Научная статья на тему 'Производство органического кофе в Республике Гвинея'

Производство органического кофе в Республике Гвинея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКИЙ КОФЕ / ОРГАНИЧЕСКОЕ КОФЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ЦЕПОЧКА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ / РЕСПУБЛИКА ГВИНЕЯ / АГРОБИЗНЕС / ORGANIC COFFEE / MANUFACTURING / VALUE CHAIN / REPUBLIC OF GUINEA / AGRIBUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Г.Н., Сума М.

В статье показана важность культуры органического кофе и рассмотрены основные этапы его производства. В исследовании использованы новейшие результаты разработок ведущих мировыхученыхв теоретической и прикладной областях. Отмечена особенность культивации кофейного дерева, а также даны качественные характеристики арабики. Представлен анализцепочки добавленной стоимости производства органического кофе в компании "Café Fouta" Республики Гвинея. Показано, что результат этого анализа позволяет точнее выявлять основные потребности при производстве кофе, что особенно важно для данной компании. Проведены разграничения между основными видами деятельности, которые вносят непосредственный вклад в создание стоимости, и поддерживающими, которые косвенно способствуют этому процессу. Обращено внимание на то, что производство кофе это рисковый бизнес. Доказано, что агротехнологические приемы и особенности производства кофе это первооснова формирования цепочки создания добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION OF ORGANIC COFFEE IN THE REPUBLIC OF GUINEA

The article shows the importance of the culture of organic coffee and considers the main stages of its production. The research uses the latest results of the development of leading world scientists in the theoretical and applied fields. The peculiarity of the cultivation of the coffee tree is noted, as well as the qualitative characteristics of arabica are given. An analysis of the value chain of organic coffee production at Café Fouta, Republic of Guinea, is presented. It is shown that the result of this analysis allows you to more accurately identify the basic needs in the production of coffee, which is especially important for this company. Distinctions are made between the main activities that directly contribute to the creation of value, and supporting, which indirectly contribute to this process. Attention is drawn to the fact that coffee production is a risky business. It is proved that agrotechnological techniques and features of the production of coffee, this is the primary basis in the formation of the value chain.

Текст научной работы на тему «Производство органического кофе в Республике Гвинея»

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 633.73(665.2)

DOI: 10.32786/2071-9485-2019-03-28

ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОГО КОФЕ В РЕСПУБЛИКЕ ГВИНЕЯ PRODUCTION OF ORGANIC COFFEE IN THE REPUBLIC OF GUINEA

Г.Н. Зверева1, кандидат экономических наук, доцент M. Сума1,2, магистрант

G.N. Zvereva1, М. Suma1,2

1Волгоградский государственный аграрный университет Компания «Café Fouta», Республика Гвинея

1 Volgograd State Agrarian University, Volgograd 2Company «Café Fouta», Republic of Guinea

2,

Дата поступления в редакцию 14.03.2019 Received 14.03.2019

Дата принятия к печати 05.08.2019 Submitted 05.08.2019

В статье показана важность культуры органического кофе и рассмотрены основные этапы его производства. В исследовании использованы новейшие результаты разработок ведущих мировых ученых в теоретической и прикладной областях. Отмечена особенность культивации кофейного дерева, а также даны качественные характеристики арабики. Представлен анализ цепочки добавленной стоимости производства органического кофе в компании "Café Fouta" Республики Гвинея. Показано, что результат этого анализа позволяет точнее выявлять основные потребности при производстве кофе, что особенно важно для данной компании. Проведены разграничения между основными видами деятельности, которые вносят непосредственный вклад в создание стоимости, и поддерживающими, которые косвенно способствуют этому процессу. Обращено внимание на то, что производство кофе - это рисковый бизнес. Доказано, что агротехнологические приемы и особенности производства кофе - это первооснова формирования цепочки создания добавленной стоимости.

The article shows the importance of the culture of organic coffee and considers the main stages of its production. The research uses the latest results of the development of leading world scientists in the theoretical and applied fields. The peculiarity of the cultivation of the coffee tree is noted, as well as the qualitative characteristics of arabica are given. An analysis of the value chain of organic coffee production at Café Fouta, Republic of Guinea, is presented. It is shown that the result of this analysis allows you to more accurately identify the basic needs in the production of coffee, which is especially important for this company. Distinctions are made between the main activities that directly contribute to the creation of value, and supporting, which indirectly contribute to this process. Attention is drawn to the fact that coffee production is a risky business. It is proved that agrotechnological techniques and features of the production of coffee, this is the primary basis in the formation of the value chain.

