Научная статья на тему 'Произведения коропластики из поселения Арапхана в Лебапском регионе (к проблеме изучения древней и раннесредневековой культуры населения побережья Средней Амударьи)'

Произведения коропластики из поселения Арапхана в Лебапском регионе (к проблеме изучения древней и раннесредневековой культуры населения побережья Средней Амударьи) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АМУДАРЬЯ / ЛЕБАПСКИЙ РЕГИОН / АРАПХАНА / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДРЕВНОСТЬ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА / ТЕРРАКОТОВЫЕ ФИГУРКИ / СТАТУЭТКА / БОГИНЯ ПЛОДОРОДИЯ / ARCHAEOLOGICAL RESEARCHES / MIDDLE AMUDARYA / LEBAP REGION / ARAPHANA / FINE PLASTICS / FIGURES / FROM TERRACOTTAS / THE GODDESS OF FERTILITY / ART CULTURE / STATUETTE / ANTIQUITY / THE MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурханов Альберт Ахметжанович

Результаты археологических исследований на побережье Средней Амударьи (Лебапский велаят Туркменистана) позволили отнести этот регион к группе историко-культурных областей Средней Азии, где были распространены произведения коропластики. Раскопки на поселении Арапхана в 1989-1990 гг. выявили интересные терракотовые фигурки, относящиеся к позднекушанскому и раннесредневековому времени (III-VI вв.). Среди них интерес представляют три статуэтки с одинаковыми изображениями богиня с плодом (женщина в длинном одеянии). Интерес представляет терракота с изображением женской фигурки в чешуйчатой одежде. К типу обнаженных женских фигурок относится изображение оттиска, полученного с матрицы с изображением молодой обнаженной женщины. Особый интерес представляет фигурка всадника (идольщика или уродца), восседающего на коне. Находка керамической мастерской в Арапхане говорит о широком изготовлении терракотовых фигурок в поселениях Средней Амударьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бурханов Альберт Ахметжанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTS OF PLASTIC ART FROM ARAPHANA SETTLEMENT IN Lebap REGION (TO A PROBLEM OF STUDYING ANCIENT AND MEDIEVAL CULTURES OF THE POPULATION OF THE COASTS OF THE MIDDLE AMUDARYA)

The results of archaeological excavations on the banks of the Middle Amudarya (Lebap region of Turkmenistan) have made it possible to refer this region to the group of historic-cultural areas of the Middle Asia, where works of coroplastic were widely spread. Arapkhana settlements excavations showed a great number of interesting terracotta figures. Among them three statuettes are of the most interest. They symbolize the same image goddess with a fruit (a woman in a long attire). Terracotta representing an image of a female figure in a scaled clothe is also of a great interest. The image of an imprint obtained from the matrix representing young nude woman refers to the type of nude female figures. A figure of a rider on horseback is of the most particular interest. Ceramic workshop discovered in Arapkhana testifies a wide spread of manufacturing terracotta figures in the settlements of Middle Amudarya.

Текст научной работы на тему «Произведения коропластики из поселения Арапхана в Лебапском регионе (к проблеме изучения древней и раннесредневековой культуры населения побережья Средней Амударьи)»

УДК 904

А. А. Бурханов

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

ул. Татарстан, 2, Казань, 420111, Россия E-mail: [email protected]

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОРОПЛАСТИКИ ИЗ ПОСЕЛЕНИЯ АРАПХАНА В ЛЕБАПСКОМ РЕГИОНЕ (К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ПОБЕРЕЖЬЯ СРЕДНЕЙ АМУДАРЬИ)

Результаты археологических исследований на побережье Средней Амударьи (Лебапский велаят Туркменистана) позволили отнести этот регион к группе историко-культурных областей Средней Азии, где были распространены произведения коропластики. Раскопки на поселении Арапхана в 1989-1990 гг. выявили интересные терракотовые фигурки, относящиеся к позднекушанскому и раннесредневековому времени (III-VI вв.). Среди них интерес представляют три статуэтки с одинаковыми изображениями - богиня с плодом (женщина в длинном одеянии). Интерес представляет терракота с изображением женской фигурки в чешуйчатой одежде. К типу обнаженных женских фигурок относится изображение оттиска, полученного с матрицы - с изображением молодой обнаженной женщины. Особый интерес представляет фигурка всадника (идольщика или уродца), восседающего на коне. Находка керамической мастерской в Арапхане говорит о широком изготовлении терракотовых фигурок в поселениях Средней Амударьи.

