Научная статья на тему 'ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА Н. Н. КРУШАНОВОЙ В КОЛЛЕКЦИИ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ'

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА Н. Н. КРУШАНОВОЙ В КОЛЛЕКЦИИ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. КРУШАНОВА / ИСКУССТВО САХАЛИНА / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ворожцова Евгения Владимировна

Статья посвящена творчеству мастера декоративного искусства Наталии Николаевны Крушановой, оригинального сахалинского художника, представляющего в своих работах возможности различных материалов и технических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKS OF DECORATIVE ART BY N. N. KRUSHANOVA IN THE COLLECTION OF THE SAKHALIN REGIONAL ART MUSEUM

The article focuses on the work of Natalia Nikolaevna Krushanova, the master of decorative art and the original Sakhalin artist who shows the possibilities of working with various materials and techniques.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА Н. Н. КРУШАНОВОЙ В КОЛЛЕКЦИИ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ»

• V 5

УДК 746

Е. В. Ворожцова

Сахалинский областной художественный музей Южно-Сахалинск, Россия

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА Н. Н. КРУШАНОВОЙ

В КОЛЛЕКЦИИ

САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Статья посвящена творчеству мастера декоративного искусства Наталии Николаевны Крушиновой, оригинального сахалинского художника, представляющего в своих работах возможности различных материалов и технических приемов.

Ключевые слова: Н. Н. Крушанова; искусство Сахалина; декоративное искусство.

H. Н. Крушанова. сНЕЖНЫЙ вечер. Панно. 2008-2010. Шерсть, валяние. 214x143

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

Сахалинский областной художественный музей, отметивший в 2020 году свое 37-летие, является единственным в области художественном музеем. Среди направлений комплектования коллекций - искусство дальневосточных художников, декоративно-прикладное и народное искусство, искусство коренных народов, русское искусство, христианское искусство, искусство стран Дальнего Востока.

Наталия Николаевна Крушанова является одним из известных сахалинских мастеров декоративно-прикладного искусства. В 2004 году окончила Сахалинское училище искусств (отделение дизайна).

Училась у известного сахалинского художника Дё Сон Ена. С 2000 по 2020 год работала преподавателем в Детской художественной школе г. Южно-Сахалинска.

Ее работы хранятся в собрании Сахалинского областного художественного музея: декоративные композиции, панно, выполненные в технике валяния из шерсти, керамические изразцы. Любовь к жизни во всех проявлениях, к родному острову наполняют произведения Кру-шановой, демонстрируя оригинальный, узнаваемый авторский стиль.

H.H. Крушанова - активный участник выставок и творческих конкурсов, проводимых Сахалинским областным ху-

дожественным музеем: «Сахалин о Чехове (2015)», «Чехов. Возвращение на Сахалин» (2010), «Космос!» (2011). В 2013 состоялась ее персональная выставка в выставочном зале Сахалинского отделения Союза художников России, в 2018 - персональная выставка «Солнцеворот» в большом зале Сахалинского областного художественного музея.

Круг тем, к которым обращается Круша-нова, очень широк. В фондах Сахалинского областного художественного музея представлено 18 работ. Это декоративные композиции, посвященные произведениям А.П. Чехова, и работы, раскрывающие тему космоса, сахалинской природы и образы народного искусства.

Настроение чеховских рассказов передано в композициях, где герои воплощены в образах кукол - живых и эмоциональных. В создании кукол она использует папье-маше, обращается к сложным сюжетам.

H.H. Крушанова увлеклась искусством создания кукол в 2000-х годах, в 2008 приняла участие в международной выставке «Время кукол» (Санкт-Петербург). Композиция, представленная в Санкт-Петербурге, была посвящена произведению Дж. Стейнбека «О мышах и людях», повествующему об истории сезонных рабочих во время Великой депрессии. Автору удалось найти адекватное сюжету решение. В 2010 году ее работа «Юрка» участвовала в IV Международном салоне кукол в Москве. Эти произведения сразу попали в частные коллекции и в Южно-Сахалинск уже не вернулись. В настоящее время H.H. Крушанова является членом Международного объединения авторов кукол.

