Научная статья на тему 'Произведения крупной формы для альтовой домры в творчестве современных композиторов'

Произведения крупной формы для альтовой домры в творчестве современных композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
360
25
Поделиться
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / АЛЬТОВАЯ ДОМРА / РЕПЕРТУАР / КРУПНАЯ ФОРМА / ОРИГИНАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ / КОМПОЗИТОР / FOLK INSTRUMENTS / VIOLA DOMRA / REPERTOIRE / LARGE-SCALE GENRE / ORIGINAL COMPOSITIONS / COMPOSER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абсалямова Фарида Фаритовна

В статье предпринято последовательное рассмотрение произведений крупной формы для альтовой домры, впервые представлен список оригинальных сочинений для инструмента. Музыкально-стилистические характеристики произведений для альтовой домры, написанных в крупной форме, достаточно разнообразны и отражают современные тенденции развития музыкального искусства. Появление оригинальных сочинений для домры-альт в значительной степени способствует утверждению традиционно оркестрового инструмента в качестве солирующего.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Абсалямова Фарида Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LARGE-SCALE COMPOSITIONS FOR VIOLA DOMRA IN MODERN COMPOSERS’ CREATIVE WORK

The article provides a comprehensive analysis of large-scale compositions for viola domra. For the first time the author presents a list of original compositions for the instrument. Musical-stylistic characteristics of large-scale compositions for viola domra vary considerably and represent modern development tendencies of musical art. Appearance of original compositions for viola domra promotes considerably the adoption of the traditional orchestra instrument as the soloing one.

Текст научной работы на тему «Произведения крупной формы для альтовой домры в творчестве современных композиторов»

Абсалямова Фарида Фаритовна

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ АЛЬТОВОЙ ДОМРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

В статье предпринято последовательное рассмотрение произведений крупной формы для альтовой домры, впервые представлен список оригинальных сочинений для инструмента. Музыкально-стилистические характеристики произведений для альтовой домры, написанных в крупной форме, достаточно разнообразны и отражают современные тенденции развития музыкального искусства. Появление оригинальных сочинений для домры-альт в значительной степени способствует утверждению традиционно оркестрового инструмента в качестве солирующего. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -272.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 17-19. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

21. Таинов Р. Р. Из личного опыта изготовления даргинского музыкального инструмента чугур // Фольклор и музыкальная культура народов Дагестана и Северного Кавказа: материалы региональной конференции. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2006. С. 124-132.

22. Человек-оркестр, или Дагестанский Паганини [Электронный ресурс]. URL: http://mahachkala.bezformata.ru/listnews/ chelovek-orkestr-ili-dagestanskij/8425034/ (дата обращения: 17.05.2016).

23. Шабаева А. К. Деятели музыкальной культуры Дагестана. Махачкала, 2006. 166 с.

24. Юсупов Х. А., Муталимов М. А. Харбукцы: история и культура. Махачкала, 1997. 592 с.

25. Якубов М. А. Атлас музыкальных инструментов Дагестана. Махачкала, 2003. 240 с.

26. http://mktraveldub.ru/trip/master_class/gornyy_dagestan_s_mikhailom_kozhukhovym/ (дата обращения: 02.04.2016).

27. http://suleiman-stalskiy.ru/search/index.php?q=Даир+Абдурагимов&s=OK/ (дата обращения: 29.04.2016).

TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF DAGESTAN: MODERN MANUFACTURING PRACTICES

Abdullaeva El'mira Bashirovna, Ph. D. in Art Criticism Magomedov Amirbek Dzhalilovich, Doctor in History Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

elklas@mail. ru; amirbek. 49@mail. ru

The article considers the musical-commercial traditions of Dagestan. By the example of some masters' creative work the features of such traditions existence are shown. It is noted that small commercial seats on national musical instruments manufacturing have formed in the republic today, and buyers come from neighboring Azerbaijan, North Caucasus republics and other places for the purchase of Dagestan masters' products. Taking into account the rare nature of these handicrafts, the authors propose to take these trades under special state care.

Key words and phrases: artistic handicrafts; musical culture of Dagestan; traditional musical instruments; folk craftsman; chungur; revival of musical-commercial traditions.

