УДК 658.012.2
Батталова Э. Р. студент
3 курс, факультет «экономический» Башкирский Государственный Университет
Россия, г. Стерлитамак Научный руководитель: Шнайдерман А. В.
Старший преподаватель Battalova, E. R. student
3 course, faculty "economic" Bashkir State University Russia, Sterlitamak Scientific adviser: Schneiderman A.V.
Senior Lecturer
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ
ПЛАНИРОВАНИЯ PRODUCTION PROGRAM AND ITS PLACE IN THE PLANNING
PROCESS
Аннотация: В данной статье рассматривается понятие производственной программы предприятия. Также в статье говорится, что производственная программа играет большую роль при планировании объема производства продукции, работ, услуг.
Ключевые слова: производственная программа, производство, реализация, производственная мощность, планирование.
Abstract: This article discusses the concept of the enterprise production program. Also, the article says that the production program plays a big role in planning the volume of production, works, services.
Key words: production program, production, sale, production capacity, planning.
Производство и реализация продукции является основной задачей любого предприятия. Для того чтобы определить какой объем необходим для производства товаров, услуг и работ в будущем периоде по определенным номенклатурам и ассортиментам составляется производственная программа предприятия.
Актуальность статьи заключается в том, что производственная программа считается основным разделом плана организации. Все другие планы разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на исполнение в определенные сроки и при минимальных
расходов. Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей и рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать ее объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизированного характера. Цель данной задачи состоит в поиске наилучших вариантов плана производственной программы, где используются имеющиеся ресурсы при минимальных затратах и максимальных результатов. Оптимальный считается такая производственная программа, которая в большей степени соответствует структуре ресурсов организации и гарантирует лучшие результаты ее работы. Чтобы спланировать оптимальную производственную программу, необходимо понять ее сущность.
Производственная программа - это ведущий раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, где определяется объем производство и продажа товаров согласно ассортименту, номенклатуре и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. В ней отображаются ключевые направления развития предприятия в плановом году.
Основой планирования производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы вовремя предложить потребителям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала статусу производственно-хозяйственной деятельности организации и возможно полно удовлетворила их потребность. Планирование продаж заключается в определении структуры новых товаров, соотношение объема выпуска старых и новых изделий, уровня цен и способности к конкуренции продукции, гарантий, качества сервиса и иных параметров продукции.
На данных производственной программы разрабатываются: материально-техническое снабжение, численность персонала и оплата труда, инвестиции и финансовый план предприятия.
Задачами планирования производственной программы являются:
- максимально использовать производственные мощности фирмы;
- максимально использовать основные фонды, трудовые и материальные ресурсы;
- повысить производство высококачественной продукции;
- выполнять обязанности по договорам с государством и покупателями.
Производственная программа состоит из двух разделов:
-план производства продукции в натуральном (условно - натуральном) выражении;
-план производства в стоимостном выражении.
План по производству продукции в натуральном выражении включает в себя показатели выпуска товаров конкретного ассортимента, номенклатуры и качества изделий в физических единицах, к примеру штуки, тонны, килограммы.
Планирование производства и реализации продукции в натуральном выражении предоставляет возможность утвердить выпуск определенных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями организации, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако в этом плане имеется недостаток, он состоит в том, что для предприятия, которые изготавливают множество различных товаров, оказывают одновременно множество услуг не подходит, так как рассчитать расходы, доход и прибыль организации от продажи продукции невозможно и это требует разработки плана производства товаров в стоимостном выражении.
План производства продукции в стоимостном выражении содержит такие показатели как: реализованная продукция; товарная продукция; валовая продукция.
Основным стоимостным показателем данного плана является реализованная продукция. Данная продукция изготовлена, отгружена и оплачена покупателем или другой организацией. Реализованная продукция характеризует валовый доход предприятия в будущем году. Объем реализованной продукции рассчитывается как сумма товарной продукции и остатка нереализованной продукции на начало года за вычетом остатка нереализованной продукции на конец года.
Товарная продукция - это стоимость товара, предназначенной для реализации. В эту цену входят готовые изделия, полуфабрикаты и работы, услуги иным организациям. Следовательно, сюда не относят стоимость продукции, которые остаются на предприятии и не предназначены к отпуску за его пределы. Товарная продукция определяется как сумма готовой продукции и тех элементов, которые входят в состав товарной продукции. Кроме этого, ее можно определить на основе валовой продукции. В данном случае она будет равна валовой продукции за вычетом стоимости остатков полуфабрикатов и незавершенного производства, стоимости переработанного сырья и материалов заказчика, не оплаченных заводом-производителем.
Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, произведенной предприятием и кроме элементов, которые входят в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства в течение расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые прочие элементы.
Производственная программа составляется таким образом, чтобы организация в плановом году выполнило план продаж с имеющимися производственными возможностями. Проблема заключается в том, что производственные возможности организации могут быть больше или меньше задуманного объема продаж.
Фактором производственного процесса, с помощью которого определяется возможность фирмы, является производственная мощность. Если она больше объема продаж, то основное средство не полностью
загружено и предприятие несет потери на производство товаров. Если же наоборот, производственная мощность меньше, чем объем запланированной продукции, то предприятие не выполнит план в будущем году. Следовательно, предприятию необходимо уменьшить объем производства или приобрести новые машины и оборудования. В данном случае производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в будущем году.
Таким образом, производственная программа - это наиболее важный раздел производственно - экономического плана, то есть план ввода в действии производственных мощностей и объемов производственной и реализованной продукции. Все остальные планы организации связаны с ней, поэтому ее необходимо спланировать оптимально для того, чтобы при производстве продукции были минимальные расходы и максимальные доходы. Из этого следует, что производственная программа в процессе планирования играет большую роль.
Использованные источники:
1. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 370 с.
2. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 432 с.
3. Мухина И. А. Экономика организации (предприятия) : учеб. Пособие / И. А. Мухина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2017. - 320 с.
4. Руденко Л. Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / Л. Г. Руденко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 240 с.