Научная статья на тему 'Производители постсоветского пространства на фармрынке России'

Производители постсоветского пространства на фармрынке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ФАРМРЫНОК РОССИИ / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория

Фармрынок России представляет собой довольно сложную смесь лекарственных средств (ЛС) производителей различных стран, при этом структура рынка достаточно лабильна. Условно фармрынок России можно разделить на 2 части: препараты производства стран постсоветского пространства (СНГ, включая Россию, и страны Балтии) и препараты производства стран дальнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical manufacturers which joined the Russian market after the end of the Soviet era are analyzed in the article in terms of their growth and position on the national pharma market over the last 6 years. Victoria SOKOLOVA, RMBC. Post-soviet drug producers on the Russian pharmaceutical market.

Текст научной работы на тему «Производители постсоветского пространства на фармрынке России»



я PEMEOUUM 2008 август

Виктория СОКОЛОВА, RMBC

Производители постсоветского пространства

НА ФАРМРЫНКЕ РОССИИ

Фармрынок России представляет собой довольно сложную смесь лекарственных средств (ЛС) производителей различных стран, при этом структура рынка достаточно лабильна. Условно фармрынок России можно разделить на 2 части: препараты производства стран постсоветского пространства (СНГ, включая Россию и страны Балтии) и препараты производства стран дальнего зарубежья.

анная статья посвящена динамике и структуре части фармрын-ка, представленной производителями постсоветского пространства, за последние 6 лет. Будут рассмотрены следующие периоды:

♦ I период — с II квартала 2002 г. по I квартал 2003 г.,

♦ II период — с II квартала 2003 г. по I квартал 2004 г.,

♦ III период — с II квартала 2004 г. по I квартал 2005 г.,

♦ IV период — с II квартала 2005 г. по I квартал 2006 г.,

♦ V период — с II квартала 2006 г. по I квартал 2007 г.,

♦ VI период — с II квартала 2007 г. по I квартал 2008 г..

Объем фармрынка России за исследуемые периоды увеличился на 8,9 млрд. долл., или в 3,4 раза (табл. 1). Увеличение части рынка за счет стран постсоветского пространства значительно

Pharmaceutical manufacturers which joined the Russian market after the end of the Soviet era are analyzed in the article in terms of their growth and position on the national pharma market over the last 6 years.

Victoria SOKOLOVA, RMBC. Post-soviet drug producers on the Russian pharmaceutical market.

стран постсоветского пространства, которая в I периоде приближалась к третьей части рынка, постоянно снижалась, и в долларовом исчислении суммарное снижение составило 9,3 пп. Несколько иная картина наблюдается при исследовании рынка в натуральном выражении. Фармрынок рос неравномерно — с I по IV период наблюдается рост объемов продаж, а затем некоторое падение, однако суммарно объем продаж увеличился на 210 млн. упаковок. Максимума часть рынка производства стран постсоветского пространства достигла во II

периоде, дальнейшее снижение привело к общей потере в 340 млн. упаковок. Доля стран постсоветского пространства, которая в I периоде превышала 80% рынка, постоянно снижалась, и в натуральном исчислении суммарное снижение составило 11,8 пп.

Прирост всего фармрынка за эти 6 лет в долларовом исчислении составил 280%, в то время как прирост продаж препаратов производства стран постсоветского пространства составил лишь 164%. Прирост в натуральном выражении всего рынка невысок (чуть более 5%), а для части ЛС производства стран постсоветского пространства прирост отрицательный, более 10%. Динамика прироста наглядно продемонстрирована на рис. 1.

Основная часть в объеме продаж ЛС, производителями которых являются страны постсоветского пространства, приходится на производителей России (табл. 2). Доля России постоянно растет и к VI периоду превысила 88%, а за весь рассматриваемый период увеличилась на 9,2 пп. в стоимостном и на 10,8 пп. в натуральном выражениях. Далее следуют Беларусь и Украина, однако доли их продаж постоянно снижаются и упали за весь рассматриваемый период более чем на 5 пп. Увеличили свое присутствие на рынке препараты производства Латвии, доля продаж в стоимо-

