Сундуй Ч.А. студент
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Научный руководитель: Даштаар-оол В.О.
старший преподаватель кафедра уголовного права и процесса
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: Прокуратура РФ имеет важные задачи, направленные на выявление, пресечение и предотвращение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов задержанных, осужденных, находящихся под стражей, осужденных, назначенных судом наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В этом случае надзор прокуратуры является одной из важнейших правовых гарантий, так как прокуроры наделены полномочиями, имеющими властно-административный характер.
Статья предусматривает роль прокуратуры по надзору за деятельностью уголовно-исполнительной власти, а также автор определяет направления повышения эффективности прокурорского надзора за органами уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: закон, органы прокуратуры, уголовно-исполнительная система, прокурорский надзор, полномочия прокурора, осужденные, заключенные под стражу.
Sunduy Ch.A. student
FGBOU VO "Tuvan state University" Scientific supervisor: Dastaar-ool V.
senior lecturer department of criminal law and process
PROSECUTOR'S SUPERVISION OF THE BODIES OF THE PENAL
SYSTEM
Annotation: The Prosecutor's Office of the Russian Federation has important tasks aimed at identifying, suppressing and preventing violations of the rule of law and the regime of detention, the rights and legitimate interests of detainees, convicted persons in custody, convicted persons, and court-imposed punishments that are not related to isolation from society. In this case, the supervision of the Prosecutor's Office is one of the most important legal guarantees, since prosecutors are endowed with powers that have a power-administrative nature.
The article provides for the role of the Prosecutor's Office in supervising the activities of the criminal executive power, and the author also determines the
directions for improving the effectiveness of the prosecutor's supervision over the implementation of laws.
Key words: law, prosecutor's office bodies, penal enforcement system, prosecutor's supervision, prosecutor's powers, convicted persons, remanded in custody.
В правовом государстве главной целью является человек, его права и свободы, а их признание и обеспечение являются основными элементами демократического правового государства.
Чтобы обеспечить правовую справедливость и защитить права и законные интересы, государству предлагается контролировать неукоснительное соблюдение высших ценностей человека.
Создание специализированного государственного органа -прокуратуры-направлено на обеспечение единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека, обеспечение верховенства права, а также защиту защищаемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, контролирующих от имени РФ соблюдение Конституции РФ и выполнение законов, действующих на территории РФ, а также других функций, установленных федеральными законами34, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" 35(далее - Закон о прокуратуре).
При определении значения правового статуса органов прокуратуры стоит отметить, что в приведенной выше статье Закона о прокуратуре установлено, что прокуратура РФ от имени РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ36 и реализацией законов, действующих на территории РФ.
В связи с тем, что основы правового статуса органов прокуратуры РФ заложены в конституционных нормах, а также с учетом функций и полномочий, возложенных на экспертный орган, было бы целесообразно регулировать деятельность органов прокуратуры, например, не Федеральным законом, а Федеральным конституционным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
В современном правовом государстве исполнение наказаний учреждениями и органами исполнительной власти (далее-УИС) является важной составляющей. Применение мер по защите прав, свобод и законных
34 О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс].
35 Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: приказ Генпрокуратуры РФ от 30.01.2007 № 19 / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс].
36 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс].
интересов заключенных, осужденных, находящихся под стражей, осужденных, которым суд назначил наказания, не связанные с изоляцией от общества, отличается от возможности применения мер к другим гражданам на территории РФ. В этом случае деятельность прокуратуры выступает для указанных категорий как основная гарантия их защиты, так как органам прокуратуры, в том числе, возложены обязанности по своевременному выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законности.
Контроль за исполнением законов является одной из важнейших функций прокуратуры Российской Федерации, которая, в свою очередь, выражает свою основную государственно-правовую цель.
Закона о прокуратуре определены ветви надзора генпрокуратуры. Прокурорский надзор за исполнением законов органами и учреждениями УИС является одной из отраслей прокурорского надзора. Контрольные функции за деятельностью учреждений УИС по исполнению наказаний выполняют органы исполнительной власти, а также общественные объединения, но важная роль в исполнении законов, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, отводится органам прокуратуры РФ.
Для современной России роль прокуратуры в системе государственных органов определяется точностью состава функций, необходимых для выполнения задач российской прокуратуры. Однако важно подчеркнуть, что надзорные органы определяют роль прокуратуры и являются результатом обеспечения верховенства права в учреждениях УИС. Выделение этого надзора в самостоятельную отрасль из единого блока прокуратуры в деятельности прокуратуры подтверждает особое значение специфического набора положений, регулирующих исполнение законов работниками УИС, а также исключительное значение Института обеспечения и соблюдения высших ценностей задержанных, а также осужденных, отбывающих уголовные наказания.
Следует также отметить, что контроль за соблюдением законов в местах лишения свободы, в местах лишения свободы, при исполнении наказаний и других принудительных мерах, назначенных судом, также называется одним из основных направлений прокуратуры и является независимой отраслью надзора прокуратуры37.
В связи с этим роль прокуратуры сводится к систематическому и постоянному мониторингу точного и строгого исполнения законов учреждениями ОИС, а также борьбе с нарушениями прав со стороны сотрудников.
Надзор за соблюдением законности в учреждениях пенитенциарной системы осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации и подчиненными ей прокурорами.
