Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы'

Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9335
1992
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / PUBLIC PROSECUTOR'S CONTROL / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витина Марина Дементьевна

Автором рассматривается специфика прокурорского надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе, особенности функционирования Федеральной службы исполнения наказаний, структурно-функциональное строение уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Витина Марина Дементьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to Art. 1 of the Federal Law "On Prosecutor's Office of the Russian Federation" one of prosecutorial activities is supervision of laws implementation in the institutions and agencies of criminal penalties execution. In accordance with this provision, the prosecutor has the right to participate in hearings when considering and solving issues related to sentence execution. [Such involvement, on the one hand, is a form of prosecutorial supervision over the execution of the laws by these institutions and bodies and, on the other, it, although indirectly, is connected with the prosecutor's function of criminals' prosecution, since it is criminal proceedings in one of its stages. Non-custodial sentences occupy a significant place in the system of criminal penalties. The prosecutor exercising this supervision should systematically analyse statistical data and other material relating to the activities of criminal executive inspections to evaluate the state of law and, depending on the results, schedule inspections as the most effective form of public prosecutor's control. Detected during the audit orders, decrees and regulations of the Head of the Penal Inspectorate that do not conform to the law are appealed against. The appeal is brought to the Head of the Penal Inspectorate. Before the opposition procedure, in accordance with the requirements of Art. 33 of the Federal Law "On Prosecutor's Office of the Russian Federation", the effect of the contested action is suspended. If prisoners violate the order of serving the sentence the prosecutor raises a question of their liability. If the question of commencement of proceedings on administrative violations or criminal case is raised, the prosecutor should request explanations from employees of the correctional inspectorate. The conclusion is that use of such large powers in the given supervising direction of bodies of the Public Prosecutor's Office is caused by the importance of securing the rights and freedoms of citizens serving sentences as these citizens are limited in the possibility to use means for protection of the constitutional rights and interests provided by law and accessible to other persons. In this connection, bodies of the Office of the Public Prosecutor, carrying out supervising activity, are the guarantor of protection of rights and legitimate interests of the specified subjects. Besides, the range of supervising powers of the Public Prosecutor's Office is a necessary condition, the tool for protection of legality at realization of legal acts on measures of compulsory character by the court, and appropriate execution of the punishment defined by the sentence

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы»

М.Д. Витина

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

Автором рассматривается специфика прокурорского надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе, особенности функционирования Федеральной службы исполнения наказаний, структурно-функциональное строение уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: прокурорский надзор; уголовно-исполнительная система; Федеральная служба исполнения наказаний.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, является одним из направлений прокурорской деятельности. В соответствии с этим положением прокурор вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора [1].

Такое участие, с одной стороны, является формой прокурорского надзора за исполнением законов названными учреждениями и органами, а с другой - оно хотя и не непосредственно, но все же связано с прокурорской функцией уголовного преследования виновных в совершении преступления, поскольку речь идет об уголовном судопроизводстве в одной из его стадий.

ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, а также действия по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и УИК РФ. Для осуществления данного вида надзорной деятельности прокуроры наделены соответствующими полномочиями.

Необходимо отметить, что для выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законов, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов органы прокуратуры наделены широкими полномочиями, которые условно можно подразделить на специальные полномочия, характерные лишь для данного направления надзорной деятельности, и общие полномочия, характерные для других направлений не только специальными полномочиями, предусмотренными ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ», предоставленными для надзора за исполнением законов в этом же направлении деятельности, но с учетом специфики указанного надзорного направления полномочиями, предусмотренными другими видами надзор-

ной деятельности, содержащимися в ст. 22 и 27 Закона о прокуратуре РФ.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Каким образом прокурор осуществляет свои функции в данном направлении и какова методика проверок органов, исполняющих наказание, не связанное с лишением свободы?

Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний. Из года в год доля осужденных с назначением таких видов наказания растет.

Исполнение наказаний в виде ограничения свободы, исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отсрочено отбывание наказания, в соответствии со ст. 16, 177 и 187 УИК РФ возложено на уголовно-исполнительные инспекции [2].

Учреждениями уголовно-исполнительной системы, выполняющими функции по обеспечению исполнения наказаний без изоляции от общества, являются государственные учреждения - межрайонные уголовноисполнительные инспекции и их филиалы.

Прокурору, осуществляющему данный надзор, следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, относящиеся к деятельности уголовно-исполнительных инспекций, оценивать состояние законности и, в зависимости от результатов, планировать проведение проверок как наиболее действенной формы осуществления прокурорского надзора.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях следует проводить ежеквартально.

