23. Kolomeichenko A.V. Reconditioning technology by argon-arc surfacing and hardening by microarc oxidation of components made of aluminium alloys // Welding international. - 2004. - Т. 18. - № 6. - p. 494-497.
24. Кузнецов Ю.А., Коломейченко А.В., Хромов В.Н., Новиков А.Н. Электролит для микродугового анодирования алюминия и его сплавов. Патент на изобретение RUS 2147323 от 17.05.1999.
25. Основы научных исследований: учебное пособие / И.Н. Кравченко, А.В. Коломейченко, В.Н. Логачев [и др.]. - СПб.: Изд-во Лань, 2015. - 304 с.
26. Надежность технических систем. Практикум: учебное пособие / А.В. Коломейченко, Ю.А. Кузнецов, Н.В. Титов [и др.]. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2013. - 112 с.
27. Надежность технических систем. Курсовое проектирование. учебное пособие / Е.А. Пучин, А.В. Коломейченко, В.Н. Коренев [и др.]. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2012. - 96 с.
28. Коломейченко А.В., Грохольский М.С. Восстановление рабочих поверхностей втулок гидромотора rexroth сеялки amazone электроискровой обработкой с последующим упрочнением микродуговым оксидированием // Ремонт. Восстановление. Модернизация. - №4. - 2013. - С. 13-15.
29. Коломейченко А.В. Технологии повышения долговечности деталей машин восстановлением и упрочнением рабочих поверхностей комбинированными методами с применением микродугового оксидирования: монография. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, -2013. - 230 с.
30. Коломейченко А.В., Титов Н.В., Логачев В.Н. Применение газодинамического напыления и МДО для восстановления с упрочнением деталей сельскохозяйственной // Ремонт. Восстановление. Модернизация. - № 2. - 2013. - С. 03-05.
31. Коломейченко А.В., Васильев В.Г., Титов Н.В., Логачев В.Н., Чернышов Н.С. Устройства для микродугового оксидирования деталей // Тракторы и сельхозмашины. -2005. - № 2. - С. 45-46.
32. Новиков, А.Н. Технология ремонта машин: учебное пособие для курсового проектирования / А.Н. Новиков, Н.В. Бакаева, А.В. Коломейченко. - Орел: Изд-во ГУ-УНПК, 2003. - 59 с.
УДК 69.05:658.382
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Фролов А.С., магистрант 1 курса направления подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность» Научный руководитель: к.с.х.н., доцент Яковлева Е.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
В статье приведены данные по травматизму в строительной отрасли, проанализированы причины травматизма и предложены пути их снижения на примере Орловской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
производственный травматизм; охрана труда; строительная отрасль; технология строительного производства.
ABSTRACT
The article presents data on injuries in the construction industry, analyzed the causes of accidents and ways of reducing them for example, in Orel region.
KEYWORDS
occupational injuries; occupational Safety and Health; building sector; technology of building production.
Производственный травматизм, как следствие несчастных случаев и аварий, уже давно стал проблемой не только в России, но и в других странах. Рост строительства в последние годы вызывает необходимость повышения технического уровня производства, улучшения условий работы, решения вопросов безопасности.
Цель работы состоит в изучении причин травматизма, обеспечении безопасности на основе их анализа. Основной задачей при системном подходе к анализу отдельного случая травматизма является определение во взаимосвязи факторов, повлиявших на формирование опасной ситуации, и выявление на этой основе причин несчастных случаев.
Орловская область занимает особое место среди субъектов Российской Федерации по экономическому и промышленному потенциалу как с точки зрения объема валового продукта, так и в связи с наличием широкого спектра отраслей народного хозяйства. Основными отраслями промышленности Орла являются сельское хозяйство, строительство, перерабатывающая промышленность и др.
