Грачёв В.А. 1972. Водоплавающие птицы Алакульских озёр // Ресурсы водоплавающих птиц СССР, их воспроизводство и использование. М., 2: 23-25.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1681: 5074-5078
Пролёт и зимовка савки Oxyura leucocephala в Крыму
А.Б.Гринченко
Второе издание. Первая публикация в 2011*
В обозримом прошлом савка Oxyura leucocephala на Крымском полуострове была редким пролётным видом. Во второй половине XIX века и до 1970-х годов зарегистрировано всего около десяти встреч. Весной 1858 года эта утка наблюдалась в степной части полуострова К.Ф. Кесслером (1860), в марте отмечалась на юге Крыма (Blakiston 1857). 17 апреля 1949 встречена одиночка у посёлка Межводное Ф.А.Киселёвым. Осенью, в октябре и ноябре, три самки были добыты в низовьях реки Салгир И.Н.Шатиловым (1874), 11 сентября 1901 на Чонгарском полуострове добыл самца Л.А.Молчанов (1906) (цит. по: Костин 1983). В коллекции Ю.В.Костина находятся две самки, добытые 26 октября 1977 в Раздольненском районе и 10 декабря 1976 в северо-восточной части озера Донузлав. Последнюю птицу можно в равной степени отнести к позднеперелётной и зимующей. С 1990-х годов встречи савок в Крыму стали уже более регулярными.
Материал по миграциям и зимовке савки собран в 1990-2006 годах на территории Крыма. Кроме личных, использованы отдельные наблюдения коллег, любезно предоставивших свои результаты (цитируются по тексту). Целенаправленные исследования пролётного пути савок проводились на Керченском полуострове в 2005-2006 годах. Весной 2006 года Украинское общество охраны птиц организовало специальную экспедицию с целью подтвердить пролёт вида на данной территории. Обследовались все крупные водоёмы и побережье Азовского и Чёрного морей. Работа по определению сроков весеннего пролёта савок проводилась на Керченском полуострове в феврале-марте 2005 года и с февраля по апрель 2006 года. В осенне-зимний период в Крыму савку мы целенаправленно искали с 2000 года.
На Керченском полуострове много водоёмов разного типа — от гиперсолёных озёр до пресных водохранилищ, которые отличаются величиной, перепадом глубин и спектром кормов. В целях абсолютного учёта птиц водоём просматривался весь с применением биноклей и зрительных труб. В отдельных случаях производилась видеосъёмка (С.Прокопенко) для подтверждения видовой принадлежности савок, сидящих далеко от берега и внутри скоплений других видов.
* Гринченко А.Б. 2011. Пролёт и зимовка савки (Oxyura leucocephala) в Крыму //Бранта 14: 112-116. 5074 Рус- орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1681
Осенние перемещения начинаются рано, уже в августе савки отмечены Н.Тариной (устн. сообщ.) в районе Лебяжьих островов (26 августа 1991; 5 и 21 августа 1992 — 2 особи). В сентябре птицы встречены дважды в этом же районе (27 сентября 1990 и 6 сентября 1991) (Бескара-вайный и др. 2001). К сожалению, авторы не указывают пол и возраст наблюдавшихся савок. В октябре известна 1 встреча 23 октября 1999 — пять уток наблюдались в Черноморском районе на озере Ярылгач и Ярылгачской бухте Чёрного моря (Бескаравайный и др. 2001). Ноябрьских встреч известно две: 4 ноября 2000 две савки наблюдались на озере Ярылгач (Бескаравайный и др. 2001) и 3 ноября 2005 - один молодой самец встречен нами в скоплении морских чернетей Aythya ma-rila на Азовском море у основания Арабатской стрелки в районе крепости Арабат. В январе вид отмечен дважды — 7 января 1993 у Феодосии и 27 января 2000 — восемь особей в Ярылгачской бухте у города Чер-номорск (Бескаравайный и др. 2001).
В феврале савки обнаружены на озере у посёлка Приморский, в районе Феодосии: две самки держались в скоплении водоплавающих птиц, состоящем из красноголовых нырков Aythya ferina, гоголей Bu-cephala clangula, пеганок Tadorna tadorna и черношейных поганок Po-diceps nigricollis. Февральскую встречу можно с большой степенью вероятности отнести к весеннему пролёту. В марте 2005 года мы предприняли целенаправленные поиски пролётных савок на Керченском полуострове. В результате 3 марта 2005 на озере у посёлка Приморский обнаружено скопление савок — 31 особь, из них 5 самцов, 2 из которых молодые (у савок годовалые самцы от старых отличаются формой белого пятна на щеке); 4 марта 2005 там же — 28 савок, из них 4 самца (2 молодые); 6 марта 2005 — на этом же озере встречены 21 самка и 5 самцов (2 молодые). В тот же день, 6 марта 2005, в западной части Астанинских плавней учтены 4 самки и 1 старый самец; 12 марта 2005 на озере у посёлка Приморский отмечены 16 савок, среди них 4 самца (2 молодых).