Одна из тем, всерьез увлекшая художницу, посвящена личности и творчеству А.П. Чехова, совершившего в 1890 году знаменитое путешествие на сахалинскую каторгу. По итогам конкурсов «Сахалин о Чехове», «Чехов. Возвращение на Сахалин» в коллекцию музея были приобретены композиции Н. Н. Крушановой «Толстый и тонкий» (2009), «Анна на шее» (2009), «Человек в футляре»

(2014), «Палата № 6» (2015), «Попрыгунья»

(2015) по рассказам писателя.

t^J

Ж

H.H. Крушанова мастерски выбирает и воплощает в материале (папье-маше, бумага, текстиль, дерево, металл) тот или иной выразительный эпизод из рассказов, создает выразительные и точные образы героев. Зритель мгновенно считывает радость и изумление при встрече Толстого и Тонкого, тоску и безысходность «Палаты № 6», легкомыслие порхающей Попрыгуньи. Фигурки двух людей, бросившихся в объятия друг к другу, вскинувших руки в душевном порыве, изображают начало рассказа «Толстый

//. II. Крушанова. Композиция к рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2409. Бумага цветная, папье-маше, дерево. 15,8x26x23

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

11. II. Крушанова. Озоновая дырка. Композиция скульптурная. 2011. Текстиль, паперклей, тесьма, металл, папье-маше, прессовка, шитье, роспись. 50x36x34

Сахалинский областной художественный муки (Южно-Сахалинск)

и тонкий». На лице Тонкого, стремительно шагнувшего к другу детства (о чем свидетельствуют развевающиеся полы одежды), читается искренняя радость встречи с бывшим однокашником, акцентированные награды на груди тайного советника еще не завладели его вниманием.

Композиция «Анна на шее», напротив, представляет финальную сцену чеховского произведения, когда преобразившаяся Анна, осознавшая свою власть над мужем, вошла в новую для нее роль. H.H. Крушанова изображает Анну беззаботной, румяной, с белокурыми локонами, в легком пышном платье сине-голубого цвета, с глубоким декольте и шляпке с лентами, в буквальном смысле непринужденно восседающей на шее мужа. Локтем она опирается на его шляпу-цилиндр. Модест Алексеевич, напротив, показан согнувшимся, уставшим мужчиной с посеревшим лицом и измученной полуулыбкой. Контраст - эмоциональный и цветовой - способствует созданию рельефного, живого образа.

Не менее выразителен Человек в футляре: в руках фигурки, выглядывающей из большого темного футляра, зонтик, защищающий его от превратностей внешнего мира. Но все же на земле он стоит неустойчиво, опираясь только на одну ногу.

«Палата № 6» - наиболее пронзительная работа мастера. Композиция представляет больного, лежащего на кровати с металлическими спинками, укрепленной на темном деревянном полу. Скорчившийся человек в больничном костюме натягивает на себя одеяло. Взгляд полон безысходности и необыкновенно реалистичен. Лицо избороздили морщины, уголки губ опущены. Сине-зеленый цвет одежды, тонкие пожелтевшие подушка и одеяло подчеркивают тягостное впечатление.

Еще одной темой работ H.H. Крушановой является тема космоса. Философски лирична работа «Рождение звезды» (2011). Между руками облаченной в синие одежды Женщины-Вселенной парит прозрачная сфера с новой звездой - девочкой внутри. Полу-

прозрачная ткань платья, ажурное кружево подчеркивают хрупкий женский силуэт. Образ дарительницы новой жизни решен неординарно и символически: хрупка не только жизнь человека, но и планеты.

Оригинально авторское прочтение проблемы экологии планетарного масштаба в композиции «Озоновая дырка» (2011). Земля - озорная пританцовывающая девчушка с веснушками. Сквозь белую органзу платья просвечивает земной шар с океанами и материками. В руке Земля держит спутник -Луну. Седовласый ангел в очках, облаченный в бело-голубые одежды, бережно зашивает дырку на ее воздушном платье-атмосфере.

H.H. Крушанова использует в своих работах папье-маше, металл, текстиль, бумагу, паперклей, войлок, глину, масляные краски, выступает в роли скульптора, в буквальном смысле вылепливающего из бумажной массы героя, наделенного индивидуальным характером персонажа. В настоящее время она является мастером, работающим в разных техниках фелтинга. Одной из первых на Сахалине освоила технику мокрого валяния, прекрасно владеет секретами объемного, скульптурного войлока (техника сухого валяния).