Ключевые слова: Средняя Амударья, Лебапский регион, Арапхана, археологические исследования, древность, средневековье, художественная культура, мелкая пластика, терракотовые фигурки, статуэтка, богиня плодородия.

Широкие масштабы археологических исследований, проведенных в последние десятилетия ХХ в. на территории Средней Амударьи археологами В. Н. Пилипко, Г. Г. Гутлыевым и А. А. Бурхановым, привели к накоплению материалов, которые характеризуют художественную культуру региона и отдельные ее направления, в частности мелкую пластику. Мелкая терракотовая скульптура и налепы на сосудах, имевшие широкое распространение в Средней Азии в древности и раннем средневековье, характеризуют

материальную и духовную культуру проживавших здесь народов и в большей мере, чем монументальная скульптура и рельефы, отражают приверженность широких слоев населения к определенным культовым и мифологическо-эпическим представлениям, так как терракотовые фигурки создавались в огромном количестве для простого потребления. Среднеазиатские терракоты представляют бесспорный интерес как произведения массового народного искусства

[Пугаченкова, 1973. С. 104; Пугаченков, Ремпель, 1982. С. 43]. Именно благодаря тщательному изучению большого

количества образцов мелкой терракотовой пластики стало возможным решение отдельных вопросов, связанных с материальной культурой поселений и идеологическими воззрениями народов древней и раннесредневековой Средней Азии.

Проведена определенная работа по изучению, описанию и классификации терракот для Хорезма, Согда, Маргианы и Бактрии-Тохаристана [Воробьева, 1981; Мешкерис, 1962; 1989; Пугаченкова, 1962; 1973; 1979; Пугаченкова, Ремпель, 1982; Ремпель, 1949], что позволяет судить об общих и локальных чертах развития среднеазиатской коропластики. Однако чтобы составить целостную картину исторического развития искусства Средней Азии (и коропластики в частности), еще предстоит большая работа по детальному изучению мелкой терракоты всех, без исключения, историко-культурных областей среднеазиатского региона, в том числе, и особенно, слабо изученных в археологическом отношении районов. К числу последних однозначно можно отнести исследуемый нами Лебапский регион -территории, прилегающие к бассейну

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, выпуск 3: Археология и этнография

© А. А. Бурханов, 2009

среднего течения Амударьи [Бурханов, 2005а; 20056].

Результаты археологических

исследований, проведенных на

рассматриваемой территории, позволяют отнести Лебапский регион, наряду с Маргианой, Хорезмом, Согдом и Бактрией-Тохаристаном, к группе историко-культурных областей Средней Азии, где широко были распространены произведения мелкой пластики [Бурханов, 1991а. С. 3543; 2005а. С. 26-27; 2007; Пилипко, 1985. С. 84-91].

Материалы по истории и культуре древнего и средневекового Лебапа собираются по крупицам. Каждая находка здесь ценна и важна, почти каждый памятник за последние годы взят на учет и ждет своего изучения. Остановимся на характеристике терракотовых фигурок, выявленных нами в ходе археологических работ на поселении Арапхана в Лебапском велаяте (бывшая Чарджоуская область) Туркменистана (рис. 1).

Памятник, расположенный в 10 км от райцентра Дейнау, на окраине участка «Ялкын» бывшего колхоза «Москва» (ныне генгешлек «Май» этрапа Галкыныш), стал известен в 1989 г. в результате разрушительных для него земляных работ [Бурханов, 1990; 1991а; 1993]. Первоначально памятник представлял собой прямоугольный холм размером 92 х 96 м., высотой 3 м. Его поверхность была относительно ровной, частично покрыта шором (соленый слой). После разрушительных работ 1989 г. сохранились 2 останца на восточной и западной окраинах былого холма, а также узкие и длинные гряды, оставленные бульдозером на северовосточной части памятника.

