Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 51—54. State service and personnel. 2024;(3):51 —54.
Научная статья УДК 343.163
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-51-54 NIION: 2012-0061-03/24-119
EDN: https://elibrary.ru/BKHCSC MOSURED: 77/27-008-2024-03-319
Прокурорский надзор в сфере закупок как способ обеспечения и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
Наталья Сергеевна Козлова
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности органов прокуратуры по обеспечению и защите прав субъектов предпринимательства в сфере закупок. Автором рассмотрены наиболее распространенные примеры выявляемых нарушений, изучены классификации таких нарушений, встречаемые в научной литературе. Также рассматривается правовая основа, регламентирующая аспекты надзорной деятельности по защите прав предпринимателей как в целом, так и в сфере закупок.
Ключевые слова: прокурорский надзор, закупки, защита прав предпринимателей.
Для цитирования: Козлова Н.С. Прокурорский надзор в сфере закупок как способ обеспечения и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 51—54. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-51-54 EDN: https://elibrary.ru/BKHCSC
Original article
Prosecutor's supervision in the field of procurement as a way to ensure and protect the rights of business entities
Natalia S. Kozlova
All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia),
Moscow, Russia, [email protected]
Annotation. The article is devoted to the analysis of the activities of the prosecutor's office to ensure and protect the rights of business entities in the field of procurement. The author considers the most common examples of detected violations, studied the classifications of such violations found in the scientific literature. The legal framework regulating aspects of supervisory activities to protect the rights of entrepreneurs in general and in the field of procurement is also being considered.
Keywords: prosecutor's supervision, procurement, protection of the rights of entrepreneurs.
For citation: Kozlova N.S. Prosecutor's supervision in the field of procurement as a way to ensure and protect the rights of business entities // Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 51—54. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-51-54 END: https://elibrary.ru/BKHCSC
Стремительное изменение экономики приводит к необходимости поддержки предпринимательства со стороны государства. В связи с этим в последние годы значительное внимание уделяется защите прав предпринимателей, принимаются меры по стимулированию предпринимательской инициативы, а также ликвидации избыточных административных барьеров.
© Козлова Н.С. М., 2024.
Большое значение обеспечению соблюдения прав предпринимателей отводится органам прокуратуры. В соответствии с мнением A.B. Пала-марчука прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательства направлен на «повышение их правовой защищенности, обеспечение свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижение административного давления на бизнес со стороны органов власти, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъек-
№ 3/2024
тов, а также на предупреждение рейдерских захватов собственности»1. Исходя из этого определения, можно выделить некоторые задачи, которые ставятся перед органами прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора в сфере закупок в целях обеспечения прав хозяйствующих субъектов, и включить в них:
1) снижение административных барьеров, необоснованных требований, предъявляемых к исполнителям контракта;
2) обеспечение исполнения прав предпринимателей;
3) обеспечение законности принимаемых в отношении предпринимателей решений.
Поскольку речь идет и о закупках, и о правах субъектов предпринимательской деятельности, мы делаем вывод, что правовую основу данного надзора составляют:
■ Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1;
■ приказ Генпрокуратуры России от 31.08.2023 № 581 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее — приказ ГП РФ № 581);
■ приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
■ приказ Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» от 14.01.2021 № 6 (далее — приказ ГП РФ № 6);
■ Методические рекомендации Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 14.01.2019 № 7-16-2019 (далее — Методические рекомендации), отражающие организацию надзора в сфере закупок.
1 Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: Науч.-метод. пособие / Под общ. ред. начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 2-го класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации A.B. Паламарчука. М., 2014. С. 11
Учитывая положения этих актов, считаем, что рассматриваемый надзор должен носить комплексный характер.
