Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ РЕЙДЕРСКОГО ХАРАКТЕРА'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ РЕЙДЕРСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / РЕЙДЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермаков А.Н.

В статье говорится о задачах и роли прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей, состоянии ситуации с рейдерскими захватами в современной России, приводится практика надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ РЕЙДЕРСКОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 4414

А.Н. Ермаков

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ РЕЙДЕРСКОГО ХАРАКТЕРА

В статье говорится о задачах и роли прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей, состоянии ситуации с рейдерскими захватами в современной России, приводится практика надзора.

Ключевые слова: прокурорский надзор, защита прав предпринимателей, рейдерство, предприниматели.

Основы организации прокурорского надзора в сфере расследования преступлений рейдерского характера заложены ведомственным актом «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности» в августе 2005 г. [1] С 2008 г. Генеральная прокуратура реализует соответствующие полномочия уже на основании федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2]. В связи с его принятием и возложением на органы прокуратуры дополнительных функций по обеспечению прав предпринимателей в Генеральной прокуратуре и во всех регионах были образованы специальные подразделения, определены соответствующие сотрудники, ответственные за это направление работы.

Их работа строится по нескольким направлениям. Прежде всего, проверяется законность всех издаваемых органами исполнительной власти нормативных актов, регулирующих предпринимательскую сферу. Это один из ключевых моментов, поскольку каждый незаконный акт может затрагивать права большого числа бизнесменов. Только в 2015 г. по протестам прокуроров в соответствие с законодательством приведено 24 тыс. нормативных актов. В результате были защищены интересы десятков тысяч предпринимателей.

С 2008 года Генеральная прокуратура отвечает за формирование сводного плана проверок субъектов предпринимательства органами контроля и согласование заявок последних о проведении внеплановых мероприятий. Эффективность данной деятельности высоко оценивается как бизнес-сообществом, так и на экспертном уровне. И для этого есть веские причины, поскольку ежегодно почти половина из предлагаемых контролирующими органами проверок прокуратурой не поддерживается. В результате, при формировании плана на 2016 год представители бизнеса избавлены более чем от 300 тыс. визитов проверяющих.

Согласно данным статистики обращений предпринимателей на электронный адрес генерального прокурора businesspravo[почта]genproc.gov.ru чаще всего предприниматели жалуются в Генеральную прокуратуру на рейдерство, а также на необоснованное уголовное преследование [3]. За период с июня по октябрь 2016 г. поступило 399 обращений, из них проблем бизнеса касались 318. Предприниматели жаловались на рейдерство и захват имущества в 112 случаях (35% от числа обращений), на неправомерное уголовное преследование — в 92 случаях (28%). Отметим, эта тенденция стала заметна уже после первого месяца работы адреса. Далее по частоте идут жалобы на нарушения при публичных услугах (например, при выдаче лицензий) и госзакупках — 58 обращений (18%). Как показала статистика, активнее всего обращаются в прокуратуру предприниматели Центрального федерального округа (97 писем), Приволжского и Южного федерального округов (по 55 сообщений). Меньше всего обращений из Дальневосточного округа (13) (см. рис. 1).

© Ермаков А.Н., 2016.

Нарушения при административном

принуждении (карантин, досмотр):

Нарушения при публичных услугах и госзакупках; 18%;

Нарушения при проверках; 9%

Рейдерство и захват .имущества; 35%;

Неправомерное уголовное преследование; 28%:

Рис. 1. Статистика обращений предпринимателей на электронный адрес генерального прокурора, 2016 г.

Таким образом, указанный выше канал прямой коммуникации бизнеса и Генеральной прокуратуры России оказался крайне востребован и продолжает свою работу в онлайн режиме.

Генеральная прокуратура намерена лоббировать расширение своих полномочий, в основном в отношении других органов власти. Так, Президенту внесено предложение о расширении оснований для согласования с прокурорами внеплановых проверок. В настоящее время контролирующие ведомства используют т.н. «лазейки в законе» при проведении административных расследований и контроле за исполнением предписаний, например полномочия антикартельного управления Федеральной антимонопольной службы.

Рис. 2. Полномочия прокуратуры по защите предпринимателей [6]

В 2015 году органами прокуратуры Российской Федерации проведена антикоррупционная экспертиза более 916 тыс. нормативных правовых актов (в 2014 году - 848 тыс.). Выявлено более 45 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (в 2014 году - 43 тыс.) [5]. В указанных нормативных правовых актах содержалось более 55 тыс. коррупциогенных факторов (в 2014 году -более 53 тыс.). По результатам принятых мер прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из более 41 тыс. нормативных правовых актов (за 2014 год - около 40 тыс.).

Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые права граждан, интересы общества и государства. Так, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, Генеральная прокуратура направила в Ростехнадзор требование об исключении коррупциогенных факторов из Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Рос-технадзора от 14.11.2013 № 538 (в редакции приказа от 03.07.2015 № 266).