При наличии сведений о нарушениях законности в случае чрезвычайного происшествия, прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может быть как комплексной, с охватом большого числа вопросов, так и целевой, по одному-двум направлениям.

При подготовке к проверке прокурор должен тщательно изучить действующее законодательство, приказы и указания Генерального прокурора РФ, а также ведомственные правовые нормативные акты, регламен-

тирующие деятельность уголовно-исполнительных инспекций, ознакомиться с жалобами и заявлениями лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, с предложениями, поступившими по результатам предыдущей проверки, выполнение которых надлежит проконтролировать.

В соответствии с поставленной задачей прокурор подготавливает план проведения проверки в уголовноисполнительной инспекции с перечнем вопросов, подлежащих выяснению. В плане предусматриваются сроки проведения проверки, привлекаемые специалисты и проверяемые ими конкретные вопросы. Намечаются задания должностным лицам инспекции по подготовке и предоставлению требующихся сведений, материалов, документов.

При подготовке к проверке следует исходить из того, что исполнение наказаний и иных мер уголовноправовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, включает в себя:

- ведение учета осужденных;

- разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;

- привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;

- осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов;

- осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной для осужденных;

- проведение воспитательной и профилактической работы;

- применение к осужденным мер поощрения и взыскания, установление для них обязанностей и запретов, предусмотренных УК РФ и УИК РФ;

- проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных;

- привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом [3].

По выявленным фактам нарушений законности прокурор принимает исчерпывающие меры к их устранению, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки.

В иных случаях, когда для устранения нарушений установленных законом порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, требуется время, предложения прокурора могут быть облечены в форму представлений.

В случаях неисполнения представлений и требований прокурор ставит вопрос о принятии мер реагирования в отношении должностных лиц уголовноисполнительной инспекции перед территориальным органом ФСИН РФ соответствующего субъекта.

Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных действиях, прокурор в целях предупреждения совершения правонарушения может объя-

вить должностным лицам уголовно-исполнительной системы предостережение в письменной форме о недопустимости нарушения закона.

Обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления начальника уголовно-исполнительной инспекции опротестовываются. Протест приносится начальнику уголовно-исполнительной инспекции. До рассмотрения протеста, в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», действие опротестованных актов приостанавливается.

При выявлении нарушений осужденными порядка отбывания наказания прокурор ставит перед начальником уголовно-исполнительной инспекции вопрос о привлечении осужденного к ответственности.

В случае постановки вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела прокурор должен истребовать объяснения от работников уголовно-исполнительной инспекции.

Установив, что нарушение закона образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела.

Выявление конкретных лиц, допустивших нарушения закона, и принятие мер к привлечению их к ответственности являются непременным условием предупреждения нарушений законности, важнейшей обязанностью прокурора.

По материалам проверки, показавшей, что в деятельности уголовно-исполнительной инспекции выявлены серьезные нарушения законности, прокурор вносит соответствующее представление начальнику территориального органа ФСИН соответствующего субъекта. Представление вносится в тех случаях, когда наряду с выявленными нарушениями закона необходимо устранить причины и условия, способствующие их допущению. Оно основывается на данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб и заявлений, поступающих в прокуратуру.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок по нему должны быть приняты меры, направленные на устранение нарушений, и о результатах извещена прокуратура.

Меры прокурорского реагирования на установленные в ходе проверки нарушения определяются прокурором в зависимости от характера и вида нарушений законности в соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

По итогам проверки прокурор имеет право:

- потребовать от работников уголовно-исполнительной инспекции обеспечения установленного порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы;

- объявить предостережение о недопустимости нарушения закона;

- приносить протесты и вносить представления;

- возбуждать производства об административных правонарушениях.

Во всех случаях внесения актов прокурорского реагирования необходимо контролировать устранение работниками уголовно-исполнительной инспекции нарушений законов.

Следует сделать вывод о том, что применение в данном надзорном направлении органов прокуратуры столь широких полномочий обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание ввиду того, что эти граждане ограничены в возможности при-

менять предусмотренные законом и доступные иным лицам средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем органы прокуратуры, осуществляя надзорную деятельность, являются гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов.

Кроме того, широта надзорных полномочий прокуратуры является необходимым условием, инструментом для обеспечения соблюдения законности при реализации судебных актов о назначении судом мер принудительного характера, а также надлежащего исполнения определенного приговором наказания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Рос-

сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.

3. Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний: Методическое пособие. М., 2008. 132 с.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.