В области сложилась определенная система управления охраной труда. Целенаправленно работают областная, городские и районные комиссии по охране труда, рассматривающие вопросы, связанные с исполнением законодательства об охране труда. Несмотря на принимаемые меры в области улучшения условий труда и повышения безопасности, технологических поцессов, но на ряде предприятий они остаются неудовлетворительными, что является основной причиной высокого уровня производственного травматизма, в том числе с тяжелыми последствиями.
Несмотря на механизацию, в строительстве по-прежнему активно используется ручной труд, и профессиональные риски, которым подвергаются работники данной отрасли, являются одними из самых значительных в экономике. Из-за особенностей работы на строительной площадке условия труда на рабочих местах очень часто меняются, соответственно меняются и профессиональные риски. Необходимо учитывать также большое количество людей, так или иначе задействованных в строительных работах - заказчики, подрядчики, сами работники, архитекторы, дизайнеры, клиенты, поставщики оборудования и др. Кроме того, традиционно в этой отрасли занято много мигрантов, зачастую принятых на работу нелегально и на короткий срок.
Риски травмирования строительных рабочих, прежде всего, связаны со спецификой работы (высотные работы - падение с крыш, строительных лесов, лестниц и т.д.; земляные работы - обрушение траншей, эксплуатация землеройно-транспортных машин; применение подъемных механизмов - кранов и строительных лебедок, использование электрооборудования, ручных инструментов и транспортных средств). Ситуация усугубляется тем, что на строительных площадках часто царит беспорядок, они сильно загромождены, что способствует возникновению аварийных ситуаций.
Анализ причин несчастных случаев позволяет предусмотреть опасности и вредности, которые могут возникнуть в строительстве, а также предусмотреть меры по их предупреждению. Исходным материалом для анализа причин и факторов травматизма являются акты несчастных случаев по форме Н-1. В целях выяснения причин и факторов несчастных случаев полученные данные подвергаются тщательному анализу (табл. 1).
Как видно из приведенных данных таблицы 1, в 2007 году было расследовано 32 несчастных случая, в результате проверки были выявлены несчастные случаи со смертельным исходом. Смертельные травмы получили граждане: Узбекистана (2 человек) и Таджикистана (3 человек). В 2015 году незначительно снизились показатели по групповым и тяжелым несчастным случаям.
- технические - неисправное состояние лесов, подмостей, приспособлений и инструментов;
- недостаточное обеспечение машинами, механизмами, грузозахватными средствами, строительными конструкциями и оборудованием;
- недостаточная внимательность к выполнению работы, ослабление контроля рабочих за своей деятельностью.
Основным травмирующим фактором в отрасли является падение пострадавших с высоты (25,88 % всех травм, причем большинство из них - это падение при разности уровней высот (с деревьев, мебели, ступеней, приставных лестниц, зданий, оборудования и на глубину).
На второе место среди причин травматизма выходит доля случаев тяжелых несчастных случаев с персоналом вследствие воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (22,35 %).
Неожиданно большое число несчастных случаев произошло в результате падений, обрушений, обвалов предметов, материалов, земли и пр. (16,47 %).
Транспортные происшествия (10,59 %): на наземном транспорте, во время служебных поездок, во время пешеходного передвижения к месту работы (кстати, это одна из распространенных причин несчастных случаев во всех странах).
Воздействие дыма и огня вошло в причины 4,71 % случаев травмирования работающих, большая часть которых произошла вследствие пожара в здании или сооружении.
Все настойчивее заявляет о себе травматизм в результате противоправных действий других лиц - на эту причину приходится 1 % случаев общего травматизма.
Современное промышленное производство и строительство характеризуются весьма сложными производственными условиями. Объем работ отдельных предприятий и организаций возрастает, сроки строительства сокращаются, усложняются технологические процессы, в которые вовлекается все большее количество машин и механизмов. Вместе с тем меняется и сам характер труда - он становится более легким физически и во многих профессиях приближается к труду умственному, все это связано с увеличением эмоционального фактора и нервного напряжения. В связи с этим изменяются и расширяются сферы знаний современного рабочего-строителя. И это хорошо видно при анализе травматизма по стажу работы, при котором произошел несчастный случай.
