Научная статья на тему 'ПРОЛЕГОМЕНЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ НАГРАДНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОЛЕГОМЕНЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ НАГРАДНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
наградное право / принцип взаимной ответственности личности / общества / государства / российское право / ценностно-нормативное правопонимание / учебный курс / award law / the principle of mutual responsibility of the individual / society / and the state / Russian law / value-normative legal understanding / a learning course

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокурина Ольга Юрьевна

В современной правовой политике РФ слабо используются средства позитивного правового регулирования, такие как поощрения и награды, недостаточно имеющихся учебно-методических материалов и учебных курсов. Целью работы является обоснование исходных предпосылок для преподавания университетского курса российского наградного права. На основе анализа современных концепций правопонимания, предложено положить в основу наградного права, как научной дисциплины, ценностно-нормативную парадигму и принцип взаимной ответственности, личности, общества и государства. Показано, что наградное право, как социальный регулятор общественных отношений и поведения людей, содержит три компоненты: аксиологическую (правовые идеи), институциональную (правовые нормы) и функциональную (правоотношения). Практическое значение имеет представленная автором рабочая программа учебного курса наградного права РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROLEGOMENA FOR THE TEACHING COURSE ON THE AWARDING LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the modern legal policy of the Russian Federation the means of positive legal regulation, such as incentives and awards, are poorly used, there are not enough educational and methodological materials available. The aim of the work is to substantiate the initial prerequisites for teaching a university course of Russian award law. On the basis of the analysis of modern concepts of legal understanding, it is proposed to put in the basis of award law, as a scientific discipline, valuenormative paradigm and the principle of mutual responsibility, the individual, society and the state. It is shown that the award law, as a social regulator of social relations and behavior of people, contains three components: axiological (legal ideas), institutional (legal norms) and functional (legal relations). Practical value has a working program of educational course of award law of the Russian Federation presented by the author.

Текст научной работы на тему «ПРОЛЕГОМЕНЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ НАГРАДНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11130

КОКУРИНА Ольга Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор кафедры сравнительной политологии

факультета политологии Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова, e-mail: kokurina@polit.msu.ru

ПРОЛЕГОМЕНЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ НАГРАДНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В современной правовой политике РФ слабо используются средства позитивного правового регулирования, такие как поощрения и награды, недостаточно имеющихся учебно-методических материалов и учебных курсов. Целью работы является обоснование исходных предпосылок для преподавания университетского курса российского наградного права. На основе анализа современных концепций правопонимания, предложено положить в основу наградного права, как научной дисциплины, ценностно-нормативную парадигму и принцип взаимной ответственности, личности, общества и государства. Показано, что наградное право, как социальный регулятор общественных отношений и поведения людей, содержит три компоненты: аксиологическую (правовые идеи), институциональную (правовые нормы) и функциональную (правоотношения). Практическое значение имеет представленная автором рабочая программа учебного курса наградного права РФ.

Ключевые слова: наградное право, принцип взаимной ответственности личности, общества, государства; российское право, ценностно-нормативное правопонимание, учебный курс

KOKURINA Olga Yurievna,

Doctor of Law, Professor, Department of Comparative Political Science, Political Science Faculty, M. V. Lomonosov Moscow State University

PROLEGOMENA FOR THE TEACHING COURSE ON THE AWARDING LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In the modern legal policy of the Russian Federation the means of positive legal regulation, such as incentives and awards, are poorly used, there are not enough educational and methodological materials available. The aim of the work is to substantiate the initial prerequisites for teaching a university course of Russian award law. On the basis of the analysis of modern concepts of legal understanding, it is proposed to put in the basis of award law, as a scientific discipline, value-normative paradigm and the principle of mutual responsibility, the individual, society and the state. It is shown that the award law, as a social regulator of social relations and behavior of people, contains three components: axiological (legal ideas), institutional (legal norms) and functional (legal relations). Practical value has a working program of educational course of award law of the Russian Federation presented by the author.

Key words: award law, the principle of mutual responsibility of the individual, society, and the state; Russian law, value-normative legal understanding, a learning course

Введение.

