Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОТБЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОТБЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административный надзор / судимость / административное правонарушение / нарушение порядка отбывания административного надзора / административный процесс.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ю.В. Григорьева

В статье рассматривается вопрос порядка установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Определяется круг проблем, возникающих в практической деятельности должностных лиц, в случаях нарушения поднадзорным лицом порядка отбывания административного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОТБЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

Ю.В. Григорьева

ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОТБЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье рассматривается вопрос порядка установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Определяется круг проблем, возникающих в практической деятельности должностных лиц, в случаях нарушения поднадзорным лицом порядка отбывания административного надзора.

Ключевые слова: административный надзор, судимость, административное правонарушение, нарушение порядка отбывания административного надзора, административный процесс.

В современном мире человеку доступна любая информация. Каждый аспект жизни можно наблюдать, например, посредством телевидения, сети интернета, чтения литературы, общения. Таким образом, нам многое известно, в том числе и о преступном мире. Положения уголовного кодекса Российской Федерации подробно излагают, что относится к запрещенным действиям. К сожалению, в нашем обществе живут люди, способные действовать вопреки запретам. Не страшит их и неизбежность наказания. Как правило, истории о преступниках заканчиваются вынесением судом приговора и направлением их в места отбывания наказания. Однако в жизни данные истории не заканчиваются.

Согласно действующему законодательству, после отбывания наказания и освобождения из мест лишения свободы у гражданина начинает исчисляться новый срок, а именно срок судимости. И зачастую он может превышать срок фактического отбывания наказания в исправительной колонии. Приведем пример: в 2015 году гражданин Ш. осужден приговором Энного районного суда по части 1 статьи 111 Уголовного

© Ю.В. Григорьева, 2022.

Научный руководитель: Татьянина Лариса Геннадьевна - доктор юридических наук, профессор, кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности, Институт права, социального управления и безопасности, Удмуртский государственный университет, Россия.

кодекса Российской Федерации [1] к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Так, в 2018 году гражданин Ш. освобождается из исправительной колонии по отбытии срока наказания. Учитывая тот факт, что преступление, за которое гражданин Ш. отбывал наказание относится к категории тяжких преступлений, судимость гражданина Ш. погасится в 2026 году. Далее жизнь гражданина Ш. развивается по обыденному сценарию: возвращение домой, встреча с товарищами, застолье. Ночная прогулка в магазин в состоянии алкогольного опьянения и как следствие пробуждение в стенах отделения полиции как административного задержанного по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [2]. И так может случиться еще несколько раз. Для нашего примера достаточно двух фактов привлечения к административной ответственности, например, за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, или административного правонарушения против порядка управления.

В 2011 году на территории Российской Федерации издан Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [3]. По объему закон небольшой: 4 главы и 13 статей. Согласно требованиям законодателя, гражданина Ш. необходимо взять под административный надзор. Административный надзор - наблюдение, осуществляемое органами внутренних дел за соблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений и обязанностей. Гражданин Ш. отбывал наказание в местах лишения свободы за совершение тяжкого преступления, после освобождения в течение календарного года неоднократно привлекался к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ. Одним из оснований для установления административного надзора и является факт неоднократного привлечения гражданина Ш. к административной ответственности. Административный надзор в отношении гражданина Ш. может быть установлен только по решению суда на срок от одного года до трех лет. В нашем примере документы об установлении в отношении гражданина Ш. административного надзора, а именно административное исковое заявление подготавливает и направляет в суд орган внутренних дел.

Порядок подачи административного искового заявления, связанного с административным надзором, содержание административного искового заявления и прилагаемые к нему документы, рассмотрение административного дела и решение суда по административному делу регламентируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) [4], изданным в 2015 году.

Исходя из положений КАС РФ, орган внутренних дел является административным истцом, гражданин Ш. - административным ответчиком. Глава 29 КАС РФ определяет порядок рассмотрения административных исковых заявлений об установлении административного надзора, установлении или частичной отмене дополнительных ограничений административного надзора, а также о продлении срока или досрочном прекращении административного надзора.

С 2011 года до 2015 года вопросы по рассмотрению вышеуказанных заявлений относились к ведению гражданского судопроизводства.

Новеллой КАС РФ явились необходимость направления в суд административного искового заявления установленного образца (ст. 125 КАС РФ); сроки рассмотрения искового заявления сократились до 20 дней со дня поступления заявления в суд; обязательным явилось наличие у административного истца диплома о высшем юридическом образовании. Кроме этого, на административного истца возложена обязанность по обеспечению явки на судебное заседание административного ответчика.

Таким образом, пройдя процедуру установления административного надзора гр. Ш приобретает статус поднадзорного лица и обязанность соблюдать установленные решением суда административные ограничения. Однако, пренебрегая требованиями судебного решения, гр. Ш продолжает вести антиобщественный образ жизни и вновь в течение календарного года неоднократно привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» у сотрудников органов внутренних дел возникают основания для подготовки и направления в суд административного искового заявления об установлении дополнительных ограничений административного надзора в отношении гр. Ш.

На данный этап осуществления административного надзора необходимо обратить особое внимание. Гр. Ш. привлечен к административной ответственности неоднократно в течение календарного года. Таким образом, согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Однако на практике постановление о привлечение лица к

административной ответственности нередко направляется сотрудниками органов внутренних дел позже дня оформления протокола об административном правонарушении посредством почтовых отправлений. Учитывая факт того, что поднадзорное лицо, как правило, не обладает осознанной гражданский позицией, данное постановление если и доходит до адресата, то, целенаправленно не получается им. В результате, постановление по делу об административном правонарушении продолжительное время остается не вступившим в законную силу. Соответственно, лицо, фактически допускающее совершение административного правонарушения, уходит от правовых последствий в виде установления в отношении него дополнительных ограничений административного надзора.

Интересна и точка зрения Вельмина А.С. на этот счет. Так, по мнению автора, возможные заявители по делу выступают субъектами, управомоченными привлекать лицо к административной ответственности, то есть фактически формировать основания для искового заявления [5, с.19]. Нельзя не согласиться с данным мнением, поскольку к ряду административных правонарушений у сотрудников органов внутренних дел имеются полномочия привлекать к ответственности.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. [6]. Соответственно, при изучении административного искового заявления суду необходимо тщательно подходить к рассмотрению доказательств на предмет их относимости (ст. 60 КАС РФ) и допустимости (ст. 61 КАС РФ).

Следует отметить важность суда обращать пристальное внимание на характер требуемых к установлению административных ограничений. В настоящее время какие-либо научно-практические исследования данной процессуальной проблемы, возникающей при рассмотрении дел административного надзора, отсутствуют. Проведение исследования необходимо прежде всего для защиты прав, свобод и законных интересов поднадзорного лица, а также для исключения произвола со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список

¡.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

3.Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

4.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ

5.Вельмин А.С. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в гражданском процессе. Саратов, 2014. С.19

6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

ГРИГОРЬЕВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА - магистрант, кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности, Институт права, социального управления и безопасности, Удмуртский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.