Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН В АПК'

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН В АПК Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
116
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР / СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Журавлев Сергей Юрьевич

В статье представлены результаты анализа производственного опыта в области организации технического сервиса (ТС) сельскохозяйственной техники. Проанализированы распространённые формы организации техобслуживания сельскохозяйственной техники, используемой в производстве продукции АПК. Показано, что рекомендуемая заводами-изготовителями планово-предупредительная система технического сервиса недостаточно адаптирована к производственным возможностям современных дилерских центров, которые, как правило, не имеют необходимого технологического оборудования для проведения работ по ТО и качественному ремонту различных машин в нужном объёме. Выявлены причины, препятствующие реализации современных требований на проведение технического обслуживания сельскохозяйственной техники. Даны рекомендации по совершенствованию организации технического обслуживания отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF TECHNICAL SERVICE OF MACHINES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article presents the results of the analysis of production experience in the field of organization of technical service (TS) of agricultural machinery. The common forms of organization of maintenance of agricultural machinery used in the production of agricultural products are analyzed. It is shown that the planned preventive maintenance system recommended by manufacturers is not sufficiently adapted to the production capabilities of modern dealerships, which, as a rule, do not have the necessary technological equipment to carry out maintenance work and high-quality repairs of various machines in the required volume. The reasons that impede the implementation of modern requirements for the maintenance of agricultural machinery are identified. Recommendations are given for improving the organization of maintenance of domestic and foreign agricultural machinery.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН В АПК»

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 05.03.2022.

The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 05.03.2022. -♦-

Научная статья

УДК 631.173

Производственный опыт организации технического сервиса машин в АПК

Сергей Юрьевич Журавлев

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты анализа производственного опыта в области организации технического сервиса (ТС) сельскохозяйственной техники. Проанализированы распространённые формы организации техобслуживания сельскохозяйственной техники, используемой в производстве продукции АПК. Показано, что рекомендуемая заводами-изготовителями планово-предупредительная система технического сервиса недостаточно адаптирована к производственным возможностям современных дилерских центров, которые, как правило, не имеют необходимого технологического оборудования для проведения работ по ТО и качественному ремонту различных машин в нужном объёме. Выявлены причины, препятствующие реализации современных требований на проведение технического обслуживания сельскохозяйственной техники. Даны рекомендации по совершенствованию организации технического обслуживания отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники.

Ключевые слова: сельскохозяйственная техника, технический сервис, формы организации, дилерский центр, сельхозпроизводитель.

Для цитирования: Журавлёв С.Ю. Производственный опыт организации технического сервиса машин в АПК // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 2 (94). С. 160 - 165.

Original article

Production experience of organization of technical service of machines in the agro-industrial complex

Sergey Yu. Zhuravlev

Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

Abstract. The article presents the results of the analysis of production experience in the field of organization of technical service (TS) of agricultural machinery. The common forms of organization of maintenance of agricultural machinery used in the production of agricultural products are analyzed. It is shown that the planned preventive maintenance system recommended by manufacturers is not sufficiently adapted to the production capabilities of modern dealerships, which, as a rule, do not have the necessary technological equipment to carry out maintenance work and high-quality repairs of various machines in the required volume. The reasons that impede the implementation of modern requirements for the maintenance of agricultural machinery are identified. Recommendations are given for improving the organization of maintenance of domestic and foreign agricultural machinery.

Keywords: agricultural machinery, technical service, forms of organization, dealer center, agricultural producer.

For citation: Zhuravlev S.Yu. Production experience of organization of technical service of machines in the agro-industrial complex. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2022; 94(2): 160-165. (In Russ.).

Большие масштабы сельскохозяйственного сектора в экономике России, разнообразие сельскохозяйственных зон и выпускаемых заводами машин и оборудования, низкая эффективность обеспечения предприятий агропромышленного комплекса машинными комплексами, наличие собственной действующей базы ТО и ремонта машин у многих предприятий АПК - все эти перечисленные особенности существенно влияют на реструктуризацию системы технического сервиса (ТС) в АПК. Необходимо дальнейшее

совершенствование технического сервиса парка машин в АПК для повышения эффективности результатов его работы.

Основной целью исследования является анализ современного производственного опыта в области организации ТС в современных условиях работы различных структур и предприятий АПК РФ.

Изучены возможности более эффективного применения в сфере АПК концепции фирменного технического сервиса машин и оборудования

сельхозпроизводителей, принятой в передовых странах зарубежья.