Наука российского наградного (премиального) права в досоветский период делала только первые шаги, наиболее заметным исследованием в этой сфере стал труд, в дальнейшем ставшего знаменитым, русско-американского ученого Пити-рима Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда ...» [35]. О каких-либо учебниках или

учебных курсах, посвященных императорскому наградному праву, свидетельств не имеется.

В советское время, в силу объективных и субъективных причин, наука наградного (поощрительного) права все еще находилась в стадии становления [1, 15, 18], (можно выделить значительную работу профессора В.М. Баранова [4]); соответствующая учебная дисциплина не входила в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

образовательные программы советской высшей школы.

В современной России, наградное право привлекло большее внимание юристов: появился ряд крупных монографических исследований проблематики наградного права, по этим вопросам подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации [6, 8, 13, 14, 20, 27, 36]. В некоторых университетах и юридических вузах преподаются специальные дисциплины, посвященные наградному праву и государственной наградной системе1. Есть примеры разработки мультимедийных учебно-методических модулей и комплексов для подготовки специалистов в наградной сфере [21].

Однако имеющейся учебной литературы и учебных для изложения государственно-правовых аспектов наградного дела все еще недостаточно. К небольшому числу отечественных изданий последнего времени, которые могут быть полезны при изучении наградного права России, относятся малодоступные монографии В.А. Винокурова, Н.А. Гущиной, О.Ю. Кокуриной, А.В. Малько, С.В. Мирошник, Е.В. Трофимова [9, 10, 13, 19, 24, 28, 37]. Вместе с тем, чтобы приблизиться к пониманию не только позитивных наградных норм, но и природы наградного права, в учебном курсе необходимо представление этого сложного и многоаспектного правового явления, с учетом происходящего в современной правовой науке XXI века процесса переосмысления классических научных парадигм.

Целью настоящей работы является рассмотрение предпосылок российского института наградного права в контексте ценностно-нормативной парадигмы правопонимания. Следуя здесь Г.В. Мальцеву, мы полагаем, что право есть научно обоснованный, запрограммированный объективно существующей совокупностью юридических норм, порядок общественных связей (нормативный и функциональные аспекты), соответствующий идеалам добра, справедливости, ответственности, человеческого достоинства (ценностный аспект): «полная и неискаженная картина правового регулирования в обществе может быть составлена на основе познавательного материала, добытого в результате научного, нормативного и ценностного постижения юридической действительности» [26, с. 76]. Как результат постижения научной дисциплины, в этом случае, наградное право будет восприниматься как социальный регулятор общественных отношений и поведения людей, предполагающий единство и взаимосо-

действие трех его компонентов: аксиологического (правовые идеи), институционального (правовые нормы) и функционального (правоотношения).

Основная часть.

Как справедливо презюмировал Г.В. Мальцев, право - грандиозный, неисчерпаемый для познания феномен: «Ни абстрактно-метафизические, ни узкопрагматические определения права не могут претендовать на всеобщность, на адекватное определение предмета права во всем его объеме». «Однако, - продолжил свою мысль авторитетный ученый, - если общемировое понимание и определение права практически невозможны, то в пределах отдельного государства ... поиски общего для всех участников правоотношений понимания права имеют определенный упорядочивающий смысл» [26, с. 4].

Правопонимание - есть мировоззренческий подход к феномену права и тот методологический инструментарий, который позволяет приблизиться к пониманию его сущности, как относительно самостоятельного компонента общественной системы. Правопонимание рассматривается в правоведении как научная категория, выражающая процесс и результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и оценку как целостного социального явления [23, с. 217], как отображение в юридической науке основополагающих (аксиоматических) характеристик правовых реалий. Современная теоретическая юриспруденция как система знаний выработала аксиоматические начала, которые могут быть представлены как постулаты права, среди которых определяющее значение имеет постулат правопонимания2.

Выбор исходного постулата правопонима-ния, - образа права, - находится в непосредственной зависимости от традиций, менталитета, идеологических убеждений, иерархии ценностей, религиозных и нравственных установок, как исследователя, так и той социальной среды, в которой он находится. Само существование права предполагает необходимость постулирования выбранной концепции правопонимания.

Проблематика правопонимания выступает узловой темой для современной юриспруденции, поскольку право не только многоуровневое и многоаспектное, но и подвижное во времени и пространстве явление. Новые поколения юристов

1 МГУ им. М.В. Ломоносова; Санкт-Петербургский институт (филиал) ФГОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции; ЧОУ ВО «Юридический институт», г. Санкт-Петербург, и др.

