Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7272
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ЗАКОННОСТЬ / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / PROSECUTOR'S SUPERVISION / PROSECUTOR'S OFFICE / LEGALITY / INQUIRY BODIES / INVESTIGATOR / CRIMINAL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурсалимов Фархат Идрисович

В данной статье определяются предмет и содержание прокурорского надзора за органами следствия и дознания как одного из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Проанализирована процессуальная деятельность руководителя следственного органа, которая также является предметом прокурорского надзора в указанной сфере. Указываются процессуальные нарушения дознавателя при составлении обвинительного акта и обвинительного постановления. Отмечаются полномочия прокурора при возвращении уголовного дела дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мурсалимов Фархат Идрисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF LAWS BY BODIES OF INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION

This article defines the subject and content of the prosecutor's supervision over the bodies of investigation and inquiry as one of the main directions of the supervisory activities of the prosecutor's office. Analyzed the procedural activities of the head of the investigative body, which is also the subject of prosecutorial supervision in this area. Procedural violations of the inquiry officer are indicated when drawing up an indictment and an indictment. The author notes the powers of the prosecutor when returning the criminal case to the inquirer, the investigator to carry out additional investigation of the criminal case.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного

следствия

Prosecutor's supervision over the execution of laws by bodies of inquiry and preliminary

investigation

Мурсалимов Фархат Идрисович.

студент специалитета 4 курса Юридического института Южно-Уральского государственного университета

Mursalimov Farkhat Idrisovich.

4-year specialist student Law Institute of the South Ural state university

Аннотация.

В данной статье определяются предмет и содержание прокурорского надзора за органами следствия и дознания как одного из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Проанализирована процессуальная деятельность руководителя следственного органа, которая также является предметом прокурорского надзора в указанной сфере. Указываются процессуальные нарушения дознавателя при составлении обвинительного акта и обвинительного постановления. Отмечаются полномочия прокурора при возвращении уголовного дела дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования уголовного дела.

Annotation.

This article defines the subject and content of the prosecutor's supervision over the bodies of investigation and inquiry as one of the main directions of the supervisory activities of the prosecutor's office. Analyzed the procedural activities of the head of the investigative body, which is also the subject of prosecutorial supervision in this area. Procedural violations of the inquiry officer are indicated when drawing up an indictment and an indictment. The author notes the powers of the prosecutor when returning the criminal case to the inquirer, the investigator to carry out additional investigation of the criminal case.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, законность, органы дознания, следователь, уголовное дело.

Key words: prosecutor's supervision, prosecutor's office, legality, inquiry bodies, investigator, criminal case.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначение им справедливого наказания.

Основой уголовного судопроизводства являются три процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела. Участниками уголовного судопроизводства осуществляющими функцию обвинения согласно УПК РФ относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. [1].

Уголовное преследование носит властно -распорядительный характер и связано

непосредственно с ограничением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе. В частности в ходе уголовного процесса применяются меры процессуального принуждения, которые

существенным образом затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В статье 2 Конституции РФ провозглашается о том, что: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

1. Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений.

2. Этим так же объясняется то, что прокурор наделён не только полномочиями осуществлять уголовное судопроизводство, но и обязан обеспечить действительный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Если у прокурора имеются существенные сомнения в виновности обвиняемого или в качестве, правдивости или достаточности доказательств по какому-либо уголовному делу, переданному прокурору, прокурор должен сообщить об этих сомнениях руководящему составу. Затем окружная прокуратура должна решить, целесообразно ли продолжать рассмотрение этого дела.

Прокурор не должен выдвигать или поддерживать обвинения, если он считает, что подсудимый невиновен, независимо от представленных доказательств.

Прокуроры в Окружной прокуратуре округа Солт-Лейк не обязаны предъявлять все возможные обвинения, подтвержденные имеющимися доказательствами. Прокурор вправе по своему усмотрению предъявлять только те обвинения, которые согласуются с доказательствами и отвечают интересам правосудия. Прокурор не должен пытаться использовать решение о предъявлении обвинения в качестве рычага давления (то есть завышения цены) для получения признания вины по менее тяжкому обвинению. Кроме того, следует избегать предъявления чрезмерного количества обвинений или информации просто для того, чтобы обеспечить достаточный рычаг воздействия, чтобы убедить подсудимого признать себя виновным по одному или нескольким обвинениям.

К числу факторов, которые прокурор может учитывать при вынесении обвинительного решения, относятся, но не обязательно ограничиваются ими: [5].

