Искусство Евразии. 2024. № 1 (32). С. 146–159. ISSN 2518-7767 (online)
Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2024, (1), pp. 146–159. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья
УДК 739.4+739.51
DOI 10.46748/ARTEURAS.2024.01.011
Произведения русского скульптора В.М. Пащенко (1854–1908) в уральском художественном литье из чугуна конца XIX – начала XX века
Злизин Игорь Юрьевич
коллекционер-исследователь, Москва, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена вопросу атрибуции — установления авторства и начального периода производства — предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных на Кусинском и Каслинском заводах на Урале по моделям забытого русского скульптора и общественного деятеля в сфере художественно-промышленного образования В.М. Пащенко (1854–1908). В материал исследования вошли изображения и данные о предметах чугунного литья в фондах ряда российских музеев и частных коллекций, Каслинского завода архитектурно-художественного литья, прейскуранты и заводские альбомы Каслинского и Кусинского заводов, выставочные каталоги всероссийских и международных выставок конца XIX – начала XX века, собственно предметы чугунного литья из частных коллекций, опубликованные историко-архивные и библиографические изыскания, в том числе архивной дореволюционной периодики. С помощью биографического, формально-стилистического и сравнительного методов, а также знаточеской экспертизы получены следующие результаты. Автором осуществлена реконструкция творческой биографии Владимира Михайловича Пащенко. Установлено и подтверждено авторство модельных прототипов и год начала производства четырех декоративно-прикладных предметов уральского «чугунного искусства», выполненных в стиле «декадент» и отливаемых в конце XIX – начале XX века на Кусинском и Каслинском заводах. Кроме того, в научный оборот введено и впервые атрибутировано еще одно произведение скульптора в технике художественного литья — чугунная ваза «В виде урны, с фигурой плачущей женщины» отливки Кусинского казенного завода.
Ключевые слова: В.М. Пащенко, атрибуция, каслинское литье, кусинское литье, художественное литье из чугуна, декоративно-прикладное искусство, художественно-промышленное образование
Для цитирования: Злизин И.Ю. Произведения русского скульптора В.М. Пащенко (1854–1908) в уральском художественном литье из чугуна конца XIX – начала XX века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 1 (32). С. 146–159. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.01.011. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1075.
Original article
Artworks of Russian sculptor Vladimir M. Pashchenko (1854–1908) in the Ural artistic cast iron of the late 19th – early 20th centuries
Igor Yu. Zlizin
Art collector, Researcher, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the issue of attribution (establishing the authorship and the initial period of production) of decorative and applied art objects made at the Kusa and Kasli factories in the Urals, made according to the models of the forgotten Russian sculptor and public figure in the field of art-industrial education V.M. Pashchenko (1854–1908). The research material includes images and data on cast-iron objects in the holdings of a number of Russian museums and private collections, the Kasli Architectural and Artistic Casting Plant, price lists and factory albums of the Kasli and Kusa factories, exhibition catalogues of all-Russian and international exhibitions of the late 19th – the early 20th century, cast-iron objects from private collections, published historical, archival and bibliographic research, including archival pre-revolutionary periodicals. Based on the biographical, formal-stylistic and comparative methods, as well as connoisseurship, the study had the following results. The author reconstructed the creative biography of Vladimir Mikhailovich Pashchenko. His authorship of model prototypes and the year of the beginning of production for four decorative and applied objects of the Ural cast-iron art, made in the style of Decadent and cast in the late 19th – the early 20th century at the Kusa and Kasli factories was established and confirmed. Also, one more work of the sculptor in the technique of artistic casting — a vase “In the form of an urn, with the figure of a weeping woman” cast by the Kusa factory — was introduced and attributed for the first time.
Keywords: Vladimir Pashchenko, attribution, Kasli casting, Kusa casting, artistic cast iron, decorative arts, artistic and industrial education
For citation: Zlizin, I.Yu. (2024) ‘Artworks of Russian sculptor Vladimir M. Pashchenko (1854–1908) in the Ural artistic cast iron of the late 19th – early 20th centuries’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (1), pp. 146–159. doi:10.46748/ARTEURAS.2024.01.011. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1075. (In Russ.)
© Злизин И.Ю., 2024
Скульптор войны, резцом владеет честно:
Его «Защита знамени» известна.
П.К. Мартьянов
Введение
В начале XX века в альбомах и прейскурантах на чугунные кабинетные вещи двух российских заводов — Кусинского казенного завода Златоустовского горного округа и Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода Кыштымских горных заводов наследников Л.И. Расторгуева можно было встретить свидетельства о возможности приобретения утилитарно-декоративных работ, выполненных в стиле «декадент» и с лаконичным указанием их автора — «Пащенко».
