Научная статья на тему '«Пролетарский» туризм 1920-х - середины 1950-х гг. Как социально-культурное явление'

«Пролетарский» туризм 1920-х - середины 1950-х гг. Как социально-культурное явление Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
644
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история туризма / «пролетарский» туризм / повседневность / сталинизм / советское общество / рабочий класс / History of tourism / “proletarian tourism” / daily occurrence / Stalinism / the Soviet society / working class

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е А. Оборина

Анализируется целевая аудитория, организационные формы и программные приоритеты «пролетарского туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Proletarian” tourism 1920 - the middle of 1950th as the welfare phenomenon

The phenomenon of “proletarian tourism” is unique and specific to the Soviet state. The working class appeared as the basic owner of the rights to advantages of a socialist system, including the sphere of leisure. A distinctive feature of “proletarian tourism” was concentration of participants on performance of problems of the state importance.

Текст научной работы на тему ««Пролетарский» туризм 1920-х - середины 1950-х гг. Как социально-культурное явление»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2010 История Выпуск 1 (12)

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

УДК 930.25(470.53)"1920-1950":796.5

«ПРОЛЕТАРСКИЙ» ТУРИЗМ 1920-Х - СЕРЕДИНЫ 1950-Х ГГ. КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Е. А. Оборина

Анализируется целевая аудитория, организационные формы и программные приоритеты «пролетарского туризма».

Ключевые слова: история туризма, «пролетарский» туризм, повседневность, сталинизм, советское общество, рабочий класс.

Пролетарский туризм, расцвет которого пришелся на эпоху сталинизма, был по своей сути уникальным явлением. Если на Западе туристическая деятельность соотносилась с такими синонимами, как «отдых» (rest), «расслабление» (relaxation), «удовольствие» (pleasure), то в Советском Союзе 1920-1950-х гг. туризм требовал от человека значительных усилий (труда, выдержки, сосредоточенности), направленных как на преобразование окружающей действительности, так и на изменение внутреннего мира самого участника туристических практик.

Эта особенность всецело была связана с реформаторскими амбициями большевистского режима. Природа туристической деятельности, развивавшейся в дореволюционное время по западной модели, в годы сталинизма подверглась кардинальной трансформации. Туристические практики превратились из увлекательного метода рекреации и познания в действенный механизм строительства нового общества.

Цель данной публикации заключается в том, чтобы привлечь внимание специалистов к изучению этого интереснейшего социального явления, обозначить основные этапы и формы его развития, направления дальнейшего изучения.

В годы НЭПа в СССР активно развивалось краеведение и внутренний экскурсионный туризм. Такая культурная практика, как экскурсии, требовала от участников выдержки и сосредоточенности, поскольку никакого отдыха подобные мероприятия не предполагали. В социалистическом государстве экскурсия в первую очередь означала труд и «готовность к определенной отда-че»1, несмотря на то что экскурсоводы должны были учитывать «уровень развития своих слушателей, уметь в доступной их пониманию форме дать цельную и по возможности полную картину...»2 В реальной практике информация выливалась на участников экскурсии сплошным потоком и порой была очень трудна для восприятия. К примеру, план 2-часовой пешей экскурсии по г. Перми, составленный в 1920-е гг. (точная дата создания документа не указана), предполагал посещение невероятного числа объектов. Среди них - панорамный вид с Городских горок (район современного Планетария), Петропавловская площадь, дом, в котором жил учитель Александра II Жуковский (здание Наместнического дворца, выходившее фасадом на Петропавловскую площадь, сгоревшее в пожаре 1842 г.), дом, где учился писатель-народник Решетников (бывший дом купца Попова - угол ул. Орджоникидзе, 15 и ул. 25-го Октября, 1), Дворец труда (ныне здание Пермской государственной сельскохозяйственной академии). Далее предполагалось знакомство со старым Гостиным двором (сегодня на этом месте сквер Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского). Затем экскурсоводу следовало перейти к изложению истории театра с перечислением гастролеров, дать участникам экскурсии сведения из истории пароходства, железной дороги и закамского поселка (спуск к саду им. Решетникова), ознакомить их с историей и современным состоянием общественной библиотеки (здание Городской Думы), со зданиями городской милиции, политического управления и домом крестьянина, с помещением диспансера, редакцией газеты «Звезда», детским садом, «стильным зданием» клуба «Красной звезды», дворцом физкультуры, училищами (вверх по ул. Сибирской). Затем группа перемещалась к Сибирской заставе, Красному саду (сегодня - Центральный парк развлечений им. А. М. Горького). Затем экскурсия

© Е. А. Оборина, 2010

«Пролетарский» туризм.

