Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 5 (439).
Философские науки. Вып. 56. С. 16-20.
УДК 008 DOI: 10.24411/1994-2796-2020-10502
ПРОИЗВОДСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЯХ
К. М. Мартиросян
Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Россия
Статья посвящена роли и функциям эмоционального капитала в современном производстве культурных продуктов в культурных индустриях и его значению в современной коммодификации социокультурной деятельности в условиях конкурентной рыночной среды.
Ключевые слова: культурное производство, культурные индустрии, сфера досуга, субкультуры, стиль жизни, нематериальные формы капитала, эмоциональный капитал.
Современная культура в процессе развития общества и утверждения в нём индустриальных форм в различных областях социальной деятельности способствовала трансформации многих привычных форм досуговой активности. С усложнением общества, его дифференциации по различным моделям стиля жизни социокультурные потребности и их опривычивание, с одной стороны, стали носить мультиатрибутивный характер [1, с. 138], с другой стороны, тиражирование однотипных культурных продуктов потребовало креативности и развития инновационной деятельности, усилило формообразование новых видов культурных продуктов, которые включились в конкуренцию на рынке услуг в социокультурной сфере [2]. Большинство форматов современной социокультурной деятельности в сфере производства культурных благ стало проектным, с достаточно коротким жизненным циклом, потому что возможности тиражирования продуктов социокультурной деятельности вынуждают к острой конкуренции и поиску новых идей для получения конкурентных преимуществ на рынке социокультурных услуг.
В связи с изменениями в структуре свободного времени в социальных практиках современных людей возросла роль досуга и досугового времени [3]. В результате продукция формирующихся и развивающихся культурных индустрий превратилась в значимый фактор рынка, создающий различные нематериальные формы капитала, причём «культурные блага имеют такую природу, которая заключается в том, что их ценность отчасти принимается на веру» [4, с. 205], в том числе и различные формы эмоционального капитала, означенные позитивной коннотацией. Люди современного общества, образующие целевые сегменты, в силу огромных потоков информации, которые они не в состоянии обработать, проживающие в сосуществующих одновременно различ-
ных формах реальности — актуальной, медийной, виртуальной, игровой оказываются доступны для внушения и манипуляций, что резко повышает статус их эмоционального состояния, которое символизирует и номинирует факты и события из различных форм реальности, создавая в индивидуальном сознании некий контаминированный образ реальности, сформированный по законам социального конструирования [2; 5, с. 83]. Символы являются важнейшим элементом означивания в культуре, придавая материальным и нематериальным объектам значение, которое варьируется от индивидуального номинирования и оценивания до коллективного признания, санкционированного обществом и государством — например, денежные знаки, кибервалюта, памятники выдающимся деятелям, оставившим свой след в национальной или мировой истории. Символы могут иметь визуальный, вербальный или креолизованый характер, наполняться различными смыслами, иметь различный срок бытия в общественном сознании, переозначиваться в соответствии с динамикой аксиологических норм, принятых в конкретной культуре. Символы отражают конвенциональные соглашения о принятых в культуре, на текущий момент, их интерпретации, которая санкционирована властными институтами и общественным мнением [6]: «Производство образов, знаков, символов, слов, проекций является основой современной экономики, которая воплощает процесс циркуляции семиотических благ. В условиях се-миокапитализма именно язык выступает в роли основного источника производства и накопления богатства» [7, с. 120].
Социокультурные услуги в сфере досуговой деятельности, предлагаемые на рынке как результат культурного производства, обладают потребительской стоимостью и могут быть оценены как в денежных, так и в нематериальных активах, ос-
нованных на культурной стоимости, убедительно описанной Д. Тросби [8]. К этим капиталам Д. Тросби отнёс символический и социальный капиталы, но, как нам представляется, неоправданно не обратил внимание на эмоциональный капитал, в то время как именно эмоциональный капитал является едва ли не основным в потреблении социокультурных продуктов, а он, в свою очередь, непосредственно связан со сферой мотивационной активности людей [9—11].
Важную роль в современной досуговой сфере играет эмоциональный капитал. Люди стараются обрести новые эмоции, приобретая продукты развлекательной индустрии. Впервые на эмоциональный капитал как форму приобретения удовлетворения духовных потребностей человека обратили внимание Г Беккер и К. Ланкастер в работах, по-свящённых домашнему производству в середине 1950-х г. [12; 13].
Этот подход в основу теории эмоционального капитала положил К. Томпсон [14]. Теория К. Томпсона была развита в ряде работ [15-19], а Д. Ри в 1990-е гг. сформулировал актуальную до сих пор модель дизайна впечатлений, основанную на оценке роли эмоционального восприятия в процессе приобретения и использования различных товаров и услуг, в том числе и продуктов культурных индустрий [20].
