Научная статья на тему 'Произведения науки гражданского права как объект авторского права'

Произведения науки гражданского права как объект авторского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5196
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина Юлия Федоровна

Рассмотрен один из видов объектов авторского права произведение науки. Автор, обращаясь к его частному случаю диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по специальности гражданское право, выделяет особенности, позволяющие рассматривать произведения науки в качестве особого вида объектов авторского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work of civil law science as a subject matter of copyright

The Article is dedicated to one of the type object copyright a work of science. The Author, approach to its frequent mate a dissertation on competition degree candidate of the sciences on professions civil right, selects to particularities, allowing consider a work of science as person of the copyright object type.

Текст научной работы на тему «Произведения науки гражданского права как объект авторского права»

Ю. Ф. Дружинина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА

Рассмотрен один из видов объектов авторского права - произведение науки. Автор, обращаясь к его частному случаю - диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по специальности гражданское право, выделяет особенности, позволяющие рассматривать произведения науки в качестве особого вида объектов авторского права.

Разработка и принятие части четвертой Гражданского кодекса, посвященной правам на результаты интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, породила большое количество научных работ, посвященных этим вопросам. Однако на фоне повышенного внимания к разнообразным проблемам интеллектуальной собственности незаслуженно мало внимания уделяется вопросам, связанным с произведениями науки. Между тем именно в этой форме представлена большая часть дискуссии по данной проблематике.

Одним из интереснейших видов научных работ являются диссертационные исследования. В последнее десятилетие наблюдается значительный рост количества защищаемых кандидатских и докторских диссертаций. Так, автор статьи, опубликованной в Российской газете 11.07.2007 г. со ссылкой на Председателя ВАК Минобрнауки РФ академика РАН М.П. Кирпичникова, приводит следующие цифры: в 2006 г. защищено около 35 тысяч кандидатских и докторских диссертаций [1]. Е.А. Суханов применительно к специальности 12.00.03 говорит о том, что в последние несколько лет ежемесячно появляется от 30 до 50 авторефератов, а ежегодное число защит по данной специальности превысило 500 [2]. В. А. Белов в свою очередь также указывает на тенденцию неуклонного возрастания количества диссертационных цивилистических исследований. По его данным, в период с 2001 г. по ноябрь 2006 г. проведено 3074 таких исследования [3].

Понятие объекта авторского права в научной литературе является дискуссионным. Статьи 1225 и 1259 ГК РФ, так же как и ранее действовавший Закон «Об авторском праве и смежных правах», относят к объектам авторских прав произведения науки, литературы и искусства независимо от способа их выражения, при этом определения понятия «произведение» ни ранее действовавшее, ни современное законодательство не содержат.

Как отмечал В.Я. Ионас, по мнению многих цивилистов, задача определения понятия «произведение» не должна входить в компетенцию гражданского права, т.к. составляет предмет специальных наук. Противники данной точки зрения, напротив, указывают на необходимость отнесения соответствующего вопроса к компетенции гражданского права [4. С. 7]. Широкое распространение получило определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским, как совокупности идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения [5. С. 32]. Однако не каждое произведение охраняется нормами авторского права. Для того чтобы

стать охраноспособным, произведение должно отвечать ряду требованиий.

Во-первых, произведение должно носить творческий характер. В силу сложности и многогранности понятия творчества подробный его анализ в рамках настоящей работы нецелесообразен, поэтому согласимся с выводами В. Я. Ионаса, который считал творческим произведение, создаваемое продуктивным мышлением, результатом которого является новое и оригинальное произведение [6. С. 10, 12]. Аналогичного мнения придерживаются и зарубежные авторы. Р. Дюма отмечает, что французская судебная практика всегда исходила из той посылки, что творческое произведение должно быть, в строгом смысле слова, оригинальным, и выводила из этого главнейшее условие его правовой охраны [7. С. 27]. Оригинальность произведения не следует смешивать с понятием достоинства произведения, которое юридического значения для признания произведения объектом авторских прав не имеет. В настоящее время законодательство прямо указывает на отсутствие необходимости оценивать достоинства и учитывать назначение произведения при решении вопроса о том, относится ли оно к объектам авторских прав (ст. 475 ГК РСФСР, ст. 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах», ст. 1259 ГК РФ).

