,70% 22,90% 17,10% 45,70%

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

на вариант ответа, находящийся внизу экрана, в связи с чем возникало перекрытие потенциально правильного варианта ответа (рис. 16).

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0%

5 4 3

Оцените сложность прохождения алгоритма через платформу Димедус по 5-балльной шкале, где 1 - очень 2,90% 34,30% 28,60%

легко, 5 - очень сложно

Оцените интерфейс программы Димедус по 5-балльной шкале, где 1 - 28,60% 45,70% 22,90%

очень плохо, 5 - очень хорошо

Рисунок 15. Оценка сложности прохождения алгоритма и интерфейса программы Димедус (%)

При прохождении программы на ноутбуке и ПК были получены приблизительно схожие результаты. У половины анкетируемых (50%) не возникло сложностей при работе с интерфейсом. При этом 46,2% отметило такое же накладывание вариантов ответа и тайминга, как и при прохождении станции на мобильных устройствах/планшетах. 19,2% анкетируемых столкнулись с быстрым нагревом устройства (рис. 16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вопрос о наиболее сложных моментах, с которыми сталкиваются студенты в процессе выполнения алгоритма через приложение Димедус, получены следующие ответы: 31,4% студентов задавались вопросом об определении лекарственных средств, необходимых для введения пациенту. При этом 31,4% испытуемым все было предельно понятно, 25,7% респондентов столкнулись с трудностями, связанными непосредственно с запоминанием порядка выполнения алгоритма (рис. 17).

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50.0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

L

Id

■ На ноутбуке и ПК

Мален Долга Появл Остаю

ький я ение тся

шрифт загруз рисун вариан

(возмо ка ка ты

жност станц ленты ответа

ь ии ЭКГ (ЭКГ,

выбор после опреде

а выбор ление

непра а л/с) на

вильн ответа экране

ого... вар... пос...

26,50% 14,70% 17,60% 32,40%

0,00% 11,50% 11,50% 23,10%

Быстр

ый нагрев устро йства

Быстр

ый расход заряда аккум улятор а

17,60% 19,20%

hi

Нсвоз можно

сть загруз

ки резуль татов прохо ждени я

стан... 11,80% 7,70%

Сложи остей

не возник ло

Накла дыван

ие тайми нга (при выпол нении ЭКГ, подсче та...

32,40% 38,20% 23,10% 50,00%

Рисунок 16. Сложности при работе с интерфейсом платформы Димедус (%

Рисунок 17. Сложные моменты в ходе выполнения алгоритма на платформе Димедус

В вопросе, представленном на рисунке 18 требовалось оценить несколько критериев платформы Димедус по 5-балльной шкале:

1. Простой и понятный интерфейс: 56,7% респондентов отметили, что интерфейс крайне прост и понятен в использовании. 28,6% оценили его на 4, 14,2% анкетируемых

Научно-практический рецензируемый журнал

"Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

поставили 3, 2,9% и 5,7% отметили, что интерфейс приложения крайне плох, оценив его на 2 и 1 соответственно.

2. Качество визуального изображения: 42,9% анкетируемых оценили качество визуального изображения на 5, при этом 31,4% респондентов поставили балл 4 из-за определенных затруднительных моментов при работе с приложением. 14,3% обучающихся отметили, что качество визуального изображения нормальное. По 5,7% испытуемых оценили данный критерий на 2 и 1 соответственно.

3. Скорость работы приложения: 34,3% респондентов отметили, что скорость работы приложения нормальная, тем не менее, с наличием некоторых перебоев. При этом 31,4% оценили ее на 4 балла.

4. Удобство для прохождения обучения: 48,6% студентов оценили на 5 баллов удобство для прохождения обучения через платформу Димедус. 28,6% респондентов отметили также ее удобство, поставив 4 балла.

5. Удобство для использования в подготовке к экзамену: Стоит отметить, что нас интересовал данный вопрос в связи с желанием понять - стоит ли рассматривать данную платформу в качестве одного из варианта для подготовки к экзаменам. Результаты оказались следующими: 51,4% респондентов отметили максимальное удобство в подготовке к экзаменам по виртуальной клинике, по 20% анкетируемых оценили данный критерий на 4 и 3 балла соответственно.

6. Реалистичность графики: 45,7% анкетируемых оценили реалистичность графики на 4 балла.

7. Быстрое получение подробного отчета о прохождении сценария станции: Для всех испытуемых было необходимо получение подробного отчета для ознакомления с ошибками и работы над ними. 48,6% респондентов оценили данный критерий на 5, при этом практически 3% анкетируемых недовольны скоростью получения отчета о прохождении сценария.

8. Возможность повторного прохождения станции в режиме экзамена: Больше половины респондентов, а именно 57,1% анкетируемых, полностью удовлетворена возможностью повторного прохождения станции в режиме экзамена, что является очень хорошим результатом.