Археологические раскопки, проведенные САИАЭ Института истории АН Туркменистана (А. А. Бурханов) на остатках холма в 1989-1990 гг., выявили новый материал, характеризующий хозяйственную деятельность, духовную культуру и религиозные воззрения местных жителей в 111-Х вв. Стратиграфические шурфы на восточном

(5 х 5 м) и западном (4 х 3 м) останцах, а также раскопки траншеями в отдельных сохранившихся частях памятника, позволили получить значительный и

разнообразный материал, характеризующий основные черты развития жизни на поселении.

Установлено, что основным

строительным материалом служили крупноразмерные пахсовые блоки и прямоугольные сырцовые кирпичи со знаком (38 х 32 х 12 см), а также древесина и камыш. Выявлены остатки керамической печи.

В ходе раскопок получен комплекс разнообразной керамической посуды - как по форме, так и по технологии изготовления. Многообразны крупные сосуды с Г- и

Т-образным венчиком. Часть сосудов украшена волнистым орнаментом и параллельными линиями, насечками и лепным (и даже матерчатым) орнаментом, некоторые из них в нижней части имеют шишки. Черепок обычно рыхлый, черного, серого и красного цветов, имеет значительное количество шамота. Поверхность сосудов покрыта светлым, черным, темно-розовым и светло-зеленоватым ангобом. Как известно, аналогичная керамика характерна для памятников Средней и Нижней Сырдарьи эпохи античности и раннего средневековья. Такие же сосуды распространены в Согде, в особенности в Бухарском Согде IV-VI вв. н. э.

Исследования показывают, что в Среднеамударьинском региное они появляются в IV в. н. э. [Беленицкий, 1979; Бентович, 1964; Бурханов, 1991б. С. 40-42; Кабанов, 1988. С. 40-41].

Среди керамических находок имеются несколько изящных кувшинчиков, встречены миниатюрные сосудики, красивые крышки сосудов. Особый интерес представляет посуда со сливами в виде животных (черепаха, кабан и бык). Бык, к примеру, играл магическую роль, как бы олицетворял духа - покровителя воды, сами же сосуды имели конкретное бытовое назначение

(использовались как поильники для детей). Сосуды с аналогичными сливами широко известны в памятниках Средней Азии, в частности раннесредневекового Согда

проработанную фигурку женщины длинном одеянии (рис. 2, 1).

Рис. 1. Карта-схема расположения основных коропластических центров Лебапского региона: 1 -Арапхана; 2 - Одей-депе; 3 - Амуль; 4 - Битык-кала; 5 - Ходжа-Идат-кала; 6 - Мирзабек-кала; 7 - Чопли-депе

(верхние слои Пенджикента, Самарканд) [Беленицкий, 1979; Бентович, 1964].

Среди находок немало железных изделий - нож, наконечник копья, трехперый наконечник стрелы, гвозди, проколки,

а также изделия из бронзы и меди -миниатюрное блюдце, серьги, монеты.

По итогам наших исследований можно уверенно говорить, что поселение Арапхана существовало с III по VII в. н. э., хотя раскопки выявили незначительные материалы IX-X вв. Возможно, находки этого времени на территорию Арапханы были перенесены с ближайших средневековых поселений, либо они указывают на временное развитие жизни в самом поселении в IX-X вв. [Бурханов, 1990; 1991а; 1993].

Среди находок на Арапхане выявлено несколько интересных антропоморфных терракотовых фигурок, на подробной характеристике которых остановим наше внимание. Особый интерес представляют три

статуэтки с совершенно одинаковыми изображениями (т. е. одного и того же персонажа), но изготовленные, скорее всего, на двух матрицах. В рамках классификации антропоморфной коропластики Средней Амударьи они отнесены к группе богинь с плодом.

Первая из них, найденная во время земляных работ в 1988 г., интересна тем, что сохранилась целиком, во весь рост, и реалистически изображает тщательно

Рис. 2 (фото). Терракотовые фигурки богини плодородия из поселения Арапхана (из материалов раскопок А. А. Бурханова)

Поза статуэтки фронтальна. Лицо полное и удлиненное, как бы застывшее, дающее понять, что изображена величественная персона. Скорее всего, это женщина в возрасте. Орлиный профиль лица с крутой линией лба и носа - длинного, крупного, арменоидного, и убегающими к вискам дугообразными бровями. Глаза

миндалевидные с плотными валиками век. Подчеркнуты приподнятые щеки, подбородок пухлый и округлый. На голове массивный убор типа короны. Его основание - широкий ободок, который венчается часто посаженными

вертикальными прямоугольными

пластинками. По бокам от головного убора спускаются массивные, хорошо

проработанные двухступенчатые височные подвески. На шее двойное ожерелье или ворот одежды и ожерелье.