Ключевые слова: органический кофе, органическое кофе, производство, цепочка добавленной стоимости, Республика Гвинея, агробизнес.

Key words: organic coffee, manufacturing, value chain, Republic of Guinea, agribusiness.

Цитирование. Зверева Г.Н., Сума М. Производство органического кофе в Республике Гвинея. Известия НВ АУК. 2019. 3(55). 222-228. DOI: 10.32786/2071-9485-2019-03-28. Citation. Zvereva G. N., Suma M. Production of organic coffee in the Republic of Guinea. Proc. of the Lower Volga Agro-University Comp. 2019. 3(55). 222-228. (in Russian). DOI: 10.32786/20719485-2019-03.

Введение. Органическое сельское хозяйство может и должно быть перспективной составной частью экономик многих стран мира, имеющей большое значение не только здесь и сейчас, но и для будущих поколений. В этой связи важное значение для

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

сельскохозяйственных организаций имеет повышение уровня добавленной стоимости, создаваемой ею. По результатам исследований глобальных инициатив по созданию цепочек создания стоимости Университета Дьюка (США), цепочка стоимости может содержаться в одном географическом местоположении или даже в одной фирме [8].

Актуальность данного исследования усиливается еще и ввиду того, что развитие компаний должно быть нацелено на рост их ценности, что обеспечивается применением концепции ценностно-ориентированного менеджмента [4]. Именно добавленная стоимость составляет условия для расширенного воспроизводства и долгосрочной конкурентоспособности. Любые процессы в производстве продукции можно разделить на две составляющие - ту, которая добавляет ценности продукту, и ту, которая не увеличивает его потребительскую ценность.

Цель данного исследования заключается в изучении этапов производства органического кофе и проведении научно обоснованного анализа цепочки создания добавленной стоимости в хозяйствующем субъекте для дальнейшего учета на микро-, мезо- и макроуровнях.

В качестве объекта исследования взята небольшая сельскохозяйственная компания «Café Fouta», расположенная в Республике Гвинея и специализирующаяся на производстве натурального органического кофе. Она является прекрасным примером создания добавленной стоимости в области культуры кофе в Западной Африке.

Материалы и методы. При исследовании данной проблемы применялись следующие методы: монографический - при описании существующих тенденций; статистический - при анализе и обобщении данных; эмпирический, наблюдение, анализ документов, расчетно-конструктивный - для анализа фактических данных; брейнстор-минг (мозговой штурм) - при осуществлении умозаключений и выдвижении новых результатов в виде суждений и др.

Результаты и обсуждение. В качестве справки напомним, что Гвинейская Республика расположена на юго-западе Западной Африки и состоит из четырех природных регионов, в которых четыре вида рельефа, климата, фауны, флоры. Сельскохозяйственный сектор является основным видом деятельности, охватывающим почти 80 % населения Гвинеи, и источником дохода для 57 % жителей сельских районов. Пахотные земли составляют более чем 6 млн. га. Гвинейское сельское хозяйство является одним из сегментов, способствующих росту экономики. Кроме того, превосходная гидрография делает Гвинею одной из самых поливных стран Западной Африки.

С 2016 года двойная президентская инициатива сосредоточилась на двух товарных культурах: кофе Арабика (в Фута и лесной Гвинее) и орехи кешью (в Нижней Гвинее и Верхней Гвинее). Цель состоит в том, чтобы развить два сектора, которые позволяют гвинейским фермерам жить производством их, а государству обеспечивают обмен иностранной валюты.

Особенностью выращивания зерен органического кофе является полное отсутствие в агротехнике химических удобрений и добавок, пестицидов и ГМО. Род Coffea L. относится к семейству Мареновые (Rubiaceae). Ученые насчитывают более 90 видов кофе. Однако, используются в промышленных масштабах только два: Coffea arabica L. -арабика и Coffea canephora Pierre ex Froehn., или робуста, которую иногда еще называют конголезским кофе. Плод кофейного дерева внешне напоминает вишню. Но в качестве сырья для приготовления кофе используют семена этого плода. Если рассмотреть строение плода, то можно увидеть, что он состоит из 4 оболочек. Первая - очень плотная, цвет ее темно-вишневый, именно она и делает плод похожим на вишню. Затем следуют мякоть и оболочка, в которой располагаются зерна, используемые в дальней-

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

шем для производства кофе. А каждое кофейное зернышко покрывает тоненькая плен-ка.Чтобы плантации кофе не погибали, зерно приходится сначала выращивать в специальных питомниках, а затем уже высаживать. При этом плодоношение кофейного дерева начинается по достижении им пятилетнего возраста. Деревья начинают цвести в период засухи, а продолжают когда начинаются дожди. Цветы имеют белый цвет с неповторимым сладким запахом, очень напоминающим запах жасмина[12].