9. Возможность получения статистики по прохождению сценария станции: 51,4% студентов оценили на 5 баллов возможность получения статистики по прохождению сценария

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

станции. При этом 14,3% анкетируемых остались удовлетворены реализацией критерия на 3 балла.

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0%

fifehLh

0,0% Простой и понятный интерфейс Качество визуальног о изображен ия Удобство для прохожден ия обучения Удобство для использов ания в подготовке к экзамену Быстрое получение подробног о отчета о прохожден ии сценария станции

■ Оценка платформы Димедус на 5 56,70% 42,90% 48,60% 51,40% 48,60%

■ Оценка платформы Димедус на 4 28,60% 31,40% 28,60% 20% 25,70%

Рисунок 18. Оценка платформы Димедус по 5-балльной шкале

Нам было интересно узнать у респондентов, чтобы они хотели добавить или же убрать из программы, на что были получены следующие результаты: 57,1% анкетируемых отметили желание видеть неверные ответы помимо правильной последовательности сценария. 45,7% - хотели бы тот же порядок выполнения алгоритма, как и на сайте Методического центра аккредитации специалистов в разделе «Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях». 42,9% обучающихся отметили желание видеть шаг алгоритма, на котором находится испытуемый, поскольку зачастую случаются ситуации, когда респондент может отвлечься, а программа идет дальше (рис. 19).

На вопрос о пользе от обучения с внедрением программы Димедус были получены следующие результаты: 51,4% анкетируемых отметили крайне полезным использование виртуальной клиники в процессе обучения, 31,4% оценили пользу на 4 балла (рис. 20).

В заключение стоит отметить, что 94,3% респондентов желают использовать виртуальную клинику в обучении по программе экстренной помощи с использованием алгоритма ЛВСББ (рис. 21).

Научно-практический рецензируемый журнал Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0%

■ ■■111

U,Uyo Порядок Скорост Алгорит Возмож Дублиро Шаг

выполне ь м в ность вание алгорит

ния прохожд текстово увидеть предыду ма (1/56,

алгорит ения м ответы щего 2/56 и

ма станции формате обучаю действи т.д.) для

ABCDE в щихся я в пониман

в режиме (неверн алгорит ия

соответс экзамен ые) ме на количес

твии с а помимо экране в тва

паспорт правилъ отдельн оставши

ом... ной... ом окне хся...

■ Добавления/изменения в программе Димедус 45,70% 31,40% 28,60% 57,10% 28,60% 42,90%

Рисунок 19. Какие дополнения/изменения на Ваш взгляд должны быть внедрены

Рисунок 20. Оценка пользы обучения на платформе Димедус (%

На вопрос об удовлетворенности студентами использования программы Димедус для прохождения промежуточной аттестации по алгоритму ABCDE 91,4% отметили, что им понравилось внедрение данной технологии в процесс обучения (рис. 21).

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

Рисунок 21. Итог обратной связи

Заключение. Виртуальная клиника ДИМЕДУС является отличным инструментом для прохождения промежуточной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело».

Она дает возможность одновременно проверить последовательность выполнения кейса «Оказание экстренной медицинской помощи с использованием алгоритма ЛВСББ» на визуальном и автоматизированном уровне симуляционного обучения, с элементами использования УК-технологий и ЛЯ-технологий, предоставляя подробный отчет о прохождении сценария с выполненными правильными действиями, и с действиями, которые не были выполнены.

В виртуальном приложении имеется возможность лишь оценить знание алгоритма, последовательность действий, но качество выполнения СЛР (глубину, частоту компрессии и иные физические характеристики) проанализировать невозможно.

Этот недостаток решен разработчиками в новой, гибридной версии, представленной с января 2024 года, в которой имеется возможность работы приложения одновременно с торсом СЛР. В отчет о выполнении кейса будут попадать как характеристики виртуальной программы, так и параметры качества выполнения СЛР.

Научно-практический рецензируемый журнал

"Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

Список литературы

1. Алгоритмы выполнения манипуляций при экстренных и неотложных состояниях. Часть 1: учебное пособие. Н.Г. Косцова [и др.]. - Москва: РУДН им. Патриса Лумумбы, 2023:121

2. Латышова А.А., Люцко В.В., Несветайло Н.Я. Определение потребности в среднем медицинском персонале для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях на основе нормативного метода. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022; 1: 592-604.

3. Латышова А.А., Несветайло Н.Я., Люцко В.В. Основные тенденции динамики обеспеченности средним медицинским персоналом в Российской Федерации за период 2015 -2019 гг. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4:341353.

