ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ОБОРОТНОЙ ВОДЫ НА МОЙКАХ АВТОТРАНСПОРТА
В.В. Дворянов
PRODUCTION QUALITY CONTROL OVER RECYCLED WATER FOR CAR WASHERS
V.V. Dvoryanov
ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва
В статье приводится анализ лабораторных исследований оборотной воды на мойках автотранспорта. Показана значимость этих исследований при осуществлении надзорных мероприятий.
Ключевые слова: мойка автотранспорта, оборотное водоснабжение,
микробиологические показатели, физико-химические показатели.
The article provides an analysis of laboratory studies of circulating water for sinks vehicles. The importance of these studies is shown as for the implementation of oversight activities.
Keywords: washing of vehicles, recycling water supply, microbiological indicators, physical-chemical indicators.
В Российской Федерации отмечается значительный рост числа используемого автотранспорта. За последние 20 лет количество грузовых автомобилей возросло в 2,1 раза, а легковых — в 3,6 раза. По данным ГИБДД МВД России, на конец 2008 г. в числовом выражении это составило 5835,3 тыс. и 32186,3 тыс. штук грузового и легкового автотранспорта соответственно.
Одной из проблем, возникающих при эксплуатации автотранспорта, является содержание его в чистоте, что ставит задачи предотвращения массированного загрязнения окружающей среды.
Это решается с помощью организации моек автомобильного транспорта. Рациональная организация мойки автомобилей предусматривает максимальную механизацию процесса при экономном расходе воды. Образующиеся в процессе мойки стоки характеризуются значительным содержанием взвешенных веществ, нефтепродуктов и других химических веществ, которые запрещено сбрасывать без очистки в городскую канализацию. Целесообразнее всего на мойках автотранспорта применять восстановленную воду, т. е. воду, которая после мойки автомобиля прошла очистку на специальных сооружениях и которую снова можно использовать для мытья машин. Однако использование оборотной воды накладывает определенные требования к обеспечению ее безопасности в связи с применением для мойки автомобилей аппаратов высокого давления, работа которых сопровождается образованием мелкодисперсной водяной взвеси, попадающей в организм работников при нарушении правил техники безопасности.
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта — ОНТП-91, нормировали в восстановленной воде только содержание взвешенных веществ и нефтепродуктов. С 2003 г. в соответствии с требованиями МУ 2.1.5.1183—03 «Санитарноэпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий» и СП 2.2.1.1312—03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», перечень определяемых в оборотной воде показателей был расширен. В соответствии с предложенной классификацией мойка автомобилей относится к открытым системам технического водоснабжения, т. е. обеспечивающей водой технологические процессы, которые предполагают непосредственный контакт работающих с технической водой. В связи с этим является обязательным определение запаха, окраски в столбике воды, взвешенных веществ, БПК 5, ХПК, общих колиформных и термотолерантных колиформных бактерий, колифагов. По сравнению с предыдущими нормативами из перечня определяемых показателей были исключены нефтепродукты, и ужесточен норматив допустимого уровня для взвешенных веществ. Большое внимание уделено органолептическим свойствам очищенной воды, а так же ее безопасности для человека по микробиологическим показателям, что направлено на снижение опасности возникновения инфекционных заболеваний у мойщиков автотранспорта.
Методические указания содержат требования по кратности проведения исследований (на остаточное содержание дезинфектанта, интенсивность запаха и окраски, число общих и термотолерантных колиформных бактерий, колифагов — 1 раз в сутки; БПК 5, ХПК — один раз в неделю). Однако на практике такая кратность проведения исследований не соблюдается.
На базе филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в СЗАО г. Москвы был проведен анализ протоколов исследований оборотной воды, используемой для мойки автотранспорта, которые были выполнены различными аккредитованными организациями. Анализ показал, что в 90 % случаев перечень исследуемых химических показателей значительно превышает количество нормируемых методическими указаниями. Наряду с этим в 100 % случаев не проводится исследование по микробиологическим показателям. Это приводит к получению неинформативных исследований и не дает реальной оценки безопасности используемой воды для персонала.
В порядке производственного контроля были проведены исследования соответственно на 10 (2006 г.), 23 (2007 г.), 17 (2008 г.) и 17 (2009 г.) автомойках Северо-Западного округа. Однако по предварительной оценке общее количество автомоек в округе гораздо больше, т. е. лабораторным контролем было охвачено не более 10-20 % функционирующих моек. Полученные лабораторные данные свидетельствуют, что 31 % исследованных проб не соответствуют требованиям по микробиологическим (обнаружены превышения содержания общих колиформных бактерий от 31,5 до 211 раз выше нормы и термотолерантных колиформных бактерий от 20 до 405 раз выше нормы) и 28 % — по физико-химическим показателям (обнаружены превышения БПК 5 от 1,3 до 28,65 раза выше нормы; ХПК — от 1,2 до 8,3 раза выше нормы; взвешенных веществ — от 1,33 до 15 раза выше нормы). Несоответствие оборотной воды требованиям по органолептическим показателям (окраска в столбике воды от 2 до 9,99) фиксировалось в 100 % исследованных проб.
Стоит отметить, что, учитывая гигиеническую значимость данной проблемы, лабораторный контроль за качеством оборотной воды, используемой на мойках автомобильного транспорта, должен осуществляться во всех организациях, оказывающих данные услуги. Для кардинального решения этой проблемы необходимо повышение социальной ответственности руководителей автомоек, а также усиление требовательности специалистов надзорных органов.