Сегодня валяние из шерсти, один из самых древних видов прикладного искусства, на пике популярности. Особая техника рукоделия, в процессе которой из подготовленной шерсти создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары, вышла на уровень авторских произведений с высокими эстетическими качествами. Натуральная шерсть, обладающая хорошей свойлачиваемостью (при механической или тепло-влажностной обработке), выступает в роли материала, позволяющего создать уникальное художественное произведение.

Традиции изготовления войлока на территории Евразии имеют многовековую историю. Это доказывают уникальные артефакты из скифских курганов Южной Сибири (VII—III вв. до н.э.) [1]. У многих народов

Евразии войлок почитается как национальный символ, культурная ценность, знак традиционной связи поколений. Изготовление войлока признавалось своего рода трудовым праздником, в котором участвовали не только мастерицы и добровольные помощники, но и зрители, вовлеченные в положительное эмоциональное поле. Это было связано с мифологическими представлениями, с отношением к изготовлению предмета как космогоническому акту - созданию демиургом-мастером Космоса из Хаоса. Поэтому так важно было наполнить процесс творения не только смыслом, но и радостью. Кроме того, новый предмет мог предназначаться кому-нибудь в дар - новорожденному, новобрачным, новоселам, и от того, насколько удачным он получился, сколько душевных сил вложено в его создание, зависела судьба владельца [1].

В настоящее время интерес к этому виду искусства формируется в связи с новыми смыслами, которые получают рукотворные предметы: человеку в эпоху глобализации и стандартного производства необходима связь с изготовленной вручную вещью, обладающей собственным дизайном и наполненной энергией автора.

Традиции фелтинга в России, связанные с валяными бурками, кошмами, шляпами, коврами из овечьей шерсти, изготовленными с помощью так называемых шерстобит или шаповал [3], а также теплой и удобной русской обувью — валенками, которые изготавливаются непосредственно валянием со смачиванием шерсти горячим паром и натягиванием на специальные колодки, развиваются в области современного авторского войлока. Он появился в России в 1990 году, и связано это было с именем художника и дизайнера Александра Пилина, открывшего войлок как материал для арт-одежды.

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный

материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором, и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные вещи. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен - то есть плоских изделий. Эту технику Н. Н. Крушанова освоила одной из первых на Сахалине.

Творческое воображение художника преображает такой на первый взгляд простой материал, как войлок - нетканый текстиль, как его называют, в настоящие современные шедевры. Тепло войлока как материала усиливается теплом человеческого сердца и рук, которые доводят идею мастера до ее конеч-

Н. Н. Крушанова. Композиция к рассказу А.II. Чехова «Anua па шее». 2009.

Бумага цветная, папье-маше, дерево. 33x14,3x21,2

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

Н. 11. Крушанова. Рождение звезды. Композиция скульптурная. 2011.

Металл, текстиль, пластик, папье-маше, прессовка, монтаж, тонировка, шитье. 101x50x50 Сахалинский областной художественный му чен (Южно-Сахалинск)

ного воплощения. В пейзажах Крушановой запечатлены Сахалин, окружающее остров море, лес, города и люди.

В коллекцию Сахалинского областного художественного музея были приобретены панно: первое по времени создания - «сНЕЖНЫЙ вечер» (2008-2010) и «Побережье» (2017-2018), которое было создано специально для персональной выставки «Солнцеворот».

«сНЕЖНЫЙ вечер» рисует нам картину вечернего Южного (так называют Южно-Сахалинск его жители) 1960-х годов. Зимний заснеженный город воспринимается очень уютным. Эта работа напоминает картинку из детства - времени, «когда деревья были большими». Светлое пространство в нижней части композиции - это заснеженная

улица с выхваченным теплым желтым светом фонаря пятачком, в котором оказалась пара - девочка с собачкой. По сравнению с ними огромными кажутся деревья на переднем плане и трех-четырехэтажные дома. Яркие прямоугольники окон будто светятся на темном фоне строений, почти слившихся с цветом вечернего неба. При общей холодной цветовой гамме работа создает ощущение тепла и напоминает живописное произведение, в котором автор использует контраст синего с желтым. Крупный формат работы (214x143 см), в создании которой используется большое количество оттенков, тщательная разработка сюжета характеризуют руку мастера.

