Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКАЗЧИК / ИСПОЛНИТЕЛЬ / АВТОМОБИЛЬ / ЗАКАЗ / РЕСУРС / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Лебедев Евгений Александрович, Ерёменко Владислав Анатольевич, Карцева Екатерина Сергеевна, Зверева Анна Геннадьевна

В работе представлена одна из причин упущенной выгоды автомобильного сервисного центра. Приведены основные причины этого явления и направления его исключения. Выполнены необходимые расчеты и графическая иллюстрация описанных процессов. Даны рекомендации по изменениям информационного сопровождения производственных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Лебедев Евгений Александрович, Ерёменко Владислав Анатольевич, Карцева Екатерина Сергеевна, Зверева Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION LOGISTICS OF THE CAR SERVICE CENTRE

The article describes one reason of the Car Service Center lost profits. The main causes of this phenomenon and its elimination directions are given in this article. Required calculations and the graphic illustration of the described processes performed. Recommendations for modification of the informational support of manufacturing processes provided.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА»

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #3(31), 2018 ЙЬШ 29

Список литературы

1. Alberto Balestra, Quantification of operational Risk [Электронный документ]. http://www. globalriskguard.com/re-sources/oper/op9.pdf 8с. Проверено - 26.06.11

2. Basel Committee on Banking supervision, Consultative Document. Operational Risk [Электронный документ]. http://www.bis.org/publ/bcbsca07.pdf 26c. Проверено - 26.06.11

3. Chernobai A. S., Rachev S.T., Fabozzi F.J.,

Operational Risk. A Guide to Basel II Capital requirements, Models, and Analysis. Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey.2007.300c.

4. Ivana Manic. Mathematical Models for Estimation of Operational Risk and Risk Management, 2007. 111c. http://www.dmi.rs/pro-jects/CMRNP/ivana.pdf

Lebedev E.A.

doctor of engineering sciences, professor at the department of organization of shipping and traffic, Kuban State Technological University Eryomenko V.A. Karceva E.S. Zvereva A. G. students,

Kuban State Technological University Лебедев Евгений Александрович доктор технических наук, профессор кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский Государственный Технологический университет Ерёменко Владислав Анатольевич Карцева Екатерина Сергеевна Зверева Анна Геннадьевна студенты,

Кубанский Государственный Технологический университет

PRODUCTION LOGISTICS OF THE CAR SERVICE CENTRE ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА

Summary: the article describes one reason of the Car Service Center lost profits. The main causes of this phenomenon and its elimination directions are given in this article. Required calculations and the graphic illustration of the described processes performed. Recommendations for modification of the informational support of manufacturing processes provided.

Keywords - client; contractor; vehicle; order; resource; efficiency; lost profits.

Аннотация: в работе представлена одна из причин упущенной выгоды автомобильного сервисного центра. Приведены основные причины этого явления и направления его исключения. Выполнены необходимые расчеты и графическая иллюстрация описанных процессов. Даны рекомендации по изменениям информационного сопровождения производственных процессов.

Ключевые слова: заказчик; исполнитель; автомобиль; заказ; ресурс; работоспособность; упущенная выгода.

Несоответствие технологических возможностей сервисного центра (СЦ) спросу и ожиданиям заказчиков приводит к его упущенным доходам. Эти несоответствия, на момент пополнения спроса, складируются из-за отсутствия в СЦ необходимых запасных частей, материалов или технологического оборудования, для выполнения технологических работ на автомобиле заказчика. Исследования показывают, что чаще всего это связано с отсутствием на складе СЦ востребованных запасных частей.

Исследования показали, что в СЦ (у дилеров) отсутствует система учета неудовлетворенного спроса. А запасы запчастей формируются по фактическому расходу их в ходе проведения сервисных услуг.

Поэтому целью и задачей исследования является определение наличия и причин несоответствия

на уровне функционального цикла логистики-снабжения, а так же размер упущенных доходов СЦ и направление принятия им превентивных мер.

Объектом и предметом исследования является сервисный центр г. Краснодар, и процесс приемки им заказов и формирование складских запасов с использованием учетно-статистического метода исследования.

Промежуточные и конечные результаты:

— установлено наличие несоответствий и их причины;

— определен совокупный размер упущенных доходов СЦ;

обоснованы направления принятия СЦ превентивных мер. Материалы исследования одобрены и приняты СЦ к практическому использованию.

Транспортная отрасль и ее автотранспортное производство всегда представляли собой весьма

30 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal)#3(31), 2018

интересную, но вместе с тем сложную сферу научно-практической деятельности. [1]

Интеграция автомобильного транспорта в состав производственно-транспортных комплексов (ПТК) различной производственной направленности вызывала необходимость поиска путей для повышения эффективности его работы на всех уровнях.

