Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО ФОРТЕПИАНО В КИТАЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОИЗВОДСТВО ФОРТЕПИАНО В КИТАЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННАЯ ИНДУСТРИЯ / КИТАЙСКИЕ ФИРМЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИНСТРУМЕНТОВ / ФАКТОРЫ РОСТА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дин И

Статья посвящена различным аспектам производства фортепиано в современном Китае. В ней рассматриваются основные тенденции развития данной отрасли и ее специфика на современном этапе. Автор приводит сведения, касающиеся динамики роста изготовления инструментов, дает характеристику крупнейших фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO PRODUCTION IN MODERN CHINA

The article is devoted to various aspects of piano production in modern China. It deals with the development of the industry, its specifics at the present stage. The author presents data on the dynamics of the growth of the instruments manufacturing and characteristics of the main firms. The factors that contribute to the increasingly active output of Chinese manufacturers on the world stage are traced. At present they helped China to hold the first place concerning the number of produced pianos and grand pianos and to improve constantly their quality.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО ФОРТЕПИАНО В КИТАЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

© Дин И, 2018 УДК 78.078

ПРОИЗВОДСТВО ФОРТЕПИАНО В КИТАЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Статья посвящена различным аспектам производства фортепиано в современном Китае. В ней рассматриваются основные тенденции развития данной отрасли и ее специфика на современном этапе. Автор приводит сведения, касающиеся динамики роста изготовления инструментов, дает характеристику крупнейших фирм.

Ключевые слова: фортепианная индустрия, китайские фирмы по производству инструментов, факторы роста, совершенствование технических и организационных основ

На сегодняшний день Китай с его населением свыше 1,3 миллиарда человек, с 230 миллионами учащихся в более чем 500000 учебных заведениях является крупнейшей развивающейся страной в мире [9, с. 9].

Самым популярным музыкальным инструментом в стране является фортепиано: по мере улучшения уровня жизни китайского народа оно привлекает к себе все большее внимание.

С момента основания Китайской Народной Республики и вплоть до 1980-х годов наибольшим количеством обучающихся игре на фортепиано обладали Шанхай и Пекин — два крупнейших мегаполиса. Однако в результате проведения политики реформ и открытости количество юных пианистов, проживающих в прибрежных провинциях и специальных экономических зонах, там, где уровень жизни выше, чем в среднем по стране, увеличилось в несколько раз (вплоть до того, что превысило число пекинских и шанхайских учащихся).

Так, по имеющимся данным сети южных районов в городе Шэньчжэнь играют на фортепиано более полутора миллионов человек, каждая двенадцатая семья имеет дома инструмент, а на каждую сотню семей приходится около 8,6 фортепиано. На сегодняшний день Шэньчжэнь лидирует по проценту обучающихся игре на фортепиано. В городе Чжухай, занимающим второе место, на каждые 100 семей приходится 8,3 фортепиано. За ним следуют Шанхай, Пекин, Гуандун, Фуцзянь, Шаньдун: соответственно 6.73, 4.92, 4.24, 3.97, 3.88 фортепиано на 100 семей [10, с. 144]. Приведенные данные отчетливо показывают, что промышленное развитие увеличивает рыночный спрос, что, в свою очередь, способствует стремительному росту фортепианной производственной отрасли.

Современное мировое производство фортепиано в основном сосредоточено в Азии и Европе. До недавнего времени ведущая роль в выпу-

ске инструментов высокого класса принадлежала европейскому региону. Ныне же первое место в мире по производству и сбыту фортепиано прочно занимает Китай.

К числу важнейших предприятий по изготовлению фортепиано в Китае относятся четыре фабрики: Пекинская («Синхай»), Ляонин-Инкоу («Северо-восточная фортепианная фабрика»), Шанхайская фортепианная фабрика «Не Эр» и Гуандунская фортепианная фабрика «Чжуцзян». Перечисленные производственные объединения являются самыми крупными в китайской фортепианной индустрии.

Начало XXI века в Китае ознаменовалось трансформацией потребительской концепции. Непрерывное проникновение в страну иностранных брендов стимулировало продвижение местной музыкальной индустрии: десятилетний количественный рост стал отправной точкой качественных изменений.