Материал и методы. Объектом исследования стали распространёные в настоящее время формы организации технического сервиса машин, используемых в производстве продукции АПК Российской Федерации. В качестве материала для исследования использовались научные данные и результаты производственного опыта в применении различных форм осуществления технического сервиса (научные и прочие работы, содержащие сведения о формах осуществления мероприятий по поддержанию в работоспособном состоянии сельскохозяйственной техники).

Результаты и обсуждение. С переходом агропромышленного комплекса России на рыночные условия функционирования, разрушением крупных коллективных хозяйств, устранением государства от задач управления деятельностью сельскохозяйственных предприятий произошёл существенный спад в аграрном секторе. Количество тракторов сельскохозяйственного назначения в АПК уменьшилось в 2 раза и более. Массовое сокращение парка машин произошло не только по причине их списания после исчерпания ресурса и большого снижения объёмов закупок новой техники сельхозпредприятиями, но и в результате существенного уменьшения пахотных угодий. Темпы сокращения численности машин стали значительно выше их поставок на предприятия АПК.

Реальные сроки службы машин, входящих в состав машинно-тракторного парка (МТП) сельхозпредприятий, до момента списания заметно увеличились и приближаются к продолжительности эксплуатации аналогичной техники в странах с развитой рыночной экономикой. Это вынужденная закономерность, она не может быть обоснована ни повышением показателей надёжности новой техники, ни наличием отлаженной и эффективной системы технического сервиса [1].

Ещё одной закономерностью изменения машинно-тракторного парка, используемого сельскохозяйственными товаропроизводителями, можно назвать процесс уменьшения количества мощной, энергонасыщенной техники. В последние годы возрос спрос на менее энергонасыщенную и доступную по ценам технику. Такое изменение структуры парка машин продиктовано существенным снижением количества крупных хозяйств, занимающихся производством сельхозпродукции. Изменение структуры МТП произошло не потому, что увеличилось количество крестьянско-фермерских хозяйств, их доля в структуре производства составляет около 2 %, эта реструктуризация МТП стала следствием уменьшения производственных мощностей сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности.

Все указанные причины, а также кризисное состояние дел у многих ремонтно-обслуживающих предприятий АПК обусловливают необходимость развития новой концепции технического сервиса.

Созданная в СССР ремонтно-обслуживающая база машин в АПК была предназначена, кроме проведения ТО машин, ещё и для осуществления трудоёмкого и сложного по составу операций капитального ремонта. В настоящее время эта база практически прекратила своё существование, а возможности оставшихся немногочисленных предприятий недостаточны для поддержания и восстановления их ресурса. Объёмы ремонтно-восстановительных работ по поддержанию в исправном состоянии МТП с 1991 г. уменьшились в десятки раз.

Существующие цены на проведение трудоёмких и сложных ремонтных работ силами специализированных дилерских центров, других предприятий техсервиса зачастую неприемлемы для владельцев сельхозтехники (кроме отдельных крупных сельхозпроизводителей). Поэтому основной объём работ по ТО и ремонту машин в послегарантийный период эксплуатации выполняют сами владельцы в недостаточно оснащённых мастерских и других необорудованных помещениях. Предприятия вынуждены использовать в качестве доноров машины, исчерпавшие срок эксплуатации, снимая с них пригодные детали.

Во многих районах еще в 1990-е г. перестала существовать служба технического обслуживания и ремонта машин и оборудования районного уровня. Техническая документация по ремонту вновь поступившей техники, предназначенная для самих владельцев машин, практически не разрабатывается. Оборудование по ТО и ремонту производится в малых количествах, хотя ГОСНИТИ постоянно предлагает сервисным предприятиям обновлённый список нового технологического оборудования.

Естественно, что ранее существовавшая система управления техническим сервисом машин в АПК разрушена, какая-либо статистика с участием государства в этой сфере отсутствует, и пути решения этой проблемы не рассматриваются на серьёзном уровне. Заслуживает внимания ещё один источник обеспечения техникой предприятий АПК - восстановление, продажа и последующее осуществление ТС подержанных машин, - так называемый вторичный рынок, который популярен за рубежом. Рынок подержанной техники в РФ не развивается, несмотря на его привлекательность в плане цен на подобную технику [2]. Сельхозтоваропроизводители недоверчиво относятся к отремонтированной технике. Опрос потребителей показал, что около 93 % респондентов считают, что предельная цена прошедшей капремонт машины должна составлять

не более 30 % от стоимости новой. Именно слабое экономическое положение предприятий является главной причиной неразвитости рынка подержанной техники.

