Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ'

ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖАЛОБА / COMPLAINT / СУД / COURT / ПРОЦЕДУРА / PROCEDURE / ПРАВО / LAW / РЕШЕНИЕ / DECISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косолапов А.В.

В статье рассматриваются эволюция и современное состояние процедуры рассмотрения жалоб по российскому законодательству. Выделяются основные принципы производства по жалобам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEEDINGS IN EXAMINATION OF COMPLAINTS: HISTORICAL-LEGAL AND THEORETICAL ISSUES

The evolution and modern state of procedure of examination of complaints according to Russian legislation. The main principles of proceedings in examination of complaints are marked out.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ»

• ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •

А.В. Косолапов,

зам. председателя Центрального районного суда г. Волгограда, соискатель Волгоградского государственного университета kosolapov@mail.ru

Производство по рассмотрению жалоб: историко-правовые и теоретические вопросы

Аннотация: в статье рассматриваются эволюция и современное состояние процедуры рассмотрения жалоб по российскому законодательству. Выделяются основные принципы производства по жалобам.

Ключевые слова: жалоба, суд, процедура, право, решение.

Summary: the evolution and modern state of procedure of examination of complaints according to Russian legislation. The main principles of proceedings in examination of complaints are marked out.

Key words: complaint, court, procedure, law, decision.

Возможность обращения к представителям власти за защитой своих интересов фактически существует при любом социальном устройстве. Безусловно, различаются формы и порядок такого обращения, его последствия, а также юридическое значение — от полного отсутствия правовой регламентации до детального урегулирования на законодательном и даже конституционном уровне, как в правовых системах многих современных государств.

В Древней Руси жалоба прежде всего выступала средством, позволяющим начать судебное разбирательство. Процедура принесения жалобы упоминается в Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, данной жителям Двинской земли в 1397 г. В п. 9 грамоты говорилось: «А кто на кого челом бьет, дворяне и подвойские позовут к суду» (устанавливалось правило, что неявка ответчика в суд приравнивалась к его отказу от своего права, и истцу выдавалась «бессудная грамота»)1. Таким образом, подача жалобы обозначалась словами «бить челом».

В эпоху формирования централизованного русского государства «челобитье» получает всеобщее распространение в качестве способа защиты своих интересов, в том числе в суде. Кроме того, в Судебнике 1497 г. появляется понятие «жалобник»: ст. 2 этого документа запрещала боярам «отсылать» от себя жалобников и требовала рассматривать их дела или направлять их по подведомственности2. Иначе говоря, фактически устанавливались обязанность

1 См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 1. Киев, 1876. С. 124.

2 См.: Судебник 1497 года // Российское законодательство Х—ХХ веков / под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. 2. М., 1984. С. 54-55.

89

X

со

должностных лиц по рассмотрению всех поступающих жалоб и запрет на их произвольное игнорирование. Уже в XVII в., как указывает Б.Н. Чичерин, все челобитные подавались на царское имя, независимо от места подачи и степени значимости дела. Первоначально они рассматривались воеводой, т. е. правителем города или округа; если принятие решения вызывало затруднения или выходило за рамки его полномочий, то прошение направлялось царю. Кроме того, любой челобитчик имел право обратиться непосредственно в Московские приказы, что не считалось нарушением порядка: если выяснялось, что жалоба относится к ведению воеводы, то она возвращалась к нему с поручением вынести решение или с уже принятым решением, которое предписывалось привести в исполнение. Такой порядок приводил к тому, что по одному и тому же делу могло приниматься сразу несколько решений, противоречащих друг другу1.

В Соборном уложении 1649 г., в главе X «О суде» под угрозой телесного наказания было запрещено напрямую подавать челобитные царю, минуя приказы: «А не бих челом в приказе, ни о каких делех государю никому челобитен не подавати. А будет кто учнет о каком деле бити челом и челобитные подавати государю в приказе не бив челом, и таким челобитчиком за то чинити наказание, бити батоги»2. Челобитные предписывалось подавать боярам, окольничим и другим приказным людям; только в случае, если приказ не вынес решения или челобитчик им не удовлетворен, разрешалось * обращаться к государю с новой челобитной; таким образом, государь сохранил < за собой только прерогативу пересмотра дел по жалобам. о В «Кратком изображении процессов или судебных тяжеб» в эпоху Петра I впервые дается определение челобитчика: «оный, который другаго некоторой ^ ради причины в суд позывает и от судьи правомерного приговору и вспоможения в правом своем деле требует» (п. 1 гл. 3 ч. 1)3. Однако при этом, :: наряду с понятием «челобитье» начинает использоваться слово «жалоба»: :: «надлежит челобитчику в присудствии ответчика жалобу свою кратко и явно о приносить, и от чего жалоба приходит, объявить» (п. 3 гл. 3 ч. 1); «позволено ^ челобитчику писменно жалобу приносить, и ответчику во определенной ему ш краткой термин на оную ответствовать» (п. 2 гл. 4 ч. 1) и др. «Челобитье» и т «жалоба», очевидно, выступают как синонимы.

