УДК 343.848
ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА РУБЦОВА,
прокуратура г. Снежинска Челябинской области, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ, И ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ УСЛОВНО
Реферат: в соответствии с положениями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации целями наказания, применяемого к лицам, признанным виновными в совершении преступлений, является предупреждение совершения ими повторных преступлений, то есть оказание на них надлежащего исправительного воздействия.
Механизм исправления осужденных к альтернативным лишению свободы видам наказаний включает в себя взаимодействие органов, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены обязанности по осуществлению контроля за поведением соответствующих лиц, а также профилактике совершения ими преступлений.
Именно вопросы участия органов полиции в осуществлении контроля за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, имеют значительный практический интерес для определения роли и степени участия данного правоохранительного органа в механизме исправления осужденных. В связи с этим с учетом положений, закрепленных на текущий момент уголовно-исполнительным законодательством, в соответствующей статье определяются формы участия органов полиции в механизме профилактики преступности среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, а также приводятся особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере уголовно-исполнительного законодательства органами полиции и их должност-ными лицами.
Ключевые слова: прокурорский надзор, профилактика преступности, органы полиции, уголовно-исполнительные инспекции, формы осуществления контроля за осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, цели наказания, взаимодействие органов полиции и уголовно-исполнительных инспекций, пробелы законодательства, исправление осужденных, участие органов полиции в осуществлении контроля за осужденными.
OLGA NIKOLAENA RUBTSOVA, prosecutor of the city of Snezhinsk of the Chelyabinsk region, the Russian Federation,
e-mail: [email protected]
PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER EXECUTION OF REQUIREMENTS OF LAW BY THE POLICE IN EXERCISING CONTROL OVER THE PERSONS CONDEMNED TO PUNISHMENTS NOT CONNECTED WITH DEPRIVATION OF LIBERTY AND DEPRIVATION OF LIBERTY CONDITIONALLY
Abstract: in accordance with the provisions of the criminal Executive legislation of the Russian Federation the purpose of the punishment applied to persons found guilty in committing crimes in the territory of the Russian Federation, is to prevent the Commission by these persons of re-offending, that is, giving them appropriate correctional action.
The mechanism of correction of persons sentenced to alternative to incarceration the types of criminal penalties involves interactions of bodies, which in accordance with the legislation of the Russian Federation responsible for control over the persons condemned to punishments not connected with deprivation of liberty and prevention of crimes among this category of persons.
It is the participation of the police in the implementation of the control of the persons condemned to punishments not connected with deprivation of liberty, are of considerable practical interest to determine the role and degree of participation of the law enforcement officer in the mechanism of correcting the convicts.
In this regard, subject to the provisions at the moment the criminal-Executive legislation, the relevant article sets out forms of involvement of police in the mechanism of prevention of crime among persons consisting on the account in criminally-Executive inspections, but also highlighted the imperfections of departmental legislation, which prevents the proper exercise of prosecutorial supervision in the sphere of these relations.
Keywords: public prosecutor's supervision, prophylaxis of crime, organs of police, criminal and executive inspections, forms of control of convicts to the punishments which aren't bound to imprisonment, punishment purposes, interaction of organs of police and criminal and executive inspections, legislation gaps, correcting of convicts, participation of organs of police in control of convicts.
Положениями Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятых 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН, закреплено, что целями надзо-
ра при реализации мер, не связанных с тюремным заключением, должны являться: сокращение рецидива преступлений и содействие такому включению правонарушителя в жизнь общества, который свел бы к минимуму вероятность повторного совершения преступлений.
© Рубцова О. Н., 2017 © Rubtsova O. N., 2017
В Российской Федерации уголовное наказание как мера государственного принуждения, применяемого к лицу, признанному виновным в совершении преступления на основании приговора суда, заключается в предусмотренных уголовным законодательством лишениях и ограничениях его прав и свобод в целях восстановления социальной справедливости и его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 УК РФ).
