ИЗ-КАРТЭКС
Производству ижорских карьерных экскаваторов
лет
Д.А. Мельников, главный конструктор ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»
Т.В. Донченко, канд. техн. наук, начальник управления маркетинга ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»
Д.А. Шибанов, канд. техн. наук, менеджер продукта ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»
А.А. Емельянов, главный конструктор проекта ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»_
ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова» (палее ИЗ-КАРТЭКС) образовано на основе экскаваторного производства Ижорского завопа. 2017 гоп пля «ижорских» экскаваторов является юбилейным, их изготавливают на производственных площадях ИЗ-КАРТЭКС и поставляют на горнодобывающие предприятия на протяжении уже 60 лет.
В 1957 г. в целях возросшей потребности народного хозяйства в карьерных гусеничных экскаваторах вышло постановление совета министров РСФСР об организации на Ижорском заводе производства экскаваторов ЭКГ-8, разработанных на Уралмашзаводе. Всего с 1958 по 1965 г. на Ижорском заводе было произведено 236 экскаваторов ЭКГ-8.
В 1964 г. экскаваторным производством Ижорских заводов разрабатывается легендарный и самый массовый ижорский экскаватор ЭКГ-8И (рис. 1), который выпускался вплоть до 1989 г. За четверть века на горнодобывающие предприятия поставлено 2250 ед. экскаватора ЭКГ-8И. В эти же годы разработаны его модификации с удлиненным рабочим оборудованием - ЭКГ-4У и ЭКГ-6,3УС, которых в сумме реализо-
Рис. 1 Экскаватор ЭКГ-8И на карьере ОАО «Тургоякское рудоуправление (Челябинская область)
вано 433 единицы. Экскаваторы ЭКГ-8И и по настоящее время еще эксплуатируются на горных предприятиях России и стран бывшего СССР.
В 1969 г. изготовлен экскаватор ЭКГ-12,5. Уникальность данной модели заключается в ходовой тележке: специально для работы на перегрузки была разработана конструкция хода с четырьмя гусеничными рамами. Однако, не смотря на специальное назначение, экскаваторы ЭКГ-12,5 эксплуатировались на различных участках карьеров при ведении многих видов горных работ. Общий выпуск экскаваторов ЭКГ-12,5 по 1986 г. составил 82 единицы.
Производство всем известных ЭКГ-10 (рис. 2) и ЭКГ-15, которые пришли на замену экскаваторам ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5 соответственно, было запущено в 1984-1985 гг. Экскаваторы ЭКГ-10 и ЭКГ-15М, как классические модели ижорских экскаваторов, имеют модификации с удлиненным рабочим оборудованием - это ЭКГ-5У, ЭКГ-8УС (модификации ЭКГ-10) и ЭКГ-8У, 12УС (модификации ЭКГ-15). Итого с 1984 г. изготовлено 653 и 124 экскаватора ЭКГ-10 и ЭКГ-15, а также их модификаций. Доля экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием составляет 17-20% от общего числа поставок. Все вышеупомянутые экскаваторы изготавливаются в ИЗ-КАРТЭКС и поставляются заказчикам по настоящее время.
В общей сложности за 60 лет на горнодобывающие предприятия России, СНГ и зарубежных стран поставлено 3804 карьерных экскаватора производства ИЗ-КАРТЭКС.
В настоящее время ИЗ-КАРТЭКС выпускает линейку электромеханических экскаваторов канатного и реечного типа, способных работать в комплексе с карьерным транспортом грузоподъемностью до 360 т. Линейка экскаваторов ИЗ-КАРТЭКС представлена семью моделями 3-х типоразмерных групп (табл. 1).
В 2009 г. был поставлен экскаватор ЭКГ-12К -первый экскаватор новой продуктовой линейки, на Оленегорский железорудный карьер, где успешно прошёл опытно-промышленные испытания, по результатам которых данная модель запущена в
серийное производство. По настоящее время произведено и поставлено 17 ед. ЭКГ12К, основные потребители которых железорудные карьеры: Стойленский ГОК и Михайловский ГОК (Россия), Ингулецкий и Северный ГОКи (Украина), Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (Казахстан).
Второй реализованной моделью новой продуктовой линейки ИЗ-КАРТЭКС стал экскаватор ЭКГ18Р. С апреля по июнь 2011 г. после успешных приемо-сдаточных испытаний на Тал-динском угольном разрезе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» приступили к работе два экскаватора ЭКГ18Р. В 2012 г. на Калтанском угольном разрезе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» смонтированы и введены в эксплуатацию ЭКГ18Р №3, а в 2013 г. на Краснобродском и Талдинском угольных разрезах - ЭКГ18Р №4 и №5.
В сентябре 2011 г. завершились приемо-сдаточные испытания и начата опытно-промышленная эксплуатации экскаватора ЭКГ32Р на Краснобродском угольном разрезе, а 2014 г. экскаваторный парк разреза пополнился вторым экскаватором данной модели. Карьерный экскаватор ЭКГ32Р предназначен для отработки забоев высотой до 20 м в комплексе с транспортными средствами грузоподъемностью 190-360 т и является самым мощным карьерным экскаватором в истории отечественного машиностроения. Вместимость основного
Линейка карьерных экскаваторов ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова
Типоразмерная группа Модель Тип напорного механизма Полезная нагрузка в ковше, т Вместимость основного ковша, м3 Рабочая масса, т
I ЭКГ-10 канатный 20 10 410
ЭКГ-12К канатный 24 12 420
■ ЭКГ-15М канатный 32,5 15 700
ЭКГ-18Р реечный 40 20 720
ЭКГ-20К канатный 700
ЭКГ-20КМ канатный 50 25 760
III ЭКГ-32Р реечный 63 35 1050
ковша ЭКГ32Р составляет 35 м3 при рабочей массе - 1050 т.