меньше и составило всего 1,5 млрд. долл., или в 2,6 раза. При этом доля

1

таблица 1| Объем фармрынка России и сегмента стран постсоветского пространства

Ед.изм. I период II период III период IV период V период VI период

Фармрынок млрд. долл. 2,97 3,65 4,78 7,13 9,32 11,26

Страны постсоветского пространства млрд. долл. 0,91 1,07 1,31 1,71 2,01 2,40

Доля стран постсоветского пространства % 30,6% 29,4% 27,5% 23,9% 21,6% 21,3%

Фармрынок млрд.уп. 4,21 4,38 4,48 4,60 4,58 4,42

Страны постсоветского пространства млрд.уп. 3,38 3,50 3,47 3,41 3,25 3,04

Доля стран постсоветского пространства % 80,5% 79,8% 77,4% 74,0% 70,8% 68,7%

таблица 2| Структура продаж ЛС производства стран постсоветского пространства

Страна Доля в объеме продаж в долларовом выражении

I период II период III период IV период V период VI период

Россия 79,12% 80,90% 82,91% 84,74% 8б,72% 88,29%

Беларусь 9,89% 9,04% 7,бб% б,02% 5,20% 4,55%

Украина 9,б5% 8,бб% 7,57% 6,20% 5,05% 3,92%

Латвия 0,90% 1,02% 1,46% 2,50% 2,55% 2,5б%

Эстония 0,37% 0,31% 0,25% 0,19% 0,21% 0,27%

Грузия 0,001% 0,01% 0,01% 0,01% 0,07% 0,18%

Литва 0,04% 0,04% 0,07% 0,29% 0,13% 0,13%

Армения 0,01% 0,02% 0,05% 0,04% 0,05% 0,08%

Молдова * * 0,003% 0,01% 0,02% 0,03%

Казахстан 0,02% 0,01% 0,002% 0,001% * *

Азербайджан * * * * 0,001% *

Узбекистан 0,003% 0,003% 0,001% * - -

Доля в объеме продаж в натуральном выражении, упак.

I период II период III период IV период V период VI период

Россия 77,52% 78,75% 80,97% 83,19% 85,88% 88,00%

Беларусь 11,42% 10,85% 9,43% 8,09% б,9б% б,05%

Украина 10,45% 9,85% 9,08% 8,25% 6,62% 5,32%

Латвия 0,21% 0,20% 0,22% 0,29% 0,34% 0,38%

Эстония 0,31% 0,28% 0,19% 0,09% 0,11% 0,11%

Грузия 0,001% 0,003% 0,002% 0,002% 0,004% 0,01%

Литва 0,03% 0,02% 0,01% 0,01% 0,01% 0,005%

Армения 0,01% 0,02% 0,08% 0,0б% 0,07% 0,09%

Молдова * * 0,002% 0,01% 0,02% 0,03%

Казахстан 0,04% 0,02% 0,005% 0,003% 0,001% 0,001%

Азербайджан * * * * 0,001% *

Узбекистан * * * * - -

* Доля в объеме продаж составляет менее 0,001%.

стном выражении выросла на 1,7 пп., а в натуральном значительно меньше, лишь на 0,2 пп. Аутсайдерами продаж являются Казахстан, Азербайджан и Узбекистан, доли которых незначительны и падают. Препараты производства Узбекистана последние два периода отсутствуют на российском фармрынке. Прирост объемов продаж ЛС по странам постсоветского пространства имеет очень большой разброс (табл. 3). Прирост лидирующих стран по объему продаж в стоимостном выражении — России, Беларуси и Украины — за весь рассматриваемый период положителен и составляет 194,2, 21,3 и 7,0%, соответственно. В натуральном выражении небольшой положительный прирост сохранила только Россия (1,9%), прирост продаж остальных двух лидеров отрицательный, 52,4 и

РИСУНОК 1

Прирост объемов продаж фармрынка России и сегмента стран постсоветского пространства

Ш — Фармрынок, долл.

□ — Страны постсоветского пространства, долл.

□ — Фармрынок, упак.

□ — Страны постсоветского пространства, упак.