Вид кофейного дерева арабика считается очень капризным в отношении климатических условий. Деревья арабики растут на высотах от 800 метров над уровнем моря. Особенность культивирования арабики - уязвимость деревьев. Они подвержены болезням, плохо переносят смену температур [7]. Арабика имеет очень узкую зону комфорта, и малейшее нарушение сразу же сказывается на урожае ягод. Причина такой уязвимости кроется в особенностях опыления [13]. Арабике требуется перекрестное опыление, отсюда быстрота заражения и мутации. Основные характеристики кофе арабика показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Основные характеристики кофе арабика Table 1 - The main characteristics of coffee arabica

Характеристики / Characteristics Содержание/ Content

Историческая родина Historical homeland Эфиопия Ethiopia

Доля в структуре продаж (по миру в целом)/Share in the sales structure (worldwide as a whole) 70%

Свойства выращивания Growing properties Растет на высотах в 800-2200 метров над уровнем моря, капризна, уязвима, плохая устойчивость к болезням и погоде Grows at heights of 800-2200 meters above sea level, capricious, vulnerable, poor resistance to disease and weather

Опыление / Pollination Перекрестное / Cross

Внешний вид/Appearance Зерна продолговатые, вытянутые, в обжарке приобретают равномерный цвет / The grains are oblong, elongated, in roasting they acquire a uniform color

Основной химический состав Basic chemical composition 18 % эфирных масел, 8% сахаристых веществ, 1-1,5% кофеина, 6,5% хлорогеновой кислоты /18 % essential oils, 8% sugars, 1-1.5% caffeine, 6.5% chlorogenic acid

Вкус/ Taste Богатый оттенками, нежный, мягкий, многослойный Rich in shades, delicate, soft, multi-layered

Аромат/Scent Стойкий, сильный / Strong, strong and costs when growing

Крепость/Fortress Средняя и низкая / Medium and low

Применение /Application Самостоятельно и в составе смесей/ Independently and as part of mixtures

Стоимость / Cost Арабика стоит дороже робусты из-за больших рисков и затрат при выращивании Arabica is more expensive than robusta because of the big risks

Еще очень важная особенность заключается в том, что зерна кофе, растущие на одном и том же дереве, поспевают неодновременно, что делает использование машин для сбора урожая нерентабельным, так как вместе со зрелыми зернами будут собраны и незрелые. Поэтому кофе собирают вручную, этот процесс назвается пиккинг. В результате урожай получается однородным, одинаково вызревшим. В среднем с одногодерева

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

получают до 3 кг плодов. Для особо ценных, высококачественных сортов не применяют даже пиккинг. В этом случае под деревом расстилают ткань и ждут, пока созревшие плоды не упадут сами.

Кофейные деревья органики выращивают в естественной экосистеме: птицы борются с вредителями, природные механизмы поддерживают плодородие почвы.

Прежде чем начать производство этого кофе, необходимо получить специальный сертификат, подтверждающий экологическую чистоту региона возделывания кофейных плантаций.

Чтобы понять процесс создания добавленной стоимости, необходимо проанализировать цепочку создания стоимости внутри компании от процесса выращивания кофе до его коммерциализации. Центральная роль в этом процессе отводится компании, которая создает потребительскую ценность для потребителя без его участия [3].

Это методология, разработанная Майклом Портером в его книге «Конкурентное преимущество» [5], которая описывает деятельность компании в данной отрасли. Эта концепция получила дальнейшее развитие в трудах многих экономистов- последователей М. Портера [9].

В нашем случае последовательными этапами создания добавленной стоимости являются: высадка семян - содержание - сбор - сушка - декинг -упаковка - продажа.