Богиня одета в длинное прямое богатое одеяние (платье), подол которого передан прямыми вертикальными складками. Поверх платья одета поколенная плащ-накид-ка, нижняя часть которой изящно задрапирована складками. От шеи и почти до колен висит, надетый через шею или закрепленный другим способом,

прямоугольный элемент одежды в виде фартука, напоминающий христианский епитрахиль.

В передней части плеч обоих рук и запястья правой руки поперечными

в

бороздками изображены складки одежды. Правая рука приподнята до уровня груди и держит почти округлый предмет - скорее всего, плод (гранат). Левая рука опущена вниз, держит на поясе согнутую кисть руки, сжатую в кулак.

Фигурка изготовлена из

высококачественного светло-розоватого теста. Поверхность ее покрыта светлым ангобом. Вся поверхность, отдельные элементы и части статуэтки искусно доработаны ножом: детали лица, головной убор, одежда, руки, украшения. Тыльная сторона плоская, подрезана ножом. Подработанные ножом бока как бы образуют горельефный фон. Ее размеры: 18,3 х 5,6 х 3,4 см.

Без сомнения, это копия или макет масштабной скульптуры, установленной в каком-либо общественном здании. Тип стоящих женских фигурок в складчатых одеждах, держащих на руке какой-либо предмет атрибутики или без него, хорошо известен практически во всех историко-культурных районах Средней Азии, в том числе и на Средней Амударье. Однако прямых аналогий арапханинской статуэтке найти не удалось. Статуэтку можно датировать Ш-1У вв. н. э.

Вторая фигурка из Арапханы, изготовленная на той же матрице, что и первая статуэтка, сохранилась только наполовину -

в нижней части, верхняя отбита еще в древности (рис. 2, 3). Качественно и ясно изображены все элементы одеяния: подол длинного прямого платья в виде прямых вертикальных складок, веерные складки поколенной накидки, нижняя часть левой руки, держащей кисть в виде сжатого кулака. Все элементы изображены четко, видны следы детальной доработки ножом, как и в первой целой арапханинской фигурке. Тыльная часть плоская, бока ровно и косо подрезаны ножом. Черепок имеет красно-коричневый цвет. Поверхность статуэтки покрыта светлым ангобом. Сохранившаяся часть фигурки: 8 х 4,4 х 3 см.

Третья же фигурка, аналогичная по изображению двум описанным терракотам, изготовлена на другой матрице. У нее отбита голова (рис. 2, 2). Ясно видны все

элементы изображения: одежда, руки, ожерелье на шее. Частично процарапана верхняя часть кисти левой руки, сжатой в кулак. Несмотря на ясность всех изображений, штамп терракоты получился некачественным. Ножом проработаны только тыльная сторона (почти плоская) и бока, немножко подкошенные и образующие хороший горельефный фон. Тесто ярко-красное, поверхность покрыта светло-зеленоватым ангобом. Статуэтка сохранилась в размерах 12 х 5,4 х 7 см.

Интерес представляет обезглавленная терракотовая статуэтка (голова фигурки утрачена еще в древности), найденная в верхних слоях стратиграфического шурфа. После детального изучения она была отнесена к группе женских фигурок в чешуйчатой одежде по классификации антропоморфных терракот Лебапского региона. Скульптура изображает, скорее всего, женскую фигурку (воительницу?) в плотном длинном чешуйчатом одеянии [Бурханов, 1993. С. 20, 22; 2007. С. 78, 80, рис. 6]. Поза ее фронтальна. Изображение имеет правильные пропорции. Одеяние плотно облегает корпус тела, ясно передана фигурка женщины. Плечи широкие. От узкой талии, видимо, затянутой поясом (ремнем), идут широкие бедра, а затем из-под одеяния, на уровне колен, ясно выступают ноги. Руки, также в чешуйчатом одеянии, изображены четко и реалистически. Большое внимание уделено передаче пальцев рук. Правая рука, опущенная вниз на уровень живота (чуть ниже пояса) как бы прижимает к телу закрытый руками какой-то предмет (?). Левая рука, согнутая в локте выше пояса, как бы поддерживает правую грудь. Но сами груди изображены не ясно.