Что касается снижения издержек, связанных с потерей части продукции сельхозпроизводителей при неэффективном использовании МТП, то устранение последствий различных видов отказов в перечне мероприятий по ТС машин занимает первое место по влиянию на уменьшение уровня издержек. Как правило, эти работы в напряжённые периоды выполняются непосредственно на местах, оперативность и качество их выполнения существенно снижают потери продукции предприятия. Такими же важными по своему значению являются работы по подготовке машин к полевым работам, работы предупредительного характера, т.е. работы по техническому обслуживанию. Именно сложные и важные по своему значению ремонтно-обслуживающие воздействия, опирающиеся на наукоёмкие технологии при их высокой специализации, способствуют повышению качества технического сервиса при снижении его себестоимости. Широкое применение методов диагностики машин с помощью современного высокоэффективного оборудования позволяет достаточно точно определять техническое состояние важнейших агрегатов и узлов машин без разборки за счёт выявления их реального остаточного ресурса. Ресурсная диагностика позволяет корректировать показатели надёжности машин, управлять их техническим состоянием. С помощью диагностики можно установить объём необходимых технологических операций, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте.

Установлено [3], что те предприятия, которые свой МТП обслуживают своевременно и качественно, снижают затраты на проведение различных видов ремонтов до 45 %, при этом существенно повышается производительность машинно-тракторного парка - до 20 %. Повышение производительности МТП происходит прежде всего за счёт увеличения наработки машин на 15- 20 %. Объём работ, связанных с проведением капитального ремонта различных машин, снижается на 35 - 38 % [4]. Не соблюдение рекомендаций по техническому обслуживанию приводит к увеличению удельных затрат на ремонт машин в 2,5 - 5 раз [5]. Кроме того, отсутствие качественного технического обслуживания отрицательно сказывается на сменной производительности сельскохозяйственных агрегатов, она снижается по сравнению с плановой до 50 %. Повышение расхода ГСМ может составлять 15 - 25 % [6].

Большинство источников указывают на то, что реализации требований на проведение ТО препятствуют следующие причины:

- недостаточная обеспеченность специалистами и рабочими ремонтно-обслуживающего звена, в результате чего техническое обслуживание и ремонт техники выполняют механизаторы;

- недостаточное оснащение или отсутствие ремонтно-обслуживающей базы для осуществления качественного технического сервиса машинно-тракторного парка предприятий АПК;

- большая трудоёмкость сложных, ответственных видов ТО, отсутствие средств механизации проведения работ по обслуживанию и ремонту машин;

- снижение уровня специализации и концентрации работ по ТО и ремонту машин в АПК, отсутствие чёткого их распределения между различными звеньями системы технического сервиса.

Специализация и концентрация технического сервиса на соответствующих предприятиях значительно повышают качество и увеличивают объём работ по ТО и ремонту. Известно, что при проведении работ по ТО только механизаторами выполняется всего 24 % общего объёма ремонтно-обслуживающих операций, если же в проведении ТО участвуют мастера-наладчики, а механизатор выполняет при этом обязанности слесаря, то объём работ выполняется на 43 % [7]. Использование подготовленных специалистов и соответствующего уровня оснащения процесса ТО даёт возможность выполнения работ в пределах 89 %.

Проектирование и реорганизация системы технического сервиса сельскохозяйственной техники должны учитывать специфику работы конкретных предприятий АПК. При проектировании современной системы ТС рекомендуется провести объединение предприятий АПК в группы, исходя из их параметров. Программа ремонтно-обслуживающего предприятия, загрузка звеньев по ТО машин в хозяйствах должны быть запланированы с учётом вероятностного характера поступления заявок, меняющегося в течение разных периодов года.

Наиболее обоснованные рекомендации по организации ТС машин были в своё время разработаны специалистами ГОСНИТИ. В результате проделанной работы была представлена система обслуживания и ремонта машин, адаптированная к современным на тот период условиям сельскохозяйственного производства [8]. В последние годы эта система перестала соответствовать специфике использования машин предприятиями аграрного сектора, их требованиям в области организации ТС машин. Уменьшение производства сельхозтехники, появление в хозяйствах надёжной иностранной техники, отсутствие у сельхозпроизводителей квалифицированных специалистов по ТО сложных по своей конструкции тракторов, комбайнов и прочих машин являются важными

аргументами в пользу дальнейшей глубокой реконструкции системы ТС в АПК.

