Научная статья на тему 'Производственно-распределительная система газоснабжения Калининградской области как объект социально-экономического регулирования'

Производственно-распределительная система газоснабжения Калининградской области как объект социально-экономического регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗОСНАБЖЕНИЕ / ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ / ТАРИФ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арунянц Г.Г.

Основная задача регулирования деятельности региональной системы газоснабжения обеспечение баланса интересов производителей, потребителей природного газа и услуг по его транспортировке. В условиях отсутствия четких экономических механизмов эффективного ведения хозяйства важными и необходимыми становится исследование и обобщение накопленного опыта в области управления этой отраслью и поиск новых инновационных концепций и методик тарифного регулирования деятельности субъектов региональных газоснабжающих систем, как эффективного способа координации их функционирования. Анализируются особенности организации системы газоснабжения Калининградской области, включающей в себя газораспределительные мощности (ГРО) и газораспределительные сети, обеспечивающие передачу и распределение природного газа на ее территории. Рассмотрены проблемы регулирования деятельности субъектов газоснабжающего комплекса и пути повышения их эффективности. Представлены базовые требования по созданию универсального программного комплекса Т-GAZ-2 автоматизированного расчета тарифов на природный газ для АСУ субъектов системы газоснабжения области, информационно связанных в региональную автоматизированную информационно-управляющую систему (РАИС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арунянц Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственно-распределительная система газоснабжения Калининградской области как объект социально-экономического регулирования»

Производственно-распределительная система газоснабжения Калининградской области как объект социально-экономического регулирования

Арунянц Геннадий Георгиевич

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Системы управления и вычислительная техника» ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет (КГТУ)», Suro99@mail.ru

Основная задача регулирования деятельности региональной системы газоснабжения - обеспечение баланса интересов производителей, потребителей природного газа и услуг по его транспортировке. В условиях отсутствия четких экономических механизмов эффективного ведения хозяйства важными и необходимыми становится исследование и обобщение накопленного опыта в области управления этой отраслью и поиск новых инновационных концепций и методик тарифного регулирования деятельности субъектов региональных газоснабжающих систем, как эффективного способа координации их функционирования. Анализируются особенности организации системы газоснабжения Калининградской области, включающей в себя газораспределительные мощности (ГРО) и газораспределительные сети, обеспечивающие передачу и распределение природного газа на ее территории. Рассмотрены проблемы регулирования деятельности субъектов газоснабжающего комплекса и пути повышения их эффективности. Представлены базовые требования по созданию универсального программного комплекса Т-ОД7-2 автоматизированного расчета тарифов на природный газ для АСУ субъектов системы газоснабжения области, информационно связанных в региональную автоматизированную информационно-управляющую систему (РАИС). Ключевые слова: газоснабжение, газораспределительные сети, тариф, тарифное регулирование, субъект регулирования, региональная автоматизированная информационная система, программный комплекс

Одним из широко используемых в промышленной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве источником энергии является природный газ, производство и распределение которого сегодня остается немаловажной составляющей региональной экономики. Сфера газоснабжения, обеспечивающая производство и транспортировку газа по газораспределительным сетям, решает при этом одну из важнейших задач энергетической безопасности, как региона, так и страны в целом. Регулирование деятельности субъектов газоснабжающей системы региона становится одной из важнейших задач управления его экономикой. Газоснабжающие организации сегодня относятся к компаниям-естественным монополистам [1], а изучение протекающих в них процессов представляется актуальным в условиях проводимого реформирования экономики.

Учитывая предъявляемые к современным газоснабжающим комплексам требования управляемости и надежности, важным становятся обобщение и осмысление особенностей регулирования деятельности его субъектов, поиск приемлемых и эффективных подходов обеспечения их безопасного функционирования путем создания необходимых для этого правовых норм и здорового экономического климата.

