Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО СТОМЕТРОВЫХ РЕЛЬСОВ'

ПРОИЗВОДСТВО СТОМЕТРОВЫХ РЕЛЬСОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
100-МЕТРОВЫЕ РЕЛЬСЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Луковников Д.Н.

современный человек уже не может представить свою жизнь без транспорта. В основе стабильности развития экономики, инфраструктуры, промышленности лежит такая отрасль, как железные дороги. Данная работа иллюстрирует производство проката 100-метровых рельс. Технологию производства и преимущества данной продукции, когда и как появилась данная продукция и какую значимость для страны имеет, рассмотрим в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Луковников Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО СТОМЕТРОВЫХ РЕЛЬСОВ»

Меры предосторожности при работе с прибором.

1. Необходимо избегать падения и ударов прибора о твёрдые поверхности.

2. Не допускается резких перегибов и изломов кабеля;

3. Запрещается специально преднамеренное воздействие на микрофон;

4. Избегать прямых контактов микрофона с жидкостями.

Список литературы

1. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Ст. 32.

3. Федеральный закон № 426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».

ПРОИЗВОДСТВО СТОМЕТРОВЫХ РЕЛЬСОВ Луковников Д.Н.

Луковников Дмитрий Николаевич - студент, кафедра транспорта и логистики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация: современный человек уже не может представить свою жизнь без транспорта. В основе стабильности развития экономики, инфраструктуры, промышленности лежит такая отрасль, как железные дороги. Данная работа иллюстрирует производство проката 100-метровых рельс. Технологию производства и преимущества данной продукции, когда и как появилась данная продукция и какую значимость для страны имеет, рассмотрим в данной статье. Ключевые слова: 100-метровые рельсы, технология производства.

Новый производственный комплекс имеет длину 1,5 км. Сертификат на производство супер длинных рельсов Западно-Сибирский металлургический комбинат ("ЕВРАЗ ЗСМК") получил в ноябре 2013 года. Перед этим было проведено тестирование на экспериментальном кольце ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта". Стендовые и лабораторные испытания рельсов на усталость, трещины и стойкость показали, что рельсы соответствуют лучшим мировым образцам. Полигонная наработка рельсов подтвердила положительные результаты испытаний [1].

В январе нынешнего года поставки "стометровок" были осуществлены в адрес Московского метрополитена. Новые рельсы были уложены на участке Арбатско-Покровской линии между станциями "Киевская" и "Славянский бульвар". Ранее работники метрополитена сваривали 25-метровые рельсы в 125-метровые плети, которые укладывались в путь. Применение 100-метровых рельсов позволит упростить технологию, повысит безопасность, обеспечит плавность и бесшумность движения электропоездов, комфорт для пассажиров.

Еще раньше, летом 2014 года, ЕВРАЗ поставил стометровые рельсы для скоростных дорог РЖД. До этого стометровые рельсы РЖД закупала в Австрии (в России выпускались рельсы длиной не более 25 м). Для организации скоростного движения предпочтительнее использовать именно длинные рельсы, поскольку они уменьшают количество стыков. Поставки стометровых рельсов ЕВРАЗ осуществляет в рамках пятилетнего контракта с РЖД, действующего до 2017 года включительно [1].

Любопытно, что до пункта назначения стометровые рельсы приходится доставлять на сцепке из семи вагонов.

Помимо ЕВРАЗа, производить стометровые рельсы в России может "Мечел", который летом 2013 года ввел в строй универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК). На нем можно выпускать в год до 500 тыс. тонн стометровых рельсов. "Мечел" получил сертификат в июне 2015 года. ЧМК планирует в 2016-2018 годах поставить РЖД около 1 млн тонн таких рельсов [1].

Итак, в нашей стране появилось два крупных конкурента в области крупнотоннажного производства стометровых рельсов. Но перепроизводства вряд ли стоит ожидать - только потребность РЖД в таких рельсах оценивается в 1млн тонн в год.

Дифференцированно-термоупрочненные рельсы типа Р65 ДТ-350 обладают не только повышенной длиной, но и увеличенным жизненным циклом, что позволяет сократить объем ремонтных работ.