2 Под аксиомой (лат axioma) и постулатом (лат postulatum) современная философия понимает изначальное положение, которое служит основанием для осуществления последующих содержательных рассуждений и выводов. Вследствие меньшей строгости правил и линейности выводов, категория постулатов закрепилась в социогуманитарной сфере, в то время как сферой применения аксиом стало естественно-научное знание.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

стремятся выйти к адекватным парадигмам пра-вопонимания, отражающим стремительные перемены в жизни современного общества.

Российская юридическая наука сегодня находится в процессе формирования новых типов (парадигм) правопонимания, что сопровождается многочисленными дискуссиями представителей различных правовых школ. Тип правопонимания определяет сущность и процесс формирования образа права, его нормативно-правовое содержание, предмет и метод учения о праве. Согласно эмпирической типологии, «традиционно в теории права выделяются следующие подходы к пониманию права: нормативный, психологический, социологический, естественно-правовой, исторический и некоторые иные менее крупные теоретико-правовые концепции» [7, с. 385].

Можно считать общепризнанной позицией теоретиков юриспруденции, что ни одна из традиционных концепций права не в состоянии полно и последовательно раскрыть все грани правовой реальности, дать действительное описание права, существующего в жизни общества. Так, по мнению В.Д. Зорькина, «в теории права в настоящее время нет того доктринального единства в подходе к правопониманию, которое позволяло бы . служить теоретическим ориентиром для практики» [16].

Один из путей разрешения проблемы право-понимания многие исследователи усматривают в разработке вариантов интегративной юриспруденции, соединяющей в себе достижения, наработанные с помощью конкурирующих классических парадигм понимания права: позитивизма, социологизма, историзма, психологизма и пр. Интегративный подход способствует преодолению кризиса в современном правопонимании и синтезу всего самого ценного из различных концепций.

С учетом происходящих принципиальных перемен в праве и государстве, сопровождающихся фундаментальными сдвигами аксиологических координат, в качестве сообразного варианта интегративной концепции при изложении курса отечественного наградного права, предлагается ценностно-нормативная парадигма правопо-нимания. Специфика данного подхода состоит в представлении права ценностно-нормативной регулятивной системой, подчеркивающей не только нормативный, но и ценностный (аксиологический) аспект действия права.

В современной науке, ценности определяются как детерминирующие выбор определенных способов и правил поведения человека социальные представления о благе, должном и желаемом, целях и путях их достижения. Центральной идеей и основанием ценностно-нормативного правопо-

нимания выступает необходимость сохранения и укрепления существующей социальной целостности и идентичности, достижения в обществе социального согласия и солидарности, на чем настаивает сегодня не только светская, но и церковная власть России: «Особой национальной идеей, пронизывающей всю нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности»1. В свою очередь, в работах Б.С. Эбзеева, на основе широких исторических обобщений отечественного социокультурного опыта, дается серьезное научное обоснование фундаментальной роли и значения социальной солидарности для поступательного развития российского общества и государственности [38-40].

Право, понимаемое в рамках ценностно-нормативной парадигмы, оказывается нацеленным, на легитимное закрепление и ранжирование общепризнанных общественных идеалов в качестве правовых ценностей и на информирование о них. Складывающиеся в самом праве разнообразные правовые ценности несут в себе цивилизаци-онные и культурные отложения, отражающие понимание свободы, ответственности, справедливости, порядка, сохранения себя, близких, и всей социальной целостности [30, с. 39]. При этом, содержащиеся в национальной правовой системе ценности должны отвечать существующим нравственным приоритетам общества, взаимно поддерживать, дополнять и получать обоснование друг в друге.

Именно в ценностно-нормативном правопо-нимании отчетливо выражается преемственность в развитии права, трансляция отечественного права через века и поколения, через правовой менталитет, правовые традиции, правовые институты. Такой подход обеспечивает возможность проследить историческую и социокультурную обусловленность российского национального права, его моральную обоснованность и соответствие традиционным нравственным и религиозным основаниям.