Что касается ограничений на получение газоснабжающими организациями ненормируемых сверхприбылей как правило за счет остальной части общества, то самым эффективным путем к решению проблемы может и должно стать научно обоснованное тарифное регулирование их деятельности при обязательном соблюдением интересов, как потребителей природного газа в части приемлемых устанавливаемых на него цен и качества получаемого продукта, так и производителей газа и услуг по его поставке в части обеспечения возможности получения ими нормируемой прибыли и компенсации понесенных затрат в условиях необходимости соблюдения интересов государства.

Система газоснабжения Калининградской области, занимающей площадь

15,1 тыс. кв. км., с населением 941,4 тыс. чел., функционирует в особых условиях отсутствия крупных источников энергии, что не могло не отразиться на ее развитии [2]. На данный момент в Калининградскую область поступает около 2,5 млрд м3/год газа. Уровень газификации в области - 66,3 %. при среднем уровне газификации по стране - 67,2 %. Структура потребления природного газа в области приведена на рис. 1 [3].

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

70,

I «дамум/»*» «пайноо

ш эыгрггнка

I проыышлтноегь

Рис. 1. Структура потребления природного газа в Калининградской области

В решении проблем газификации региона задействовано более 90 тыс. человек. Основные объекты поставок природного газа реализуются через ГРС-1 и ГРС-2. Наблюдается постоянный рост потребления природного газа в регионе [2],

Завершаются работы по сооружению терминала по приему и регазификации СПГ для подачи газа потребителям региона в объеме до 2,7 млрд. куб. метров газа в год. Эти мероприятия направлены на повышение энергобезопасности области и создания необходимых предпосылок к намеченному повышению промышленного потенциала.

Проведенные в последние годы исследования проблем развития экономики региона показали необходимость в условиях имеющегося дефицита энергоресурсов скорейшего развития системы энергоснабжения и в частности газоснабжения в направлении снижения энерго- и ресурсоемкости конкретных энергоснабжающих организаций. Анализ предложенных ранее методов расчета и анализа тарифов на природный газ и подходов к реализации в условиях сложно структурированной системы тарифного регулирования ее субъектов показал, что успешное и наиболее рациональное решение этой проблемы может быть достигнуто путем широкого использования для этих целей автоматизированных систем управления и современных информационных технолгий.

От успешного решения связанных с этим приоритетных задач напрямую зависит состояние региональной системы газоснабжения.

Технологически система газоснабжения Калининградской области, включающая в себя газораспределительные мощности (ГРО) и газораспределительные сети, обеспечивающие передачу и распределение природного газа на территории региона, занимает изолированное и крайне уязвимое положение. Она полностью отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

В этих условиях особенности тарифной политики в Калининградской области определяются действием как общих, так и специфических факторов и условий, включающих ряд составляющих к важнейшим из которых относятся [4]:

- эксклавное положение региона, определяющее высокие текущие затраты на оказание услуг и транзакци-онные издержки;

- проблема правоприменения в сфере регулирования тарифов, связываемая с отсутствием соответствующих нормативно-правовых актов и методик, соответствующие требованиям политики реформирования отрасли и ориентации на эффективную деятельность [5];

- недостаточное развитие коммунальных систем, моральный и физический износ объектов и сооружений

комплекса газоснабжения, низкая эффективность системы управления в ЖКХ и преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Приведенные выше условия, наряду с основными структурообразующими факторами ценообразования, оказывают дополнительное влияние, как на рост тарифов, так и на формирование их завышенной величины на уровне Калининградской области в целом и в муниципальных образованиях с учетом их территориальных особенностей. С целью выявления степени этого влияния была проанализирована динамика изменения тарифов в Калининградской области и сделана их сравнительная оценка со средними значениями по регионам РФ и субъектам Северо-Западного федерального округа [4]. Это позволило сделать вывод о преимущественном влиянии на процесс тарифообразования региональных особенностей энергоснабжения, а не экономических принципов ценообразования. В силу такого влияние в Калининградской области на протяжении 2006-2010 гг. наблюдался серьезный рост тарифов на отопление и горячее водоснабжение до уровня в несколько раз превышающего средние показатели по регионам РФ. И сегодня в регионе отсутствует система установления и регулирования тарифов, отвечающая требованиям ориентации отрасли на эффективную деятельность, что предполагает необходимость внедрения нормативов расходов ресурсов при производстве и транспортировке природного газа по региональным газораспределительным сетям и стандартов качества оказываемых услуг.

