Научная статья на тему 'Производство интерьерного панно «Мир» по технологии слуцких поясов'

Производство интерьерного панно «Мир» по технологии слуцких поясов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жаккардовое ткачество / уточный гобелен / слуцкие пояса / интерьерное панно / Мирский замок / jacquard weaving / weft tapestry / Slutsk belts / interior panels / Mir Castle

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ю.Н. Пархимович, Г.В. Казарновская

Статья посвящена разработке проекта производства новой сувенирной продукции по мотивам слуцких поясов – жаккардового интерьерного панно «Мир». Главной художественной задачей проекта является совмещение в дизайне сувенирного изделия стилизованного изображения Мирского замка и орнамента, характерного для поясов слуцкого типа. В работе спроектирован эскиз, технический рисунок и модельные переплетения для производства ткани на шестичелночном ткацком станке фирмы Mageba с электронным управлением. Интерьерное панно «Мир» изготовлено в материале на РУП «Слуцкие пояса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production of Interior Panels «Mir» According to the Technology of Slutsk Belts

The article describes a project for the production of new souvenir products based on the Slutsk belts – a jacquard interior panel «Mir». The main artistic goal of the project is to combine in the design of the souvenir product the image of the Mir Castle and the ornament typical for Slutsk-type belts. A sketch, technical drawing and model weaves were designed for the production of fabric on a Mageba shuttle loom with electronic control. The interior panel «Mir» was made at the factory «Slutsk belts».

Текст научной работы на тему «Производство интерьерного панно «Мир» по технологии слуцких поясов»

УДК 677.024.323.4+677.074:745.52 https://doi.org/10.24412/2617-149X-2022-2-91-95

Производство интерьерного панно «Мир» по технологии слуцких поясов

Ю.Н. Пархимович", Г.В. Казарновская Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь E-mail: ayuliana.parhimovich@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена разработке проекта производства новой сувенирной продукции по мотивам слуцких поясов - жаккардового интерьерного панно «Мир». Главной художественной задачей проекта является совмещение в дизайне сувенирного изделия стилизованного изображения Мирского замка и орнамента, характерного для поясов слуцкого типа. В работе спроектирован эскиз, технический рисунок и модельные переплетения для производства ткани на шестичелночном ткацком станке фирмы Mageba с электронным управлением. Интерьерное панно «Мир» изготовлено в материале на РУП «Слуцкие пояса».

Ключевые слова: жаккардовое ткачество, уточный гобелен, слуцкие пояса, интерьерное панно, Мирский замок.

Production of Interior Panels «Mir» According to the Technology of Slutsk Belts

Yu. Parkhimovicha, G. Kazarnovskaya Vitebsk State Technological University, Republic of Belarus E-mail: ayuliana.parhimovich@gmail.com

Annotation. The article describes a project for the production of new souvenir products based on the Slutsk belts -a jacquard interior panel «Mir». The main artistic goal of the project is to combine in the design of the souvenir product the image of the Mir Castle and the ornament typical for Slutsk-type belts. A sketch, technical drawing and model weaves were designed for the production of fabric on a Mageba shuttle loom with electronic control. The interior panel «Mir» was made at the factory «Slutsk belts».

Key words: jacquard weaving, weft tapestry, Slutsk belts, interior panels, Mir Castle.

Одним из инструментов продвижения бренда в современном маркетинге является промо или сувенирная продукция, которая напрямую взаимодействует с аудиторией. Так и для определенной территории сувенирные изделия различного назначения, рассказывающие об особенностях менталитета, мифологии, традициях и искусстве, - способ привлечения внимания к туристическому потенциалу определенной области или целой страны.

Слуцкие пояса - уникальный экземпляр шёлкового ткачества ХУШ-Х1Х вв., они являются сегодня экспонатами музеев Беларуси, Польши, России, Литвы, Украины. Шёлковые пояса с характерным орнаментальным убранством прочно ассоциируются с Беларусью и являются одним из самых популярных элементов для сувенирной продукции с национальными мотивами. Производство сувенирной текстильной продукции на РУП «Слуцкие пояса» сегодня актив-

но развивается. На предприятии производятся копии исторических слуцких поясов, а также текстильные декоративные изделия по их мотивам: пояса, шарфы, интерьерные панно, закладки для книг и др. Такие изделия естественным образом встраиваются в окружение покупателя, становятся частью жизни и формируют прочные ассоциативные связи со страной, в которой человек побывал.