Цели цепочки добавленной стоимости можно резюмировать следующим образом:

- логистика: деятельность, связанная с транспортом, приемом, хранением и распределением сырья, продуктов (в процессе или по завершении). Компания «Café Fouta» для транспортировки кофе клиентам и доставки своих работников, использует две машины. Эти машины, а также те, которые используют во всем производстве кофе, составляют логистику;

- производство: преобразование входных данных в выходы. Включает сборку, упаковку продукта, обслуживание машин. Чтобы упаковать кофе, потребители компании «Café Fouta» настояли на использовании перерабатываемой упаковки;

- анализ и оценка организации процесса создания стоимости внутри компании и ее отношений со своими партнерами.

Модель цепочки добавленной стоимости г-на Портера основана на различии между основными видами деятельности, которые вносят непосредственный вклад в создание стоимости и поддерживают деятельность, которая косвенно способствует процессу создания стоимости [5].

Основные виды деятельности (прямой вклад в создание добавленной стоимости) состоят из:

- покупки: процесс приобретения всех ресурсов, необходимых для деятельности. В компании «Café Fouta» также есть постоянные поставщики у которых она закупает семена;

- производства: трансформация входов в выходы (от сырья до конечной продукции). Включает: сборку, упаковку продукта, обслуживание машин и др.;

- маркетинга (маркетинг и продажи): средства, с помощью которых продукты становятся доступными для клиентов, например: реклама, управление клиентской базой, построение партнерства и т.д.

- услуг: способствуют созданию ценности, воспринимаемой конечными потребителями; в частости, такие как: предварительная консультация-экспертиза, доставка на дом и т.д.

Очень важно также учесть мероприятия по поддержке (косвенный вклад в создание добавленной стоимости), а именно:

- исследования и разработки: все используемые инструменты, методы и ноу-хау: профессиональные ноу-хау, программное обеспечение, инновационный процесс и др.

- управление персоналом: влияет на все функции компании;

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- инфраструктура: администрирование, планирование, финансирование, контроль качества или системы обмена информацией и др.

Как отмечает Рындина А.С., продукция АПК проходит долгую и трудоемкую цепочку действий прежде чем будет передана заинтересованному потребителю [6].

Компания «Café Fouta» в 2016 году, осуществив маркетинговые исследования спроса на органический кофе, выявила, что потребители заинтересованы в местном поставщике продукции, также стремясь сократить издержки. И здесь, важно заметить, что эта компания идет в ногу со временем, выстраивая тем самым маркетинг отношений, который предполагает сотрудничество, создание и повышение ценности для тех, кто вовлечен в эти отношения [11].

Для того чтобы соответствовать этому, «Café Fouta» нуждается в качественных семенах, электроэнергии для запуска своего небольшого завода по консервации, упаковке кофе и т.д. Все эти элементы, необходимые для производства местного органического кофе, называются промежуточными потребительскими товарами. Промежуточные товары - это товары, используемые не для конечного потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг. Стоимость таких товаров включается в стоимость конечного продукта, но не включается в ВВП. Валовой внутренний продукт является суммой всех добавленных стоимостей организаций, расположенных на территории страны [1].

Промежуточные товары «живут» менее года и разрушаются, или трансформируются в процессе производства, или включаются в конечный продукт [2]. Компания «Café Fouta» превращает эти потребительские товары в органический кофе, что позволяет ей поставлять кофе в местные магазины. В данном случае промежуточные потребительские товары стоили организации 300 долларов США. Таким образом, компания создала дополнительную ценность для клиентов, что дает ей возможность продаж местного органического кофе. «Café Fouta» через свою маркетинговую политику решает реализовать произведенный кофе по 450 долларов (дороже цены, что она заплатила за сырье и промежуточные товары). Разница, выраженная в денежной стоимости между оборотом (450 долл. США) и промежуточным потреблением (300 долл. США), представляет собой добавленную стоимость (150 долл. США). Это можно выразить в виде формулы:

ДС = ОК - ПП,

где, ДС - добавленная стоимость; ОК - оборот компании, ПП - промежуточное потребление.