Современное социокультурное производство развивается в основном в пространствах городских локаций: современный город представляет собой место, в котором жизнь подчинена искусственно заданным темпоритмам, потребности являются во многом следствием целенаправленного социального конструирования (например, моды), социокультурные практики в городе реализуются в условиях постоянных модификаций и изменений, преодолевающих прошлый опыт (например, в индустрии моды, в индустрии шоу-бизнеса, в системе индустрии детских клубов и т. п.). [21; 22].
При этом создаваемые в рамках современной социокультурной деятельности культурные продукты являются своеобразными медиаторами между визуализированными действиями и эмоциональной сферой человека, продуцируя эмоциональный и символический капитал, формируя социокультурную идентичность у потребителей продуктов культурного производства на основе иконической дифференциации [23].
Современные культурные индустрии в сфере организации досуга, ориентированного на рекреацию и эмоциональный гедонизм, основаны
на имманентном свойстве визуальных образов трансформировать актуальную реальность в ико-ническую, вызывать эмпатию у потребителя и наделять визуализированный культурный продукт символическим означиванием и смыслами, отсутствующими у реального прототипа в актуальной реальности [23].
По мнению Ж. Бодрийяра, логика рационального поведения людей в транзакционном процессе обмена стоимостями изменяется в условиях доминанты символических значений и рефлексивного восприятия этих маркеров в индивидуальном сознании людей как визуальных атрибутов статуса [24].
П. Бергер и Т. Лукман сформулировали концептуальный подход к социальному конструированию реальности как высшей формы социальной реальности (par excellence). Созданная в сознании людей картина реальности, подчиняя себе восприятие внешнего окружения, начинает оказывать детерминирующее воздействие на отношение человека к окружающей действительной реальности: «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира» [25, с. 38].
Современная жизнь и различные виды социальной деятельности, включая социально-политическую и социально-экономическую, приобретают эстетизированную культурную доминанту [26, р. 15]. В новых условиях на смену стандартизации образа жизни и социальной стратификации общества приходит дифференциация по внутренне гомогенным сегментам, основанным на коллективной и индивидуальной идентификации с различными субкультурными моделями социального самовыражения на основе отнесения себя к той или иной субкультуре [27]. Становясь потребителем продуктов культурного производства, современный человек имплантирует себя в эмоциональное поле ритуальных интеракций, которое определяет и направляет его дальнейшее поведение и эмоциональную оценку социальных практик в сфере досуга [28]. По существу современное производство культурных продуктов в рамках культурных индустрий превратилось в производство эмоционального капитала, которое основывается на символических ресурсах бизнеса развлечений [29].
Эмоциональный капитал стал доминантной формой нематериального капитала в современном культурном производстве, что предполагает необходимость его всестороннего изучения. Развитие
18
К. М. Мартиросян
духовной сферы, стремление к позиционированию культурных продуктов среди стандартизированных образцов, попытки определить себя в социально-ролевой структуре сообщества и иденти-
фицировать себя в том или качестве — всё это является предпосылками дальнейшего возрастания роли эмоционального капитала в культурном производстве и культурной жизни.
Список литературы
1. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок : пер. с англ. / под ред. В. Б. Колчанова. — СПб. : Питер, 2008. — 800 с.
2. Пайн, Дж. Б. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена / Дж. Б. Пайн, Х. Дж. Гилмор. — М. : Вильямс, 2005. — 299 с.
3. Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодёжи: диагностика и тенденции изменений / А. В. Петров // Социолог. исслед. — 2008. — № 2. — URL: http://www.isras.ru/socis_2008_2.html
4. Долгин, А. Б. Экономика символического обмена / А. Б. Долгин. — M. : Инфра-М, 2006. — 632 с.
5. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. — М. : Акад. проект, 2007. — 335 с.
6. Бариле, Н. Брендирование «я» в эпоху эмоционального капитализма. Эксплуатация «просьюме-ров» от риторики double-bind к гегемонии исповеди / Н. Бариле // Логос. — 2015. — № 3 (105). — С. 138161.
7. Наумова, Е. И. Капитализм и культура: философский взгляд / Е. И. Иванова. — М. : Фонд развития конфликтологии, 2015. — 138 с.
8. Тросби, Д. Экономика и культура / Д. Тросби ; пер. с англ. И. Кушнаревой. — 2-е изд. — М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. — 254, [1] с.