Сегодня единственным продавцом природного газа на территории Калининградской области является ОАО «Калининградгазификация», отвечающее за бесперебойную и безаварийную подачу сетевого газа различным потребителям региона. ОАО «Калининградгазифи-кация» - значимое предприятие, неразрывно связанное с экономической жизнью всего западного региона, нацеленное на инновационную, высокотехнологическую работу по энергосбережению, рациональному использованию энергоресурсов, улучшению экологической обстановки региона.

В соответствии с действующим в РФ законодательством газоснабжающим организациям гарантирована устанавливаемая норма рентабельности [6]. Поэтому они заинтересованы в завышении уровня показываемых затрат на реализацию функций по поставке и распределению природного газа.

Основные трудности в решении проблем стимулирования процессов снижения себестоимости производимых продуктов и услуг в регионе в сфере газоснабжения связываются сегодня с недостаточным уровнем оперативного контроля за технико-экономическим состоянием субъектов региональных газоснабжающих систем и отсутствием научно-обоснованной политики тарифного регулирования их деятельности. Такое положение не может не влиять на темпы и эффективность проведения достаточно дорогостоящих мероприятий по энергосбережению.

В работах [7, 8] отмечается, что в настоящее время отсутствуют достаточно четкие и ясные экономические механизмы повышения эффективности деятельности субъектов региональных систем газоснабжения. Рассмотрены различные пути решения этой проблемы, включая применение системы дифференцированного нормирования рентабельности и кредитования на льготных условиях успешных организаций на их развитие.

С 2005 г. в Калиниградской области действует Служба по государственному регулированию цен и тарифов (СГРЦТ), к основным задачам которой в сфере газоснабжения относятся: установление регулируемых государством тарифов на природный газ для различных групп потребителей; формирование комплекса мероприятий по обеспечению роста эффективности регионального газоснабжения при соблюдении интересов поставщиков, потребителей и государства.

С учетом принятой в РФ структуры соподчиненности органов, занимающихся вопросами тарифного регулирования, успешная реализация принятых решений по управлению деятельностью субъектов региональной системы газоснабжения во многом зависят от эффективности организации обмена данными в рамках информационного поля «Федеральная служба по тарифам (ФСТ) - региональные службы по тарифам (СгРцТ) - субъекты регулирования» с учетом необходимости защиты коммерческой тайны - важнейшего условия обеспечения эффективности принятия управленческих решений.

В работе [7] при анализе возможных подходов к обеспечению баланса различных групп потребителей в системе газоснабжения региона при тарифном регулировании деятельности ее субъектов делается вывод о том, что с одной стороны специфика рассматриваемой отрасли, крайне затрудняющая организацию конкуренции между ее субъектами, не позволяет считать применяемые при тарифном регулировании экономические механизмы чисто рыночными, а с другой стороны - чисто административными, снижающими стремление предприятий к реальной минимизации затрат на производство и распределение природного газа.

Основной задачей государства остается важнейшая функция координации усилий с целью повышения эффективности использования природных ресурсов страны.

Особенности функционирования ГРО как производственно-технологического комплекса определяются множеством факторов, главными из которых являются: сложность и протяженность региональных сетей газораспределения, суммарный объем транспортируемого природного газа, количество потребителей и объемы потребления природного газа, устанавливаемые регулируемые цены и тарифы на газ, уровень квалификации управленческого персонала и других работников ГРО и др.