Одним из основных вопросов возникающий в результате определения добавленной стоимости, заключается в том, какие экономические агенты участвовали в добавлении стоимости продукту. Добавленная стоимость будет распределяться среди тех, которые каким-то образом участвовали в производстве, а именно:

- работники: через зарплату. Для проведения работ по посадке, техобслуживанию, уборке, отбору, сушке, упаковке и распределению. Компания "Café Fouta" должна также нанимать сотрудников. Эти сотрудники будут иметь свою долю в совместном использовании добавленной стоимости -вознаграждение за предоставленную работу;

- государство: через налоги и пошлины. Вознаграждение контрагента нерыночных услуг позволяет обучать сотрудников, развивать инфраструктуру и т. д.;

- организации социального обеспечения: через взносы в систему, что покрывает расходы на медицинское обслуживание сотрудников и их замещающего дохода, когда они больны;

- банки: через интересы. Это вознаграждение за предоставленные им кредиты;

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- компания: часть нераспределенной прибыли для финансирования всех или части будущих инвестиций -самофинансирование.

Важно отметить, что объем добавленной стоимости зависит от клиентской базы, чем больше клиент готов заплатить за продукт, тем выше будет добавленная стоимость продукта. Напротив, если продукт не представляет никакой добавленной стоимости в отношении цены на сырье в глазах клиента, он не захочет приобретать этот товар по цене, превышающей цену стоимости промежуточного потребления, т.е. компания не создает прибавочную стоимость.

Проведенный анализ цепочки добавленной стоимости позволяет определить экономический эффект и ее значимость для разных уровнейфункционирования экономики:

- на микроуровне, т. е. «Café Fouta» позволяет установить соответствующие количественные критерии для оценки каждого вида деятельности с целью выбора и реализации показателей эффективности производства кофе;

- на мезоуровне, т.е. оценка добавленной стоимости позволяет учесть вклад каждой компании в общее производство на территорииотдельного субъекта;

- на макроуровне, т.е. национальном - это ВВП - общий результат, который позволяет определить уровень производства в стране и измерить его увеличение или снижение.

Заключение. Таким образом, в результате исследования установлено, что рынок органических продуктов активно развивается и в Гвинее, и во всем мире. Несомненным плюсом в производстве органического кофе являетсязнание тонкостей агротехнологи-ческих приемов и особенностей выращивания кофе. Рассматриваемый подход к анализу цепочки добавленной стоимости позволит решать задачи, направленные на обеспечение принятия решений по минимизации затрат при производстве органического кофе на всех этапах; соблюдению экологических регламентов; созданию экологического каркаса; управлению рисками и др. Результат анализа цепочки добавленной стоимости имеет ряд технологических и экономических преимуществ, и следовательно, право на творческое его применение в условиях «Café Fouta» и Республики Гвинея.

Библиографический список

1. Кандалинцев В.Г. Экономический рост и иностранный капитал в развивающихся странах //Восточная аналитика. 2018. №3. С. 170-182.

2. Кукушкина Ю.М. Глобальные цепочки создания стоимости и корпоративные интересы транснациональных корпораций //Современная конкуренция. 2016. Т. 10. №2(56). С. 107-117.

3. Неганов С.А. Процессы создания ценности в современной маркетинговой теории //Экономика региона. 2018. №1. С. 14-22.

4. Пономаренко Т.В., Ларичкин Ф.Д., Щетинина К.В. Методологический подход к оценке ценности проекта освоения месторождения и создания цепочки добавленной стоимости // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. №4. С. 128-143.

5. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Альпина Паблишер, 2018. 715 с.

6. Рындина А.С. Проблемы, связанные с реализацией агропромышленного комплекса// Вестник современных исследований. 2018. №11.4(26). С. 187-189.

7. Annotation of a hybrid partial genome of the coffee rust (Hemileia vastatrix) contributions to the gene repertoire catalog of the pucciniales / M.A. Cristancho, W. Giraldo, J. Tabima, M.D. Ria-ño-Pachón, C. Escobar, Y, Rivera L.F. Duran, S. Restrepo, T. Eilam, Y. Anikster, A.L. Gaitán (2014) // Front. Plant Sci. 2014. №5. Р. 594. doi: 10.3389/fpls.2014.00594

8. Global Value Chains Initiative. Concept and Tools [Электронный ресурс] // Duke University. Режим доступа: https://globalvaluechains.org/concept-tools

9. McCuish J.D. Value Management & Value Improving practices // Pinnacle results, 2011. Р. 15.

227

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

10. Salamanca-Jimenez A., Doane T.A., Horwath W.R. (2017) Nitrogen Use Efficiency of Coffee at the Vegetative Stage as Influenced by Fertilizer Application Method // Front. Plant Sci. 2017. №8. Р. 223. doi: 10.3389/fpls.2017.00223

11. Sheth Ja.N., Parvatiyar A., Sinha M. The conceptual foundations of relationship marketing: review and synthesis // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 2. Р. 119-149.