На большей части территории РФ напряжённые периоды работ в растениеводстве составляют до 30 % от годового объёма механизированных работ, выполняемых МТП предприятий. Когда в ограниченные агротехническими требованиями и природными условиями сроки нагрузка на основную часть машин максимальна, то перерывы в производственном цикле, необходимые для проведения обслуживания, ремонта с целью устранения возникших неисправностей, отрицательно сказываются на эффективности использования машин, эти простои необходимо сократить до минимума.

Принятая концепция технического обслуживания рекомендует строгое соблюдение периодичности проведения ТО, несмотря на напряжённость и агросроки выполнения полевых работ [9]. Интенсивность проведения механизированных работ в напряжённые периоды приводит к пропорциональному увеличению наработки машин, поэтому увеличиваются объёмы работ по техобслуживанию. Недостаток специалистов и оборудования приводит к тому, что мероприятия по ТС машин, как правило, проводятся некачественно, с нарушением рекомендаций или не проводятся вообще. Эти факторы приводят, как отмечалось ранее, к увеличению количества простоев по причине отказов и неисправностей рабочих органов техники [10]. Сезонная наработка и производительность машин снижаются, что увеличивает затраты на выполнение сельхозработ.

Из вышесказанного видно, что между производственной эксплуатацией машин и принятой системой технического обслуживания существует противоречие, приводящее к снижению эффективности использования техники. Хотя первенство в этом вопросе предприятия АПК отдают проблеме производственной эксплуатации. Отмеченные противоречия могут быть разрешены при более эффективной организации работы предприятий фирменного технического сервиса, а также за счёт конструктивного улучшения таких свойств надёжности машин, как безотказность и ремонтопригодность. Необходимо дальнейшее совершенствование технологического оборудования, разработка новейшей нормативно-технической документации по организации и технологии выполнения работ по ТО и ремонту современных, поступающих в хозяйства машин. В данных рекомендациях должно учитываться изменение технического состояния в течение всего срока службы МТП с коррекцией нормативов на проведение комплекса ремонтно-обслуживающих операций. Огромную роль в сфере технического сервиса играет эффективная система обеспечения потребителей запасными частями для машин.

При осуществлении концепции фирменного технического сервиса его исполнители, дилерские предприятия, выполняют функции посредника в цепочке завод - дилер - потребители машин. Данная концепция осуществления техсервиса в АПК должна иметь в качестве приоритетного направления деятельности абсолютное следование интересам сельхозтоваропроизводителей. Ещё одна составляющая качественного сопровождения техники, реализованной потребителям, - это гарантированная ответственность дилерского предприятия (совместно с заводом-производителем) за качественное гарантийное и послегарантийное сопровождение реализуемой продукции, обеспечение запасными частями. Кроме того, аналогично передовому опыту работы дилеров в АПК развитых стран Америки, Европы, должна быть на законодательном уровне введена ответственность дилеров в РФ за материальные издержки товаропроизводителя в виде потери части продукции предприятия вследствие предоставления некачественной техники или некачественных услуг в области ТС. Действующие дилерские предприятия, продающие сельхозтехнику, из-за недостаточного оснащения своей материально-технической базы, финансовых трудностей не могут решать эффективно поставленные перед ними задачи [1, 10].

Недостаток числа механизаторов, когда руководители предприятий вынуждены нанимать их со стороны для работы на тракторах и комбайнах, приводит к тому, что в напряжённые периоды года приходится совмещать выполнение полевых работ с работами по плановому техническому обслуживанию и ремонту, связанному с устранением отказов. Это совмещение периодов проведения механизированных работ в растениеводстве и сопутствующего планового обслуживания машин существенно влияет на качество организационного и технологического процесса осуществления технического сервиса машин в сфере АПК. Ещё несколько десятилетий назад предлагалось исключить подобное противоречие за счёт выноса 10 - 15 % сложных видов ТО и ремонта техники за пределы напряжённых периодов сельхозработ [11,12].

Кроме того, необходимо уменьшить нагрузку на механизатора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту тракторов и других машин, входящих в состав МТП. Около 56 % всего времени работы (более половины) механизатор занят на проведении работ по техобслуживанию, ремонту машин с целью устранения последствий отказов. Даже в зимний, ненапряжённый период работы по ТО и ремонту с привлечением механизаторов и ремонтно-обслуживающей базы сельхозпредприятия (если таковая сохранилась) выполняются неквалифицированно.