Технология основана на дифференцированной двухсторонней закалке головки и подошвы рельса сжатым воздухом с прокатного нагрева с последующим самопуском за счет тепла внутренних слоев рельса (без специального нагрева для отпуска). Рельсовая заготовка поступает из электросталеплавильного цеха. Там обеспечивается требуемый химический состав рельсовой стали (дозированное содержание хрома, алюминия, кислорода, водорода, ванадия и некоторых других элементов). Из нагревательной печи заготовка подается на рельсопрокатный стан. В клетях стана формируют геометрический профиль рельса. Установка двухсторонней закалки обеспечивает упрочнение головки рельсов без потери пластичности металла. Далее на холодильнике с помощью системы из 196 вентиляторов температура снижается за 2 часа с 550°С до 60°С с регулируемой переменной скоростью. Охлажденный рельс поступает на роликоправильный комплекс, придающий ему прямолинейность в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Наконец, с помощью методов неразрушающего контроля идет проверка качества рельсов (размеров профиля и прямолинейности рельса, наличия внутренних и поверхностных дефектов) [2, 50].

Говоря о рельсах, мы в первую очередь вспоминаем ночные поезда с их убаюкивающим стуком колес или трамваи, которые есть во многих крупных городах Украины и мира.

Но по сферам применения также выделяют рельсы узкой колеи, рудничные, крановые, рамные, контррельсовые, остряковые, усовиковые и т.д.

Их используют не только для транспортировки пассажиров и грузов. Например, крановые рельсы можно увидеть практически на любой большой стройке или промышленном предприятии. Из них формируют подкрановые пути портовых, башенных или мостовых кранов.

Но больше всего в этом сегменте металлургии выплавляют стали для рельсового транспорта. Это связано как с повсеместным развитием железнодорожной сети, так и с необходимостью обновлять уже построенные [2, 136].

Кроме того, в последние десятилетия в мире идет активное развитие скоростного пассажирского ж/д сообщения. Для него требуются отдельные пути, по которым не ходят грузовые поезда. А борьба за улучшение экологии ведет к развитию в крупных городах электротранспорта, в частности, трамвайных сетей и метро.

Современные стандарты рельсов для железных дорог предусматривают такие длины: 12,5; 25; 50 и 100 метров. Длина бесстыковых плетей составляет от 400 метров до длины перегона. Да, исчезает привычный стук колес вагона, но достигается существенная экономия при монтаже, и уменьшается износ подвижного состава.

Не только рельсы: что еще производят металлурги для железных дорог.

Рельс - лишь часть железнодорожного или трамвайного пути. Обычно это комплекс инженерных сооружений, в которых есть несколько составляющих, которые производят из стали [3].

В частности, это рельсовые скрепления:

- подкладки, соединяющие рельсы со шпалами;

- боковые накладки, которые соединяют рельсы между собой.

ЕВРАЗ ЗСМК освоил продукцию производства европейского профиля 60е 1 длиной 100 м. В зависимости от пожеланий потребителей комбинат может выпускать эти рельсы как сырыми, так и дифференцированно-термоупрочненными. ЕВРАЗ стал первой в России компанией, начавшей производство данной продукции. Это позволяет развивать экономику, как внутри страны, так и создавать конкуренцию для европейской металлургии. На данный момент ЕВРАЗ ЗСМК может производить восемь европейских рельсовых профилей. Рельсы 60 Е1 - первые из европейских профилей, освоенные в длине сто метров. Ранее стометровые рельсы производились только для внутреннего рынка. Стометровые рельсы 60 Е1 предназначены для совмещенного движения, могут использоваться как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Они отвечают самым жестким требованиям по профилю и прямолинейности, обладают высокой прочностью и износостойкостью. Эти рельсы будут способствовать повышению безопасности, так как сварные стыки остаются наиболее уязвимым участком железнодорожного пути [1].

Список литературы

1. ЕВРАЗ освоил производство стометровых рельсов европейского профиля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.evraz.com/ru/news-and-media/press-releases-and-news/evraz-osvoil-pшizvodstvo-stometшvykh-relsov-evropeyskogo-profilya/ (дата обращения: 17.11.2021).

2. Кудрин В.А. Технология получения качественной стали [Текст] // В.А. Кудрин, В.М. Парма. М: Металлургия, 1984. 320 с.

3. ГОСТ Р51685-2013 «Рельсы железнодорожные, общие технические условия» от 01.07.2014 г. М., 2013

4. Луковников Д.Н. Анализ перевода внешних перевозок грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт площадка ЕВРАЗ КМК // Наука и образование сегодня. № 9 (68), 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.