К 2006 году на территории Китая обосновались почти все известные международные компании. Немецкий филиал американской компании Steinway, французская компания Buffet, японские фирмы Yamaha, Kawai, Casio, компания Young Chang, компания Baldwin из США одни за другими построили здесь фабрики и развернули жесткую конкуренцию, стремясь занять выгодное положение на китайском рынке [6, с. 7].

Всего в Китае в настоящее время работают 130 предприятий, производящих продукцию более двухсот брендов [7, с. 264]. В процессе эволюции отрасли в стране постепенно сформировались влиятельные фортепианные производственные районы («фортепианная волость» Лошэ в Чжэцзяне, фортепианный городок в Шэньчжэне, символ новейшего роста — восходящее светило — АООО «Фортепианная компания Хайлунь города Нинбо» и др.).

№ Наименование предприятия Бренд Достигнутые успехи Время основания

1 Гуанчжоуская корпорация Чжуцзян Фортепиано Чжуцзян Известная торговая марка, популярный китайский бренд, продукт освобожден от госконтроля 1956 год

2 Пекинская фортепианная фабрика Фортепиано Синхай Известная торговая марка, популярный китайский бренд, продукт освобожден от госконтроля 1949 год

3 Сяошаньская компания Ямаха Фортепиано Ямаха Всемирно известный фортепианный бренд 1997 год

4 ООО «Гонконгская компания музыкальных инструментов Хуэйфэн» Фортепиано Stainberg & Song Популярная торговая марка, американская золотая и серебряная медаль ADXE, образцовое китайско-немецкое предприятие с объединенным капиталом 2004 год

5 Тяньцзиньская компания Young Chang Young Chang Корейский бренд, 50 лет истории 1993 год

6 АООО «Фортепианная компания Хайлунь города Нинбо» Фортепиано Хайлунь Китайский бренд, входит в число лучших инструментов, отмеченных в так называемом «венском золотом зале» 2001 год

7 Компания Циндао Шичжэн Фортепиано Циндао Шичжэн Торговая марка города Циндао, бренд провинции Шаньдун 2001 год

8 Чжуншаньская компания фортепиано Baldwin Фортепиано Baldwin Чжуншаньское производство известного американского бренда 1884 год

9 ООО «Шанхайская компания фортепиано» Фортепиано Strauss Шанхайская продукция популярной торговой марки 1895 год

10 ООО «Шанхайская компания музыкальных инструментов Макэ» Фортепиано Duke Китайская торговая марка, пользуется хорошим спросом в силу достойного соотношения цены и качества 1999 год

Таблица 1. Крупнейшие предприятия — производители фортепиано и их рейтинг

(по данным за 2014-2015 гг.) [8]

Согласно данным «Китайской ассоциации индустрии производства музыкальных инструментов» и статистическим данным Главного таможенного управления за 2001 год, общий объем экспорта музыкальных инструментов составил 407 миллионов долларов США (поставки производились в 151 страну), из которых экспорт фортепиано составил 47,829 единиц, что в 4,61 раза больше по сравнению с 1991 годом.

В 2003 году в Китае насчитывалось более 100 фортепианных фабрик. Достигнутый ими объем выпуска составил более 300000 единиц, что составило примерно две трети мирового производства фортепиано.

В 2005 году китайскими производителями были изготовлены 381475 инструментов (347987 пианино и 31488 роялей), из которых 12216 единиц продукции были экспортированы.

В 2007 году в стране было произведено более 390000 инструментов: выпуск достиг своего исторического пика, экспорт составил более 10 тысяч единиц.

В 2010 году объем производства китайских компаний составил 330000 единиц (73% мирового объема производства фортепиано).

В 2012 году было выпущено 379700 инструментов (76,91% общего мирового производства): рост достиг 8,05%, экспорт составил 50000 фортепиано (43000 пианино и 7000 роялей).

В 2013 году общий объем производства в стране составил 375555 единиц (снижение на 1,1%), в том числе 360950 пианино (минус 0,61%) и 14605 роялей (минус 11,90%.) Общий объем экспорта инструментов составил 45,979 единиц (снижение составило 13,09%).

В 2014 году в Китае было выпущено 373520 фортепиано, из которых 36,14% изготовила фирма Чжуцзян. 29,64% произведенных фортепиано были экспортированы. Если же исходить из вида продукции, то объем производства цифровых пианино в 2014 году составил 231500 единиц, сопоставимый прирост составил 12,93%.