Однако в имеющихся у искусствоведов и коллекционеров источниках нет однозначного определения авторства для работ художественного литья из чугуна, сопровожденных ремаркой «раб. Пащенко» в заводских прейскурантах 1900–1918 годов. Во всех из них инициалы скульптора были указаны либо ошибочно(i), либо в сокращенном виде, либо в форме предположения без научного обоснования, а порой и просто отсутствовали.
Кроме того, как в исследованиях, так и в научных каталогах, справочных изданиях, а также в личном деле художника-скульптора В.М. Пащенко, хранящемся в Российском государственном историческом архиве, нет подробной информации о биографии и творческом пути скульптора.
Отсутствие достоверной информации об авторе упомянутых работ и периоде их производства обусловили необходимость научного их установления и определили цель исследования. Она состоит в том, чтобы уточнить авторство модельных прототипов и год начала производства четырех декоративно-прикладных предметов уральского «чугунного искусства», выполненных в стиле «декадент» и отливаемых в конце XIX – начале XX века на Кусинском и Каслинском заводах.
Материалом исследования послужили следующие сведения, источники и предметы:
1. Фотоматериалы и данные о фондовых коллекциях чугунного литья из Государственного каталога Музейного фонда РФ, размещенные Горным музеем (Санкт-Петербург), Политехническим музеем (Москва), Екатеринбургским музеем изобразительных искусств и Свердловским областным краеведческим музеем, а также предметы из частных коллекций в г. Минске и г. Екатеринбурге.
2. Фотографии и описания предметов художественного литья из электронного каталога Каслинского завода архитектурно-художественного литья, а также данные лотов зарубежных аукционных домов.
3. Прейскуранты и заводские альбомы Каслинского и Кусинского чугунолитейных и железоделательных заводов за период с 1895 по 1918 год.
4. Выставочные каталоги всероссийских и международных выставок конца XIX – начала XX века.
5. Предмет чугунного литья из личной коллекции автора — ваза отливки Кусинского казенного завода «В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — плачущие женские фигуры» (изучается впервые).
Наряду с вышеприведенными материалами исследованы монографии, посвященные истории появления и развития производства художественного чугуна на Урале, и опубликованные историко-архивные и библиографические изыскания, в том числе архивной дореволюционной периодики.
В результате исследования осуществлена реконструкция творческой биографии Владимира Михайловича Пащенко (1854–1908), а также впервые установлен факт существования пятого произведения скульптора в технике художественного литья из чугуна — вазы «В виде урны, с фигурой плачущей женщины» отливки Кусинского казенного завода.
Этапы творческой биографии скульптора В.М. Пащенко
В процессе настоящего исследования публикаций монографического характера о В.М. Пащенко выявлено не было. Типовые малоинформативные сведения о скульпторе были приведены только в изданиях Н.П. Собко «Словарь русских художников...» [1, стб. 56], С.Н. Кондакова «Список русских художников…» [2, c. 266] и выставочных каталогах 1890–1914 годов, в связи с чем на момент начала исследования не была известна даже дата кончины мастера — 17 сентября (30 сентября) 1908 года, как нами впервые установлено.
Владимир Михайлович Пащенко родился в 1854 году в Малороссии в потомственной дворянской семье. Свое художественное образование он начал с курса лепки в Киевской рисовальной школе, не окончив его. В дальнейшем он продолжил обучение в Париже в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts), а по ее окончании совершенствовался в Риме в мастерской профессора Лючетти (?). На римской выставке 1888 года во Дворце изящных искусств Владимир Михайлович выставил два своих произведения, одним из которых был горельеф «Новый жанр портрета» (рис. 1), выполненный в новой технике скульптурного импрессионизма, а второе произведение — батальная скульптурная группа «Защита знамени» (рис. 2), посвященная событиям русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Именно эта батальная работа на долгие годы стала «визитной карточкой» мастера.
Рис. 1. В.М. Пащенко. Горельеф «Новый жанр портрета». 1888. Гипс. Фото: Всемирная иллюстрация(ii)
Рис. 2. В.М. Пащенко. Батальная группа «Защита знамени». 1888. Гипс. Произведение утеряно в 1920 г. Фото: Всемирная иллюстрация(iii)
В 1891 году по заказу Русского императорского технического общества скульптор создал надгробный памятник-монумент учредителю общества и школ для рабочих Е.Н. Андрееву (1829–1889), который и сегодня можно увидеть на Новодевичьем кладбище в г. Санкт-Петербурге (рис. 3).
Рис. 3. Надгробный памятник на могиле Е.Н. Андрееву на Новодевичьем кладбище, г. Санкт-Петербург. Автор В.М. Пащенко. Фото: А. Щербаков
В первой половине 1890-х годов по моделям В.М. Пащенко в Париже, где он периодически проживал, работал и выставлялся на Парижском Салоне 1894 года [3, p. 271], отливались в бронзе работы прикладного характера в стиле ар-деко с авторской подписью в металле «W. Pastchenko, Paris, 1893» (рис. 4).