12. The Agronomy and Economy of Important Tree Crops of the Developing WorldK.P. Prabhakaran Nair. 2010. Р. 368.

13. Influence of Environmental Conditions and Genetic Background of Arabica Coffee (C. arabica L) on Leaf Rust (Hemileia vastatrix) Pathogenesis /L. Toniutti, J.-C. Breitler, H. Etienne, C. Campa, S. Doulbeau, L. Urban, C. Lambot, J.-C.H. Pinilla, B. Bertrand // Front. Plant Sci. 2017. №8. Р. 2025. doi: 10.3389/fpls.2017.02025

Reference

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kandalincev V. G. Jekonomicheskij rost i inostrannyj kapital v razvivayuschihsya stranah //Vostochnaya analitika. 2018. №3. P. 170-182.

2. Kukushkina Yu. M. Global'nye cepochki sozdaniya stoimosti i korporativnye interesy transnacional'nyh korporacij //Sovremennaya konkurenciya. 2016. T. 10. №2(56). P. 107-117.

3. Neganov S. A. Processy sozdaniya cennosti v sovremennoj marketingovoj teorii //Jekonomika regiona. 2018. №1. P. 14-22.

4. Ponomarenko T. V., Larichkin F. D., Schetinina K. V. Metodologicheskij podhod k ocenke cennosti proekta osvoeniya mestorozhdeniya i sozdaniya cepochki dobavlennoj stoimosti // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2017. T. 10. №4. P. 128-143.

5. Porter M. Konkurentnoe preimuschestvo. Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustojchivost'. Al'pina Pablisher, 2018. 715 p.

6. Ryndina A. S. Problemy, svyazannye s realizaciej agropromyshlennogo kompleksa// Vest-nik sovremennyh issledovanij. 2018. №11.4(26). P. 187-189.

7. Annotation of a hybrid partial genome of the coffee rust (Hemileia vastatrix) contributions to the gene repertoire catalog of the pucciniales / M.A. Cristancho, W. Giraldo, J. Tabima, M.D. Ria-ño-Pachón, C. Escobar, Y, Rivera L.F. Duran, S. Restrepo, T. Eilam, Y. Anikster, A.L. Gaitán (2014) // Front. Plant Sci. 2014. №5. Р. 594. doi: 10.3389/fpls.2014.00594

8. Global Value Chains Initiative. Concept and Tools [Электронный ресурс] // Duke University. Режим доступа: https://globalvaluechains.org/concept-tools

9. McCuish J.D. Value Management & Value Improving practices // Pinnacle results, 2011. Р. 15.

10. Salamanca-Jimenez A., Doane T.A., Horwath W.R. (2017) Nitrogen Use Efficiency of Coffee at the Vegetative Stage as Influenced by Fertilizer Application Method // Front. Plant Sci. 2017. №8. Р. 223. doi: 10.3389/fpls.2017.00223

11. Sheth Ja.N., Parvatiyar A., Sinha M. The conceptual foundations of relationship marketing: review and synthesis // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 2. Р. 119-149.

12. The Agronomy and Economy of Important Tree Crops of the Developing WorldK.P. Prabhakaran Nair. 2010. Р. 368.

13. Influence of Environmental Conditions and Genetic Background of Arabica Coffee (C. arabica L) on Leaf Rust (Hemileia vastatrix) Pathogenesis /L. Toniutti, J.-C. Breitler, H. Etienne, C. Campa, S. Doulbeau, L. Urban, C. Lambot, J.-C.H. Pinilla, B. Bertrand // Front. Plant Sci. 2017. №8. Р. 2025. doi: 10.3389/fpls.2017.02025

Информация об авторах Зверева Галина Николаевна, доцент кафедры менеджмента Волгоградского государственного аграрного университета (РФ, 400002, г.Волгоград, Университетский проспект, д.26), кандидат экономических наук ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7558-7078 gzvereva@list.ru. Сума Мусса, сотрудник компании «Café Fouta», Республика Гвинея, магистрант Волгоградского государственного аграрного университета (РФ, 400002, г. Волгоград, Университетский проспект, д.26) moussafelysoumah@gmail.com

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.