В декабре 2016 г. на угольном разрезе АО «Междуречье» приступил к работе ЭКГ32Р с заводским номером 3. При создании нового экскаватора были учтены конструктивные особенности его предшественников. Прогнозируемая производительность ЭКГ32Р №3, исходя из плана горных работ на предприятии, - 30 тыс. м3 породы в сутки.
В ИЗ-КАРТЭКС впервые в практике экскаваторостроения разработана концепция создания на единой базе экскаватора канатного либо реечного рабочего оборудования. Данная концепция полностью реализована моделью ЭКГ18Р/20К. Реечная модификация (ЭКГ18Р) успешно эксплуатируется на угольных разрезах Кузбасса, а канатная (ЭКГ-20К) - с 2014 г. на карьере Мурунтау Навоийского ГМК в количестве 2-х единиц.
ЭКГ20К оснащен ковшом вместимостью 20 м3 и является первым российским экскаватором данного типоразмера с канатным механизмом напора. Указанные экскаваторы отличаются от экскаваторов ЭКГ18Р только рабочим оборудование (стрела, рукоять, ковш), а также механизмом напора и его расположением.
Экскаваторы ЭКГ20К в условиях карьера Мурунтау ведут экскавацию руды и скальной вскрыши и показывают высокие результаты: максимально достигнутая месячная производительность составляет 560 тыс. м3/мес.
Дальнейшим развитием модельного ряда экскаваторов в классе 20-25 м3 стал экскаватор ЭКГ20КМ. Полезная нагрузка в ковше экскаватора ЭКГ20КМ по сравнению ЭКГ20К за счет усиления базовых металлоконструкций и применения приводов напора и подъема новой конструкции и повышенной мощности увеличена на 25% и составляет 50 т.
Экскаватор ЭКГ20КМ №1 введен в эксплуатацию в 2014 г. на карьере ОАО «Лебединский ГОК», где эксплуа-
Рис. 3 Экскаватор ЭКГ-20КМ на Южном карьере АО «Карельский окатыш» (входит в горнодобывающий дивизион ПАО «Северсталь»
тируется в тяжелых горно-геологических условиях и ведет экскавацию железных руд и скальной вскрыши с плотностью в целике 3,4 т/м3 (в разрыхленном состоянии до 2,5 т/м3). При этом, суточная производительность ЭКГ-20КМ достигает 15 тыс. м3/сутки, что эквивалентно 300-350 тыс. м3/месяц, при должных организации ведения горных работ и буровзрывной подготовки горной массы.
На Южном и Центральном карьерах АО «Карельский окатыш» - одном из ведущих комбинатов по добыче и переработке железной руды в России, производящим 20% всех российских железорудных окатышей, запущено четыре экскаватора ЭКГ-20КМ (рис. 3) два экскаватора в 2016 г. и два - в 2017 году.
Приобретение экскаваторов ЭКГ-20КМ обусловлено для предприятия необходимостью увеличения объемов добычи и снижения себестоимости экскавации горной массы. Запуск новых машин позволит комбинату постепенно вывести из эксплуатации экскаваторы ЭКГ-10, в данный момент составляющие основу экскаваторного парка предприятия.
В качестве перспективных направлений для горной промышленности ИЗ-КАРТЭКС расширяет свою продуктовую линейку и разрабатывает дизель-гидравлический буровой станок, и также как развитие инновационного направления по созданию интеллектуального экскаватора, ведет работу по созданию системы дистанционного управления карьерным экскаватором.
Буровой станок МР-200 (рис. 4) массой 55 т с диаметром бурения взрывных скважин 150-250 мм будет иметь гидравлический привод всех основных
:
ы
■i
Рис. 4 Буровой станок МР-200
и вспомогательных устройств. В качестве силовой установки будет использоваться дизельный двигатель отечественного производства, который уже успешно прошел испытания на аналогичном буровом станке на угольных разрезах Кузбаса. В конструкцию бурового станка заложены современные технические решения, гарантирующие его высокую надёжность и производительность в условиях Российских горнодобывающих предприятий. Для станка МР-200 разработана кабина оператора, отвечающая lli всем современным требованиям эргономики и ди-' Й : зайна. Кабина оснащена креслом оператора с высокой степенью виброизоляции, системой контроля климата и очистки воздуха, а также различными бытовыми удобствами. В конструкции станка предусмотрены специальные меры по снижению вредных производственных факторов, влияющих на оператора: виброгасители, фильтровентиляционная система и другие технические решения.
Таким образом, современные инженерные решения, низкая стоимость владения, универсальность позволяют экскаваторам ИЗ-КАРТЭКС найти применение на горнодобывающих предприятий России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Украины, Индии, Китая, Монголии, Вьетнама и других стран, ведущих разработку месторождений железной руды, угля, меди, золота, алмазов, бокситов, апатита, строительных материалов, в том числе известняка для нужд цементной промышленности.
ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»
196650, Санкт-Петербург, Ижорский завод, дом б/н тел.: +7 (812) 322-8372 факс: +7 (812) 322-8761 e-mail: iz-kartex@iz-kartex.com iz-kartex.com