• Характер совершенного преступления;

• История преступника;

• Сомнение в виновности обвиняемого;

• Заинтересованность и выраженные пожелания потерпевшего;

• Любые смягчающие обстоятельства;

• Любые положения о возмещении ущерба;

• чрезмерные расходы на судебное преследование в связи с тяжестью преступления;

• Возможная сдерживающая ценность обвинения;

• Содействие достижению других прокурорских целей путем отказа от судебного преследования;

• Возраст дела;

• Недостаточность допустимых доказательств для обоснования дела;

• Отношение, физическое и психическое состояние подсудимого;

• Обращаться с аналогично расположенными ответчиками одинаково;

• Рекомендации соответствующего правоохранительного органа;

• Возможные ненадлежащие мотивы потерпевшего или свидетеля;

• История неисполнения закона или постановления;

• вероятность судебного преследования со стороны другого органа уголовного правосудия;

• Наличие подходящих диверсионных программ;

• Необоснованные лишения, причиненные обвиняемому.

После тщательного рассмотрения всех вышеперечисленных факторов и переменных величин, если прокурор отказывается от судебного преследования по конкретному делу, прокурору предлагается изложить причины отказа в письме. Этот документ, в дополнение к предоставлению скринингового протокола по делу для нашего офиса, используется для уведомления правоохранительных органов и жертв о рассмотрении уголовного дела и причинах принятия решения. Прокуроры должны отдавать себе отчет в том, что в некоторых случаях письмо об отклонении может быть обнародовано, и поэтому им следует продолжать использовать здравый смысл и ясность в формулировке документа. Все решения скрининга, о которых жертва просила держать ее в курсе дела, доводятся до сведения жертв преступления. Там, где это уместно, решения могут быть доведены до сведения потерпевших в письменной форме или путем личной встречи с ними, если это потребуется.

Прокурор является законным представителем правительства, ответственным за представление доказательств против подозреваемых в уголовном суде. Они работают с полицейскими или другими сотрудниками правоохранительных органов, чтобы привлечь преступников к ответственности. Прокуроры служат как правительству, так и народу и должны действовать в рамках закона. Поведение прокурора определяет, насколько безопасны люди в государстве. Прокуроры могут быть названы прокуратурами, прокурорами Штатов, окружными прокурорами или городскими прокурорами.

Другие обязанности прокурора включают в себя: [2]

• Рассмотрение полицейских отчетов и изучение сопроводительной документации по уголовному делу

• Подготовка доказательств и определение достаточности доказательств, которые приведут к судебному разбирательству в суде

• Опрос сотрудников полиции, потерпевших, свидетелей и экспертов для сбора необходимых доказательств для начала судебного разбирательства

• Составление ходатайств по делу, выдача повесток в суд и заказ лабораторных отчетов

• Представление собранных доказательств в суд для осуждения подозреваемого

Профессия юриста требует обширной подготовки, прежде чем стать прокурором. Первым шагом к тому, чтобы стать прокурором, является получение степени бакалавра. Для поступления в юридическую школу не существует обязательной специальности, но общие предметы включают политику, философию, уголовное правосудие и английский язык.

Поступление в юридическую школу требует прохождения вступительного экзамена в юридическую школу (LSAT).

Юридическая школа обычно занимает три года и приводит к получению степени доктора юриспруденции. Первая половина этого времени обычно отводится на изучение общих аспектов права, таких как договоры, гражданский процесс и деликты. Вторая половина учебного года посвящена более практическим аспектам, таким как спорный судебный процесс, иммиграционное право и антимонопольное законодательство. Студенты проводят часть второго курса юридического факультета в поисках летних стажировок, что дает им возможность практиковать свою профессию.

Во время учебы на юридическом факультете студенты работают стажерами в юридических конторах, чтобы пройти обучение на рабочем месте. Слежка за старшим прокурором во время работы-еще одна распространенная форма обучения на рабочем месте.

Прокуроры нуждаются в сочетании навыков, чтобы хорошо работать: [3]

• Аналитика: прокурор должен понимать, как анализировать информацию, чтобы определить, что является достоверным, а что нет. Как обвинитель, этот навык используется при рассмотрении и подготовке информации, необходимой для начала судебного разбирательства в суде.

• Межличностный: прокурор находится в постоянном общении с людьми. Они строят отношения, чтобы собирать информацию.

• Организация: прокуроры исследуют и систематизируют информацию, которая убеждает судью в обоснованности дела, поэтому они должны обладать способностью связно организовывать информацию и факты.

• Представление: главная задача прокурора-представить информацию, чтобы убедить судью в виновности обвиняемого.

• Коммуникация: прокуроры должны четко общаться, чтобы представить факты и убедить судей в суде первой инстанции. Они часто работают с другими сотрудниками бюро и часто общаются с правоохранительными органами, потерпевшими и свидетелями.

• Решение проблем и критическое мышление: работа прокурора требует, чтобы он критически мыслил, создавая решения проблем.