Древняя традиция ношения широких длинных поясов на территории Беларуси, в начале XVIII в. привела к возникновению повышенного спроса на шёлковые пояса восточного типа среди местной аристократии. В Речи Посполитой носили литые узорчатые пояса, вытканные на Востоке из шелковых и драгоценных нитей. Пояса привозили из Персии и Турции, изделия привлекали местную шляхту восточной роскошью орнаментов и материалов. Пояса можно назвать текстильными драгоценностями того вре-

мени, они являлись показателем статуса обладателя. Спрос на текстильный аксессуар был настолько высок, что возникла потребность в создании местного шелкоткацкого производства.

С 30-х гг. XVIII в Слуцке существовала ткацкая мануфактура, которая изготавливала галуны, пазумен-ты и другие ткани с золотой нитью, именно ее мастера первыми были привлечены к созданию поясов [1]. Однако первая мануфактура ткачества шелковых поясов была основана Радзивиллами в Несвиже, где под руководством приглашенного мастера выпускались сотканные вручную шелковые пояса. Мануфактура была перенесена в Слуцк в 1743.

В связи с растущей популярностью поясов слуцкого типа, аналоги изделий стали появляться в различных регионах Речи Посполитой (а позже Российской Империи) и за ее пределами. В 1778 г. пояса слуцкого типа ткались также на территории современной Польши - под Варшавой (в Липкове и Кобылках, 1781-1904 гг), Кракове, Гданьске и Джэвицах; современной Украины - в Станиславе и даже на территории Франции - в Лионе.

Орнаментальное наполнение изделий развивалось под влиянием Востока, однако постепенно декор стал меняться, обретать местные особенности. В поясах, изготовленных в Слуцке, преобладали растительные мотивы - стилизованные изображения местной флоры, деликатно дополненные геометрическими элементами. Формировался уникальный стиль слуцкого пояса и его статичная композиционная структура. Одним из мастеров, повлиявшим на формирование эстетики пояса был Ян Маджарский из Стамбула, который 25 лет был арендатором фабрики. Уникальный набор стилистических черт определяли облик изделия и гармонично вписывались в состав мужского костюма шляхтича, пояс имел статус главного аксессуара в мужском костюме. Носили пояс сложенным вдвое, меняя колорит в зависимости от повода для выхода в свет.

По своей художественной композиции орнамент представлял трехчастную структуру, пояса состояли из «головы», середника, бордюра [2]. Середник чаще всего наполнял комплекс однотонных или орнаментальных полос, узор «чешуя» или штамповый паттерн. Вертикальный бордюр представлял собой ритм из цветочных мотивов, вписанный в полосу и обрамленный

геометрически заполненной тонкой рамкой. Концы пояса являлись самыми насыщенными по декоративному наполнению узорными элементами, чаще всего имели парный мотив в центре, на цветном фоне, обрамленный горизонтальными и вертикальными бордюрами. Самыми распространенными центральными мотивами головы были букеты, букеты с вазонами, букеты с «облаками», цветочные медальоны.

На поясах, произведенных на мануфактурах, подобным Слуцкой, мы можем видеть также изображения всадников, геральдические, антропоморфные и анималистические мотивы. Для текстильных аксессуаров, изготовленных в Слуцке, характерно использование специфических орнаментальных форм -соцветий и ветвей, вазонов и цветочных розеток. В композиции заметно преобладание округлых извилистых линий, присутствует некоторая наивность в стилизации мотивов, а выразительности композиции добавлял темный контур.

Цветовая палитра чаще всего содержала в себе сложные благородные вариации красного, зеленого, черного, желтого, голубого, коричневого.

Исторические пояса являются образцом шёлкового ручного ткачества, по своей структуре являются уточным гобеленом. Такая ткань тяжелая и плотная, однако данный вид текстильных изделий может иметь сложный многоцветный рисунок, что позволяет художнику реализовать свои идеи во множестве колоритов и использовать даже тонкие линии в орнаменте.