УДК 78; 787.8; 78.082.2; 78.082.4 Искусствоведение

В статье предпринято последовательное рассмотрение произведений крупной формы для альтовой домры, впервые представлен список оригинальных сочинений для инструмента. Музыкально-стилистические характеристики произведений для альтовой домры, написанных в крупной форме, достаточно разнообразны и отражают современные тенденции развития музыкального искусства. Появление оригинальных сочинений для домры-альт в значительной степени способствует утверждению традиционно оркестрового инструмента в качестве солирующего.

Ключевые слова и фразы: народные инструменты; альтовая домра; репертуар; крупная форма; оригинальные сочинения; композитор.

Абсалямова Фарида Фаритовна

Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова farida. absaliamova@gmail. com

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ АЛЬТОВОЙ ДОМРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Одним из наиболее актуальных направлений в области истории и теории исполнительского искусства на струнных народных инструментах продолжает оставаться изучение проблем репертуара. В настоящей статье основной целью рассмотрения станет общая характеристика произведений крупной формы для альтовой домры, сравнительно недавно ставшей солирующим инструментом.

Известно, что современная домра была сконструирована в 1896 году благодаря целенаправленным изысканиям В. Андреева и С. Налимова. В течение практически пятидесяти лет домра различных конструктивных разновидностей существовала лишь как оркестровый инструмент. Новый этап в ее становлении начинается в 1945 году, когда Н. Будашкиным было написано первое произведение крупной формы для домры малой. По мнению исследователей, появление произведения крупной формы доказало состоятельность малой домры как солирующего инструмента. В частности, А. Пересада указывает: «Можно смело сказать, что с этого произведения начинается новый период в истории домрового исполнительства, поскольку концерт послужил началом создания оригинальной литературы» [4, с. 29].

Домра альтовая приобрела статус солирующего, концертного инструмента гораздо позже. Впервые композиторы обратили свое внимание на нее лишь в конце 70-х годов прошлого века. Именно тогда появились первые произведения для альтовой домры; в основном это были пьесы-миниатюры или небольшие сюиты, состоящих из двух-трех пьес, - среди них отметим «Марш» А. Ларина, «Адажио» и «Юмореску» И. Тама-рина. Первое крупное сочинение для альтовой домры было создано только в 1977 году. Именно тогда С. Губайдулиной был написан цикл из трех сюит для малой, альтовой и басовой домр. Каждая из сюит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

включает в себя пять пьес, основанных на темах из татарского фольклора. В цикле сюит для различных разновидностей домр автор сумела уравнять положение басовой и альтовой домр с домрой малой, признав тем самым технические и выразительные возможности первых.

Следующие по времени произведения крупной формы для домры-альт появляются лишь десятилетием позже. В 1989 и 1990 гг. Е. Дербенко пишет два концерта для домры-альт и оркестра русских народных инструментов. Известно, что в 1980-е годы композитор активно сотрудничает с Академическим оркестром русских народных инструментов ВГТРК (Всероссийская государственная телерадиокомпания) под управлением Н. Некрасова. Этот творческий тандем инициировал написание произведений крупной формы для инструмента, традиционно воспринимающегося в качестве сугубо оркестрового. Оба концерта для альта так и остались неизданными, вплоть до настоящего времени существуя в виде рукописей. Исключением является лишь вторая часть Концерта № 2, изданная в первом выпуске концертного репертуара для альтовой домры М. Горобцова. Именно для этой части последним была написана собственная развернутая каденция, которая позже стала самостоятельным произведением под названием «Путешествие к восходу солнца». Оба концерта Е. Дербенко, написанные в трех частях, отмечены тематическим разнообразием в крайних (быстрых) частях и лиричным мелодизмом - в медленных. Е. Дербенко почти никогда не прибегает к цитированию, но, согласно собственному высказыванию, считает «красивую русскую мелодику, напоминающую мотивы народных песен, наилучшим и единственно верным проявлением традиций в сочинительстве для русских народных инструментов» (изличной переписки - Ф. А.).

Первым изданным и наиболее популярным концертом у исполнителей является Концерт Н. Пейко (1991). Концерт изначально был написан для альтовой домры и симфонического оркестра, но получил распространение как концерт для альтовой домры и оркестра русских народных инструментов (в инструментовке М. Горобцова). Данное сочинение, по сути, представляет собой первый репертуарный концерт для домры-альт. Показательно, что он был включен в обязательную часть программы множества профессиональных конкурсов. Музыкальная стилистика концерта достаточно сложна и уводит слушателя от типичных форм обработок для народных инструментов. Концерт раскрывает абсолютно новые и уникальные возможности звучания альтовой домры. По нашему мнению, появление именно данного концерта как произведения крупной формы - при этом произведения репертуарного, популярного у исполнителей - окончательно закрепляет статус домры-альт в качестве сольного инструмента.