Автомобильный подвижный состав вне зависимости от его вида и принадлежности по форме собственности является средством удовлетворения потребностей в перемещении грузов и пассажиров. Создавая транспортную продукцию, автомобили выполняют транспортную работу. И это связано с выполнением автомобилем механической работы, процесс которой является достаточно ресурсоемким. [2]

Поэтому одним из важных объектов транспортной логистики являются сервисные центры (СЦ). Они должны быть обеспечены всеми необходимыми ресурсами для поддержания и восстановления работоспособности автомобилей для обеспечения соответствия их технического состояния требованиям безопасности дорожного движения.

При выполнении СЦ работ должны соблюдаться определенные технологии их выполнения и обеспечиваться наличие в складском запасе всех необходимых запчастей и расходных материалов.

Базовым функциональным циклом транспортного производства является подготовка автомобилей (транспортных средств) к работе на линии. Это связано с продолжительностью нахождения автомобиля в сервисном центре во время выполнения работ по восстановлению его потенциала работоспособности или поддержания на уровне заранее установленных технических характеристик.

Выходящий из СЦ автомобиль должен быть технически исправным и отвечать требованиям обеспечения безопасности дорожного движения при нахождении его на линии. Увеличение продолжительности нахождения автомобиля в СЦ снижает продолжительность времени возможности его выпуска на линию и использования по прямому его назначению: для перевозки грузов или пассажиров.

Вышеуказанная особенность имеет место вне зависимости от типа автомобиля и формы собственности определяющей принадлежность его владельцу.

Поэтому для СЦ важным циклом своей профильной деятельности является процесс приемки автомобиля от его владельца для проведения предстоящих работ: диагностики, технического обслуживания, ремонта (устранения неисправностей).

Этот процесс связан с приемкой заказа от владельца автомобиля (заказчика) и выполнения его с минимальной продолжительностью и высоким (ожидаемым заказчиком) качеством.

На этом этапе проявляется способность СЦ оправдать ожидания заказчика по качеству и срокам исполнения его заказа. Представителем СЦ принимается решение о принятии заказа к исполнению или отклонению его, в зависимости от сложившихся условий ситуации, связанной с соответствием перечня и объема предстоящих работ технологическим возможностям СЦ

Эти возможности зависят от:

— наличия и исправности необходимого гаражного и технологического обслуживания;

— наличия необходимых специалистов;

— отсутствия очереди на услуги исполнителя;

— наличия необходимых расходных материалов и запасных частей, востребованность в которых определена на этапе приемки заказа и «входной» диагностики (при приемке).

В зависимости от наличия одного из этих условий или, тем более, их совокупности «заказчику» предлагается:

-«обратиться позже» с указанием ему ориентировочного времени повторного обращения;

-«внести предоплату на заказ необходимых запасных частей» и так же назначается ориентировочное время прибытия в СЦ.

В этой ситуации заказчик так же принимает решение: согласиться с предложением данного СЦ или предпочесть для себя услугу его конкурентов. Нередко это приводит к «уходу» заказчика и к упущенной выгоде СЦ, в котором приведенное сочетание условий имеет место.

Дескриптивная схема процесса приемки заказа (автомобиля) в СЦ, для сервисного обслуживания, приведена на рисунке 1.

Как правило, в СЦ не ведется и отсутствует учет такой статистики, хотя в реальной жизни она имеет место.

В процессе исследования была установлена продолжительность ожидания поступления запасных частей к автомобилям уже находящимся в СЦ. Потребность в этих запасных частях устанавливалась уже в ходе выполнения работ на автомобилях, и время их ожидания увеличивало продолжительность нахождения в СЦ: на подъемнике, на маши-номесте производственных площадей или открытой стоянки. Итоги анализа результатов учетно-ста-тистических исследований приведены в таблице 1.

Иж110с1п1оеигоре]А'к1е Сха8ор\8то Ыаикоч>е (Еазг Еигорест БаепИ/1с Лита!) #3(31), 2018

31

Таблица 1 -Результаты статистической выборки исследований

^Наименование деталей Наименование^\^ показателей Терм остат Передняя ступица Комплект сцепления Блок ме-хатроник Клапан адсорбера Замок крышки багажника

1 2 3 4 5 6 7

Расход в месяц ед. 2 4 3 2 3 4

Стоимость руб. 25000 15000 50000 80000 6000 10000

Время поставки дн. 10 15 15 20 15 15

Продолжительность задержек поставки дн. 4 5 5 10 5 5

Окончания ремонта дн. 2 2 2 2 2 1

Стоимость ремонта руб. 4375 3500 10500 3800 2600 900

Определение статуса автомобиля

Гарантийный

Не гарантийный

Определение причины обращения

/ , 4

Плановое ТО Тех.осмотр

Выполнение осмотра, диагностика

Заполнение дефектовочного листа

Определение потребности в расходных материалах

нет

Проверка соответствия потребностей наличию з/ч на складе

да V

Принятие решения о проведении доп.работ

Выполнение необходимых работ

Взаиморасчет клиента и ДЦ

Выдача автомобиля из ремонта клиенту 4-

Принятие решение об отсрочке

нет

да

Заказ не принят

Ожидание ремонта (запчастей)

......-оценка технологической возможности СЦ

Рисунок 1 - Дескриптивная схема процесса приемки заказа (автомобиля) на сервисное обслуживание

32

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientiflc Journal)#3(31), 2018

Полученные данные указывают на наличие непроизводительных затрат времени автомобилей на ожидание технологически востребованных деталей и балластную загрузку производственных площадей технологического (гаражного) оборудования СЦ. Все это снижает конкурентоспособность СЦ в сегменте сервисных автоуслуг и повышает размер упущенных доходов.