Опираясь на работы Г.В. Мальцева, Б.С. Эбзеева, С.С. Алексеева, Н.Н. Алексеева, В.А. Бачинина, В.Г. Графского, Н. Неновски, А.И. Овчинникова, Ю.Н. Оборотова, Г. Радбруха, В.Н. Синюкова, других известных правоведов [3, 25], в рамках ценностно-нормативной парадигмы можно сформулировать следующее широкое понимание национального права, учитывающего преемственность пути его развития:

Российское право есть морально обоснованная, исторически и религиозно выверенная, рассчитанная на всеобщее признание, юридиче-

1 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Всемирного русского народного собора 31 октября 2013 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

ски закрепленная ценностно-нормативная регулятивная система, включающая структурированную совокупность норм, ценностей и отношений. Право выражает меру свободы и взаимной ответственности человека, общества и власти, которая для достижения социального согласия, сохранения социальной целостности и национально-культурной идентичности устанавливает порядок общественных связей, отвечающий интересам людей, организаций, социальных общностей.

Подчеркнем, что предложенное нами определение права учитывает то обстоятельство, что современное правопонимание, в системе таких ценностей права как свобода, справедливость, равенство, достоинство, выдвигает на первый план также и интегрирующую социальные связи взаимную ответственность человека, общества и государства, рассматриваемую как приоритетную ценность [39].

Именно императив ответственности выступает сегодня, как требование к человеку быть ответственным за свое будущее, за будущее своих близких и социальной общности: «поступай так, чтобы обеспечить благоприятное будущее тому интегральному целому, к которому ты принадлежишь» [17, 39]. Действительно, в демократическом государстве личность свободно и самостоятельно определяет варианты своего поведения. Однако, доктринальная установка на акцентуацию свободы личности, оттесняющая на второй план ее конституционные обязанности, приводит с неизбежностью к негативным для общества последствиям.

Но права человека и гражданина становятся реальными, только если они неразрывно связаны с исполнением обязанностей. Причем, «конституционные обязанности - это материализованная юридическая форма выражения ответственности личности, ее конкретизации в наиболее значимых для общества сферах социума или в отношениях с другими людьми» [39, с. 176]. Демократическая личность ответственна не только «перед», но и «за» по отношению к другим лицам, коллективу, государству, обществу в целом. Эта ответственность выражается в поведении, соответствующем нормам и стандартам, установленным в обществе [38, с. 322].

Принцип ответственности нашел свое юридическое выражение и закрепление в Конституции Российской Федерации, отечественном отраслевом законодательстве. Так, уже в преамбуле Основного Закона подчеркивается ответственность «за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями» [22]. Конституционная ответственность личности выражается в общей конституционной обязанности добросовестно исполнять установленные Основным Законом гражданские

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

обязанности, пользоваться правами и обязанностями в полном соответствии с их целевым назначением и юридическим содержанием.

В свою очередь, основой ответственности общества перед личностью, государства перед гражданами, выступает единство коренных интересов этих субъектов. Общество заинтересовано во всестороннем развитии человека, удовлетворении его потребностей, обеспечении должного простора для самовыражения личности в соответствии с реальными условиями и возможностями, а личность - в экономическом, социально-политическом и духовном прогрессе общества, прочности его материального фундамента, эффективности политических и юридических институтов и учреждений. Ответственность общества, «юриди-зируется» в лице государства в качестве ее носителя в Конституции. В итоге, создается механизм юридической ответственности власти, государственных и общественных органов, должностных лиц [39].

Мы полагаем, что именно концепция взаимной ответственности человека, общества и государства [38-40], вытекающая из социальной солидарности и согласия в обществе, наряду с постулатом ценностно-нормативного правопонимания, выступают краеугольными исходными положениями концепции курса наградного права Российской Федерации.

Заключение.

Наградное право сегодня не относится к классическим фундаментальным и прикладным отраслям права. Тем не менее, это крупное публично-правовое образование обладает собственным методом правового регулирования, имеет под собой конституционное обоснование, содержит значительное ядро собственных правовых норм, и включает в себя многочисленные нормы различных отраслей права, регулирующие позитивные общественные отношения, которые составляют предмет наградного права. В юриспруденции еще не установилось окончательное мнение о месте института наградного права в системе российского права, некоторые исследователи рассматривают его в качестве подотрасли конституционного права, другие считают наградное право относительно самостоятельной отраслью права и/или законодательства.