Рис. 4. В.М. Пащенко. Ваза «Горе — урна для пепла (Муза и Амур)». Париж, 1893. Бронза, литье, патинирование, основание — мрамор. 35,5 × 24,1. Частная коллекция. Фото: liveauctioneers.com
Также известно о трех экземплярах кабинетной скульптурной группы «Сфинкс и женщина», отлитых в бронзе, с мраморной подставкой и с подписью на французском с элементами русского языка «VВ. Pastchenko, Paris» (рис. 5).
Рис. 5. В.М. Пащенко. Кабинетная бронзовая группа «Сфинкс и женщина» на мраморной подставке. Париж, ок. 1925. Бронза, литье, патинирование; основание — мрамор. 63,5 × 24,13 × 22,9. Частная коллекция (?). Фото: online.aguttes.com
Один экземпляр этой бронзовой группы был заказан художнику-скульптору в 1894 году российским императором Александром III, а получен и оплачен в сумме 1000 рублей уже его сыном — императором Николаем II.(iv)
В 1896 году столичной публике в Соляном городке были предварительно представлены готовые монументальные работы В.М. Пащенко («Музыка и Танцы», «Живопись, Скульптура и Архитектура» (рис. 6), «Ненависть», «Поэт и Муза», «Наука» (рис. 7), «Любовь», «Сфинкс и женщина»), а также декоративные вазы: «Горе — урна для пепла» (рис. 4) и «Для цветов», которые в последующем были доставлены на XVI Всероссийскую выставку в Нижний Новгород и установлены на пьедесталах по периметру здания и в центральном зале художественного отдела выставки.
Рис. 6. В.М. Пащенко. Скульптурная группа «Живопись, Скульптура, Архитектура». Нач. XX в. Изображение на почтовой открытке. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Фото: Государственный каталог Музейного фонда РФ, № 30802558
Рис. 7. В.М. Пащенко. Скульптурная группа «Наука». Нач. XX в. Изображение на почтовой открытке. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Фото: Государственный каталог Музейного фонда РФ, № 30802507
На выставке в Соляном Городке «...в отдельной витрине помещается семь небольших скульптурных произведений художественной индустрии, работы В.М. Пащенка в виде серебряных и бронзовых вазочек, кувшинчиков и подсвечников. Всё это сделано красиво и изящно. В салоне Champ de Mars в Париже такие вещи ежегодно выставляются в большом числе и почти всегда возбуждают всеобщее внимание и восторг. У нас г. Пащенко пока едва ли не первый, который начал делать подобные вещи, но можно надеяться, что и другие скульпторы последуют его хорошему примеру» (v), — писали художественные критики.
Деятельность В.М. Пащенко как одного из участников, экспертов и декораторов XVI Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде 1896 года была замечена и высоко оценена.(vi) В 1899 году государь император пожаловал художнику, потомственному дворянину, Владимиру Пащенко орден Святого Станислава 3-й степени.
В 1900 году Владимир Михайлович принял участие во Всемирной выставке в Париже двумя своими работами: бронзовой кабинетной скульптурной группой «Сфинкс и женщина» [4, ч. 3, с. 9] и бронзовой медалью в память Франко-русской выставки Красного Креста в г. Санкт-Петербурге 1899 года [5, c. 81], где скульптор заведовал организацией художественной и декоративной частей экспозиции.
Однако основное свое творчество в этот период скульптор посвящал вопросам декорирования, инсталляции и обустройства Русского отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где он служил атташе при генеральном комиссаре Русского отдела по художественной части экспозиции и членом международного жюри выставки [4, ч. 1, с. 8, 10].
В январе 1901 года за устройство Русского отдела Парижской международной промышленной выставки 1900 года Правительство Французской Республики произвело художника Владимира Пащенко в офицеры ордена Почетного легиона.
Деятельность скульптора в период с 1900 по 1902 год была в основном связана с работой в качестве представителя Департамента торговли и промышленности Министерства финансов по вопросам образования в области промышленного искусства на важнейших международных площадках и подготовки законодательных актов Российской Империи о художественно-промышленном образовании.(vii) Первым учебным заведением, созданным по новому типу после принятия в 1902 году Положения о художественно-промышленном образовании, стала Екатеринбургская художественно-промышленная школа системы Министерства финансов, открытая 6 (19) декабря 1902 года.
В 1906 году на Всемирной выставке в Милане Кусинский завод Златоустовского казенного горного округа представил широкий ассортимент художественного литья и был удостоен высшей награды международной выставки. Центральное место на стенде завода (рис. 8) заняли отливки двух ваз авторства В.М. Пащенко: «В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — плачущие женские фигуры» и «В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — лежащие женские фигуры».