Во-вторых, признаком творческого произведения является его новизна. Она может проявляться в новых идеях, концепциях, содержании или форме произведения. Степень новизны и вопрос о компонентах произведения, которые должны обладать новизной для признания его объектом авторских прав, долгое время являются дискуссионными [6. С. 103].

Некоторые авторы вообще не считают признак новизны самостоятельным признаком творческой деятельности, говоря о новизне и оригинальности как о синонимах [8. С. 53].

Подобный вывод представляется обоснованным, в первую очередь, потому, что, несмотря на более чем вековую историю исследования данного вопроса, четких критериев оригинальности и новизны отдельных элементов произведения юридическая наука не выработала. Удачным представляется вывод, сделанный С. А. Беляцкиным: «...плагиат будет там, где кончается творчество личности и начинается механическая передача чужих идей и чужой формы, так что плагиатор выступает перед обществом не как автор известного духовного замысла, хотя бы и основанного на творчестве другого, а в качестве простого передатчика чужих идей, чужой формы под видом своих» [9].

В целом можно сделать вывод о том, что творческий характер произведения определяется субъективно и при возникновении спора вопрос об оригинальности и новизне должен решаться судом индивидуально применительно к конкретному произведению.

Для того чтобы стать объектом авторских прав, с произведением должны ознакомиться и иные лица. До тех пор, пока произведение не отделено от автора, объекта авторских прав не возникает. Статья 1259 ГК РФ указывает на необходимость существования произведения в какой-либо объективной форме, в том числе письменной и устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

В отличие от ранее действовавшего законодательства для признания произведения объектом авторского права в настоящее время не требуется наличия возможности его воспроизведения. Тем самым был разрешен длившийся долгое время спор о том, является ли воспроизводимость самостоятельным признаком объекта авторских прав.

Таким образом, объектом авторских прав можно считать произведение, отличающееся оригинальностью и выраженное в какой-либо объективной форме, позволяющей ознакомиться с ним третьим лицам. Однако это общая характеристика, которая применительно к каждому виду произведения обладает своей спецификой.

Прежде чем обратиться к понятию научного произведения, необходимо остановиться на самом понятии науки, т.к. именно оно является определяющим для выделения соответствующих произведений в качестве самостоятельного вида объектов авторских прав.

На первый взгляд кажется, что не сложно отграничить науку от других форм познавательной деятельности человека. Однако при попытке четкого выделения отличительных черт и особенностей науки мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, что привело к существованию в настоящее время разнообразных определений науки и возникновению проблемы ее соотношения с иными формами познавательной деятельности. Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый объект.

В зависимости от избираемого критерия выделяют различные формы науки в ее историческом многообразии, также выделяют параллельно существующие формы науки, обусловленные различием предметов и методов различных научных дисциплин. Однако с точки зрения всеобщих характеристик сознания наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания, целью которой является построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе выявленного опыта [10. С. 14].

Однако понятие рационального мышления шире, чем научное знание. Новое научное знание, получаемое в результате научной деятельности, характеризуется следующими признаками: объективная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность и понятность. Указанные отличия обусловливают специфику способов и форм выражения наукой полученного результата. Она оперирует абстрактными понятиями, обобщенными положениями, гипотезами и т. д.

В различных областях науки эти общие критерии научности знания получают определенную конкретизацию, обусловленную специфическими предметами

этих областей, а также характером решаемых научных проблем.

Юриспруденция является, в первую очередь, гуманитарной наукой и, следовательно, в отличие от логико-математических и технических наук, предметом ее изучения является деятельность и результаты деятельности человека, созданные им не под влиянием законов природы, но под влиянием определенных этических норм, идеалов и ценностей. Изучаемые юриспруденцией вопросы уникальны, а целью познания является не объяснение, но понимание.

Применительно к науке гражданского права О. А. Красавчиков разделил ее предмет на следующие составляющие: нормы гражданского права, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, на регулирование которых направлены данные нормы, гражданские правоотношения, юридические факты и опыт применения гражданско-правовых норм [11].

Таким образом, можно дать произведению науки гражданского права следующее определение: это выраженное в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения, научное знание о нормах права, общественных отношениях, процессе их взаимодействия и основаниях, в силу которых происходит развитие соответствующих правовых связей.

Не смотря на то, что в ст. 1259 ГК РФ приводится открытый перечень способов, которыми могут быть выражены объекты авторских прав, превалирующей формой произведения науки, несомненно, является литературное произведение.