Статуэтка изготовлена штампом из светло-желтоватой глины, тесто хорошо отмученное, высокого качества. На нижней поверхности статуэтки, в отдельных местах, обнаружены следы желтовато-коричневого ангоба. Бока и тыльная сторона подрезаны ножом. Доработаны ножом также элементы чешуйчатой одежды. На тыльной плоской ее части прослежены глубокие следы работы пальцем. Высота статуэтки - 10 см, ширина в верхней части - 4,7 см, в нижней - 4,1 см, толщина - от 2,3 до 3,2 см.

Аналогий этой терракотовой статуэтке в коропластике Средней Азии не встречено, что и делает нашу находку уникальной. Ее можно датировать Ш-У вв. н. э.

К типу обнаженных женских фигурок (по классификации антропоморфных терракот Среднеамударьинского региона) можно отнести изображение оттиска, полученного с матрицы-калыпа, найденного в Арапхане (рис. 3). С этой матрицы изготавливали небольшие статуэтки, вероятно, обнаженной молодой женщины.

Правильный овал лица, подчеркнуты крупные глаза, небольшой нос, широкие губы, чуть виднеются небольшие ушки. На голове юной особы шапочка в виде кокошника, напоминающая дугообразный валик, орнаментированный в виде буклей волос. Шапка напоминает скорее изображение веерообразных прядей волос, чем головной убор. На шее, возможно, ожерелье. Подчеркнута высокая массивная грудная часть туловища и хорошо передана пластика грудей. Схематично изображены согнутые и приложенные к животу руки. Ноги, также схематичные, расставлены широко. Материал калыпа - тонко отмученная, плотная,

хорошо обожженная глина светло-коричневого цвета. Матрица имеет выпуклую, лодковидную, тыльную сторону (обтесана), на которой явственно видны отпечатки пальцев мастера, оставшиеся в тот момент, когда он с силой оттискивал изображение на противоположенной стороне. Тыльная и боковые стороны матрицы покрыты толстым слоем светло-зеленоватого ангоба. Размеры матрицы: 13,4 х 4,1 х 3,3 см, а наибольшее

углубление на лицевой стороне - 1,8 см.

Изображения рассматриваемой нами арапханинской матрицы имеют отдельные аналогии по изображению головы с терракотовыми фигурками, найденными в других местах Средней Азии, в частности в южной части Среднеамударьинского региона -

в Мирзабек-кала и Чопли-депе [Пилипко, 1985. С. 85-90, 149-150, табл. 32-34], а также с обнаруженной нами в ходе раскопок храмового сооружения Хазарек-депе в Карабекаульском оазисе [Бурханов, 2005а. С. 30, 124, 129, рис. 62, 8; 68]. Матрицу из Арапханы можно датировать Ш-ГУ вв. н. э.

Еще одна терракотовая фигурка, выявленная в Арапхане в 1990 г., представляет особый интерес и отнесена нами к типу фигурок всадников-идольчиков (по классификации терракот из Лебапского региона).

В научной литературе аналогичные типы мужской скульптуры известны как «идольчик» или «всадник-уродец». Арапханинская статуэтка «всадника», возможно, некогда

посаженная на конька, выполнена грубо,

I_1_I_I_1_I

Рис. 3 (фото). Матрица (калып) для изготовления женских терракотовых фигурок из поселения Арапхана (из материалов раскопок А. А. Бурханова) от руки, в обобщенной манере, со схематически изображенными руками и, возможно, дугообразно раздвинутыми ногами (те и другие отбиты) [Бурханов, 2007. С. 81-82, рис. 8]. Поза всадника явно сидячая. Чувствуется, что он сидит спокойно и уверенно. Не менее схематично выполнена приподнятая и чуть отклоненная назад головка в остроконечной кочевнической шапке: ясно

намечены черты широкого лица, с заостренными, как бы птичьими, носом и подбородком, глаза выделены круглыми налепными лепешками, в центре которых точка. Рот открыт, как будто он кричит. Фигурка изготовлена из коричневого теста,

поверхность ее покрыта белым ангобом.

Размеры:

7,6 х 2,4 см.