Рис. 8. Стенд Кусинского казенного завода на Всемирной выставке в Милане 1906 г. Фотография неизвестного автора. Милан, 1906. Фото: Мультимедиа арт музей (МАММ), m.russiainphoto.ru
Владимир Михайлович Пащенко скончался в Москве 17 сентября по старому стилю 1908 года. В день погребения 21 сентября 1908 года ведущая петербургская газета «Новое время» (№ 11684) опубликовала небольшой некролог: «Сегодня на кладбище Алексеевского монастыря предано земле тело известного скульптора В.М. Пащенка. Покойный заведовал постановкой художественного образования в школах министерства торговли и промышленности в эпоху их зарождения. Он не был чужд и журналистике и одно время состоял парижским корреспондентом петербургских газет. Из его художественных произведений известны бюст Глинки и памятник воинам, павшим во время среднеазиатского похода. Покойный устраивал также русские отделы на различных заграничных выставках».
Установление авторства скульптора В.М. Пащенко у художественных предметов из чугуна, отлитых на уральских заводах в начале XX века
В 1911 году в прейскуранте Кусинского казенного завода представлены две вазы со следующими наименованиями: «Ваза “В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — плачущие женские фигуры” (раб. Пащенко)» (Прейскурант 1911, с. 4, № 18, ил. 149) и «Ваза “В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — лежащие женские фигуры” (раб. Пащенко)» (Прейскурант 1911, с. 4, № 19, ил. 150). Обе вазы (рис. 9, 10) выполнены в совершенно новом для России конца XIX – начала XX века стиле «декадент». Формы тулова ваз стилистически сходны с формой русского чугунного горшка, что сразу же визуально отличает их от подобных произведений европейских авторов. При этом сюжетная линия с украшением поверхности вазы изображениями обнаженных женских фигур (наяд), одновременно являющимися ручками для этих декоративно-прикладных предметов, очень близка к стилистике работ французских мастеров, чьи произведения в стиле модерн, как правило, отливались с последней четверти XIX века в бронзе или иных металлических сплавах на французских и берлинских мануфактурах.
Рис. 9. В.М. Пащенко. Ваза «В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — плачущие женские фигуры» (раб. Пащенко). Отливка Кусинского казенного завода. Конец XIX – начало ХХ в. Чугун, голландская сажа, литье, чеканка, покраска. 28,4 × 23,3 × 25,5. Частная коллекция И.Ю. Злизина
Рис. 10. В.М. Пащенко. Ваза «В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — лежащие женские фигуры» (раб. Пащенко). Отливка Кусинского казенного завода. Конец XIX – начало ХХ в. Чугун, голландская сажа, литье, чеканка, покраска. 22,5 × 28,5 × 23,8. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Фото: Государственный каталог Музейного фонда РФ, № 35582688
Вплоть до 2023 года было известно о существовании в Российской Федерации всего трех экземпляров вазы с ручками в виде плачущих женских фигур (наяд) [6, с. 12–13]. Эти произведения художественной пластики из чугуна находятся в фондовых коллекциях Горного музея (Санкт-Петербург), Политехнического музея (Москва) и в одной из частных коллекций в г. Екатеринбурге. Кроме того, имеется информация лишь об одном экземпляре вазы с заводским названием «“В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — лежащие женские фигуры” (раб. Пащенко)», хранящемся в фондовой коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
В мае 2023 года в одну из московских частных коллекций поступил с аукционных торгов известного европейского антикварного дома еще один — четвертый экземпляр кусинской вазы с «ручками — плачущими женскими фигурами», который и стал объектом настоящего исследования.
На всех этих четырех экземплярах кусинских ваз присутствует авторская подпись в металле «В. Пащенко», что бесспорно позволяет утверждать — авторская подпись была первоначально выполнена на заводской эталонной модели. При этом на всех экземплярах этой вазы нет единообразия в заводском клеймении. Так, на отливке вазы из фондового собрания Политехнического музея присутствуют следующие виды клеймения: герб Российской империи в виде двуглавого орла, заводское клеймо «КУС.З.» и модельный номер изделия «В. № 7». На экземпляре вазы из Горного музея, кроме авторской подписи, есть следующий тип клеймения: модельный номер изделия «В. № 7», а экземпляры из екатеринбургской и московской частных коллекций имеют только авторскую подпись в металле, и иных клейм не установлено.
Вместе с тем, на единичном экземпляре вазы с ручками в форме лежащих женщин (наяд) из собрания ЕМИИ авторская подпись в металле несколько иная — без инициала имени автора «Пащенко» [7, с. 260]. Причем на вазе также отсутствует какое-либо иное заводское клеймение, как и в случае с экземплярами парной к ней вазы из екатеринбургской и/или московской частных коллекций.