49

%

таблица з| Прирост объемов продаж ЛС производства стран постсоветского пространства

Страна Прирост объемов продаж в денежном выражении

II к I III к II IV к III V к IV VI к V

Россия 20,5% 25,8% 32,7% 20,7% 21,3%

Беларусь 7,7% 4,0% 1,9% 1,9% 4,2%

Украина 5,7% 7,3% 6,4% -4,0% -7,б%

Латвия 33,5% 7б,4% 121,8% 20,7% 19,2%

Эстония 0,1% 0,5% -5,6% 34,8% 50,7%

Грузия б10,0% 27,б% 151,7% 551,9% 213,2%

Литва 1,2% 156,4% 415,7% -47,5% 20,5%

Армения 74,1% 25б,б% -7,0% 52,2% 107,2%

Молдова 948,3% 4б08,3% 338,6% 132,0% 51,7%

Казахстан -32,0% -77,2% -64,8% -25,3% -б,9%

Азербайджан -44,5% -23,8% 1846,9% 595,7% -95,4%

Узбекистан 0,9% -40,9% -99,7% -100,0% -

Прирост объемов продаж в натуральном выражении

II к I III к II IV к III V к IV VI к V

Россия 5,0% 2,0% 0,9% -1,6% -4,1%

Беларусь -1,8% -13,7% -15,8% -18,1% -18,5%

Украина -2,б% -8,5% -10,8% -23,5% -24,8%

Латвия -1,5% 12,0% 29,1% 9,7% 5,0%

Эстония -7,0% -32,4% -53,8% 11,2% 1,0%

Грузия 394,б% -40,2% -17,3% 110,8% 70,4%

Литва -31,3% -33,9% -33,8% -42,5% -22,6%

Армения 95,б% 354,б% -18,6% 7,8% 15,0%

Молдова 1952,9% 445,1% 325,7% 120,3% 33,2%

Казахстан -49,5% -7б,7% -44,1% -54,3% -57,4%

Азербайджан -45,0% -31,7% 7022,5% 530,4% -97,4%

Узбекистан -30,9% -40,8% -93,7% -100,0% -

54,3%, соответственно. Следует также отметить Латвию, общий пророст которой на фармрынке России составил 651,8% в стоимостном и 64,1% натуральном выражениях. Максимальный прирост в стоимостном выражении за

весь период показали Молдова (более 760000%) и Грузия (более 45000%), однако, учитывая очень небольшие объемы продаж, это не оказывает заметного влияния на общую картину рынка. Структура фармрынка, которую можно

разделить, с одной стороны, по группам стран — дальнее зарубежье и страны постсоветского пространства, а с другой стороны, по направлению использования — больничный сегмент, розничный сегмент и сегмент ДЛО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^таблица 4| Структура продаж в денежном выражении по секторам рынка иностранных производителей и производителей стран постсоветского пространства

Производитель Сегмент I период II период III период IV период V период VI период

Дальнее зарубежье (иностранные производители) Больничный 19,3% 18,8% 17,3% 13,2% 11,7% 12,6%

ДЛО - - 6,2% 30,5% 31,4% 2б,7%

Розничный 80,7% 81,2% 7б,5% 56,3% 5б,9% б0,б%

Страны постсоветского пространства Больничный 24,5% 24,1% 2б,7% 24,2% 23,8% 23,б%

ДЛО - - 3,5% 1б,9% 11,2% 7,4%

Розничный 75,5% 75,9% б9,8% 58,9% б5,0% б9,0%

(табл. 4) за рассматриваемый период претерпела существенные изменения. В первые годы всего анализируемого периода в секторе иностранных производителей более 80% приходилось на розничный сегмент, для стран постсоветского пространства этот показатель был несколько ниже. Для этих двух групп производителей введение программы ДЛО привело к разному изменению структуры сегментов. Наиболее стабильна больничная составляющая стран постсоветского пространства, за весь рассматриваемый период ее доля упала лишь на 0,9 пп. Доля розничных продаж стран постсоветского пространства снизилась на 6,5 пп. в пользу программы ДЛО. Для части рынка препаратов из стран дальнего зарубежья снизились доли объемов продаж как в розничном (на 20,1 пп.), так и в больничном (на 6,7 пп.) секторах. В результате сегмент ДЛО, доля которого приближается к 1/3 всех продаж иностранных производителей, в 3,5 раза больше, чем доля сегмента ДЛО для стран постсоветского пространства.