В связи с большим наплывом жалоб указом от 13 мая 1720 г. было предписано ввести особую должность для рассмотрения челобитных на решения коллегий и канцелярий. 23 февраля 1722 г. был издан указ «О генерал-рекетмейстере». В компетенцию рекетмейстера входил прием жалоб на действия коллегий и канцелярий, их первичное рассмотрение и доклад Сенату или императору. В основном рекетмейстер разбирал два типа жалоб — на ° волокиту и на неправильное решение дел. По первой категории жалоб он ^ мог самостоятельно выходить с требованием об ускорении производства; по второй — докладывал императору, по его резолюции передавал дело в Сенат и принимал меры к исполнению его решения.

1 См. подробнее: Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII веке. М., 1856. С. 275—277.

2 См.: Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 3. М., 1985. С. 105.

3 См.: Краткое изображение процессов или судебных тяжеб // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 4. М., 1986. С. 413.

90

сч

о

В ст. 301 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. жалобы определялись как «объявления лиц, потерпевших от преступления или проступка». В жалобе следовало указывать время и место совершения преступного деяния; на кого падает подозрение и по каким причинам; размер причиненного ущерба и, если требуется, предполагаемого возмещения (ст. 302). При этом жалобы могли носить устный характер. Согласно ст. 303 жалоба являлась достаточном основанием для начала следствия; следователь или прокурор

не могли отказать в начале производства по жалобе. д

После Февральской революции была введена должность комиссара В

Временного правительства над канцелярией по принятию прошений; эта °

канцелярия, в свою очередь, была упразднена специальным постановлением °

Совета Народных Комиссаров РСФСР от 6 декабря 1917 г. С

Декретом ВЦИК РСФСР от 9 апреля 1919 г. и Постановлением Народного м

Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции от 4 мая 1919 г. было создано р

Центральное бюро жалоб и заявлений, которое должно было принимать жа- |

лобы и заявления от всех граждан Советской Республики (просуществовало °

до 1924 г.). 30 июня 1921 г. был принят специальный нормативный правовой |

акт — циркулярное Постановление ВЦИК РСФСР «О порядке подачи жалоб :

и заявлений». В нем особо подчеркивалось, что создание препятствий к по- с

даче жалоб в Центральное бюро противоречит политике Советской власти. р

Вводились следующие правила рассмотрения жалоб: они должны были изна- |

чально подаваться в местные бюро жалоб и заявлений при местных органах р РКИ и по возможности разрешаться там; если жалобщика

принятое решение, он мог в инстанционном порядке обращаться в губернское £ или Центральное бюро жалоб; те бюро, которые первоначально рассматрива- °| ли дело, при передаче его вышестоящим органам должны были приложить к е нему свои справки и отзывы; решения как Центрального, так и местных бюро жалоб, подтвержденные соответствующими органами РКИ, были обязательными для всех учреждений. К Институт жалобы в советское время получил наиболее детальное ре- е гулирование в таком нормативном правовом акте, как Указ Президиума | Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534^11 «О порядке рассмо- О трения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума £ ВС СССР от 4 марта 1980 г. № 1662-Х, от 2 февраля 1988 г. № 8422-Х1)1. Указ, в частности, требовал, чтобы письменное обращение гражданина было им д^ подписано с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, работы или учебы, в противном случае оно признавалось анонимным и рассмотрению не подлежало. Направлять жалобы следовало только в вышестоящие ^ органы, а не в те, чьи действия обжалуются. ^ После распада СССР наиболее интенсивно развивается институт судеб- о ной жалобы. 27 апреля 1993 г. был принят Закон РФ № 4866-1 «Об обжало- а вании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»2, § закрепляющий право каждого гражданина обратиться в суд с жалобой на единоличные или коллегиальные решения предельно широкого круга

1 См.: Ведомости ВС СССР. 1968. № 17, ст. 144.

2 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19, ст. 685.

о

т

субъектов — государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих (ст. 1). Обжалованию подлежали любые действия, нарушающие права и свободы гражданина, создающие препятствия к осуществлению своих прав и свобод, незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или незаконное привлечение к ответственности (ст. 2). Конституция РФ 1993 г. закрепила по отдельности право граждан на административную жалобу в виде «права на обращение» (ст. 33) и право на судебную жалобу (ч. 2—3 ст. 46).