В заводском альбоме на 1900 год [8, c. 12] с прейскурантом за 1899 год [9, c. 12] еще одного представителя дореволюционной художественной промышленности России — частного Каслинского завода можно было встретить информацию о двух высоких подсвечниках: «“Женщина с дельфином” (раб. Пащенко)» (Альбом 1900, с. XII, ил. 32) и «“Женщина с урной” (раб. Пащенко)» (Альбом 1900, с. XII, ил. 33). Причем на всех установленных в ходе настоящего исследования пяти экземплярах подсвечников «Женщина с дельфином» (рис. 11) (viii) в металле присутствует авторская подпись — «В. Пащенко», в отличие от трех экземпляров подсвечника «Женщина с урной» (рис. 12), на которых такой авторской подписи в чугуне не было выявлено.
Рис. 11. В.М. Пащенко. Подсвечник «Женщина с дельфином». Современная отливка Каслинского завода по модели XIX века. Чугун, голландская сажа. Каслинский завод архитектурно-художественного литья. Фото: kasliart.ru. Авторство А.В. Пащенко в источнике указано ошибочно
Рис. 12. В.М. Пащенко. Подсвечник «Женщина с урной». 1906. Чугун, голландская сажа. Частная коллекция. Фото: [10, с. 65]. Авторство А.В. Пащенко в источнике указано ошибочно
На протяжении уже более двадцати пяти лет в специализированных изданиях и публикациях специалистов по художественному литью мы встречаем разнородную информацию об авторе модельных прототипов и начальном периоде отливки на Урале этих каслинских подсвечников, а также кусинских ваз в декадентском стиле [11, c. 147].
В 1997 году вышла в свет монография российского историка и автора многочисленных научных работ по культуре Уральского региона В.М. Свистунова «Каслинский завод 1745–1900 гг.». В ней автор сообщает о производстве в дореволюционный период на Каслинском заводе двух подсвечников авторства Пащенко, а также о том, что к Всемирной выставке 1900 года в Париже в каслинском чугуне тиражировались работы практически всех известных российских скульпторов второй половины XIX века, в том числе В.М. Пащенко [12, с. 81–82]. Однако данная информация осталась не замеченной другими специалистами и не стала объектом исследований по вопросу конкретизации авторства и определения начального периода отливки этих двух предметов на Каслинском заводе, а тем более реконструкции творческой биографии их создателя.
Более того, официальным мнением об авторе «Пащенко», создавшем модельные прототипы для двух кусинских ваз в стиле «декадент», стало утверждение искусствоведа и исследователя истории уральского художественного литья Л.П. Байнова, который в 1998 году высказал его в своей книге «Художественный чугун Кусы». По мнению Л.П. Байнова, эти две кусинские вазы являются результатом творчества выпускника Строгановского центрального промышленно-художественного училища, скульптора Кусинского казенного завода Алексея Васильевича Пащенко [13, c. 43, 54–56] и вошли в кусинский заводской ассортимент в 1904 и 1908 годах [13, c. 172, 175, 202].
В дальнейшем ошибочное мнение Л.П. Байнова, вероятно, и стало для искусствоведов и коллекционеров отправной точкой для неверной атрибуции двух каслинских подсвечников как работ молодого кусинского скульптора Алексея Васильевича Пащенко [7, с. 105; 10, c. 65].
Проведенный нами на основе заводских прейскурантов системный анализ модельной линейки изделий Каслинского и Кусинского заводов за период с 1895 по 1918 год позволил достоверно определить начальный период отливки на уральских заводах всех четырех исследуемых художественных изделий и сделать следующие выводы:
1) два высоких каслинских подсвечника «Женщина с дельфином» и «Женщина с урной» впервые были включены в ассортиментный ряд уральского частного завода в 1899 году [9, c. 12];
2) две вазы в стиле «декадент» отливки Кусинского казенного завода впервые вошли в прейскурант на 1900 год с названиями: «Горшок № 1, работы Пащенко» и «Горшок № 2, работы Пащенко» [14, c. 3]. В Прейскуранте на 1908 год вазы получают новые заводские названия: ваза «“В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — плачущие женские фигуры” (раб. Пащенко)» и ваза «“В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — лежащие женские фигуры” (раб. Пащенко)» [15, c. 4]. Под этими новыми названиями вазы присутствовали в заводских прейскурантах до конца 1919 года.
Почти одинаковый временной период появления четырех стилистически схожих произведений в ассортименте двух уральских заводов может свидетельствовать о том, что эти художественные произведения создавались для их дальнейшего представления на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Визуальные исследования данных кусинских и каслинских отливок позволили определить, что на кусинских вазах с ручками в виде плачущих женских фигур и каслинских подсвечниках «Женщина с дельфином» четко видна авторская подпись «В. Пащенко». Вероятность того, что в процессе формовки и отливки совершенно разных моделей на двух разных заводах была допущена идентичная технологическая ошибка, а именно не была осуществлена качественная проливка имении автора в подписи «А.В. Пащенко», крайне маловероятна.