Под исправлением в ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения путем применения основных средств исправления осужденных, к которым также относятся: установленный порядок исполнения наказания, проведение воспитательной работы в зависимости от вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного.
Организация работы по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, с учетом необходимости достижения специальной цели - повышения эффективности альтернативных лишению свободы видов уголовных наказаний, которая прежде всего заключается в реальном снижении уровня повторной преступности среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, подлежит совершенствованию.
Безусловно, снижению уровня рецидивной преступности среди соответствующей категории осужденных способствует неукоснительное исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства субъектами данных правоотношений, которые тем или иным образом включены в механизм исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» входит в предмет самостоятельной отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В настоящее время круг поднадзорных прокурорам объектов, на которых возложены обязанности по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, достаточно разнообразен и предопределяется спецификой, связанной с исполнением конкретного вида наказания, альтернативного лишению свободы [1, с. 221].
Положениями п. 1.11 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечивать надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе путем проведения ежеквартальных проверок соблюдения законности сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, полиции, органов, правомочных согласно закону аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, работниками органов местного самоуправления и организациями, в которых работают осужденные.
Таким образом, в рамках данного направления прокурорско-надзорной деятельности в качестве одного из объектов прокурорского надзора выделены органы полиции. Действительно, в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции Российской Федерации» к одному из основных направлений деятельности данного правоохранительного органа относится предупреждение и пресечение ими преступлений и административных правонарушений.
Специфика же прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, именно органами полиции и их должностными лицами заключается прежде всего в объекте надзора, который в силу положений ст. 16 УИК РФ не относится к учреждениям и органам, непосредственно участвующим в исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.
По смыслу п. 26 ст. 12 Федерального закона «О полиции Российской Федерации» профилактика совершения преступлений и административных правонарушений со стороны лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, сводится лишь к обязанности органов полиции участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. В связи с этим прокурорский надзор за исполнением законов в сфере уголовно-исполнительного законодательства органами полиции фактически заключается в проверке исполнения ими требований законов, определяющих их участие в осуществлении контроля за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и лишению свободы
условно, поэтому выяснение форм данного участия представляет практический интерес, в том числе для прокурорско-надзорной деятельности.
Так, согласно положениям разд. 8 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковый уполномоченный полиции в пределах своей компетенции участвует в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно, путем проведения с вышеуказанной категорией лиц индивидуально-профилактической работы.
Е. Л. Никитин отмечает, что проведение индивидуально-профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, является одной из основных форм деятельности участкового уполномоченного полиции по предупреж-де-нию и пресечению преступлений и административных правонарушений [2, с. 36]. Таким образом, выполнение органами полиции индивидуально-профилактической работы можно рассматривать и как одну из форм участия органов полиции в осуществлении контроля за осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и лишению свободы условно, которую составляет совокупность разновидностей проведения индивидуально-профилактической работы: профилактические беседы с осужденными; наблюдение за их поведением, образом жизни, кругом общения; опрос родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц.
В соответствии с п. 80 разд. 11 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковый уполномоченный полиции в целях предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений осужденными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание, в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции, с учетом характеристики закрепленного за ним административного участка осуществляет взаимодействие с данным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что федеральным законодательством закреплена отличная от проведения индивидуально-профилактической работы другая форма участия органов полиции в осуществлении контроля за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и лишению свободы условно, заключающаяся во взаимодействии органов полиции с соответствующими подразделениями территориальных органов и уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний. Пределы
данного взаимодействия и его суть раскрываются положениями Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений (далее - Регламент), утвержденного совместным приказом Минюста России № 190, МВД России № 912 от 4 декабря 2012 г.