Интересно посмотреть распределение долей объемов продаж по секторам по каждой из стран постсоветского пространства отдельно (табл. 5). Несмотря на то что доли по разным странам и по разным секторам колеблются в широких диапазонах, все же можно отметить некоторые закономерности. Для всех стран, за исключением Армении и Литвы, основная доля продаж приходится на розничный сектор. В течение всего рассматриваемого периода Азербайджан осуществлял продажи ЛС только в розничном секторе. Более 95% объемов продаж из Казахстана, Грузии, Молдовы и Эстонии также поступает в рознич-

таблица б| Структура продаж в денежном выражении

по секторам рынка стран постсоветского пространства

Страна I период II период III период IV период V период VI период

Розничный сегмент

Азербайджан 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Казахстан 98,3% 99,3% 99,9% 100,0% 100,0% 100,0%

Грузия 92,9% 75,8% 93,1% 84,7% 97,2% 98,7%

Молдова 100,0% 100,0% 99,3% 97,9% 98,5% 98,1%

Эстония 93,4% 97,8% 95,6% 98,6% 97,5% 96,2%

Россия 81,0% 81,7% 74,8% 60,2% 68,5% 73,4%

Латвия 83,9% 87,6% 76,1% 47,1% 61,3% 70,9%

Украина 75,5% 78,7% 62,6% 52,2% 69,5% 70,6%

Беларусь 85,7% 84,8% 81,2% 72,3% 71,7% 54,6%

Армения 30,6% 55,2% 10,5% 23,6% 53,8% 28,2%

Литва 64,0% 55,3% 26,9% 8,9% 20,3% 20,0%

Узбекистан 87,4% 78,8% 85,7% 100,0% - -

Больничный сегмент

Армения 69,4% 44,8% 89,5% 76,4% 46,2% 71,8%

Беларусь 14,3% 15,2% 18,7% 27,6% 28,3% 45,3%

Литва 36,0% 44,7% 65,1% 17,8% 39,2% 39,3%

Украина 24,5% 21,3% 36,1% 43,5% 30,4% 29,3%

Латвия 16,1% 12,4% 12,8% 15,0% 15,3% 20,4%

Россия 19,0% 18,3% 19,8% 17,5% 17,8% 18,5%

Эстония 6,6% 2,2% 4,4% 1,3% 2,5% 3,7%

Молдова - - 0,7% 2,1% 1,5% 1,9%

Грузия 7,1% 24,2% 6,9% 15,1% 2,8% 1,3%

Узбекистан 12,6% 21,2% 14,3% - - -

Казахстан 1,7% 0,7% 0,1% - - -

Сегмент ДЛО

Литва - - 8,0% 73,3% 40,5% 40,7%

Латвия - - 11,1% 37,9% 23,4% 8,7%

Россия - - 5,3% 22,3% 13,8% 8,2%

Эстония - - * 0,1% 0,1%

Украина - - 1,3% 4,3% 0,1% 0,1%

Беларусь - - 0,1% 0,2% * 0,03%

Грузия - - - 0,1% - -

* Доли в объеме продаж составляют менее 0,001%.

^таблица б| Соотношение продаж оригинальных препаратов и дженериков иностранных производителей и производителей стран постсоветского пространства

Производитель Оригинальный, дженерик I период II период III период IV период V период VI период

Дальнее зарубежье (иностранные производители) Дженерик 17,0% 17,5% 17,0% 15,7% 14,7% 14,5%

Другие 43,7% 43,7% 43,0% 39,5% 38,3% 38,9%

Оригинальный 39,3% 38,8% 40,1% 44,8% 47,1% 46,6%

Страны постсоветского пространства Дженерик 18,4% 20,8% 23,4% 26,6% 24,4% 24,6%

Другие 81,6% 79,2% 76,6% 73,4% 75,6% 75,4%

РИСУНОК 2

Доли дженериков

26

11

8

7

2

1

I период II период III период IV период V период VI период

Ш — Беларусь

□ — Грузия

□ — Латвия

□ — Литва

□ — Молдова

□ — Россия

□ — Украина

□ — Эстония

РИСУНОК 3

Ценовая сегментация ЛС по объему продаж в денежном выражении

1 Страны пост-

Дальнее советского

зарубежье, пространства,

долл. долл.

Дальнее

зарубежье,

уп.

■ — <1 долл. □ — От 5-10 долл.

□ — От 1—2 долл. □ — От 10-20 долл.