В процессе исследования предстояло ответить на главный вопрос: кто же в действительности был создателем этих четырех декоративно-прикладных произведений, выполненных в новом для России изысканно-богемном стиле «декадент», привлекающим к себе внимание плавностью линий и гармонией сюжета с лихорадочным стремлением ко всему мистическому?
С одной стороны, ответ прост: автором этих работ был незаслуженно забытый русский скульптор и видный общественный деятель конца XIX – начала XX века Владимир Михайлович Пащенко (1854–1908). Но, с другой стороны, фактически полностью отсутствовала какая-либо информация о творческой биографии их автора.
Рис. 13. Русский художник-скульптор В.М. Пащенко (1854–1908). Фото: журнал «Нива»(ix)
Результаты нашего исследования творческой биографии В.М. Пащенко выявили масштаб личности этого талантливого русского ваятеля, организатора и новатора системы художественного образования и подготовки специалистов-рисовальщиков в художественно-промышленных школах Министерства финансов, художественного куратора и ответственного за экспозиции Русских отделов на крупнейших промышленно-художественных выставках конца XIX – начала XX века как в России, так и за рубежом.
На начальном этапе исследования единственным публично упоминаемым произведением авторства скульптора В.М. Пащенко был памятник-бюст композитору М.И. Глинке (1804–1857) отливки фабрики Морана, установленный 31 мая 1900 года в Александровском саду в г. Санкт-Петербурге (рис. 14). Авторская подпись, выполненная скульптором в 1898 году на левом срезе модели бронзового бюста композитора (рис. 15), и стала эталоном для сопоставления с ней других образцов подписи, запечатленных на предметах декоративно-прикладного искусства из чугуна отливки Кусинского и Каслинского заводов. Проведенный визуальный сравнительный анализ этой авторской подписи на бюсте-памятнике с подписью «В. Пащенко» периода 1899 года на каслинском подсвечнике «Женщина с дельфином» позволил предположить, что автором обоих произведений является Владимир Михайлович Пащенко. Авторские подписи «В. Пащенко», исполненные прописью на русском языке в металле на обеих работах скульптора, легко читаемы и фактически идентичны. С учетом подобного аргумента вопрос об авторе для второго каслинского подсвечника «Женщина с урной», не имеющего подписи в металле, но исполненного в сходном стиле «декадент» и включенного в заводской каслинский прейскурант также в 1899 году как работа «Пащенко», уже не вызывал сомнений.
Рис. 14. Памятник-бюст композитору М.И. Глинке в Александровском саду, г. Санкт-Петербург. Автор модели бюста скульптор В.М. Пащенко, архитектор А.С. Лыткин. Фото: И.Ю. Злизин
Подтверждение авторства В.М. Пащенко для модельных прототипов двух кусинских ваз стало возможным только после поступления в частную коллекцию одной из этих ваз. В данном случае, как и с каслинским подсвечником, присутствовала почти полная графическая тождественность в подписях скульптора «В. Пащенко» (рис. 16), что позволило утверждать — ваза «В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — плачущие женские фигуры» является работой В.М. Пащенко, как, впрочем, и вторая парная к ней ваза с подписью «Пащенко».
Рис. 15. Авторская подпись «В. Пащенко, СПб. 1898 г.» на памятнике-бюсте композитору М.И. Глинке в г. Санкт-Петербурге. Фото: И.Ю. Злизин
Рис. 16. Авторская подпись «В. Пащенко» на вазе «В виде горшка в декадентском стиле. Ручки — плачущие женские фигуры». Фото: И.Ю. Злизин
Неожиданный результат дал проведенный мониторинг мирового рынка антиквариата за последние десять лет на предмет присутствия на нем произведений скульптора. Было установлено, что В.М. Пащенко с 1893 года в Париже создавал и отливал в бронзе различные предметы прикладного искусства в совершенно новых на тот момент для России художественных стилях, таких как модерн, символизм и декадент.
В ходе исследования удалось установить еще одну из работ мастера, первоначально также отлитую в бронзе в Париже и имевшую традиционную для парижских отливок скульптора авторскую подпись на французском языке «W. PASTCHENKO, Paris, 1893» (рис. 17). Это произведение скульптора в 1904 году стало модельным прототипом для еще одной чугунной вазы, которая в том же году вошла в прейскурант Кусинского завода. Работа представлена в заводском Альбоме-прейскуранте на 1911 год в отделе «В. Вазы» с названием «Ваза “В виде урны, с фигурой плачущей женщины”» (Прейскурант 1911, с. 4, № 23, ил. 302), причем без указания на авторство Пащенко [15, с. 4]. Ее единственный известный прототип парижской отливки на современных аукционных площадках сопровождался следующим описанием: «Ваза, в форме сосуда с фигуркой путти и женщины, моющей волосы у фонтана». На данном этапе исследования не удалось выяснить — имеет ли эта кусинская ваза авторскую надпись в металле на русском языке «В. Пащенко», так как из заводского Альбома-прейскуранта известно только ее изображение (рис. 18). Тем не менее эта ваза, по нашему мнению, является уже пятым произведением, выполненным в технике чугунного литья, из достоверно установленных работ авторства Владимира Михайловича Пащенко.