Триптих «Мелодия весны» (2016-2017) создан по мотивам образов русского народного искусства: в основу положен образ птицы. Древние мифы раскрывали значение птицы как символа жизни, солнца, света, так как с ней ассоциируется приход весны. Составляющие триптих панно «Березол», «Цветень» и «Травень», по названию весенних месяцев, изображают прекрасных сказочных птиц с процветшими хвостами в окружении деревьев и растительности и создают ощущение пробуждения природы.

В птице-весне, изображенной на центральном панно триптиха, фантазийно реализован мотив цветения: хохолок птицы - в виде цветка, распустившиеся цветы украшают тулово и хвост сказочного существа, перья - цветущие побеги. Автор использует нежно-зеленые, бирюзовые, светло-желтые, розовые оттенки с преобладанием синего и фиолетового тонов, вкрапления белого цвета. Сам триптих с волнообразным рельефным подчеркиванием края издалека напоминает роскошный узорный печатный пряник.

Панно «Побережье» (2017-2018) - ода островной сахалинской природе, чистому холодному морю, которое часто бывает именно серым, накатывает волны на кажущиеся яркими и разноцветными округлые, мокрые камни. Живыми выглядят кирпич-но-коричневые и розоватые морские звезды. За счет фактурной поверхности и отдельных

волокон шерсти, спускающихся витиеватыми прядями, создается эффект морской пены. Тонко переданы нюансы морской воды с вариациями серого и коричневого цветов. Панно отличает большой размер (180x285 см), разнообразие фактур. Толщина «прива-лянных» прядей шерсти влияют на интенсивность и плотность цвета. Сеть зеленого цвета неправильной формы, с разрывами и запутавшейся рыбкой дополняют образ, блестяще реализуя авторский замысел. Автор добивается эффектов передачи живой природы за счет мастерства технического воплощения задуманного.

Анализируя произведения из войлока, можно отметить развитие автора как мастера декоративно-прикладного искусства при обращении к темам пейзажа, сюжетной композиции, образам народного искусства.

Один из материалов, который использует H.H. Крушанова, - это глина. В дар музею были переданы изразцы собственного производства «Олень», «Полкан», «Русалка», «Грифон», «Лев», «Алконост». Так же, как и в триптихе «Мелодии весны», мы видим обращение к образам народного искусства. Традиции русского изразцового искусства в работах Наталии Николаевны прослеживаются в характерных образах и орнаментах. Вместе с тем это оригинальные авторские работы. Изразцовое искусство привлекло внимание мастера во время преподавания в Детской художественной школе г. Южно-Сахалинска.

Издавна глина являлась великолепным строительным материалом и первоосновой разнообразных керамических изделий. Изразец - глиняная обожженная плитка с румпой для крепления в стене или печи - известен в России с XVI века. Красные изразцы не поливались глазурями, муравленые, т.е. покрытые зеленой поливой, известны с XVII в.

Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавая им праздничность и нарядность. Изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов,

трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов [6]. Сюжеты черпали из окружающей жизни, легенд, преданий, мотивов резьбы по белому камню, вышивки. Истоки русского изразцового искусства стоит искать в Древнем Киеве Х-XI вв., Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках там были найдены первые русские керамические изделия, покрытые многоцветными прозрачными глазурями.

Два изображения на керамических плитках H.H. Крушановой (оборотная сторона у них плоская) напоминают печные изразцы XVI-XVII века московского производства: рельефный рисунок льва с чуть заостренной мордой, когтистыми лапами и процветшим хвостом обрамлен по углам растительным орнаментом. Фантастический грифон более детализирован. Перья и хвост, переданные в виде спиральных завитков, превращают его в мирное существо.

Не менее обаятельным кажется олень с миндалевидными глазами и раскидистыми завитыми рогами - растительными побегами, перекликающимися с зарослями, обрамляющими изображение животного. Олень был одним из основных сюжетов русского народного искусства. В период истории, когда главными формами бытия были охота и собирательство, дал пищу, одежду и соху нашему далекому предку. Рога - это буквально и есть первая соха [5].

