Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОИЗВОДСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / PRODUCTION PROGRAM / PRODUCTION / SALE / PRODUCTION CAPACITY / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батталова Э.Р.

В данной статье рассматривается понятие производственной программы предприятия. Также в статье говорится, что производственная программа играет большую роль при планировании объема производства продукции, работ, услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION PROGRAM AND ITS PLACE IN THE PLANNING PROCESS

This article discusses the concept of the enterprise production program. Also, the article says that the production program plays a big role in planning the volume of production, works, services.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ»

УДК 658.012.2

Батталова Э. Р. студент

3 курс, факультет «экономический» Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Стерлитамак Научный руководитель: Шнайдерман А. В.

Старший преподаватель Battalova, E. R. student

3 course, faculty "economic" Bashkir State University Russia, Sterlitamak Scientific adviser: Schneiderman A.V.

Senior Lecturer

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ

ПЛАНИРОВАНИЯ PRODUCTION PROGRAM AND ITS PLACE IN THE PLANNING

PROCESS

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие производственной программы предприятия. Также в статье говорится, что производственная программа играет большую роль при планировании объема производства продукции, работ, услуг.

Ключевые слова: производственная программа, производство, реализация, производственная мощность, планирование.

Abstract: This article discusses the concept of the enterprise production program. Also, the article says that the production program plays a big role in planning the volume of production, works, services.

Key words: production program, production, sale, production capacity, planning.

Производство и реализация продукции является основной задачей любого предприятия. Для того чтобы определить какой объем необходим для производства товаров, услуг и работ в будущем периоде по определенным номенклатурам и ассортиментам составляется производственная программа предприятия.

Актуальность статьи заключается в том, что производственная программа считается основным разделом плана организации. Все другие планы разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на исполнение в определенные сроки и при минимальных

расходов. Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей и рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать ее объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизированного характера. Цель данной задачи состоит в поиске наилучших вариантов плана производственной программы, где используются имеющиеся ресурсы при минимальных затратах и максимальных результатов. Оптимальный считается такая производственная программа, которая в большей степени соответствует структуре ресурсов организации и гарантирует лучшие результаты ее работы. Чтобы спланировать оптимальную производственную программу, необходимо понять ее сущность.

Производственная программа - это ведущий раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, где определяется объем производство и продажа товаров согласно ассортименту, номенклатуре и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. В ней отображаются ключевые направления развития предприятия в плановом году.

Основой планирования производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы вовремя предложить потребителям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала статусу производственно-хозяйственной деятельности организации и возможно полно удовлетворила их потребность. Планирование продаж заключается в определении структуры новых товаров, соотношение объема выпуска старых и новых изделий, уровня цен и способности к конкуренции продукции, гарантий, качества сервиса и иных параметров продукции.

На данных производственной программы разрабатываются: материально-техническое снабжение, численность персонала и оплата труда, инвестиции и финансовый план предприятия.

Задачами планирования производственной программы являются:

- максимально использовать производственные мощности фирмы;

- максимально использовать основные фонды, трудовые и материальные ресурсы;

- повысить производство высококачественной продукции;

- выполнять обязанности по договорам с государством и покупателями.

Производственная программа состоит из двух разделов:

-план производства продукции в натуральном (условно - натуральном) выражении;

-план производства в стоимостном выражении.

План по производству продукции в натуральном выражении включает в себя показатели выпуска товаров конкретного ассортимента, номенклатуры и качества изделий в физических единицах, к примеру штуки, тонны, килограммы.

Планирование производства и реализации продукции в натуральном выражении предоставляет возможность утвердить выпуск определенных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями организации, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако в этом плане имеется недостаток, он состоит в том, что для предприятия, которые изготавливают множество различных товаров, оказывают одновременно множество услуг не подходит, так как рассчитать расходы, доход и прибыль организации от продажи продукции невозможно и это требует разработки плана производства товаров в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит такие показатели как: реализованная продукция; товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем данного плана является реализованная продукция. Данная продукция изготовлена, отгружена и оплачена покупателем или другой организацией. Реализованная продукция характеризует валовый доход предприятия в будущем году. Объем реализованной продукции рассчитывается как сумма товарной продукции и остатка нереализованной продукции на начало года за вычетом остатка нереализованной продукции на конец года.

Товарная продукция - это стоимость товара, предназначенной для реализации. В эту цену входят готовые изделия, полуфабрикаты и работы, услуги иным организациям. Следовательно, сюда не относят стоимость продукции, которые остаются на предприятии и не предназначены к отпуску за его пределы. Товарная продукция определяется как сумма готовой продукции и тех элементов, которые входят в состав товарной продукции. Кроме этого, ее можно определить на основе валовой продукции. В данном случае она будет равна валовой продукции за вычетом стоимости остатков полуфабрикатов и незавершенного производства, стоимости переработанного сырья и материалов заказчика, не оплаченных заводом-производителем.

Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, произведенной предприятием и кроме элементов, которые входят в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства в течение расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые прочие элементы.

Производственная программа составляется таким образом, чтобы организация в плановом году выполнило план продаж с имеющимися производственными возможностями. Проблема заключается в том, что производственные возможности организации могут быть больше или меньше задуманного объема продаж.

Фактором производственного процесса, с помощью которого определяется возможность фирмы, является производственная мощность. Если она больше объема продаж, то основное средство не полностью

загружено и предприятие несет потери на производство товаров. Если же наоборот, производственная мощность меньше, чем объем запланированной продукции, то предприятие не выполнит план в будущем году. Следовательно, предприятию необходимо уменьшить объем производства или приобрести новые машины и оборудования. В данном случае производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в будущем году.

Таким образом, производственная программа - это наиболее важный раздел производственно - экономического плана, то есть план ввода в действии производственных мощностей и объемов производственной и реализованной продукции. Все остальные планы организации связаны с ней, поэтому ее необходимо спланировать оптимально для того, чтобы при производстве продукции были минимальные расходы и максимальные доходы. Из этого следует, что производственная программа в процессе планирования играет большую роль.

Использованные источники:

1. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 370 с.

2. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 432 с.

3. Мухина И. А. Экономика организации (предприятия) : учеб. Пособие / И. А. Мухина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2017. - 320 с.

4. Руденко Л. Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / Л. Г. Руденко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.