Научная статья на тему 'ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО В ТВОРЧЕСТВЕ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА'

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО В ТВОРЧЕСТВЕ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рустам Абдуллаев / творчество / миниатюры / циклы / народная музыка / ритмы / усульность. / Rustam Abdullayev / creativity / miniatures / cycles / folk music / rhythms / obsolete.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шохиддинова Динора Алишер Кизи

формы музыкальных произведений бывают различных видов: Простые двух-трехчастные, сложные трехчастные, рондо, вариации, сонатная форма и т.д. Композиторы часто обращаются к малой форме, особенно это актуально сейчас, в наше время, когда красоту ценят в миниатюрах. В этой статье будут рассматриваться произведения малой формы для скрипки и фортепиано Рустама Абдуллаева пьесы «Алла», «Страница из жизни» и «Скерцо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKS OF SMALL FORM FOR VIOLIN AND PIANO IN CREATIVITY OF RUSTAM ABDULLAEV

the forms of musical works are of various types: simple two-three-part, complex three-part, rondo, variations, sonata form, etc. Composers often turn to the small form, this is especially true now, in our time, when beauty is appreciated in miniatures. This article will consider works of small form for violin and piano by Rustam Abdullaev, the play “Alla”, “A Page from Life” and “Scherzo”.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО В ТВОРЧЕСТВЕ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО В ТВОРЧЕСТВЕ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА Шохиддинова Д.А.

Шохиддинова Динора Алишер кизи - артист оркестра, Государственный симфонический оркестр Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: формы музыкальных произведений бывают различных видов: Простые двух-трехчастные, сложные трехчастные, рондо, вариации, сонатная форма и т.д. Композиторы часто обращаются к малой форме, особенно это актуально сейчас, в наше время, когда красоту ценят в миниатюрах. В этой статье будут рассматриваться произведения малой формы для скрипки и фортепиано Рустама Абдуллаева - пьесы «Алла», «Страница из жизни» и «Скерцо».

Ключевые слова: Рустам Абдуллаев, творчество, миниатюры, циклы, народная музыка, ритмы, усульность.

WORKS OF SMALL FORM FOR VIOLIN AND PIANO IN CREATIVITY OF

RUSTAM ABDULLAEV Shohiddinova DA.

Shohiddinova Dinora Alisher qizi - Artist of Orchestra, STATE SYMPHONY ORCHESTRA OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the forms of musical works are of various types: simple two-three-part, complex three-part, rondo, variations, sonata form, etc. Composers often turn to the small form, this is especially true now, in our time, when beauty is appreciated in miniatures.

This article will consider works of small form for violin and piano by Rustam Abdullaev, the play "Alla", "A Page from Life " and "Scherzo ".

Keywords: Rustam Abdullayev, creativity, miniatures, cycles, folk music, rhythms, obsolete.

УДК 078

Форма - это не только схема, но еще и процесс. Понимания сущности музыкальной формы - заслуга учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Понятие «формы» в музыке имеет несколько значений:

1) Тип композиции;

2) Целостная организация музыкального материала;

3) Вид дисциплины.

Рустам Абдуллаев. Родился 12 февраля 1947 в Хиве. В 1972 окончил Ташгосконсерваторию по классу композиции проф. Б.Ф. Гиенко, в 1976-ассистентуру-стажировку у проф. Б.И. Зейдмана. Председатель Союза композиторов Узбекистана (с 1995 года). Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, профессор кафедры композиции и инструментовки, ведущий композитор, работающий во всех жанрах музыкального творчества. Каждое произведение композитора наполнено национальным колоритом, идеей контрастности, борьбы, сопоставления образов идей и мыслей, органическое сочетание с артистическим нутром придает оригинальность всему творчеству.

Рассматривая его камерно-инструментальное произведение «Алла» (Des dur), стоит отметить, что прежде всего он пишет для вокала и фортепиано, это чувствуется в самой стилистике произведения. Пьеса написана в простой трехчастной форме, середина развёрнута. Первая часть представляет собой период, и в свою очередь состоит из 2-х частей. Мелодия в целом распевная, с интересной размерной структурой, которая меняется попеременно исходя из строения фразы, попутно переходя из трёхдольной в двухдольную, и наоборот. Главная тема развивается в пределах кварты от Соль до Ре. Полностью развернувшись в скрипичной партии, мелодия переходит в партию фортепиано, и подходит к середине, где наблюдается яркий контраст по отношению к первой. Интересно, что средняя часть - это полностью каденция у скрипки, в целом ее можно разделить на три ярких виртуозных элемента. Использованы многие технические приемы и особенности исполнительства на инструменте. Начало Каденции: меняется тональность (g-moll), элемент первой части развивается двойными нотами - 1 технический прием, а переходя к пульсации шестнадцатыми остинатно повторяющаяся нижняя Соль, создает скрытое двухголосие, и предает движению нервную напряжённость, создавая динамику и кульминацию средней части - 2 прием. Следующему 3 приему, предают новые оттенки трели на новом тематическом материале основаном на частичной ритмической имитации из первой части, а пиццикато добавляет дыхание между фразами. Далее движение волнообразно идет восьмыми, создавая внутреннее ускорение, и подходит к репризе. Тема из первой части в октаву проходит у фортепиано, а у скрипки в высоком регистре трель

сменяется глисандо, и подхватывает продолжение мелодии. Заканчивается произведение искусственным флажолетом, довольно необычный ход так же показывающий знания скрипичной техники.