В целом решение об утверждении тарифов на природный газ для субъектов системы газоснабжения принимается с использованием результатов сравнения затрат текущего и предшествующего периодов. Особую важность при этом представляет сам механизм выявления признанных экономически обоснованных затрат для включения их в состав себестоимости производства и транспортировки природного газа.

Состав и количественные значения при осуществлении различными субъектами региональной системы газоснабжения своей производственной деятельности различны, что связано с разнородностью по структуре, составу и реальному физическому состоянию обслуживаемых ими частей газораспределительной сети региона. Поэтому и признанные экономически обоснованные затраты, включаемые в себестоимость производимых продуктов и услуг для каждого субъекта системы также различны. Все это связывается с определенными

трудностями для региональных органов тарифного регулирования при проведении ими систематического детального анализа деятельности субъектов системы газоснабжения с целью определения реально необходимых материальных и других видов ресурсов для формирования реальных плановых показателей производства.

Исследования по поиску механизма решения такой задачи представляются весьма актуальными для формирования эффективной методологии тарифного регулирования в сфере газоснабжения. Целесообразным представляется и рассмотрение принципа дифференцированного тарифного регулирования.

Согласно [8] наиболее эффективной при регулировании представляется периодичность расчета и утверждения тарифов не менее 3-4 раз в год. Реализация этого режима требует выполнения каждый раз наряду с указанным выше комплексным технико-экономическим анализом деятельности субъектов системы газоснабжения сложных вычислительных процедур по формированию тарифов (тарифных меню) на природный газ для каждого из них для различных групп потребителей. С учетом большой структурной сложности, размерности и многомерности действующей системы газоснабжения Калининградской области становится совершенно очевидной необходимость использования для решения этих задач специализированных автоматизированных информационных систем.

Исходя из вышесказанного, актуальным для региональной системы газоснабжения Калининградской области остается решение следующих задач:

1. Обеспечение эффективного мониторинга технико-экономического состояния субъектов тарифного регулирования и формирования на его основе необходимого информационного ресурса для последующего комплексного анализа обоснованности произведенных затрат на производство и транспортировку газа и принятия решений.

2. Разработка и внедрение специализированной универсальной автоматизированной системы расчета и формирования тарифов на природный газ для субъектов региональной сети газоснабжения и региональной службы по государственному регулированию цен и тарифов (СГРЦТ).

3. Автоматизированный расчет в соответствии с принятой методикой, анализ и утверждение тарифов на природный газ для субъектов региональной сети газоснабжения с учетом планируемых показателей их развития.

4. Обучение и повышение квалификации специалистов предприятий системы газоснабжения, СГРЦТ и региональных органов управления их деятельностью по проблемам тарифного регулирования и работе в условиях автоматизированных систем расчета и анализа тарифов.

Необходимо отметить, что ОАО «Калининградгази-фикация» - единственный в регионе продавец природного газа - активно ведет политику по внедрению новейших инновационных технологий, включая информационные, направленных на оптимизацию производимых затрат при решении задач эффективного газоснабжения. К ним необходимо отнести: внедрение комплексов PLEXOR компании Kamstrup (Нидерланды), обеспечивающих диагностирование технического состояния ГРП; освоение приборного метода обследования газопроводов с использованием высокочувствительных лазерных

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

to

о

сч

О Ш

m

X

<

m о х

X

детекторов Laser Methane mini (Япония) и газоанализаторов Snooper mini (Германия); использование автоматизированных систем телемеханики и телеметрии для дистанционного управления процессом защиты подземных газопроводов от электрохимической коррозии; внедрение системы телемеханизированных электроприводов задвижек на газопроводе высокого давления; развитие программного обеспечения географической информационной системы (ГИС); ряд других средств и систем позволяющих повысить эффективность управления деятельностью газоснабжающего комплекса.

Несмотря на это уровень автоматизации процессов, связанных с оперативным контролем за состоянием основных показателей деятельности субъектов системы газоснабжения региона, расчетом и анализом цен и тарифов на природный газ, остается низким и недостаточно оснащенным предметно-ориентированными информационными технологиями. Все это затрудняет эффективное и своевременное принятие решений по тарифному регулированию в условиях реально возникающих возмущений.

