Научная статья на тему 'Производство углеводородных топлив на основе альтернативного ненефтяного сырья'

Производство углеводородных топлив на основе альтернативного ненефтяного сырья Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
954
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древесина / нефть / парниковый эффект / топливо / энергосбережение / timber / oil / greenhouse effect / fuel / energy saving

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — В. Ф. Третьяков, А. М. Илолов, А. Д. Будняк, Н. А. Французова, А. В. Рагуткин

Представлен прогноз основных тенденций развития топливно-энергетического комплекса с учетом влияния парникового эффекта. Проанализированы технологии производства топлив на основе альтернативного сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION OF HYDROCARBON FUELS BASED ON ALTERNATIVE NON-PETROLEUM RAW MATERIALS

The article presents a forecast of the main trends of development of fuel and energy complex, taking into account the influence of the greenhouse effect. Technologies of production of fuels based on alternative raw materials have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Производство углеводородных топлив на основе альтернативного ненефтяного сырья»

УДК 330.34.014.2

Производство углеводородных топлив на основе альтернативного ненефтяного сырья

B.Ф. ТРЕТЬЯКОВ, д.х.н., проф., г.н.с. А.М. ИЛОЛОВ, к.х.н., н.с.

А.Д. БУДНЯК, аспирант

Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН (ИНХС РАН) (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 29). E-mail: tretjakov@ips.ac.ru Н.А. ФРАНЦУЗОВА, к.х.н., доцент

А.В. РАГУТКИН, к.т.н., проректор по инновационному развитию А.А. ЛАТЫШКОВ, инженер

C.И. НИКОНОРОВ, студент

Московский технологический университет, Институт тонких химических технологий (Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 86).

Представлен прогноз основных тенденций развития топливно-энергетического комплекса с учетом влияния парникового эффекта. Проанализированы технологии производства топлив на основе альтернативного сырья.

Ключевые слова: древесина, нефть, парниковый эффект, топливо, энергосбережение.

Введение

В освоении топлива, горючих материалов, пищи для огня выстраивается следующая цепочка: дрова - уголь -нефть - природный газ.

Древесина является первым в мире энергетическим ресурсом. Впоследствии потребление древесины уменьшилось в связи с переходом на ископаемые виды топлива, такие как уголь и нефть [1, 2].

Переход от ветряных мельниц к паровому котлу занял не одно столетие. Как и огонь, паровую машину надо обильно кормить. И лучше оказалось это делать углем, он-то и дал настоящий толчок промышленной революции.

Современные прогнозируемые мировые ресурсы угля огромны и оцениваются в 14,81 трлн т, а основное его использование для получения тепла - сжигание. Существуют новые, более экологически чистые технологии переработки угля, базирующиеся на газификации его под землей с последующим сжиганием полученного горючего газа [3, 4].

С середины XVIII века началась нефтяная эпоха современной цивилизации. Вторая половина XIX века считается историческим рубежом широкомасштабного использования нефти в основном для получения осветительного керосина. Однако особая ценность нефти как энергоносителя в полной степени была осознана человечеством после изобретения и последующего массового распространения двигателей внутреннего сгорания [5].

Нефть занимает ведущее место в топливно-энергетическом секторе. С 1900 года доля нефти в общем потреблении энергоресурсов росла непрерывно (48% в 2004 году), но впоследствии стала уменьшаться (33,6% в 2010 и 31,3% в 2014 году) за счет вытеснения ее как топлива природным газом [6].

По современным прогнозам, запасы легкой нефти истощатся через 40 лет и мировая добыча и переработка в основном будут направлены на тяжелую битуминозную нефть с дальнейшим получением из нее легкой синтетической нефти и на ее основе готовой продукции [7, 8].

С экологической точки зрения есть опасения нанесения вреда окружающей среде за счет парникового эффекта, который возникает из-за увеличения концентрации водяного пара из Мирового океана, и диоксида углерода, который образуется из промышленных отходов, тепловых станций и, главное, из выхлопных газов автотранспорта. [9].

Данная работа посвящена изучению влияния парникового эффекта на планету и обзору технологий получения моторных топлив, в том числе для газотурбинных двигателей, на основе альтернативных нефти источников сырья.

Парниковый эффект

Идея парникового эффекта впервые была сформулирована в 1824 году известным французским математиком и физиком Жозефом Фурье. Суть его заключалась в образовании слоя СО2 в атмосферной полосе земного шара. Изучением данного эффекта занимались в дальнейшем известные физики, химики, математики, и по сей день идея образования парникового эффекта не оставляет равнодушными многих известных ученых [9].