Описанные черты фигурки явно подчеркивают ее принадлежность к категории всадников, восседавших на терракотовых коньках, находки которых многочисленны на всем древнем Востоке и в Средней Азии. В частности, их часто находят при археологических разведках и раскопках памятников Бактрии-

Тохаристана, Согда, Хорезма, в Мерве и других поселениях Маргианы [Альбаум, 1960. С. 33, рис. 19; Воробьева, 1968; Мешкерис, 1962. С. 75-76, табл XI; Мухитдинов, 1975. С. 381; Пидаев, 1978. С. 47-48, рис. 15; Пугаченкова, 1966. С. 228-229; Ремпель, 1949. С. 352; Тургунов, 1976. С. 104-105, рис. 22]. Фигурка всадника-уродца также найдена в слоях

Ш-1У вв. н. э. в шурфе № 3 городища Одей-депе в Чарджоуском оазисе Лебапского региона [Бурханов, 2007. С. 80-81, рис. 7; Пилипко, 1979. С. 40-41, рис. 8, 2].

Как видно из вышеизложенного, образ всадника-уродца был широко распространен в искусстве Средней Азии. Вопрос о значении этого типа в коропластике пока остается нерешенным. Возможно, фигурки являлись детскими игрушками, а также имели культовое значение. Рассматривая аналогичные терракоты из Мерва и Согда, Л. И. Ремпель считал, что эти фигурки служили домашними идольчиками и играли роль амулетов и фетишей [Ремпель, 1953]. Г. А. Пугаченкова, подробно изучавшая проблему и семантику образа «всадника-идольчика», связывает изображение всадника и коней с влиянием кочевых традиций на местную земледельческую среду. Она подчеркивала особый, магический их характер и считала, что «в своей основе это, очевидно, обобщенный образ божка-покровителя всадников, представителей степной среды»

[Пугаченкова, 1966. С. 231-232].

Среди находок, полученных в ходе археологических работ в Арапхане, имеется немало терракотовых статуэток,

изображающих животных. В основном статуэтки плохой сохранности,

представлены фигурками лошадок (3 экз.), собаки, быка-зебу. Характеристика этих

изображений является темой отдельной публикации.

Как видно из вышеизложенного, в Лебапском регионе широко встречаются произведения мелкой терракотовой пластики.

О массовом изготовлении керамических изделий, в том числе терракотовых фигурок самых разных типов, свидетельствует тот факт, что в таком небольшом поселении, как Арапхана, существовала керамическая мастерская и обжиг фигурок осуществлялся в тех же гончарных печах, что и бытовая посуда; для изготовления статуэток широко употреблялись матрицы, выполненные местными мастерами высшей

квалификации.

В связи с этим отметим, что находки значительного количества терракотовых фигурок в ряде среднеазиатских поселений, в частности в Арапхане, археологически датируемой позднекушанским и

раннесредневековым временем, позволяет нам считать, по крайней мере для Чарджоуского оазиса

Среднеамударьинского региона,

преждевременным вывод В. Н. Пилипко о том, что на Средней Амударье в позднекушанский период сократилось или вовсе прекратилось изготовление «терракотовых статуэток, особенно женских культовых» [Пилипко, 1985. С. 95].

Находка остатков керамической печи в Арапхане, где изготавливались

высокохудожественные образцы мелкой пластики и посуды, говорит о высоком уровне и широком распространении художественного

ремесла и искусства в регионе не только в кушанское время, но и в раннесредневековую пору.

Особо важно, что этот новый материал характеризует развитие художественной культуры области Амуля в такой сложный и во многом еще неясный период, как переход от древности к средневековью, а также в первые века раннего средневековья.

Список литературы

Альбаум Л. И. Балалык-депе. К истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент, 1960. 228 с.

Беленицкий А. М. Изображение быка на памятниках искусства древнего

Пенджикента // ЭАСА. М., 1979. С. 88-94.

Бентович И. Б. Керамика верхнего слоя Пенджикента (УГГ-УГГГ вв.) // МИА. М.; Л., 1964. Вып. 124. С. 265-298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурханов А. А. Таинственный холм Арап-ханы // Политический собеседник. Ашхабад, 1990. № 9-10. С. 54-57.

Бурханов А. А. Арапхана - памятник раннесредневековой культуры области Амуля // Мерв в древней и средневековой истории Востока: культурные

взаимодействия и связи. Ашхабад, 1991а. С. 44-46.