■ Органами прокуратуры в настоящее время выявляются различные нарушения прав субъектов предпринимательства в сфере закупок. Так, среди наиболее распространенных нарушений, встречающихся в прокурорской практике, и наиболее значимых по своим последствиям является неоплата либо несвоевременная оплата тех товаров, работ, услуг, которые были поставлены (выполнены, оказаны) исполнителем контракта. В соответствии с приказом № 6 ГП РФ прокурорским работникам следует при наличии соответствующих оснований проводить проверки соблюдения прав хозяйствующих субъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам, а также на постоянном контроле держать вопросы погашения задолженности2. Схожее по своему содержанию положение содержится в п. 4 Методических рекомендаций3. Не меньшее значение в вопросах выявления таких нарушений занимает и норма приказа ГП РФ № 581, в соответствии с которой органам прокуратуры следует:
■ повысить принципиальность и требователь-
ность в вопросе ликвидации публичными заказчиками задолженности перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам;
■ мерами прокурорского реагирования добиваться соблюдения порядка и сроков оплаты возникших обязательств, ставить вопрос о дисквалификации виновных должностных лиц, а также использовать полномочия по обращению в суд с требованием о возмещении в порядке регресса процессуальных издержек и штрафных санкций4.
2 Приказ Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» от 14.01.2021 № 6, п. 2.9.
3 Методические рекомендации Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 14.01.2019 № 7-16-2019, ч. 4.
4 Приказ Генпрокуратуры России от 31.08.2023 № 581 «Об организации прокурорского надзора за соблюдени-
ем прав субъектов предпринимательской и инвестици-
онной деятельности», п. 10.
№ 3/2024
В свое время Президентом РФ было дано поручение о важности проведения постоянного мониторинга системы закупок в целях обнаружения и предупреждения несоблюдения сроков оплаты по контрактам5. В настоящее время такие проверки проводятся регулярно, в результате чего принимаются меры по ликвидации заказчиками задолженностей, возникших перед исполнителями контрактов. К примеру, прокуратурой Ленинского района г. Саранска была проведена проверка исполнения законодательства в части своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным контрактам. В ходе проверки было установлено, что государственным автономным учреждением Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт»» не обеспечена оплата контрактов за оказанные хозяйствующими субъектами услуги по охране и уборке спортивных объектов за 4 месяца 2023 г. В целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратура района внесла представление руководству учреждения. Кроме того, в отношении руководителя возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ. После вмешательства прокуратуры погашена просроченная задолженность в размере 27,7 млн руб.6
Зачастую заказчиками закупок совершаются действия, которые не позволяют хозяйствующим субъектам быть исполнителями по некоторым контрактам. К таковым действиям можно отнести:
■ несвоевременное размещение информации в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
■ разработку конкурсной документации и указание в ней безосновательно завышенных требований к поставщику;
■ необоснованный отказ в участии каких-либо исполнителей в процедуре закупок (отклонение заявок);
■ необоснованный отказ в заключении контракта и др.
Вместе с тем считаем обоснованной точку зрения Т.И. Отческой, которая отмечает, что, помимо прочих нарушений, заказчиками «допускаются размещения заказов до доведения государ-
5 Поручение Президента Российской Федерации от 13.07.2015 № Пр-1349. Сайт: https://consultantkhv.ru/ periodika/gazeta-vernoe-reshenie/#book/7 (дата обращения 02.08.2024).
6 В Мордовии после прокурорского вмешательства перед предпринимателями погашена задолженность на сумму 27,7 млн руб. Сайт: https://epp.genproc.gov.ru/ web/gprf/mass-media/news/archive?item=93705054 (дата обращения: 21.07.2024).
ственным и муниципальным заказчикам лимитов бюджетных обязательств, нарушения порядка и оценки сопоставления заявок»7.
Не менее важным является вопрос соблюдения прав предпринимателей в сфере закупок органами контроля. Так, за первое полугодие 2024 г. из общего количества поступивших жалоб Федеральная антимонопольная служба России рассмотрела 17 180. В результате обоснованными (в том числе частично) признаны 6963 жалобы (40%)8.
Но нередки случаи, когда исполнители контрактов обжалуют решения контролирующих органов и суды встают на сторону исполнителей. Поэтому в рамках обеспечения соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности в ходе прокурорских проверок необходимо уделять должное внимание законности вынесенных контролирующими органами предписаний и представлений в отношении исполнителей контракта.