Еще более стилистически смелыми - в контексте произведений крупной формы для народных инструментов - оказываются концерт «Инициалы» Т. Сергеевой и Концерт-симфония С. Слонимского. Концерт для альтовой домры, фортепиано и оркестра народных инструментов «Инициалы» Т. Сергеевой был написан в 2008 году под впечатлением от яркости и самобытности звучания альтовой домры в руках М. Горобцова. Программная основа концерта заключена в звуковой монограмме - посвящении первому исполнителю и редактору соло-партии М. Горобцову (е - Михаил, g - Горобцов; ход g - e крупными длительностями завершает первую и третью части концерта). Стоит отметить чрезвычайную техническую сложность партии домры, требующую от солиста виртуозности, интенсивности и темпераментности исполнения. В качестве второго солиста выступает фортепиано, которому нередко поручается и роль «инициатора» нового тематизма. Исследователи отмечают, что концерту Т. Сергеевой присущи приемы прямого цитирования, а также активное использование современных композиторских техник, в частности алеаторики, связанной, прежде всего, с исполнительской свободой в интерпретации сольных фрагментов [2, с. 18].

В 2010 г. С. Слонимский в сотрудничестве с М. Горобцовым пишет одно из сложнейших произведений -Концерт-симфонию для большой альтовой домры и симфонического оркестра - «эпическое полотно, требующее виртуозного владения инструментом, большого исполнительского и жизненного опыта от музыканта» [1, с. 305]. Как указано в исследовательской литературе, в данном сочинении традиционная трехчастная форма была объединена с современными композиторскими техниками. Все музыкальное развитие подчинено последовательному проведению одной темы в различных ее вариантах, усложняющихся по стилистическому решению от начала к концу, что и определяет масштабность, «симфонизированность мышления» [2, с. 18].

К 2012 г. относится сочинение Григория Зайцева «Concerto dramatico». Г. Зайцев - молодой композитор, уделяющий особое внимание сочинению для струнных народных инструментов. Достаточно указать на то, что Г. Зайцев привнес множество новых приемов - более 10 - игры на домре, чем существенно расширил ее колористические возможности. В творческом багаже автора несколько оригинальных произведений для домр различных разновидностей, в том числе и альтовой. Из произведений крупной формы следует выделить «Concerto dramatico» для альтовой домры и оркестра народных инструментов. Концерт был написан вслед за «Concerto lirico» для малой домры. Первоначально именно для последней задумывался и «Concerto dramatico»; несколько фрагментов для нее были написаны еще в 2009 году. Позже композитор решил предназначить концерт для домры альтовой. В процессе инструментовки композитор, по собственному признанию, так и не принял окончательного решения о солирующем инструменте и допустил возможность его исполнения на обеих разновидностях домр. Произведение отличает яркий индивидуальный стиль, характерный для сочинений Г. Зайцева. «Concerto dramatico» оправдывает свое «драматичное» название: высокий градус эмоционального напряжения, выражающийся в звуковом полотне партитуры, выдерживается от первого и до последних тактов сочинения.

Из произведений последних лет следует назвать Сонату «Книга жизни» М. Броннера. Сам автор указывает: «Это самое трудное из моих сочинений для домры альт» (изличной переписки - Ф. А.). Три основные части сонаты не разделены по классическому принципу, образуя тем самым масштабное одночастное полотно.

Произведение насыщено смелыми стилистическими решениями, которые вместе с тем подчинены глубокому авторскому замыслу.

Данный обзор может быть продолжен и дополнен анализом ряда других произведений. В ходе предпринятых нами изысканий всего было выявлено 20 сочинений крупной формы.