Термином «наградное право» также обозначают юридическую науку, имеющую собственный предмет исследования, и учебную дисциплину, занимающую определенное место в системе подготовки юриста-правоведа, специалиста наградного или кадрового отдела.

Развитие отечественного наградного права базируется на национальных морально-нравственных и религиозных устоях, правовых ценно-

стях и приоритетах Конституции (Основного закона) России. При наличии значительного массива наградных норм, регулирующих предметное ядро позитивных общественных отношений, наградное право, имеет межотраслевой характер, и включает нормы других отраслей права, в числе которых, в первую очередь, нормы конституционного права, административного, а также трудового, гражданского, уголовного и некоторых иных фундаментальных отраслей права. Главное отличие перечисленных отраслей от наградного права, в особенностях предмета и метода правового регулирования, а также в характере и степени позитивной ответственности, социальной полезности поведения субъекта наградного правоотношения. Нормы наградного права имеют тесную связь с нормами морали и общественной нравственности, поскольку наградное право вышло из этих норм и основывается на них. Усматривается также связь и с положениями церковного права.

Как наука и учебная дисциплина, наградное право непосредственно связано с правовыми дисциплинами смежных отраслей права, теорией государства и права, с рядом наук и учебных дисциплин, таких как этика, философия, история, социология и другие науки социогуманитарной сферы.

Наградное право входит в систему отечественного права как часть публичного права, как формирующаяся отрасль не только материального, но и процессуального права. Материальное наградное право заключает в себе нормы, определяющие заслуги и, соответствующие этим заслугам, награды государства. Процессуальная часть наградного права регулирует, соответственно, вопросы возбуждения и согласования ходатайства о награждении, представления к награде государства, принятия решения о награждении, вручения, ношения знаков наград и т.п. процессуальные стадии и этапы.

В приложении к настоящей работе представлен эскиз рабочей программы наградного права РФ как учебной дисциплины1, содержание которой имеет авторскую специфику.

Во-первых, развитие науки и российского института наградного права рассматривается в контексте ценностно-нормативной парадигмы правопонимания. Во-вторых, структура учебного курса включает два раздела. Первый из них посвящен комплексному исследованию правовых явлений «заслуга» и «награда», теоретическому обоснованию отечественного наградного права и его институтов. Во втором разделе основное внимание уделяется развитию и современному состоя-

1 Изложенная концепция используется автором в преподавании наградного права РФ как учебной дисциплины в МГУ им. М.В. Ломоносова.

нию наградного законодательства Российской Федерации, вопросам правоприменения. В-третьих, давая определения тем или иным исследуемым явлениям правовой действительности мы, как правило, используется телеологический подход, путем выявления материального, формального, деятельностного и целевого основания правового явления. В-четвертых, освещая ключевые положения наградного права и действующего законодательства, по дискуссионным проблемам автор высказывает свою позицию, которая не всегда совпадает с распространенными в юриспруденции мнениями. В-пятых, содержание учебного курса базируется на многолетней управ-ленческо-организационной практике правоприменения в сфере государственных наград и носит практическую направленность.

Приложение.

Программа учебного курса «Наградное право Российской Федерации»

Раздел I. Теоретические основы наградного права Российской Федерации

Тема 1. Понятия, предмет, методы и источники наградного права: 1.1 Понятия наградного права; 1.2 Значение термина «наградное право»; 1.3 Предмет наградного права; 1.4 Методы наградного права; 1.5 Источники наградного права.

Тема 2. Основные доктринальные положения и дефиниции наградного права: 2.1 Правовые дефиниции, презумпции и аксиомы наградного права. Пассивное право на награду; 2.2 Модели норм института наград государства; 2.3 Концепция взаимной ответственности личности, общества и государства; 2.4 Доктрина двухаспектной юридической ответственности; 2.5 Правовые поощрения и награды: позитивные санкции в праве; 2.6 Заслуга как основание для государственного награждения: моделирование, квалификация, квантификация.