В 2006 году в ходе специальных учётов первые савки весной были обнаружены 8 марта на безымянном озере, отделённом от Акташского озера дамбой: 4 самки кормились в скоплении лысух Fulica atra и нырковых уток. В этот же день в западной части Астанинских плавней найдено скопление — 25 савок, из них 5 самцов, 3 из которых определены нами как годовалые птицы; а 9 марта, на том же озере было уже 78 савок: 70 самок и 8 самцов, по крайней мере 3 из которых были молодые птицы. На следующий день (10 марта 2006) на водоёме учтено 84 савки, из них 11 самцов (около трети молодые). Птицы держались тремя рыхлыми скоплениями и активно кормились. Фото- и видеосъёмку пришлось производить с расстояния 200-400 м, в сильный ветер. Качество материалов оказалось невысоким, но достаточным для
определения вида и пола уток. Повторно этот район мы обследовали 22-23 марта 2006. На озере близ посёлка Приморский 22-23 марта 2006 был отмечен одиночный старый самец; 23 марта 2006 две стайки савок встречены на Акташском озере: в одной было 2 самки и молодой самец, в другой - 6 самок и 2 старых самца; птицы укрывались за дамбой от сильного ветра. Обследование Керченского полуострова 5 апреля 2006 подтвердило отсутствие вида, очевидно, пролёт закончился. Наиболее поздняя встреча весной, за время наблюдений, произошла 15 апреля 2000 - савка отмечена в Ярылгачской бухте Западного Крыма (Бескаравайный и др. 2001). По данным, полученным в 2005-2006 годах, Керченский полуостров служит важнейшим местом остановки вида во время миграций с мест зимовок в гнездовой ареал.
Обсуждение
В настоящее время осенний пролёт савок на Крымском полуострове растянут и длится с августа по ноябрь, постепенно превращаясь в кочёвку. На зимовку остаются единицы. Весенний пролёт проходит в марте, с пиком в первой половине месяца, в конце февраля и апреле встречи единичны. Зимовки спорадичны и, возможно, носят вынужденный характер, зимовать остаются раненые или ослабленные птицы. Обращает на себя внимание привязанность птиц к отдельным водоёмам. На побережье Чёрного и Азовского морей савки отмечаются стайками до нескольких особей и одиночно. Если проанализировать все встречи савок, то выясняется, что они практически не встречаются на пресных и гиперсолёных водоёмах. Абсолютное большинство птиц учтено на трёх водоёмах, площадь которых, относительно других акваторий, очень мала. Это озеро Ярылгач, восточная часть Астанинских плавней и небольшое озеро на окраине посёлка Приморский. Следует отметить, что восточная часть Астанинских плавней отделена перемычкой от пресноводной части водоёма и дамбой от солёного Акташ-ского озера. Надводная растительность там отсутствует, что свидетельствует о довольно высокой солёности. Аналогичная ситуация на Ярыл-гачском озере и водоёме у посёлка Приморский. На наш взгляд, такое избирательное распределение вида обусловлено кормовыми ресурсами солёных водоёмов. Савки не совершают кормовых перелётов, водоём для них служит местом кормёжки и отдыха. Вообще эта утка крайне неохотно летает в дневное время. За два года наблюдений летящих савок мы наблюдали только один раз, птицы взлетели вместе с крас-ноголовыми нырками и, описав круг, сели на то же место. Миграции вида в Крыму происходят только в ночное время. Такое поведение в значительной мере снижает потери вида от охоты, но иногда птицы погибают в рыболовных сетях.