В 2015 году было сделано 357302 инструментов (снижение на 2,35%), из которых 343699 пианино (минус 2,11%) и 13603 роялей (минус 7,97%). Экспорт продолжал снижаться: всего было вывезено 24915 пианино (минус 12,43%) и 5740 роялей (минус 14,75%).

Несмотря на объективное падение объемов производства, вызванное резким обострением конкуренции после выхода на рынок новых фабрик стран третьего мира (Южной Кореи, Индонезии, Филиппин и др.), Китай на сегодняшний день продолжает лидировать по объемам изготовления и сбыта инструментов. Именно на его долю приходится более 70% мирового производства фортепиано.

Общий объем Объем Объем Объем экспор-

Наименование предприятия производства, производства производства та (приблизи-

шт. пианино, шт. роялей, шт. тельно), шт.

Гуанчжоуское фортепиано Чжуцзян 135000 125000 10000 10000

ООО «Компания музыкальных 52000 47000 5000 5000

инструментов Ичан Цзиньбао»

ООО «Компания Ханчжоу Ямаха» 48000 48000 0 2000

Пекинская корпорация фортепиано Синхай 26000 23000 3000 2000

Корпорация фортепиано Хайлунь 25800 24000 1800 2000

Тяньцзиньская компания Young Chang 22000 20000 2000 8000

Ханчжоуская компания фортепиано Цзядэвэй 12000 10000 2000 1000

Китайская копания музыкальных 7000 6500 500 500

инструментов Хуэйфэн

Шанхайская компания музыкальных 5000 4500 500 300

инструментов Макэ

Фучжоуская компания фортепиано Хэшэн 4800 4600 200 200

Компания фортепиано Мадэли 4000 3800 200 300

(производства фортепиано Шуман)

провинции Цзянсу

Шанхайская компания фортепиано Чжунъя 3980 3700 280 186

Шанхайская компания музыкальных 3700 3600 100 150

инструментов Айкэсыэр

Хучжоуская компания фортепиано Цзешидэ 2000 1800 200 500

Компания по производству фортепиано 1700 1600 100 500

Яньтай Босына

Гуандунская компания фортепиано 1980 1800 180 200

Баодэвэнь

Хучжоуская компания фортепиано Хуапу 1800 1700 100 100

Шахнайская компания музыкальных 1500 1400 100 0

инструментов Банцзя

Шанхайская компания фортепиано Томсон 1480 1300 180 0

Таблица 2. Объемы производства главных китайских компаний за 2014 год [11]

№ Наименование предприятия Объем продаж (количество инструментов)

1 Корпорация фортепиано Чжузцян 125000

2 АООО «Компания фортепиано Хайлунь» 37000

3 Корпорация фортепиано Синхай 19200

4 ООО «Компания музыкальных инструментов Ямаха» (Китай) 16400

5 ООО «Торговая компания Хэхэ» (Шанхай) 14200

6 ООО «Компания музыкальных инструментов Сайлээрсаньъи» (Шанхай) 12700

7 Корпорация культурной индустрии Эньсыте 8600

8 ООО «Торговая компания музыкальных инструментов Цзишэнбоюнь» (Шанхай) 7800

9 Корпорация фортепиано Steinway 6500

10 ООО «Компания фортепиано Мендельсон» (Шанхай) 5700

Таблица 2. Рейтинг по объемам продаж 10 известных китайских фортепианных брендов

за 2015 год [12]

В стремительном росте производства китайского фортепиано сыграл роль целый ряд факторов [13, с. 18]. Это, в первую очередь, государственная поддержка и финансирование качественного образования. Государственный совет КНР утвердил новый стандарт и обозначил в девя-

тилетней программе развития образования четкую цель — сделать музыкальное образование важной составляющей подготовки профессиональных кадров и формирования многомиллионной армии любителей музыки. С введением нового стандарта число изучающих игру на фортепиано в Китае су-

щественно возросло. Государство также в полной мере поддерживает развитие фортепианной индустрии, в которую в последние годы было инвестировано несколько сотен миллионов долларов.

Еще одним фактором развития фортепианной отрасли является внедрение в производство современного оборудования и использование передового опыта выдающихся специалистов.