Прокурор нанимается правительством и работает в правительственном юридическом бюро и, как правило, работает полный рабочий день 40 часов в неделю. Они могут работать сверхурочно при подготовке дела к судебному разбирательству. Работа прокурора требует, чтобы он сидел или стоял в суде, когда идет процесс, и они взаимодействуют с обвиняемыми преступниками, жертвами преступлений и другими адвокатами. Они работают с обычным офисным оборудованием, таким как компьютеры и телефоны.

На сегодняшний день в судебном процессе принимает участие прокурор, так как он оказывает помощь в получении точной информации и сотрудничает с расследованием по данному делу. Это помогает суду вынести правильный приговор. Стоит отметить, что к мнению обвинения в соответствии с вынесением приговора, прокурором предоставляется любая информация защитнику и суду. Данная информация должна быть записана в протокол для того, чтобы в дальнейшем можно пересмотреть обвинительный приговор. В настоящее время если сведения, которые доходят до прокурора являются неточными в протоколе, то прокурор имеет право и должен принять меры по предоставлению правильной и полной информации. В ходе судебного процесса прокурор обязан раскрыть всю известную информацию по данному делу суду и защитнику по смягчающим обстоятельствам до того момента пока не вынесен приговор судом. В настоящее время отметим, что в обязанности прокурора входит раскрытие любых доказательств, которые могут предоставляться им как устно, так и письменно. Данные доказательства прокурором предоставляются суду, защитнику и следователю в ходе судебного разбирательства при вынесении приговора.

В настоящее время существуют определенные задачи в ходе осуществления прокурорского надзора, решением которых занимается сам прокурор, а именно: соблюдение прав и свобод гражданина в ходе досудебного разбирательства по уголовным делам, которые имеют по факту высшую ценность, согласно Конституции РФ; обеспечение верховенства закона, охраняемых законов интересов государства и др.

Стоит отметить, что существуют запреты на осуществление действий, которые унижают честь и достоинство участников уголовного процесса, а также создают опасность для здоровья и жизни. Данные

запреты установлены в уголовном законодательстве (ст. 9 УПК РФ), а также являются принципом уголовного судопроизводства.

При этом в уголовном кодексе установлены нормы: личный обыск; следственный эксперимент; освидетельствование и прочее. Эти нормы конкретны для вышесказанного принципа.

В настоящее время в ходе судебного процесса никто из участников не может подвергаться пыткам, насилию и т.д.

Отметим, что прокуроры должны уделять особое внимание по соблюдению органами расследования оснований и процедур ограничения прав, согласно Конституции на телефонные переговоры, личную неприкосновенность жилища и т.д. в ходе осуществления прокурорского надзора.

На данный момент определены две задачи, решением которых занимается прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве, а именно: осуществляет надзор за соблюдением закона и позволяет эффективно проводить уголовное преследование; служит средством обеспечения верховенства Конституции и защите прав и свобод граждан.

Стоит отметить, что с учетом цели и назначения уголовного судопроизводства прокуратуры определяются задачи прокурорского надзора, а именно: принятие мер к обеспечению защиты личности от необоснованных обвинений или ограничений; контроль соблюдения порядка и условий проведения следственных действий; контроль соблюдения прав всех участников уголовного судопроизводства; контроль соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления; принятие мер, которые направлены на исполнение органами предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов лиц и др.

При этом надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно -розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Вместе с тем полномочия прокурора по надзору за дознанием намного шире по сравнению с надзорными полномочиями за следствием.

Например, прокурор вправе отменять лишь некоторые постановления следователя, это могут быть постановления о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о приостановлении предварительного следствия; о прекращении уголовного дела либо преследования. В остальных случаях выявления нарушений законодательства прокурор вправе принять иные меры прокурорского реагирования.

По мнению К.А. Рыгаловой, «полномочия, предоставленные УПК РФ прокурору в досудебном производстве, свидетельствуют о том, что функция надзора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя является для него основной» [2].

В обеспечении единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении

сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, немаловажную роль сыграл приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», предписывающий осуществлять контроль за соблюдением требований закона при производстве дознания по уголовным делам.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Среди всех направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает именно в сфере дознания и предварительного следствия, причем полномочия прокурора различаются в зависимости от осуществления деятельности органом дознания или органом предварительного следствия.

Список используемой литературы:

1. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика, 2016. № 1. С. 73-80.

2. Бажанов С.В. Влияние актов прокурорского реагирования на правовой режим досудебного производства // Российский следователь, 2017. № 9. С. 46 49.

3. Мухортова М.В. Установление субъективных признаков преступного нарушения специальных правил органами расследования как предмет прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права, 2014. № 10. С. 2290-2296.

4. Рязанцев В.А. Некоторые проблемы передачи уголовных дел и материалов от органа дознания в орган предварительного следствия // Российский следователь, 2017. № 9. С. 17-19.

5. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы российского права, 2018. № 4. С. 185-194.

6. Чукреев В.А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2018. № 5. С. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.