Для совершенствования процесса ТС в АПК необходимо внедрение договорной системы привлечения специалистов к проведению ответственных видов технического обслуживания и ремонта, причём как в напряжённые, так и в длительные ненапряжённые периоды сельхозра-бот. Договорные обязательства станут гарантом качественного и своевременного исполнения ремонта машин и оборудования, а также будут способствовать созданию необходимой постоянно действующей ремонтно-обслуживающей базы.

В последние годы в РФ кроме частично сохранившихся традиционных для ранее существовавшей системы ТО в АПК исполнителей работ функционируют такие новые представители системы ТС, как центры технического обслуживания сельскохозяйственной техники, дилеры заводов-производителей. Центры ТО машин в АПК создают на базе региональных и районных ремонтно-обслуживающих предприятий, предприятий агроснаба и др. [1]. В создании таких центров, как правило, участвует завод-изготовитель машин, он может являться его учредителем, он же и контролирует функционирование центра. Количество производителей техники, с которыми может сотрудничать технический центр, зависит от его специализации, производственных возможностей, а также от личной инициативы руководства или владельцев технического центра.

Ведущую роль в организации ТС играют главные региональные центры - представители заводов-изготовителей. Одной из основных задач этих структур является координация и контроль работы региональных и районных дилерских центров технического сервиса. Главный региональный центр технического обслуживания может иметь статус юридического лица, являясь при этом структурным подразделением завода-изготовителя. Также он может быть дочерним предприятием завода или его торговым домом.

Центры технического обслуживания сельхозтехники (дилерские центры) оказывают услуги по снабжению потребителей машинами и оборудованием, способствуют их вводу в эксплуатацию, дальнейшему эффективному использованию, поддержанию поставленной техники в работоспособном состоянии в течение всего срока службы. По характеру сотрудничества с заводом-изготовителем центры технического обслуживания разделяются на фирменные и независимые, по структуре оказываемых услуг -на специализированные и универсальные, по уровню охвата потребителей - на региональные и районные [1].

Региональный центр технического обслуживания выполняет следующие основные функции: участие в поставке техники с завода в центр, разгрузка, предпродажная доработка, продажа и доставка потребителю, ввод в эксплуатацию,

обучение потребителя правилам использования приобретённой техники, выполнение гарантийных обязательств от лица завода, проведение ремонтно-обслуживающих работ по заявкам потребителей в послегарантийный период, поставки необходимых запасных частей, продажа оборудования по ТО и ремонту машин, сбор сведений по отказам проданной потребителям техники в гарантийный и послегарантийный сроки эксплуатации для передачи заводу-изготовителю с целью дальнейшей модернизации продукции, проведение маркетинговых исследований по уровню спроса реализуемой техники, участие в рекламе продукции завода и услуг по ТС.

Выводы. В итоге проведённого анализа можно отметить следующее:

1. При современном состоянии машинно-тракторного парка предприятий АПК, при его большой разномарочности и низком техническом состоянии машин организация фирменного технического сервиса затруднена по целому ряду обстоятельств. Дилеры не могут взять на себя ответственность за конечный результат в силу неразвитости их базы ТО и ремонта. В настоящее время только крупные сельскохозяйственные предприятия с высокой доходностью могут позволить себе обслуживать технику в дилерских центрах.

2. Принятая и рекомендуемая заводами-изготовителями планово-предупредительная система технического сервиса недостаточно адаптирована к производственным возможностям современных дилерских центров, которые, как правило, не имеют необходимого технологического оборудования для проведения работ по ТО и ремонту различных машин в нужном объёме и с требуемым качеством.

С учётом всего вышесказанного совершенствование организации технического обслуживания отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники, принадлежащей сельхозпредприятиям, является актуальной задачей для сектора АПК.

Список источников

1. Черноиванов В.И. Стратегия технического сервиса в АПК // Техника в сельском хозяйстве. 2002. № 2. С. 3 - 6.

2. Верней В.И., Осетров С.Е. Что нужно для формирования рынка подержанной техники // Сельхозтехника: обслуживание и ремонт. 2006. № 1. С. 86 - 89.

3. Киртбая Ю.К. Огромный резерв роста производительности труда механизаторов // Вестник сельскохозяйственных наук. 1977. № 12. С. 107 - 117.

4. Евдокимов Ю.А., Колесников В.И., Тетерин А.И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980. 228 с.

5. Величкин, И.Н. Зависимость надёжности тракторных двигателей от условий эксплуатации // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. 1971. № 3. С. 7 - 8.