Успешное и скорейшее решение этой проблемы связывается с необходимостью разработки и внедрения специализированных программных комплексов, ориентированных на использование в рамках действующих АСУ деятельностью предприятий и организаций системы газоснабжения региона для расчета экономически обоснованных тарифов на природный газ для различных групп потребителей и своевременного принятия управленческих решений с учетом их интересов.

Учитывая известные сложности структурной и технологической организации региональной системы газоснабжения, для обеспечения эффективной реализации тарифного регулирования деятельности большого количества составляющих ее субъектов (предприятий и организаций производителей газа и услуг по его распределению) невозможно без создания региональных интегрированных автоматизированных информационных систем (РАИС) [9], основными задачами которых должны стать:

- сбор, анализ и обработка осведомляющей информации о текущем состоянии предприятий и организаций - субъектов тарифного регулирования региональной системы газоснабжения;

- классификация и обеспечение хранения предварительно обработанной осведомляющей информации в базах данных (БД) РАИС, позволяющих реализацию эффективного обмена данными между регулирующими органами и субъектами регулирования по схеме «ФСТ -СГРЦТ- субъекты регулирования» с учетом необходимости их защиты;

- принятие управленческих решений по тарифному регулированию и координированию деятельности субъектов системы газоснабжения.

Главной проблемой при организации тарифного регулирования становится сложность самой региональной системы газоснабжения как объекта управления, характеризующейся большой размерностью и взаимосвязанностью ее элементов и частей. Основной методологией исследование таких систем является системный подход.

Проведенный анализ основных параметров, характеризующих деятельность региональной системы газоснабжения, позволяет сгруппировать их по группам:

Группа 1 - входные контролируемые параметры, включающие характеристики сети газораспределения; параметры транспортируемого газа; характеристики

трубопроводов сети газораспределения; плановые и текущие финансово-экономические показатели деятельности субъектов системы газоснабжения; характеристики систем учета и контроля.

Группа 2 - возмущающие параметры, включающие неконтролируемые: параметры (неполадки) в работе системы газораспределения; контролируемые: параметры нормативно-правовой базы, установленные ограничения на использование тарифов, указания регулирующих органов по пересмотру состава расчетных показателей.

Группа 3 - выходные параметры, включающие подготовленные для утверждения расчетные значения тарифов (тарифные меню); комплекс балансовых отчетов о деятельности субъектов системы газоснабжения (факт и план); сводные отчеты для вышестоящих органов управления о деятельности региональной системы газоснабжения (факт, план).

Группа 4 - управляющие параметры (воздействия)

- включает поступившие от вышестоящих органов управления указания (запреты и др. санкции) и рекомендации для субъектов региональной системы газоснабжения по исключению возможности возникновения и развития в системе нежелательных процессов;

- решения (перечень обязательных для выполнения мероприятий) по технологической реконструкции системы газоснабжения, включая подсистемы информационно-управляющего комплекса, а также усовершенствованию производственно-финансовой деятельности предприятий и организаций системы.

Кибернетический анализ действующих систем технологического контроля и управления субъектов системы газоснабжения Калининградской области показал несомненную возможность их отнесения к классу наблюдаемых и управляемых. Такой вывод был сделан на основании проведенного исследования связанности управляющих и управляемых параметров анализируемых объектов и проверки базовых требований структурной управляемости.

Определяющим признаком для выделения самостоятельных локальных подсистем становится глубина и прочность связей между элементами регионального газоснабжающего комплекса, обладающего свойствами иерархичности и целостности.

