Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления'

Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловская О. А.

В работе проанализирована практика прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства о раскрытии информации о своей деятельности. Рассмотрены основные нарушения прав граждан на доступ к такой информации и причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козловская О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления»

УДК: 342

Козловская О. А.

Соискатель Академии Генеральной прокуратуры

Российской Федерации

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В работе проанализирована практика прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства о раскрытии информации о своей деятельности. Рассмотрены основные нарушения прав граждан на доступ к такой информации и причины их возникновения.

Ключевые слова: доступ к информации, прокурорский надзор, нарушения прав граждан, органы местного самоуправления.

Право на информацию является одним из значимых прав гражданина.

Статья 29 Конституции РФ [1] определяет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [5] (далее — Закон № 8-ФЗ) на органы прокуратуры возложен надзор за исполнением требований Закона государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Закрепление в Законе № 8-ФЗ надзорных полномочий прокурора подчеркивает значимость этого вида правоотношений, поскольку принятый Закон является базисом реализации прав граждан на информацию в России.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законодательства является важнейшим комплексным полномочием прокурора, применяемым в целях выявления нарушений законодательства, причин и условий, им способствую щих.

Анализ прокурорских проверок свидетельствует о многочисленных нарушениях Закона № 8-ФЗ, особенно в первые годы его действия.

Так, не все органы местного самоуправления своевременно создали условия для дальнейшей реализации своих обязанностей в этой сфере правоотношений.

Вопреки ч. 2 ст. 9 Закона № 8-ФЗ главы муниципалитетов длительное время не определяли уполномоченных лиц, ответственных за организацию доступа граждан к информации.

Несмотря на требования ч. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ, не осуществлялось правовое регулирование муниципальными нормативными правовыми актами этих полномочий. Отдельные прокуроры реализовывали право на участие в правотворческой деятельности с целью устранения таких нарушений закона.

К примеру, в Иркутской области в адрес глав 21 муниципального образования прокурорами направлены разработанные проекты постановлений администрации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований», регламентирующие обеспечение гражданам права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Это позволило муниципалитетам более оперативно устранить имеющиеся пробелы правового регулирования.

Наиболее характерными нарушениями являлись факты необеспечения органами местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности через создание официальных Интернет-сайтов.

Только в Хабаровском крае по результатам прокурорской проверки в 2012 году вскрыты факты отсутствия Интернет-сайтов в 82 муниципальных образованиях, что явилось основанием внесения 108 представлений об устранении нарушений законодательства, 28 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокурорами заявлено 48 заявлений об обязании глав муниципальных образований создать официальные Интернет-сайты, возбуждено 17 дел об административных правонарушени ях по статье 13.27 КоАП РФ в отношении глав муниципальных образований. Нарушения устранены, виновные привлечены к ответственности.

Распространены факты отсутствия на официальных сайтах органов местного самоуправления установленной законом информации, обязательной к размещению.

Прокурорами выявлялись нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ в сети «Интернет» в части обязательного раскрытия информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе порядке обжалования муниципальных нормативных правовых актов.

Вопреки п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ на сайтах муниципальных образований также отсутствовала информация относительно кадрового обеспечения органа местного самоуправления. К примеру, более двух лет такая информация отсутствовала на сайтах органов местного самоуправления Республики Мордовия.

Несмотря на требования п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ в сети «Интернет» не всегда размещались обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах их рассмотрения и принятых органами местного самоуправления мерах. Такие факты прокурорами выявлялись в Иркутской области, Красноярском крае.

Допускаются нарушения прав граждан на доступ к информации, определенной иными федеральными законами.

Так, органами местного самоуправления допускаются нарушения требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [2], предусматривающих информационное обеспечение приватизации имущества.

Особенно значительное количество обязательной к размещению информации содержит Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. В соответствии с частью 6 статьи 52 данного Федерального закона официальному опубликованию подлежат проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета.

В связи с нарушением этих норм судебным решением удовлетворены требования прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия сельсовета Кокрекский по опубликованию бюджета сельского поселения и отчета об его исполнении.

При этом в обоснование принятого решения суд подчеркнул, что согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Вопреки ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4] утвержденный руководителем органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок не всегда доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

По указанным основаниям прокуратурой Лысогорского района Саратовской области направлено в суд 11 заявлений о признании незаконным бездействия глав администраций муниципальных образований по исполнению возложенной законом обязанности. Требования прокурора судом удовлетворены, нарушения устранены. По аналогичным нарушениям прокурором Аркадакского района этой же области инициирована административная ответственность главы администрации муниципального образования по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ. Решением мирового судьи виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тыс. руб.

Таким образом, нарушения прав граждан на информацию о деятельности органов местного самоуправления носят распространенный характер. Прокурорский надзор в этой сфере правоотношений способствует устранению нарушений и восстановлению прав граждан на доступ к информации об их деятельности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета, N 197. 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. 28.01.2002. № 4. Ст. 251.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.

4. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 16.02.2009. N 7. Ст. 776.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.