При увеличении концентрации парниковых газов изменяется отражательная способность поверхности земли, происходит увеличение альбедо, в связи с чем инфракрасное излучение, исходящее от поверхности земли не преодолевает нижний слой атмосферы, что способствует постоянному увеличению среднегодовой температуры окружающей среды. По данным ученых NASA, с 1880 года средняя температура окружающей среды повысилась на 0,8 °С, причем 60% потепления пришлось на период с 1975 по 2014 год (рис. 1).

Следствием повышения температуры являются еще более колоссальные изменения, связанные с главной проблемой - повышением уровня Мирового океана. Основное тепло, накопленное за весь период глобального потепления, хранится в водах Мирового океана и составляет 90%, что приводит к расширению океанских вод, а затем повышению их уровня. С середины XIX по начало XXI века уровень воды в Мировом океане поднялся на 17 см.

Выбросы диоксида углерода (СО2) в мире за последние 26 лет

Млн т

35000 -

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Годы

График изменения уровня моря с 1993 по 2017 г.

80

60

40

20

г*

f

r-jV

1995

200

2005

2010 2015 Годы

Технология получения топлива из водорослей

Рецикл

На данный момент можно отметить, что большинство технологий, применяющихся в промышленности, позволяют использовать около 5-10% добытых природных ресурсов, в то же время 90-95% поступают в отходы. Необходимость замены или глобального переустройства способов производства является одной из первостепенных задач современного мира. Поэтому необходимо перейти от чисто ресурсного подхода к осознанию принципа сохранения естественного состояния окружающей среды за счет альтернативных источников сырья и новых технологий [10].

Альтернативные источники биосырья для получения жидких топлив

Для получения моторных топлив используют возобновляемые и невозобновляемые источники сырья. К возобновляемым источникам относится биомасса - водоросли, топинамбур, злаки, сахарный тростник, кукуруза.

Все больше компаний инвестируют в коммерциализацию производства биотоплива из водорослей, рассчитывая на то, что повышение спроса на энергоресурсы неизбежно приведет к диверсификации источников сырья для энергетики. Не остаются в стороне и нефтяные компании, готовящиеся к конкуренции на рынке возобновляемого топлива и вступающие в различные альянсы с разработчиками инновационных решений в области производства биотоплива. В частности, известно о соответствующих проектах компа-

ний ExxonMobil, BP и Chevron. Такой интерес не является беспочвенным. Это связано с тем, что из водорослей по сравнению с другими биоресурсами можно в процессе переработки получить самое большое количество масла. К примеру, из водорослей, содержащих 15% триацилгли-церидов, можно получить 11 204 л/га в год масла, что соответствует 104 МВт-ч/га энергии. В то время как из водорослей, содержащих 50% триацилглицеридов, можно получить 100 000 л/га в год масла, что соответствует 931 МВт-ч/га энергии. В дальнейшем эти масла идут на специальную переработку, в результате которой получается биодизель (рис. 3).

Водоросли - это гетерогенная экологическая группа преимущественно фототрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, объединенных по признаку наличия хлорофилла и фотоавтотрофного питания и обитающих, как правило, в водной среде.

Именно Мировой океан во многом благодаря водорослям производит 60% кислорода на земле, а остальные 40% производятся наземной флорой.

В то же время выращивание водорослей и их переработка - экономически эффективный способ получения горючего и разнообразного химического сырья из загрязняющих атмосферу планеты выбросов углекислого газа [11].

Жидкие топлива из газообразного сырья

Альтернативными источниками топлив для двигателей внутреннего сгорания и получения энергии служат электричество, природный газ, биоэтанол и др. На рис. 4 представлена диаграмма, иллюстрирующая соотношение используемых альтернативных источников энергии. Видно, что применение природного газа имеет наибольшую долю. Газовое топливо (метан и пропан-бутановые фракции) в качестве моторных топлив использовались еще до нефтяного бензина, однако возросший объем добычи нефтяного сырья вытеснил газ из этой сферы. В конце XX века усилия инженеров и ученых России сосредотачиваются на газовом топливе для автомобилей, что обуславливается экологическими и экономическими предпосылками.