9. Сувалко, А. С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств: препринт WP20/2013/05 / А. С. Сувалко. — М. : Издат. дом Высш. шк. экономики, 2013. — 48 с.
10. Де Серто, М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / М. де Серто ; пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной ; под науч. ред. К. Ермошиной. — СПб. : Издательство ЕУСПб, 2013. — 330 с.
11. Codeluppi, V. Manuale di Sociologia dei Consumi / V. Codeluppi. — Roma : Carocci, 2006. — 189 р.
12. Беккер, Г. С. Человеческое поведение: экономический подход : пер. с англ. / Г. С. Беккер [сост., науч. ред. пер., авт. послесл. Р. И. Капелюшников]. — М. : ГУ ВШЭ, 2003. — 670, [1] с.
13. Lancaster, K. J. Consumer Demands: A New Approach / K. J. Lancaster. — New York : Columbia University Press, 1971. — XII, 177 р.
14. Thompson, K. Emotional Capital / K. Thompson. — Oxford : Capstone, 1998. — xviii, 340 р.
15. The sociology of emotions: Original essays and research papers / eds by A. H. Fisher, D. Frank, E. McCarthy. — Greenwich : JAI Press, 1989. — XX, 320 p.
16. Wasko, J. Understanding Disney: The manufacture of fantasy / J. Wasko. — Malden (Massach.) : Blackwell, 2001. — 261 p.
17. Emotions at work / eds by R. L. Payne, C. L. Cooper. — Chichester : Wiley, 2001. — 344 p.
18. Йенсен, Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес / Р. Йенсен. — СПб. : Стокгольм. шк. экономики в С.-Петербурге, 2002. — 179 с.
19. Производство и потребление культурных продуктов: круглый стол «ОЗ» 23 сентября 2005 г. // Отеч. зап. — 2005. — № 4 (25). — URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/proizvodstvo-i-potreblenie-kulturnyh-produktov
20. Rhea, D. A new perspective on design: focusing of customer experience / D. Rhea // Design Management Journal. — 1992. — Vol. 9, № 4. — P. 10-16.
21. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс. — М. : Праксис, 2011. — 352 с.
22. Бедаш, Ю. А. Город как эмоциональное пространство / Ю. А. Бедаш // Вестн. СамГУ. — 2014. — № 9 (120). — С. 40-45.
23. Giesen, B. Iconic Difference and Seduction / B. Giesen // Iconic Power: Materiality and Meaning in Social Life. — New York : Palgrave Macmillan, 2012. — P. 203-218.
24. Лебенстайн, Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / Х. Лебенстайн // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса : в 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. — СПб. : Экон. шк., 2000. — Т. 1. — С. 304-326.
25. Бергер, П. Л. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Л. Бергер, Т. Лукман. — М. : Моск. филос. фонд — Academia-центр : Медиум, 1995. — 322, [1] с.
26. Lash, S. Economies of Sings and Space / S. Lash, J. Urry. — London : Sage, 1994. — 351 p.
27. Konings, M. The Emotional Logic of Capitalism: What Progressives Have Missed / M. Konings. — Stanford (Calif.) : Stanford University Press, 2015. — 184 p.
28. Коллинз, Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения : пер. с англ. / Р. Коллинз. — Новосибирск : Сиб. хронограф, 2002. — 1282 с.
29. Маанен, Дж. В. Фабрика улыбки: работа в Диснейленде / Дж. В. Маанен // Антология организационной психологии / под ред. Б. М. Стоу. — М. : Вершина, 2005. — С. 376-389.
Сведения об авторе
Мартиросян Карен Минасович — доктор философских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, декан факультета социально-культурной деятельности и туризма Краснодарского государственного института культуры. Краснодар, Россия.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. No. 5 (439). Philosophy Sciences. Iss. 56. Рp. 16-20.
PRODUCTION IN SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN CULTURAL
INDUSTRIES
K.M. Martirosyan
Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia
The article is devoted to the role and functions of emotional capital in the modern production of cultural
products in cultural industries and its significance in modern commodification of sociocultural activities in
a competitive market environment.
Keywords: cultural production, cultural industries, leisure, subcultures, lifestyle, intangible forms of capital, emotional capital.
References
1. Lamben Zh.-Zh. (2008) Menedzhment, orientirovannyj na rynok [Management, oriented to the market]. St. Petersburg, Piter Publ. 800 p. [in Rus].
2. Pajn Dzh. B., Gilmor X. Dzh. (2005) Ekonomika vpechatleniy. Rabota — eto teatr, a kazhdyj biznes — stsena [The Economics of impressions. Work is theater, and every business is a stage]. Moscow. 299 p. [in Rus].