За период исследования (45 дней) размер непроизводительного (балластного) нахождения автомобилей в СЦ в статусе ожидающих запчасти, размер упущенных доходов, исходя из средних значений доходов получаемых СЦ в пересчете на одно машиноместо производственной площади, составил 532750 рублей. Что в пересчете на календарный год составляет более 4 млн. рублей. В приведенный размер упущенных расходов не вошли случаи отказа СЦ в приеме заказа потребителям (заказчикам) Таблица 2 - Расчет параметров системы управления талей

по причине «отсутствия технологических возможностей исполнителя»

Расчеты размеров максимальных желательных запасов (МЖЗ) по каждому наименованию деталей, включенных в формат исследования и сопоставления их с реальными размерами запасов, выявили их количественное несоответствие. Это привело к наличию дефицита в СЦ.

Причем размеры упущенной выгоды СЦ, как исполнителя, значительно превышают затраты по доставке и хранению на складе недостающего количества запасных частей по всем наименованиям, приведенным в таблице 1. Размер этих затрат менее 1% размера упущенной выгоды.

Размеры параметров запасов приведены в таблице 2.

с фиксированным размером заказа необходимых де-

^^^^ Наименование ^^ деталей Наименование, показателей Термостат Передняя ступица Комплект сцепления Блок ме-хатроник Клапан адсорбера Замок крышки багажника

1 2 3 4 5 6 7

1 .Потребность (шт.) 2 3 3 2 3 4

2 .Оптимальный размер заказа (шт.) 4 6 4 3 7 6

3. Время поставки (дн.) 10 15 15 20 15 15

4 .Возможная задержка (дн.) 4 5 5 10 5 5

5. Ожидаемое дневное потребление (шт.) 0,04 0,07 0,07 0,04 0,07 0,09

6. Срок расходования товара (дн.) 100 85 57 75 100 67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ожидаемое потребление за время поставки (шт.) 0,4 1,05 1,05 0,08 1,05 1, 35

8. Максимальное потребление за время поставки (шт.) 0,56 1,4 1,4 0,48 1,4 1,8

9. Гарантийный запас (шт.) 0,16 0,35 0,35 0,4 0,35 0,45

10. Пороговый уровень запаса (шт.) 0,2 1,4 1,4 0,48 1,4 1,8

11. Максимальный желательный запас (шт.)* 4,16 (5) 6,35 (7) 4,35 (5) 3,4 (4) 7,35 (8) 6,45 (7)

12. Продолжительность расходования запаса (дн.) 100 70 42 73 85 52

(*)-в скобках указан размер МЖЗ

Графическая иллюстрация создания, расходования и пополнения запасов приведена на рисунке 2.

На основании полученных результатов исследования сделаны следующие выводы и предложения:

Иж110с1п1оеигоре]А'к1е СхаА'ор1тю Ыаикоч>е (Еазг Еигорест БаепИ/1с Лита!) #3(31), 2018

33

1. Размер упущенных доходов предприятия (СЦ) за период исследований, по причине отсутствия востребованных наименований запчастей, составил 532750 руб.

2. Размер упущенных доходов СЦ в пересчете на календарный год превышает 4 млн.руб.,

что значительно выше размера затрат по доставке и хранению дополнительной части (недостающей) МЖЗ по анализируемым наименованиям деталей.

О

где: МЖЗ-максимальный желательный запас (ед.); ПЗ - пороговый запас (ед.); ГЗ - гарантийный запас (ед.); Qопт - оптимальный размер заказа (ед.);

- момент заказа;

- расход запаса;

- пополнение запаса - расход запаса при возможной (учтенной) задержке; , - отсутствие запаса(дефицит);

tl- продолжительность выполнения заказа; t2- продолжительность учтенной задержки; tз- продолжительность неучтенной задержки(приводит к дефициту). Рисунок 2 - Графическая иллюстрация расходования и пополнения запаса

3. Снижение наличия дефицита по приведенным деталям в работе СЦ, как исполнителя, позволяет увеличить эффективность его функционирования и конкурентоспособность в сегменте рынка автосервисных услуг.

4. Необходимо увеличить запас деталей по приведенным наименованиям до расчетных размеров МЖЗ, указанных в таблице 2.

5. На СЦ необходимо иметь систему учета рассмотренных в работе процессов.

Список литературы

1. Миротин Л.Б., Лебедев Е.А. Логистика в автомобильном транспорте: практикум. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 237 с.

2. Лебедев Е.А., Миротин Л.Б. Основы логистики транспортного производства. Учебное пособие. М.: Инфра - Инженерия, 2017. 192 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.