□ — От 2-5 долл. □ — >20

%

ный сектор. Остальные страны уменьшили доли продаж в розничный сектор, минимум приходится на Литву и Армению. Максимальная доля в продажах Армении приходится на больничный сектор, она нестабильна и в разные периоды колебалась от 45 до 90%. Более чем в 3 раза повысилась доля больничного сектора для препаратов из Беларуси. Довольно высокие показатели в больничном секторе имеют Литва, Украина, Латвия и Россия. Далеко не

все страны постсоветского пространства продают ЛС по программе ДЛО. В основном это Литва, значительно меньше Латвия и Россия. Доли поставок ЛС по программе ДЛО для производителей Эстонии, Украины и Беларуси крайне незначительны.

Доля объемов продаж оригинальных препаратов иностранными производителями за рассматриваемый период выросла на 7,3 пп. и приближается к 50%. Доли объемов продаж дженериков и

других препаратов упали на 2,5 пп. и 4,8 пп., соответственно. ЛС производства стран постсоветского пространства представлена только двумя группами: дженерики и другие устаревшие препараты, препараты из растительного сырья и пр. Доля дженериков хотя и увеличилась на 6,2 пп., но еще не превышает четверти объема продаж.

Доли дженериков в объемах продаж ЛС по странам постсоветского пространства в изучаемые периоды сильно варьируются (рис. 2). Резко выросла и в последние годы стабильно держится доля дженериков в продажах препаратов из Литвы (около 96%). В отдельные периоды почти полностью «портфель» Грузии состоял из дженериков, однако в настоящее время они полностью исчезли с нашего рынка. Тенденция роста доли дженериков имеется для отечественных препаратов (более 25%).

В основном «двадцатка» лидеров сегмента препаратов производства стран постсоветского пространства состоит из отечественных корпораций (табл. 7). Однако за рассматриваемый период произошли существенные изменения в их рейтинге. Постоянным остается только лидер — корпорация ОАО «Фармстандарт». ОАО ХФК «АКРИХИН», занимавший 2 место, с IV периода начал сдавать свои позиции и постепенно опустился на 6 место. Еще более ощутимые потери понесла корпорация ЗАО «Брынцалов-А», которая в VI периоде даже не попала в «двадцатку» лидеров. На 10 место опустилось и ОАО «Мосхимфармпрепараты». Значительно укрепили свои позиции ОАО «Валента» (бывш. «Отечественные лекарства»), поднявшееся с 7 на 2 место, и «СТАДА-Нижфарм» — с 6 на 3 место. В III периоде сразу на 14 место вошла корпорация АО «Гриндекс» (Латвия), в последние годы стабильно занимающая 6—7 место. В I и II периодах в лидирующей группе присутствовали компании из Беларуси — АО «Белмедпре-параты» (15 место) и «Борисовский завод медпрепаратов» (20 место).

Цены ЛС (табл. 8) иностранных производителей и производителей из стран постсоветского пространства имеют максимальные значения в различных диапазонах. Для иностранных

таблица 7| Двадцать ведущих корпораций стран постсоветского пространства по объему продаж

Мес- то I период II период III период IV период V период VI период

1 Фармстандарт ОАО Фармстандарт ОАО Фармстандарт ОАО Фармстандарт ОАО Фармстандарт ОАО Фармстандарт ОАО

2 АКРИХИН ХФК ОАО Акрихин ХФК ОАО Акрихин ХФК ОАО СТАДА-Нижфарм СТАДА-Нижфарм Валента ОАО

3 Брынцалов-А ЗАО СТАДА-Нижфарм Валента ОАО АКРИХИН ХФК ОАО Валента ОАО СТАДА-Нижфарм

4 Мосхимфарм-препараты ОАО Мосхимфарм-препараты ОАО СТАДА- Нижфарм Валента ОАО АКРИХИН ХФК ОАО Верофарм ОАО

5 Микроген ФГУП Брынцалов-А ЗАО Брынцалов-А ЗАО Брынцалов-А ЗАО Верофарм ОАО Микроген ФГУП

6 СТАДА-Нижфарм Микроген ФГУП Мосхимфарм-препараты ОАО Верофарм ОАО Гриндекс АО Акрихин ХФК ОАО

7 Валента ОАО Валента ОАО Микроген ФГУП Гриндекс АО Микроген ФГУП Гриндекс АО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Верофарм ОАО Синтез АКО Верофарм ОАО Мосхимфарм-препараты ОАО Мосхимфарм-препараты ОАО Синтез АКО