6. Виноградов В.И., Плаксин А.И. Инженерная служба на селе: задачи, состояние и пути совершенствования // Уральские почвы. 1983. № 5. С. 47 - 49.

7. Путинцева М.А. Новые формы организации технического обслуживания машин // Международный сельскохозяйственный журнал. 1975. № 3. С. 95 - 101.

8. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. М.: ГОСНИТИ, 1985. 85 с.

9. Концепция модернизации инженерно-технической системы сельского хозяйства России на период до 2020 года. М., 2010. 46 с.

10. Немцев А.Е., Коротких В.В. Основы формирования системы технического сервиса в АПК Сибири. Новосибирск, 2009. 152 с.

11. Какенов, Н.К. Обоснование процесса технического обслуживания тракторов на основе календарного планирования и применения сменных комплектов: дис. ... канд. техн. наук М., 1991. - 254 с.

12. Плаксин А.М. Обеспечение работоспособности МТА в растениеводстве. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Челябинск: ЧГАУ, 1996. 225 с.

References

1. Chemoivanov V.I. Strategy of technical service in the agro-industrial complex. Equipment in Agriculture. 2002; 2: 3-6.

2. Bernei V.I., Osetrov S.E. What is needed to form a market for used equipment. Agricultural equipment: maintenance and repair. 2006; 1: 86-89.

3. Kirtbaya Yu.K. A huge reserve for the growth of labor productivity of machine operators. Bulletin of Agricultural Sciences. 1977; 12: 107-117.

4. Evdokimov Yu.A., Kolesnikov V.I., Teterin A.I. Planning and analysis of experiments in solving problems of friction and wear. M.: Nauka, 1980. 228 p.

5. Velichkin, I.N. Dependence of reliability of tractor engines on operating conditions. Mechanization and Electrification of socialist Agriculture. 1971; 3: 7-8.

6. Vinogradov V.I., Plaksin A.I. Engineering service in the countryside: tasks, state and ways of improvement. Ural soils. 1983; 5: 47-49.

7. Putintseva M.A. New forms of organization of maintenance of machines. International Agricultural Journal. 1975; 3: 95-101.

8. A comprehensive system of maintenance and repair of machines in agriculture. M.: GOSNITI, 1985. 85 p.

9. The concept of modernization of the engineering and technical system of agriculture in Russia for the period up to 2020. M., 2010. 46 p.

10. Nemtsev A.E., Korotkikh V.V. Fundamentals of the formation of a technical service system in the agro-industrial complex of Siberia. Novosibirsk, 2009. 152 p.

11. Kakenov, N.K. Justification of the process of maintenance of tractors based on scheduling and the use of replacement kits: dis. ... Cand. Tech. Sciences M., 1991. 254 p.

12. Plaksin A.M. Ensuring the efficiency of MTA in crop production. Ministry of Agriculture and Food of the Russian Federation. Chelyabinsk: ChGAU, 1996. 225 p.

Сергей Юрьевич Журавлев, кандидат технических наук, доцент, suj61@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9562-5243

Sergey Yu. Zhuravlev, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, suj61@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9562-5243

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 01.03.2022.

The article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 01.03.2022. -♦-

Научная статья

УДК 629.114.2.004

doi: 10.37670/2073-0853-2021-91-5-165-170

Определение технико-экономических показателей технического обслуживания машин по сезонно-цикловой технологии

Василий Николаевич Хабардин

Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Иркутск, Россия

Аннотация. К настоящему времени в России разработано несколько вариантов технологий технического обслуживания (ТО) мобильных машин, причём для различных природно-производственных условий их использования. Цель этих разработок - ресурсосбережение и экологическая безопасность ТО. В последние годы с этой же целью предложена сезонно-цикловая технология ТО, учитывающая климатические условия Сибири. Эта технология находит все большее распространение в сельскохозяйственных предприятиях Восточно-Сибирского региона, однако её дальнейшее развитие сдерживается слабым технико-экономическим обоснованием и нехваткой материально-технических средств для реализации на практике. Не решены задачи выбора наиболее эффективной модели (варианта) сезонно-цикловой технологии, а также организации ремонтно-обслуживающей базы сельскохозяйственных предприятий с учётом её применения. Для решения этих задач в первую очередь требуется точное определение технико-экономических показателей ТО машин по сезонно-цикловой технологии. Цель исследования - разработка ресурсосберегающей и экологически безопасной технологии технического обслуживания машин в сельском хозяйстве. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.