4. Многопрофильная университетская виртуальная клиника - ДИМЕДУС в обучении студентов международного медицинского факультета Ошского государственного университета. М.М. Бугубаева [и др.]. Виртуальные технологии в медицине. 2023;1 (35): 1016

5. Восканян Ю.Э., Шикина И.Б. Безопасность медицинской помощи - понятийные и эпидемиологические аспекты. Менеджмент качества в медицине. 2019; 1: 64-70

6. Люцко В.В., Макарочкина М.В., Березовская Г.Р. Проблемы учета нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (по результатам анкетирования руководителей медицинских организаций). Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики"2023: 3; URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1125 (дата обращения: 07.04.2024)

7. Восканян Ю.Э., Шикина И.Б. Глобальные тренды и сценарии развития современного здравоохранения. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021, 3; DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-628-652

8. Первоначальная оценка и лечение с использованием подхода "Дыхательные пути, дыхание, кровообращение, инвалидность, воздействие" (ABCDE). Т. Тим [и др.]. Международный журнал общей медицины. 2012;5:117-121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Algorithms for performing manipulations in emergency and urgent conditions. Part 1: textbook. N.G. Kostsova [et al.]. - Moscow: RUDN im. Patrice Lumumba, 2023: 121 (In Russian)

Научно-практический рецензируемый журнал

"Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

2. Latyshova AA, Lyutsko VV, Nesvetailo N.Ya. Opredelenie potrebnosti v srednem medicinskom personale dlya okazaniya medicinskoj pomoshchi v ambulatornyh usloviyah na osnove normativnogo metoda. [Determining the need for average medical personnel for outpatient care based on the normative method]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issues]. 2022; 1: 592-604. (In Russian)

3. Latyshova A.A., Nesvetailo N.Ya., Lyutsko V.V. Osnovnye tendencii dinamiki obespechennosti srednim medicinskim personalom v rossijskoj federacii za period 2015 - 2019 gg. [The main trends in the dynamics of the provision of medium medical personnel in the Russian Federation for the period 2015-2019]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Modern problems of health care and medical statistics]. 2020; 4:341-353.

4. Multidisciplinary university virtual clinic - DIMEDUS in teaching students of the International Medical Faculty of Osh State University. M.M. Bub'baeva [et al.]. Virtual technologies in medicine.2023;1 (35): 10-16 (In Russian)

5. Voskanyan J.E., Shikina I.B. Bezopasnost' medicinskoj pomoshchi - ponyatijnye i epidemiologicheskie aspekty. [Safety of medical care - conceptual and epidemiological aspects]. Menedzhment kachestva v medicine. [Quality management in medicine]. 2019; 1: 64-70 (In Russian)

6. Liutsko V.V., Makarochkina M.V., Berezovskaya G.R. Problems of accounting for adverse events in medical activities (Based on the results of questionnaire survey of heads of medical organizations]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issues]. 2023: 3; URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1125 (дата обращения: 07.04.2024) (In Russian)

7. Voskanyan JE, Shikina IB. Modern trends and scenarios for the development of modern healthcare. [Modern trends and scenarios for the development of modern healthcare]. [Current health and medical statistics issues]. Current health and medical statistics issues. 2021, 3; (In Russian) DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-628-652

8. Initial assessment and treatment with the Airway, Breathing, Circulation, Disability, Exposure (ABCDE) approach. T. Thim [и др.]. International journal of general medicine. 2012; 5:117-121

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Косцова Надежда Григорьевна - старший преподаватель Аккредитационно-симуляционного центра. Заместитель директора по учебной работе по направлению подготовки сестринское дело, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы». 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6; e-mail: kostsova_ng@pfur.ru, ORCID 0000-0001-9708-9643, SPIN: 9320-4664

Денякина Виктория Марковна, студент 4 курса МИ РУДН бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы». 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6; e-mail: 1032201641@rudn.ru, https://orcid.org/0000-0002-9005-9529; SPIN: 8649-4593

About the authors

Nadezhda G. Kostsova - Senior Lecturer of the Accreditation and Simulation Center. Deputy Director for Academic Affairs in the direction of nursing training, Federal State Educational Institution of Higher Education «Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba». 6 Miklukho-Maklaya St.,Moscow,117198, Russian Federation; e-mail: kostsova_ng@pfur.ru, ORCID 0000-0001-9708-9643, SPIN: 9320-4664

Viktoria M. Denyakina, 4th year student of MI RUDN Bachelor's degree in the field of training «Nursing» Federal State Educational Institution of Higher Education «Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba». 6 Miklukho-Maklaya St.,Moscow,117198, Russian Federation; e-mail: 1032201641@rudn.ru, https://orcid.org/0000-0002-9005-9529; SPIN: 8649-4593

Статья получена: 18.04.2024 г. Принята к публикации: 25.06.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.