9 Синтез АКО Верофарм ОАО Синтез АКО Микроген ФГУП Аболмед ООО Биосинтез ОАО

10 Биосинтез ОАО Биосинтез ОАО Аболмед ООО Аболмед ООО Дальхимфарм ОАО Мосхимфарм-препараты ОАО

11 Дальхимфарм ОАО Алтайвитамины ЗАО Дальхимфарм ОАО Дальхимфарм ОАО Синтез АКО Аболмед ООО

12 Московский эндокринный завод ФГУП Дальхимфарм ОАО Биосинтез ОАО Синтез АКО Эллара МЦ ООО Дальхимфарм ОАО

13 Алтайвитамины ЗАО Аболмед ООО Алтайвитамины ЗАО Оболенское фармацевтическое предприятие ЗАО Ферон ООО Ферон ООО

14 Биохимик ОАО Биохимик ОАО Гриндекс АО Биосинтез ОАО Брынцалов-А ЗАО Полисан НТФФ ООО

15 Белмед-препараты АО Белмед-препараты АО Биохимик ОАО Алтайвитамины ЗАО Биосинтез ОАО Московский эндокринный завод ФГУП

16 Органика ОАО Татхимфарм-препараты ОАО Полисан НТФФ ООО Ферон ООО Алтайвитамины ЗАО Алтайвитамины ЗАО

17 Мосфарма ЗАО Московский эндокринный завод ФГУП Ферон ООО Полисан НТФФ ООО Полисан НТФФ ООО Фарм-Синтез ЗАО

18 Аболмед ООО Органика ОАО Органика ОАО Эллара МЦ ООО МИР-Фарма ООО Биохимик ОАО

19 Татхимфарм-препараты ОАО Полисан НТФФ ООО Московский эндокринный завод ФГУП МИР-Фарма ООО Российский кардиологический научно-производственный комплекс ГФУ Герофарм ООО

20 Борисовский завод мед-препаратов Борисовский завод медпрепаратов Уралбиофарм ОАО Эском НПК ОАО Биохимик ОАО Татхимфарм-препараты ОАО

таблица г| Ценовая сегментация продаж ЛС

Диапазон цен Доля по объему продаж в денежном выражении, долл. Доля по объему продаж в натуральном выражении

Иностранные производители (дальнее зарубежье) Страны СНГ и Балтии Иностранные производители (дальнее зарубежье) Страны СНГ и Балтии

<1 долл. 1,0% 26,7% 9,4% 83,6%

От 1—2 долл. 5,7% 10,2% 24,7% 6,4%

От 2—5 долл. 19,7% 21,0% 37,9% 6,2%

От 5—10 долл. 19,1% 21,0% 17,8% 2,9%

От 10—20 долл. 14,7% 9,4% 7,1% 0,6%

>20 39,9% 11,7% 3,1% 0,3%

производителей почти 40% объемов продаж в стоимостном выражении приходится на ценовой диапазон более 20 долл. за упаковку, что в натуральном выражении составляет чуть более 3%. Минимальны продажи в диапазоне цен от 2 до 5 долл. (1%). Для препаратов из стран постсоветского пространства в натуральном выражении максимум продаж приходится на ценовой диапазон до 1 долл. (более 83%), при этом в стоимостном выражении это составляет чуть более четверти продаж. Довольно высоки продажи лекар-

ственных средств (около 20% в стоимостном выражении) в ценовых диапазонах от 2 до 5 долл. и от 5 до 10 долл. Еще более наглядно ценовая сегментация рынка видна на рисунке 3.

На российском фармрынке доля ЛС производства стран постсоветского пространства постоянно снижается и за весь рассматриваемый период упала почти на 10 пп. При этом более 80% приходится на российские препараты. В настоящее время заметную роль на фармрынке играют ЛС из Беларуси, Украины и Латвии. Основная доля про-

даж препаратов стран постсоветского пространства приходится на розничный сектор, при этом роль госпитального сектора для препаратов стран постсоветского пространства выше, чем для препаратов дальнего зарубежья. В «двадцатке» лидеров кроме российских производителей серьезные позиции только у латвийской корпорации АО «Гриндекс». Основным ценовым сегментом ЛС из стран постсоветского пространства остается сегмент до 1 долл. за упаковку.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.