Результаты проведенных исследований основных известных подходов к решению задач тарифного регулирования деятельности субъектов региональной системы газоснабжения с учетом структурных и параметрических особенностей используемых при этом информационных потоков, а также накопленный ранее опыт при создании автором и его учениками систем управления деятельностью естественных монополий в сфере газоснабжения южного региона РФ [10, 11], позволили выбрать концепцию и поставить задачу разработки универсального программного комплекса Т-6а7-2 автоматизированного расчета тарифов на природный газ для АСУ субъектов системы газоснабжения Калининградской области, информационно связанных в региональную автоматизированную информационно-управляющую систему (РАИС).

За основу при разработке программного комплекса Т-ОД2-2 должны быть положены принципы:

- все функциональные подсистемы комплекса Т-ОД2-2 и его банк данных (БнД) с обеспечением информационного взаимодействиями между ними являются независимыми;

- Т-GAZ^ разрабатываются из условий обеспечения при необходимости в процессе их функционирования расширения функциональности комплекса и его подсистем;

- в комплексе Т-GAZ^ реализуются развитые и простые в использовании процедуры (дружественный интерфейс) взаимодействия с пользователем;

- все принятые при разработке комплекса T-GAZ-2 основные решения обеспечиваются возможностью их тиражирования.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богданов, А.Б. История взлетов и падений теплофикации России / А.Б. Богданов // Энергосбережение. 2009. - № 3. - C. 2-9.

2. Синохина, З.А. Анализ современного состояния газотранспортной системы Калининградской области и перспективы ее развития / З.А. Синохина // Молодой ученый. - 2019. - №5. - С. 27-30.

3. Синицина, Д. Г. Работа энергетического комплекса эксклавного региона: плюсы, минусы, перспективы / Д. Г. Синицина, Э.А. Мариненко // Вопросы экономики и управления. 2016. - № 3.1. - С. 17-21.

4. Колосовский, А.М. Особенности ценообразования и тарифного регулирования в сфере ЖКХ Калининградской области / А.М. Колосовский // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013 - С. 177-188.

5. Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 2000 - 2010 годах: аналитический доклад // Институт энергетики и финансов [Электронный ресурс]. URL: http ://genproc.gov. ru/upload/iblock/a3 6/bhmyrs_epjuxlazyj %2014.01.11.doc.

6. Хузмиев, И.К. О функционировании субъектов естественных монополий России в энергетическом секторе экономики / И. К. Хузмиев // Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000. - № 1.

7. Арунянц Г.Г. Автоматизация процессов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоэнергетики: проблемы и пути их решения / И. К. Хузмиев, А.Ю. Калинкин // Вестник ВНЦ. - Владикавказ: Издательство ВНЦ, том. 3. - №4. 2002. - С. 25-36.

8. Арунянц, Г.Г. Тарифное регулирование деятельности субъектов электроснабжающего комплекса Калининградской области и пути его автоматизации / Г.Г. Арунянц, Т.А. Воронин, С.А. Айрапетов // Перспективы науки. Технические науки. Информатика, вычислительная техника и управление. 2016. - №6 (81). - С. 8-17.

9. Арунянц, Г.Г. Производственно-распределительная система теплоснабжения Калининградской области как объект социально-экономического регулирования / Г.Г. Арунянц, Т. А. Воронин, С. А. Айрапетов // Балтийский экономический журнал. - Калининград: БИЭФ. -2016. - №1 (15) - С. 46-56.

10. Караев, И.О. Особенности формирования алгоритмического обеспечения информационно-управляющей системы регионального газоснабжающего комплекса / И.О. Караев, Г.Г. Арунянц // «Труды молодых ученых». - Владикавказ: Изд-во ВНЦ РАН. 2005. - №3. - С. 11-25.

11. Караев, И.О. Программный комплекс расчета тарифов на услуги газораспределительных организаций

(T-OAZ-!^) / И.О. Караев, Г.Г. Арунянц // Информационный листок - № 68-094-02, СОЦ НТИ, Владикавказ -2002.

Production and distribution system of gas supply of the kaliningrad region as an object of social and economic regulation Arunyants G.G.