Судя по встречам савок осенью в Северном Приазовье (Фалько
2003), в Крым они попадают, пересекая Азовское море, или мигрируют вдоль его берегов. По всей вероятности, птицы принадлежат к восточной популяции вида, ближайшее место гнездования которой — Восточный Маныч (Линьков 1984). Весной савки мигрируют, видимо, с турецких или средиземноморских зимовок (Крейцберг-Мухина 2002) и летят преимущественно через Керченский полуостров. Обращает на себя внимание то, что осенью и зимой птицы встречаются по всему побережью Крымского полуострова, а весной, в подавляющем большинстве, только на Керченском полуострове. Во время пролёта савки, если их численность составляет от 1 до 5 особей, охотно присоединяются к скоплениям других водоплавающих птиц. В тех случаях, когда их численность больше, они, как правило, образуют моновидовые стаи. Интересно то, что в Крыму встречается гораздо больше самок, чем самцов. Самцы составляют всего 15-20% от численности встречающихся на полуострове савок. Для многих видов уток характерно, что основная часть самцов зимует в более северных районах, чем самки. Но в случае с савками ситуация иная. Зимовочный ареал вида растянут не с севера на юг, а с востока на запад. То есть, самки должны зимовать западнее самцов. Если исходить из этих предположений, то в Крыму мигрирует юго-западная часть зимовочной группировки вида. Возникает закономерный вопрос — где зимуют самцы данной популяции? Видимо, можно согласиться с И.И.Черничко, высказавшим предположение о том, что их зимовка находится в более восточных районах. Возможно на Каспии, где в настоящее время в территориальных водах Азербайджана известны крупные зимовки савок (Э.Султанов, устн. сообщ.), а также на озёрах Аджигабул и Сарысу (Крейцберг-Мухина 2002).
Появление значительного числа савок в Крыму в конце XX — начале XXI веков совпало с падением численности в 1990-е годы на крупнейшей зимовке вида на озере Бурдур в Турции (Крейцберг-Мухина 2002). С этим может быть связано перераспределение вида в зимовочной области ареала.
Литератур а
Бескаравайный М.М., Костин С.Ю., Спиваков О.Б., Розенберг О.Г. (2001) 2015. Новые данные о некоторых редких и малоизученных птицах Крыма // Рус. орнитол. журн. 24 (1174): 2792-2794. Кесслер К.Ф. 1860. Путешествие с зоологической целью к северному берегу Чёрного моря и в Крым в 1858. Киев: 1-240. Костин Ю.В. 1983. Птицы Крыма. М.: 1-240.
Крейцберг-Мухина Е.А. 2002. Обзор современного состояния восточных популяций савки // Казарка 8: 277-294. Линьков А.Б. 1984. К экологии савки на Восточном Маныче // Современное состояние
ресурсов водоплавающих птиц. М.: 85-86. Молчанов Л.А. 1906. Список птиц Естественноисторического музея Таврического губернского земства (в г. Симферополе) // Материалы к познанию фауны и флоры Российской Империи. Отд. зоол. 7: 248-301.
Фалько А.Н. (2003) 2018. О встречах савки Oxyura leucocephala в северо-западном Приазовье // Рус. орнитол. журн. 27 (1620): 2679-2681. Шатилов И.Н. 1874. Каталог орнитологического собрания птиц Таврической Губернии, пожертвованного Зоологическому музею Московского университета И.Н.Шатиловым // Изв. имп. Общ-ва любителей обществознания, антропологии и проч. 10, 2: 82-96. Blakiston T. 1857. The Birds of Crimea // Zoologist 2: 5348-5353.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1681: 5078-5079
Изменение уровня Байкала в связи со строительством Иркутской ГЭС и влияние его на экологию и численность уток
Н.Г.Скрябин
Второе издание. Первая публикация в 1965*
В 1956 году русло реки Ангары было перекрыто плотиной Иркутской ГЭС, началось заполнение ложа Иркутского водохранилища. Перекрытие Ангары начало оказывать заметное влияние на уровень Байкала лишь с 1959 года, а к 1963-1964 годам средний уровень Байкала приблизился к нормальному проектному горизонту. Это вызвало затопление прибрежных низменностей на площади около 60-70 тыс. га. Особенно сильно это проявилось на низком, заболоченном перешейке у мыса Святой Нос и в приустьевых участках крупных рек, впадающих в озеро, — Верхней Ангары и Селенги. Именно эти пункты являются наиболее крупными очагами обитания водоплавающих птиц в Прибайкалье.
Период гнездования водоплавающих птиц начинается на Байкале 5-10 мая. К этому времени уровень воды в озере лишь начинает возрастать по сравнению с зимне-весенним минимумом. К концу гнездового периода, т.е. ко времени выхода птенцов на воду (25-30 июля), уровень воды возрастает на 50-60 см. Тот же ритм колебаний уровня наблюдался и до строительства ГЭС, но воздействие их на условия обитания водоплавающих птиц значительно изменилось. В результате подпора стекающей из Байкала воды плотиной ГЭС уровень воды ежегодно прирастает на 25-50 см, что приводит к заливанию всё новых и новых площадей низин, на которых гнездится большинство уток, что вызывает гибель их кладок.
* Скрябин Н.Г. 1965. Изменение уровня Байкала в связи со строительством Иркутской ГЭС и влияние его на экологию и численность уток // География ресурсов водоплавающих птиц в СССР, состояние запасов, пути их воспроизводства и правильного использования. М., 2: 69-70.