В качестве моторного топлива также используется и компримированный природный газ (КПГ), содержащий в своем составе в основном метан, который сжижается довольно сложно и требует при использовании высокое давление (200-250 бар). Для сохранения высокого давления используют толстостенные баллоны, которые дополнительно нагружают автомобиль, что приводит к увеличению

Рис. 1

Рис. 2

0

Рис. 3

Рис. 4

Потребление альтернативных видов топлива в тысячах галлонов бензинового эквивалента (2011 г.)

расхода топлива. Для снижения массы баллонов используют дорогие армированные пластмассовые сосуды, способные уменьшить массу в 3-4 раза. В России существует достаточно много стимулирующих программ для развития инфраструктуры: строительство заправочных стационарных и мобильных станций, переоснащение автомобилей, выпуск автомобилей, работающих на компримированном газе.

Однако доля России в мировом парке автомобилей, работающих на природном компримированном газе, составляет менее 1,5%, что эквивалентно 147 тыс. автомобилей. При этом расходуется около 2,3% мирового объема природного компримированного газа. Мировыми лидерами по использованию природного газа являются Иран, Таиланд, Пакистан и Аргентина (рис. 5) [12].

Природный газ также применяется как сырье для получения синтетического моторного топлива. На первой стадии природный газ (метан) перерабатывается путем каталитической паровой и углекислотной конверсии до синтез-газа с последующей переработкой его до жидких углеводородных топлив. Впервые в 1920 году данную реакцию осуществили немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш. Существуют три основных промышленных метода получения синтез-газа: газификация угля, конверсия метана, парциальное окисление углеводородов. Промышленность искусственного жидкого топлива достигла наибольшего подъема в годы Второй мировой войны. Синтетическое топливо почти полностью обеспечивало потребности Германии в бензине и других видах топлив, но бурное развитие нефтедобычи после 1945 года и падение цен на нефть ослабили интерес промышленников к синтезу жидких топлив из

Рис. 5

Статистика по КПГ в отдельных странах мира (2013 г.)

4000

СО и Н2 [13]. Однако в последующем этот процесс получил новый виток развития. Реализовано промышленное получение моторных топлив в ЮАР в 1990-х годах. Современные мощности по производству синтетических жидких углеводородов (СЖУ) из природного газа (процесс превращения природного газа в СЖУ основан на технологии Фишера-Тропша, о которой речь уже шла выше. Долгое время эта технология считалась весьма дорогостоящей, но, благодаря разработкам новых высокоэффективных катализаторов и усовершенствованию технологии Фи-

Рис. 6

Схема производства продуктов на заводе ORYX GTL

шера-Тропша на стадии получения из природного газа промежуточного продукта - синтетического газа, цена конечных синтезированных нефтепродуктов существенно понизилась) были введены в эксплуатацию в городе Ras Laffan (Катар). Завод ORYX GTL мощностью 34 тыс. барр. в сутки был запущен в эксплуатацию в июне 2006 года [14, 15, 16].

Промышленное производство СЖУ состоит из трех стадий (рис. 6): 1-я -производство синтез-газа, 2-я - получение смеси синтетических углеводородов, 3-я - гидрооблагораживание СУ.

Как альтернативный источник энергии, относящийся к газовым видам топлива, можно рассматривать диметиловый эфир (ДМЭ), также известный как метоксиметан или метиловый эфир. Благодаря хорошему показателю по воспламеняемости и высокому цетановому числу ДМЭ может использоваться в дизельных двигателях взамен обычного нефтяного дизельного топлива. В табл. 1 приведен сравнительный обзор свойств ДМЭ и дизельного топлива, однако нужно заметить, что в сравнении с дизельным топливом ДМЭ имеет недостаточную вязкость и слабую смазывающую способность.

Свойства ДМЭ и наличие в его составе атома кислорода обеспечивают бездымное горение топлива, превосходный пуск двигателя, снижение уровня шума. Главное же преимущество ДМЭ как дизельного топлива - экологически чистый выхлоп. Производство ДМЭ (наполнитель для аэрозолей) составляет примерно 150 тыс. т в год. В промышленности синтез ДМЭ преимущественно осуществляется на основе природного газа, дегидратацией метанола (рис. 7), так как этот процесс по сравнению с другими имеет наилучшие экономические показатели [17].

ДМЭ может использоваться не только как альтернатива дизельному топливу, но и в качестве сырья для получения высокооктанового бензина. Компанией Haldor Topsoe был разработан процесс получения бензина из метанола и ДМЭ, в основе которого лежит синтез-газ [18]. Более селективный процесс получения высокооктанового бензина обеспечивает каталитическая конверсия смеси Н2, СО и СО2 через диметиловый эфир. В полученном продукте содержание токсичных ароматических соединений достигает 27% масс., что обеспечивает лучшие экологические характеристики по сравнению с нефтяным топливом (ароматических соединений - 35-40%). [19].

Спирты - сырье для получения углеводородных моторных топлив

В качестве альтернативного сырья для производства моторных топлив и других продуктов для нефтехимии можно использовать низшие спирты, главным из которых является биоэтанол (далее - этанол).

Таблица 1

Свойства ДМЭ и дизельного топлива

Свойства ДМЭ Дизельное топливо

Плотность при 20 °С [г/см3] 0,67 0,83

Низшая теплота сгорания [МДж/кг] 28,4 43,1

Цетановое число 55-60 40-55

Температура самовоспламенения, °С 235 250

Соотношение воздух/топливо 9,0 14,6

Температура кипения, °С -25 180-370

Теплота испарения при 20 °С, кДж/кг 410 250

Пределы воспламенения (в воздухе), % 3,4-18 0,6-6,5

Метанол превращают в бензин на цеолитных катализаторах типа ZSM технология, которого приведена в [20].

Бутанол используется в качестве добавки к бензину и по некоторым характеристикам превосходит его, также его можно использовать в качестве основного топлива [21].

Этанол используется как добавка к бензину для улучшения экологических характеристик. Его можно также использовать в качестве топлива напрямую (Бразилия), существует технология получения авиационного топлива из этилового спирта в две стадии, включающие конверсию биоэтанола и последующее гидрирование ароматических углеводородов до компонентов авиационного топлива [22-24].

В основе промышленного производства биоэтанола лежит процесс переработки зеленой массы. Посредством фотосинтеза зеленая масса поглощает углекислый газ, что позволяет осуществить процесс рециркуляции диоксида углерода в атмосфере. Так, диоксид углерода, полученный при сгорании топлива, идет на производство зеленой массы, которая используется в производстве спиртов, масел и при дальнейшем получении углеродсодержащих веществ -топлива и продуктов для нефтехимии (полиэтилен, каучуки и др.) (рис. 8) [25].

Переработка биомассы в этиловый спирт является одним из наиболее эффективных способов ее использования. При этом необходимо отметить, что 80% вырабатываемого в мире биоэтанола используется в качестве автомобильного топлива в виде бензиноэтанольной смеси различного состава. Однако при всех экологических преимуществах этанола в холодных районах применение его осложняется из-за технических проблем, особенно связанных с расслаиванием и вымерзанием воды, которую он интенсивно поглощает из воздуха. Поэтому переработка этанола в глобальные виды моторных топлив (бензин, дизельное топливо и др.) на сегодняшний день задача весьма актуальная

Конверсия этанола на разработанных катализаторах [22] типа НZSM-5 приводит к образованию насыщенных и ненасыщенных углеводородов, в том числе толуола, ксилолов и других ароматических углеводородов. Октановое число

Рис. 7

Синтез ДМЭ из природного газа через стадии синтеза и дегидратации метанола

образующегося жидкого продукта при конверсии этанола на цеолите ЦКЕ-Г50 составило 98 по исследовательскому методу. С учетом отсутствия в его составе серы и азота, а также низкого содержания бензола его можно использовать в качестве высокооктанового, экологически более чистого моторного топлива, отвечающего качеству Евро-4-5, по сравнению с топливом, получаемым из нефти. Кроме того, эти катализаторы можно рассматривать как перспективные для получения из этанола олефинов и ароматических углеводородов -важных продуктов для нефтехимической промышленности.

Таким образом, экспериментальные данные [22] позволяют рассматривать цеолитные катализаторы на основе HZSM-5 как перспективные и открывающие возможность получения этилена, пропан-пропеновой и бутан-буте-новой фракций, углеводородов бензинового ряда и ароматических углеводородов из биоэтанола. В отсутствие нефти получение их из возобновляемого сырья станет насущной необходимостью.

При варьировании состава цеолитного катализатора и условий проведения процесса конверсии этанола можно увеличить содержание тяжелых (в том числе и с конденсированными ядрами) ароматических углеводородов в жидкой фракции, последующее гидрирование которых позволяет трансформировать их в нафтеновые углеводороды, составляющие основу топлив для реактивных двигателей.

Впервые в России по техническим требованиям Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) в Московском институте тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) совместно с ЦИАМом созданы опытные образцы жидкого синтетического углеводородного топлива для авиационных газотурбинных двигателей из биосырья [20].

Таким образом, разработанная технология для двухста-дийного превращения этанола позволяет получать биотопливо с заданными характеристиками, что может рекомендовать рассмотренный каталитический процесс к промышленной реализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полный цикл образования топлив и продуктов нефтехимии от фотосинтеза до реактивного топлива

Представленные данные свидетельствуют, что каталитическая конверсия этанола, полученного путем ферментации биомассы, является альтернативой традиционным процессам переработки нефтяного сырья.

Заключение

История развития энергетической индустрии прошла путь от использования возобновляемых источников сырья через расцвет нефтяной эпохи, возвращаясь вновь к экологически чистому возобновляемому сырью. Однако альтернативные источники энергии не являются взаимоисключающими. История показывает, что в зависимости от уровня потребности в энергии и требований, предъявляемых к экологии, необходимо находить рациональные пути использования природных ресурсов, как говорил Д.И. Менделеев, расходуя их бережно и экономно

Предложенный перечень технологий получения топлив и ценных продуктов для нефтехимии дает все основания предполагать, что существующие технологии переработки нефти можно заменить на альтернативные, способствующие значительному уменьшению техногенного воздействия на окружающую среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Онучин Е.М., Анисимов П.Н. История развития и перспектива технологий и технических средств заготовки и переработки древесины энергетического назначения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-bsea. bgita.ru/2013/les_komp_2013/onuchin_ist.htm (дата обращения 21.09.2017). Youngs Robert L. History, Nature and Products of wood // FORESTS AND FOREST PLANTS / Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS). Vol. II. 2004.

Абдурахимов Б.А., Охунов Р.В. Угольная промышленность Таджикистана: сырьевая база, состояние и перспективы развития. Душанбе: Недра, 2011. 248 c.

Крейнин Е.В. Подземная газификация углей: основы теории и практики, инновации. М.: ООО «Корина-офсет», 2010. 396 с. Дэниел Ергин. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. - М.: Альпина Паблишер, 2011. 944 с.

Key World Energy Statistic. - International Energy Agency. Publ., 2016. 77 p. Караханов Э.А. Синтез-газ как альтернатива нефти // Соросовский образовательный журнал. Химия. 1997. № 3. С. 69-74.

8. Григорьев Д.А., Полетаева О.Ю., Лапидус А.Л., Мовсумдзаде Э.М. Переработка синтетической нефти. СПб.: Недра, 2013. 232 с.

9. Шрайбер В. Глобальное потепление: история в лицах и фактах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://7iskusstv.com/2016/Nomer9/Shrajber1. php (дата обращения 21.09.2017).

10. Новости NASA [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nasa.gov (дата обращения 21.09.2017).

11. Моисеев И.И., Тарасов В.Л., Трусов Л.И. Эволюция биоэнергетики. Время водорослей // Химический журнал. 2009. № 12. С. 24-29.

12. Котов Д.В., Уразметова Л.Р. Современное состояние, перспективы и проблемы развития рынка газомоторного топлива в России // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн. 2014. № 1. С. 377-396.

13. Глебова О.Л., Зубарева В.Д. Мировой опыт промышленного производства синтетических углеводородов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 2. С. 45-54.

14. Лапидус А.Л., Голосман Е.З., Стрижакова Ю.А. Кобальт-цементные катализаторы процесса синтеза компонентов моторных топлив из синтез-газа,

получаемого из горючих сланцев // Химия твердого топлива. 2011. № 3. С. 36-39.

15. Елисеев О.Л. Технологии «газ в жидкость» // Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2008. Т. LII. № 6. C. 53-62.

16. Розовский А.Я. Диметиловый эфир и бензин из природного газа // Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва. им. Д.И. Менделеева). 2003. Т. XLVII. № 6. С. 53-61.

17. Хальдор Топсе — мировой лидер в катализе и изучении физико-химических свойств поверхности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.topsoe.com/ru (дата обращения 21.09.2017).

18. Патент Еа № 022499 Способ получения экологически чистого высокооктанового бензина. С.Н. Хаджиев, Н.В. Колесниченко, Г.И. Лин, H.A. Маркова, З.М. Букина, Д.А. Ионин, Г.М. Графова. Опубл.: 2016.

19. Третьяков В.Ф., Талышинский Р.М., Илолов А.М.,. Будняк А.Д. Получение авиационного топлива конверсией биоэтанола на цеолитных катализаторах // Нефтехимия. 2017. Т. 57. № 3. С. 241-247.

20. Тополюк Ю.А., Максимов А.Л., Колягин Ю.Г. Изучение каталитической активности полученных in situ MoWNi-сульфидов в реакциях гидриро-

вания ароматических углеводородов // Физическая химия. 2017. № 2. С. 205-212.

21. Чистяков A.B., Губанов М.А., Мурзин В.Ю. и др. Превращение этанола в углеводородные компоненты топлив в присутствии Pd-Zn-содержащих // Известия Академии наук. Серия химическая, 2014. № 1. С. 88-93.

22. Третьяков В.Ф., Макарфи Ю.И., Французова H.A. и др. Каталитическая конверсия биоэтанола в углеводороды // Вестник МИТХТ. 2010. Т. 5. № 4. С. 77-86.

23. Патент РФ. № 1153501 Агаблян Л.Г., Хаджиев С.Н., Прохоренко В.И., Александрова И.Л, Фрид М.Н., Круглова Л.Э., Энгель Н.В. Способ получения бензина из метанола. Опубл.: 1996.

24. Биобутанол - Российская биотопливная ассоциация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biotoplivo.ru/second_generation/ Biobutanol/ (дата обращения 21.09.2017).

25. Паренаго О.П., Нехаева Л.А. Превращение нефти в продукты высшей химической ценности: сб. тр. ИНХС РАН. М.: Научный мир, 2012. С. 461-465.

PRODUCTION OF HYDROCARBON FUELS BASED

ON ALTERNATIVE NON-PETROLEUM RAW MATERIALS_

TRETYAKOV V.F., Dr. Sci. (Chem.), Prof., Chief Researcher ILOLOV A.M., Cand. Sci. (Chem.), Researcher BUDNYAK A.D., Postgraduate

A.V. Topchiev Institut of Petrochemical Synthesis (TIPS RAS) (29, Leninskiy prosp., 119991, Moscow, Russia). E-mail: tretjakov@ips.ac.ru

FRANTSUZOVA N.A., Cand. Sci. (Chem.), Associate Prof.

RAGUTKIN A.V., Cand. Sci. (Tech.), Vice-Rector for Innovative Development

LATYSHKOV A.A., Engineer

NIKONOROV S.I., Student

Moscow Technological University (MIREA) Institute of Fine Chemical Technologies (86, Vernadsky Av., 119571, Moscow, Russia).

ABSTRACT

The article presents a forecast of the main trends of development of fuel and energy complex, taking into account the influence of the greenhouse effect. Technologies of production of fuels based on alternative raw materials have been analyzed.

Keywords: timber, oil, greenhouse effect, fuel, energy saving

REFERENCES

1. Onuchin Ye.M., Anisimov P.N. Istoriya razvitiya iperspektiva tekhnologiy i tekhnicheskikh sredstv zagotovki i pererabotki drevesiny energeticheskogo naznacheniya (History of development and perspective of technologies and technical means of harvesting and processing of energy application wood) Available at: http://science-bsea.bgita.ru/2013/les_komp_2013/onuchin_ist.htm (accessed 21 September 2017).

2. Youngs R. L. History, Nature and Products of wood. FORESTS AND FOREST PLANTS. Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS). Vol. II, 2004.

3. Abdurakhimov B.A., Okhunov R.V. Ugol'naya promyshlennost Tadzhikistana: syfyevaya baza sostoyaniye iperspektivy razvitiya [Coal industry of Tajikistan: raw materials base, state and development prospects]. Dushanbe, Nedra Publ., 2011. 248 p.

4. Kreynin Ye.V. Podzemnaya gazifikatsiya ugley: osnovyteoriiipraktiki, innovatsii [Underground gasification of coals: the fundamentals of theory and practice, innovations]. Moscow, Korina-ofset Publ., 2010. 396 p.

5. Yergin D. Dobycha. Vsemirnaya istoriya bor'byza neft, den'gii vlast [Extraction. World history of the struggle for oil, money and power]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2011. 944 p.

6. Key World Energy Statistic. International Energy Agency Publ., 2016. 77 p.

7. Karakhanov E.A. Synthesis gas as an alternative to oil. Khimiya, 1997, no. 3, pp. 69-74 (In Russian).

8. Grigor'yev D.A., Poletayeva O.YU., Lapidus A.L., Movsumdzade E.M. Pererabotka sinteticheskoy nefti [Processing of synthetic oil]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2013. 232 p.

9. Shrayber V. Globafnoyepotepleniye: istoriya vlitsakh i faktakh (Global warming: the story persons and facts) Available at: http://7iskusstv.com/2016/Nomer9/ Shrajber1.php (accessed 21 September 2017).

10. Novosti NASA (NASA News) Available at: www.nasa.gov (accessed 21 September 2017).

11. Moiseyev I.I., Tarasov V.L., Trusov L.I. Evolution of bioenergetics. Time of algae. Khimicheskiyzhurnal, 2009, no. 12, pp. 24-29 (In Russian).

12. Kotov D.V., Urazmetova L.R. Current state, prospects and problems of gas fuel market development in Russia. Neftegazovoye delo, 2014, no. 1, pp. 377-396 (In Russian).

13. Glebova O.L., Zubareva V.D. World experience in the industrial production of synthetic hydrocarbons. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym

kompleksom, 2013, no. 2, pp. 45-54 (In Russian).

14. Lapidus A.L., Golosman Ye.Z., Strizhakova YU.A. Cobalt-cement catalysts of motor fuel components synthesis of synthesis gas obtained from oil shales. Khimiya tverdogo topliva, 2011, no. 3, pp. 36-39 (In Russian).

15. Yeliseyev O.L. "Gas in liquid" technologies. Ros. khim. zh., 2008, vol. LII, no. 6, pp. 53-62 (In Russian).

16. Rozovskiy A.YA. Dimethyl ether and gasoline made of natural gas. Ros. khim. zh, 2003, vol. XLVII, no. 6, pp. 53-61 (In Russian).

17. Khal'dor Topse — mirovoy lider v katalize i izuchenii fiziko-khimicheskikh svoystv poverkhnosti (Haldor Topsoe is the world leader in the catalysis and study of the physical and chemical properties of the surface) Available at: https:// www.topsoe.com/ru (accessed 21 September 2017).

18. Khadzhiyev S.N., Kolesnichenko N.V., Lin G.I., Markova N.A., Bukina Z.M., Ionin D.A., Grafova G.M. Sposobpolucheniya ekologicheski chistogo vysokooktanovogo benzina [A method for producing environmentally friendly high-octane gasoline]. Patent YEA, no. 022499, 2016.

19. Tret'yakov V.F., Talyshinskiy R.M., Ilolov A.M., Budnyak A.D. Obtaining of aviation fuel by conversion of bioethanol on zeolite catalysts. Neftekhimiya, 2017, vol. 57, no. 3, pp. 241-247 (In Russian).

20. Topolyuk YU.A., Maksimov A.L., Kolyagin YU.G. A study of the catalytic activity of in situ MoWNi-sulfides obtained in the hydrogenation of aromatic hydrocarbons. Fizicheskaya khimiya, 2017, no. 2, pp. 205-212 (In Russian).

21. Chistyakov A.V., Gubanov M.A., Murzin V.YU. Ethanol conversion to hydrocarbon components of fuels in the presence of Pd-Zn-containing. Izvestiya Akademii nauk, 2014, no. 1, pp. 88-93 (In Russian).

22. Tret'yakov V.F., Makarfi YU.I., Frantsuzova N.A. Catalytic conversion of bioethanol to hydrocarbons. VestnikMITKHT, 2010, vol. 5, no. 4, pp. 77-86 (In Russian).

23. Agablyan L.G., Khadzhiyev S.N., Prokhorenko V.I., Aleksandrova I.L, Frid M.N., Kruglova L.E., Engel' N.V. Sposob polucheniya benzina iz metanola [Method for obtaining gasoline from methanol]. Patent RF, no. 1153501, 1996.

24. Biobutanol - Rossiyskaya biotoplivnaya assotsiatsiya (Biobutanol - Russian biofuel association) Available at: http://www.biotoplivo.ru/second_generation/ Biobutanol/ (accessed 21 September 2017).

25. Parenago O.P., Nekhayeva L.A. Prevrashcheniye nefti v produkty vysshey khimicheskoy tsennosti [The transformation of oil into products of higher chemical value]. Moscow, Nauchnyy mir Publ., 2012, pp. 461-465.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.