Kaliningrad State Technical University (KSTU) The main task of regulating the activities of the regional gas supply system is to ensure a balance between the interests of producers, consumers of natural gas and services for its transportation. In the absence of clear economic mechanisms for efficient management of the economy, it is important and necessary to study and summarize the experience gained in the field of management of this industry and to find new innovative concepts and methods of tariff regulation of the activities of the actors of regional gas supply systems as an effective way of coordinating their functioning. The peculiarities of the organization of the gas supply system of the Kaliningrad region, including gas distribution facilities (GRO) and gas distribution networks, providing transmission and distribution of natural gas on its territory, are analyzed. Problems of regulation of activities of gas supply complex subjects and ways to increase their efficiency are analyzed. The basic requirements for the creation of a universal Т-GAZ-? complex for automated calculation of natural gas tariffs for ACS of gas supply system subjects of the region, information connected to the regional automated information and control system (RAIS) are presented. Keywords: gas supply, gas distribution networks, a tariff, tariff regulation, the subject of regulation, the regional automated information system, a program complex References

1. Bogdanov, A.B. The history of the ups and downs of the heat

supply of Russia / A.B. Bogdanov // Energy Saving. 2009. - No. 3. - C. 2-9.

2. Sinohina, Z.A. Analysis of the current state of the gas transmission system of the Kaliningrad region and the prospects for its development / Z.A. Sinohina // Young scientist. - 2019. - No. 5. - S. 27-30.

3. Sinitsina, D. G. The work of the energy complex of the exclave

region: pluses, minuses, prospects / D. G. Sinitsina, E.A. Marinenko // Issues of Economics and Management. 2016. -No. 3.1. - S. 17-21.

4. Kolosovsky, A.M. Features of pricing and tariff regulation in the

housing sector of the Kaliningrad region / A.M. Kolosovsky // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies. 2013 - S. 177-188.

5. Tariffs for housing and communal services in the Russian

Federation in 2000 - 2010: analytical report // Institute of Energy and Finance [Electronic resource]. URL: http: //genproc.gov. com / upload / iblock / a3 6 / bhmyrs_epjuxlazyj% 2014.01.11.doc.

6. Khuzmiev, I.K. On the functioning of the subjects of natural

monopolies of Russia in the energy sector of the economy / I.K. Khuzmiev // Financial and economic bulletin of the oil and gas industry. 2000. - No. 1.

7. Arunyants G.G. Automation of regulatory processes of the activities of natural monopolies in the field of heat power: problems and solutions // I.K. Khuzmiev, A.Yu. Kalinkin // Bulletin of the VSC. - Vladikavkaz: VNC Publishing House, vol. 3. - No. 4. 2002. - S. 25-36.

8. Arunyants, G.G. Tariff regulation of the activities of the subjects

of the power supply complex of the Kaliningrad region and the ways of its automation / G.G. Arunyants, T.A. Voronin, S.A. Ayrapetov // Prospects for science. Technical science. Informatics, computer engineering and management. 2016. -No. 6 (81). - S. 8-17.

9. Arunyants, G.G. Production and distribution heat supply system

of the Kaliningrad region as an object of socio-economic regulation / G.G. Arunyants, T.A. Voronin, S.A. Ayrapetov // Baltic Economic Journal. - Kaliningrad: BiEf. - 2016. - No. 1 (15) - S. 46-56.

10. Karaev, I.O. Features of the formation of the algorithmic support of the information management system of the regional gas supply complex / I.O. Karaev, G.G. Arunyants // "Proceedings of young scientists." - Vladikavkaz: Publishing House VSC RAS. 2005. - No. 3. - S. 11-25.

11. Karaev, I.O. The software package for calculating tariffs for services of gas distribution organizations (T-GAZ-1.KA) / I.O. Karaev, G.G. Arunyants // Information leaflet - No. 68-094-02, SOTs NTI, Vladikavkaz - 2002.

X X О го А С.

X

го m

о

to о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.