Оценка профессиональных рисков должна найти отражение в технологических картах, определяющих очередность технологических процессов и операций, давая возможность выявить и устранить источники возможного травматизма применительно к конкретным строительным профессиям, видам работ и технологическим операциям.
Анализ нормативных документов по охране труда в строительной отрасли и локальных нормативных актов на предприятии (инструкции, стандарты и т. п.) показывает, что зачастую они носят общий характер и не раскрывают признаков опасных факторов конкретного оборудования, операций и действий персонала. А это не позволяет разработать и принять эффективные меры по предупреждению и защите от опасностей (опасных действий) работника. В инструкциях по охране труда целесообразно параллельно порядку работ описывать идентифицированные опасности (операции, движения), а также методы и средства защиты от опасностей. Оценка профессионального риска для строительных технологий способствует принятию адекватных обстановке решений и мероприятий по обеспечению безопасных условий ведения строительных работ. Для специалистов в области охраны труда лучше переоценить опасные ситуации на производстве для принятия дополнительных мер, чем недооценить их.
Основами снижения травматизма в строительстве является разработанные технологии процессов труда. Механизация, автоматизация и дистанционное управление многими операциями в этих процессах являются эффективными и безопасными на местах работ.
В снижении производственного травматизма важную роль играют проверки на рабочих местах. Наиболее эффективным результатом является трехступенчатый контроль, который широко применяется в строительстве.
В целях снижения травматизма, связанного с эксплуатацией транспорта, проводимые ревизии и профилактические осмотры технического состояния транспортных средств так же их регулярность по графикам имеют положительные результаты.
Для включения в коллективные договоры и комплексные планы мероприятий пунктов, касающихся модернизации оборудования и технологических процессов, на которых имели место несчастные случаи отводится большое значение на предприятии.Важным моментом в снижении травматизма на производстве является соблюдение работниками предприятия установленных правил и норм по охране труда.
Одним из направлений снижения производственного травматизма в процессе погрузки, доставки и разгрузки строительных материалов к рабочим местам является более широкое внедрение их контейнеризации.
Реализация новой системы управления охраной труда, профилактических и превентивных мероприятий по предотвращению несчастных случаев в строительных технологиях позволит систематизировать работу на строительных объектах, стимулировать работодателей на улучшение условий труда на рабочих местах в своих предприятиях и в конечном итоге снизить уровень производственного травматизма в строительной отрасли.
Библиография:
1. Здержикова Л. Снижение травматизма на производстве // №8, 2015г
2. Карауш С.А., Герасимова О.О. Причины травматизма и пути его снижения в технологиях строительного производства // Вестник ТГАСУ № 4, 2012 243с
3. СНиП 12.03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. Согласовано Минтруда России (письмо от 11.07.2001 № 5148-ВЯ); ФНПР (письмо от 12.07.2001 № 109/94). Зарегистрированы Минюстом России 9 августа 2001 г. № 2862.
4. Яковлева Е.В., Абрамочкин А.Г. Правовые и организационные проблемы безопасности на промышленных предприятиях / Сборник материалов по результатам конференций «Неделя науки» 2010, - с 170-175
5. Яковлева Е.В., Польшакова Н.В. Анализ производственного травматизма и улучшения условий труда на основе использования оценочных показателей уровня безопасности // БЖД - №6(102), 2009, с. 2-5
6. Яковлева Е.В., Шестаков Ю.Г., Полехина Е.В., Алибекова И.В. Новые подходы к совершенствованию системы охраны труда //Вестник Орел ГАУ. 2013 - №1 с.213-217
УДК 612.85
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК-МАШИНА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ШУМА
Хахаев Н.В., магистрант 2 курса направления
подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» Научный руководитель: к.т.н., доцент Жосан А.А ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
Основными методами борьбы с шумом является установка звукоизоляции на технику, но со временем она может износиться и утратить свои свойства. Так же может возрасти уровень шума самой техники, из за износа ее деталей, при этом