Так, гл. 2 Регламента закрепляет вопросы, связанные с организацией взаимодействия соответствующих федеральных органов исполнительной власти в целях предупреждения преступлений и правонарушений среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Суть данной организации состоит в четком определении обязанностей по разработке и принятию мер, направленных на повышение эффективности работы по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными со стороны как МВД России, так и ФСИН России и их территориальных органов. В связи с этим одной из разновидностей данной формы участия органов полиции в осуществлении контроля за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и лишению свободы условно является организация соответствующим федеральным органом и его территориальными подразделениями взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти в сфере исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Организация данного взаимодействия заключается в проведении анализа деятельности соответствующих органов исполнительной власти, во внесении предложений по совершенствованию работы и рассмотрению вопросов организации взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции и территориального органа внутренних дел на координационных совещаниях правоохранительных органов и межведомственных совещаниях, подготовки и утверждении полугодовых комплексных планов взаимодействия.
Помимо положений, закрепляющих организационные вопросы взаимодействия МВД России и ФСИН России, Регламент содержит императивные нормы права, предписывающие конкретные обязанности территориальных органов внутренних дел неорганизационного характера (пп. 7, 8).
Таким образом, действующим федеральным законодательством закреплена еще одна разновидность анализируемой формы участия органов полиции в осуществлении контроля за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, которую можно условно обозначить как «непосредственная (или фактическая)».
Непосредственная (или фактическая) разновидность взаимодействия органов полиции с территориальными органами уголовно-исполнительных инспекций заклю-
чается в том числе в направлении в инспекцию информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания органов внутренних дел уголовных дел в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; принятии участия в осуществлении контроля за поведением осужденных; при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений - направлении в уголовно-исполнительную инспекцию информации о данных фактах; проведении обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетних и т. д.
Вышеприведенные формы участия органов полиции в осуществлении контроля за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также их разновидности составляют специфику прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы (с учетом включения органов полиции в объек-
ты надзора именно данного направления прокурорской деятельности), и требуют абсолютно иной организации работы по его осуществлению со стороны органов прокуратуры.
На основании изложенного целесообразно сделать вывод о том, что прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний органами полиции с учетом особенностей, диктуемых именно участием данного органа в механизме исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, включает в себя:
- надзор за исполнением требований законов при осуществлении индивидуально-профилактической работы с осужденными к наказаниям, не связанным с их изоляцией от общества;
- надзор за исполнением требований законов при взаимодействии территориальных органов полиции и уголовно-исполнительных инспекций по вопросам осуществления контроля за поведением лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Список литературы
1. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор. М., 2016. 346 с.
2. Никитин Е. Л., Степанова О. Н. Оперативно-профилактическое наблюдение как форма профилактики повторной и рецидивной преступности // Законность. 2016. № 4. С. 35-37.
References
1. Утокигоу A. U. Prokurorskii nadzor [Public Prosecutor's supervision]. Moscow, 2016, 346 р.
2. Nikitin E. L., Stepanova O. N. Operativno-profilakticheskoe nabliudenie kak forma profilaktiki povtornoy prestupnosti [Quick and preventive observation as form of prophylaxis of repeated and recurrent crime] // Za-konnost - Legality, 2016, no. 4, pp. 35-37.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Рубцова Ольга Николаевна - аспирант заочной формы обучения кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел судами Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, помощник прокурора закрытого административно-территориального образования, г. Снежинск Челябинской области, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Rubtsova Olga N. - post graduate correspondence courses of the department of prosecutorial supervision and the participation of the Prosecutor in the criminal, civil and arbitration cases in courts of St.-Petersburg legal institute (branch) of Academy of prosecutor General of the Russian Federation, the assistant prosecutor of the closed administrative-territorial education of the city of Snezhinsk of the Chelyabinsk region, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Рубцова, О. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов органами полиции при осуществлении контроля за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и лишению свободы условно / О. Н. Рубцова // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 2. - С. 291-294.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Rubtsova O. N. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov organami policii pri osushhestvlenii kontrolja za licami, osuzhdennymi k nakazanijam, ne svjazannym s lisheniem svobody i lisheniju svobody uslovno [Prosecutor's supervision over execution of requirements of law by the police in exercising control over the persons condemned to punishments not connected with deprivation of liberty and deprivation of liberty conditionally]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 291-294.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 164-327