В теории авторского права анализ структуры литературного произведения связан с выделением его отдельных компонентов: темы, материала, образной системы, сюжета, языка и т.д. В научном произведении в качестве его компонентов выделяют: постановку проблемы, метод исследования, факты, систематизацию, гипотезу и теорию, язык (знаковая система).

Творческая значимость элементов произведения неодинакова, часть их юридическая наука вообще не относит к охраняемым. Определяющим в правовой охране является набор элементов, характерный для каждого вида произведения. Существует мнение, к которому мы присоединяемся, что применительно к научному произведению все компоненты, кроме языка, юридически значимы для их правовой охраны [12. С. 51]. Оригинальность внешней формы не имеет существенного значения, прежде всего, потому, что научное произведение оказывает рациональное, а не эмоциональное воздействие, а следовательно, приоритет имеет содержание, а не язык научного произведения.

С учетом того, что к охраняемым элементам художественного произведения традиционно относят только два компонента - систему образов и язык, можно сделать вывод о том, что в целом научное произведение охраняется правом в большем объеме, нежели художественное. Обусловлено это прежде всего тем, что в научном произведении новизна и оригинальность присущи большему количеству структурных элементов.

Среди прочих научных произведений диссертации на соискание степени кандидата или доктора наук занимают особое место, поскольку, как справедливо

отметил В. Я. Ионас, научно-литературный труд решает задачу обоснования или изложения новых или уже добытых знаний либо их критический разбор. Он может быть новым по содержанию, но может и не отличаться новизной содержания, в нем могут излагаться известные уже истины (таков, например, учебник). В последнем случае к научно-литературному труду предъявляется требование новизны формы (т.е. изложения мысли) [6. С. 45]. Однако диссертация во всех случаях должна содержать новое научное знание. В соответствии с п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (далее -Положение), диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей большое значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

По справедливому замечанию Ю.Г. Волкова, научная новизна применительно к самой диссертации - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом [13. С. 32].

Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Новизна вовсе не указывает на то, что все диссертационное исследование должно состоять из никем досе-

ле не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. В настоящее время трудно представить себе, особенно в области гуманитарных наук, диссертацию, основанную на совершенно новых идеях и не опирающуюся на научные труды предшественников. Более того, п. 9 Положения содержит требование о наличии критической оценки содержащихся в работе новых решений по сравнению с другими известными решениями. Применительно к кандидатской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение работы данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется, - самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование, клинические испытания и т. п.

Таким образом, кандидатская диссертация представляет собой произведение, новизна и оригинальность, а следовательно, и творческий характер которого презюмируются.

Объективная форма существования диссертации обеспечивается требованием п. 9 Положения, в соответствии с которым соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии.

С учетом изложенного можно дать следующее определение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по специальности гражданское право: это рукопись или опубликованная монография, обладающие новизной научного знания о нормах гражданского права, предмете их воздействия, основаниях возникновения и динамике развития правоотношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская газета от 11.07.2007 г. - № 147 (4410).

2. Суханов Е.А. О диссертациях по гражданскому праву / Е.А. Суханов // Вестник гражданского права. - 2006. - № 1.

3. Белов В.А. Типичные недостатки диссертаций по гражданскому праву / В. А. Белов // Вестник гражданского права. - 2007. - № 1.

4. ИонасВ.Я. Произведения творчества в гражданском праве / В.Я. Ионас. - М., 1972. - 168 с.

5. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права / В.И. Серебровский. - М., 1956. - 283 с.

6. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике / В.Я. Ионас. - М., 1963. - 137 с.

7. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции / Р. Дюма. - М., 1993. - 384 с.

8. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1998. - Ч. III. - 600 с.

9. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. По изданию 1912 г. / С.А. Беляцкин. - Режим доступа: Allpravo.ru

10. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. - М., 2006. - 731 с.

11. Красавчиков О.А. Предмет и состав науки советского гражданского права / О.А. Красавчиков // Правоведение. - 1957.

12. Чернышева С.А. Художественное творчество и закон / С. А. Чернышева. - М., 1980. - 96 с.

13. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление: Практич. пособие / Ю.Г. Волков; Под ред. Н.И. Загузова. - М., 2001. - 214 с. Статья представлена научной редакцией «Право» 20 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.