Партия скрипки имитирует пение, за исключением среднего раздела. Где ярко выступает инструментальная природа скрипки. Даёт возможность показать певучесть в первой и третьей частях, а также стремительность взлёт и виртуозность в серединной части в скрипичной партии, где показывается виртуозность, и реприза в заключении.

«Скерцо» (e-moll) 2019 год. Само слово «скерцо» от итальянского переводится как «шутка», первоначально — небольшая инструментальная пьеса, скерцо с начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стал развиваться и как самостоятельный жанр. Скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Преимущественно в трёхдольном размере.

«Скерцо» Рустама Абдуллаева открывается сольным вступлением скрипки, и подхватывается соло у фортепиано, этим сразу же дается пульсация и задается энергичный тон всему произведению. С 6 такта начинается показ темы в партии скрипки, и проходит в форме периода повторного строения состоящего из двух предложений: первое предложение проходит во второй октаве, а второе на октаву ниже, показывая как верхний регистр скрипки, так и средний. У фортепиано идет аккордовая фактура, что поддерживает гармонию. С 14 такта происходит внедрение нового технически-виртуозного элемента, движение восьмыми прыгает через две октавы, возвращаясь в первую, исполнительски тяжелый прием. Развивается тематический материал на элементе из главной темы потоком пассажей из шестнадцатых, затем главная тема дается партии фортепиано в варьированном виде, а скрипка играет аккордовую гармоническую поддержку, попеременно мелодия моделируется в f-moll, плавно переходя в Среднюю часть. Продолжается показ главной темы в развитии и уже в модулирующей тональности полностью закрепляется. С 32 такта скрипка подхватывает развитое раннее движение на шестнадцатых, и украшая мелизмами, делая ритмические и пассажные вариации, после, отдает дальнейшее развитие партии фортепиано, держа длинную ноту До на «трели» 44такт - кульминация всего Скерцо. И плавно идя на спад, переходит в частичную репризу первой и средней части, сначала в основной тональности (e- moll), на звуковысотном и ритмическом повторении материала основной темы, чередуются с мотивами из средней части. А с 93 такта происходит модуляция в f- moll, частичное повторение средней части, со 106 такта виртуозные пассажи сменяются двойными нотами. Скерцо завершается динамичным пассажем к тонике Фа, и утверждает еще раз Тоники через функцию Доминанты. И на такой решительной ноте завершается Скерцо Рустама Абдуллаева. Наполненное целым комплексом приемов: шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр и от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданные повороты, тональные сопоставления, яркая динамика произведения, все это сочеталось в таком ярком произведении Рустама Абдуллаева - «Скерцо» для скрипки и фортепиано.

Пьеса «Страница из жизни» (ре-минор) для скрипки и фортепиано

Эту пьесу композитор написал в 2019, новое произведение - «Светлое воспоминание из прошлого», так прокомментировал композитор эту пьесу. Ведь и вправду, в самом начале тема на распев у скрипки повествует о сакральной истории, мелодия начинается с тонического звука ре, и поступенно идет в ноту фа, опевая раз за разом и украшаясь мелизмами. С 5 такта начинается развитие тематического материала, добавляются пассажи вверх шестнадцатыми, подъемы восьмыми к вершине, и триольные опевания. В фактуре у фортепиано проходит контрапунктическая тема в противовес скрипичной, и возникает ощущение диалога между скрипкой и фортепиано. К 19 такту скрипка и фортепиано меняются темами в варьированном виде, в аккомпанементе насыщается гармония и чувствуется постепенный приход кульминации. С 29 такта пассажи у скрипки создают напряжение, и движение вверх к вершине, так же меняется гармония, и подготавливается модуляция в тональность G-dur к средней части, и на самой высокой ноте Соль четвертой октавы, меняется тональность, фактура, и характер.

И у скрипки и у фортепиано партии насыщаются мелкими фигурациями, и буйной динамикой. Ярко выраженная контрастность и напряженность всей пьесы - это ее средняя часть. Виртуозные пассажи на двойных нотах, диссонансы в аккомпанементе, все это напоминает образ борьбы человека с собственными мыслями, с воспоминаниями, спорами и отрицаниями. Но в конечном итоге, оставаясь в тональности G-dur (тональности средней части), на светлой ноте проходит реприза начальной темы в сокращенном виде.

Проводя аналогию, и основываясь на драматургии произведения, напрашивается образ человеческой мысли, как самостоятельного и самобытного потока, выраженного через такую небольшую (всего лишь трехчастная форма с сокращенной репризой) пьесу, в которой каждый сможет найти собственную историю.

Все три предоставленных произведения имеют продуманную драматургию, логику композиции, и интересные гармонические и ритмические решения. Даже в такой малой форме, и в таком небольшом произведении как «пьеса», композитор Рустам Абдуллаев умеет раскрыть внутренний мир человека, показать чувственно эмоциональный опыт, донести идею, и достучаться до сердца слушателя.

Список литературы /References

1. МальмбергИ.С. Тулкун Курбанов (сборник статей). Ташкент, 2007.

2. Русак М. Теоретический отдел // Музыкальной школе имени В.А. Успенского 50 лет. Сборник статей. Ташкент, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.