Для РУП «Слуцкие пояса» спроектировано инте-рьерное панно «Мир», которое по своей композиционной структуре повторяет «голову» пояса. Детали орнамента заимствованы из разных исторических поясов слуцкого типа, как произведенных на Слуцкой мануфактуре, так и аналогов, ткавшихся на территории Польши, Франции и т. д. (рис. 1).

Доминантный мотив декоративного панно - архитектурный, что нетипично для оригинальных поясов: в центре композиции стилизованное изображение замка в стиле ренессанс в Мире (рис. 2).

Мирский замок тесно связан с историей рода Рад-зивиллов, кроме того является важным объектом исторического наследия Республики Беларусь. Возведение замка началось в 20-е гг. XVI вв., когда владельцем земель являлся Юрий Ильинич. В 1566 замок в Мире перешел М.К. Радзивиллу, по прозвищу «Сиротка»,

Рисунок 1 - Фрагменты орнамента аутентичных поясов слуцкого типа, используемых при разработке интерьерного панно

Рисунок 2 - Эскиз текстильного панно в одном из колоритов

именно под его руководство проводился третий этап строительства замка. В 1994 году замковый комплекс в Мире был причислен ЮНЕСКО к высшей категории памятников всемирной культуры [3]. Сегодня в «Замковом комплексе «Мир»» расположен музей, в котором одна из экспозиций, посвященная князьям Радзивил-лам, демонстрирует и фрагменты слуцких поясов.

При разработке эскиза использован классический прием стилизации объекта - превращение объемного объекта в плоский и упрощение его конструкции. Силуэт Мирского замка идеально подходит для геометризации, созданный орнаментальный мотив является композиционной основой, которая предопределяет решение окружающей его среды. В данном случае композиция построена на контрасте геометрической основной формы замка, которая поддерживается лишь тонким обрамлением в бордюре панно, и окружающим основной мотив растительным узором. Силуэт замка упрощен и обобщен, он является доминантой в композиции, отличается от других элементов декора асимметричностью, его дополняет фрагмент цветочной розетки. За счет комбинации орнаментальных элементов можно дополнять коллекцию новыми рисунками, при этом сохраняя многоцветие оригинальных поясов.

Современное производство РУП «Слуцкие пояса» прошло ряд преобразований и уже несколько лет на фабрике работает жаккардовый станок с электронным управлением, основной ассортимент которого - копии слуцких поясов. Изделия закупаются как музеями, так и частными лицами в качестве сувенира. Станок фирмы Mageba оснащен шестичелночным прибором с произвольной сменой челночных коробок, которые приводятся в движение жесткими рапирами, жаккардовая машина Staubli рассчитана на 5120 крючков, при этом станок, на котором воспроизведена сложнейшая технология ткачества, применяемая при ручном изготовлении аутентичных поясов, имеет существенное ограничение по заправочной ширине - 50 см.

В современных поясах отсутствует техника «броше», которая предполагает прокладывание уточной нити только в местах узора, что не целесообразно использовать при машинном ткачестве [4].

Копии слуцких поясов вырабатываются с применением в основе и утке натурального шелка, золотных и серебряных нитей, в строении ткани и в образовании узора могут принимать участие до шести утков. При изготовлении сувенирной продукции для уменьшения стоимости изделия возможно использование полиэфирных нитей и метанита.

В рисунке разработанного панно использовано шесть цветовых эффектов, что предполагает наличие в ткани шести систем уточных нитей. Каждый цвет создается своим видом переплетения, но в данном случае для двух одинаковых цветовых эффектов фона: серого и розового, - используется по два переплетения, одно из которых с короткими перекрытиями соответствует мелким элементам рисунка, другое - крупным. Последнее способствует формированию более чистого цвета, с одной стороны, а с другой, не искажает четкости прочтения рисунка наличием длинных уточных перекрытий. Поэтому технический рисунок, выполненный в программе Adobe Photoshop, размером 565х700 пикселей, имеет восемь отвлеченных цветов, дополнительными из которых являются фиолетовый и салатовый (рис. 3).