плавно перетекала в знакомство с постановкой медицинского дела в г. Перми, продолжалась в Александровской больнице (ул. Пушкина, 85), бактериологическом институте (Краевая клиническая инфекционная больница по ул. Пушкина, 96), психиатрической лечебнице (Краевая психиатрическая больница № 1 по ул. Революции, 56)3. Далее экскурсантам предстоял поход в научный и художественный музеи на камском берегу4. Даже при сегодняшнем состоянии городского благоустройства и транспортной развязке эта двухчасовая экскурсия была бы настоящим спортивным испытанием для пешего туриста, что уж говорить о пермских горожанах 1920-х гг.

После такого «познавательного отдыха» необходимо было составить отчет о проделанной работе, поделиться своими впечатлениями с остальными рабочими, не попавшими на экскурсию. Таким образом, экскурсия хоть и не требовала от участников крепкого здоровья и не давала сильных физических нагрузок, однако действительно была очень трудоемким и утомительным мероприятием. В связи с этим рабочие предпочитали выбираться в экскурсионные поездки без семьи и уж тем более без детей.

В 1929 г. закончилось время, которое называют «золотым десятилетием» экскурсоведения и краеведения, началось наступление на экскурсионно-краеведческое движение. По существу движение было разгромлено. С 1929 по 1931 г. были репрессированы многие ученые-краеведы. Всё направление этой работы, названное «гробокопательством», было ликвидировано. Экскурсионно-туристская литература, выпущенная до 1921 г., подлежала пересмотру на предмет изъятия.

В конце 1920-х гг. туризм официально был объявлен пролетарским движением, т. к. в государстве диктатуры пролетариата основным обладателем прав на всевозможные преимущества социалистического строя должен был быть рабочий класс. Каждое действие туриста должно было нести пользу всему обществу. Даже в выходные дни и во время отпуска рабочего заставляли думать о выполнении плана пятилетки, об укреплении обороноспособности страны, повышении производительности труда, улучшении атмосферы на своем рабочем месте и ударной работе.

Тенденции к централизации во всех государственных сферах привели к изменению организационной системы туризма. До 1930 г. экскурсионная деятельность находилась в ведении органов народного просвещения: до ноября 1920 г. взрослыми экскурсиями ведал подотдел внешкольного образования Народного комиссариата просвещения, с ноября 1920 г. - экскурсионное бюро при Главном политико-просветительском комитете Наркомпроса, т. е. Главполитпросвете, с 1926 г. по 1928 г. - Объединенное экскурсионное бюро при Наркомпросе РСФСР, с 1928 г. по 1930 г. - акционерное общество «Советский турист»5. Но в 1930 г. ситуация изменилась, было решено создать единую организацию - Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) под контролем ВЛКСМ.

8 марта 1930 г. СНК СССР принял постановление «О слиянии акционерного общества "Советский турист" с Обществом пролетарского туризма и о создании "Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий"». Правительство руководствовалось тем, что идейные установки «Совтура», согласно которым экскурсии и туристские путешествия должны были служить в первую очередь культурно-просветительным и рекреационным целям, не отвечали интересам руководства страны, идущей по пути установления тоталитарного режима6. Слияние двух организаций означало создание централизованного органа управления туристско-экскурсионным делом в СССР (формально общество строилось на принципах самоуправления и добровольного членства). Самой актуальной формой пролетарского туризма провозглашались самостоятельно организованные походы. Общество сосредоточилось на организации новой туристической практики, ставя перед собой задачу добиться массовости туристического движения.

В 1936 г. монопольный контроль за экскурсионной деятельностью (массовыми и дальними экскурсиями) переходит к ВЦСПС, в рамках которого создается Центральное туристско-экскурсионное управление ВЦСПС (ЦТЭУ). Оно должно было заменить ОПТЭ и стать ведущей советской организацией по развитию как экскурсионного дела, так и туризма и альпинизма. Общество пролетарского туризма и экскурсий было ликвидировано, а его руководство в центре и на местах - репрессировано.