Тема 3. Социокультурные и аксиологические основания наградного права в континууме российской цивилизации: 3.1 «Мораль стремления» и право в социокультурной системе: общее и особенное; 3.2 Особенности отечественной социокультурной системы и государственности; 3.3 Базовые национальные ценности и российское право; 3.4 Награда государства как социально-правовой феномен и символическая правовая форма; 3.5 Нормативно-ценностные основания, цели и функции института государственных наград в России.

Тема 4. Исторические предпосылки современного наградного права Российской Федерации: 4.1 Генезис и эволюция зарубежных наградных систем: 4.2 Наградная система Российской империи: 4.3 Наградная система Союза ССР.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Раздел II. Основы наградного права как межотраслевого института государственных наград Российской Федерации

Тема 5. Материальное наградное право Российской Федерации: 5.1 Конституционно-правовые основания института государственных наград Российской Федерации: 5.2 Источники и кодифицированные нормы материального наградного права Российской Федерации. Наградной закон; 5.3 Наградные правоотношения, их субъекты и объекты.

Тема 6. Процессуальное наградное право Российской Федерации: 6.1 Административно-правовые основания института государственных наград Российской Федерации; 6.2 Источники и нормы процессуального наградного права Российской Федерации; 6.3 Наградное производство: процессуальные формы, основные и факультативные этапы, участники наградного процесса; 6.4 Отмена государственного награждения, лишение и восстановление в правах на государственные награды; 6.5 Административная и уголовная ответственность за правонарушения в отношении государственных наград; 6.6 Знаки государственных наград как объекты гражданского права.

Тема 7. Система государственных наград Российской Федерации; 7.1 Историография становления государственной наградной системы современной России; 7.2 Структура, виды и классификации государственных наград Российской Федерации; 7.3 Правовой статус и преимущества лиц, удостоенных государственных наград.

Тема 8. Иные награды государства в Российской Федерации: 8.1 Награды высших органов власти в Российской Федерации; 8.2 Федеральные ведомственные и отраслевые награды; 8.3 Государственные награды и награды государственных органов субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Абдурахманов И.И. Поощрение и дисциплинарное воздействие как средства укрепления трудовой дисциплины: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 1971.

[2] Алексеев С.С. Избранное. М.: Статут,

2003.

[3] Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Юридический институт, 1998. 216 с.

[4] Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1978. 148 с.

[5] Бачинин В.А. Морально-правовая философия. Харьков: Консум, 2000. 208 с.

[6] Белоцеркович Д.В. Административно-правовое регулирование государственных наград

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. Для юрид. вузов. М.: Омега-Л, 2002.

[8] Винокуров В.А. Конституционно-правовые вопросы правового регулирования государственных наград в Российской Федерации: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2011.

[9] Винокуров В.А. Наградное право России. СПб.: Изд-во Юридического института, 2015. 735 с.

[10] Винокуров В.А. Система государственных наград Российской Федерации. М.: Изд-во РАНХиГС, 2012. 248 с.

[11] Графский В.Г. Традиции и обновление в праве: ценностное изменение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.: Институт государства и права РАН, 1996. С. 79-87.

[12] Гущина Н.А. Поощрение в праве: теоретико-правовое исследование: Дис. . д-ра. юрид. наук. СПб, 2004.

[13] Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб.: «Юридический центр-Пресс», 2003.

[14] Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.

[15] Зарецкая Е.И. Правовые формы поощрения в СССР и их роль в период постепенного перехода от социализма к коммунизму: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953.

[16] Зорькин В.Д. Право и правоприменение в Российской Федерации // Материалы к докладу на межд. конф. «Право и правоприменение в России: междисциплинарные подходы». Институт проблем правоприменения Европейского университета. СПб., 2010.

[17] Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 352 с.

[18] Каринский С.С. Поощрение за успешный труд по советскому праву. М., 1961.

[19] Кокурина О.Ю. Государственные награды в России: вопросы теории и практики. Монография. М.: Проспект, 2015. 512 с.

[20] Кокурина О.Ю. Государственные награды в России: телеологические и аксиологические основания правового регулирования: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[21] Кокурина О.Ю. Мультимедийный учебно-методический комплекс «Основы наградного права Российской Федерации». Рег. № 2011618798. М.: ФИПС. Бюллетень № 1, 2012. С. 271.