Руководители ряда ведущих предприятий осознали, что для изготовления большего количества и лучшего качества фортепиано необходимы технологические инновации. Так, некоторые китайские компании инвестировали сотни миллионов долларов в строительство производственных линий с объемом производства в несколько десятков тысяч инструментов в год. В то же время ряд фирм сосредоточился на привлечении лучшего технического персонала: были наняты иностранные специалисты и эксперты, под чьим техническим руководством значительно повысилась производительность труда, улучшились исполнительские и акустические качества отечественных инструментов.

Следующим фактором является научное управление и специализация производства. Зарубежные специалисты устремились в Китай и, одновременно с передовыми технологиями производства, внедрили там свой управленческий опыт.

Большое значение для развития фортепианной отрасли имел не только приток иностранных мастеров в Китай, но и стажировка за рубежом самих местных сотрудников. Так, корпорация фортепиано Чжуцзян специально направляла своих сотрудников на обучение в Японию. Установленная с помощью японских коллег практическая управленческая иерархия — четко разделенная на уровни структурированная система управления — превратила сегодня корпорацию фортепиано Чжуцзян в один из самых известных в стране и за рубежом брендов. Благодаря этому процессу важнейшие элементы фортепианной механики, такие как пружины, демпфера, колки, молоточки и т. д., изготавливают сегодня на собственных специализированных производствах.

Еще один немаловажный аспект — стандартизированный тип предпринимательства. Специализированные фортепианные линии производства по всей стране имеют строгие маркетинговые правила и систему представительства бренда. Это способствует активному развитию внутреннего рынка и, соответственно, стимулирует внутренний спрос.

В качестве следующего фактора можно назвать сотрудничество в различных сферах функционирования инструмента. В настоящее время услуги, связанные с фортепианным исполни-

тельством, отличаются большим разнообразием. Это, в том числе, обслуживание сольного выступления, обслуживание фортепианного конкурса, услуги преподавания фортепиано, услуги по производству пианино, услуги по продаже и пр. Развитие совместного сотрудничества производителей, потребителей, менеджеров, педагогов, исполнителей, мастеров по ремонту и настройке фортепиано, разного рода рекламных агентств ускоряют процесс всеобщей популяризации фортепиано, формируя постоянно растущий производственный и маркетинговый рынок.

Наконец, нельзя не отметить возвышение китайских фортепианных брендов как один из факторов развития рассматриваемой отрасли. Сегодня мы можем наблюдать ситуацию острой конкурентной борьбы среди китайских предприятий, которая стимулирует совершенствование качества отечественных инструментов.

На мировой уровень вышли Гуанчжоуская корпорация Чжуцзян, и, несомненно, восходящее светило АООО «Компания по производству музыкальных инструментов Хайлунь города Нинбо». Объемы производства только в корпорации Чжу-цзян составляют сотни тысяч единиц, экспортные продажи были реализованы в 180 странах, доля компании на внутреннем рынке составляет более 35%, доля на мировом рынке — более 25%. В свою очередь, годовой объем производства компании Хайлунь составляет более 2700 инструментов. Фирма осуществляет крупные поставки в Европу, Японию, США (в Европе она имеет более 260 агентов по продажам, в Японии — более 40) [14, с. 31].

Крупные китайские бренды организовывают и принимают активное участие в общественных музыкальных мероприятиях, принимают участие в развитии музыкального образования, проводят различные инструментальные конкурсы.

Одной из важнейших их инициатив являются ежегодные вложения финансов в человеческие ресурсы. Например, корпорация фортепиано Чжу-цзян спонсирует «Государственный конкурс учителей музыки», компания Синхай под руководством Центральной консерватории проводит «Государственный детский фортепианный конкурс "Кубок Синхай"», Гонконгская компания Босы спонсирует «Азиатский молодежный музыкальный конкурс», Гуанчжоуская корпорация Чжуцзян и компания Хайлунь принимают активное участие во Всекитайских массовых конкурсах любителей музыки ССТУ по фортепиано, скрипке и национальным инструментам. Все эти инициативы вызывают мощный общественный отзыв, а также одобрение и похвалы со стороны правительства и народа.

Литература

1. Фэн Юанькай. 60 лет музыкального произ- 1. водства нового Китая // Технологии и устройства в искусстве. 2009.