Однако представления властей о возможностях тотальной трансформации общества оказались слишком амбициозными. Всеобщего интереса к туристическим практикам рабочие не проявляли, по крайней мере в тех случаях, когда им предлагалось принять в них участие за свой счет. Для того чтобы каждый мог по своему желанию организовать туристический досуг, требовались в

Е. А. Оборина

первую очередь нормальный заработок, бесперебойное снабжение товарами и наличие свободного времени. При отсутствии всех этих предпосылок пролетарский туризм своими силами никак не мог достичь желаемой «массовости». Государство не только само было ограничено в возможностях, но и не создавало благоприятных экономических условий для выполнения поставленных им самим задач.

Как модернистский проект власти, пролетарский туризм провалился, не оставив по себе в современном мире и следа. Однако многие принципы, на которых он зиждился, продолжали реализо-вываться и на дальнейших этапах развития советского туризма.

Пролетарский туризм - достаточно многогранное явление, которое включает в себя и простые походы выходного дня, и более сложные самодеятельные многодневные путешествия, плановые поездки по путевкам в санатории и на экскурсии и многое другое. В связи с этим пролетарское туристическое движение может исследоваться на основе огромного массива источников.

В архивах России и стран СНГ хранится огромный массив источников, так или иначе связанных со сферой туризма и отдыха. Данные источники еще только начинают изучаться. Для полной и ясной картины необходимо приступить к анализу архивных материалов отдельных регионов и на этой базе - к дальнейшему выявлению региональной специфики и общих тенденций в развитии пролетарского туризма в СССР.

Материалы по изучаемой тематике обширны, они в огромном количестве представлены в центральных архивах, но ранее почти не привлекали внимания исследователей. В местных архивах также хранится множество документов, остающихся невостребованными историками.

Работая над исследовательским проектом по истории «пролетарского туризма» в годы сталинизма в Пермском крае, пришлось столкнуться со многими трудностями. Дело в том, что сведения и материалы по туристическим практикам и организациям того времени разрозненны по разным фондам, представлены с большими купюрами и крайне несистематично. В государственном архиве Пермского края мною были обнаружены и проанализированы документы из следующих фондов ГАПК: «Пермское губернское отделение Рабоче-Крестьянской инспекции Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской инспекции РСФСР», «Осинский уездный отдел здравоохранения Осинско-го уездного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», «Пермский районный комитет профессионального союза рабочих металлистов "ВСРМ"», «Местный комитет при проектно-изыскательском бюро треста «Уралзападолес» Всесоюзного профессионального Союза работников леса и сплавов», «Пермский районный комитет Всесоюзного профессионального союза работников леса и сплава», «Пермский городской комитет профессионального Союза рабочих металлоизделий», «Пермский районный комитет Союза рабочих военно-металлической промышленности», «Фабрично-заводской комитет профессионального Союза рабочих бумажной промышленности при Левшинском заводе литой тары».

Анализ архивных материалов дает возможность окунуться в детали, узнать то, что на первый взгляд кажется несущественным, но при более пристальном рассмотрении становится ключевым в понимании тех или иных аспектов изучаемой проблематики. Так, к примеру, ни одно из опубликованных исследований по советскому туризму не углублялось в суть такого явления, как самодеятельные походы. При этом утверждалось, что число приверженцев этой формы туризма из рабочей среды постоянно росло и самодеятельный туризм становился массовым. Однако при анализе местных архивных источников ситуация предстает в совершенно ином виде. В эпоху сталинизма самостоятельно организованный туризм не был массовым явлением в пролетарской среде, т. к. требовал от рабочих не только огромных материальных затрат на покупку снаряжения, подходящей одежды, продуктов питания, но и предполагал наличие свободного времени для тренировок в выходные дни, чтения соответствующей литературы, подготовки к выступлениям на собраниях ячеек и т. п.