[22] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссий-

ского голосования 01.07.2020) // URL: http://www. pravo.gov.ru

[23] Леушин В.И., Перевалов В.Д. Понятие, сущность и социальная ценность права // Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА°М-НОРМА, 1997.

[24] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристъ, 2004. 250 с.

[25] Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999. 419 с.

[26] Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. 800 с.

[27] Мирошник С.В. Теория правового стимулирования: Дис. ... д-ра. юрид. наук. Р./на Д., 2003.

[28] Мирошник С.В., Стрижак И.И. Правовые стимулы в российском законодательстве. Ростов н/Д.: РСЭИ, 2011. 128 с.

[29] Неновски Н. Право и ценности: монография. М., Прогресс, 1987.

[30] Оборотов Ю.Н. Ориентиры апологиза-ции современного права // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 35-40.

[31] Оборотов Ю.Н. Разнообразие парадигм правопонимания эпохи постмодерна // Науковi прац ОдеськоТ нацюнальноТ' юридичноТ академп. 2008. Т. VII. С. 49-55.

[32] Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ: моногр. / А. И. Овчинников. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2003. 335 с.

[33] Радбрух Г. Философия права. Пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 2004. 240 с.

[34] Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2010. 672 с.

[35] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / Предисл. М.М. Ковалевского. С.-Пб.: Я.Г. Долбы-шев, 1914. 504 с.

[36] Трофимов Е.В. Наградное дело Российской Федерации: административно-правовое исследование: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2013.

[37] Трофимов Е.В. Наградное дело в Российской Федерации: монография. М.: Юрист, 2011. 943 с.

[38] Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. 336 с.

[39] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России. Взаимная ответственность и конституционные обязанности. М. Норма, 2007. 384 с.

[40] Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 656 с.

Spisok literatury:

[1] Abdurahmanov I.I. Pooshchrenie i discipli-narnoe vozdejstvie kak sredstva ukrepleniya trudovoj discipliny: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Voronezh, 1971.

[2] Alekseev S.S. Izbrannoe. M.: Statut, 2003.

[3] Alekseev N.N. Osnovy filosofii prava. SPb.: YUridicheskij institut, 1998. 216 s.

[4] Baranov V.M. Pooshchritel'nye normy sovet-skogo socialisticheskogo prava. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 1978. 148 s.

[5] Bachinin V.A. Moral'no-pravovaya filosofiya. Har'kov: Konsum, 2000. 208 s.

[6] Belocerkovich D.V. Administrativno-pravo-voe regulirovanie gosudarstvennyh nagrad sub"ektov Rossijskoj Federacii: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007.

[7] Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. Dlya yurid. vuzov. M.: Omega-L, 2002.

[8] Vinokurov V.A. Konstitucionno-pravovye voprosy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennyh nagrad v Rossijskoj Federacii: Dis. ... d-ra. yurid. nauk. M., 2011.

[9] Vinokurov V.A. Nagradnoe pravo Rossii. SPb.: Izd-vo YUridicheskogo instituta, 2015. 735 s.

[10] Vinokurov V.A. Sistema gosudarstvennyh nagrad Rossijskoj Federacii. M.: Izd-vo RANHiGS, 2012. 248 s.

[11] Grafskij V.G. Tradicii i obnovlenie v prave: cennostnoe izmenenie peremen // Problemy cennos-tnogo podhoda v prave: tradicii i obnovlenie. M.: Institut gosudarstva i prava RAN, 1996. S. 79-87.

[12] Gushchina N.A. Pooshchrenie v prave: teoretiko-pravovoe issledovanie: Dis. ... d-ra. yurid. nauk. SPb, 2004.

[13] Gushchina N.A. Pooshchritel'nye normy rossijskogo prava: teoriya i zakonodatel'naya praktika. SPb.: «YUridicheskij centr-Press», 2003.

[14] Duel' V.M. Gosudarstvennye nagrady v rossijskom prave: problemy teorii i praktiki: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.

[15] Zareckaya E.I. Pravovye formy poosh-chreniya v SSSR i ih rol' v period postepennogo perekhoda ot socializma k kommunizmu: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1953.

[16] Zor'kin V.D. Pravo i pravoprimenenie v Rossijskoj Federacii // Materialy k dokladu na mezhd. konf. «Pravo i pravoprimenenie v Rossii: mezhdisci-plinarnye podhody». Institut problem pravoprime-neniya Evropejskogo universiteta. SPb., 2010.