2. Лю Чуньчжэнь. Очерк 60 лет музыкального производства Нового Китая // Музыкальные 2. инструменты. 2009.

3. Сунь Дань. Производственная структура и динамика развития фортепианной культуры Ки- 3. тая // Музыкальное творчество. 2011.

4. Ван Кай. Как повысить уровень фортепианной производственной отрасли Китая // Вестник научно-технических инноваций. 2011. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сунь Даньвэнь. К вопросу о двусторонней стимуляции китайской фортепианной производственной отрасли и индустрии фортепианной культуры // Музыкальные инструменты. 5. 2012.

6. Ассоциация китайских музыкальных инструментов. Знакомство с современностью и 60-летняя годовщина новой китайской инду- 6. стрии музыкальных инструментов // Музыкальные инструменты. 2009.

7. Чжан Куйкуй. Контрмеры и текущее по ложе -ние в фортепианной производственной индустрии Китая // Массовое искусство и литера- 7. тура. 2014.

8. ^т^хтщгт^ш№тъш(2014-

2015^) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.sina.com.cn/s/blog_71a0d- 8. d420102vwaz.html (дата обращения: 10.06.2018).

9. Знакомство с современностью и 60-летняя годовщина новой китайской индустрии му- 9. зыкальных инструментов // Музыкальные ин-струменты.2009.

10. Чжан Куйкуй. Функциональный анализ индустрии культуры фортепиано // Музыкальное 10. творчество. 2014.

Й^Ж/М [Электронный ресурс]. Ре- 11. жим доступа: http://www.chyxx.com/ ^шйу/201606/423145.Йт1 (дата обращения: 10.06.2018).

12. [Элек- 12. тронный ресурс]. Режим доступа: http://bbs. jrj.com.cn/msg,99261047.html (дата обращения: 10.06.2018). 13.

13. Фортепиано как 100-процентный продукт по требованиям // Журнал Китайских государственных стандартов. 2001.

14. Шэнь Хаоцзе. Музыкальная «группа из горо- 14. да Нинбо» и столетний подъем фортепианного производства в Китае // Вестник университета Нинбо. 2015.

References

Fehn, Yuan'kaj (2009), "60 years of new China music production", Tekhnologii i ustrojstva v iskusstve [Technologies and devices in art].

Lyu, CHun'chzhehn' (2009), "Essay of 60 years

of music production in new China", Muzykal'nye

instrumenty [Musical instruments].

Sun', Dan' (2011), "Production structure and

dynamics of the development of piano culture

in China", Muzykal'noe tvorchestvo [Musical

creativity].

Van, Kaj (2011), "How to raise the level of China's piano manufacturing industry", Vestnik nauchno-tekhnicheskih innovacij [Journal of scientific and technical innovations]. Sun', Dan'vehn' (2012), "On the issue of bilateral stimulation of the Chinese piano production industry and the piano culture industry", Muzykal'nye instrumenty [Musical instruments]. "Association of Chinese musical instruments. Getting to know the present and the 60th anniversary of the new Chinese musical instrument industry" (2009), Muzykal'nye instrumenty [Musical instruments]. Chzhan, Kujkuj (2014), "Countermeasures and current situation in China's piano manufacturing industry", Massovoe iskusstvo i literatura [Mass art and literature].

2014-2015

, available at: http://blog.sina.com.cn/s/ blog_71a0dd420102vwaz.html (Accessed 10 June 2018).

"Getting to know the present and the 60th anniversary of the new Chinese musical instrument industry" (2009), Muzykal'nye instrumenty [Musical instruments]. Chzhan, Kujkuj (2014), "Functional analysis of the piano culture industry", Muzykal'noe tvorchestvo [Musical creativity].

?SfJJ, available at: http://www.chyxx.com/ industry/201606/423145.html (Accessed 10 June 2018).

available

at: http://bbs.jrj.com.cn/msg,99261047.html (Accessed 10 June 2018). "Piano as a 100 percent product on requirements" (2001), Zhurnal Kitajskih gosudarstvennyh standartov [Journal of Chinese state standards].

Shehn', Haocze (2015), "Musical «band from Ningbo city» and a century-old rise of piano production in China", Vestnik universiteta Ninbo [Journal of Ningbo University].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.