Подводя итог проанализированному материалу, мы пришли к выводу, что прокурорский надзор в сфере закупок служит важным инструментом, обеспечивающим права субъектов предпринимательской деятельности, и включает в себя следующие элементы:
1) выполнение заказчиками обязательств контракта по своевременной оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
2) обеспечение законности действий заказчиков, заключающееся в недопущении принятия актов, закупочной документации, отказе в участии в закупке на основаниях, не соответствующих действующему законодательству и ограничивающих доступ к участию в закупках субъектам предпринимательства;
3) выявление фактов ограничения заказчиками конкуренции при осуществлении закупок;
4) обеспечение законности принятых решений органов контроля в сфере закупок в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Представляется, что посредством своевременного выявления этих нарушений, а также принятия мер прокурорского реагирования существенно укрепляется состояние законности не только в сфере обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности, но и в системе закупок в целом.
Список источников
1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
7 Отческая Т.И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей // Пролог: журнал о праве. 2020. № 2(26). С. 48.
8 ФАС подвела итоги контрольной деятельности в сфере закупок за 1 полугодие 2024 года. Сайт: https:// fas.gov.ru/news/33380 (дата обращения: 01.08.2024).
№ 3/2024
2. Приказ Генпрокуратуры России от 31.08.2023 № 581 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности».
3. Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» от 14.01.2021 № 6 // Законность». 2021. № 3.
5. Методические рекомендации Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 14.01.2019 № 7-16-2019.
6. В Мордовии после прокурорского вмешательства перед предпринимателями погашена задолженность на сумму 27,7 млн рублей. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/ news/archive?item=93705054
7. Отческая Т.И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей // Пролог: журнал о праве. 2020. № 2(26). С. 45—53.
8. Поручение Президента Российской Федерации от 13.07.2015 № Пр-1349. - URL:https:// consultantkhv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/ #book/7
9. Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: Науч.-ме-тод. пособие /Под общ. ред. начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 2-го класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации А.В. Паламарчука. М., 2014.192 с.
10. ФАС подвела итоги контрольной деятельности в сфере закупок за 1-е полугодие 2024 года. URL: https://fas.gov.ru/news/33380
References
1. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated 17.01.1992 No.
2202-1 // FZ of the Russian Federation, 11/20/ 1995, No. 47, Article 4472.
2. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated 08/31/2023 No. 581 «On the organization of Prosecutor's supervision over the observance of the rights of business and investment entities».
3. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated 03/27/2009 No. 93 «On the Implementation of Federal Law No. 294-FZ dated 12/ 26/2008 «On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control»».
4. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation «On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation in the field of procurement» dated 14.01.2021 N 6 // Legality. 2021. № 3.
5. Methodological recommendations of the Prosecutor General's Office of Russia «On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on procurement of goods, works and services to ensure state and municipal needs» dated 14.01.2019 No. 7-16-2019.
6. Order of the President of the Russian Federation dated 07/13/2015 No. Pr-1349. URL:https://consultantkhv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/#book/7
7. In Mordovia, after the prosecutor's intervention, the debt in the amount of 27.7 million rubles was repaid to entrepreneurs. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/ archive?item=93705054
8. Otchesky T.I Features of the prosecutor's supervision over the implementation of legislation on the protection of the rights of entrepreneurs // Prologue: Journal of Law. 2020. № 2(26). P. 45—53.
9. Prosecutor's supervision of the execution of laws on the protection of the rights of entrepreneurs: a scientific and methodological manual / Edited by the head of the Main Department for Supervision of the Execution of Federal Legislation of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, State Adviser of Justice of the 2nd class, Candidate of Law, Honored Lawyer of the Russian Federation A.V. Palamarchuk. M., 2014.192 p.
10. FAS summed up the results of control activities in the field of procurement for the 1st half of 2024. URL: https://fas.gov.ru/news/33380
Информация об авторе
Козлова Н.С. — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Статья поступила в редакцию 05.09.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 10.09.2024.
Information about the author
Kozlova N.S. — Senior Lecturer at the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
The article was submitted 05.09.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 10.09.2024.
№ 3/2024