Рис. 17. В.М. Пащенко. Ваза «В форме сосуда с фигуркой путти и женщины, моющей волосы у фонтана». Модельный прототип кусинской вазы «В виде урны, с фигурой плачущей женщины». 1893. Париж. Бронза. 30,5 × 25,4. Фото: picclickimg.com
Рис. 18. В.М. Пащенко. Ваза «В виде урны, с фигурой плачущей женщины». Кусинский завод. Не ранее 1904 г. Чугун, литье, голландская сажа. Размеры не установлены. Фото: [15]
Именно эта кусинская ваза и стала основным связующим звеном и новой доказательной базой существования творческого содружества между известным столичным скульптором и уральскими заводами.
Выводы
Научная реконструкция творческой биографии художника позволила определить общественное значение профессиональной деятельности В.М. Пащенко, сформировать представление о его работах и самом авторе и найти связь его творчества с художественной индустрией Урала.
Настоящее исследование вводит в научный оборот ряд неизвестных ранее произведений монументального и декоративно-прикладного характера авторства В.М. Пащенко, из которых пять чугунных артефактов с 1899–1900 годов отливались в единичных экземплярах на Кусинском и Каслинском заводах на Урале.
Автор, впервые обозначив в настоящей статье вопросы творческого наследия скульптора В.М. Пащенко и его роли в совершенствовании системы подготовки и обучения специалистов рисования для российской промышленности и кустарного производства в начале XX века, оставляет предметом дальнейшего научного изучения количество созданных скульптором произведений декоративно-прикладного искусства для их дальнейшего тиражирования в уральском чугунном литье.
Примечания
(i) Также в издании П.К. Мартьянова «Цвет нашей интеллигенции…» (Санкт-Петербург, 1893) в инициалах В.М. Пащенко допущена опечатка.
(ii) Всемирная иллюстрация [еженедельный иллюстрированный журнал. Санкт-Петербург: Гоппе Г.Д.]. 1890. Т. 43. № 1102. С. 167.
(iii) Там же. С. 161.
(iv) Письма художника А.П. Боголюбова А.В. Половцову о заказе художнику Пащенко бронзовой статуэтки Императором Николаем II (26.12.1894) // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1654. Оп. 1. Д. 261.
(v) Новое время [ежедневная газета, Санкт-Петербург]. 1896. № 7148, 22 января (3 февраля). С. 3.
(vi) Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 20. Оп. 2. Д. 107.
(vii) Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 25. Оп. 1. Д. 3460.
(viii) Подсвечник «Женщина с дельфином» // Каслинский завод архитектурно-художественного литья [сайт]. URL: https://kasliart.ru/catalog/interernaya_khudozhestvennaya_plastika/podsvechniki_ili_svetilniki/5026/ (дата обращения: 30.08.2023).
(ix) Нива. 1900. № 51. С. 1020.
Список источников
1. Собко Н.П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. с древнейших времен до наших дней (IX–XIX вв.) : в 3 т. Т. 3, вып. 1: П (700 имен). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1899. [4] с., 508 стб.
2. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств, 1764–1914 : в 2 ч. Ч. 2: Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, [1915]. [4], VI, 454, [5] с.
3. Exposition des Beaux-Arts. Catalogue illustré de peinture et sculpture. Salon de 1894 / éditeur L. Baschet. Paris: Librairie D'Art L. Baschet, 1984. 359 p.
4. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году : в 3 ч. СПб.: Изд. А.С. Шустов, 1900. 56, 116, 71, 5 с.
5. Каталог Русского отдела Всемирной Парижской выставки 1900 г. СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1900. 485 с.
6. Александер А.О. Коллекция художественного литья в собрании Политехнического музея Москвы // Художественный металл в России и в Европе в XVIII–XXII веках : сборник материалов международной научно-практической конференции. 21–23 октября 2020 г. / сост. К.А. Гилёва. Екатеринбург: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2020. С. 7–16.
7. Художественное литье XIX–XX веков в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств : каталог / авт.-сост. О.П. Губкин, Г.П. Шайдурова. Екатеринбург: Автограф, 2005. 320 с.
8. Литье Каслинского завода Кыштымского округа. Художественные вещи. СПб.: Типография Главного управления уделов, 1900. 76 с.