37 Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Р.С. Абдулин. — Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2016. — 220 с.
Лица, заключенные под стражу, осужденные, осужденные, назначенные судом наказания, не связанные с изоляцией от общества, имеют комплекс конституционных прав, как и другие граждане на территории РФ, но с некоторыми законодательными ограничениями.
Основными правовыми актами, устанавливающими отношения к защите прав лиц, находящихся под стражей, а также осужденных, отбывающих наказания, являются Конституция РФ, УК РФ, Закон " Об учреждениях и органах, отбывающих наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон «О задержании подозреваемых и совершении правонарушений обвиняемых», Закон о прокуратуре. Январь 2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администраций учреждений и органов, предусматривающих наказания, следственный изолятор при задержании подозреваемых и совершении правонарушений обвиняемых.» В ст. 129 Конституции Российской Федерации кратко регламентирована деятельность прокуратуры.
Мы полагаем целесообразным в названную статью основного нормативного акта Российской Федерации внести изменения в части того, что прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Совокупность действующего уголовно-исполнительного
законодательства и других нормативных правовых актов в рассматриваемой отрасли воплощает в себе действующие конституционные нормы, а также приведена в соответствии с требованиями международно-правовых актов в области защиты прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся и отбывающих уголовные наказания в учреждениях УИС.
В ч.2, ст.15 Конституции РФ говорится о том, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры не только являются составной частью правовой системы России, но и становятся приоритетными.
Стоит отметить, что органы прокуратуры выполняют надзорную функцию за соблюдением международных стандартов учреждениями и органами УИС при исполнении наказаний, а также при обращении с осужденными. В настоящее время обеспечение организации надлежащего качества и эффективности надзорных проверок по осуществлению законодательства учреждениями и органами УИС является одним из важнейших компонентов в прокурорской деятельности.
Прокуратура постоянно проверяет соблюдение законов учреждениями и органами УИС, уделяя особое внимание правам заключенных, осужденных, помещенных в исправительные учреждения и приговоренных к наказаниям без изоляции от общества.
Роль прокуратуры в этой отрасли имеет особое значение, и от деятельности прокуроров, в свою очередь наделенных особым государственным правовым статусом, напрямую зависит результат их
систематического и постоянного контроля за исполнением законодательства учреждениями УИС.
Как правило, в ходе проверок, проводимых прокурорами, выявляются аналогичные нарушения, которые имеют место быть во время ведомственной и судебной проверки. Особенность прокурорских проверок заключается в его независимости от государственных органов.
Условия содержания осужденных, в том числе санитарно-материальное обеспечение, незаконное наложение дисциплинарных взысканий, незаконное применение физической силы в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, специальные средства, в большинстве случаев относятся к характерным нарушениям закона учреждениями и органами УИС.
Администрации органов и учреждений УИС обязаны неукоснительно и в кратчайшие сроки выполнять постановления и требования прокурора, направленные на соблюдение установленных правил исполнения наказаний в отношении осужденных и задержанных лиц.
К сожалению, дефекты и нарушения в деятельности УИС, выявленные прокуратурой, сотрудниками УИС, фактически не устраняются, а учреждения и органы УИС формально оформляют документы об устранении выявленных нарушений.
При этом возникает необходимость проведения повторных проверок, способных наиболее эффективно контролировать деятельность администрации учреждений и органов УИС, поэтому необходимо не только ограничиться ответом на введенные акты реагирования, но и проверить фактическое выполнение требований прокурора.
На наш взгляд, эта мера в целом позволила бы не только остановить выявленные правонарушения, но и была бы направлена в первую очередь на их предотвращение. Проведение повторных проверок и посещение прокурором мест лишения свободы позволят выявить аналогичные нарушения.
Следует отметить, что оценка высокой эффективности надзора генпрокуратуры по состоянию законности, динамике и структуре преступления зависит от организации прокурорами работы. Эта истина давно известна и в последние годы была подтверждена научными исследованиями, которые позволили воссоздать общую схему и определить современные алгоритмы такой работы38.
В то же время масштаб исправительных учреждений в России, их деятельность требуют взаимодополняемости прокуратуры и других форм государственного и общественного контроля за соблюдением законов в тюрьме.
38 Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению / под общ. ред. О.С. Капинус. — М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2015. — 406 с.
Отметим также, что основное ядро надзора за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС все же возложено на органы прокуратуры.
Таким образом прокурорский надзор за органами уголовно -исполнительной системы имеет большое теоретическое и практическое значение для формирования и развития такой отрасли прокуратуры, как надзор за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС. В современных условиях надзор прокуратуры в учреждениях и органах, осуществляющих наказание, а также в местах лишения свободы является одним из важнейших способов обеспечения законности и правопорядка в системе исполнения наказания.
Кроме того, Прокуратура Российской Федерации наделена особым конституционным статусом независимого государственного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия, прежде всего надзор за исполнением законов учреждениями и органами УИС.
Использованные источники:
1. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Р.С. Абдулин. — Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2016. — 220 с.
2. Бриллиантов А.В. Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний / А.В. Бриллиантов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2011. — № 6 (26). — С. 65-69.
3. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению / под общ. ред. О.С. Капинус. — М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2015. — 406 с.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс].
5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202 -1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс].
6. Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: приказ Генпрокуратуры РФ от 30.01.2007 № 19 / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс].