Государство и право
91
УДК 94 (470. 343/.345): 691
ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В МОРДОВСКОЙ АССР В 1966-1972 гг.
А.П. Матвеев
Посвящено истории промышленности строительных материалов в Мордовской АССР в 1966 гг. Рассмотрены исторические условия и факторы развития производства, показаны источники финансирования и определены основные потребители продукции.
Ключевые слова: управление промышленности; местная промышленность; строительные материалы; производительность труда; кирпичный завод; черепичный завод; известковый завод.
A.P. Matveev. PRODUCTION OF CONSTRUCTION MATERIALS IN THE MORDOVIAN ASSR IN 1966-1972 GG
Describes the history of the building materials industry in Mordovia in 1966. The historical conditions and factors of production, shows the sources of funding and the main consumers of building materials.
Keywords: industry management; local industry; construction materials; labor productivity; brick-works; tile plant; limy plant.
В середине 1960-х гг. в автономных республиках Среднего Поволжья для интенсификации дальнейшего развития строительной индустрии воссоздаются республиканские управления промышленности строительных материалов. Эти ведомства подчинялись Министерству промышленности строительных материалов РСФСР и правительствам автономных республик.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1965 г. и постановления Совета Министров Мордовской АССР от 13 января 1966 г. было организовано Управление промышленности строительных материалов Мордовской АССР. На должность начальника управления назначались: в 1966 г. — А.В. Лебедев, в 1971 г. — Н.В. Агафонов, в мае 1972 г. — Н.Г. Морозов. Ведомство курировал первый заместитель председателя мордовского правительства И.Ф. Соловьёв [1].
В системе Управления промышленности строительных материалов вначале было 5 предприятий: Саранский и Рузаевский кирпичные заводы, Саранский комбинат теплоизоляционных изделий, Атемарский завод строительных материалов, Ковылкинский завод силикатных блоков.
Мордовское управление промышленности строительных материалов план 1966 г. выполнило на 104 %, а общий выпуск продукции вырос на 5 %. Однако 39 предприятий не справились с заданиями по росту продукции и её качеству, производительности труда и снижению себестоимости изде-
лий. В целом в строительные организации не поступило 5,4 млн шт. кирпича [2].
Саранский кирпичный завод не выполнил план по выпуску продукции на 1 592 тыс. шт. кирпича [3]. Был допущен перерасход электроэнергии, выросли расходы на непроизводительные нужды и на содержание производственного персонала. Проблемой завода были недостаточные мощности сушильного хозяйства.
Саранский комбинат теплоизоляционных изделий также не выполнил план по поставке: товарной минеральной ваты — 3,8 тыс. м3, матов — 1,1 тыс. м3, жесткой плиты — 0,9 тыс. м3. На предприятии не соблюдалась сметно-финансовая дисциплина, были перебои с поставкой сырья и материалов, не полностью осваивались выделенные средства на капитальное строительство. Потери от выпуска бракованной продукции составили 14,4 тыс. руб., а штрафы за простой вагонов — 10,3 тыс. руб. На предприятии имелись излишки материалов и оборудования на сумму 19,2 тыс. руб. [4]. Отметим, что такие запасы руководители предприятий создавали учитывая принципы фондированного снабжения, в соответствии с которыми, если товарно-материальные ценности не выбирались заводом, то на следующий год они сокращались на невыбранную величину, что часто не давало возможности манёвра при планировании объёма производства продукции.
Руководители предприятий Мордовского управления промышленности строитель-
ных материалов слабо занимались вопросами механизации производства, рационализаторского движения, а также подготовкой к переходу на новые условия планирования и экономического стимулирования. Совет Министров РСФСР постановлением от 22 февраля 1968 г. предоставил предприятиям право: вносить изменения и дополнения в списки профессий рабочих и в перечень должностей других работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, страхование жизни которых производится за счёт предприятий и организаций; производить аккордную систему оплаты труда для отдельных категорий работников научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций в пределах установленного этим организациям фонда заработной платы; устанавливать должностные оклады и условия премирования работников предприятий, организаций и учреждений по вновь вводимым должностям, не предусмотренным в действующих схемах должностных окладов и положениях о премировании, утверждаемых для соответствующих категорий работников данного предприятии, или организации, в пределах установленного фонда заработной платы. 21 марта 1969 г. по приказу Министерства промышленности строительных материалов РСФСР предприятия Мордовского управления переводились на новую систему планирования и экономического стимулирования.
На предприятиях медленно осуществлялись мероприятия по повышению технического уровня производства, им устанавливались задания по развитию изобретательства и рационализаторства. К примеру, в 1966 г. на заводах Мордовского управления промышленности строительных материалов было подано 81 рационализаторское предложение, а внедрено в производство 50, годовой экономический эффект от внедрения равнялся 2 337 руб. [5].
На заседании коллегии Министерства промышленности строительных материалов РСФСР 14 февраля 1967 г. отмечалось, что предприятия промышленности строительных материалов Мордовии не додали в январе запланированное количество кирпича на 2,5 млн шт. и допустили отставание от уровня производства в январе 1966 г.
Среди причин провала плановых заданий заводами был дефицит рабочих, к тому же была большая текучка кадров. Например, в 1966 г. на Ковылкинский завод силикат-
ных блоков было принято 907 рабочих, а уволено 867, в том числе 742 человека по собственному желанию, 46 — за прогулы, 52 — в связи с призывом на военную службу и поступлением в учебные заведения, остальные ушли по другим причинам [6].
В целях решения этой проблемы правительство Мордовии приняло решение отпускать кирпич в первую очередь колхозам и другим организациям, выделяющим рабочую силу для кирпичных предприятий. Постановлениями Правительства и Совета Министров в республиках предусматривались меры по закреплению на предприятиях строительной индустрии молодежи.
В стране не хватало известняковой и доломитовой муки, строительного гипса и дренажных керамических труб. Особенно востребованы были трубы. Реализация этой продукции обеспечивалась начавшейся мелиорацией земель в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13 августа 1966 г. Планировалось произвести на предприятиях Мордовии соответственно 3 млн шт. дренажных керамических труб [7].
15 апреля 1967 г. вышел приказ по Министерству промышленности строительных материалов РСФСР «О переводе рабочих и служащих предприятий и организаций министерства на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Соответствующие распоряжения дали и начальники республиканских управлений промышленности строительных материалов. Так, 24 апреля 1967 г. был издан приказ начальника Управления промышленности строительных материалов Совета Министров Мордовской АССР A.B. Лебедева.
В условиях плановой экономики планы распределения кирпича ежемесячно утверждались правительством Мордовской АССР. Среди потребителей этой продукции было 60 министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, колхозов и совхозов. Так, например, кирпич поставлялся трестам «Мордовпромстрой», «Саранскжил-строй», «Мордовсельстрой», «Коммунстрой» и воинской части № 32546. Реализацией кирпича населению занималось Министерство торговли.
На основании постановления Совета Министров СССР от 30 июня 1967 г. устанавливались розничные цены на продукцию, продаваемую в республиках. Тысяча штук кирпича марки «125» стоила 49 руб. 50 коп., марки «100» — 45 руб. 40 коп., мар-
Государство и право
93
ки «75» — 41 руб. 30 коп., марки «50» — 33 руб. 00 коп. [8].
Предприятия Мордовского управления промышленности строительных материалов изготовили 9 тыс. т известняковой муки, в том числе класса «А» — 2 999 кг, 6 716 т строительной извести, 16,8 тыс. шт. шлако-цементных блоков, 68 652 тыс. шт. — силикатного кирпича, 87 119 тыс. — шт. красного кирпича, 61 956 м3 — плит, 12 864 м3 — минеральной ваты [9].
В 1972 г. планировалось произвести в РСФСР 5 413 тыс. т известняковой и доломитовой муки, а в 1973 г. — 6 392 тыс. т, в том числе в Мордовии — соответственно 20 и 30 тыс. т [10].
Плановыми заданиями на 1971 г. Мордовскому управлению было установлено произвести 167 млн шт. кирпича, 20 тыс. т известняковой муки, 10 тыс. т товарной строительной извести, 151,2 тыс. т минеральной ваты и изделий из неё, на 3 тыс. руб. товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения [11].
В начале 1970-х гг. власть стала придавать большое значение реализации населению продукции промышленности строительных материалов. В республиках были приняты правительственные постановления о развитии выпуска товаров широкого потребления.
Так, в 1971 г., например, в Мордовии Рузаевскому кирпичному заводу было предложено увеличить изготовление горшков для цветов на 7 143 шт. и реализовать их на 2 тыс. руб., а Атемарскому заводу строительных материалов — 38 т меловой муки на сумму 1 тыс. руб. В 1972 г. на Рузаевском кирпичном заводе должны были произвести горшков для цветов на сумму 5 тыс. руб., на Саранском КТИ — 20 т молотой фасованной извести на 1 тыс. руб., на Атемарском заводе — такой же продукции на 1,5 тыс. руб.
Продукция мордовских кирпичных заводов поставлялась за пределы республики. Распоряжением Совета Министров Мордовской АССР от 14 октября 1966 г. в октябре 1966 г. Совету Министров Чувашской АССР с Ковылкинского завода силикатных блоков в счёт плана межобластных поставок было отгружено 200 тыс. шт. силикатного кирпича, в том числе за счёт невыбранных фондов — 100 тыс. шт. и за счёт уменьшения фонда объединению «Мордовстрой» на 100 тыс. шт. В марте 1967 г. кирпич был отправлен Ульяновскому (600 тыс. шт.) и Пензенскому (380 тыс. шт.) облисполкомам. Планом 1967 г. Ковылкинскому заводу
силикатных блоков предписывалось поставить в эти области 16 млн шт. кирпича, из них 11 млн шт. — в Ульяновскую область. В 1968 г. в эти регионы было поставлено 16 млн шт. силикатного кирпича, в том числе в Пензенскую область 5 млн шт., в 1969 г. — 5 млн шт.; Ульяновская — 11 млн шт. В 1970 г. в Пензенскую область вывезли 3 млн шт. кирпича, в Ульяновскую — 11 млн шт.
В январе-феврале 1971 г. Ковылкинский завод поставлял кирпич для Дагестана, где произошло землетрясение, а также военному предприятию ПЯ ЖХ — 385 [12]
Предприятия Мордовского управления промышленности строительных материалов в 1972 г. выпустили валовой продукции на 8 616 тыс. руб., а реализовали её на 89,8 %. Было выработано 157,2 млн шт. кирпича, в том числе 75,3 млн шт. силикатного, 8,7 тыс. т известняковой муки, 12,3 тыс. т строительной извести, 180,3 тыс. м3 минеральной ваты и изделий их неё. На капитальный ремонт оборудования затратили 198,5 тыс. руб.
В 1966-1972 гг. инвестиции из централизованных источников финансирования и ссуды Госбанка СССР в развитие предприятий, выпускающих строительные материалы, значительно выросли. Основную массу промышленно-производственного персонала заводов составляли рабочие, что свидетельствовало о слабой механизации и автоматизации производств. К тому же условия труда были небезопасными, ряд цехов находились в ветхом состоянии, а быт работников не был налажен. В исследуемый период предприятия в Мордовской АССР отказались от использования дров в технологическом процессе и перешли на каменный уголь, электроэнергию, а Ковылкинский завод — на природный газ. В целом же энергетическая база заводов строительной индустрии Мордовской АССР отставала от потребностей производства, что являлось существенным фактором, сдерживающим эффективное и динамично развивающее производство строительных материалов.
Список литературы
1. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 14. Л. 24.
2. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 3. Л. 40; Д. 15.
Л. 5.
3. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 15. Л. 23-24.
4. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 15. Л. 35-36.
5. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 9. Л. 33, 33 об, 32, 34, 34 об, 36, 36 об;
6. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 11. Л. 29-46; Д. 14. Л. 128; Д. 6. Л. 161 - 162.
7. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 2. Л. 153-166.
8. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 15. Л. 59; Д. 2. Л. 153-166.
9. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 31. Л. 1.
10. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 21. Л. 103; Д. 55. Л. 65, 67.
11. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 21. Л. 137; Д. 54. Л. 12-13; Д. 56. Л. 14; Д. 64. Л. 2 об; Д. 67. Л. 6, 54.
12. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 56. Л. 69 -70, 95; Д. 67. Л. 55; Д. 3. Л. 21; Д. 13. Л. 6; Д. 14. Л. 23; Д. 22. Л. 2; Д. 46. Л. 3; Д. 35. Л. 24.
МАТВЕЕВ Андрей Павлович — кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
MATVEEV, Andrey Pavlovich — Candidate of Laws, Associate Professor of Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 342.59
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
С.М. Тимофеев
Рассматриваются правовые и организационно-управленческие аспекты деятельности государства по формированию и использованию информационных ресурсов. Дается оценка правовых и институциональных основ этой деятельности.
Ключевые слова: деятельность государства; информация; информационные ресурсы; правовой режим информационных ресурсов; формирование и использование информационных ресурсов; защита информации; генерализация правового регулирования информационных отношений.
S.M. Timofeev. ACTIVITIES OF THE STATE FOR FORMATION AND USE INFORMATION RESOURCES
In article it is considered legal and organizationally-administrative aspects of activity of the state on formation and use of information resources. The assessment of legal and institutional bases of this activity is given.
Keywords: activities of the state; information; information resources; the legal regime of information resources; development and use of information resources; protection of information; generalization of the legal regulation of information relations.
Информационные ресурсы являются важнейшим элементом информационной сферы общества и стратегическим фактором современного развития. Поэтому деятельность государства по их формированию и использованию является приоритетной, а научные общетеоретические исследования в этой области всегда актуальны. В теории государства и права делаются первые шаги по обобщению организационно-правовой и управленческой деятельности государства по формированию и использованию информационных ресурсов.
В обществе всегда осуществляется процесс накопления, формализации и использо-
вания знаний, и информационные ресурсы являются одной из форм представления знаний. В научной литературе содержатся различные формулировки информационных ресурсов. По мнению К.К. Колина, информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. И если кратко, то информационные ресурсы — это знания, подготовленные для целесо-