Бурханов А. А. Изображения животных в коропластике и керамической посуде Средней Амударьи // Изв. АН Туркменистана. Серия: Гуманитарные науки. Ашхабад. 1991б. Вып. 5 С. 35-43.

Бурханов А. А. Арапхана: открытие, которого могло не быть. Чарджев, 1993. 37 с.

Бурханов А. А. Древний Лебап. Казань, 2005а. Ч. 1: Археологические памятники области Амуля древнего и

раннесредневекового времени. 196 с.

Бурханов А. А. Древний Лебап. Казань, 2005б. Ч. 2: Культура поселений области Амуля. 180 с.

Бурханов А. А. Изображения воинов в произведениях коропластики раннего средневековья из Лебапского региона // Вооружение и военное дело кочевников Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 2007. С. 73-84.

Воробьева М. Г. Ранние терракоты древнего Хорезма // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968. С. 135147.

Воробьева М. Г. Хорезмские терракоты // Культура и искусство древнего Хорезма. М., 1981. С.184-194.

Кабанов С. К. В оазисах и степях Кеша и Нахшеба. Ташкент, 1988. 80 с.

Мешкерис В. А. Терракоты Самаркандского музея. Л., 1962. 107 с.

Мешкерис В. А. Согдийская терракота. Душанбе, 1989. 324 с.

Мухитдинов Х. Терракоты Саксанохура // Центральная Азия в кушанскую эпоху.

Тр. Междунар. конф. по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху. М., 1975. Т. 2. С. 378382.

Пидаев Ш. Р. Поселения кушанского времени Северной Бактрии. Ташкент, 1978. 144 с.

Пилипко В. Н. Древнее городище Одей-депе на среднем течении Амударьи // Каракумские древности. Ашхабад, 1979. Вып. 8. С. 27-54.

Пилипко В. Н. Поселения северо-западной Бактрии. Ашхабад, 1985. 216 с.

Пугаченкова Г. А. Коропластика древнего Мерва // ТЮТАКЭ. Ашхабад, 1962. Т. 2. С.118-148.

Пугаченкова Г. А. Халчаян. К проблеме художественной культуры Северной Бактрии. Ташкент, 1966. 287 с.

Пугаченкова Г. А. Новые данные о художественной культуре Бактрии // Из истории античной культуры Узбекистана. Ташкент, 1973. С. 78-128.

Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи кушан. М., 1979. 247 с.

Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии (древность и средневековье). М., 1982. 287 с.

Ремпель Л. И. Терракоты Мерва и статуи Нисы // ТЮТАКЭ. Ашхабад, 1949. Т. 2. С. 232-272.

Ремпель Л. И. Новые материалы к изучению древней скульптуры // ТЮТАКЭ. Ашхабад, 1953. Т. 2. С. 162-192.

Тургунов В. А. Малоизвестные кушанские памятники Северной Бактрии // Бактрийские древности. Л., 1976. С. 103-106.

Материал поступил в редколлегию 15.03.2008

А. А. БигкЬаиоу

PRODUCTS OF PLASTIC ART FROM ARAPHANA SETTLEMENT IN LEBAP REGION (TO A PROBLEM OF STUDYING ANCIENT AND MEDIEVAL CULTURES OF THE POPULATION OF THE COASTS OF THE MIDDLE AMUDARYA)

The results of archaeological excavations on the banks of the Middle Amudarya (Lebap region of Turkmenistan) have made it possible to refer this region to the group of historic-cultural areas of the Middle Asia, where works of coroplastic were widely spread. Arapkhana settlements excavations showed a great number of interesting terracotta figures. Among them three statuettes are of the most interest. They symbolize the same image - goddess with a fruit (a woman in a long attire). Terracotta representing an image of a female figure in a scaled clothe is also of a great interest. The image of an imprint obtained from the matrix representing young nude woman refers to the type of nude female figures. A figure of a rider on horseback is of the most particular interest. Ceramic workshop discovered in Arapkhana testifies a wide spread of manufacturing terracotta figures in the settlements of Middle Amudarya.

Keywords: archaeological researches, Middle Amudarya, Lebap region, Araphana, fine plastics, figures, from terracottas, the goddess of fertility, art culture, statuette, antiquity, the Middle Ages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.