Жалоба в ее юридическом понимании — это адресованное компетентному субъекту, наделенному властными полномочиями, заявление о действиях третьего лица, нарушающих интересы заявителя, с требованием устранить эти нарушения и (или) их негативные последствия. Из всех процессуальных способов, при помощи которых может происходить защита своих прав, жалоба имеет наиболее широкую сферу действия: она выступает основанием для административного порядка защиты, а также компенсаторным средством в рамках судебной защиты, применяемым в целях пересмотра судебных решений и приговоров, вынесенных по первой инстанции. По существу, жалоба остается одним из немногих реально действующих средств, позволяющих российским гражданам выступать субъектами правовой политики1.

Производство по рассмотрению жалоб характеризуется двумя основными ^ аспектами: материально-правовыми основаниями, т. е. набором юридических § предписаний, которыми определяются права и обязанности участников обще-□l ственных отношений, ставших предметом обжалования; процессуальным порядком принесения жалобы, ее рассмотрения, принятия и исполнения решений. Особенностью производства по жалобе как разновидности юридического производства выступает прежде всего его межотраслевой характер. Процедура рассмотрения жалоб регулируется нормами конституционного, административного, налогового, гражданского процессуального, уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального и ряда других отраслей m права. Вместе с тем, поскольку жалоба представляет собой единое правовое m средство, все эти производства подчиняются определенной общей модели. [Зь Основными принципами современного производства по жалобам являются:

92 1. Свобода жалобы. По общему правилу, гражданин не связан при подаче

- жалобы никакими юридическими ограничениями. Предмет и основания

жалобы как универсального правового средства законодательством не регламентируются; они могут специально устанавливаться лишь в отношении определенных видов жалоб (конституционных, кассационных и т. п.). Лицо вправе самостоятельно выбирать адресата жалобы, определять ее форму и содержание. Кроме того, оно может отозвать жалобу на любой стадии, если сочтет нецелесообразным ее дальнейшее рассмотрение.

2. Обязательность рассмотрения жалобы. Принятие жалобы к рассмотрению, как правило, не является предметом усмотрения должностного лица или государственного органа, получившего жалобу. С момента принятия (регистрации) жалобы 1 См.: Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 297.

.0 х

со

к

IZ

с

о

IZ

0J

о

0J

у лица, принявшего ее, возникает обязанность начать процедуру разбирательства. Случаи, когда рассмотрение жалобы не является обязательным, являются строго определенными и устанавливаются специальными законодательными нормами.

3. Оперативность. Поскольку жалобы чаще всего указывают на имевшее место нарушение прав или законных интересов граждан, важно, чтобы факты, содержащиеся в жалобе, были проверены в относительно короткие сроки, чтобы принять на этом основании соответствующее решение, при необходимости восстанавливающее нарушенные права. Именно поэтому производство по жалобам ограничено определенными сроками, которые установлены законодательством, носят императивный характер и могут быть продлены лишь при наличии особых обстоятельств.

4. Объективность и всесторонность рассмотрения жалобы. Лицо, принявшее жалобу к рассмотрению, обязано обеспечить максимально беспристрастное разбирательство по делу, организовать проверку и юридическую оценку фактов, изложенных в жалобе, в случае необходимости провести сбор дополнительных материалов, необходимых для принятия решения.

С.В. Ворошилова,

доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права Саратовской государственной юридической академии voroshilova-s-v@mail.ru

Уголовно-правовая политика дореволюционной России в сфере борьбы с женской преступностью

Аннотация: в статье раскрываются основные направления деятельности государства в сфере уголовного права с целью снижения женской преступности.

Ключевые слова: женщина, преступность, наказание, политика, тюремный патронат.

Summary: in article the state main activities in criminal law sphere in struggle against female criminality is considered.

Key words: woman, criminality, punishment, policy, prison patronage.

Начало научного исследования женской преступности в России относится к XIX — началу XX в. и связано с развитием криминологии в стране. И.Я. Фойницкий, Е.Н. Анучин, Е.Н. Тарновский, М.Н. Гернет, Н.В. Давыдов и др. выявляли причины преступлений, совершаемых женщинами, проводили сравнительный анализ женской и мужской преступности в России и за рубежом, искали возможные пути борьбы с ней1. В этот

1 См., например: Тарновский Е.Н. Итоги русской уголовной статистики за 20 лет (1874—1894). СПб., 1899; Анучин Е.Н. Исследования о проценте сосланных в Сибирь в период 1827—1846 годов. Материалы для уголовной статистики России. СПб., 1873; Гернет М.Н. Социальные факторы преступности. М., 1905; Фойницкий И.Я. Женщина-преступница // Северный Вестник. 1893. № 2, 3; Давыдов Н.В. Женщина перед уголовным судом. М., 1906.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.