Таблица 1

Концерты Дербенко Е. П. Концерт для альтовой домры с оркестром русских народных инструментов № 1 1989

Дербенко Е. П. Концерт для альтовой домры с оркестром русских народных инструментов № 2 1990

Пейко Н. И. Концерт для альтовой домры с оркестром 1991

Броннер М. Б. Концерт «Pro et Contra» для альтовой домры и народного оркестра 2OO5

Слонимский С. М. Концерт-симфония для большой альтовой домры и симфонического оркестра 2O1O

Зайцев Г. С. «Concerto dramatico» для альтовой (малой) домры с оркестром 2O11

Ларин А. Л. Концерт для альтовой домры с оркестром 2O12

Подгайц Е. И. Концерт для альтовой домры и камерного оркестра 2O15

Двойные концерты Рогачев А. Г. Двойной концерт для домры малой и домры альтовой с оркестром русских народных инструментов 2OOO

Сергеева Т. П. «Инициалы». Концерт для альтовой домры, фортепиано и оркестра 2OO8

Броннер М. Б. «Остров счастья». Концерт для балалайки, альтовой домры и оркестра 2OO8

Сергеева Т. П. Концерт № 2 для альтовой домры, оркестра русских народных инструментов, фортепиано и тромбона 2O15

Сонаты Семашко Ю. Н. Соната для большой альтовой домры и фортепиано 2O1O

Вахрушев В. Л. Соната в трех частях для альтовой домры-соло 2O11

Броннер М. Б. Соната для альтовой домры «Книга жизни» 2O14

Сюиты Губайдулина С. А. «По мотивам татарского фольклора» - цикл пьес для малой, альтовой, басовой домры и фортепиано (15 пьес) 1977

Ларин А. Л. Сюита для большой альтовой домры и оркестра «По мотивам японских сказок» 2OO3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Броннер М. Б. Сюита «Далекое-близкое» для альтовой домры, балалайки и фортепиано на темы русских романсов 2O11

Подгайц Е. И. Сюита для альтовой домры и фортепиано 2O14

Как видно из Таблицы, в последнее десятилетие совершенно определенно прослеживается рост интереса композиторов к альтовой домре. Обусловлено это целым рядом факторов, в числе которых колористические характеристики альтовой домры, ее тембровое своеобразие, а также активная исполнительская деятельность ведущих альтистов (прежде всего, М. Горобцова). Несомненно, что утверждение альтовой домры как сольного, полноценно функционирующего инструмента во многом связано именно с появлением произведений крупной формы - произведений оригинальных, специально написанных композиторами, тем самым учитывающих выразительные, колористические и технические возможности инструмента. Уже на данном этапе можно с уверенностью сказать, что число произведений крупной формы дает возможность концертирующим исполнителям сформировать оригинальный репертуар, не пересекающийся с репертуаром для других инструментов. Немаловажным представляется и тот факт, что количество произведений крупной формы, созданных специально для домры-альт, может «обеспечить» оригинальными сочинениями весь период обучения в вузе альтиста. Альтовая домра прочно входит в состав солирующих струнных народных инструментов и укрепляет свои позиции в исполнительском искусстве, музыкальной педагогике и концертной эстраде.

Список литературы

1. Амолин И. А. Альтовая домра и перспективы ее развития // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: материалы VII (2011 г.) и VIII (2012 г.) межрегиональных межвузовских научных конференций / отв. ред. Д. В. Васильев. М.: Калейдос, 2014. С. 304-307.

2. Волчков Е. А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2011. 26 с.

3. Калинин Д. А. Оригинальный репертуар и современное исполнительство на русских народных инструментах // Народник. М.: Музыка, 2006. № 1. С. 12-14.

4. Пересада А. И. Справочник домриста. Краснодар: Краснод. изд.-полиграф. производств. предпр., 1993. 399 с.

5. Холопова В. Н. София Губайдулина. М.: Композитор, 2011. 408 с.

LARGE-SCALE COMPOSITIONS FOR VIOLA DOMRA IN MODERN COMPOSERS' CREATIVE WORK

Absalyamova Farida Faritovna

N. G. Zhiganov Kazan State Conservatory farida. absaliamova@gmail. com

The article provides a comprehensive analysis of large-scale compositions for viola domra. For the first time the author presents a list of original compositions for the instrument. Musical-stylistic characteristics of large-scale compositions for viola domra vary considerably and represent modern development tendencies of musical art. Appearance of original compositions for viola domra promotes considerably the adoption of the traditional orchestra instrument as the soloing one.

Key words and phrases: folk instruments; viola domra; repertoire; large-scale genre; original compositions; composer.