3. Petrov A.V. (2008) Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 2, available at: http://www.isras.ru/socis_2008_2. html [in Rus].
4. Dolgin A.B. (2006) Ekonomika simvolicheskogo obmena [Economy of symbolic exchange]. Moscow, Infra-M Publ. 632 p. [in Rus].
5. Bodrijyar Zh. (2007) K kritike politicheskoj ekonomii znaka [To the critique of political economy of the sign]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 335 p. [in Rus].
6. Barile N. (2015) Logos, no. 3 (105), pp. 138-161. [in Rus].
7. Naumova E.I. (2015) Kapitalizm i kul'tura: filosofskiy vzglyad [Capitalism and culture: a philosophical view]. Moscow, Publ. of Fond razvitiya konfliktologii. 138 p. [in Rus].
8. Trosbi D. (2018) Ekonomika i kul'tura [Economics and culture]. 2nd ed. Moscow. 254 p. [in Rus].
9. Suvalko A.S. (2013) Emotsional'nyy kapitalizm: kommertsializatsiya chuvstv [Emotional capitalism: commercialization of feelings]. preprint WP20/2013/05. Moscow. 48 p. [in Rus].
10. De Serto M. (2013) Izobreteniye povsednevnosti. 1. Iskusstvo delat' [The Invention of everyday life. 1. The art of making]. St. Petersburg. 330 p. [in Rus].
11. Codeluppi V. (2006) Manuale di Sociologia dei Consumi. — Roma, Carocci. 189 p. [in Ital.].
12. Bekker G. S. (2003) Chelovecheskoye povedeniye: Ekonomicheskiy podkhod [Human behavior: an economic approach]. Moscow. 670 p. [in Rus].
20
К. M. Mapmupocm
13. Lancaster K.J. (1971) Consumer Demands: A New Approach. New York: Columbia University Press. XII, 177 p.
14. Thompson K. (1998) Emotional Capital. Oxford, Capstone. xviii, 340 p.
15. Fisher A.H., Frank D., McCarthy E. (Eds). (1998) The sociology of emotions: original essays and research papers. Greenwich, JAI Press. XX. 320 p.
16. Wasko J. (2001) Understanding Disney: The manufacture of fantasy. Malden (Massach.), Blackwell. 261 p.
17. Payne R.L., Cooper C.L. (Eds). (2001) Emotions at work. Chichester: Wiley. 344 p.
18. Jensen R. (2002) Obshchestvo mechty. Kak gryadushchiy sdvig ot informatsii k voobrazheniyu preobra-zit vash biznes [Dream Society. How the upcoming shift from information to imagination will transform your business]. St. Petersburg. 179 p. [in Rus].
19. Proizvodstvo i potreblenie kul'turnykh produktov: kruglyy stol «OZ» 23 sentyabrya 2005 g. (2005). Otechestvennyye zapiski, no. 4 (25), available at: http://www.strana-oz.ru/2005/47proizvodstvo-i-potreblenie-kulturnyh-produktov [in Rus].
20. Rhea D. (1992) Design Management Journal, vol. 9, no. 4, pp. 10-16.
21. Giddens E. (2011) Posledstviya sovremennosti [Consequences of modernity]. Moscow, Praksis Publ. 352 p. [in Rus].
22. Bedash Yu.A. (2014) Vestnik SamGU, no. 9 (120), pp. 40-45. [in Rus].
23. Giesen B. (2012) Iconic Power: Materiality and Meaning in Social Life. New York, Palgrave Macmillan. Pp. 203-218.
24. Lebenstajn X. (2000) Vekhi ekonomicheskoy mysli. Teoriya potrebitefskogo povedeniya i sprosa v 3 tomakh. St. Petersburg. Vol. 1, pp. 304-326. [in Rus].
25. Berger P.L., Lukman T. (1995) Sotsialnoye konstruirovaniye real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge]. Moscow. 322 p. [in Rus].
26. Lash S., Urry J. (1994) Economies of Sings and Space. London, Sage Publ. 351 p.
27. Konings M. (2015) The Emotional Logic of Capitalism: What Progressives Have Missed. Stanford (Calif.), Stanford University Press. 184 p.
28. Kollinz R. (2002) Sotsiologiya filosofiy. Global'naya teoriya intellektual'nogo izmeneniya [Sociology of philosophies. Global theory of intellectual change]. Novosibirsk, Sibirskiy khronograf. 1282 p. [in Rus].
29. Maanen Dzh.V. (2005) Antologiya organizatsionnoypsikhologii. Moscow. Pp. 376-389. [in Rus].