[17] Kanke V.A. Etika otvetstvennosti. Teoriya morali budushchego. M.: Logos, 2003. 352 s.

[18] Karinskij S.S. Pooshchrenie za uspeshnyj trud po sovetskomu pravu. M., 1961.

[19] Kokurina O.YU. Gosudarstvennye nagrady v Rossii: voprosy teorii i praktiki. Monografiya. M.: Prospekt, 2015. 512 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[20] Kokurina O.YU. Gosudarstvennye nagrady v Rossii: teleologicheskie i aksiologicheskie osno-vaniya pravovogo regulirovaniya: Dis. ... d-ra. yurid. nauk. M., 2016.

[21] Kokurina O.YU. Mul'timedijnyj ucheb-no-metodicheskij kompleks «Osnovy nagradnogo prava Rossijskoj Federacii». Reg. № 2011618798. M.: FIPS. Byulleten' № 1, 2012. S. 271.

[22] «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prin-yata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izme-neniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // URL: http://www.pravo. gov.ru

[23] Leushin V.I., Perevalov V.D. Ponyatie, sushchnost' i social'naya cennost' prava // Teoriya gosudarstva i prava / pod red. V.M. Korel'skogo i V.D. Perevalova. M.: INFRA°M-NORMA, 1997.

[24] Mal'ko A.V. Stimuly i ogranicheniya v prave. M.: YUrist", 2004. 250 s.

[25] Mal'cev G.V. Ponimanie prava. Podhody i problemy. M.: Prometej, 1999. 419 s.

[26] Mal'cev G.V. Social'nye osnovaniya prava. M.: Norma, 2007. 800 s.

[27] Miroshnik S.V. Teoriya pravovogo stim-ulirovaniya: Dis. ... d-ra. yurid. nauk. R./na D., 2003.

[28] Miroshnik S.V., Strizhak I.I. Pravovye stimuly v rossijskom zakonodatel'stve. Rostov n/D.: RSEI, 2011. 128 s.

[29] Nenovski N. Pravo i cennosti: monografiya. M., Progress, 1987.

[30] Oborotov YU.N. Orientiry apologizacii sovremennogo prava // YUridicheskaya tekhnika. 2011. № 5. S. 35-40.

[31] Oborotov YU.N. Raznoobrazie paradigm pravoponimaniya epohi postmoderna // Naukovi praci Odes'ko'í nacional'noi yuridichno'í akademi'í. 2008. T. VII. S. 49-55.

[32] Ovchinnikov A.I. Pravovoe myshlenie: teo-retiko-metodologicheskij analiz: monogr. / A. I. Ovchinnikov. Rostov-n/D.: Izd-vo Rost. gos. un-ta, 2003. 335 s.

[33] Radbruh G. Filosofiya prava. Per. s nem. M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2004. 240 s.

[34] Sinyukov V.N. Rossijskaya pravovaya sistema. Vvedenie v obshchuyu teoriyu. 2-e izd., dop. M.: Norma, 2010. 672 s.

[35] Sorokin P.A. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada: Sociologicheskij etyud ob osnovnyh formah obshchestvennogo povedeniya i morali / Predisl. M.M. Kovalevskogo. S.-Pb.: YA.G. Dolbyshev, 1914. 504 s.

[36] Trofimov E.V. Nagradnoe delo Rossijskoj Federacii: administrativno-pravovoe issledovanie: Dis. ... d-ra. yurid. nauk. M., 2013.

[37] Trofimov E.V. Nagradnoe delo v Rossijskoj Federacii: monografiya. M.: YUrist, 2011. 943 s.

[38] Ebzeev B.S. Konstituciya, vlast' i svoboda v Rossii: opyt sinteticheskogo issledovaniya. M.: Prospekt, 2014. 336 s.

[39] Ebzeev B.S. Lichnost' i gosudarstvo v Rossii. Vzaimnaya otvetstvennost' i konstitucionnye obyazannosti. M. Norma, 2007. 384 s.

[40] Ebzeev B.S. CHelovek, narod, gosudarstvo v konstitucionnom stroe Rossijskoj Federacii: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2013. 656 s.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books. ru

л_

-

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.