Рисунок 3 - Фрагмент технического рисунка с распределением отвлеченных цветов для обозначения различных модельных переплетений

Распределение челноков по челночным коробкам на станке следующее: 1-ая челночная коробка - серый (или серебро); 2-ая челночная коробка - коричневый;

3-я челночная коробка - розовый (или молочный);

4-ая челночная коробка - голубой; 5-ая челночная коробка - оранжевый; 6-ая челночная коробка - красный. На рисунке 4 представлены модельные переплетения.

В процессе ткачества на станке рисунок изделия располагается вертикально, в связи с тем, что размер панно по горизонтали превышает заправочную ширину станка (рис. 5).

Размеры готового изделия после снятия со станка - 34х52 см. Панно оформляется в раму, которая подбирается индивидуально под каждое изделие, в зависимости от колорита. Такие панно реализуются как через сувенирные и музейные магазины, так и могут изготавливаться под заказ для частных лиц.

П1, П2 - прижимные основы; Н1, Н2 - настилочные основы; с - уток серого цвета; к - уток коричневого цвета; р - уток розового цвета; г - уток голубого цвета; о - уток оранжевого цвета; кр - уток красного цвета

Рисунок 4 - Модельные переплетения для изготовления ткани на станке

Слуцкие пояса - выдающееся художественное явление, уникальная область декоративно-прикладного искусства XVШ-XIX вв. Проект тканого декоративного панно с архитектурными мотивами Беларуси в сочетании с орнаментом слуцких поясов

является перспективной разработкой в сфере национальной сувенирной продукции. Панно «Мир» может послужить началом коллекции текстильных сувениров с изображением объектов культурного наследия Республики Беларусь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Янщкая, М. М. В граде Слуцке: фотаальбом. Фота А. Р. Булвы, В. I. Ждановiча, Г. Л. Лiхтаровiча, М. П. Мельшкава - Мшск : Асобны, 2006 - 136 с.

2. Лазука, Б. А. Слуцшя паясы i еурапейсш тэкстыль XVIII стагоддзя. Малы лекакон / Б. А. Лазука -Мшск : Беларусь, 2015. - 170 с.

3. Энцыклапедыя псторьи Беларуси У 6 т. Т. 5 М - Пуд / Беларус. Энцыкл.; рэдкал.: Пашкоу (галоуны рэд.) i шш. - Мшск : БелЭн, 1999. - 592 с.

4. Казарновская, Г. В. Реконструкция слуцких поясов на современном ткацком оборудовании : монография / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович - Витебск : УО «ВГТУ», 2017. - 164 с.

REFERENCES

1. Yanitskaya, M. M. In Slutsk : photo album. Photo by A. R. Bulva, V. I. Zhdanovich, G. L. Likhtarovich, M. P. Melnikova - Minsk: Asobny, 2006 - 136 p.

2. Lazuka, B. A. Slutsk belts and European textiles of the 18th century. Small lexicon / B. A. Lazuka - Minsk: Belarus, 2015. - 170 p.

3. Encyclopedia of the history of Belarus. 6 volumes. Volume 5 / Editorial board: Pashkov (Chief Editor) ect. -Minsk: BelEn, 1999. - 592 p.

4. Kazarnovskaya, G. V Reconstruction of Slutsk belts on modern weaving equipment : monograph / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich. - Vitebsk: VSTU, 2017. - 164 p.

SPISOK LITERATURY

1. Janickaja, M. M. V grade Slucke: fotaal'bom. Fota A. R. Bulvy, V I. Zhdanovicha, G. L. Lihtarovicha, M. P. Mel'nikava - Minsk : Asobny, 2006 - 136 s.

2. Lazuka, B. A. Sluckija pajasy i eyrapejski tjekstyl' XVIII stagoddzja. Maly leksikon / B. A. Lazuka - Minsk : Belarus', 2015. - 170 s.

3. Jencyklapedyja gistoryi Belarusi: U 6t. T. 5 M - Pud / Belarus. Jencykl.; rjedkal.: Pashkoy (galoyny rjed.) i insh. - Minsk : BelJen, 1999. - 592 s.

4. Kazarnovskaja, G. V. Rekonstrukcija sluckih pojasov na sovremennom tkackom oborudovanii : monografija / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich. - Vitebsk : UO «VGTU», 2017. - 164 s.

Статья поступила в редакцию 19.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.