11. П. Крушанова. Цветень. Панно. Из триптиха «Мелодия весны. Апрель». 2016-2017. Шерсть, войлок армированный, валяние мокрое. 130x185

Сахалинекии областной художественный музей (Южно-Сахали иск)

К фантастическим образам керамической плитки Крушановой относятся Полкан, Русалка, Алконост, сочетающие в себе признаки разных живых существ. Алконост - образ сказочной птицы-девы - передан по-детски наивно. Лев имеет процветший хвост, характерный для народного искусства. В качестве декора автор применяет на изразцах тонировку, в отдельных местах сочетая с глазурью.

Персональная выставка «Солнцеворот» явилась результатом накопленного творческого опыта. Центральной работой выставки было одноименное панно «Солнцеворот» (шерсть, армированный войлок, мокрое валяние) из личной коллекции автора. Размещенное в пространстве большого зала, оно ниспадало с внутреннего балкона второго этажа. Огненно-оранжевое Солнце с петухами в центре композиции задавало тон выставке.

Солнцевороты, или солнцестояния, являлись особыми моментами годового цикла, когда солнце, доходя до самой высшей или, наоборот, низшей точки на небе, поворачивалось - меняло направление своего движения. День зимнего солнцестояния является самым коротким днем в году, день летнего солнцестояния - самым длинным. Дни солнцестояний были точками отсчета новой жизни.

В состав выставки вошли комплексы «Сахалин», «Монголия», «Образы народного искусства», «Космос», «Мифы», «Герои литературных произведений», живописные работы, арт-объекты. В произведениях автору удалось воплотить не только широкий тематический диапазон, но и продемонстрировать высокую исполнительскую культуру. Разные техники валяния в одном произведении, использование модного сегодня нуно-фелтинга (сочетания в изделии различных материалов, таких как жатый шелк, отдельные шерстяные нити) дали оригинальные эффекты. Об этом говорится в отзывах о выставке: «Наталью Крушанову отличает грандиозный масштаб размеров - полотна и фантазии, тончайшая ювелирность исполнения замысла и трогательно-лирическая ин-

тонация в творческих посланиях. Шерстяная живопись для нее - способ поделиться мыслями о глубине мифологии, высоте космоса и Сахалине» [2].

В настоящее время H.H. Крушанова осваивает линогравюру и ткачество, что говорит о ней как об одном из самых оригинальных и перспективных художников Сахалина.

Литература

1. Антология авторского войлока / сост. Н. Шмакова. - Санкт-Петербург : Любавич, 2015. - 119 с. : ил.

2. Ильина, М. В областном художественном музее открылась выставка работ Натальи Крушановой // Sakhalin.Info. Новости Сахалина и Курил. - URL: https://sakhalin.info/news/146817 (дата обращения 04.06.2021).

3. История валяния // Ярмарка мастеров. - URL: https://www.livemaster.ru/topic/80353-istoriya-valyaniya (дата обращения 04.06.2021).

4. Космос! : каталог конкурсных работ / авт. ст. Н. Бржезовская ; ред. И. Малькова. - Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2011. - 36 с.

5. Латынин, Л. Основные сюжеты русского народного искусства. - Москва : Глас, 2006. - 144 с. : ил.

6. Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. : альбом. - Москва : Изобразительное искусство, 1983. - 307 с. : ил.

7. Сахалин о Чехове : каталог выставки-конкурса / авт. ст. Л. Яковец. - Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2015. - 48 с.

8. Чехов. Возвращение на Сахалин : каталог выставки-конкурса / авт. ст. Н. Бржезовская. - Южно-Сахалинск : Эйкон, 2010. - 45 с.

Об авторе

Ворожцова Евгения Владимировна - главный научный сотрудник раздела «Декоративно-прикладное искусство» Сахалинского областного художественного музея

E-mail: sakhartmuseuml983@mail.ru

WORKS OF DECORATIVE ART BY N. N. KRUSHANOVA IN THE COLLECTION OF THE SAKHALIN REGIONAL ART MUSEUM

Vorozhtsova Evgenia Vladimirovna

Chief Researcher of the section "Decorative and Applied Art", Sakhalin Regional Art Museum

Abstract: The article focuses on the work of Natalia Nikolaevna Krushanova, the master of decorative art and the original Sakhalin artist who shows the possibilities of working with various materials and techniques.

Keywords: N. N. Krushanova; Sakhalin art; decorative

art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.