Таким образом, главной задачей прокурорского надзора в сфере защиты предпринимателей является пресечение незаконных действий органов государственного контроля и надзора в отношении предпринимателей, фактов ограничения свободы экономической деятельности, попыток рейдерских захватов собственности.

Еще одной из первостепенных задач прокурорского надзора Российской Федерации в настоящее время является исполнение поручения Президента Российской Федерации о подготовке нормативных правовых актов, определяющих порядок создания и ведения единого реестра учета плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля, размещения информации об их результатах и принятых мерах.

С июля 2015 года Генеральная прокуратура является оператором Единого реестра проверок [6]. Соответствующий ресурс размещается на специализированном сайте в Интернете, любой предприниматель может узнать, кто, когда и в связи с чем будет его проверять. Очень важно, что за проведение проверок без согласования с органами прокуратуры, либо их невключение в Единый реестр предусмотрена административная ответственность должностных лиц вплоть до дисквалификации. С 2010 г. различным административным взысканиям по инициативе прокуратуры подвергнуто почти 6,5 тыс. контролеров (см. рис. 3).

Из 875 тысяч предложенных контролерами мероприятий в сводный план включены проверки в отношении 397 тысяч хозяйствующих субъектов.

Результаты работы прокуроров в сфере контрольно-надзорной деятельности

Из 44 тысяч заявлений контролеров о согласовании

внеплановых проверок отклонено более 18,5 тысяч.

К административной ответственности за несоблюдение требований о государственном и муниципальном контроле привлечено около 2 тысяч должностных лиц.

Рис. 3. Результаты работы прокуроров в сфере контрольно-надзорной деятельности [6]

Кроме того, органы прокуратуры проводят целевые надзорные мероприятия. Так, в 2016 году Генеральной прокуратурой проверено исполнение законодательства органами государственной власти и контроля в сфере инвестиционной деятельности (см. рис. 4).

Рис. 4. Направления соблюдения прав инвесторов [6]

В результате опротестовано почти 3 тыс. незаконных правовых актов, ограничивающих инвестиционную активность. По результатам этой проверки более 1,5 тыс. виновных должностных лиц привлечено к административной и дисциплинарной ответственности (см. рис. 5).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ

• пресечено свыше 23,5 тысяч нарушений закона;

• внесено более 7,3 тысяч представлений;

• опротестовано 3 тысячи незаконных правовых актов;

• в суды предъявлено более 400 заявлений;

• к дисциплинарной ответственности привлечено 1,5 тысячи должностных лиц;

• к административной ответственности привлечено более 200 лиц.

Рис. 5. Результаты проверки соблюдения прав инвесторов (2015 г.) [6]

В зоне особого внимания находится законность привлечения предпринимателей к уголовной ответственности (см. рис. 6). Прокуроры незамедлительно и жестко реагируют на случаи незаконного возбуждения в отношении бизнесменов уголовных дел, незаконного изъятия документов и ареста имущества и другие факты ограничения их прав в сфере уголовного судопроизводства.

Грамотная организация прокурорско-надзорных мероприятий за исполнением законов, направленных на противодействие рейдерским захватам имущества (имущественных прав), профилактика правонарушений и преступлений в указанной сфере правоотношений, своевременность внесения мер реагирования позволит не только повысить эффективность прокурорского надзора, но и обеспечить нормальное функционирование субъектов предпринимательской деятельности в гражданском обороте.

РЕЗУЛЬТАТЫ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (2015 ГОД)

Принесено протестов 25 тыс.

Внесено представлений 29,8 тыс.

В суды направлено заявлений 3 тыс.

К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 27 тыс.

По материалам проверок возбуждено уголовных дел 98

Рис. 6. Результаты надзорной деятельности в сфере защиты прав предпринимателей [6]

Действующие организационные, тактические основы прокурорского надзора, как средства противодействия рейдерским захватам, методики проведения проверок исполнения законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о хозяйственных обществах, законодательства о ценных бумагах и банкротстве в части противодействия рейдерским захватам чужого имущества призваны сориентировать прокуроров при осуществлении деятельности по противодействию криминальному рейдерству.

Библиографический список

1.Приказ от 17 августа 2005 года N 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности» (утратил силу на основании приказа Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» (с изменениями на 30 апреля 2009 года) [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 10.10.2016)

2.Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 4 июля 2016 года [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 10.10.2016)

3.С. Окунь. Как проходит XX Санкт-Петербургский международный экономический форум / Газета "Коммерсантъ" №106 от 17.06.2016, стр. 4

4.Информация о работе органов прокуратуры Российской Федерации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 2015 год. 28 сентября 2016 //[электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/anticor/expert/nadzor/document-1124008/ (дата обращения 10.10.2016)

5.Федеральная государственная информационная система Единый реестр проверок [электронный ресурс]. -Режим доступа: https://proverki.gov.ru/wps/portal/main (дата обращения 10.10.2016)

6.Материалы Генеральной прокуратуры РФ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/ (дата обращения 10.10.2016)

ЕРМАКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - магистрант факультета магистерской подготовки, Академии Генеральной прокуратуры РФ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.