Каковы были источники финансирования пролетарских экскурсий? Основные средства выделял Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (далее - ВЦСПС) рабочим клубам, созданным при завкомах7. Не менее 50% от этих средств должно было пойти на дальние экскурсии, организуемые Наркомпросом. Заявка шла через ЦК профсоюза. Остальные средства должны были уйти на экскурсии в пределах области. Приобретенные путевки на дальние экскурсии следовало затем распределить бесплатно среди рабочих и частично среди служащих (главным образом среди активных членов клуба).

«Пролетарский» туризм...

В большинстве случаев рабочие отправлялись на дальние маршруты и производственные экскурсии не за свой счет. Зарплата наиболее экономически активных работников-металлистов (20-30 лет) в конце 1920-х гг. составляла приблизительно 40-80 руб. в месяц, что равнялось стоимости дальней экскурсии (к примеру в Крым или на Кавказ). Стоимость местной экскурсии, к примеру, по маршруту Пермь - Кунгур - Пермь на 5 дней в 1928 г. обходилась экскурсанту как минимум в 7 руб. 25 коп.8 А чтобы побывать в Нижнем Тагиле и посетить Уткинский завод (маршрут Пермь - Нижний Тагил - Уткинский завод) за 8-9 дней требовалось уже 17 руб. с человека9.

Стоимость поездки в Крым на 10 дней со скидкой в 50% на железнодорожные билеты (скидку получали экскурсионные группы в составе не менее 15 человек) в 1927 г. варьировалась от 59 до 67 руб. (38-46 руб. - стоимость самой экскурсии, 21 руб. - проезд с 50%-ной льготой). Поездка на Кавказ на 13 дней стоила 90-98 руб. (54-62 руб. сама экскурсия, 36 руб. - проезд). Стоимость путевки на лечение в течение месяца в Крыму составляла 132-150 руб., на Кавказе - 175-185 руб. без транспортных расходов (в довоенное время, как правило, проезд отдыхающего до санатория оплачивался профсоюзом, а обратный путь домой - самим санаторием)10. Таким образом, цена, уплаченная за дальнюю экскурсию, была высокой и мало доступной для рабочих.

Перспективным представляется изучение влияния туризма на местное население. Как известно, пролетарский турист должен был быть связующим звеном между властью и народными массами, выполнять цивилизаторскую миссию, возложенную на него государством. Интересно было бы проанализировать то, как взаимодействие жителей отдаленных районов с участниками туристического движения происходило в действительности и каковы были результаты этого диалога.

Как видим, направлений для дальнейшего анализа много. Любое из них позволяет взглянуть на сущность сталинского режима сквозь новую призму - призму туристических практик, раскрыть механизмы, которые власть использовала для воплощения своих планов, и оценить степень их реализации на практике.

Публикуемые ниже документы отражают организационную и программную специфику Общества ОПТЭ и «пролетарского туризма», точнее, одного из видов самодеятельного (в дальнейшем спортивного) туризма: лыжных путешествий.

Примечания

1 Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма // «Нева». 2000. С. 241.

2 Инструкция для руководителей производственных экскурсий // ГАПК. Ф. Р-58. Оп. 1. Д. 958. Л. 7 об.

3 Для соотнесения объектов экскурсии с современными постройками см.: Спешилова Е. А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723-1917. Пермь, 2003.

4 Экскурсии по истории города Перми // ГАПК. Ф. Р-1802. Оп. 1. Д. 33. Л. 21-25.

5 Усыскин Г. История туризма в России [электронный ресурс]. URL: http://www.turpohod.ru/kafedra/ kafedraQl.htm

6 Попов А. Д. Крымское направление в деятельности общества «Советский турист» (1928-1930 гг.) [электронный ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp43/knp43_194-197.pdf (проверено 27.02.2010)

7 Выписка из протокола № 33 заседания Президиума Пермского райкома ВСРМ от 31 марта 1928 г. // ГАПК. Ф. Р-58. Оп. 1. Д. 960. Л. 19.

8 Маршруты, рекомендуемые Окружным Бюро Туризма // ГАПК. Ф. Р-58. Оп. 1. Д. 960. Л. 67.

9 Там же. Л. 68.

10 Брошюра «Маршруты экскурсий» // ГАПК. Ф. Р-58. Оп. 1. Д. 957. Л. 32-33.

Дата поступления рукописи в редакцию: 11.03.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.