9. Литье Каслинского завода Кыштымского округа. Художественные вещи : прейскурант, 1899 г. Екатеринбург: Типография Ф.К. Хомутова, 1899. 28 с.
10. Деев С. Германия – Россия. Традиции художественного литья из чугуна. Новосибирск: Харменс, 2007. 143 с.
11. Художественное литье Урала : каталог выставки / науч. ред. З.Г. Малаева. М.: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское — Измайлово», 2016. 176 с.
12. Свистунов В.М. История Каслинского завода 1745–1900. Челябинск: Рифей, 1997. 205 с.
13. Байнов Л.П. Художественный чугун Кусы. Челябинск: Рифей, 1998. 240 с.
14. Прейскурант на чугунные кабинетные вещи Кусинского казенного завода на 1900 г. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1900. 18 с.
15. Прейскурант-альбом на чугунные кабинетные вещи Кусинского казенного завода на 1911 г. Уфа: Электр. Типо-лит. Т-ва Ф. Г. Соловьев и Ко, 1911. 50 с.
References
1. Sobko, N.P. (1899) Dictionary of Russian artists, sculptors, painters, architects, draftsmen, engravers, lithographers, medalists, mosaicists, icon painters, foundries, chasers, scribes, and so on: From ancient times to the present day (9th–19th centuries), in 3 volumes, vol 3, issue 1. Saint Petersburg: M.M. Stasyulevich Publ. (In Russ.)
2. Kondakov, S.N. (1915) Anniversary Directory of the Imperial Academy of Arts, 1764–1914, in 2 parts, part 2: List of Russian artists for the Anniversary Directory of the Imperial Academy of Arts. Saint Petersburg: Tovarishchestvo R. Golike i A. Vilborg. (In Russ.)
3. Baschet, L. (ed.) (1984) Exposition des Beaux-Arts. Catalogue illustré de peinture et sculpture. Salon de 1894. Paris: Librairie D'Art L. Baschet. (In French)
4. Anon. (1900) Russia at the World Exhibition in Paris in 1900, in 3 parts. Saint Petersburg: A.S. Shustov Publ., 1900. (In Russ.)
5. Anon. (1900) Catalogue of the Russian Department of the World Paris Exhibition of 1900. Saint Petersburg: Isidore Goldberg Publ. (In Russ.)
6. Aleksander, A.O. (2020) ‘Collections of foundry art in the Polytechnic Museum of Moscow’, in Gileva, K.A. (comp.) Artistic metal in Russia and Europe in the 18th–22nd centuries. Ekaterinburg: Ekaterinburg Museum of Fine Arts, pp. 7–16. (In Russ.)
7. Gubkin, O.P. and Shajdurova, G.P. (comps.) (2005) Art castings of the 19th–20th centuries in the collection of Ekaterinburg Museum of the Fine Arts [Catalogue]. Ekaterinburg: Autograph Publ. (In Russ.)
8. Anon. (1900) Casting from the Kasli factory in the Kyshtym district. Works of Art. Saint Petersburg: Tipografiya Glavnogo upravleniya udelov. (In Russ.)
9. Anon. (1899) Casting from the Kasli factory in the Kyshtym district. Works of Art. Price list, 1899. Ekaterinburg: F.K. Khomutov Publ. (In Russ.)
10. Deev, S. (2007) Germany – Russia. Traditions of artistic cast iron casting. Novosibirsk: Harmens Publ. (In Russ.)
11. Malaeva, Z.G. (ed.) (2016) Art casting of the Urals [Exhibition catalogue]. Moscow: Moscow State United Museum-Reserve “Kolomenskoye – Izmailovo”. (In Russ.)
12. Svistunov, V.M. (1997) History of the Kasli plant 1745–1900. Chelyabinsk: Rifey. (In Russ.)
13. Baynov, L.P. (1998) The Kusa artistic cast iron. Chelyabinsk: Rifey. (In Russ.)
14. Anon. (1900) Price list for cast iron cabinet items from the Kusa State Factory for 1900. Saint
Petersburg: Tipografiya Glavnogo upravleniya udelov. (In Russ.)
15. Anon. (1911) Price list for cast iron cabinet items from the Kusa State Factory for 1911. Ufa: Typolytography F.G. Soloviev and Co. (In Russ.)
Информация об авторе:
Злизин Игорь Юрьевич, коллекционер-исследователь, Москва, Российская Федерация, [email protected].
Information about the author:
Igor Yurievich Zlizin, Art collector, Researcher, Moscow, Russian Federation, [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 26.10.2023; одобрена после рецензирования 15.02.2024; принята к публикации 18.02.2024.
The article was received by the editorial board on 26 October 2023; approved after reviewing on 15 February 2024; accepted for publication on 18 February 2024.